Jump to content

Феноменология (социология)

Феноменология внутри социологии , или феноменологическая социология , исследует концепцию социальной реальности ( нем . Lebenswelt или «Жизненный мир») как продукт интерсубъективности . Феноменология анализирует социальную реальность, чтобы объяснить формирование и природу социальных институтов. [1] Применение феноменологических идей в социологии отличается от других приложений социальных наук.

Контекст

[ редактировать ]

Разработав начальную основу философской феноменологии , Эдмунд Гуссерль намеревался создать метод понимания свойств и структур сознания, таких как эмоции, восприятие смысла и эстетические суждения. [2]

Социальные феноменологи говорят о социальном конструировании реальности. Они рассматривают социальный порядок как результат повседневного взаимодействия и часто изучают разговоры, чтобы найти методы, которые люди используют для поддержания социальных отношений. [3]

Ведущим представителем феноменологической социологии был Альфред Шютц (1899–1959). Шютц стремился обеспечить критическую философскую основу для Макса Вебера ( интерпретирующей социологии verstehende Soziologie) , применяя методы и идеи, полученные из философии Гуссерля, к изучению социального мира. [4] [5] Именно построение этого моста между феноменологией Гуссерля и социологией Вебера служит отправной точкой для современной феноменологической социологии.

Не все версии феноменологической социологии основаны на веберовских темах. Есть некоторые исторические свидетельства, свидетельствующие о том, что элементы веберовской социологии сами по себе основаны на определенных феноменологических темах, особенно в отношении теории предполагаемого значения действия и идей относительно формирования теории и концепций. [6] Вебер, возможно, черпал влияние из Вильгельма Дильтея теории мировоззрения , который, возможно, также взял из теории значения Гуссерля. [7]

В то время как работа Гуссерля была направлена ​​на то, чтобы понять, как мы размышляем о структурах сознания как таковых, Шюц интересовался взаимосвязью между Lebenswelt («Жизненный мир») и человеческими действиями . [8] Работа Гуссерля проводилась как трансцендентальная феноменология сознания. Работа Шютца проводилась как обыденная феноменология социального мира. [9] Их проекты различаются уровнем анализа, темами исследования и типом феноменологической редукции, используемой в анализе.

В конечном итоге эти два отдельных проекта следует рассматривать как взаимодополняющие, при этом исследования второго зависят от исследований первого. То есть действительные феноменологические описания социальной реальности должны быть совместимы с описаниями интенционального сознания. Именно из работ Гуссерля слово Шюц черпает свой смысл и проверяемость. [10] Это соответствует концепции Гуссерля феноменологии как «первой философии», фундамента или основы как философии, так и всех наук. [11]

Основные предположения

[ редактировать ]

Феноменология исходит из того, что социальная реальность не возникает эмпирически или в каком-либо объективном смысле. Считается, что его различные проявления, такие как институты , организации , социальные классы и т. д., вызваны живой социальной реальностью. [12] Таким образом, эти проявления социальной реальности рассматриваются как «объекты, конституированные в сознании и для него». [13] Процесс, посредством которого эти проявления возникают как продукты сознания, называется в социологии типизацией .

В «Идеи I» Гуссерля он определяет концепцию, которую он называет «общим тезисом естественной установки», как «положение дел, в котором мы живем до того, как занялись философией», или как предположение, что «мир есть», как мы его буквально воспринимаем. это в сознании. [14] Общий тезис естественной установки является идейной основой нашего повседневного социального опыта. Он объединяет мир отдельных объектов в единый смысловой мир, который, как мы предполагаем, разделяется всеми, кто разделяет нашу культуру. [15] Естественное отношение формирует основу наших мыслей и действий. Это ментальная проекция веры в то, что естественный социальный мир одновременно объективен в своем экзистенциальном статусе и не подвергается сомнению в своем «естественном» внешнем виде. Согласно естественной установке, социальные объекты (люди, язык, институты и т. д.) имеют тот же экзистенциальный статус, что и объекты, встречающиеся в природе (камни, деревья, животные и т. д.).

Хотя его часто называют «Общим тезисом естественной установки», это не тезис в формальном смысле этого слова, а нетематическое предположение или убеждение, лежащее в основе нашего чувства объективности и фактичности мир и объекты, появляющиеся в этом мире. Фактичность этого мира здравого смысла не подлежит сомнению и практически «неоспорима»; оно подлежит санкциям в отношении его статуса того, что «есть» и того, что «каждый» или, по крайней мере, «любой разумный человек» согласен иметь место в отношении фактического характера мира. Что касается традиционной социальной науки, этот само собой разумеющийся мир социальных фактов является отправной и конечной точкой для любых исследований социального мира. Он предоставляет необработанные, наблюдаемые, само собой разумеющиеся «данные», на основе которых идеализируются, концептуализируются и предлагаются для анализа и обсуждения результаты социальных наук. В рамках традиционной социальной науки эти «данные» формулируются в виде мира абстракций и идеализаций второго порядка, составленного в соответствии с представлениями этих наук. схемы моделирования . [11]

Феноменологические описания Шюца сделаны изнутри Феноменологической установки, которая следует за процессом феноменологической редукции (epoché), который приостанавливает Естественную установку и раскрывает явления, происходящие внутри Естественной установки ума, как проявления необъективного ментального мира .

Запас знаний

[ редактировать ]

Термин « запас знаний » был введен Шютцем. [16] [17] [15] Эта концепция жизненно важна для социологов-феноменологов и их утверждения о том, что социальная реальность интерсубъективна. В то время как феноменологи склонны сосредотачиваться на установлении структур «интенционального сознания», как это называет Гуссерль, [18] Сторонники феноменологической социологии интересуются структурами «жизненного мира». [19] Последнее относится к миру, который непосредственно переживается через субъективность повседневной жизни. В повседневной жизни мы используем запасы знаний для интерпретаций. «Запас знаний» обычно представляет собой «глубокую фоновую конфигурацию». [20] серии прошлого опыта, включающего: «родной язык и лингвистические правила; общепринятые способы интерпретации выражений и событий; многочисленные теории и методы; слуховые и визуальные формы; общие культурные и нормативные понимания и тому подобное». [17] Шютц утверждал, что всякая «интерпретация этого мира основана на запасе предыдущего опыта его». [21]

Снижение

[ редактировать ]

Мартин Хайдеггер характеризует феноменологический исследовательский проект Гуссерля как «аналитическое описание интенциональности в ее априорности »; [22] поскольку именно феномен интенциональности обеспечивает доступ для проведения любых и всех феноменологических исследований, а также конечную основу или основу, гарантирующую любые выводы, полученные в результате любого такого исследования. Признавая, что сознание имеет формальную структуру интенциональности и всегда обладает сознанием предполагаемого объекта, феноменология Гуссерля обнаружила точку доступа к радикально новой форме научного описания.

Методологически доступ к этому полю осуществляется через феноменологическую редукцию. Хотя существуют некоторые разногласия относительно официального названия, количества и уровней редукции, этот внутренний спор среди философов не должен нас беспокоить. В целях обыденной феноменологии социального мира мы, как феноменологи-социологи, занимаемся обыденной феноменологической редукцией, называемой Epoché . Отличительной чертой этой формы редукции является то, что она раскрывает в своей области исследования: мирская феноменология социального мира определяет свое феноменальное поле как интерсубъективную область мирского сознания, возникающую изнутри естественной установки.

Феноменологическая редукция применительно к обыденному анализу социального мира состоит в вынесении за скобки [эквиваленты: методическое игнорирование, выведение из игры, приостановка] тезиса о естественной установке. Это заключение есть не что иное, как заключение в скобки экзистенциальной веры в существование объективного мира; экзистенциальный статус самого мира не подвергается сомнению. Результатом такого заключения является то, что наше внимание переключается с объектов мира в том виде, в котором они встречаются в природе, на объекты в мире, какими они являются для сознания – как явления для интенционального сознания. Наши описания объектов мира теперь трансформируются от наивных описаний объектов, встречающихся в природе, к феноменологическим описаниям объектов, являющихся для сознания. Короче говоря, в целях обыденного феноменологического анализа в рамках естественной установки эпохе трансформирует объекты, встречающиеся в природе, в: объекты-для-субъективности, объекты-для-сознания, объекты-как задумано.

Имейте в виду, что для позитивизма значение объекта по определению «объективно». То есть значение объекта является свойством самого объекта, не зависит от какого-либо конкретного наблюдателя и «одинаково» для всех без исключения наблюдателей, независимо от их ориентации или перспективы. Для феноменологии объект всегда задуман и конституирован как значимый конкретным намеревающимся субъектом с определенной ориентации и с определенной точки зрения. Кроме того, феноменологически говоря, значение объекта не может быть отделено от его феноменальности, или материальности, и не может быть конституировано как осмысленный объект без придающего смысл акта намерения со стороны конституирующего субъекта.

Для феноменологии, предпринятой в рамках естественной установки, значение не присуще объекту как вещи в себе, не является «надстройкой» к объекту (ярлыком) и неотделимо от объекта, как он конституирован. интенционирующим субъектом в акте конституирования значения. Для феноменологии смысл и объект (в его «материальности») со-конституируются в намерении объекта субъектом — с феноменологической точки зрения существуют только значимые объекты. Не существует такой вещи, как нейтрально оцененный объект или бессмысленный объект, и понятие объекта как «бессмыслицы» само по себе является значимым определением – как сказали бы экзистенциалисты, мы обречены на смысл.

Обратите внимание на это, поскольку мы, как наблюдатели, уже родились в уже существующем социальном мире, который уже заранее интерпретирован – как через социальные значения, так и через архитектурную и деловую интенциональность – и «стал значимым для нас» как интерсубъективно доступный» сущность», любое предположение о том, что субъект создает объект или создает смысл объекта как индивидуальное достижение в конкретной ситуации, является искажением того, что на самом деле происходит. В рамках «естественной установки повседневной жизни» роль субъекта в формировании значимых объектов лучше понимать как считывание или интерпретацию значения объекта как задуманного. Такое прочтение или интерпретация значения объекта является интерсубъективным достижением намеревающегося субъекта, которое происходит в интерсубъективной сфере естественной установки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ https://philpapers.org/archive/SCHCPT-2.pdf. [ пустой URL PDF ]
  2. ^ Менон, Сангита; Аниндья Синха; Б.В. Шрикантан (2014). Междисциплинарные взгляды на сознание и самость . Нью-Юк, Дордрехт, Лондон: Springer. п. 172. ИСБН  978-81-322-1586-8 . Проверено 17 декабря 2015 г.
  3. ^ Новак, Марк (2012). Проблемы старения (3-е изд.). Пирсон. п. 30. ISBN  978-0-205-83195-1 .
  4. ^ Шютц, Альфред (1967). Феноменология социального мира . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . ISBN  978-0-8101-0390-0 .
  5. ^ Барбер, Майкл Д. (2004). Участвующий гражданин: биография Альфреда Шютца . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN  978-0-7914-6141-9 .
  6. ^ Вебер, Макс (1978) [1968]. Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 4. ISBN  0-520-03500-3 .
  7. ^ Вебер, Макс (1978) [1968]. Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 4. ISBN  0-520-03500-3 .
  8. ^ Шютц, Альфред и Томас Лукманн . 1980 [1973]. «Структуры жизненного мира» 1 в переводе Р. М. Занера и Дж. Т. Энгельхардта-младшего. Исследования по феноменологии и экзистенциальной философии . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . ISBN   978-0-8101-0622-2 .
  9. ^ Натансон, Морис Александр (1974). Эдмунд Гуссерль: философ бесконечных задач . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN  978-0-8101-0456-3 .
  10. ^ Соколовский, Роберт (2000). Введение в феноменологию . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-66792-0 .
  11. ^ Jump up to: а б Гуссерль, Эдмунд (1989). Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN  978-0-8101-0458-7 .
  12. ^ https://philpapers.org/archive/SCHCPT-2.pdf. [ пустой URL PDF ]
  13. ^ Гурвич, Арон (1964). Поле Сознания . Университет Дюкен Пр. ISBN  978-0-8207-0043-4 .
  14. ^ Люфт, Себастьян (2002), «Понятие Гуссерля о естественном отношении и переход к трансцендентальной феноменологии» , Springer https://epublications.marquette.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1018&context=phil_fac
  15. ^ Jump up to: а б Шютц, Альфред . 1962. Проблема социальной реальности: Сборник статей I. Гаага: Мартинус Нийхофф . [примечание: эта цитата является лишь предположением, поскольку первоначальный автор предоставил только информацию «(Schutz 1962)» без дальнейших подробностей.]
  16. ^ Аткинсон, Уилл (март 2010 г.). «Феноменологические дополнения к набору инструментов Бурдье: две проблемы для Бурдье, два решения от Шютца». Социологическая теория . 28 (1): 1–19. дои : 10.1111/j.1467-9558.2009.01362.x . ISSN   0735-2751 . S2CID   144674981 .
  17. ^ Jump up to: а б Эльстер, Юлиус (2 сентября 2017 г.). «Временное измерение рефлексивности: связь рефлексивных ориентаций с запасом знаний». Отличие: Журнал социальной теории . 18 (3): 274–293. дои : 10.1080/1600910x.2017.1397527 . ISSN   1600-910X . S2CID   149379807 .
  18. ^ Гуссерль, Эдмунд. (2013). Картезианские размышления: введение в феноменологию . Спрингер Нидерланды. ISBN  978-94-017-4952-7 . OCLC   1066195140 .
  19. ^ Шютц, Альфред, 1899–1959 гг. (1989). Структуры жизненного мира . Издательство Северо-Западного университета. ISBN  0-8101-0832-1 . OCLC   884494825 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Тернер, Джонатан Х. (1988). Теория социального взаимодействия . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-1463-0 . ОСЛК   17106127 .
  21. ^ Шютц, Альфред (1972). «Сборник статей I». Феноменологика . 11 . дои : 10.1007/978-94-010-2851-6 . ISBN  978-90-247-3046-9 . ISSN   0079-1350 .
  22. ^ Хайдеггер, Мартин . 1992 [1962]. Бытие и время в переводе Дж. Маккуорри и Э. Робинсона из Sein und Zeit (7-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл . Полная версия доступна через PDF-Objects .

Библиография

[ редактировать ]
Барбер, Майкл Д. «Альфред Шютц», Стэнфордская энциклопедия философии . Веб. — Затрагивает феноменологическую социологию.
Натансон, Морис и Эдмунд Гуссерль . 1974. Философ бесконечных задач . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . Мягкая обложка. — Предоставляет социологам введение в феноменологию.
Шютц, Альфред . 1967. Феноменология социального мира. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . Мягкая обложка. — Касается феноменологического метода.
Смит, Дэвис Вудрафф. «Феноменология», Стэнфордская энциклопедия философии . Веб. — Дает введение в феноменологию.
Соколовский, Роберт . 2000. Введение в феноменологию . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . Мягкая обложка. — Касается феноменологического метода.
Вендер, Джонатан. 2001. «Феноменология, культурная криминология и возвращение к удивлению». Стр. 49–60 в журнале «Культурная криминология на развязке » под редакцией Дж. Феррелла, К. Хейворда, У. Моррисона и М. Пресди. Лондон: Рутледж .
Занер, Р.М. 2010. «Редакционное введение». Стр. xv–xxxv в Собрании сочинений Арона Гурвича, V.III . Нью-Йорк: Спрингер . — Касается феноменологического метода.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55cd5b851152aabc3614a45cdbe1f107__1720743060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/07/55cd5b851152aabc3614a45cdbe1f107.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phenomenology (sociology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)