заполните его
Энчелей [ а ] были древним народом, жившим вокруг реки Дрин и в районе озер Шкодер и Охрид . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] в современной Албании , Черногории и Северной Македонии . Это один из старейших известных народов восточного побережья Адриатического моря . [ 7 ] В древних источниках они иногда фигурируют как этническая группа, отличная от иллирийцев , но чаще всего упоминаются как одно из иллирийских племен. [ 8 ] Они занимали центральное положение на раннем этапе иллирийской истории. [ 9 ] В древнегреческой литературе они связаны с завершением мифического повествования о Кадме и Гармонии — традиции, глубоко укоренившейся среди иллирийских народов. [ 10 ] [ 11 ] [ 6 ]
Имя Сесаретии используется Страбоном как альтернативное название энхелеев в районе Лейкленда в Охриде. считается также Имя Sesarethii/Cesarethioi вариантом Dassaretiii/Dassaretioi . [ 12 ] иллирийское племя, зарегистрированное со времен Римской империи и подтвержденное чеканкой монет и надписями, найденными вокруг Охридского озера. Ослабление царства Энчелеев предположительно привело к ассимиляции Энчелеев и включению их в недавно созданное Иллирийское царство самое позднее в VI-V веках до нашей эры, что ознаменовало возникновение Дассаретиев, которые, по-видимому, заменили Энчелеев в районе озер. . [ 13 ] [ 14 ] В эпоху классической и эллинистической древности энчелеи были скорее историческим воспоминанием, чем современной группой. [ 15 ]
Регион, населенный энчелеями, был известен как Энчеле . [ 16 ] Их соседями на западе были тауланты , на севере — автариаты , на северо-востоке — дарданы , на юго-востоке — пеоны и на юге — дексары . [ 17 ] [ 18 ]
Имя
[ редактировать ]Аттестация и варианты
[ редактировать ]Энчелеи впервые упоминаются Гекатеем Милетским в VI веке до нашей эры. [ 19 ] Вариантом в древнегреческой литературе является Εγχελάνες Enchelanes , который имеет суффикс -anes, типичный для западно-греческих диалектов, на которых говорят греческие соседи Энчелеев. Таким образом, это делает его местной формой имени по сравнению с Энчелеем , находящимся под влиянием ионического греческого языка . [ 20 ] У Полибия слово пишется с глухим придыханием х , Энхеланес , а у Мнасея оно заменено звонким нг , Энгеланес , причем последнее является типичной особенностью древнемакедонских и северных палеобалканских языков . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Считается, что имя Энчелей означало «люди-угри», так как на древнегреческом языке ἔγχελυς означает «угорь», как в современном албанском ngjalë «угорь» < иллирийский *engella , возможно, родственно латинскому : anguilla «угорь» и литовскому : ungurỹs ». угорь". [ 6 ] Связь с албанским нгьяле позволяет предположить, что название Энчеле произошло от иллирийского термина, обозначающего угрей, который, возможно, в древности был связан с греческим языком и просто адаптирован к греческому произношению. [ 3 ] Индоевропейскую . преформу корня до сих пор не удается реконструировать По этой причине Роберт С. П. Бикс считает его догреческим, что соответствует временным рамкам раннего иллирийского происхождения этнонима через легендарную историю о Кадме и Энхелеях. [ 6 ]
Другие имена
[ редактировать ]Альтернативное название энчелеев в озерном районе Охрида записано как Сесаретии . Страбоном Имя Сесаретиой впервые упоминается Гекатеем Милетским в VI веке до нашей эры. Гекатей сообщил, что племя Хелидониев ( Χελιδόνιοι ) жило к северу от Кесарятиев ( Σεσαρήθιοι ). Кроме того, он сообщает, что Сесаретос ( Σεσάρηθος ) был таулантийским городом, были Сесаретии которого этническим символом . [ 21 ] Название Sesarethii/Sesarethioi также считается вариантом Dassaretiii/Dassaretioi , иллирийского племени, которое было зарегистрировано с римских времен и подтверждено чеканкой монет и надписями, найденными вокруг Охридского озера. [ 12 ]
Мифологические рассказы
[ редактировать ]Распространенная в древности легенда сообщает, что Кадм — финикийский принц, ставший царем Фив , беотийский и энхелеанский деятель. [ 9 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] — со своей женой Гармонией прибыл к энчелеям и помог им построить множество городов на берегах Охридского и Шкодерского озер , среди них Лихнидус ( Охрид ) и Буто ( Будва ). [ 25 ] Как гласит легенда, в это время Энчеле воевали с соседними иллирийскими племенами, и Кадм по приказу Оракула стал предводителем народа и пришел им на помощь. После победы над иллирийцами Энчеле выбрали Кадма своим королем. [ 26 ]
Мифологическое предание, сообщенное Аппианом (II в. н. э.), повествует, что энчелеи были среди южно- иллирийских племен, взявших свои названия от первого поколения потомков Иллирия , одноименного предка всех иллирийских народов . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Согласно рассказу Аппиана, прародителем Энчеле был Энчелей , сын Иллирия. [ 30 ] [ 31 ]
Согласно легендарному сообщению, сообщенному Полибием , цитируемому Стефаном Византийским , после исчезновения Амфиарая во время осады Фив его возничий Батон поселился в Иллирии, недалеко от страны энхелеев. [ 32 ]
История
[ редактировать ]
В Южной Иллирии организованные государства образовались раньше, чем в других районах этого региона. Самое старое известное государство в регионе, о котором можно говорить на основе древних источников, - это Энчели. [ 33 ] [ 13 ] Расцвет государства Энчелеан пришелся на 8-7 века до нашей эры, но царство потеряло доминирующую власть примерно в 6 веке до нашей эры. [ 33 ] Похоже, что ослабление царства Энчеле привело к их ассимиляции и включению в недавно созданное Иллирийское царство самое позднее в VI-V веках до нашей эры, что ознаменовало возникновение Дассарети , которые, по-видимому, заменили Энчелеев в озерном крае. район Охрида и Преспы . [ 13 ] [ 14 ] В то время как в энчелейском районе реки Дрилон и озера Шкодра на севере Албании в более поздние времена появились лабеаты , иллирийское племя, которое сохраняло свою самобытность до раннего римского периода. [ 6 ] Как сообщается во фрагменте «Гекатея Милетского» (около VI века до н.э.), Энчелей соседствовал с дексариями , хаонским племенем. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Энчелеи часто воевали с северными греками. Из письменных источников греческих писателей, таких как Геродот , упоминается даже нападение армии Энхелея на храм в Дельфах . [ 20 ] Юстин (2 век нашей эры) сообщает, что в то время, когда правителем Македонии был младенец Аэроп I (около 6 века до нашей эры), иллирийцы успешно нападали на Македонию до тех пор, пока маленький правитель не был приведен в битву своими македонскими подданными, воспользовавшись его присутствие и отомстить за свое первоначальное поражение иллирийцам. Название конкретного иллирийского племени или группы племен, напавших на Македонию, не сообщается в рассказе Юстина, но было высказано предположение, что это были либо Энхелеи, чье царство в то время было сосредоточено в районе озера Лихнид , либо Таулантии вокруг , которые базировались дальше на запад, в прибрежной зоне внутри и Эпидамноса и Аполлонии . [ 37 ] Иллирийские набеги на аргеадов , базировавшихся в Эгах, указывают на то, что иллирийские нападения также охватывали верхнемакедонские регионы Линкестис , Орестис и Эордея , Элимея и Тимфея , поскольку они были расположены между иллирийской территорией и землями Аргеадов. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аполлодор, Библиотека , 3.5.4. «Когда иллирийцы атаковали энчелейцев, бог объявил через оракула, что они одолеют иллирийцев, если их лидерами будут Кадм и Гармония. Они поверили ему и сделали их своими лидерами против иллирийцев, и взял верх над ними. И Кадм царствовал над иллирийцами, и у него родился сын Иллирий».
- ^ Страбон, География (изд. Х. К. Гамильтон, эсквайр, В. Фальконер, Массачусетс), книга 7, глава 7: «... установили свою власть, и Энхелии, которых также называют Сесаретиями. Затем приходят Линкесты, территория Деуриопа, Пелагония-Триполитис..."
- ^ Jump up to: а б с Шашель Кос 1993 , с. 119.
- ^ Уилкс 1992 , стр. 98–99.
- ^ Хаммонд 1982 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б с д и Дедвукай 2023 , с. 7.
- ^ Дзино 2014 , стр. 53.
- ^ Катичич 1977 , с. 81: «Вскоре они как будто представляли иллирийский народ по преимуществу для греков в древние времена; иногда они выступают как отдельная этническая группа наряду с иллирийцами, но чаще всего они упоминаются как одно из иллирийских племен».
- ^ Jump up to: а б Катич 1977 , с. 5.
- ^ Катичич 1977 , с. 81: с этим связан миф о конце Кадма и Гармонии. Вскоре создается впечатление, что они представляли для греков в древние времена преимущественно иллирийский народ.
- ^ Шашель Кос 1993 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Феодосьев 1998 , с. 348.
- ^ Jump up to: а б с Шашель Кос 2004 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б Кастильони 2010 , стр. 93–95.
- ^ Хацопулос 1997 , с. 145: «Иллирийское происхождение энчелейцев тоже спорно, но вопрос носит скорее академический характер, поскольку в классический и эллинистический периоды существовала скорее историческая память, чем современный этнос».
- ^ Робин Хард, Справочник Рутледжа по греческой мифологии , Рутледж, 2004, стр. 643 н. 53.
- ^ Хаммонд 1982 , с. 284.
- ^ Уилкс 1992 , стр. 93, 96, 98, 99.
- ^ Кастильони 2007 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 1993 , с. 118.
- ^ Эйхнер 2004 , стр. 97.
- ^ Уилкс 1992 , с. 98: «Это была территория Энчелеев, правители которых заявляли, что произошли от героя Кадма».
- ^ Виннифрит 2002 , с. 46: «Энхелиды, иллирийское племя, жили недалеко от Охридского озера, но легенда связывала их с их основателем, греческим героем Кадмом»
- ^ Кастильони 2010 , с. 41: Этот образ должен был иметь функцию установления, в силу сходства с иконой – знакомой афинской публике – Афины и Эрихтония, параллелизма между циклом Эрихтония и изображением кадмейского основания Фив, используя риторика автохтонии. Этот безобидный и мирный фиванский змей был бы уподоблен афинянами V века мирному местному стражу фиванского акрополя, змею Ареса, убийство которого позволило бы варвару Кадму поселиться на земле Фив, узурпировавшего и запятнан преступностью.
- ^ Уилкс 1992 , с. 99.
- ^ Кадм : «После рождения многих детей Кадм и Гармония покинули Фивы, чтобы защитить энхелеев, народ, живущий в южной Иллирии, которая является регионом к северу от Эпира, и там победили иллирийских захватчиков...»
- ^ Папазоглу 1978 , с. 213: «Племена, получившие свои названия от первого поколения потомков Иллирия, принадлежат большей частью к группе так называемых южно-иллирийских племен: таулантии, парфины, энчелеи, дассаретии».
- ^ Шашель Кос 2004 , с. 502.
- ^ Месихович и Шачич 2015 , стр. 23–24.
- ^ Уилкс 1992 , с. 92.
- ^ Гримал и Максвелл-Хислоп 1996 , стр. 230; Аполлодор и Хард 1999 , с. 103 (Книга III, 5.4).
- ^ Кабанес 2008 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Стипчевич 1989 , с. 34.
- ^ Богдани 2012 , стр. 364–365.
- ^ Анджели, Мария Габриэлла Бертинелли; Донати, Анджела (2006). Пути истории: миграции народов, путешествия отдельных людей, распространение идей в древнем Средиземноморье: материалы II Международного совещания древней истории (Генуя, 6-8 октября 2004 г.) (на итальянском языке). Г. Бретшнейдер. п. 176. ИСБН 978-88-7689-230-1 .
Энчелеи, жившие к северу от Хаона и вдоль озера Лихнид.
- ^ Шашель Кос 2004 , с. 276.
- ^ Гринвальт 2011 , с. 281.
- ^ Гринвальт 2011 , стр. 281–282.
Библиография
[ редактировать ]- Аполлодор; Хард, Робин (1999), Библиотека греческой мифологии , Оксфорд, Соединенное Королевство: Oxford University Press, ISBN 0-19-283924-1
- Богдани, Джулиан (2012). «Городской генезис и территориальная организация в Хаонии классической и эллинистической эпох» . Энрико Джорджи, Джулиан Богдани (ред.). Территория Финике в Каонии: ландшафтная археология в Южной Албании . Анте Кем. стр. 355–395. ISBN 9788878490796 .
- Кабанес, Пьер (2008). «Греческая колонизация в Адриатике». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за рубежом . Том. 2. Брилл. стр. 155–186. ISBN 9789047442448 .
- Кастильони, Мария Паола (2007). «Генеалогический миф и политическая пропаганда в древности: повторное использование греческих мифов от Дионисия до Августа». В Карвальо, Жоаким (ред.). Религия и власть в Европе: конфликт и конвергенция . Эдизиони Плюс. ISBN 978-88-8492-464-3 .
- Кастильони, Мария Паола (2010). Кадмос-змей в Иллирии: маршрут героя-цивилизатора (на французском языке). Издания Плюс. ISBN 9788884927422 .
- Эйхнер, Хайнер (2004). «Иллирийский – неизвестный язык». В Эйхнере, Хайнере (ред.). Иллирийцы. Археологические находки I тысячелетия до нашей эры из Албании (на немецком языке). Музей предыстории Аспарн-ан-дер-Зайя. стр. 92–117. ISBN 3-85460-215-4 .
- Эрдкамп, Пол (1998). Голод и меч: война и снабжение продовольствием в римских республиканских войнах (264–30 гг. до н.э.) . Голландские монографии по древней истории и археологии. Том. 20. Гибен. ISBN 978-90-50-63608-7 .
- Гринвальт, Уильям С. (2011). «Македония, Иллирия и Эпир». В Ройсмане, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. стр. 279–305. ISBN 978-1-4443-5163-7 .
- Грималь, Пьер; Максвелл-Хислоп, AR (1996), Словарь классической мифологии , Wiley-Blackwell, ISBN 0-631-20102-5
- Дедвукай, Линдон (2023). «Лингвистические свидетельства индоевропейского и албанского происхождения Афродиты» . Труды Лингвистического общества Америки . 8 (1). Лингвистическое общество Америки : 5500. doi : 10.3765/plsa.v8i1.5500 . S2CID 258381736 .
- Дзино, Даниэль (2014). « Иллирийцы» в древнем этнографическом дискурсе» . Диалоги древней истории . 40 (2): 45–65. дои : 10.3917/dha.402.0045 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1982). «Иллирис, Эпир и Македония». У Джона Бордмана; NGL Hammond (ред.). Кембриджская древняя история: расширение греческого мира, с восьмого по шестой века до нашей эры, том. III (часть 3) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521234476 .
- Хацопулос, МБ (1997). «Границы эллинизма в Эпире в древности». В М. В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 9789602133712 .
- Катичич, Радослав (1977). «Энчелеанцы (Die Encheleer)». Ежегодник Центра балканологических исследований (15): 5–82.
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Месихович, Салмедин ; Сачич, Амра (2015). История ( иллирийцев на боснийском языке). Сараево: Сараевский университет [Университет Сараево]. ISBN 978-9958-600-65-4 .
- Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, автариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы . Амстердам: Хаккерт. ISBN 9789025607937 .
- Шашель Кос, Марьета (1993). «Кадм и Гармония в Иллирии». Археологический журнал . 44 : 113–136.
- Шашель Кос, Марьета (2004). «Мифологические рассказы об Иллирии и ее названии». В П. Кабанесе; Ламболи (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности . Полет. 4.стр. 493–504.
- Стипчевич, Александр (1989). : история и культура ( Иллирийцы на хорватском языке). Учебник. ISBN 9788603991062 .
- Феодосьев, Никола (1998). «Мертвые с золотыми лицами: погребальные маски Дасаретии, Пелагонии, Мигдонии и Беотии». Оксфордский журнал археологии . 17 (3). Издательство Блэквелл: 345–367. дои : 10.1111/1468-0092.00067 .
- Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. ISBN 978-0-7156-3201-7 .