Феноменология (социология)
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( декабрь 2016 г. ) |
Часть серии о |
Социология |
---|
Часть серии о |
Исследовать |
---|
Философский портал |
Феноменология внутри социологии , или феноменологическая социология , исследует концепцию социальной реальности ( нем . Lebenswelt или «Жизненный мир») как продукт интерсубъективности . Феноменология анализирует социальную реальность, чтобы объяснить формирование и природу социальных институтов. [1] Применение феноменологических идей в социологии отличается от других приложений социальных наук.
Контекст
[ редактировать ]Разработав начальную основу философской феноменологии , Эдмунд Гуссерль намеревался создать метод понимания свойств и структур сознания, таких как эмоции, восприятие смысла и эстетические суждения. [2]
Социальные феноменологи говорят о социальном конструировании реальности. Они рассматривают социальный порядок как результат повседневного взаимодействия и часто изучают разговоры, чтобы найти методы, которые люди используют для поддержания социальных отношений. [3]
Ведущим представителем феноменологической социологии был Альфред Шютц (1899–1959). Шютц стремился обеспечить критическую философскую основу для Макса Вебера ( интерпретирующей социологии verstehende Soziologie) , применяя методы и идеи, полученные из философии Гуссерля, к изучению социального мира. [4] [5] Именно построение этого моста между феноменологией Гуссерля и социологией Вебера служит отправной точкой для современной феноменологической социологии.
Не все версии феноменологической социологии основаны на веберовских темах. Есть некоторые исторические свидетельства, свидетельствующие о том, что элементы веберовской социологии сами по себе основаны на определенных феноменологических темах, особенно в отношении теории предполагаемого значения действия и идей относительно формирования теории и концепций. [6] Вебер, возможно, черпал влияние из Вильгельма Дильтея теории мировоззрения , который, возможно, также взял из теории значения Гуссерля. [7]
В то время как работа Гуссерля была направлена на то, чтобы понять, как мы размышляем о структурах сознания как таковых, Шюц интересовался взаимосвязью между Lebenswelt («Жизненный мир») и человеческими действиями . [8] Работа Гуссерля проводилась как трансцендентальная феноменология сознания. Работа Шютца проводилась как обыденная феноменология социального мира. [9] Их проекты различаются уровнем анализа, темами исследования и типом феноменологической редукции, используемой в анализе.
В конечном итоге эти два отдельных проекта следует рассматривать как взаимодополняющие, при этом исследования второго зависят от исследований первого. То есть действительные феноменологические описания социальной реальности должны быть совместимы с описаниями интенционального сознания. Именно из работ Гуссерля слово Шюц черпает свой смысл и проверяемость. [10] Это соответствует концепции Гуссерля феноменологии как «первой философии», фундамента или основы как философии, так и всех наук. [11]
Основные предположения
[ редактировать ]Феноменология исходит из того, что социальная реальность не возникает эмпирически или в каком-либо объективном смысле. Считается, что его различные проявления, такие как институты , организации , социальные классы и т. д., вызваны живой социальной реальностью. [12] Таким образом, эти проявления социальной реальности рассматриваются как «объекты, конституированные в сознании и для него». [13] Процесс, посредством которого эти проявления возникают как продукты сознания, называется в социологии типизацией .
В «Идеи I» Гуссерля он определяет концепцию, которую он называет «общим тезисом естественной установки», как «положение дел, в котором мы живем до того, как занялись философией», или как предположение, что «мир есть», как мы его буквально воспринимаем. это в сознании. [14] Общий тезис естественной установки является идейной основой нашего повседневного социального опыта. Он объединяет мир отдельных объектов в единый смысловой мир, который, как мы предполагаем, разделяется всеми, кто разделяет нашу культуру. [15] Естественное отношение формирует основу наших мыслей и действий. Это ментальная проекция веры в то, что естественный социальный мир одновременно объективен в своем экзистенциальном статусе и не подвергается сомнению в своем «естественном» внешнем виде. Согласно естественной установке, социальные объекты (люди, язык, институты и т. д.) имеют тот же экзистенциальный статус, что и объекты, встречающиеся в природе (камни, деревья, животные и т. д.).
Хотя его часто называют «Общим тезисом естественной установки», это не тезис в формальном смысле этого слова, а нетематическое предположение или убеждение, лежащее в основе нашего чувства объективности и фактичности мир и объекты, появляющиеся в этом мире. Фактичность этого мира здравого смысла не подлежит сомнению и практически «неоспорима»; оно подлежит санкциям в отношении его статуса того, что «есть» и того, что «каждый» или, по крайней мере, «любой разумный человек» согласен иметь место в отношении фактического характера мира. Что касается традиционной социальной науки, этот само собой разумеющийся мир социальных фактов является отправной и конечной точкой для любых исследований социального мира. Он предоставляет необработанные, наблюдаемые, само собой разумеющиеся «данные», на основе которых идеализируются, концептуализируются и предлагаются для анализа и обсуждения результаты социальных наук. В рамках традиционной социальной науки эти «данные» формулируются в виде мира абстракций и идеализаций второго порядка, составленного в соответствии с представлениями этих наук. схемы моделирования . [11]
Феноменологические описания Шюца сделаны изнутри Феноменологической установки, которая следует за процессом феноменологической редукции (epoché), который приостанавливает Естественную установку и раскрывает явления, происходящие внутри Естественной установки ума, как проявления необъективного ментального мира .
Запас знаний
[ редактировать ]Термин « запас знаний » был введен Шютцем. [16] [17] [15] Эта концепция жизненно важна для социологов-феноменологов и их утверждения о том, что социальная реальность интерсубъективна. В то время как феноменологи склонны сосредотачиваться на установлении структур «интенционального сознания», как это называет Гуссерль, [18] Сторонники феноменологической социологии интересуются структурами «жизненного мира». [19] Последнее относится к миру, который непосредственно переживается через субъективность повседневной жизни. В повседневной жизни мы используем запасы знаний для интерпретаций. «Запас знаний» обычно представляет собой «глубокую фоновую конфигурацию». [20] серии прошлого опыта, включающего: «родной язык и лингвистические правила; общепринятые способы интерпретации выражений и событий; многочисленные теории и методы; слуховые и визуальные формы; общие культурные и нормативные понимания и тому подобное». [17] Шютц утверждал, что всякая «интерпретация этого мира основана на запасе предыдущего опыта его». [21]
Снижение
[ редактировать ]Мартин Хайдеггер характеризует феноменологический исследовательский проект Гуссерля как «аналитическое описание интенциональности в ее априорности »; [22] поскольку именно феномен интенциональности обеспечивает доступ для проведения любых и всех феноменологических исследований, а также конечную основу или основу, гарантирующую любые выводы, полученные в результате любого такого исследования. Признавая, что сознание имеет формальную структуру интенциональности и всегда обладает сознанием предполагаемого объекта, феноменология Гуссерля обнаружила точку доступа к радикально новой форме научного описания.
Методологически доступ к этому полю осуществляется через феноменологическую редукцию. Хотя существуют некоторые разногласия относительно официального названия, количества и уровней редукции, этот внутренний спор среди философов не должен нас беспокоить. В целях обыденной феноменологии социального мира мы, как феноменологи-социологи, занимаемся обыденной феноменологической редукцией, называемой Epoché . Отличительной чертой этой формы редукции является то, что она раскрывает в своей области исследования: мирская феноменология социального мира определяет свое феноменальное поле как интерсубъективную область мирского сознания, возникающую изнутри естественной установки.
Феноменологическая редукция применительно к обыденному анализу социального мира состоит в вынесении за скобки [эквиваленты: методическое игнорирование, выведение из игры, приостановка] тезиса о естественной установке. Это заключение есть не что иное, как заключение в скобки экзистенциальной веры в существование объективного мира; экзистенциальный статус самого мира не подвергается сомнению. Результатом такого заключения является то, что наше внимание переключается с объектов мира в том виде, в котором они встречаются в природе, на объекты в мире, какими они являются для сознания – как явления для интенционального сознания. Наши описания объектов мира теперь трансформируются от наивных описаний объектов, встречающихся в природе, к феноменологическим описаниям объектов, являющихся для сознания. Короче говоря, в целях обыденного феноменологического анализа в рамках естественной установки эпохе трансформирует объекты, встречающиеся в природе, в: объекты-для-субъективности, объекты-для-сознания, объекты-как задумано.
Имейте в виду, что для позитивизма значение объекта по определению «объективно». То есть значение объекта является свойством самого объекта, не зависит от какого-либо конкретного наблюдателя и «одинаково» для всех без исключения наблюдателей, независимо от их ориентации или перспективы. Для феноменологии объект всегда задуман и конституирован как значимый конкретным намеревающимся субъектом с определенной ориентации и с определенной точки зрения. Кроме того, феноменологически говоря, значение объекта не может быть отделено от его феноменальности, или материальности, и не может быть конституировано как осмысленный объект без придающего смысл акта намерения со стороны конституирующего субъекта.
Для феноменологии, предпринятой в рамках естественной установки, значение не присуще объекту как вещи в себе, не является «надстройкой» к объекту (ярлыком) и неотделимо от объекта, как он конституирован. интенционирующим субъектом в акте конституирования значения. Для феноменологии смысл и объект (в его «материальности») со-конституируются в намерении объекта субъектом — с феноменологической точки зрения существуют только значимые объекты. Не существует такой вещи, как нейтрально оцененный объект или бессмысленный объект, и понятие объекта как «бессмыслицы» само по себе является значимым определением – как сказали бы экзистенциалисты, мы обречены на смысл.
Обратите внимание на это, поскольку мы, как наблюдатели, уже родились в уже существующем социальном мире, который уже заранее интерпретирован – как через социальные значения, так и через архитектурную и деловую интенциональность – и «стал значимым для нас» как интерсубъективно доступный» сущность», любое предположение о том, что субъект создает объект или создает смысл объекта как индивидуальное достижение в конкретной ситуации, является искажением того, что на самом деле происходит. В рамках «естественной установки повседневной жизни» роль субъекта в формировании значимых объектов лучше понимать как считывание или интерпретацию значения объекта как задуманного. Такое прочтение или интерпретация значения объекта является интерсубъективным достижением намеревающегося субъекта, которое происходит в интерсубъективной сфере естественной установки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://philpapers.org/archive/SCHCPT-2.pdf. [ пустой URL PDF ]
- ^ Менон, Сангита; Аниндья Синха; Б.В. Шрикантан (2014). Междисциплинарные взгляды на сознание и самость . Нью-Юк, Дордрехт, Лондон: Springer. п. 172. ИСБН 978-81-322-1586-8 . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Новак, Марк (2012). Проблемы старения (3-е изд.). Пирсон. п. 30. ISBN 978-0-205-83195-1 .
- ^ Шютц, Альфред (1967). Феноменология социального мира . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . ISBN 978-0-8101-0390-0 .
- ^ Барбер, Майкл Д. (2004). Участвующий гражданин: биография Альфреда Шютца . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-7914-6141-9 .
- ^ Вебер, Макс (1978) [1968]. Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 4. ISBN 0-520-03500-3 .
- ^ Вебер, Макс (1978) [1968]. Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 4. ISBN 0-520-03500-3 .
- ^ Шютц, Альфред и Томас Лукманн . 1980 [1973]. «Структуры жизненного мира» 1 в переводе Р. М. Занера и Дж. Т. Энгельхардта-младшего. Исследования по феноменологии и экзистенциальной философии . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . ISBN 978-0-8101-0622-2 .
- ^ Натансон, Морис Александр (1974). Эдмунд Гуссерль: философ бесконечных задач . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 978-0-8101-0456-3 .
- ^ Соколовский, Роберт (2000). Введение в феноменологию . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-66792-0 .
- ^ Jump up to: а б Гуссерль, Эдмунд (1989). Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 978-0-8101-0458-7 .
- ^ https://philpapers.org/archive/SCHCPT-2.pdf. [ пустой URL PDF ]
- ^ Гурвич, Арон (1964). Поле Сознания . Университет Дюкен Пр. ISBN 978-0-8207-0043-4 .
- ^ Люфт, Себастьян (2002), «Понятие Гуссерля о естественном отношении и переход к трансцендентальной феноменологии» , Springer https://epublications.marquette.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1018&context=phil_fac
- ^ Jump up to: а б Шютц, Альфред . 1962. Проблема социальной реальности: Сборник статей I. Гаага: Мартинус Нийхофф . [примечание: эта цитата является лишь предположением, поскольку первоначальный автор предоставил только информацию «(Schutz 1962)» без дальнейших подробностей.]
- ^ Аткинсон, Уилл (март 2010 г.). «Феноменологические дополнения к набору инструментов Бурдье: две проблемы для Бурдье, два решения от Шютца». Социологическая теория . 28 (1): 1–19. дои : 10.1111/j.1467-9558.2009.01362.x . ISSN 0735-2751 . S2CID 144674981 .
- ^ Jump up to: а б Эльстер, Юлиус (2 сентября 2017 г.). «Временное измерение рефлексивности: связь рефлексивных ориентаций с запасом знаний». Отличие: Журнал социальной теории . 18 (3): 274–293. дои : 10.1080/1600910x.2017.1397527 . ISSN 1600-910X . S2CID 149379807 .
- ^ Гуссерль, Эдмунд. (2013). Картезианские размышления: введение в феноменологию . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-94-017-4952-7 . OCLC 1066195140 .
- ^ Шютц, Альфред, 1899–1959 гг. (1989). Структуры жизненного мира . Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-0832-1 . OCLC 884494825 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Тернер, Джонатан Х. (1988). Теория социального взаимодействия . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-1463-0 . ОСЛК 17106127 .
- ^ Шютц, Альфред (1972). «Сборник статей I». Феноменологика . 11 . дои : 10.1007/978-94-010-2851-6 . ISBN 978-90-247-3046-9 . ISSN 0079-1350 .
- ^ Хайдеггер, Мартин . 1992 [1962]. Бытие и время в переводе Дж. Маккуорри и Э. Робинсона из Sein und Zeit (7-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл . Полная версия доступна через PDF-Objects .
Библиография
[ редактировать ]- Барбер, Майкл Д. «Альфред Шютц», Стэнфордская энциклопедия философии . Веб. — Затрагивает феноменологическую социологию.
- Натансон, Морис и Эдмунд Гуссерль . 1974. Философ бесконечных задач . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . Мягкая обложка. — Предоставляет социологам введение в феноменологию.
- Шютц, Альфред . 1967. Феноменология социального мира. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . Мягкая обложка. — Касается феноменологического метода.
- Смит, Дэвис Вудрафф. «Феноменология», Стэнфордская энциклопедия философии . Веб. — Дает введение в феноменологию.
- Соколовский, Роберт . 2000. Введение в феноменологию . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . Мягкая обложка. — Касается феноменологического метода.
- Вендер, Джонатан. 2001. «Феноменология, культурная криминология и возвращение к удивлению». Стр. 49–60 в журнале «Культурная криминология на развязке » под редакцией Дж. Феррелла, К. Хейворда, У. Моррисона и М. Пресди. Лондон: Рутледж .
- Занер, Р.М. 2010. «Редакционное введение». Стр. xv–xxxv в Собрании сочинений Арона Гурвича, V.III . Нью-Йорк: Спрингер . — Касается феноменологического метода.