Jump to content

Цимцум

(Перенаправлено с Цимцум )

Цимцум «сжатие/ сужение или цимцум ( иврит : צמצום , латинизированный : ṣimṣum , букв. /сгущение») — термин, используемый в лурианской каббале для объяснения Исаака Лурии учения о том, что Бог начал процесс творения , ограничивая свет Эйн. Соф (бесконечный свет) Божества , чтобы создать концептуальное пространство. в котором могли существовать Четыре Мира или конечные сферы. Это изначальное первоначальное сжатие, образующее «пустое пространство» ( חלל הפנוי , halal hapanuy ), в которое может сиять новый творческий свет, обозначается общей ссылкой на цимцум . В каббалистической интерпретации цимцум порождает парадокс одновременного божественного присутствия и отсутствия в вакууме и в результате Творения. В ортодоксальном иудаизме существуют различные подходы к разрешению этого парадокса и к природе самого цимцума . [ 1 ]

Еврейское слово «зимзум» может означать «сокращение», «втягивание», «демаркацию», «сдержанность» и «концентрацию». Термин зимзум происходит из Каббалы и относится к сжатию самого себя Бога перед сотворением мира и с целью создания мира. Другими словами, вездесущий Бог, существующий вне времени и пространства до творения, забирает в себя часть своего бесконечного присутствия. Этим божественным жестом Бог ограничивает себя в зимзуме, очищая пустое пространство, необходимое для творения. После этого акта зимзума в центре Бога может произойти эманация и сотворение мира. В этом процессе Бог ограничивает свое всемогущество, так что конечный мир может существовать в конечных контурах. Без зимзума не было бы творения. По этой причине зимзум является ключевым понятием в еврейской мысли. [ 2 ]

Поскольку цимцум приводит к созданию пространства, в котором могут существовать духовный и физический миры и, в конечном счете, свободная воля , Бога часто называют « Ха-Маком » ( המקום ‎ букв. «Место», «Вездесущий») в раввинской литературе ( [ 3 ] Олам , еврейский термин, обозначающий мир, происходит от трехбуквенного עלם «сокрытие». Эта этимология дополняет . концепцию цимцум в том смысле, что последующие духовные сферы и конечная физическая вселенная в разной степени скрывают жизненную силу творения

Их постепенное уменьшение божественного ора (Света) от сферы к сфере творения также упоминается во множественном числе как вторичный цимцумим . Однако эти последующие сокрытия можно найти в средневековой Каббале. Новая доктрина Лурии выдвинула идею изначального удаления или дилуга (радикального «скачка»), чтобы примирить причинно-творческую цепь, идущую от Божества, с конечным существованием.

Неотъемлемый парадокс

[ редактировать ]

Общепринятое [ 4 ] Понимание Каббалы заключается в том, что концепция цимцума содержит встроенный парадокс , требующий, чтобы Бог был одновременно трансцендентным и имманентным . А именно: С одной стороны, если бы «Бесконечное» не ограничивало себя, то ничто не могло бы существовать — все было бы подавлено целостностью Бога. Таким образом, существование требует трансцендентности Бога, как указано выше. С другой стороны, Бог постоянно поддерживает существование сотворенной вселенной и, таким образом, не отсутствует в ней.

Божественная жизненная сила, которая приводит к существованию всех существ, должна постоянно присутствовать в них... если бы эта жизненная сила оставила какое-либо сотворенное существо хотя бы на одно короткое мгновение, оно вернулось бы в состояние полного небытия, как до творения. . [ 5 ]

Бог дает свою силу всем существам, и эта сила дает им их пределы, чтобы материальная субстанция могла быть конечной и иметь природу Изначального Провидения.

Нахман из Бреслава обсуждает этот присущий парадокс следующим образом:

Только в будущем можно будет понять Цимцум , который породил «Пустое Пространство», ибо мы должны сказать о нем две противоречивые вещи... [1] Пустое Пространство возникло через Цимцум , где, как как бы Он «ограничил» Своё благочестие и сократил его оттуда, и как будто в этом месте нет никакого благочестия... [2] абсолютная истина состоит в том, что благочестие тем не менее должно там присутствовать, ибо уж точно ничто не может существовать без того, чтобы Он дал ему жизнь.

Итак, Бог вечен, и бесконечность во времени и пространстве является его природой: мы не можем думать о бесконечности причин о бесконечности Вселенной или Творения, потому что в первом случае бесконечность чисел возможна только в теории, но Бог — Творец и нет. можно быть подобным Богу, «Первопричиной»: невозможно думать о двух Богах, потому что один из них мог бы иметь гипотетическое превосходство, а мы бы признали одного Бога, поэтому Первопричиной является Бог; во втором случае, то есть о бесконечности Творения, это невозможно, потому что, часть «фантазий этого мышления без Логического разума и без исследования реального исследования», мы не можем думать о бесконечности времени, потому что вечность является природой Бог, а не качество материальной субстанции:

Действительно, один комментатор стремился доказать это положение, поставив точку в следующих словах: «Все, что не будет реализовано по существу, если этому не предшествует нечто бесконечное, не будет реализовано и не может начать существовать». Если бы приоритет был временным, для этого аргумента могли бы быть основания, но даже в этом случае он остается спорным. Ибо мы видим, что действительно бывает, что реализуется вещь, которая не реализуется, если ей не предшествует нечто бесконечное. Можно сказать, по аналогии, что этот день, в котором мы находимся, осуществился, хотя он не мог бы осуществиться, если бы ему не предшествовало, по мнению тех, кто признает предыдущую вечность вселенной, нечто бесконечное. Хотя в данном случае реализация была случайной, тем не менее, то, что мы допускаем возможность в случае случайного и сохраняем его невозможность в случае существенного, требует обоснования. Но даже если мы и допустим это различие в вопросе приоритета во времени, то для него нет никаких оснований в вопросе причинного приоритета, в том случае, когда они одновременны. Поскольку это [т. возможность реализации] справедлива для вещей, которые одновременны, по какой необходимости каждая из них не может быть причиной другой, в то время как все они могут быть следствиями [одной причины], если мы признаем возможность что они могут быть бесконечными одновременно?

Хасдай Крескас в фильме «Ор Ашем» [ 6 ] объясняет, что за пределами мира конечности формы можно сказать, что Бог живет вечно с вечным атрибутом Бесконечного, т.е. Его сущностью во времени и пространстве:

Если бы существовало бесконечное тело, оно двигалось бы либо по кругу, либо прямолинейно. Если бы оно было круговым, то у него должен был бы быть центр, потому что круговым является то, что вращается вокруг центра. Но если у него есть центр, у него есть и конечности. Но бесконечная вещь не имеет пределов. Следовательно, он не может двигаться по кругу. Оставшаяся возможность состоит в том, что он движется прямолинейно, но если это так, то для этого обязательно требуются два места, каждое из которых бесконечно. Один был бы для естественного движения и был бы тем-к чему, а второй был бы для принудительного движения и был бы тем-от-чего. Но если мест два, они обязательно будут конечными, так как бесконечного не может быть два. Однако предполагалось, что они бесконечны. Таким образом, это [т. бесконечное тело] не может двигаться прямолинейно. Более того, место не может быть бесконечным, поскольку оно ограничено, ибо по отношению к нему было показано, что оно есть объемлющий предел.

- Хасдай Крескас, Ор Хашем

Этот «материальный мир» находится «внутри Бога», с землей и вселенной: Бог бесконечен, но Мир и Вселенная конечны, поэтому центр Бога невозможен из-за Его Бесконечной сущности; Бог бесконечен с Миром, с природой, человечеством, животными и т. д. «Внутри Него». Хохма, Бина и Даат подобны луковой шелухе, потому что Пардес превосходит все буквальное значение Торы:

И все небеса одно над другим, как луковые шкурки одно над другим, одно внизу, а другое вверху.

До Творения и до Цимцума «Бог наполнял все пространство», то есть существовал только Бог, потому что Творение еще не было создано. Тора отражает божественную мудрость, поэтому Бог был с Торой еще до Творения: «Я (Тора) был там»; другими словами, Мидраш объясняет, что до Творения «Бог играл с Торой», поэтому его мудрость была его единственным удовольствием. Маймонид также объясняет, что Бог — это одна и та же сущность вместе со своей мудростью. Он также утверждает, что «знающий, знание и известное» относятся к «одному и тому же». Это значит, что Бог знает о себе самом, то есть Его знание о себе есть именно Его мудрость, то есть Тора, как сказано в Берешите : "...по образу Нашему и подобию", так как человек отражает во всех своих частях и в своей совокупности вся божественная мудрость, как утверждают сфирот, и он сознает и знает это; тогда, увидев и приняв во внимание, что человек есть микрокосм, Творение есть также проекция его мудрости: космос и микрокосм эквивалентны в соответствии и по отношению к Богу и его мудрости. Таким образом, Бог вечен и непознаваем лишь с точки зрения Его необъятного могущества. вездесущность , которую он знает, но которую мы не можем объять умом из-за вечной необъятности Его. [ 7 ]

Лурианская мысль

[ редактировать ]
Схема миров, созданных после первого Цимцума, найденная в рукописи Лонцано.
Схема миров, созданная после первого Цимцума, найденная в рукописи Менахема Лонцано , версия диаграммы, найденная в трудах Хайима бен Йозефа Виталя.

Исаак Лурия ввел в каббалистическую мысль четыре центральные темы: цимцум , шевират а-келим (разрушение сосудов), тиккун (восстановление) и парцуфим . Эти четыре процесса представляют собой группу взаимосвязанных и продолжающихся процессов. Цимцум описывает первый шаг в процессе, с помощью которого Бог начал процесс творения, забрав свою собственную сущность из области, создав область, в которой могло начаться творение и где он мог существовать как решиму (остаток) во всех пустых пространствах мира. . [ 8 ] Шевират ха-Келим описывает, как после цимцума Бог создал сосуды (Ха-Келим) в пустом пространстве, и как, когда Бог начал изливать Свой Свет в сосуды, они оказались недостаточно прочными, чтобы удержать силу Божьего Света, и разбились (Швират). . Третий шаг, Тиккун, — это процесс сбора и поднятия искр Божественного Света, унесенных осколками разбитых сосудов. [ 9 ]

Поскольку цимцум связан с концепцией изгнания , а Тиккун связан с необходимостью решения проблем мира человеческого существования, Лурия объединяет космологию Каббалы с практикой еврейской этики и делает этику и традиционные еврейские религиозные обряды средства, с помощью которых Бог позволяет людям завершить и усовершенствовать материальный мир, живя по заповедям традиционной еврейской жизни. [ 10 ] Таким образом, в отличие от более ранней средневековой каббалы, первый творческий акт стал сокрытием/божественным изгнанием, а не раскрытием откровения. Этот динамический кризис-катарсис в божественном потоке повторяется во всей лурианской схеме.

Вид на Хабад

[ редактировать ]

В Хабаде понятие цимцум не следует интерпретировать буквально, а скорее относиться к тому, как Бог запечатлевает свое присутствие в сознании конечной реальности. [ 11 ] Цимцум рассматривается не только как естественный процесс, но и как доктрина , которую каждый человек может и даже обязан понимать и над которой размышлять.

С точки зрения Хабада, функция цимцума заключалась в том, чтобы «скрыть от созданных существ активирующую силу внутри них, позволяя им существовать как осязаемые сущности, вместо того, чтобы быть полностью сведенными на нет в своем источнике». [ 12 ] Цимцум ( создал необходимое «освободившееся пространство» пустое пространство ‎ ḥəlāl panuy «пустое пространство», חלל ‎ ḥālāl «пространство»), лишенный непосредственного осознания присутствия Бога.

Взгляд Виленского Гаона

[ редактировать ]

Виленский Гаон считал, что цимцум не был буквальным, однако «высшее единство», тот факт, что Вселенная является лишь иллюзорной, и что цимцум был лишь фигуральным, не были ощутимы и даже по-настоящему понятны для тех, кто не был полностью посвящен в тайны Каббалы. [ 13 ]

Другие говорят, что Виленский Гаон придерживался буквального взгляда на цимцум. [ 14 ]

Шломо Эльяшив ясно формулирует эту точку зрения (и утверждает, что это не только мнение Виленского Гаона, но также прямое и простое прочтение Лурии и единственное истинное понимание).

Он пишет:

Я также видел некоторые очень странные вещи в словах некоторых современных каббалистов, которые глубоко объясняют вещи. Они говорят, что все существование является лишь иллюзией и видимостью и не существует на самом деле. Это значит, что Эйн Соф ничуть не изменился в себе и своем необходимом истинном существовании и теперь все еще точно такой же, каким был до творения, и нет пустого от Него пространства, как известно (см. Нефеш Ха-Хаим Шаар 3). Поэтому они говорили, что на самом деле реальности существования вообще нет, и все миры — лишь иллюзия и видимость, как сказано в стихе «в руках пророков я явлюсь» (Осия 12:11) . Они говорили, что мир и человечество не имеют реального существования, и вся их реальность — лишь видимость. Мы воспринимаем себя так, как будто мы находимся в мире, и мы воспринимаем себя нашими органами чувств, и мы воспринимаем мир нашими органами чувств. Оказывается [согласно этому мнению], что всё существование человечества и мира есть только восприятие, а не в истинной реальности, ибо невозможно, чтобы что-либо существовало в истинной реальности, так как Он наполняет все миры. ...

Как странно и горько говорить такое. Горе нам от такого мнения. Они не думают и не видят, что такими мнениями уничтожают истину всей Торы. [ 15 ]

Однако Гаон и Эльяшив считали, что цимцум совершается только по воле Божией ( Ратзон ) вообще ничего сказать невозможно ), а о самом Боге ( Ацмус . Таким образом, они на самом деле не верили в буквальный цимцум в сущности Бога. [ нужна ссылка ] Однако сама книга Лурии «Эц Хаим» в «Первом Шааре» амбивалентна: в одном месте она говорит о буквальном цимцуме в сущности и Я Бога, затем несколькими строками позже она меняется на цимцум в божественном свете (эманированном, следовательно, созданном а не часть личности Бога, энергии). [ нужна ссылка ]

История и Эстер Паним

[ редактировать ]

«Кто исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает раны их». Это указывает на Божью силу. Если сердце разбито, то есть если его части оторваны, от него нет естественного лекарства, как говорят нам писатели-медики. Любые другие члены, если они сломаны, можно вылечить. Поэтому псалмопевец приписывает Господу исцеление разбитого сердца, в котором отделяются части, хотя его нельзя вылечить обычным путем. В этом проявляется Его великая сила в избавлении угнетенных от угнетателей, как говорит Давид : «Близок Господь к сокрушенным сердцем и спасает сокрушенных духом». Смысл в том, что как Бог исцеляет сокрушенных сердцем, которые не смогли выздороветь, если их предоставить природе, так Он спасает сокрушенных духом тех, кто не может спастись естественным путем, как говорит Соломон: «Дух человека выдержит свою немощь, а сломленный дух сможет вынести?» Смысл в том, что если человек болен и животный дух силен, он может выдержать немощь, но если дух болен и сломлен, кто сможет это вынести? То есть, кто сможет это выдержать? Ибо по природе он не может выздороветь [ 16 ]

— Джозеф Альбо

В современную эпоху Холокост стал предметом дискуссий в богословской мысли: Хестер Паним или «скрытое лицо (Бога)» является частью современной экзегезы. Цимцум — это процесс до Творения, но на протяжении истории присутствует та же самая структура.

Это можно сравнить с тем, как кто-то идет в глубокой ночной тьме. Он боялся терний и колодцев, диких зверей и разбойников; не зная, куда он идет. Найдя горящую лучину, он избавился от шипов и ям, но по-прежнему боялся диких зверей и разбойников... не зная, где находится. На рассвете его спасли от диких зверей и бандитов, но он еще не знал, где находится. Когда он подошел к распутью, он был спасен от всех них. ... Что это за перекресток? Рав Чисда говорит: «Это Талмид хачам и день смерти» ( Талмуд , Сота 21а)

Напротив, тот, кто хочет изучать Тору, но теряется в суете мира, подобен человеку без души, т.е. без истинной веры:

Подобным же образом Р. Хаим Виталь также описывает431 этот грех как исключающий человека из Мира Грядущего, «вплетая его в ту же самую ткань»432, приравнивая его к случаям, которые утверждает Хазал, для которых « Гехином закончится, а для них – нет». придет конец!», 433 Милосердный должен спасти нас. Рамбам был и Бейт Йосеф в приведенных выше ссылках [также определяют Галаху] того, кто изучал и анализировал, но затем прекратил это делать и вместо этого занимался пустотой этого мира, пренебрегая своими исследованиями, как имеющий то же суждение, что и тот, кто смог изучать Тору и не сделал этого. Аналогичным образом, по [его] мнению, его действия, которые не были хорошими, отдаляют его, «и его грех удерживает от него добро»434, поскольку он был в состоянии заняться изучением Торы и участвовать в нем, и «из-за умышленного греха» 435 и «презрение души» 436 выбрал «и взял плохую покупку себе», 437 другие, и все миры, презирающие вечную жизнь Святой Торы – жизнь и свет всех миров – посредством которого он был привязан, так сказать, к Богу, Который дает жизнь всем, но простер руку свою, чтобы разрушить дворец Царя – уменьшая, затемняя и уничтожая отдачу света в мирах, а также и его собственную душу . Зачем ему настоящая жизнь? поскольку он не позволил себе увидеть свет вечной жизни и не может вынести величия интенсивности Высшего Света, поскольку он не испытал его, находясь в этом мире, и он изгнан и автоматически отрезан от Эдем , Божий Сад, удерживающий себя от «связывания узами жизни с ЯХВХ , его Богом»438, «движения от плохого к худшему»,439 Боже упаси. Горе этому позору! Точно так же Хазал определил свою судьбу, «что его надежда объявлена ​​утраченной»440 навсегда, дай Бог, чтобы он также «навеки не увидел света»441 что он не «будет снова жить вечно»442 в конце дней, когда спящие в прахе земном пробудятся для жизни вечной»… [ 17 ]

Хазал можно учил, что все евреи должны говорить: «Вся вселенная создана для меня», поэтому Бог создал Мир с «столпами» Неба и Земли, то есть Хохмой и Биной… Тора – это свет Божий, и «Изучение Торы» быть жизнью вселенной и «мириад миров», чтобы не разрушить Творение. [ 18 ]

Применение в клинической психологии

[ редактировать ]

Израильский хасидская профессор Мордехай Ротенберг считает, что каббалистически- парадигма цимцум имеет важное значение для клинической терапии. Согласно этой парадигме, «самосжатие» Бога с целью освобождения места для мира служит моделью человеческого поведения и взаимодействия. Модель цимцум продвигает уникальный подход, ориентированный на сообщество, который резко контрастирует с языком западной психологии. [ 19 ] [ не удалось пройти проверку ]

ХаКолКоре — первая организация, созданная исключительно в соответствии с идеалами Института Ротенберга. Используя психодраму как платформу для перемен, ХаКолКоре предлагает педагогам и терапевтам годичный курс обучения с упором на еврейские тексты и еврейские подходы, которые расширяют устоявшиеся психотерапевтические теории. ХакольКоре использует психодраму и театральную психотерапию, переплетающиеся с языком еврейско-хасидской философии, как платформу для использования языка как инструмента для установления внутреннего мира и мира между нами и другими. Практики психодрамы, присутствовавшие на тренинге, сообщают, что их способность работать с людьми, переживающими горе, значительно улучшилась. [ 20 ]

Истина Каббалы и «общее учение»…

[ редактировать ]

написано В Торе правили восемь царей , что землей Эдом до того, как в земле Израиля появился царь (Бытие 36:31-39; 1 Паралипоменон 1:43-51). Из первых семи из них о царях, Тора утверждает, что они правили и умерли, а о восьмом, «Хадаре», говорится только о том, что он правил, не упоминая о его смерти. Поскольку Эдом символизирует неисправленное существование зла, считается, что первые семь царей относятся к изначальной, неисправленной версии Творения, описанной здесь, миру « Тоху ». [ 21 ]

Приписывать Аризалю теорию о царях, которые правили Землей Израиля в изначальном зарождении Творения, является распространенной ошибкой как в израильских, так и в неизраильских университетах, например, в Италии; Аризаль относится к царям, среди которых, кажется, остался только один из них, хотя и на стороне строгости, именно для того, чтобы определить последствия «другой стороны» для Творения и, следовательно, также для царства на земле. Действительно, изменения Цимцума напрямую связаны не только с царями, описанными как разные Келипот, но и со всем Творением: поэтому они представляют частичную или полную возможность Тиккуна . Таким образом, Келипот метафорически действительны как искаженное начало добра, то есть как «смесь добра и зла», но первоначально единственный «субстрат», полезный для божественного « Маасе Брейшит », касается только милосердия: утверждение, что строгость является единственной первоначальной мерой, безусловно, является ошибка; присутствие царей, которые правили, не могло присутствовать до мира Творения, как описано в еврейской Библии и ее комментариях. Таким образом, методологическое противоречие заключается в бессознательном «игнорировании» присутствия Хайла и с явной тенденцией «мифологизировать» многочисленные фигуры Торы , также отрицая «буквальную экзегезу», которая затем позволяет получить доступ к другим герменевтическим уровням « Пардеса ».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ См. обзор Дэвида Седли (2008). «Восприятие реальности: противоположные взгляды на природу существования» , Reshimu Journal
  2. ^ Кристоф, Шульте (2023). Зимзум: Бог и происхождение мира . Издательство Пенсильванского университета. п. 1. ISBN  978-1-5128-2436-0 .
  3. Архивировано 5 июля 2010 г. в Wayback Machine.
  4. ^ См., например, Каплан (1983) .
  5. ^ «Глава 2 – Шаар Хайичуд Вехэмуна» . Хабад.орг. 03 июля 2014 г. Проверено 25 февраля 2015 г.
  6. ^ Свет Господа (Или Хашем). Хасдай Крескас Oxford University Press, Нью-Йорк, 2018 ISBN 978–0–19–872489–6
  7. ^ Высший мир и материальная Вселенная (dailyzohar.com)
  8. ^ Сокол, Тед; Блатнер, Дэвид (2019). Иудаизм для чайников (2-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc. , с. 76. ИСБН  978-1-119-64307-4 . OCLC   1120116712 .
  9. ^ Джеймс Дэвид Данн, Окна души , стр.21-24.
  10. ^ Дж. Х. Лаэнен, Еврейский мистицизм, стр. 168-169.
  11. ^ «Цимцум: Сокращение» . Внутренний.орг . Проверено 8 декабря 2013 г.
  12. ^ Таня , Шаар Хайичуд веХаЭмуна , глава 4
  13. ^ Э. Дж. Шочет, Хасидское движение и Виленский Гаон
  14. ^ Аллан Надлер, Вера Мифнагдим
  15. ^ Лешем Ш-во ве-Ахлама Сефер ха-Деах друш олам хатоху челек 1, друш 5, симан 7, раздел 8 (стр. 57б)
  16. ^ Альбо, Джозеф. Сефер ха-Иккарим: Основы иудаизма Джозефа Альбо (стр. 343–344)
  17. ^ Хаим Воложин (Нефеш ха-Цимцум)
  18. ^ В хасидизме Хабада Бог мог уничтожить весь Мир в одно мгновение, поэтому в иудаизме «Изучение Торы» является жизнью и святым спасением… даже одним евреем… который изучает Мудрецов Торы:

    Затем те, кто по своему неудачному выбору совершенно не связан с Торой, «спускаются в пропасть при жизни»450 «и отстраняются от привязанности к наследию рабов Божьих»451, которые прилепляются к Богу и Его Торе и отрезаны от земли жизни'452. Не дай Бог [это] по крайней мере в этом мире, если не во всех мирах, святость и свет которых также уменьшились и опущены в результате этих грехов, в которых они виновны всей своей жизнью и «почти поворачивают свои ноги»453 к разрушению, не дай Бог, как говорит Хазал: «Все время, пока люди отрекаются от Торы, Бог стремится разрушить world.454 «ибо столпы мира принадлежат Богу, и на них Он поставил мир» – «столпы» относятся к Мудрецам Торы. ... Каждый день Бог посылает Ангелов Разрушения, чтобы полностью уничтожить мир, и если бы не молитвенные и учебные залы, где сидят мудрецы Торы и занимаются словами Торы, они немедленно уничтожили бы весь мир.455 Обратитесь туда. Несмотря на все это, [миры] все еще способны существовать благодаря [усилиям] «выживших, которых призывает Бог»456, которые день и ночь занимаются Священной Торой, так что они не возвращаются полностью в состояние нуля и невозврата. пустота, не дай Бог. Однако если бы мир был, не дай Бог, полностью лишен, хотя бы буквально на одно мгновение, участия и анализа Избранного Народа со Святой Торой, то все миры были бы немедленно уничтожены и полностью прекратили свое существование, не дай Бог. Тем не менее, даже один талантливый еврей способен вызвать создание и продолжение всех миров и Творения во всей его полноте, занимаясь Священной Торой и анализируя ее ради нее, как говорит Хазал: «Кто бы ни занимался Торой ради него. ... Р. Йоханан говорит, что он даже защищает весь мир

    Хаим Воложин
  19. ^ «Ротенберговский центр еврейской психологии» . Jewishpsychology.org . Проверено 8 декабря 2013 г.
  20. ^ Тематические исследования (www.jewishpsychology.org)
  21. ^ «Исправление всего творения» (www.kabbalaonline.org)

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Каплан, Арье (1983). «Парадоксы». Читатель Арье Каплана . Артскролл. ISBN  0-89906-174-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ec1e1fec7338fc6a7471b99516083d3__1724734740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/d3/4ec1e1fec7338fc6a7471b99516083d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tzimtzum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)