Jump to content

Наука и технологии в Османской империи

За время своего 600-летнего существования Османская империя добилась значительных успехов в науке и технике во многих областях, включая математику , астрономию и медицину .

Традиционно считалось, что Золотой век ислама закончился в тринадцатом веке. [1] но был продлен до пятнадцатого [2] и шестнадцатый [3] некоторые века, включая продолжающуюся научную деятельность в Османской империи на западе, а также в Персии и Индии Великих Моголов на востоке.

Образование

[ редактировать ]
Государственная библиотека Беязыт была основана в 1884 году.
Государственная библиотека Беязыт была основана в 1884 году.
Стамбульский университет – старейший университет Турции.

Развитие медресе

[ редактировать ]

Учебное заведение медресе . , возникшее впервые в период Сельджуков , достигло своего расцвета во время правления Османской империи [4]

Образование османских женщин в области медицины

[ редактировать ]

Гаремы были местами во дворце султана, где должны были оставаться его жены, дочери и рабыни. Однако зафиксированы случаи обучения здесь молодых девушек и мальчиков. Большая часть образования женщин в Османской империи была сосредоточена на обучении женщин быть хорошими домохозяйками и социальному этикету. [5] Хотя формальное образование женщин не пользовалось популярностью, женщины-врачи и хирурги все еще учитывались. Женщины-врачи получили неформальное образование вместо формального. [6] Однако первой должным образом обученной турецкой женщиной-врачом была Сафие Али . Али изучала медицину в Германии и открыла собственную практику в Стамбуле в 1922 году, за год до падения Османской империи .

Техническое образование

[ редактировать ]

Стамбульского технического университета История началась в 1773 году. Он был основан султаном Мустафой III как Императорская военно-морская инженерная школа (первоначальное название: Мюхендишане-и Бахр-и Хумаюн) и первоначально предназначался для подготовки судостроителей и картографы. В 1795 году сфера деятельности школы была расширена для подготовки технических военных кадров для модернизации османской армии до соответствия европейским стандартам. В 1845 году инженерное отделение школы получило дальнейшее развитие с добавлением программы подготовки архитекторов. Объем и название школы были расширены и снова изменены в 1883 году, а в 1909 году школа стала государственной инженерной школой, целью которой была подготовка инженеров- строителей , которые могли бы создать новую инфраструктуру для развития империи. [7]

Астрономия

[ редактировать ]
Работа в обсерватории Таки ад-Дина .
Османской обсерватории Астрономы и астрологи во главе с мюнекчимбаши (главным астрологом) используют секстант .

Астрономия была очень важной дисциплиной в Османской империи.

Таки ад-Дин Позже построил Константинопольскую обсерваторию Таки ад-Дина в 1577 году, где он проводил астрономические наблюдения до 1580 года. Он создал Зидж (названный «Нескучная жемчужина ») и астрономические каталоги , которые были более точными, чем у его современника Тихо Браге. и Николай Коперник . Таки ад-Дин был также первым астрономом, который использовал десятичную точку в своих наблюдениях , а не шестидесятеричные дроби, используемые его современниками и предшественниками. Он также использовал метод Абу Райхана аль-Бируни «наблюдения по трем точкам». В «Дереве Набк » Таки ад-Дин описал три точки как «две из них находятся в оппозиции на эклиптике , а третья — в любом желаемом месте». Он использовал этот метод для расчета эксцентриситета орбиты Солнца и годового движения апогея ; до него то же самое делали Коперник, а вскоре после этого — Тихо Браге. Он также изобрел множество других астрономических инструментов, в том числе точные механические астрономические часы с 1556 по 1580 год. Благодаря его наблюдательным часам и другим более точным инструментам значения Таки ад-Дина были более точными. [8]

После разрушения Константинопольской обсерватории Таки ад-Дина в 1580 году астрономическая деятельность в Османской империи застопорилась до тех пор, пока в 1660 году не был введен коперниканский гелиоцентризм , когда османский ученый Ибрагим Эфенди аль-Зигетвари Тезкиречи перевел французскую астрономическую работу Ноэля Дюре (написанную в 1637 г.) на арабский язык. [9]

География

[ редактировать ]
Карта Пири Рейса .

Османский адмирал Пири Рейс ( турецкий : Пири Рейс или Хаджи Ахмет Мухиттин Пири Бей ) был мореплавателем , географом и картографом, работавшим в начале 1500-х годов. Сегодня он известен своими картами и схемами, собранными в его «Китаб-и Бахрие» ( «Книга навигации »), а также картой Пири Рейса , одной из старейших карт Америки, которые до сих пор существуют.

Его книга содержит подробные сведения о мореплавании, а также точные (для своего времени) карты с описанием важных портов и городов Средиземного моря . Его карта мира, составленная в 1513 году, является старейшим известным турецким атласом, показывающим Новый Свет . Карта была заново открыта немецким богословом Густавом Адольфом Дайссманом в 1929 году во время работы по каталогизации предметов, хранящихся в библиотеке дворца Топкапы . [10]

Лекарство

[ редактировать ]
Кампус Хайдарпаша Университета Мармара, первоначально Имперского медицинского колледжа (Мектеб-и Тиббие-и Шахане), Стамбул .

Медицина в Османской империи практиковалась почти во всех слоях общества: врачи лечили пациентов дома, на рынках и в больницах. Лечение в этих разных местах в целом было одинаковым, но на всей территории Османской империи существовали разные методы лечения. Различные методологии включали гуморальные принципы, лечебную медицину, профилактическую медицину и пророческую медицину. [11] Османские больницы также приняли концепцию интегрализма, в которой использовался целостный подход к лечению. При выборе этого подхода учитывались качество жизни, уход и лечение как физического, так и психического здоровья. Интегралистический подход сформировал структуру Османской больницы, поскольку каждый сектор и группа работников занимались лечением различных аспектов благополучия пациентов. [11] Все разделяли общее мнение о доброте и учтивости в отношении к пациентам, но врачи лечили физическое тело, а музыканты использовали музыкальную терапию для лечения разума. Музыка считалась мощной исцеляющей мелодией, и разные звуки могли создавать разные психические состояния. [12]

Одним из первоначальных строительных блоков ранней османской медицины был гуморализм и представление о том, что болезнь является результатом неравновесия между четырьмя жидкостями тела. Каждая из четырех физиологических жидкостей связана с одним из четырех элементов: кровью и воздухом, слизью и водой, черной желчью и землей, желтой желчью и огнем. [13]

Лекарственное лечение в ранней османской медицине часто включало употребление продуктов питания и напитков. Кофе, принимаемый как в лечебных, так и в развлекательных целях, использовался для лечения проблем с желудком и несварения желудка, действуя как слабительное. [14] Стимулирующие свойства кофе со временем получили признание, и кофе стали использовать для снятия усталости и истощения. [14] На практике кофе в лечебных целях использовали больше гражданские лица, чем специалисты больниц.

Больницы и связанные с ними медицинские учреждения назывались под разными названиями: dârüşşifâ , dârüssıhhâ , şifâhâne , bîmaristân , bîmarhâne и timarhâne . [15] Больницы были учреждениями вакифов , занимавшимися благотворительностью и оказывавшими помощь людям всех социальных слоев. [12] Эстетические аспекты больниц, включая сады и архитектуру, были названы «исцеляющими по замыслу». [16] В больницах также были хаммамы или бани для лечения болезней пациентов. [17]

Первой османской больницей, основанной был комплекс веры Дарюшифа в 1470 году, ; он закрылся в 1824 году. [15] Уникальными особенностями больницы были разделение пациентов по полу и использование музыки для лечения психически больных. Баязид Дарушшифа был основан в 1488 году и наиболее известен своей уникальной архитектурой, которая оказала влияние на архитектуру более поздних европейских больниц. [15] Больница, построенная Айше Хафсой Султой в 1522 году, признана одной из самых уважаемых больниц Османской империи. [15] В больнице было выделено отдельное крыло для психически больных, а позже все лечение ограничили только психически больными. обеспечивало Медресе Бимаристана студентов- медиков . комбинированной теоретической и клинической работой в рамках стажировок в больнице [17]

Известная османская медицинская литература включает работы еврейского врача Мусы б. Хамун, написавший одну из первых книг, посвященных преимущественно стоматологии. [18] Хамун также написал «Рисале фи Табаи'л-Эдвие ве Истималиха» , в котором использовалась комбинация еврейских, арабских, греческих и европейских работ для передачи европейских медицинских знаний в Османское царство. [18] Писатель Ибн Кани, заметив распространенность употребления табака в Турции, перевел на испанский и арабский язык работы, в которых обсуждается использование табачного листа в лечении. [19] Врач Омер б. Работы Синана эль-Изники посвящены теме движения химической медицины, и в его двух книгах, «Китаб-и Кюнуз-и Хаяти'л-Инсан» и «Канун-и этибба-йи Фейлософан» , содержатся указания по производству лекарств. [18] Одним из ключевых вкладчиков в османское медицинское образование был Шанизаде Мехмед Атаулла Эфенди, чей Хамсе-и Шанизаде представил современную европейскую анатомию османской медицине. [18] В 1873 году Джемаледдин Эфенди и группа студентов Императорской медицинской школы выпустили Lügat-i Tıbbiye , первый современный медицинский словарь, написанный на турецком языке. Шерафеддин Сабунчуоглу был автором « Cerrahiyyetu'l-Haniyye» ( «Императорская хирургия »), первого иллюстрированного хирургического атласа, и «Mücerrebname» ( «О попытке» ). Cerrahiyyetu'l -Haniyye ( «Императорская хирургия ») был первым хирургическим атласом и последней крупной медицинской энциклопедией исламского мира . Хотя его работа во многом была основана на Абу аль-Касима аз-Захрави , «Ат-Тасрифе» Сабунджоглу внес много собственных новшеств. Женщины-хирурги также были впервые проиллюстрированы в « Серрахийетул-Хание» . [20]

Первой современной медицинской школой Османской империи была Военно-морская медицинская школа, или Терсане Тиббиеси , основанная в январе 1806 года. [17] Образование в школе было в основном европейским, с использованием текстов на итальянском или французском языке и медицинских журналов, издаваемых в Европе. Бехчет Эфенди основал Императорскую медицинскую школу Тибхане -И-Эмир в Стамбуле в 1827 году, которая основывалась на следующих структурных принципах: прием только студентов-мусульман, а преподавание будет почти полностью на французском языке. [18] В 1839 году, после реформы Танзимата , школа была открыта и для немусульман. [18] После этого студенты-немусульмане стали большинством выпускников и смогли лучше адаптироваться и воспользоваться преимуществами европейского образования, поскольку многие из них уже говорили по-французски и были помещены в более высокий класс школы. Гражданская медицинская школа ( Mekteb-I Tıbbiye-I Mülkiye ) была основана в 1866 году для увеличения числа врачей-мусульман. [17] Преподавание в школе велось на турецком языке и было сосредоточено на подготовке студентов к тому, чтобы они стали гражданскими врачами, а не военными врачами. [18]

Османская медицина в середине девятнадцатого века создала учреждения профилактической медицины и общественного здравоохранения. [21] карантинный офис и карантинный совет - Медклис-и Тахафуз-и Ула . Были созданы [22] Со временем совет стал международной организацией с участием европейских стран, США, Ирана и России. [22] Карантинная администрация, основанная в 1838 году, установила постоянные противочумные карантины, основанные на модели карантина в западном Средиземноморье, по всей Османской империи. [23]

Османская империя также была домом для многих учреждений, организованных с целью исследований и исследований прививочной вакцинации. В Стамбуле в 1877 году была основана Стамбульская бактериологическая лаборатория по борьбе с бешенством для исследований в области микробиологии и тестирования прививок от бешенства. [18] В конце девятнадцатого века также были созданы Лаборатория вакцинации против оспы и Императорский центр вакцинации. [18]

Первая османская больница Дар аль-Шифа (буквально «дом здоровья») была построена в столице Османской империи Бурсе в 1399 году. [24] Эта и последующие больницы были устроены аналогично больницам Империи Сельджуков , где «даже раненые крестоносцы предпочитали врачей-мусульман, поскольку они были очень хорошо осведомлены». [25] Однако в османских больницах психически больных пациентов лечили с помощью музыкальной терапии в отдельных зданиях, которые все еще были частью больничного комплекса. Различные психические заболевания лечились разными способами музыкальной терапии. [26] Больницы Османской империи в первую очередь создавались и использовались для лечения больных, а затем превратились в центры преподавания медицинских наук. [27]

В 1574 году Таки ад-Дин (1526–1585) написал последний крупный арабский труд по оптике , озаглавленный «Китаб Нур хадакат аль-ибсар ва-нур хакикат аль-анзар» ( «Книга света ученика видения и света видения»). «Истина взглядов ), содержащая экспериментальные в трёх томах исследования по зрению , света отражению » и преломлению . В книге рассматриваются структура света, его распространение и глобальное преломление, а также связь между светом и цветом . В первом томе он обсуждает «природу света, источник света, природу распространения света, формирование зрения и влияние света на глаз и зрение». Во втором томе он приводит «экспериментальное доказательство зеркального отражения как случайного, так и основного света, полную формулировку законов отражения, а также описание конструкции и использования медного прибора для измерения отражений от плоских . сферических объектов» цилиндрические и конические зеркала , выпуклые или вогнутые». Третий том «анализирует важный вопрос об изменениях, которым подвергается свет во время путешествия в среды, имеющие различную плотность , т. е. природу преломленного света, образование преломления, природу изображений, образуемых преломленным светом».

Механическая технология

[ редактировать ]

В 1559 году Таки ад-Дин изобрел шестицилиндровый «моноблок» насос . Это была с гидроприводом, водоподъемная включавшая машина в себя клапаны , всасывающую и нагнетательную трубы, поршневые штоки со свинцовыми грузами, переключения рычаги с шарнирными соединениями и кулачки на оси водяным приводом черпального колеса с . [28] Его «моноблочный» насос также мог создавать частичный вакуум .

Механические часы

[ редактировать ]
Пример астрономических часов, подобных изобретению Таки ад-Дина.

Османский в любое время , инженер Таки ад-Дин изобрел механические астрономические часы , способные подавать сигнал тревоги указанное пользователем. Он описал часы в своей книге « Самые яркие звезды для создания механических часов» ( Аль-Кавакиб ад-дуррийя фи вадх' аль-банкамат ад-даврийя ), опубликованной в 1559 году. Подобно более ранним европейским будильникам 15-го века, [29] [30] его часы были способны звучать в определенное время, что достигалось путем помещения колышка на циферблат. В запрошенное время привязка активировала вызывное устройство. Эти часы имели три циферблата , которые показывали часы, градусы и минуты.

Позже он сконструировал наблюдательные часы для помощи в наблюдениях в своей Константинопольской обсерватории Таки ад-Дина (1577–1580). В своем трактате «Древо Набка крайностей мысли » он писал: «Мы сконструировали механические часы с тремя циферблатами, показывающими часы, минуты и секунды. Каждую минуту мы разделили на пять секунд». Это было важным нововведением в практической астрономии XVI века, поскольку в начале века часы не были достаточно точными, чтобы их можно было использовать в астрономических целях. [8]

Пример часов, измеряющих время в минутах, был создан османским часовщиком Мешуром Шейхом Деде в 1702 году. [31]

Мощность пара

[ редактировать ]

В 1551 году Таки ад-Дин описал ранний пример импульсной паровой турбины , а также отметил практическое применение паровой турбины в качестве первичного двигателя для вращения вертела , предшествующего более поздней импульсной паровой турбине Джованни Бранки 1629 года. Таки ад-Дин описал такое устройство в своей книге « Ат-Турук ас-сания фи аль-алат аль-рухания» ( «Возвышенные методы духовных машин» ), завершенной в 1551 году нашей эры (959 года хиджры). [32] (См. Паровой разъем .)

Промышленность Османского Египта начала переходить на паровую энергию в начале 19 века. В Египте при Мухаммеде Али производство первоначально было основано на оборудовании, которое опиралось на традиционные источники энергии, такие как сила животных , водяные колеса и ветряные мельницы , которые также были основными источниками энергии в Западной Европе примерно до 1870 года. промышленное Египет в начале 19 века паровые двигатели были внедрены в египетское промышленное производство, при этом котлы изготавливались и устанавливались в таких отраслях, как металлургические заводы , текстильное производство, бумажные фабрики и шелушильные фабрики. Хотя в Египте не хватало угольных месторождений, старатели искали там угольные месторождения и импортировали уголь из-за границы по ценам, аналогичным ценам, которые стоил импортный уголь во Франции, до 1830-х годов, когда Египет получил доступ к источникам угля в Ливане , который годовая добыча угля составляла 4000 тонн. По сравнению с Западной Европой Египет также имел превосходное сельское хозяйство и эффективную транспортную сеть через Нил . Историк экономики Жан Бату утверждает, что необходимые экономические условия для быстрой индустриализации существовали в Египте в 1820–1830-х годах, а также для использования нефти в качестве потенциального источника энергии для паровых двигателей позже в 19 веке. [33]

Военная средняя школа Кулели в Стамбуле недалеко от Босфора .
Литая бронзовая пушка Дарданеллы 1464 года.
Османский мушкеты янычарский корпус использовал фитильными замками с с 1440-х годов. На этой картине 1522 года они изображены сражающимися с рыцарями-госпитальерами .

Османская империя в 16 веке была известна своей военной мощью на всей территории Южной Европы и Ближнего Востока. Аркебуза , «также пишется как аркебуза , также называемая хакбут , первое ружье, стреляющее с плеча, гладкоствольный фитильный замок с прикладом, напоминающим приклад винтовки». [34] Он также впервые появился в Османской империи и назывался пистолетом. Немецкое ружье произошло от немецкого слова «крючковое ружье». [34]

Османская артиллерия включала в себя ряд пушек , большинство из которых были спроектированы турецкими инженерами, а также пушку, спроектированную венгерским инженером Орбаном . [35] [36] который ранее предлагал свои услуги Византийской империи императору Константину XI . [37] [38] Цена Орбана на пушки была высока, поэтому император Константинополя византийский не мог себе ее позволить. Мехмед II был полон решимости выиграть битву и использовал пушки, чтобы пробить огромную стену Константинополя во время осады Константинополя 6 апреля 1453 года.

Дарданелльское орудие было спроектировано и отлито из бронзы в 1464 году Муниром Али, весило почти тонну и имело длину 5,18 метра. [ нужна ссылка ] Большая пушка стреляла снарядами калибра 635 мм и могла стрелять мраморными валунами. Для сравнения: этот снаряд был почти в 6 раз больше основного британского танкового орудия калибра 120 мм. [ нужна ссылка ] Дарданелльское орудие все еще присутствовало на службе более 340 лет спустя, в 1807 году, когда появились силы Королевского флота и начали Дарданелльскую операцию . Турецкие войска загрузили древние реликвии топливом и снарядами , а затем обстреляли ими британские корабли. В результате этого обстрела британская эскадра потеряла 28 человек. [39]

Мушкет . появился в Османской империи к 1465 году [40] Дамасская сталь использовалась при производстве огнестрельного оружия, например, мушкета 16 века. [41] Мушкет — это длинное ружье, появившееся в Османской империи к 1465 году. Это были большие ручные ружья, сделанные из стали и способные пробивать тяжелую броню; однако к середине 16 века эти орудия исчезли, поскольку тяжелая броня пришла в упадок. Было еще много версий мушкета, который в конечном итоге стал известен как винтовка. В 15 веке османы усовершенствовали мушкет, создав ружье с рычагом и пружиной. [42] Их было гораздо проще использовать во время боя. В конце концов винтовка, которую мы знаем сегодня, положила конец эпохе мушкетов.

Турецкие аркебузы, возможно, достигли Китая раньше португальских. [43] В 1598 году китайский писатель Чжао Шичжэнь описал турецкие мушкеты как превосходящие европейские. [44]

В китайской военной книге «У Пей Чжи » (1621 г.) описывается турецкий мушкет, в котором вместо фитильного замка используется реечный механизм . При отпускании триггера обе стойки автоматически возвращаются в исходное положение. Известно, что это был первый случай использования реечного механизма в огнестрельном оружии, при этом в то время не было никаких доказательств его использования в каком-либо огнестрельном оружии Европы или Восточной Азии. [45]

Военные Османской империи также были тактически опытны в использовании стрелкового оружия, такого как винтовки и пистолеты . Как и многие другие великие державы, Османская империя выдала винтовку Маузер M1903 с продольно-скользящим затвором своей самой элитной пехоте и кавалерии на передовой, также известной как янычары . [46] Благодаря коробчатому магазину на пять патронов и максимальной эффективной дальности стрельбы 600 метров османы могли эффективно поражать солдат противника, когда они не могли использовать пушки полевой артиллерии. Подразделениям второй линии, или Джардамам, в основном предоставлялось устаревшее однозарядное оружие, такое как винтовки M1887, винтовки M1874 или револьверы более старых моделей. [46] Офицерам армии Османской империи было разрешено приобретать собственные пистолеты у различных европейских мастеров.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мэтью Э. Фалагас, Эффи А. Заркадулия, Джордж Самонис (2006). «Арабская наука в золотой век (750–1258 гг. Н. Э.) и сегодня», Журнал FASEB 20 : 1581–6.
  2. ^ Джордж Салиба (1994), История арабской астрономии: планетарные теории во время золотого века ислама , стр. 245, 250, 256–7, New York University Press , ISBN   0814780237
  3. ^ Ахмад И. Хасан , Факторы упадка исламской науки после шестнадцатого века
  4. ^ Инальчик, Халил. 1973. «Обучение, медресе и улемы». В Османской империи: классический век 1300–1600 гг . Нью-Йорк: Прегер, стр. 165–178.
  5. ^ Гелишлы, Юджел (2004). «Образование женщин от Османской империи до современной Турции». SEER: Журнал по труду и социальным вопросам в Восточной Европе . 7 (4): 121–135. ISSN   1435-2869 . JSTOR   43293079 .
  6. ^ «Мусульманские женщины-целительницы средневековой и ранней современной Османской империи - Hektoen International» . hekint.org . Проверено 22 ноября 2019 г.
  7. ^ «МСЭ – История» . www.itu.edu.tr. ​Стамбульский технический университет . Проверено 22 ноября 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б Севим Текели, «Таки ад-Дин», в Хелейн Селин (1997), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Kluwer Academic Publishers , ISBN   0792340663 .
  9. ^ Закен, Авнер Бен (2004). «Небеса неба и небеса сердца: османский культурный контекст для внедрения посткоперниканской астрономии». Британский журнал истории науки . 37 . Издательство Кембриджского университета : 1–28. дои : 10.1017/S0007087403005302 . S2CID   171015647 .
  10. ^ А. Гербер, Филолог Дайссманн , Берлин, 2010, 198–201.
  11. ^ Jump up to: а б Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 187. ИСБН  978-1-4384-2529-0 .
  12. ^ Jump up to: а б Эрдал, Гюльшен; Эрбаш, Джилкнур (2013). «Дарушшифас, где музыкальная угроза практиковалась во времена анатолийских сельджуков и османов» . Журнал исторических исследований культуры и искусства . 2 . Университет Карабук: 3. doi : 10.7596/taksad.v2i1.99 – через JSTOR.
  13. ^ Тургут, Мехмет; Акчичек, Ибрагим Эрен; Тургут, Ахмет Тунчай; Языджи, Юксель Айдын (2008), «Медицина в Османской империи», в Селин, Хелейн (редактор), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Springer Нидерланды, стр. 1–11, номер домена : 10.1007/978-94-007-3934-5_9955-1 , ISBN.  978-94-007-3934-5
  14. ^ Jump up to: а б Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 187. ИСБН  978-1-4384-2529-0 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Ихсаноглу, Экмеледдин (2002). История Османского государства, общества и цивилизации . Стамбул: ИРСИКА. п. 400.
  16. ^ Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 187. ИСБН  978-1-4384-2529-0 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Тургут, Мехмет; Акчичек, Ибрагим Эрен; Тургут, Ахмет Тунчай; Языджи, Юксель Айдын (2014), «Больницы и медицинские школы в Османской империи», в Селин, Хелейн (редактор), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Springer Нидерланды, стр. 1–11, номер домена : 10.1007/978-94-007-3934-5_9955-2 , ISBN.  978-94-007-3934-5
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ихсаноглу, Экмеледдин (2002). История Османского государства, общества и цивилизации . Стамбул: ИРСИКА. стр. 400–506.
  19. ^ Кермели, Евгения (2014). «Спор о табаке в османском христианском и мусульманском дискурсе раннего Нового времени». Журнал турецких исследований Университета Хаджеттепе . 11:21 – через Google Scholar.
  20. ^ Г. Бадемчи (2006), «Первые иллюстрации женщин-нейрохирургов в пятнадцатом веке Серефеддина Сабункуоглу», Neurocirugía 17 : 162–5
  21. ^ Моссенсон, Мири (2009). Османская медицина: лечебные и лечебные учреждения, 1500–1700 гг . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 87–189. ISBN  978-1-4384-2529-0 .
  22. ^ Jump up to: а б БУЛМУШ, БИРСЕН (2012), «Хамдан бин Эль-Мерхум Осман и карантинная реформа Османской империи», Чума, карантины и геополитика в Османской империи , Издательство Эдинбургского университета, стр. 97–129, ISBN  978-0-7486-4659-3 , JSTOR   10.3366/j.ctt3fgqx4.9
  23. ^ Хамед-Троянский, Владимир (2021). «Османские и египетские карантины и европейские дебаты о чуме в 1830–1840-х годах». Прошлое и настоящее (253): 235–270. doi : 10.1093/pastj/gtaa017 .
  24. ^ Вирк, Захария (2017). Вклад мусульман в науку . США: Страна сапфиров. стр. 100-1 101–102.
  25. ^ Баям, Левент; Стогианнос, Василейос; Хаваджа, Саджид; Смит, Роберт; Дрампалос, Эфстатиос (2019). «Эволюция лазарета в Средневековье; социальный, экономический и религиозный статус» . Восточный медицинский журнал . 24 (2): 252–256. дои : 10.5505/ejm.2019.95967 . ISSN   1301-0883 .
  26. ^ «Османская музыкальная терапия «Мусульманское наследие» . 11 марта 2009 года . Проверено 22 ноября 2019 г.
  27. ^ ТЕКИН, Бекир Хусейн (31 мая 2018 г.). «Изменение архитектурных особенностей перепрофилированных медресе Мимара Синана в Стамбуле в связи с их новой функцией» . Журнал науки и техники Аль-Джазари . 5 (2): 331–345. doi : 10.31202/ecjse.378253 . ISSN   2148-3736 .
  28. ^ Хилл, Дональд Рутледж (1996). «Инжиниринг». В Рашеде, Рошди; Морелон, Режис (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. стр. 751–795. ISBN  978-0-415-12410-2 . : 779 
  29. ^ с. 249, Энциклопедия декоративного искусства The Grove , Гордон Кэмпбелл, том. 1, Издательство Оксфордского университета, 2006 г., ISBN   0195189485 .
  30. ^ «Монастырские будильники, итальянский». Архивировано 21 ноября 2008 г. в Wayback Machine , статья в Clock Dictionary.
  31. ^ Хортон, Пол (июль – август 1977 г.). «Турецкие часы Топкапы» . Saudi Aramco World : 10–13 . Проверено 12 июля 2008 г.
  32. ^ Ахмад И. Хасан (1976), Таки ад-Дин и арабское машиностроение , стр. 34-35. Институт истории арабской науки Университета Алеппо .
  33. ^ Жан Бату (1991). Между развитием и отсталостью: ранние попытки индустриализации периферии, 1800–1870 гг . Библиотека Дроз . стр. 193–196. ISBN  9782600042932 .
  34. ^ Jump up to: а б «Дробовик | оружие» . Британская энциклопедия . Проверено 22 ноября 2019 г.
  35. ^ Хаммер, Пол Э.Дж. (2017). Война в Европе раннего Нового времени 1450–1660 гг . Рутледж. п. 511. ИСБН  9781351873765 .
  36. ^ Агостон 2005 , стр. 45–46.
  37. ^ Рансиман, Стивен (1990). Падение Константинополя, 1453 год . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521398329 . , стр.79-80
  38. ^ Николь, Дэвид (2000). Константинополь 1453 год: конец Византии . Издательство Оспри. ISBN  1-84176-091-9 . , стр. 13, 22
  39. ^ Шмидтхен, Волкер (1977b), «Гигантские орудия 15 века. Высшие технические достижения своего времени», History of Technology 44 (3): 213–237 (226–228).
  40. ^ Аялон, Дэвид (2013). Порох и огнестрельное оружие в королевстве мамлюков: вызов средневековому обществу (1956) . Рутледж . п. 126. ИСБН  9781136277320 .
  41. ^ Пейси, Арнольд (1991). Технологии в мировой цивилизации: тысячелетняя история . МТИ Пресс. п. 80. ИСБН  978-0-262-66072-3 .
  42. ^ Пейси, Арнольд (1991). Технологии в мировой цивилизации: тысячелетняя история . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-66072-3 .
  43. ^ Чейз 2003 , с. 144.
  44. ^ Нидхэм, Джозеф (1987). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии: Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета . п. 444. ИСБН  9780521303583 .
  45. ^ Нидхэм, Джозеф (1987). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии: Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета . п. 446. ИСБН  9780521303583 .
  46. ^ Jump up to: а б «Оружие Османской армии - Османская империя | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . nzhistory.govt.nz . Проверено 22 ноября 2019 г.
  • История астрономической литературы в период Османской империи , Экмеледдин Ихсаноглу
  • Агостон, Габор (2005). Оружие для султана: военная мощь и оружейная промышленность Османской империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521843133 .
  • Чейз, Кеннет (2003), Огнестрельное оружие: глобальная история до 1700 года , Cambridge University Press, ISBN  0-521-82274-2 .
  • «Оружие Османской армии - Османская империя | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн». nzhistory.govt.nz . Проверено 22 ноября 2019 г.
  • 5 видов оружия, использовавшегося османами , найдено 22 ноября 2019 г.
  • «Османский военный оркестр» , Arc.Ask3.Ru , 30 сентября 2019 г., дата обращения 22 ноября 2019 г.
  • «Мехтер-старейшая группа в мире». веб.архив.орг . 1 января 2014 г. Проверено 22 ноября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Наука среди османов: культурное творчество и обмен знаниями , Мири Шефер-Моссенсон, 2015, University of Texas Press
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35abe2a47e391bacca4eab836fd11eee__1716328980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/ee/35abe2a47e391bacca4eab836fd11eee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology in the Ottoman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)