Доисламский арабский календарь
использовалось несколько календарей В доисламской Аравии . Надписи древних южноаравийских календарей свидетельствуют об использовании ряда местных календарей, как и сафаитские надписи из пустыни Харран в Сирии и Иордании. По крайней мере, некоторые южноаравийские календари следовали лунно-солнечной системе , в то время как сафаитский календарь имел фиксированные месяцы и времена года и, что очень важно, сезонный звездный календарь, тесно связанный с Зодиаком и положением анва . Анва на зодиакальном поясе или рядом с ним , , серия астеризмов были наиболее важным элементом в доисламской астрономии. Эти звезды были связаны с временем года и использовались для прогнозирования различных явлений, таких как дождь, температура, ветер. [ 1 ] До возникновения ислама прорицатели призывали эти звезды в ритуалах вызывания дождя, называемых истиска . [ 2 ] Ритуалы проводились в определенное время, когда солнце находилось в одном или другом из этих анва , в некоторых сафайских текстах говорится о ритуальном очищении, когда солнце находится в Деве ( нгм ) или Стрельце ( ṯbr ); в другом тексте упоминается возлияние во время полнолуния Близнецов ( gml ). [ 3 ] Таким образом, очевидно, что зодиакальные созвездия, положение звезд и положение Солнца были очень важными критериями и оказали важное влияние на доисламский арабский календарь и ритуальную жизнь.
По Центральной Аравии, особенно Мекке , эпиграфических свидетельств недостаточно, но подробности встречаются в сочинениях мусульманских авторов эпохи Аббасидов . [ 4 ] Некоторые историки утверждают, что доисламский календарь, использовавшийся в Центральной Аравии, был чисто лунным календарем, похожим на современный исламский календарь . [ 5 ] [ 4 ] [ 6 ] Другие согласны с тем, что доисламский календарь изначально был лунным календарем, но предполагают, что примерно за 200 лет до Хиджры он был преобразован в лунно-солнечный календарь , в который вставной месяц время от времени добавлялся , чтобы паломничество оставалось в пределах сезона хиджры. год, когда товаров было больше всего. [ 7 ] [ 8 ] Сафаитские свидетельства (обсуждаемые ниже) убедительно свидетельствуют о том, что это был не лунный календарь, однако эти свидетельства еще предстоит полностью принять во внимание современными исследованиями.
Доисламские времена года и Зодиак
[ редактировать ]В сафайских надписях времена года и знаки Зодиака используются для обозначения определенного времени. Задокументировано четыре различных сафаитских сезона: «зима» . 2 ty , что соответствует началу января-середине февраля, «сезону поздних дождей» dṯʔ , продолжающемуся с середины февраля до середины апреля, «раннему лету» syf , продолжающемуся с середины апреля до начала июня и, наконец, «сухой сезон» qyẓ , который длится с начала июня до начала октября. У бедуинов Рвала также есть похожая система, хотя она более полная и включает ас-сфери , пятый сезон, начало октября - начало января, которого нет в сафайских свидетельствах. Кроме того, они называют д'ас -смак , что имеет другой корень. [ 9 ] Эти сафаитские времена года можно увидеть, например, в Мю 113.
ls ʿd bn ḍb bn ʿbd bn ʾdm w ll h- dr dṯʾ f ʾyḍ fs 2 ты fh bʿls1mn qbll
«Клянусь Эдом, сыном Хаба, сыном Аба, сыном Хама, и он расположился здесь лагерем во время сезона поздних дождей, затем в засушливый сезон, а затем в зиму, о Белс. 1 мн, прояви доброжелательность» (Баэль-Саман — имя сафитского бога). [ 10 ]
Эти времена года были связаны со знаками Зодиака, которые в любом случае занимали очень важное место в доисламских календарях, будь то южноаравийских или сафаитских. Во многих местах эти знаки Зодиака используются для обозначения конкретных событий прошлого. [ 11 ] Ниже приводятся имена доисламских сафитских зодиакальных имен (ḏ соответствует звонкому английскому th in the и ṯ глухому английскому th in throngs ), список которых неполный, поскольку слово, обозначающее Рак, небезопасно):
Сафаитское слово | Значение | Западный корреспондент |
---|---|---|
ḏkr | 'баран' | Овен |
ʔʔly | проблема. от аккадского alû «небесный бык» | Телец |
гмл | «Близнецы», возможно, от ğml (ар. جملة «агрегат, группа»), а скорее от слова «верблюд», потому что созвездие похоже на верблюда. | Близнецы |
ʔs 1 д | 'лев' | Лео |
нгм | «Продукция семян» | Дева |
ʔmt | возможно, «масштаб» | Весы |
ʕqbt | 'скорпион' (ср. арабское ʕaqrab 'скорпион, Скорпион') | Скорпион |
rmy или ṯbr | «лучник» (rmy) или «воин» (ṯbr) | Стрелец |
йэмр | 'рыба-коза' (ср. аккадское suḫurmašu 'рыба-коза') | Козерог |
млх | либо «сосуд для перевозки соли», либо «соляльщик» (ср. ар. milḥ «соль» и т. д.) | Водолей |
ḏl или ḏyl | возможно, «хвосты» (ср. аккадское zibbātu «хвосты» (рыбы) | Рыба |
Как и в некоторых сафайтеских текстах, серии знаков Зодиака соответствуют (в других текстах) одной и той же серии месяцев, обозначая одни и те же времена года. [ 12 ] очевидно, что арабские кочевники из пустыни не пользовались ни 360-дневным календарем без вставок, ни чисто лунным календарем, так как в противном случае знаки Зодиака не соответствовали бы месяцам и временам года. Упоминание о dṯʔ qyẓ s 2 ty в сафайских надписях, являющийся описанием всего года и соответствующий часто повторяющейся фразе mlḥ w ḏkr w ʔmt «Водолей, Овен и Весы», показывает, что год кочевников начинался с сезона дождей, следующего за зимой, а именно dṯʔ (с середины февраля до середины апреля), точно так же, как южноаравийский год. [ 13 ] Однако, как утверждает Аль-Джаллад (2016: 86), мы могли бы тогда ожидать, что эквивалентная зодиакальная последовательность начнется с Овна, а не с Водолея, как это происходит ( mlḥ w ḏkr w ʔmt ). Это связано с тем, что сафаитский Зодиак не соответствовал нашему представлению о Зодиаке, а каждый знак начинался с момента входа Солнца в созвездие, и это никоим образом не связано с лунным календарем, где имена Зодиака просто могли быть приравнены к соответствующему им месяцу. имена.
Доисламские названия месяцев
[ редактировать ]Источниками названий этих доисламских месяцев являются аль-Мунтахаб мин Гариб Калам аль-Араб. [ 14 ] Хасан из Абу аль-Хасана Алий ибн аль-Хасан ибн аль-Хусейн аль-Хунаи ад-Дуса (ум. 309 г. хиджры / 921 г. н. э.), более известный как « Кура ан-Намл », и Лисан аль-Араб [ 15 ] Ибн Мансура (ум. 711 г.х./1311 г. н.э.). Аль-Бируни и аль-Масуди предполагают, что древние арабы использовали те же названия месяцев, что и мусульмане, хотя они также записывают и другие названия месяцев, используемые доисламскими арабами. [ 4 ]
Число | Доисламский | Доисламские месяцы | исламский | Исламские месяцы |
---|---|---|---|---|
1 | мутамир или аль-мутамир | Конференция / Конференция | аль-мухаррам | Мухаррам |
2 | Я иду | Плотник | путешествовать | ноль |
3 | хавван или хуван | Хуан / Хуан | Раби аль-Авваль | Раби аль-Авваль |
4 | вабсан | И Басан | Раби аль-Хахир или Раби ас-Сани | Раби аль-Ахир / Раби аль-Тани |
5 | Ханин | ностальгия | в Джумад аль-Хуле | Джумада аль-Авваль |
6 | в руббе | Мой Лорд | Джумада аль-Хахира или Джумада ат-Сания | Джумада аль-Ахира / Джумада аль-Тани |
7 | аль-шамм или мунсил аль-синна или аль-мухаррам | Глухой / тот, у кого есть язык / тот, кто в ихраме | раджаб | Раджаб |
8 | Адил | Прошу прощения | Шабан | Шаабан |
9 | пришел | Натик | Рамадан | Рамадан |
10 | ваил или ваиль | Козерог / Козерог | шавваль | Шавваль |
11 | Варна | Варна | Су аль-Када | Зуль-Када |
12 | бурак или обезьяна | Благословения/благоприятный | Су аль-Хиджа | Зуль-Хиджа |
В отличие от общепринятого в арабском языке приравнивания раби к весне (как и его значение во всех современных арабских диалектах), классические лексикографы переводят его как «осень» и приравнивают к харифу «осень». [ 16 ] Таким образом, у нас есть возможность вывести общее положение с годом последующих месяцев, основываясь на предположении, что раби аль-авваль обозначает, как указывает его название, раннюю осень.
Случаи
[ редактировать ]Некоторые предполагали, что арабские праздники паломничества в седьмой и двенадцатый месяцы изначально были равноденствия . праздниками [ 17 ] а исследования доисламского календаря были обобщены в недавних исламских [ 18 ] и светский [ 19 ] стипендия, которая приравнивает доисламские месяцы от Мухаррама до Зу аль-Хиджа с еврейскими религиозными месяцами от Ияра (второго) до Нисана (первого) соответственно (Рамадан соответствует посту Адама в Тевете), а не от Нисана (первого) до Адара (двенадцатое), как можно было бы предположить в противном случае. Однако в резком противоречии с этим мнением последующие христианские [ 20 ] тогда еврей [ 21 ] Оба учёных пытались приравнять доисламские месяцы от Мухаррама до Джумады ат-Сании, по крайней мере, с еврейскими месяцами от Тишрея до Адара I соответственно. Тем не менее, исламская позиция, приравнивающая Нисан к Зу аль-Хидже, возобладала. [ 19 ] Нисан — месяц весны в еврейском и вавилонском календарях , которые являются лунно-солнечными календарями с 12 или 13 месяцами.
Четыре запретных месяца
[ редактировать ]Исламская традиция единодушна в утверждении, что арабы Тихамы , Хиджаза и Неджда различают два типа месяцев: разрешенные ( халал ) и запрещенные ( харам ) месяцы. [ 4 ] Запрещенными месяцами были четыре месяца, в течение которых запрещены боевые действия, обозначенные как Раджаб, и три месяца вокруг сезона паломничества : Зу аль-Каада, Зу аль-Хиджа и Мухаррам. [ 4 ] Похожая, если не идентичная, концепция запретных месяцев также засвидетельствована Прокопием , где он описывает перемирие, которое восточные арабы правителя Лахмидов аль-Мундира II соблюдали в течение двух месяцев во время летнего солнцестояния 541 года нашей эры. [ 4 ] Однако мусульманские историки не привязывают эти месяцы к определенному времени года. [ 4 ]
Рис'
[ редактировать ]Коран . связывает четыре запретных месяца со словом «наси» ( араб . ٱلنَّسِيء , ан-наси ), словом, которое буквально означает «отсрочка» [ 4 ] Согласно мусульманской традиции, решение об отсрочке принималось племенем Кинана . [ 6 ] человеком, известным как аль-Каламмас из Кинаны, и его потомками (мн. каламиса ). [ 22 ]
разные интерпретации понятия Наси . Были предложены [ 23 ] Некоторые учёные, оба мусульмане [ 24 ] [ 25 ] и Западный, [ 4 ] [ 6 ] утверждают, что доисламский календарь, использовавшийся в Центральной Аравии, был чисто лунным календарем, подобным современному исламскому календарю. Согласно этой точке зрения, Наси связано с доисламскими обычаями мекканских арабов, согласно которым они изменяли распределение запрещенных месяцев в течение данного года, не подразумевая манипуляций с календарем. Эта интерпретация поддерживается арабскими историками и лексикографами, такими как Ибн Хишам , Ибн Манзур , а также корпусом толкований Корана . [ 26 ]
Это подтверждается ранней сабайской надписью, где религиозный ритуал был «отложен» ( ns''w ) из-за войны. Согласно контексту этой надписи, глагол ns'' не имеет ничего общего с вставкой, а лишь с перемещением религиозных событий внутри самого календаря. Сходство между религиозной концепцией этой древней надписи и Кораном позволяет предположить, что некалендарная отсрочка также является кораническим значением слова «Наси» . [ 4 ] Таким образом, « Энциклопедия ислама» заключает: «Арабская система [Наси'] могла быть предназначена только для того, чтобы перенести хадж и связанные с ним ярмарки в окрестностях Мекки на подходящее время года. фиксированный календарь, который следует соблюдать». [ 27 ]
Другие сходятся во мнении, что изначально это был лунный календарь, но предполагают, что примерно за 200 лет до Хиджры он был преобразован в лунно-солнечный календарь, в который время от времени добавлялся вставной месяц , чтобы паломничество оставалось в то время года, когда товаров было больше всего в изобилии. . Эту интерпретацию впервые предложил средневековый мусульманский астролог и астроном Абу Машар аль-Балхи , а позднее аль-Бируни , [ 22 ] [ 28 ] аль-Масуди и некоторые западные учёные. [ 29 ] Эта интерпретация считает Наси синонимом арабского слова «вставка» ( кабиса ). Арабы, согласно одному объяснению, упомянутому Абу Машаром, узнали об этом типе вставок от евреев. [ 6 ] [ 22 ] [ 28 ] Еврейский Наси был чиновником, который решал, когда вводить еврейский календарь. [ 30 ] Некоторые источники говорят, что арабы следовали еврейской практике и добавляли семь месяцев к девятнадцати годам, или же что они добавляли девять месяцев к 24 годам; Однако среди ученых по этому вопросу нет единого мнения. [ 31 ] Метонический цикл в 19 лет был установлен для вставки еврейского календаря со времени их пленения в Вавилонский , а также наблюдался и в вавилонском календаре , начиная с того же периода. Племя Кинана во времена Мухаммеда отвечало за разрешение вставки; Тот факт, что племя Кинана взяло на себя эту задачу у племени Кинда , которое было иудаизировано за сотни лет до этого, подтверждает предположение о том, что процесс вставки мог быть заимствован из еврейской традиции. [ 32 ] Что касается Абу Райхана аль-Бируни (ум. около 442 г. хиджры / 1050 г. н.э.), было высказано предположение, что это включение было сделано для того, чтобы согласовать планирование сезонных торговых циклов с ежегодными паломничествами. [ 33 ]
Было высказано предположение, что запрет наси в 10 году хиджры преследовал цель отобрать власть у клана Кинанах, который контролировал вставку, но единого мнения относительно этой позиции нет. [ нужна ссылка ]
Доисламские названия дней
[ редактировать ]Названия дней недели в доисламской Аравии были изменены в эпоху ислама на цифры («первый (день)», «второй (день)» и т. д.), за исключением шестого дня, «Пятница», название которой означает «собрание», имея в виду, что это исламский день совместной молитвы. Нумерация соответствует описанию творения в течение шести дней, седьмой день отдыха, в повествовании о творении в Книге Бытия . До этого доисламскими арабскими днями недели были:
Число | Доисламский | Доисламские дни | исламский | Исламские дни |
---|---|---|---|---|
1 | аль-Авваль | Первый | аль-Хахад | Воскресенье |
2 | аль-ахван или аль-ахуван или аль-авхад | Самый незначительный/самый незначительный/самый незначительный | аль-Иснайн | Понедельник |
3 | аль-Джубар | Могучий | ре-тулатах | Вторник |
4 | ад-дубар или ад-дибар | ٱلدُّبار / ٱلدِّبار | аль-Арбиа | Среда |
5 | аль-Мунис | Самый общительный | аль-Хамис | Четверг |
6 | аль-Аруба | арабизм | аль-Джума | Пятница |
7 | аш-шияр | ٱالشیر | суббота | Суббота |
См. также
[ редактировать ]- Исламский календарь
- Солнечный календарь хиджры
- Ассирийский календарь
- Персидский календарь
- Календарь Руми
- Арабские названия месяцев по григорианскому календарю.
Ссылки
[ редактировать ]- Аль-Джаллад, Ахмад (2014). «Древний арабский зодиак. Созвездия в сафайских надписях, Часть I». Арабская археология и эпиграфика 25: 214-230.
- Аль-Джаллад, Ахмад (2016). «Древний арабский зодиак. Созвездия в сафайских надписях, Часть II» Арабская археология и эпиграфика 27: 84-106.
- Вариско, ДМ 1987. «Периоды дождя в доисламской Аравии» Арабика 34/2: 251–266.
- Вариско, Д.М. 1991. «Происхождение анвы в арабской традиции» StudiaИсламика 74: 5–28.
- ^ Вариско 1987: 251.
- ^ Вариско 1991: 23.
- ^ Аль-Джаллад 2016: 88.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж ФК Де Блуа, «ТА'РИК»: I.1.iv. «Доисламские и сельскохозяйственные календари Аравийского полуострова», Энциклопедия ислама , 2-е издание, X :260.
- ^ Махмуд Эффенди (1858 г.), как описано в книге Шеррарда Бомонта Бернаби, «Элементы еврейского и мусульманского календарей» (Лондон: 1901), стр. 460–470.
- ^ Перейти обратно: а б с д А. Моберг, «НАСИ», Энциклопедия ислама , 2, VII: 977.
- ^ Боннер, Майкл (2011). «Время прошло полный круг»: рынки, ярмарки и календарь в Аравии до ислама» у Кука, Ахмеда, Садеги, Бехнама, Боннера и др. Исламская научная традиция: исследования истории, права и мысли в честь Профессор Майкл Аллан Кук , Бостон: Брилл, 2011. ISBN 9789004194359 . страница 18.
- ^ см. также Шах, Зульфикар Али и Сиддики, Музаммил (2009). Астрономические расчеты и Рамадан: дискурс фикха. Вашингтон, округ Колумбия: Международный институт исламской мысли. ISBN 9781565643345. стр. 64.
- ^ Аль-Джаллад, 2014 г.
- ^ Аль-Джаллад 2014: 214.
- ^ Аль-Джаллад 2014; 2016 год
- ^ Аль-Джаллад 2016: 86.
- ^ Аль-Джаллад 2016: 86.
- ^ 'Аль-мунтахаб мин гариб калам аль-араб Каир: Дар аль-фаджр ли-н-нашр ва-т-таузи, 1989.
- ^ Лисан аль-Араб Бейрут: Дар Лисан аль-Араб, 1970.
- ^ де Блуа Хронология раннего ислама Древний календарь в Мекке и происхождение исламского календаря в календарях Саши Стерна (ред.) в «Происхождении календарей от Римской империи до позднего средневековья» с. 194
- ^ Питерс, Фрэнсис Э. (1994). Мухаммед и истоки ислама . Олбани, Нью-Йорк (1994): SUNY Press. п. 309 . ISBN 0791418758 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Фазлур Рехман Шейх, Хронология пророческих событий (Лондон: Ta-Ha Publishers Ltd., 2001), стр. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Хидеюки Ио, «Календарь в доисламской Мекке», Арабика , 61 (2014), стр. 471–513; 758–59.
- ^ «Примирение еврейского и исламского календаря (№ 53)» .
- ^ Абрахамсон, Бен; Кац, Джозеф. «Исламско-еврейский календарь» (PDF) . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Абу Ма’шар аль-Балхи (787–886), Китаб аль-Улуф , Journal Asiatique , серия 5, xi (1858) 168+. (на французском и арабском языках)
- ^ Обзор различных теорий и обсуждение проблемы «ретроспективной хронологии» в ранних и доисламских источниках см. Морис А. Макпартлан, «Вклад Корана и хадитов в раннюю исламскую хронологию» (Дарем, 1997). .
- ^ Махмуд Эффенди (1858 г.), как описано в книге Шеррарда Бомонта Бернаби, «Элементы еврейского и мусульманского календарей» (Лондон: 1901), стр. 460–470.
- ^ По данным «Традиции», неоднократно цитируемого ФК Де Блуа.
- ^ Мухаммад аль-Худари Байк (1935). Мухадарат тарих аль-Умам аль-Исламия . Том. 2 (4-е изд.). Аль-мактаба ат-тиджария. стр. 59–60.
- ^ Энциклопедия ислама, 2-е издание, Указатель, стр. 441
- ^ Перейти обратно: а б аль-Бируни , «Интеркаляция древних арабов», Хронология древних народов , Тр. К. Эдвард Сачау (Лондон: Уильям Х. Аллен, 1000/1879), стр. 13–14, 73–74.
- ^ А. Моберг, « НАСИ », первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла.
- ^ Баб. Талмуд, Синедрион, с. 11.
- ^ Боннер 2011, стр. 21.
- ^ Ханам, Р. (редактор) (2005). Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Средней Азии . Нью-Дели: Издательство Global Vision. ISBN 8182200628 . Страница 442.
- ^ Боннер 2011, стр. 22.