Сад Тюильри
Сад Тюильри | |
---|---|
![]() Большая аллея сада Тюильри с видом на площадь Согласия и Триумфальную арку. | |
![]() | |
Тип | Городской парк |
Расположение | Париж , Франция |
Сад Тюильри ( фр . Jardin des Tuileries , IPA: [ʒaʁdɛ̃ de tɥilʁi] ) — сквер между Лувром и площадью Согласия в 1-м округе Парижа , Франция . Созданный Екатериной Медичи как сад дворца Тюильри в 1564 году, он был открыт для публики в 1667 году и стал общественным парком после Французской революции . С 19 века это было место для парижан, где они праздновали, встречались, гуляли и отдыхали. [ 1 ] Во время летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2024 года здесь находился олимпийский и паралимпийский котел .
История
[ редактировать ]Итальянский сад Екатерины Медичи (16 век).
[ редактировать ]-
План дворца и садов Жака I Андруэ дю Серсо , 1576–1579 гг.
-
План сада Тюильри примерно 1589 года. Справа — Лувр.
В июле 1559 года, после случайной смерти мужа Генриха II , королева Екатерина Медичи решила покинуть свою резиденцию Отель де Турнель в восточной части Парижа, недалеко от Бастилии . Вместе с сыном, новым королем Франции Франциском II , другими детьми и королевским двором она переехала в Лувр . Пять лет спустя, в 1564 году, она решила построить новую резиденцию с большим пространством для сада. Для этой цели Екатерина купила землю к западу от Парижа, недалеко от городской стены Карла V. На юге он граничил с Сеной , а на севере с предместьем Сент-Оноре , сельской дорогой, продолжающей улицу Сент-Оноре . С 13 века на этой территории располагались фабрики по производству плитки, называемые Тюильри (от французского tuile , что означает «плитка»). Новая резиденция получила название Дворца Тюильри. [ 2 ] [ отсутствует длинная цитата ]
Екатерина поручила ландшафтному архитектору из Флоренции Бернару де Карнессу создать сад итальянского Возрождения для дворца . Новый сад представлял собой огороженное пространство длиной пятьсот метров и шириной триста метров, отделенное от нового дворца переулком. Он был разделен на прямоугольные отсеки шестью аллеями, и участки были засажены лужайками, цветочными клумбами и небольшими группами из пяти деревьев, называемых кинконсами ; и, что более практично, с огородами и виноградниками. [ 3 ] Далее он был украшен фонтанами, лабиринтом , гротом и фаянсовыми изображениями растений и животных, выполненными Бернаром Палисси , которому Екатерина поручила открыть секрет китайского фарфора .
Развитие сада было прервано гражданской войной. В 1588 году Генриху III пришлось бежать через сад, чтобы избежать плена Католической лиги в День баррикад французских религиозных войн , и он не вернулся. Сады были разграблены. Однако новый король Генрих IV вернулся в 1595 году и вместе со своим главным ландшафтным садовником Клодом Молле восстановил и украсил сады. Генри построил ромашку, или крытую беседку, вдоль всего сада. Еще одна аллея была засажена тутовыми деревьями, где он надеялся выращивать тутовых шелкопрядов и начать шелковую промышленность во Франции. [ 3 ] Он также построил прямоугольное декоративное озеро размером 65 на 45 метров с фонтаном, снабжаемым водой с помощью нового насоса под названием La Samaritaine , который был построен в 1608 году на Pont Neuf . Территория между дворцом и бывшим рвом Карла V была превращена в «Новый сад» (Jardin Neuf) с большим фонтаном в центре. Хотя Генрих IV никогда не жил во дворце Тюильри, который постоянно находился на реконструкции, он все же использовал сады для отдыха и физических упражнений. [ 2 ]
Сад Людовика XIII и Людовика XIV – Французский формальный сад (17 век).
[ редактировать ]-
Сад Людовика XIII в 1649–51 гг.
-
Сад Тюильри в Ленотре в 17 веке, вид на запад, в сторону будущих Елисейских полей, гравюра Габриэля Переля.
-
План сада Тюильри Ленотра, гравюра Исраэля Сильвестра , 1671 г.
-
Карусель 5–6 июня 1662 года в Тюильри в честь рождения сына и наследника Людовика XIV.
В 1610 году, после убийства своего отца, Людовик XIII девятилетний стал новым владельцем сада Тюильри. Это стало его огромной игровой площадкой: он использовал ее для охоты и держал небольшой зоопарк экзотических животных. На северной стороне садов его мать и регент Мария Медичи построили конюшни и школу верховой езды Манеж , которая просуществовала до Французской революции, когда она использовалась в качестве зала заседаний революционного парламента.
Сад был полностью огорожен и использовался исключительно королевской семьей, когда она находилась в резиденции, но когда король и двор отсутствовали в Париже, сады превратились в место отдыха для знати. В 1630 году партер в западной части сада, между Лувром и дворцом Тюильри, где раньше находился ров старых городских стен, был превращен в партер из цветочных клумб и дорожек. Этот партер превратился в своего рода игровую площадку для аристократии. Дочь Гастона, герцога Орлеанского и племянница Людовика XIII, известная как Великая мадемуазель , держала здесь двор, и он стал известен как «Партер де Мадемуазель». Однако в 1652 году «Великая мадемуазель» была изгнана из дворца и сада за поддержку восстания Фронды против своего кузена, молодого Людовика XIV . Людовик XIV приказал превратить это пространство в большой плац. Когда 5–6 июня 1662 года родился его первый ребенок, партер стал местом для впечатляющей круговой прогулки верхом на лошадях, медленно кружащей по партеру. Это стало известно как « Карусель », и дал название этой части сада. [ 4 ]
Людовик XIV быстро навел порядок в саду Тюильри. Его архитекторы Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбе наконец завершили строительство дворца Тюильри, превратив его в настоящую королевскую резиденцию. В 1664 году Кольбер , королевский управляющий зданиями , поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру перепроектировать весь сад. Ленотр был внуком Пьера Ленотра, одного из садовников Екатерины Медичи, а его отец Жан также был садовником в Тюильри. Он немедленно начал преобразовывать Тюильри в формальный французский сад — стиль, который он впервые разработал в Во-ле-Виконт и усовершенствовал в Версале , основанный на симметрии, порядке и дальних перспективах.
Сады Ленотра были спроектированы так, чтобы их можно было увидеть сверху, со здания или террасы. Он устранил улицу, разделявшую дворец и сад, и заменил ее террасой с видом на клумбы, обрамленные низкой живой изгородью из самшита и украшенные узорами из цветов. В центре клумб он разместил три декоративных озера с фонтанами. Перед центром первого фонтана он проложил Гранд-аллею длиной 350 метров. Он построил еще две аллеи, обсаженные каштанами по обе стороны. Он пересек эти три главных переулка небольшими переулками, чтобы создать отсеки, засаженные разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.
На южной стороне парка, рядом с Сеной , он построил длинную террасу под названием Terrasse du bord-de-l'eau, засаженную деревьями, с видом на реку. Он построил вторую террасу на северной стороне с видом на сад, названную Terrasse des Feuillants.
На западной стороне сада, рядом с нынешней площадью Согласия, он построил два пандуса в форме подковы Фер-Шеваль и две террасы с видом на восьмиугольное озеро Бассен-Восьмиугольное диаметром 60 м (200 футов) и соответственно 70 м. (230 футов) от угла до угла, с одним фонтаном в центре со струей воды высотой 12 м (39 футов), дополнительными мощными струями воды из каждого угла в центр. Террасы обрамляют западный вход в сад и обеспечивают еще одну точку обзора, откуда можно увидеть сад сверху.
Ленотр хотел, чтобы его грандиозная перспектива от дворца до западного конца сада продолжалась за пределами сада. В 1667 году он разработал план проспекта с двумя рядами деревьев по обе стороны, который должен был продолжаться на запад до нынешнего Рон-Пойнт-де-Елисейские поля. [ 5 ]
Ленотр и сотни его каменщиков, садовников и землеройщиков работали над садами с 1666 по 1672 год. Однако в 1682 году король, разгневанный парижанами за сопротивление его власти, покинул Париж и переехал в Версаль.
В 1667 году по просьбе знаменитого автора « Спящей красавицы» и других сказок Шарля Перро сад Тюильри был открыт для публики, за исключением нищих, «лакеев» и солдат. Это был первый королевский сад, открытый для публики. [ 6 ]
Людовик XV и Людовик XVI – полеты на воздушном шаре, вторжение и революционные церемонии.
[ редактировать ]-
Первый полет наполненного водородом воздушного шара из сада 1 декабря 1783 г.
-
Бои в саду Тюильри и резня швейцарской гвардии, 10 августа 1792 г.
-
Людовик XVI выступает с просьбой на суде в зале Манеж , или школе верховой езды в саду, 26 декабря 1792 года.
-
Церемония культа Высшего Существа в Национальном саду (Тюильри), 1794 г.
После смерти Людовика XIV пятилетний Людовик XV стал владельцем сада Тюильри. В 1719 году две большие конные скульптурные группы, La Renommée и Mercure , работы скульптора Антуана Койсевокса , были привезены из королевской резиденции в Марли и размещены у западного входа в сад. Другие статуи Николя Кусту и Гийома Кусту Старшего , Корнеля Ван Клева , Себастьяна Слодца , Тома Регнодена и Койсевокса были размещены вдоль Гранд-Алле. [ 7 ] В западном конце над рвом был установлен разводной мост, чтобы облегчить доступ в сад. Создание площади Людовика XV (ныне площадь Согласия ) создало большой вестибюль в сад, хотя вход в северную сторону сада до строительства улицы Сент-Оноре Наполеоном был затруднен жилыми домами и монастырями. и частные сады.
Некоторые праздники, такие как 25 августа, праздник Святого Людовика , отмечались в парке концертами и фейерверками. В парке были расставлены небольшие ларьки с едой, а за небольшую плату можно было арендовать стулья. [ 8 ] Общественные туалеты были добавлены в 1780 году. [ 9 ]
Знаменитый ранний подъем на воздушном шаре, первый свободный полет пилотируемого водородного воздушного шара, был совершен из сада 1 декабря 1783 года Жаком Александром Сезаром Шарлем и Николя Луи Робером . Король наблюдал за полетом с башни дворца. На первом испытании воздушного шара присутствовал первый американский посол в Париже Бенджамин Франклин . Воздушный шар и пассажиры благополучно приземлились в Нель-ла-Валле , в тридцати одной миле от Парижа. [ 10 ]
6 октября 1789 года, когда началась Французская революция , король Людовик XVI и его семья были против его воли доставлены во дворец Тюильри. Утром сад был зарезервирован исключительно для королевской семьи, а во второй половине дня открыт для публики. Королеве Марии-Антуанетте и дофину была предоставлена часть сада в ее личное пользование, сначала в западном конце набережной Бор-д'О, затем на краю площади Людовика XV. [ 11 ]
После неудачной попытки короля бежать из Франции 21 июня 1791 года король и его семья были помещены под домашний арест во дворце. Королевской семье разрешили прогуляться по парку вечером 18 сентября 1791 года, во время фестиваля, организованного в честь новой французской конституции , когда аллеи парка были освещены пирамидами и рядами фонарей. [ 12 ] Но когда революция приняла более радикальный оборот. 10 августа 1792 года толпа ворвалась во дворец, король был заключен в тюрьму, а королевская швейцарская гвардия отступила через сады, где их убили. [ 13 ]
Новое революционное правительство, Национальное собрание , собралось в зале Манеж , бывшей академии верховой езды в северо-западном углу садов, который был самым большим залом для собраний в городе. Людовик XVI предстал перед судом Национального собрания в Манеже и был приговорен к смертной казни. Впоследствии Тюильри стал Национальным садом (Национальным садом) новой Французской Республики . Конвент распорядился статуи из бывших королевских садов Марли, Версаля и Фонтенбло привезти в Париж и установить в Национальном саду . Оригиналы сейчас находятся в Лувре, а копии заняли свое место в садах. [ 13 ]
Сад также использовался для проведения революционных праздников и фестивалей. серию мероприятий в честь Культа Высшего Существа организовал в Париже 8 июня 1794 года Робеспьер с декорациями и костюмами, разработанными Жаком-Луи Давидом . Торжественное открытие состоялось в Тюильри. После написанного по этому случаю гимна Робеспьер поджег манекены, символизирующие атеизм, амбиции, эгоизм и ложную простоту, обнажив статую Мудрости. Затем церемония перешла на более масштабное мероприятие на Марсовом поле . Однако через два месяца Робеспьера обвинили в чрезмерном честолюбии, арестовали и отправили на гильотину. [ 14 ]
Во время штурма сады были сильно повреждены, многие здания подожжены. Национальное собрание поручило восстановление садов художнику Жаку-Луи Давиду и его зятю, архитектору Огюсту Шевалю де Сен-Юберу. Они задумали сад, украшенный римскими портиками, монументальными крыльцами, колоннами и другими классическими украшениями. Проект Давида и Сен-Юбера так и не был завершен. Все, что осталось сегодня, — это две экседры , полукруглые низкие стены, увенчанные статуями у двух прудов в центре сада. [ 15 ] [ 14 ]
Начало 19 века – сад Наполеона и Реставрация.
[ редактировать ]-
Императорский смотр у новой Триумфальной арки Каррусели, построенной Наполеоном, 1810 год.
Наполеон Бонапарт переехал во дворец Тюильри 19 февраля 1800 года в качестве первого консула и начал вносить улучшения, чтобы он подходил для консульского здания, которое вскоре должно было стать императорской резиденцией. Его главным дополнением к дворцово-садовому комплексу была Триумфальная арка Каррусели в большом дворе между дворцом Тюильри и Лувром. Она была построена по образцу триумфальной арки Септимия Севера в Риме и предназначалась для церемониального входа в дворец. его дворец. Он также стал центральным элементом большого плаца, где Людовик XIV провел свое шествие «Карусель».
В 1801 году Наполеон приказал построить новую улицу вдоль северной окраины сада Тюильри на пространстве, которое раньше занимали школа верховой езды и конюшни, построенные Марией Медичи, а также частные сады аристократов, монастыри и религиозные ордена, которые был закрыт во время революции. Эта новая улица также стала частью Террасы Фейян, на которой раньше располагались кафе и рестораны. Новая улица с аркадами на северной стороне была названа улицей Риволи в честь победы Наполеона в 1797 году. [ 13 ]
Наполеон внес некоторые изменения в интерьер сада. Он продолжал использовать сад для военных парадов и празднования особых событий, в том числе прохождения его собственной свадебной процессии 2 апреля 1810 года, когда он женился на эрцгерцогине Марии-Луизе Австрийской . [ 16 ]
После падения Наполеона русские и прусские войска разбили лагерь в саду, а восстановленные монархи переехали во дворец Тюильри. Во время Июльской революции 1830 года сад снова стал полем боя, штурмуемым противниками монархии. Короля Карла X сменил конституционный король Луи-Филипп . Луи-Филипп, не желавший, чтобы посетители сада ходили у его окна, построил большой цветник, защищенный рвом, созданным, чтобы изолировать его резиденцию во дворце от популярных пешеходных дорожек. Это сделало его непопулярным среди парижан и способствовало его падению в 1848 году . [ 17 ]
Концерты и прогулки - сад Луи-Наполеона и Третьей республики
[ редактировать ]-
Эдуард Мане , «Музыка в Тюильри» , 1862 год.
-
Камиль Писсарро , Сад Тюильри весенним утром , 1899 год.
-
Остатки дворца Тюильри в саду Тюильри
-
Сообщение для Автомобильного салона 1893 года в саду.
В 1852 году, после очередной революции и недолговечной Второй республики император Наполеон III , владельцем сада стал и внес серьезные изменения. Он расширил королевский заповедник в саду дальше на запад до аллеи с севера на юг, пересекавшей большой круглый бассейн. Он украсил сады клумбами из экзотических растений и цветов и новыми статуями. В 1859 году он превратил Террасу Бор-де-Л'о в игровую площадку для своего сына Луи-Наполеона, принца Императорского . Он также построил павильоны-близнецы. Садовые украшения, добавленные Наполеоном III, включали крытую площадку для гандбола, игру Jeu de Paume и оранжерею . Он построил новую каменную балюстраду у западного входа. Когда императора не было в Париже, обычно с мая по ноябрь, весь сад, включая его частный сад и игровую площадку, был открыт для публики. [ 18 ]
В 1870 году Наполеон III потерпел поражение и был взят в плен пруссаками , а Париж стал ареной восстания Парижской Коммуны . Над дворцом развевался красный флаг, и его можно было посетить за пятьдесят сантимов. Когда армия прибыла и сражалась за возвращение города, коммунары намеренно сожгли дворец Тюильри, а также попытались сжечь Лувр. Руины, выгоревшие внутри, но сохранившие практически целые стены, были снесены в 1883 году. Пустой участок дворца, между двумя павильонами Лувра, стал частью сада.
В сад были добавлены десятки статуй. Он также служил местом проведения крупных гражданских мероприятий, таких как банкет, устроенный во время Всемирной выставки в Париже 22 сентября 1900 года в честь двадцати двух тысяч мэров Франции, который проходил под большими палатками. Сад Тюильри был полон развлечений для публики; акробаты, кукольные театры, киоски с лимонадом, маленькие лодки на озерах, катание на ослах и киоски с игрушками. Это была встреча крупных коммерческих мероприятий, таких как первый Парижский автосалон в 1898 году. На летних Олимпийских играх 1900 года в Садах проходили соревнования по фехтованию . [ 19 ]
20 и 21 век – реставрация, обновление и котел
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны (1914–1918) садовников призвали в армию, а уход за садом был сведен к минимуму. Статуи были окружены мешками с песком. В 1918 году в сад угодили два немецких снаряда дальнобойной артиллерии. [ 20 ]
В годы между двумя мировыми войнами теннисный корт «Же де Паум» был превращен в галерею современного искусства. Оранжерея « , первоначально использовавшаяся для хранения цитрусовых деревьев зимой, также была превращена в галерею, а восточное крыло было посвящено показу восьми картин Водяные лилии из серии Клода Моне » . Они были установлены там в 1927 году, вскоре после смерти Моне. [ 21 ]
Во время Второй мировой войны Jeu de Paume использовалась немцами как склад произведений искусства, которые они украли или конфисковали . В Оранжерее прошла экспозиция работ немецкого скульптора Арно Брекера , любимца Гитлера. Освобождение Парижа в 1944 году стало свидетелем ожесточенных боев между немцами и французским сопротивлением. Картины Моне были повреждены во время боевых действий. [ 22 ] В 1946 году, после окончания Второй мировой войны, многие шедевры из частных коллекций были восстановлены в Германии Французской комиссией по восстановлению произведений искусства и мужчинами-памятниками и привезены в Оранжерею в рамках программы по возвращению их владельцам или выжившим семьям. члены. [ 23 ]
До 1960-х годов большая часть скульптур в саду была датирована 18 или 19 веком. В 1964–65 годах Андре Мальро , министр культуры президента Шарля де Голля , снял статуи XIX века, окружавшие площадь Карусель, и заменил их современными скульптурами Аристида Майоля .
В 1994 году в рамках проекта Большого Лувра , начатого президентом Франсуа Миттераном , бельгийский ландшафтный архитектор Жак Виртц переделал сад Карусели, добавив лабиринты и веер невысоких живых изгородей, расходящихся от Триумфальной арки Карусели на площади .
В 1998 году при президенте Жаке Шираке произведения современной скульптуры Жана Дюбюффе , Анри Лорана , Этьена Мартена , Генри Мура , Жермен Ришье , Огюста Родена и Дэвида Смита в саду были размещены . В 2000 году добавлены работы ныне живущих художников; в их число входили работы Магдалены Абаканович , Луизы Буржуа , Тони Крэгга , Роя Лихтенштейна , Франсуа Морелле , Джузеппе Пеноне , Анны Рошетт и Лоуренса Вайнера . еще один ансамбль из трех работ Даниэля Дезеза , Эрика Дитмана и Эжена Доденя , названный Prière Toucher (англ.: Please Touch). Тогда же был добавлен [ 24 ] В начале 21 века французские ландшафтные архитекторы Паскаль Крибье и Луи Бенек работали над восстановлением некоторых ранних особенностей сада Андре Ленотра. [ 25 ]
девяносто два вяза , чтобы воссоздать ее исторический облик. Начиная с ноября 2021 года на Гранд-аллее будут высажены [ 26 ]
С начала 2020 года также готовится проект возведения большого национального мемориала, в последнем будет указан список имен 200 тысяч рабов, освобожденных в результате французской отмены рабства в 1848 году. [ 27 ]
В 2024 году в центре Гран-Бассен-Рон была установлена платформа, на которой стоял новый городской олимпийский и паралимпийский котел . Матье Леаннер спроектировал котел как часть воздушного шара в честь братьев Монгольфье — гелиевую сферу высотой 30 метров (98 футов) с огненным кольцом диаметром 7 метров (23 фута), свисающим со дна. Это также первый такой котел, который горит без использования ископаемого топлива. Последними факелоносцами в своих эстафетах, которые зажгли пламя во время церемоний открытия, были:
- Олимпийские игры (28 июля) - дзюдоист Тедди Ринер и спринтер Мари-Хосе Перек , оба уроженцы Гваделупы.
- Паралимпийские игры (28 августа) – триатлонист Алексис Анкинкан , спринтеры Нантенен Кейта и Шарль-Антуан Куаку , игрок в настольный теннис Фабьен Ламиро и пловчиха Элоди Лоранди.
Котел оставался приземленным в течение дня и поднимался в небо на закате, а также при освещении во время обеих церемоний открытия, прикрепленный к земле проволочным трубопроводом в центре Гранд-Бассен-Ронд. Во время Олимпийских игр котел ежедневно посещали максимум 10 000 человек в день, и были сделаны призывы сделать котел постоянным. [ 28 ] [ 29 ]
План
[ редактировать ]
Описание
[ редактировать ]Начиная с восточной части, ближайшей к Лувру, это некоторые из основных особенностей сада.
Карусельный сад
[ редактировать ]-
Площадь и Жарден дю Карусель.
-
Триумфальная арка Карусель (1809 г.), построенная императором Наполеоном в честь его побед.
-
Прогулки в саду Тюильри летом 2022 года.
Эта часть сада, также известная как площадь Карусель , раньше была окружена двумя крыльями Лувра и дворцом Тюильри . В 18 веке он использовался как плац для кавалерии и других праздников. Центральной особенностью является Триумфальная арка Каррусели , построенная в честь побед Наполеона, с барельефами его сражений работы Жана-Жозефа Эсперсье . Первоначально его увенчивали лошади Святого Марка из базилики Святого Марка в Венеции , захваченной в 1798 году Наполеоном . В 1815 году, после битвы при Ватерлоо и реставрации Бурбонов , лошадей отправили обратно в Венецию и заменили в 1826 году новой группой скульптур, выбранной Карлом X , изображающей триумф мира. [ 30 ]
Возвышенная терраса между Каруселью и остальной частью сада раньше находилась перед дворцом Тюильри. После того, как дворец сгорел в 1870 году, по нему проложили дорогу, которую в 1877 году проложили под землю. Террасу украшают две большие вазы, которые раньше стояли в садах Версаля, и две статуи Аристида Майоля ; Памятник Сезанна на севере и Памятник смерти Порт-Вандра на юге.
Ров Карла V — это остаток первоначальных укреплений средневекового замка Лувр , который тогда находился на окраине города. Он был перестроен французским королем Карлом V в 14 веке. Две лестницы, параллельные Триумфальной арке Карусели, ведут ко рву. На западной стороне рва находятся следы, оставленные боями во время неудачной осады Парижа Генрихом IV в 1590 году во время французских религиозных войн . [ 31 ]
С 1994 года ров украшают статуи с фасада старого дворца Тюильри и барельефы, выполненные в XIX веке во время Реставрации . Первоначально они предназначались для замены наполеоновских барельефов на Триумфальной арке Каррусели, но так и не были установлены на место. [ 31 ]
Гран Карре
[ редактировать ]-
Гранд-Бассен, или круглый пруд, первоначально являвшийся частью частного королевского сада.
-
Гранд Карре с тремя прудами. На заднем плане Музей Орсе.
Гран Карре (Большая площадь) — это восточная открытая часть сада Тюильри, расположенная недалеко от Лувра, которая до сих пор соответствует формальному плану французского сада, созданному Андре Ленотром в 17 веке.
Восточная часть Гран-Карре, окружающая круглый пруд, была частным садом короля при Луи-Филиппе и Наполеоне III , отделенном от остальной части Тюильри забором. Большинство статуй Гран-Карре были установлены в 19 веке.
- Нимфа (1866 г.) и Диана Шассересс ( Диана-Охотница ) (1869 г.) Огюста Левека , которые отмечают начало центральной аллеи, идущей с востока на запад через парк.
- Tigre terrassant un crocodile (Тигр, подавляющий крокодила) (1873 г.) и Tigresse portant un paon à ses petits (Тигрица, приносящая павлина своему детенышу) (1873 г.), обе работы Огюста Каена , у двух небольших круглых прудов.
Большой круглый пруд окружен статуями на темы античности, аллегорий и античной мифологии. Статуи в жестоких позах чередуются со статуями в безмятежных позах. На южной стороне, начиная с восточного входа в большой круглый пруд, расположены:
- «Страдание» Жана -Батиста Юга (1905)
- Перикл вручает короны художникам Жан , Батист Жозеф Де Бэй отец (1835)
- Добрый самаритянин ( Франсуа ) -Леона Сикара 1896
- Александр Комбатант ( Александр Боевой ) Шарля Нантёя (1836)
- Цинциннат ( Дени Фойатье 1834 г.)
- Медея Поля Гаска (1896)
С северной стороны, начиная с западного входа в пруд, расположены:
- Le Serment de Spartacus ( Клятва Спартака ) Луи-Эрнеста Барриаса (1869)
- Комедия Жюльена Туссена Ру (1874)
- Кентавр Несс, уносящий Дежанир ( Кентавр Несс, уносящий Дежанир ) Лорана Маркеста (1892)
- Минотавром , сражающийся с Тезей , Этьен -Жюль Рэми (1821)
- Кассандра встает под защиту Паллады , Эме Миллер (1877).
- Каин, убивший своего брата Авеля ( Каин после убийства своего брата Авеля ) Анри Видаля (1896)
Гранд Алле и Гран Кувер
[ редактировать ]-
Гран Кувер, засаженная деревьями центральная часть сада с видом на Лувр.
Гранд-Кувер — это центральная, покрытая деревьями часть сада. Его разделяет Гранд Алле, широкая дорога, ведущая от Круглого пруда к воротам площади Согласия. Большинство деревьев появились сравнительно недавно, и лишь небольшое их количество датируется началом 19 века или ранее. В 1990-х годах Куверт был тщательно засажен, и с 1997 года было добавлено восемьсот деревьев. Циклон Лотар в 1999 году нанес значительный ущерб и повалил ряд самых старых деревьев. [ 32 ]
Два уличных кафе в Гран-Кувере названы в честь двух известных кафе, когда-то располагавшихся в саду; кафе Very, находившееся на террасе Фейян в XVIII–XIX веках; и кафе Renard, которое в 18 веке было популярным местом встреч на западной террасе.
Улочки Куверта украшены двумя экседрами — невысокими изогнутыми стенами, построенными для демонстрации статуй, установленных во время Французской революции. Они были завершены в 1799 году Жаном-Шарлем-Александром Моро и являются единственными сохранившимися элементами предложенного более крупного плана сада художника Жака-Луи Давида , созданного в 1794 году. Теперь они украшены гипсовыми слепками лепнины на мифологические темы из парка. Людовика XIV в Марли . [ 32 ]
Quercus robur , или английский дуб, был посажен в 1992 году на Эспланаде Фейян в ознаменование 200-летия Французской Республики. Это напоминание о символе « Дерева Свободы », который впервые появился в Америке перед Американской революцией . Затем их посадили в саду и по всей Франции во время Французской революции , а позже, во время Французской революции 1848 года , Людовик XVI сам посадил первое дерево свободы в саду Тюильри, но оно было срублено после его казни. Стилизованное изображение Дерева Свободы украшает французские монеты достоинством один и два евро. [ 33 ]
Эспланада Фейян
[ редактировать ]-
Эспланада Фейян на улице Риволи зимой.
Терраса и Эспланада Фейян представляют собой параллельные широкие дорожки, идущие вдоль улицы Риволи на северной стороне сада. Терраса была первоначально создана в 17 веке Андре Ленотром для Людовика XIV; затем он отделил сад от ряда монастырей, граничащих с садом. Название эспланаде дал монастырь Фейянтов , орден монахинь. Во время революции монастырь был закрыт и превращен в клуб революционной фракции Фейянтов. Широкая эспланада рядом с ней первоначально была засажена тутовыми деревьями королем Франции Генрихом IV , а после Французской революции - апельсиновыми деревьями. Сейчас эспланаду оставляют открытой и используют для крупных мероприятий на открытом воздухе или временных павильонов. Здесь представлено множество статуй и памятников 19 и начала 20 веков. [ 34 ]
Восьмиугольный бассейн и вход с площади Согласия.
[ редактировать ]-
Западные ворота в сад по проекту Анж-Жака Габриэля.
-
Восьмиугольный бассейн и Большой Кувер с видом на Лувр.
-
У восьмиугольного бассейна, глядя на площадь Согласия.
План сада в западной части, примыкающего к площади Согласия, аналогичен первоначальному плану Ле Нотра. Центральным элементом является большая восьмиугольная раковина, популярная среди обедающих парижских офисных работников и детей с миниатюрными парусниками. Два пандуса в форме подковы ведут на террасы с видом на площадь Согласия. Во время периода Французской Реставрации в начале 19 века он стал известен как «Маленький Прованс» из-за солдат-пенсионеров, которые проводили там часы на солнце. [ 34 ]
Архитектура и богато украшенная решетка ворот в сад были созданы в 1757 году Анж-Жаком Габриэлем , королевским архитектором Людовика XV и проектировщиком площади Согласия, ее фонтанов, обелиска и окружающих зданий. [ 34 ]
Восьмиугольный бассейн окружен группой статуй, установленных здесь в 18 веке. Они включают аллегорические произведения, изображающие четыре времени года, чередующиеся с героическими фигурами Древнего Рима, в том числе Юлием Цезарем , Ганнибалом и Агриппиной -Плотиной. Это копии; оригиналы находятся в Лувре.
Оранжереи, Же-де-Пом и Западная терраса Тюильри.
[ редактировать ]-
Меркурий верхом на Пегасе (1701–02), картина Антуана Койсевокса (1640–1720). Первоначально находился в Марли, в 1719 году был перенесен в Тюильри и помещен у западных ворот сада. В 1986 году оригинал из мрамора был перевезен в Лувр и заменен копией.
-
Musée de l'Orangerie — оранжерея, превращенная в галерею «Водяных лилий» Моне.
-
«Ева» , Огюст Роден , 1881–1899 гг., рядом с Оранжереей.
-
Национальная галерея Же-де-Пом , теннисный корт, превращенный в художественную галерею.
Две западные террасы сада выходят на площадь Согласия и разделены формальным входом и центральной осью сада. Терраса у Сены находится недалеко от старых западных ворот Парижа, Порт-де-ла-Конференция, которые были построены французским Генрихом III в 16 веке и просуществовали до 1720 года. В 17 веке террасу занимала знаменитое кабаре «Гаренна де Ренар». Сейчас здесь находится Музей Оранжери , который был впервые построен в 1852 году при Наполеоне III архитектором Фирменом Буржуа для укрытия цитрусовых деревьев на зиму. С 1927 года его главной достопримечательностью является серия из восьми произведений Клода Моне « Водяные лилии» . Здесь также представлена коллекция живописи импрессионистов Вальтера-Гийома. [ 35 ]
На террасе Оранжереи представлены четыре скульптурные работы Огюста Родена : «Поцелуй» (1881–1898); Ева (1881 г.), La Grande Ombre (1880 г.) и La Meditation avec bras (1881–1905). Здесь также есть современная работа «Grand Commandement blanc» (1986) Алена Кирили .
На севере сада, рядом с улицей Риволи , находится Национальная галерея игры Jeu de Paume . Первоначально это была площадка для игры в « Jeu de paume » — разновидность тенниса в помещении. Он был построен в 1861 году при Наполеоне III и расширен в 1878 году. Он стал пристройкой Люксембургского музея, посвященной современному искусству за пределами Франции. Здесь хранилась большая коллекция импрессионистского искусства с 1947 по 1986 год, когда эти работы были переданы в новый Музей Орсе . В 1927 году он стал пристройкой Люксембургского музея для демонстрации современного искусства. [ 35 ]
На террасе перед Jeu de Paume выставлено выдающееся произведение современной скульптуры Le Belle Constumé художника 20-го века Жана Дюбюффе .
Искусство и скульптура
[ редактировать ]Со времени появления первого сада Марии Медичи в 17 веке Тюильри использовался для демонстрации произведений искусства и скульптуры. Самым известным примером является серия «Кувшинки» Клода Моне в Музее Оранжери на террасе у площади Согласия. Национальная галерея дю Же-де-Пом , расположенная в северо-западном углу террасы ближе к улице Риволи, представляет меняющиеся экспонаты современного искусства, включая фотографии и другие медиа. Галерея на верхнем этаже освещена естественным светом.
В парке также представлено большое разнообразие садовой скульптуры периода Людовика XIV. Многие из нынешних классических произведений являются копиями, а оригиналы находятся в Лувре.
Рисование
[ редактировать ]-
Деталь одной из восьми «Нимфеев» (Водяных лилий) Клода Моне , помещенных в Оранжери в 1927 году.
-
Зал водяных лилий Музея Оранжери
Скульптура 17–18 веков.
[ редактировать ]-
Тибр ( Пьера Бурдикта 1685–1690)
-
Нил Лоренцо Оттони (1687–1692), съезд к Оранжерее.
-
Лето , недалеко от Большого восьмиугольного бассейна. Копия работы Франсуа Баруа (оригинал находится в Лувре)
В 1719 году у подножия пандусов, ведущих к Оранжерее и Же-де-Пом, были установлены четыре монументальные скульптуры. Все четыре являются аллегорическими изображениями рек; Два — оригиналы конца 17 века; Они представляют собой Тибр (Пьера Бурдикта (1685–1690 гг.)); «Нил» Лоренцо Оттони (1687–1692); Два других изображают «Сену и морской пехоту» , «Луару и Луаре» и являются копиями произведений XVIII века.
Скульптура 19 века.
[ редактировать ]-
Нимфа Огюста Левека (1866). В Гран Карре, в начале Гранд Алле.
-
Тезей и Минотавр (1826) Жюля Рэми в Гран-Карре
-
Клятва Спартака (1871 г.) Луи-Эрнеста Барриаса (1841–1905)
-
Огюст Роден , 1881–1904, L'Ombre (Тень) , бронза (Западная терраса)
-
Огюст Роден, 1881–1905, Медитация с оружием , бронза.
-
«Поцелуй» Огюста Родена (отливка мраморного оригинала 1934 года), Западная терраса
-
Луций Квинкций Цинциннат, автор Дени Фойатье (1793–1863).
-
Иль де Франс Аристида Майоля в Саду Карусель
-
крокодилом Тигр, сражающийся с , Огюст Каин (1873 г.)
-
напал на носорога двух тигров Огюст Каин . Бронза, (1882 г.)
-
Два льва спорят с кабаном , Огюст Каин. Бронза, (1882 г.)
Скульптура 20 века.
[ редактировать ]В 1964 году министр культуры Франции Андре Мальро представил в саду современную скульптуру, удалив ряд работ XIX века и заменив их работами Аристида Майоля . [ 36 ]
Во второй половине 20-го века Гран-Кувер был отремонтирован произведениями современной скульптуры мировых художников, в том числе:
- Шахматная доска, большая (1959) Жермен Ришье
- Великий музыкант (1937) Анри Лоренса
- Персонажи III (1967) Этьена Мартена
- Primo Piano II (1962) Дэвида Смита
- Уверенность (2000) Даниэля Дезеза
- Сила и нежность (1996) Эжена Доденя
- Ничей друг (1999) Эрика Дитмана
- Manus Ultimus (1997) Магдалены Абаканович
- Дерево гласных , (2000) Джузеппе Пеноне
- Обнаженная мазок кисти (1993) Роя Лихтенштейна
- Один, два, три, мы (2000) Анны Рошетт
- Жанетт (около 1933), Поль Бельмондо
- Аполлон , (около 1933), Поль Бельмондо
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Ив-Мари и Жанин Кристиани, Искусство садов в Европе , Citadelles et Mazenod, Париж, 2006.
- Хэзлхерст, Ф. Гамильтон, Сады иллюзий: гений Андре Ле Ностра , издательство Vanderbilt University Press, 1980. ( ISBN 9780826512093 )
- Импеллусо, Лючия, Сады, огороды и лабиринты , Хазан, Париж, 2007.
- Жакен, Эммануэль (2000). Тюильри, от Лувра до Конкорда . Париж: Editions du Patrimoine, Centres des Monuments Nationaux. ISBN 978-2-85822-296-4 .
- Жаррассе, Доминик, Грамматика парижских садов , Париграмма, Париж, 2007. ( ISBN 978-2-84096-476-6 )
- Прево, Филипп, История садов , Editions Sud Ouest, 2006.
- Венцлер, Клод, Садовая архитектура , Editions Ouest-France, 2003.
Источники и цитаты
[ редактировать ]- ^ Эммануэль Жакен, Тюильри от Лувра до Конкорда .
- ^ Jump up to: а б Жакен (2016) , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Жакен (2016) , с. 6.
- ^ Жакен 2000 , с. 15.
- ^ Жаррассе, Грамматика парижских садов , с. 51.
- ^ Жаррассе, с. 47
- ^ Статуи в парке сейчас являются копиями; оригиналы находятся в Лувре.
- ↑ До 1970 года стулья все еще арендовали за небольшую сумму.
- ^ Жакен, с. 24.
- ^ Жакен, с. 22
- ^ Жакен 2000 , с. 24.
- ^ Жакен, с. 25
- ^ Jump up to: а б с Жакен 2000 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Жакен 2000 , стр. 26–27.
- ↑ Два экседра были отреставрированы с использованием гипсовых копий оригинальных статуй.
- ^ Жакен 2000 , с. 31.
- ^ Жакен 2000 , с. 34.
- ^ Жакен 2000 , стр. 34–35.
- ^ Официальный отчет летних Олимпийских игр 1900 года. п. 16. По состоянию на 14 ноября 2010 г. (на французском языке).
- ^ Жакен 2000 , с. 40.
- ^ Жакен 2000 , стр. 38–41.
- ^ Жакен, с. 41
- ^ «Здание от Второй империи до кувшинок». Здание от Второй империи до кувшинок | Musée De L'Orangerie , 2019, www.musee-orangerie.fr/en/article/building- Second-empire-water-lilies.
- ^ Жакен, с. 42–43
- ^ Жаррассе, с. 49
- ^ «2020 - Обзор года», Пресс-релиз Лувра, 8 января 2021 г.
- ^ Манифест проекта ЕС: https://www.projectmanifest.eu/the-march-of-23-may-1998-paris-france-en-fr/
- ^ Ли, Элеонора (28 июля 2024 г.). «Олимпиада-2024 в Париже: инновационный летающий олимпийский огонь в центре внимания» . Париж 2024 . Проверено 30 августа 2024 г.
- ^ «Беспламенный олимпийский котел станет горячим билетом на Парижских играх» . Франция 24 . 29 июля 2024 г. Проверено 30 августа 2024 г.
- ^ Жакен 2000 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Жакен 2000 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Жакен 2000 , с. 52.
- ^ Жакен 2000 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Жакен 2000 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Жакен 2000 , с. 62.
- ^ Жакен 2000 , с. 41.

- Места проведения летних Олимпийских игр 1900 года.
- Олимпийские площадки по фехтованию
- Сады в Париже
- Парки и открытые пространства Парижа
- Сады эпохи Возрождения
- Городские общественные парки
- Сады скульптур, тропы и парки во Франции
- 1564 заведения во Франции
- Объекты летних Олимпийских игр 2024 года.
- Наполеон