Наука и технологии в Османской империи
За время своего 600-летнего существования Османская империя добилась значительных успехов в науке и технике во многих областях, включая математику , астрономию и медицину .
Традиционно считалось, что Золотой век ислама закончился в тринадцатом веке. [1] но был продлен до пятнадцатого [2] и шестнадцатый [3] некоторые века, включая продолжающуюся научную деятельность в Османской империи на западе, а также в Персии и Индии Великих Моголов на востоке.
Образование
[ редактировать ]


Развитие медресе
[ редактировать ]Учебное заведение медресе . , возникшее впервые в период Сельджуков , достигло своего расцвета во время правления Османской империи [4]
Образование османских женщин в области медицины
[ редактировать ]Гаремы были местами во дворце султана, где должны были оставаться его жены, дочери и рабыни. Однако зафиксированы случаи обучения здесь молодых девушек и мальчиков. Большая часть образования женщин в Османской империи была сосредоточена на обучении женщин быть хорошими домохозяйками и социальному этикету. [5] Хотя формальное образование женщин не пользовалось популярностью, женщины-врачи и хирурги все еще учитывались. Женщины-врачи получили неформальное образование вместо формального. [6] Однако первой должным образом обученной турецкой женщиной-врачом была Сафие Али . Али изучала медицину в Германии и открыла собственную практику в Стамбуле в 1922 году, за год до падения Османской империи .
Техническое образование
[ редактировать ]Стамбульского технического университета История началась в 1773 году. Он был основан султаном Мустафой III как Императорская военно-морская инженерная школа (первоначальное название: Мюхендишане-и Бахр-и Хумаюн) и первоначально предназначался для подготовки судостроителей и картографы. В 1795 году сфера деятельности школы была расширена для подготовки технических военных кадров для модернизации османской армии до соответствия европейским стандартам. В 1845 году инженерное отделение школы получило дальнейшее развитие с добавлением программы подготовки архитекторов. Объем и название школы были расширены и снова изменены в 1883 году, а в 1909 году школа стала государственной инженерной школой, целью которой была подготовка инженеров- строителей , которые могли бы создать новую инфраструктуру для развития империи. [7]
Астрономия
[ редактировать ]

Астрономия была очень важной дисциплиной в Османской империи.
Таки ад-Дин Позже построил Константинопольскую обсерваторию Таки ад-Дина в 1577 году, где он проводил астрономические наблюдения до 1580 года. Он создал Зидж (названный «Нескучная жемчужина ») и астрономические каталоги , которые были более точными, чем у его современника Тихо Браге. и Николай Коперник . Таки ад-Дин был также первым астрономом, который использовал десятичную точку в своих наблюдениях , а не шестидесятеричные дроби, используемые его современниками и предшественниками. Он также использовал метод Абу Райхана аль-Бируни «наблюдения по трем точкам». В «Дереве Набк » Таки ад-Дин описал три точки как «две из них находятся в оппозиции на эклиптике , а третья — в любом желаемом месте». Он использовал этот метод для расчета эксцентриситета орбиты Солнца и годового движения апогея ; до него то же самое делали Коперник, а вскоре после этого — Тихо Браге. Он также изобрел множество других астрономических инструментов, в том числе точные механические астрономические часы с 1556 по 1580 год. Благодаря его наблюдательным часам и другим более точным инструментам значения Таки ад-Дина были более точными. [8]
После разрушения Константинопольской обсерватории Таки ад-Дина в 1580 году астрономическая деятельность в Османской империи застопорилась до тех пор, пока в 1660 году не был введен коперниканский гелиоцентризм , когда османский ученый Ибрагим Эфенди аль-Зигетвари Тезкиречи перевел французскую астрономическую работу Ноэля Дюре (написанную в 1637 г.) на арабский язык. [9]
География
[ редактировать ]
Османский адмирал Пири Рейс ( турецкий : Пири Рейс или Хаджи Ахмет Мухиттин Пири Бей ) был мореплавателем , географом и картографом, работавшим в начале 1500-х годов. Сегодня он известен своими картами и схемами, собранными в его «Китаб-и Бахрие» ( «Книга навигации »), а также картой Пири Рейса , одной из старейших карт Америки, которые до сих пор существуют.
Его книга содержит подробные сведения о мореплавании, а также точные (для своего времени) карты с описанием важных портов и городов Средиземного моря . Его карта мира, составленная в 1513 году, является старейшим известным турецким атласом, показывающим Новый Свет . Карта была заново открыта немецким богословом Густавом Адольфом Дайссманом в 1929 году во время работы по каталогизации предметов, хранящихся в библиотеке дворца Топкапы . [10]
Лекарство
[ редактировать ]
Медицина в Османской империи практиковалась почти во всех слоях общества: врачи лечили пациентов дома, на рынках и в больницах. Лечение в этих разных местах в целом было одинаковым, но на всей территории Османской империи существовали разные методы лечения. Различные методологии включали гуморальные принципы, лечебную медицину, профилактическую медицину и пророческую медицину. [11] Османские больницы также приняли концепцию интегрализма, в которой использовался целостный подход к лечению. При выборе этого подхода учитывались качество жизни, уход и лечение как физического, так и психического здоровья. Интегралистический подход сформировал структуру Османской больницы, поскольку каждый сектор и группа работников занимались лечением различных аспектов благополучия пациентов. [11] Все разделяли общее мнение о доброте и учтивости в отношении к пациентам, но врачи лечили физическое тело, а музыканты использовали музыкальную терапию для лечения разума. Музыка считалась мощной исцеляющей мелодией, и разные звуки могли создавать разные психические состояния. [12]
Одним из первоначальных строительных блоков ранней османской медицины был гуморализм и представление о том, что болезнь является результатом неравновесия между четырьмя жидкостями тела. Каждая из четырех физиологических жидкостей связана с одним из четырех элементов: кровью и воздухом, слизью и водой, черной желчью и землей, желтой желчью и огнем. [13]
Лекарственное лечение в ранней османской медицине часто включало употребление продуктов питания и напитков. Кофе, принимаемый как в лечебных, так и в развлекательных целях, использовался для лечения проблем с желудком и несварения желудка, действуя как слабительное. [14] Стимулирующие свойства кофе со временем получили признание, и кофе стали использовать для снятия усталости и истощения. [14] На практике кофе в лечебных целях использовали больше гражданские лица, чем специалисты больниц.
Больницы и связанные с ними медицинские учреждения назывались под разными названиями: dârüşşifâ , dârüssıhhâ , şifâhâne , bîmaristân , bîmarhâne и timarhâne . [15] Больницы были учреждениями вакифов , занимавшимися благотворительностью и оказывавшими помощь людям всех социальных слоев. [12] Эстетические аспекты больниц, включая сады и архитектуру, были названы «исцеляющими по замыслу». [16] В больницах также были хаммамы или бани для лечения болезней пациентов. [17]
Первой османской больницей, основанной был комплекс веры Дарюшифа в 1470 году, ; он закрылся в 1824 году. [15] Уникальными особенностями больницы были разделение пациентов по полу и использование музыки для лечения психически больных. Баязид Дарушшифа был основан в 1488 году и наиболее известен своей уникальной архитектурой, которая оказала влияние на архитектуру более поздних европейских больниц. [15] Больница, построенная Айше Хафсой Султой в 1522 году, признана одной из самых уважаемых больниц Османской империи. [15] В больнице было выделено отдельное крыло для психически больных, а позже все лечение ограничили только психически больными. обеспечивало Медресе Бимаристана студентов- медиков . комбинированной теоретической и клинической работой в рамках стажировок в больнице [17]
Известная османская медицинская литература включает работы еврейского врача Мусы б. Хамун, написавший одну из первых книг, посвященных преимущественно стоматологии. [18] Хамун также написал «Рисале фи Табаи'л-Эдвие ве Истималиха» , в котором использовалась комбинация еврейских, арабских, греческих и европейских работ для передачи европейских медицинских знаний в Османское царство. [18] Писатель Ибн Кани, заметив распространенность употребления табака в Турции, перевел на испанский и арабский язык работы, в которых обсуждается использование табачного листа в лечении. [19] Врач Омер б. Работы Синана эль-Изники посвящены теме движения химической медицины, и в его двух книгах, «Китаб-и Кюнуз-и Хаяти'л-Инсан» и «Канун-и этибба-йи Фейлософан» , содержатся указания по производству лекарств. [18] Одним из ключевых вкладчиков в османское медицинское образование был Шанизаде Мехмед Атаулла Эфенди, чей Хамсе-и Шанизаде представил современную европейскую анатомию османской медицине. [18] В 1873 году Джемаледдин Эфенди и группа студентов Императорской медицинской школы выпустили Lügat-i Tıbbiye , первый современный медицинский словарь, написанный на турецком языке. Шерафеддин Сабунчуоглу был автором « Cerrahiyyetu'l-Haniyye» ( «Императорская хирургия »), первого иллюстрированного хирургического атласа, и «Mücerrebname» ( «О попытке» ). Cerrahiyyetu'l -Haniyye ( «Императорская хирургия ») был первым хирургическим атласом и последней крупной медицинской энциклопедией исламского мира . Хотя его работа во многом была основана на Абу аль-Касима аз-Захрави , «Ат-Тасрифе» Сабунджоглу внес много собственных новшеств. Женщины-хирурги также были впервые проиллюстрированы в « Серрахийетул-Хание» . [20]
Первой современной медицинской школой Османской империи была Военно-морская медицинская школа, или Терсане Тиббиеси , основанная в январе 1806 года. [17] Образование в школе было в основном европейским, с использованием текстов на итальянском или французском языке и медицинских журналов, издаваемых в Европе. Бехчет Эфенди основал Императорскую медицинскую школу Тибхане -И-Эмир в Стамбуле в 1827 году, которая основывалась на следующих структурных принципах: прием только студентов-мусульман, а преподавание будет почти полностью на французском языке. [18] В 1839 году, после реформы Танзимата , школа была открыта и для немусульман. [18] После этого студенты-немусульмане стали большинством выпускников и смогли лучше адаптироваться и воспользоваться преимуществами европейского образования, поскольку многие из них уже говорили по-французски и были помещены в более высокий класс школы. Гражданская медицинская школа ( Mekteb-I Tıbbiye-I Mülkiye ) была основана в 1866 году для увеличения числа врачей-мусульман. [17] Преподавание в школе велось на турецком языке и было сосредоточено на подготовке студентов к тому, чтобы они стали гражданскими врачами, а не военными врачами. [18]
Османская медицина в середине девятнадцатого века создала учреждения профилактической медицины и общественного здравоохранения. [21] карантинный офис и карантинный совет - Медклис-и Тахафуз-и Ула . Были созданы [22] Со временем совет стал международной организацией с участием европейских стран, США, Ирана и России. [22] Карантинная администрация, основанная в 1838 году, установила постоянные противочумные карантины, основанные на модели карантина в западном Средиземноморье, по всей Османской империи. [23]
Османская империя также была домом для многих учреждений, организованных с целью исследований и исследований прививочной вакцинации. В Стамбуле в 1877 году была основана Стамбульская бактериологическая лаборатория по борьбе с бешенством для исследований в области микробиологии и тестирования прививок от бешенства. [18] В конце девятнадцатого века также были созданы Лаборатория вакцинации против оспы и Императорский центр вакцинации. [18]
Первая османская больница Дар аль-Шифа (буквально «дом здоровья») была построена в столице Османской империи Бурсе в 1399 году. [24] Эта и последующие больницы были устроены аналогично больницам Империи Сельджуков , где «даже раненые крестоносцы предпочитали врачей-мусульман, поскольку они были очень хорошо осведомлены». [25] Однако в османских больницах психически больных пациентов лечили с помощью музыкальной терапии в отдельных зданиях, которые все еще были частью больничного комплекса. Различные психические заболевания лечились разными способами музыкальной терапии. [26] Больницы Османской империи в первую очередь создавались и использовались для лечения больных, а затем превратились в центры преподавания медицинских наук. [27]
Физика
[ редактировать ]В 1574 году Таки ад-Дин (1526–1585) написал последний крупный арабский труд по оптике , озаглавленный «Китаб Нур хадакат аль-ибсар ва-нур хакикат аль-анзар» ( «Книга света ученика видения и света видения»). «Истина взглядов ), содержащая экспериментальные в трёх томах исследования по зрению , света отражению » и преломлению . В книге рассматриваются структура света, его распространение и глобальное преломление, а также связь между светом и цветом . В первом томе он обсуждает «природу света, источник света, природу распространения света, формирование зрения и влияние света на глаз и зрение». Во втором томе он приводит «экспериментальное доказательство зеркального отражения как случайного, так и основного света, полную формулировку законов отражения, а также описание конструкции и использования медного прибора для измерения отражений от плоских . сферических объектов» цилиндрические и конические зеркала , выпуклые или вогнутые». Третий том «анализирует важный вопрос об изменениях, которым подвергается свет во время путешествия в среды, имеющие различную плотность , т. е. природу преломленного света, образование преломления, природу изображений, образуемых преломленным светом».
Механическая технология
[ редактировать ]В 1559 году Таки ад-Дин изобрел шестицилиндровый «моноблок» насос . Это была с гидроприводом, водоподъемная включавшая машина в себя клапаны , всасывающую и нагнетательную трубы, поршневые штоки со свинцовыми грузами, переключения рычаги с шарнирными соединениями и кулачки на оси водяным приводом черпального колеса с . [28] Его «моноблочный» насос также мог создавать частичный вакуум .
Механические часы
[ редактировать ]
Османский в любое время , инженер Таки ад-Дин изобрел механические астрономические часы , способные подавать сигнал тревоги указанное пользователем. Он описал часы в своей книге « Самые яркие звезды для создания механических часов» ( Аль-Кавакиб ад-дуррийя фи вадх' аль-банкамат ад-даврийя ), опубликованной в 1559 году. Подобно более ранним европейским будильникам 15-го века, [29] [30] его часы были способны звучать в определенное время, что достигалось путем помещения колышка на циферблат. В запрошенное время привязка активировала вызывное устройство. Эти часы имели три циферблата , которые показывали часы, градусы и минуты.
Позже он сконструировал наблюдательные часы для помощи в наблюдениях в своей Константинопольской обсерватории Таки ад-Дина (1577–1580). В своем трактате «Древо Набка крайностей мысли » он писал: «Мы сконструировали механические часы с тремя циферблатами, показывающими часы, минуты и секунды. Каждую минуту мы разделили на пять секунд». Это было важным нововведением в практической астрономии XVI века, поскольку в начале века часы не были достаточно точными, чтобы их можно было использовать в астрономических целях. [8]
Пример часов, измеряющих время в минутах, был создан османским часовщиком Мешуром Шейхом Деде в 1702 году. [31]
Мощность пара
[ редактировать ]В 1551 году Таки ад-Дин описал ранний пример импульсной паровой турбины , а также отметил практическое применение паровой турбины в качестве первичного двигателя для вращения вертела , предшествующего более поздней импульсной паровой турбине Джованни Бранки 1629 года. Таки ад-Дин описал такое устройство в своей книге « Ат-Турук ас-сания фи аль-алат аль-рухания» ( «Возвышенные методы духовных машин» ), завершенной в 1551 году нашей эры (959 года хиджры). [32] (См. Паровой разъем .)
Промышленность Османского Египта начала переходить на паровую энергию в начале 19 века. В Египте при Мухаммеде Али производство первоначально было основано на оборудовании, которое опиралось на традиционные источники энергии, такие как сила животных , водяные колеса и ветряные мельницы , которые также были основными источниками энергии в Западной Европе примерно до 1870 года. промышленное Египет в начале 19 века паровые двигатели были внедрены в египетское промышленное производство, при этом котлы изготавливались и устанавливались в таких отраслях, как металлургические заводы , текстильное производство, бумажные фабрики и шелушильные фабрики. Хотя в Египте не хватало угольных месторождений, старатели искали там угольные месторождения и импортировали уголь из-за границы по ценам, аналогичным ценам, которые стоил импортный уголь во Франции, до 1830-х годов, когда Египет получил доступ к источникам угля в Ливане , который годовая добыча угля составляла 4000 тонн. По сравнению с Западной Европой Египет также имел превосходное сельское хозяйство и эффективную транспортную сеть через Нил . Историк экономики Жан Бату утверждает, что необходимые экономические условия для быстрой индустриализации существовали в Египте в 1820–1830-х годах, а также для использования нефти в качестве потенциального источника энергии для паровых двигателей позже в 19 веке. [33]
Военный
[ редактировать ]


Османская империя в 16 веке была известна своей военной мощью на всей территории Южной Европы и Ближнего Востока. Аркебуза , «также пишется как аркебуза , также называемая хакбут , первое ружье, стреляющее с плеча, гладкоствольный фитильный замок с прикладом, напоминающим приклад винтовки». [34] Он также впервые появился в Османской империи и назывался пистолетом. Немецкое ружье произошло от немецкого слова «крючковое ружье». [34]
Османская артиллерия включала в себя ряд пушек , большинство из которых были спроектированы турецкими инженерами, а также пушку, спроектированную венгерским инженером Орбаном . [35] [36] который ранее предлагал свои услуги Византийской империи императору Константину XI . [37] [38] Цена Орбана на пушки была высока, поэтому император Константинополя византийский не мог себе ее позволить. Мехмед II был полон решимости выиграть битву и использовал пушки, чтобы пробить огромную стену Константинополя во время осады Константинополя 6 апреля 1453 года.
Дарданелльское орудие было спроектировано и отлито из бронзы в 1464 году Муниром Али, весило почти тонну и имело длину 5,18 метра. [ нужна ссылка ] Большая пушка стреляла снарядами калибра 635 мм и могла стрелять мраморными валунами. Для сравнения: этот снаряд был почти в 6 раз больше основного британского танкового орудия калибра 120 мм. [ нужна ссылка ] Дарданелльское орудие все еще присутствовало на службе более 340 лет спустя, в 1807 году, когда появились силы Королевского флота и начали Дарданелльскую операцию . Турецкие войска загрузили древние реликвии топливом и снарядами , а затем обстреляли ими британские корабли. В результате этого обстрела британская эскадра потеряла 28 человек. [39]
Мушкет . появился в Османской империи к 1465 году [40] Дамасская сталь использовалась при производстве огнестрельного оружия, например, мушкета 16 века. [41] Мушкет — это длинное ружье, появившееся в Османской империи к 1465 году. Это были большие ручные ружья, сделанные из стали и способные пробивать тяжелую броню; однако к середине 16 века эти орудия исчезли, поскольку тяжелая броня пришла в упадок. Было еще много версий мушкета, который в конечном итоге стал известен как винтовка. В 15 веке османы усовершенствовали мушкет, создав ружье с рычагом и пружиной. [42] Их было гораздо проще использовать во время боя. В конце концов винтовка, которую мы знаем сегодня, положила конец эпохе мушкетов.
Турецкие аркебузы, возможно, достигли Китая раньше португальских. [43] В 1598 году китайский писатель Чжао Шичжэнь описал турецкие мушкеты как превосходящие европейские. [44]
В китайской военной книге «У Пей Чжи » (1621 г.) описывается турецкий мушкет, в котором вместо фитильного замка используется реечный механизм . При отпускании триггера обе стойки автоматически возвращаются в исходное положение. Известно, что это был первый случай использования реечного механизма в огнестрельном оружии, при этом в то время не было никаких доказательств его использования в каком-либо огнестрельном оружии Европы или Восточной Азии. [45]
Военные Османской империи также были тактически опытны в использовании стрелкового оружия, такого как винтовки и пистолеты . Как и многие другие великие державы, Османская империя выдала винтовку Маузер M1903 с продольно-скользящим затвором своей самой элитной пехоте и кавалерии на передовой, также известной как янычары . [46] Благодаря коробчатому магазину на пять патронов и максимальной эффективной дальности стрельбы 600 метров османы могли эффективно поражать солдат противника, когда они не могли использовать пушки полевой артиллерии. Подразделениям второй линии, или Джардамам, в основном предоставлялось устаревшее однозарядное оружие, такое как винтовки M1887, винтовки M1874 или револьверы более старых моделей. [46] Офицерам армии Османской империи было разрешено приобретать собственные пистолеты у различных европейских мастеров.
См. также
[ редактировать ]- Список османских ученых
- Али Кушджи
- Хезарфен Ахмет Челеби , османский летчик.
- Лагари Хасан Челеби , османский летчик.
- Список изобретений в средневековом исламском мире
- Пири Рейс
- Наука в средневековом исламском мире
- Таки ад-Дин Мухаммад ибн Маруф
- Хронология науки и техники в исламском мире
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэтью Э. Фалагас, Эффи А. Заркадулия, Джордж Самонис (2006). «Арабская наука в золотой век (750–1258 гг. Н. Э.) и сегодня», Журнал FASEB 20 : 1581–6.
- ^ Джордж Салиба (1994), История арабской астрономии: планетарные теории во время золотого века ислама , стр. 245, 250, 256–7, New York University Press , ISBN 0814780237
- ^ Ахмад И. Хасан , Факторы упадка исламской науки после шестнадцатого века
- ^ Инальчик, Халил. 1973. «Обучение, медресе и улемы». В Османской империи: классический век 1300–1600 гг . Нью-Йорк: Прегер, стр. 165–178.
- ^ Гелишлы, Юджел (2004). «Образование женщин от Османской империи до современной Турции». SEER: Журнал по труду и социальным вопросам в Восточной Европе . 7 (4): 121–135. ISSN 1435-2869 . JSTOR 43293079 .
- ^ «Мусульманские женщины-целительницы средневековой и ранней современной Османской империи - Hektoen International» . hekint.org . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ «МСЭ – История» . www.itu.edu.tr. Стамбульский технический университет . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Севим Текели, «Таки ад-Дин», в Хелейн Селин (1997), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Kluwer Academic Publishers , ISBN 0792340663 .
- ^ Закен, Авнер Бен (2004). «Небеса неба и небеса сердца: османский культурный контекст для внедрения посткоперниканской астрономии». Британский журнал истории науки . 37 . Издательство Кембриджского университета : 1–28. дои : 10.1017/S0007087403005302 . S2CID 171015647 .
- ^ А. Гербер, Филолог Дайссманн , Берлин, 2010, 198–201.
- ^ Jump up to: а б Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 187. ИСБН 978-1-4384-2529-0 .
- ^ Jump up to: а б Эрдал, Гюльшен; Эрбаш, Джилкнур (2013). «Дарушшифас, где музыкальная угроза практиковалась во времена анатолийских сельджуков и османов» . Журнал исторических исследований культуры и искусства . 2 . Университет Карабук: 3. doi : 10.7596/taksad.v2i1.99 – через JSTOR.
- ^ Тургут, Мехмет; Акчичек, Ибрагим Эрен; Тургут, Ахмет Тунчай; Языджи, Юксель Айдын (2008), «Медицина в Османской империи», в Селин, Хелейн (редактор), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Springer Нидерланды, стр. 1–11, номер домена : 10.1007/978-94-007-3934-5_9955-1 , ISBN. 978-94-007-3934-5
- ^ Jump up to: а б Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 187. ИСБН 978-1-4384-2529-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Ихсаноглу, Экмеледдин (2002). История Османского государства, общества и цивилизации . Стамбул: ИРСИКА. п. 400.
- ^ Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 187. ИСБН 978-1-4384-2529-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Тургут, Мехмет; Акчичек, Ибрагим Эрен; Тургут, Ахмет Тунчай; Языджи, Юксель Айдын (2014), «Больницы и медицинские школы в Османской империи», в Селин, Хелейн (редактор), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Springer Нидерланды, стр. 1–11, номер домена : 10.1007/978-94-007-3934-5_9955-2 , ISBN. 978-94-007-3934-5
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ихсаноглу, Экмеледдин (2002). История Османского государства, общества и цивилизации . Стамбул: ИРСИКА. стр. 400–506.
- ^ Кермели, Евгения (2014). «Спор о табаке в османском христианском и мусульманском дискурсе раннего Нового времени». Журнал турецких исследований Университета Хаджеттепе . 11:21 – через Google Scholar.
- ^ Г. Бадемчи (2006), «Первые иллюстрации женщин-нейрохирургов в пятнадцатом веке Серефеддина Сабункуоглу», Neurocirugía 17 : 162–5
- ^ Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 87–189. ISBN 978-1-4384-2529-0 .
- ^ Jump up to: а б БУЛМУШ, БИРСЕН (2012), «Хамдан бин Эль-Мерхум Осман и карантинная реформа Османской империи», Чума, карантины и геополитика в Османской империи , Издательство Эдинбургского университета, стр. 97–129, ISBN 978-0-7486-4659-3 , JSTOR 10.3366/j.ctt3fgqx4.9
- ^ Хамед-Троянский, Владимир (2021). «Османские и египетские карантины и европейские дебаты о чуме в 1830–1840-х годах». Прошлое и настоящее (253): 235–270. doi : 10.1093/pastj/gtaa017 .
- ^ Вирк, Захария (2017). Вклад мусульман в науку . США: Страна сапфиров. стр. 100-1 101–102.
- ^ Баям, Левент; Стогианнос, Василейос; Хаваджа, Саджид; Смит, Роберт; Дрампалос, Эфстатиос (2019). «Эволюция лазарета в Средневековье; социальный, экономический и религиозный статус» . Восточный медицинский журнал . 24 (2): 252–256. дои : 10.5505/ejm.2019.95967 . ISSN 1301-0883 .
- ^ «Османская музыкальная терапия «Мусульманское наследие» . 11 марта 2009 года . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ ТЕКИН, Бекир Хусейн (31 мая 2018 г.). «Изменение архитектурных особенностей перепрофилированных медресе Мимара Синана в Стамбуле в связи с их новой функцией» . Журнал науки и техники Аль-Джазари . 5 (2): 331–345. doi : 10.31202/ecjse.378253 . ISSN 2148-3736 .
- ^ Хилл, Дональд Рутледж (1996). «Инжиниринг». В Рашеде, Рошди; Морелон, Режис (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. стр. 751–795. ISBN 978-0-415-12410-2 . : 779
- ^ с. 249, Энциклопедия декоративного искусства The Grove , Гордон Кэмпбелл, том. 1, Издательство Оксфордского университета, 2006 г., ISBN 0195189485 .
- ^ «Монастырские будильники, итальянский». Архивировано 21 ноября 2008 г. в Wayback Machine , статья в Clock Dictionary.
- ^ Хортон, Пол (июль – август 1977 г.). «Турецкие часы Топкапы» . Saudi Aramco World : 10–13 . Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ Ахмад И. Хасан (1976), Таки ад-Дин и арабское машиностроение , стр. 34-35. Институт истории арабской науки Университета Алеппо .
- ^ Жан Бату (1991). Между развитием и отсталостью: ранние попытки индустриализации периферии, 1800–1870 гг . Библиотека Дроз . стр. 193–196. ISBN 9782600042932 .
- ^ Jump up to: а б «Дробовик | оружие» . Британская энциклопедия . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Хаммер, Пол Э.Дж. (2017). Война в Европе раннего Нового времени 1450–1660 гг . Рутледж. п. 511. ИСБН 9781351873765 .
- ^ Агостон 2005 , стр. 45–46.
- ^ Рансиман, Стивен (1990). Падение Константинополя, 1453 год . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521398329 . , стр.79-80
- ^ Николь, Дэвид (2000). Константинополь 1453 год: конец Византии . Издательство Оспри. ISBN 1-84176-091-9 . , стр. 13, 22
- ^ Шмидтхен, Волкер (1977b), «Гигантские орудия 15 века. Высшие технические достижения своего времени», History of Technology 44 (3): 213–237 (226–228).
- ^ Аялон, Дэвид (2013). Порох и огнестрельное оружие в королевстве мамлюков: вызов средневековому обществу (1956) . Рутледж . п. 126. ИСБН 9781136277320 .
- ^ Пейси, Арнольд (1991). Технологии в мировой цивилизации: тысячелетняя история . МТИ Пресс. п. 80. ИСБН 978-0-262-66072-3 .
- ^ Пейси, Арнольд (1991). Технологии в мировой цивилизации: тысячелетняя история . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-66072-3 .
- ^ Чейз 2003 , с. 144.
- ^ Нидхэм, Джозеф (1987). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии: Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета . п. 444. ИСБН 9780521303583 .
- ^ Нидхэм, Джозеф (1987). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии: Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета . п. 446. ИСБН 9780521303583 .
- ^ Jump up to: а б «Оружие Османской армии - Османская империя | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . nzhistory.govt.nz . Проверено 22 ноября 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- История астрономической литературы в период Османской империи , Экмеледдин Ихсаноглу
- Агостон, Габор (2005). Оружие для султана: военная мощь и оружейная промышленность Османской империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521843133 .
- Чейз, Кеннет (2003), Огнестрельное оружие: глобальная история до 1700 года , Cambridge University Press, ISBN 0-521-82274-2 .
- «Оружие Османской армии - Османская империя | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн». nzhistory.govt.nz . Проверено 22 ноября 2019 г.
- 5 видов оружия, использовавшегося османами , найдено 22 ноября 2019 г.
- «Османский военный оркестр» , Arc.Ask3.Ru , 30 сентября 2019 г., дата обращения 22 ноября 2019 г.
- «Мехтер-старейшая группа в мире». веб.архив.орг . 1 января 2014 г. Проверено 22 ноября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Наука среди османов: культурное творчество и обмен знаниями , Мири Шефер-Моссенсон, 2015, University of Texas Press