Чандрапрабха
Чандрапрабха | |
---|---|
8-й Джайн Тиртханкара | |
![]() Идол Тиртханкара Чандрапрабхи в джайнском храме в форте Джайсалмер, Раджастан, Индия | |
Другие имена | Чанда Прабху |
Почитается в | Джайнизм |
Предшественник | Супаршванатха |
Преемник | Пушпаданта |
Символ | Полумесяц |
Высота | 150 луков (450 метров) |
Возраст | 1 000 000 пурва (70,56 квинтиллиона лет) |
Цвет | Белый |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Умер | |
Родители |
|
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Чандрапрабха (английский: Повелитель Луны [ 1 ] ) или Чандранатха — восьмой Тиртханкара Тиртханкара в джайнизма ) нынешнюю эпоху ( Авасарпини . Согласно традиционным источникам, он родился в семье короля Махасены и королевы Лакшмана Деви в Чандрапури в династии Икшваку . Согласно джайнским текстам , дата его рождения — двенадцатый день месяца Пош Кришна по индийскому календарю. Говорят, что он стал сиддхом , освобожденной душой, уничтожившей всю свою карму .
Джайнская биография
[ редактировать ]Чандрапрабха был восьмым джайнским Тиртханкаром нынешнего века ( авасарпини ). [ 2 ] Он родился в семье короля Махасены и королевы Лакшмана Деви в Чандрапури . [ 3 ] Варанаси , 12-й день месяца Пауса в роду Икшваку . [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] За девять месяцев до рождения Чандрапрабхи царице Лакшмане Деви приснились шестнадцать самых благоприятных снов . [ 7 ] Махасена назвал Тиртханкара Чандрапрабху, потому что его цвет лица был белым, как луна. Согласно Уттарапуране , Индра назвал его Чандрапрабхой, потому что при его рождении расцвели земля и ночной лотос. [ 5 ]
Чандрапрабха провел 2 лакх пурва в юности ( кумара кала ) и правил Своим царством 6 лет. лакх пурва и 24 пурванги ( раджья кала ). Во время своего правления Чандрапрабху был равнодушен к обычным удовольствиям и царственному величию. [ 8 ]
Он решил отказаться от своей мирской жизни вскоре после своего восхождения на трон и через 3 месяца обрел Кевала Джнану (всеведение), посредничая под деревом Нага . [ 5 ]
Говорят, что после многих лет распространения своих знаний он достиг нирваны в Саммеде Шихарджи в седьмой день светлой половины месяца фаалгун . [ 7 ] [ примечание 1 ]
Якша Шьяма и якши Шантинатхи — это и Джваламалини согласно традиции Дигамбара и Виджая и Бхрикути согласно традиции Шветамбары . [ 5 ]
Согласно Дигамбаре, Вайдарбха Свами и Варуна были главными Ганадхарой и Арьикой учеников Чандрапрабхи, а Динна и Варуни, согласно Шветамбаре . [ 5 ] [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Поклонение
[ редактировать ]Джинастотрани — это сборник гимнов, посвященных Чандрапрабхе наряду с Мунисувратой , Неминатхой , Шантинатхой , Махавирой, Паршванатхой и Ришабханатхой. [ 11 ]
Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры — это поклонение двадцати четырем Тиртханкарам . Его пять шлок ( афоризмов ) посвящены Тиртханкаре Чандрапрабхе . [ 12 ]
С комплексом, ярким, как лучи луны, вы излучали знание, как другая луна. Вам поклоняются выдающиеся существа; Ты Господь ученых подвижников; и победил всю вашу карму и внутреннюю страсть. Я склоняюсь перед тобой, о Господь Чандрапрабха, творец луноподобного великолепия.
- Сваямбхустотра (8-1-36) [ 13 ]
Чандрапрабха связана с эмблемой полумесяца, деревом Нага, Виджья или Шьяма (диг.) и Виджья (Свет.) Якша и Джваламалини (Диг.) и Бхрикути (Св.) Якши . [ 14 ] [ 5 ] [ 15 ]
В литературе
[ редактировать ]Чандрапрабха-чаритра, сочиненная Харибхадрой, представляет собой поклонение Чандрапрабхе. [ 16 ] Чандрапрабха упоминается в буддийских писаниях . [ 17 ]
Иконография
[ редактировать ]Чандрапрабху обычно изображают в позе лотоса или кайотсарги, с символом полумесяца под ним; [ 5 ] У каждого тиртханкары есть отдельная эмблема, которая позволяет верующим различать похожих идолов. [ 18 ] Как и все тиртханкары , он изображается со Шриватсой. [ примечание 2 ] и опущенные глаза. [ 21 ]
Самая ранняя известная скульптура Чандрапрабхи была установлена Махараджадхираджей Рамагуптой из династии Гуптов в 4 веке нашей эры. Чандрапрабха был популярен среди джайнов по всей Индии. Иконография Чандрапрабхи особенно популярна в Восточной Индии, в Бихаре, Бенгалии и Ориссе. Скульптуры Чандрапрабхи были также популярны в джайнских храмах, Деогархе , джайнских храмах Кхаджурахо и Сонагири . [ 22 ]
-
Идол в джайнском храме, Лаккунди
-
Идол в Саавира Камбада Басади
-
Знаменитый идол Чандрапрабху в Тиджаре.
Колоссальная статуя
[ редактировать ]В Гуру-мандире в Мандарагири находится монолитная статуя Чандрапрабхи высотой 21 фут (6,4 м). [ 23 ] [ 24 ]
-
Статуя высотой 15,25 футов (4,65 м) в Чандрагири Ватика, Тихара
-
Статуя высотой 15 футов (4,6 м) в Сонагири
Главные храмы
[ редактировать ]Его изображение изображено в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Сонагири , также известный как Лагху Саммед Шикхар, является сиддха-кшетрой . [ 25 ] [ 26 ] считается одним из самых важных джайн-тиртх (мест паломничества). [ 27 ] Мулнаяк представляет собой 3-метровое (9,8 фута) вырезанное в скале изображение Чандрапрабху, датируемое V-VI веками. [ 28 ] Всего здесь 103 храма: 77 на холмах и 26 в деревнях. [ 29 ] [ 30 ]
Саавира Камбада Басади (Храм тысячи колонн) в Мудабидри (Джайн Каши) [ 31 ] ), построенный в 1430 году нашей эры, считается архитектурным чудом и является одним из самых важных джайнских центров в Карнатаке. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Джайнский храм Виджаямангалам был построен в ок. 678 г. н. э. король Конгувелир из династии Велиров . [ 35 ] [ 36 ]
Важные храмовые комплексы Чандрапрабхи включают: джайнский храм Тиджара , джайнский храм Джайнимеду , Чандравати , джайнский храм Кумбаконам , Мандарагири , Прабхас Патан , джайнский храм Лунва , Чандранатха базади Дхармастхала и храм Чандрапрабха, Павагадх.
-
Джайнский храм Виджаямангалам, построенный в 678 году нашей эры.
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В некоторых текстах это место называется горой Саммета. [ 9 ] Это место почитается в джайнизме, поскольку здесь умерло 20 из 24 джинов. [ 10 ]
- ^ Специальный символ, обозначающий грудь Тиртханкары . Поза йоги очень распространена в буддизме, индуизме и джайнизме. Каждая традиция имеет отличительный благоприятный знак на груди, который позволяет верующим идентифицировать медитирующую статую с символической иконой своего богословия. В древних и средневековых произведениях искусства джайнов можно найти несколько шриваст , но их нет в произведениях буддийского или индуистского искусства. [ 19 ] [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ Коултер и Тернер 2013 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б Tukol 1980 , p. 31.
- ^ Сингх 2009 , с. 35.
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 300–301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шах 1987 , с. 142.
- ^ Сингх, Бинай (25 августа 2015 г.). «Четверо джайнов Тиртханкара родились в Варанаси | Новости Варанаси – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джайн 2015 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Джайн 2015 , с. 190.
- ^ Якоби 1964 , с. 275.
- ^ Корт 2010 , стр. 130–133.
- ^ Линхард 1984 , с. 137.
- ^ Джайн 2015 , с. 44-50.
- ^ Джайн 2015 , с. 52.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 5.
- ^ Тандон 2002 .
- ^ Агнихотри 2010 , с. 34.
- ^ Сангаве 2006 , с. 21.
- ^ Циммер 1953 , с. 225.
- ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 426–428.
- ↑ Джайнизм: Джины и другие божества. Архивировано 26 мая 2017 года в Wayback Machine , Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- ^ Мелтон и Бауманн 2010 , с. 1553.
- ^ Шах 1987 , стр. 142–145.
- ^ Кришнараджа 2021 .
- ^ Бинаяк 2020 .
- ^ Детиге 2017 , с. 38.
- ^ Шукла и Кулшрешта 2019 , с. 103.
- ^ Берджесс и Казенс 1903 , с. 21.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 128.
- ^ Митра 2009 , с. 75.
- ^ Митра 2012 , с. 52.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 47.
- ^ Пол 2019 , стр. 18.
- ^ Буталия и Смолл 2004 , с. 367.
- ^ Паникар 2010 , с. 408.
- ^ Министерство внутренних дел 2011 , с. 110.
- ^ Кришнамачари 2017 .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Agnihotri, V. K. (2010) [1981]. Indian History (26 ed.). Allied Publishers. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- Буталия, Тарунджит Сингх; Смолл, Дайан П. (2004). Религия в Огайо: профили религиозных сообществ . Издательство Университета Огайо . ISBN 978-0-8214-1551-1 .
- Берджесс, Джеймс ; Казенс, Генри (1903). Архитектурные древности Северного Гуджарата, особенно районов, входящих в штат Барода . Археологическое обследование Западной Индии. Том. 9. Бомбей : Б. Куоритч .
- Корт, Джон Э. (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538502-1
- Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (2013). Энциклопедия древних божеств . Рутледж . ISBN 9781135963972 .
- Якоби, Герман (1964), Макс Мюллер (редактор), Джайн Сутры (перевод) , Серия «Священные книги Востока», том. XXII, Мотилал Банарсидасс (Оригинал: Oxford University Press)
- Джайн, Виджай К. (2015). Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырем Тиртханкарам . Принтеры Викальп. ISBN 9788190363976 .
- Джонсон, Хелен М. (1931). Чандрапрабхачаритра (Книга 3.6 Тришашти Шалака Пуруша Чаритра) . Восточный институт Барода .
- Линхард, Зигфрид (1984), История классической поэзии: санскрит, пали, пракрит , История индийской литературы: классическая санскритская литература, том. 1, Харрасовиц Верлаг , ISBN 978-1-84511-625-5
- Митра, Свати (2009). Орчха, Путеводитель . Публикации Гудэрта. ISBN 9788187780915 .
- Митра, Свати (2012). Храмы Мадхья-Прадеша (1-е изд.). Публикации Гудэрта. ISBN 9789380262499 .
- Мелтон, Дж. Гордон ; Бауманн, Мартин, ред. (2010). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик . Том. Один: AB (Второе изд.). АВС-КЛИО . ISBN 978-1-59884-204-3 .
- Паникар, Агустин (2010). Джайнизм: история, общество, философия и практика . Серия исследований Лалы Сандер Лал Джайн. Том. 24. Дели : Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-3460-6 .
- Пол, Джордж С. (2019). Васундхара — Одиссея танцора . Ченнаи : Notion Press . ISBN 978-1-64587-531-4 .
- Сангаве, Вилас Адинатх (2006) [1990]. Аспекты джайнской религии (5-е изд.). Бхаратия Джнанпитх . ISBN 978-81-263-1273-3 .
- Шах, Умакант Премананд (1987). Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-208-6 .
- Шукла, ООН; Кулшрешта, Шарад Кумар (2019), Новые тенденции в индийском туризме и гостеприимстве: трансформация и инновации , Copal Publishing Group, ISBN 9789383419760
- Сингх, Рана (2009). Банарас: создание города-наследия Индии . Планета Земля и культурное взаимопонимание. Издательство Кембриджских ученых . ISBN 9781443815796 .
- Тандон, Ом Пракаш (2002) [1968]. Джайнские святыни в Индии (1-е изд.). Нью-Дели : Отдел публикаций, Министерство информации и радиовещания , Правительство Индии . ISBN 81-230-1013-3 .
- Титце, Курт; Брюн, Клаус (1998). Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс . ISBN 81-208-1534-3 .
- Тукол, Т.К. (1980). Сборник джайнизма . Дхарвад: Университет Карнатаки.
- фон Глазенапп, Хельмут (1925). Джайнизм: индийская религия спасения . Дели : Мотилал Банарсидасс (перепечатано в 1999 г.). ISBN 978-81-208-1376-2 .
- Циммер, Генрих (1953) [апрель 1952]. Кэмпбелл, Джозеф (ред.). Философия Индии . Лондон : Routledge & Kegan Paul Ltd. ISBN 978-81-208-0739-6 .
Интернет
[ редактировать ]- Детиге, Тилло (2017). «Коллекции рукописей бхаттараков Западной и Центральной Индии» . Лондонский университет SOAS (12): 36–39 . Проверено 21 сентября 2022 г.
- Кришнамачари, Суганти (12 октября 2017 г.). «О том, что Конгу Наду был оплотом джайнов» . Индуистский ISSN 0971-751X . Получено 25 января.
- Кришнараджа, Ренука (31 марта 2021 г.). «Безмятежные холмы Мандарагири» . Декан Вестник . Проверено 10 декабря 2022 г.
- Министерство внутренних дел (2011). «Районный справочник по переписи населения Эроде» (PDF) . Перепись . Проверено 7 апреля 2022 г.
- Бинаяк, Пуджа (19 августа 2020 г.). «Джайнские храмы Индии — невероятные архитектурные чудеса» . Фодора . Проверено 10 декабря 2022 г.