Архитектура ар-деко Нью-Йорка

Архитектура ар-деко процветала в Нью-Йорке в 1920-х и 1930-х годах . Этот стиль нарушил многие традиционные архитектурные условности и характеризовался вертикальностью, орнаментом и строительными материалами, такими как пластик, металл и терракота. Арт-деко встречается в правительственных зданиях, коммерческих проектах и жилых зданиях во всех пяти районах . На архитектуру того периода повлияли мировые тенденции декоративного искусства, рост механизации и Резолюция о зонировании Нью-Йорка 1916 года , которая отдавала предпочтение функции отступа во многих зданиях.
Буйная экономика « ревущих двадцатых» и коммерческие спекуляции стимулировали общегородской строительный бум. Размер и изысканность ар-деко варьировались от высоких небоскребов до скромных домов среднего класса и муниципальных зданий. Красочные, богато украшенные небоскребы стали доминировать над горизонтом Манхэттена еще до того, как Великая депрессия положила конец их строительству. Депрессия и изменение вкусов подтолкнули этот стиль к более приглушенным применениям по мере его распространения в 1930-х годах, став стилем выбора для инфраструктурных проектов и современных квартир среднего класса в отдаленных районах.
Затишье в строительстве во время Второй мировой войны и появление международного стиля привели к концу нового ар-деко в городе. После того, как он попал в немилость и пострадал от пренебрежения во время спада в городе во второй половине 20-го века, городской арт-деко был переоценен. Среди самых ценных и узнаваемых небоскребов Нью-Йорка — здания Empire State и Chrysler в стиле ар-деко . Небоскребы в стиле ар-деко на протяжении десятилетий составляли основу горизонта города и влияют на современное строительство. Многие из этих зданий защищены законами о сохранении исторического наследия , в то время как другие были потеряны из-за новой застройки или заброшенности.
Предыстория [ править ]

Американский ар-деко берет свое начало в европейском искусстве, особенно в стиле модерн, популяризированном на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже, от которой ар-деко получил свое название ( Международная выставка искусств déco ratifs et industriels Contemporaryes ). Хотя Соединенные Штаты официально не участвовали, американцы, в том числе архитектор Нью-Йорка Ирвин Чанин [1] : 55 — посетил экспозицию, [2] : 47 и правительство США также направило делегацию. Их полученные отчеты помогли распространить этот стиль в Америке. [3] : 6 Другие влияния включали немецкий экспрессионизм , австрийский сецессион , модерн , кубизм и орнамент африканской, центральноамериканской и южноамериканской культур. [1] : 8–9 [4] : 4 Архитектура американского ар-деко будет принимать разные формы по всей стране под влиянием местной культуры, законов и вкусов. [2] : 42
Арт-деко вошел в моду как раз в тот момент, когда Нью-Йорк быстро преобразовывался. Растущее население, бурный экономический рост, дешевый кредит и слабое зонирование в совокупности способствовали строительному буму. Рынок недвижимости был настолько бурным, что здания, простоявшие всего несколько лет, регулярно сносились для строительства новых. [5] : 42 Новые, более крупные здания заменили несколько меньших построек на старых участках. В конце 1920-х годов количество офисных помещений в Нью-Йорке увеличилось на 92%. [5] : 49–50
Правила зонирования оказали большое влияние на проектирование зданий. Распространение все более крупных небоскребов , таких как 40-этажное здание Equitable Building, стимулировало принятие Нью-Йорком первого в США общегородского кодекса зонирования - Резолюции о зонировании 1916 года . [6] Правила, призванные предотвратить перекрытие света и воздуха на уровне улицы высокими зданиями, требовали, чтобы здания « отступали » от уровня улицы в зависимости от ширины улицы и зонированной территории. [7] После того как здание поднялось и вернулось обратно, заняв 25 процентов участка, общая высота стала неограниченной. [5] : 48 Влияние новых правил материализовалось лишь в конце десятилетия, когда вступление Америки в Первую мировую войну замедлило строительство. [7]

Первые здания, построенные в соответствии с новыми нормами, действовали без всякого воображения — здание Хекшера в Мидтауне (завершено в 1921 году) поднималось равномерно, как стопка коробок, — но последовали более вдохновенные интерпретации закона. [7] Основное влияние на получившиеся небоскребы оказал Элиэль Сааринен , занявший второе место в дизайне чикагской башни Tribune Tower , которая считается новым стилем, отличным от более ранней готической или классической архитектуры. [2] : 7–8 Также большое влияние оказала серия спекулятивных архитектурных иллюстраций архитектора и иллюстратора Хью Ферриса , исследующих, как строить здания, отвечающие требованиям зонирования. [4] : 4 [7] [8] Иллюстрации Ферриса представляли здания как скульптурные формы, а не как простые коробки. Архитектор Талбот Хэмлин описал работу Феррисса как «волшебную палочку, которая освободит американскую городскую архитектуру от кошмара [...] Высокое здание больше не было построено на милю и отрезано по заказу, а было построено с перерывом на перерыв, опора на опору. Вступили возможности поэзии». [5] : 48–49
Предшественниками небоскребов в стиле ар-деко, которые вскоре появились по всему городу, были такие здания, как Раймонда Худа Американское здание радиатора (1924 г.), которое в целом было неоготическим , но имело абстрактный орнамент, характерный для ар-деко. [9] Еще одним ранним переходным зданием было здание Мэдисон Бельмонт на Мэдисон-авеню, 181 (1924–1925), которое отличалось традиционным орнаментом и организацией на верхних этажах в сочетании с мотивами ар-деко на нижних этажах. Металлические изделия в стиле ар-деко были предоставлены Эдгаром Брандтом , который предоставил входные ворота для Парижской выставки 1925 года. [3] : 1, 5–6 Одним из первых небоскребов в стиле ар-деко было здание Нью-Йоркской телефонной компании , построенное в 1923–1927 годах по проекту Ральфа Томаса Уокера . Его приглушенный цвет и орнамент не полностью отражали стиль, который вскоре процветал по всему городу, но его массивность и вертикальность были совершенно современными и противоречили устоявшимся архитектурным стилям. [10] [11] [4] : 34–5
Общие элементы [ править ]
Здания, которые позже будут описаны как ар-деко, имели общие элементы. Законы о неудачах привели к появлению скульптурных зданий с длинными непрерывными опорами, возвышающимися между колоннами окон и украшенными перемычками . [4] : 4 [12] : 70 Такой выбор был сделан, чтобы подчеркнуть высоту зданий. [2] : 37 выбор имитировал даже гораздо более короткие здания, построенные по всему городу. Архитекторы Нью-Йорка были в авангарде использования новых материалов, в том числе синтетических материалов, таких как бакелит и пластмассы Formica , а также Nirosta , коррозионностойкого стального сплава, который сделал внешний металл на небоскребах более осуществимым. [4] : 5 [2] : 68 Там, где использование нержавеющей стали было слишком дорогим, снижение цен на алюминий и меньший вес сделали его распространенным выбором для внутреннего и наружного использования. [13] : 26 Другими предпочтительными материалами были разноцветная терракота , известняк и стеклянный кирпич . [4] : 5 [14] : 92–3 Даже когда использовались традиционные строительные материалы — мрамор, дерево, кирпич, бронза — их комбинировали по-новому, стремясь шокировать и восхищать. [14] : 92

Историк архитектуры Розмари Хааг Блеттер описала наиболее ярко выраженный элемент ар-деко как использование «роскошного орнамента». [2] : 37 Наиболее динамичные элементы были сохранены для входов и на верхушках зданий, при этом различные материалы комбинировались для создания ослепительных цветов или богатых текстур. Иногда здания были затенены - использовались материалы более темного цвета у основания, а затем постепенно светлели к верху - чтобы улучшить видимость здания. [2] : 37 [14] : 84 Здания в стиле ар-деко в городе также были богато украшены внутри и снаружи рельефами, мозаикой, фресками и другими предметами искусства. [1] : 1–8 Аллегорические изображения, такие как промышленные ульи во Французском здании , олицетворения добродетелей в Рокфеллер-центре или фигуры, изображающие промышленность и искусство в здании Международного журнала , были обычными декоративными элементами. [1] : 47, 72 Входы и вестибюли этих небоскребов часто черпали прямое влияние расписных декораций и сцен театров с обрамлением, напоминающим висящие занавески. [2] : 10 Искусно выполненные изделия из железа в сочетании с декоративным матовым или травленым стеклом. [14] : 105
Арт-деко в Нью-Йорке стало неразрывно связано с коммерческой архитектурой. Его акцент на богатом орнаменте понравился коммерческим покровителям, которые хотели «приемлемого» современного стиля. Эти застройщики, в свою очередь, дали архитекторам разрешение творить в этом стиле, при условии, что конечный результат не будет слишком шокирующим. [2] : 40–43 Здания выросли до такой высоты, что стоимость добавленной площади сравнялась с коммерческой ценностью этой площади. [2] : 13 Возникающий стиль в то время назывался «вертикальным стилем», «стилем небоскреба» или просто «современным», с характерным видом зданий, построенных на неуспехах, из-за чего их стали называть зданиями « свадебного торта ». [4] : мы, 4 [12] : 79 [16] : 164 Архитектор Эли Жак Кан так прокомментировал в 1926 году новый стиль, который его братья создавали в своих зданиях:
[Это] настолько характерно для Нью-Йорка, что было бы логичнее назвать его нью-йоркским стилем. [...] Украшение становится гораздо более ценной вещью, чем коллекция сухих листьев, гирлянд , бычьих голов и картушей . Он становится средством обогащения поверхности игрой света и тени, голоса и тела. [Сегодняшние декоративные формы] соответствуют объему и простоте самого небоскреба. [4] : 27

Спрос на современные здания был таков, что даже архитектурные фирмы, известные более сдержанным и классическим дизайном, переняли новый стиль. Cross & Cross Основная практика заключалась в строительстве скромных таунхаусов и банков, но в конце 1920-х годов они построили современные небоскребы, такие как RCA Victor Building . 50-этажный небоскреб превратил готический узор в стилизованные молнии. [17] Другой консервативной фирмой, которая перешла к модернистскому дизайну, была Walker & Gillette , чье самое известное здание в стиле ар-деко в Нью-Йорке — Fuller Building . [4] : 32 Уже построенные здания иногда дополнялись элементами ар-деко; К зданию Paramount Building (1926 г.) была пристроена башня с часами в стиле ар-деко, пристроенная к базе изящных искусств . [2] : 22Б Эти здания были построены либо в качестве штаб-квартир для существующих и развивающихся компаний, либо в качестве спекулятивных проектов, где деньги будут получены от сдачи в аренду помещений в новом здании.

Проектирование спекулятивных зданий в основном было обусловлено максимизацией арендуемой площади, тогда как корпоративные здания служили рекламой самих корпораций - деньги тратились не для прямой финансовой выгоды, а для того, что архитектор Тимоти Л. Пфлюгер назвал «особой архитектурной привлекательностью». [18] : 162–163 Однако даже в этих корпоративных проектах владельцы часто сдавали помещения в аренду более мелким предприятиям и рассматривали их как инвестиции в недвижимость. [18] : 162–163 Внешний вид зданий часто отражал проводимый там бизнес; Волнистые мотивы здания RCA Victor Building олицетворяют силу радио, а здание Крайслер-билдинг украшено декоративными элементами радиаторов и колпаков колес, символизирующими автомобильную компанию. [4] : 5 Здание МакГроу-Хилл , [1] : 61 Названия отелей New Yorker и Daily News Building указаны на видных вывесках или встроены в фасад. Поскольку истинную форму здания часто было трудно уловить наблюдателю с улицы, многие небоскребы представляли собой миниатюрные копии самих себя как часть оформления первого этажа. [19] : 37 [4] : 22 [20]
В финансовом районе и центре Манхэттена горизонт быстро изменился за счет увеличения количества высотных зданий в стиле ар-деко. [4] : 6 Здание Нью-Йоркской телефонной компании было украшено мотивами, заимствованными из ацтекского дизайна, а в вестибюле был сводчатый потолок с фресками, подробно описывающими историю связи. [1] : 111 Другие известные небоскребы в стиле ар-деко в центре города включают здание Irving Trust Company (1929–1931), спроектированное с «занавесом» снаружи и мозаикой, созданной Хилдрет Мейер , внутри; [1] : 99–102 Уолл-стрит, 120 (1929–1930), с формой свадебного торта и основанием из красного гранита и известняка; [21] : 71 и здание городского банка-фермерского треста (1930–1931) с абстрактными головами вдоль фасада, смотрящими вниз на уровень улицы, и бронзовыми дверями, изображающими способы транспортировки. [1] : 106–109 Последним небоскребом, построенным перед Второй мировой войной в Финансовом районе, был дом 70 по Пайн-стрит , построенный в 1932 году. [1] : 102 В нем были уникальные двухэтажные лифты, обслуживающие два этажа вестибюля, призванные максимально эффективно использовать пространство небольшого участка. [4] : 21–22 [20]
По сравнению с центром города, где уже были небоскребы прошлого века и меньше доступных участков, центр Манхэттена только начинал развивать свой горизонт, когда ар-деко стало популярным. Его деловой район процветал после строительства Центрального вокзала и подземных железнодорожных путей, открывших новые участки для развития. 42-я улица стала главной улицей Мидтауна в стиле ар-деко, на которой расположены одни из самых известных небоскребов города. [4] : 75 Одним из первых было здание Чанин (1927–1929), штаб-квартира строительной компании Чанин. Его внешний вид отличался контрфорсами, напоминающими миниатюрные небоскребы, а также абстрактными цветочными рельефами на нижних этажах. Внутри вестибюля были бронзовые решетки, восхваляющие экономические возможности города. [4] : 84–5
Архитекторы Нью-Йорка были вовлечены в яростную гонку за звание самого высокого здания в мире , и несколько зданий в стиле ар-деко боролись за это звание. К концу 1930 г. более 11 планов зданий имели высоту более 60 этажей; среди них были Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг , оба из которых увеличились в высоту по сравнению с более ранними проектами. [22] Соревнуясь с Уолл-стрит, 40 за звание самого высокого здания, архитектор Уильям Ван Ален тайно построил стальной шпиль Крайслер-билдинг высотой 185 футов (56 м) внутри самого здания, подняв его и закрепив на месте за один день, утверждая, что название самого высокого здания. [4] : 82 Триумф был недолгим; месяц спустя бывший губернатор и бизнесмен Эл Смит обновил планы Эмпайр-стейт-билдинг, [23] добавив больше историй и собственный 200-футовый шпиль. [24] [25]

Шпиль Крайслер-билдинг поднялся всего за день до краха Уолл-стрит в октябре 1929 года , который спровоцировал экономический кризис Великой депрессии . Непосредственным последствием Депрессии стало сокращение строительства всех видов; Одна архитектурная фирма прошла путь от 17 поданных планов зданий высотой до 30 этажей в 1929 году до всего трех планов в 1930 году, самый высокий из которых был четырехэтажным. [26] Объемы некоторых существующих строительных работ также были сокращены; Компания Metropolitan Life намеревалась завоевать титул самого высокого здания с Metropolitan Life North Building , но строительство остановилось во время спада и так и не возобновилось, в результате чего вместо запланированных ста этажей остался «огромный пень» в 31 этаж. [4] : 56–7 На фоне углубляющейся депрессии Метрополитен-опера отказалась от своих планов переехать в новый трехблочный комплекс, финансируемый Джоном Д. Рокфеллером-младшим. Рокфеллер решил приступить к строительству Рокфеллер-центра , наняв три разные архитектурные фирмы. Архитекторы задумали план зданий, расположенных по нескольким осям и облицованных одними и теми же материалами. В центре находилась Рокфеллер Плаза, 30 . [4] : 111–12 Рокфеллеры выделили 150 000 долларов (2 736 000 долларов с учетом инфляции) только на искусство на площади, заполнив пространство картинами, рельефами и скульптурными формами. [1] : 16 Декоративные элементы сосредоточены на достижениях человечества, мифологии и историях образования и торговли. [1] : 18, 33
Арт-деко в городе [ править ]
Коммерческий [ править ]
Расцвет небоскребов в стиле ар-деко фактически закончился Великой депрессией, но ар-деко распространился по всему городу в бесчисленных формах. [4] : 7 Арт-деко оказался популярным стилем для расширения спектра современных коммерческих зданий, которые распространялись в этот период — универмагов, новостных агентств и транспорта. [27] [2] [4] : 7 : 24 Первоначально преобладало мнение, что рынок недвижимости быстро восстановится. [28] Чтобы поддержать землевладельцев до тех пор, пока экономические условия не улучшатся, многие построили на своих участках « налогоплательщиков » — одно- или двухэтажные здания. Несмотря на то, что эти здания задумывались как временные, многие из этих зданий сохранялись еще десятилетия спустя. [29] Одним из таких налогоплательщиков в стиле ар-деко был Сберегательный банк Ист-Ривер на Кортланд-стрит, 22 , который заменил пятнадцатиэтажное здание 1890-х годов. Газета New York Times назвала этот участок «самым ценным объектом недвижимости Нью-Йорка для налогоплательщиков города». [4] : 32 Несмотря на то, что это более скромное здание, оно украшено полированными каменными орлами, внутренним мрамором и когда-то имело площадь 3000 квадратных футов (280 м2). 2 ) фреска Ист-Ривер . [4] : 32 Завершенные спекулятивные здания столкнулись с проблемами в сложной экономике: Эмпайр-Стейт-Билдинг воспринимался больше как туристическая достопримечательность, чем от арендаторов, а офисные здания по всему Мидтауну находились под давлением агрессивного обхаживания арендаторов со стороны Рокфеллер-центра. [5] : 58
По мере развития 1930-х годов рынок аренды начал улучшаться, а темпы строительства увеличивались. [30] Здания, построенные в этот период, имели тенденцию быть более сдержанными, с более серыми и строгими версиями ар-деко; Блеттер предполагает, что это изменение произошло из-за влияния механизации, а пышный и красочный вид прежнего стиля теперь кажется «легкомысленным». [2] : 69–71 Терракотовый декор был заменен более гладкими, закругленными поверхностями и обтекаемыми металлическими линиями, навеянными дизайном автомобилей. [2] : 69–71 На протяжении всего периода ар-деко кирпич был наиболее распространенным строительным материалом для обычных зданий, но даже здесь каменщики создавали геометрические узоры, чередуя цвет кирпича или рифление. [14] : 115
Ар-деко был популярным выбором для кинотеатров и сцен, строившихся в то время, и это был уместный выбор, учитывая, что сам ар-деко нашел влияние в дизайне фильмов, в том числе произведений немецких экспрессионистов » Фрица Ланга , таких как «Метрополис . [2] : 64–66 Театры в стиле ар-деко в городе включали Театр Зигфельда , явный пример метафоры здания как набора, с фасадом, включающим авансцену , отражающую тот, что находится в помещении. [2] : 19 Когда закончились « ревущие двадцатые» , закончилась и эпоха больших кинотеатров и небольших театров в стиле ар-деко, таких как Metro Theater в Верхнем Вест-Сайде и RKO Midway Theater в Риджвуде, Квинс обслуживал более скромную публику. [4] : 164, 232
По мере развития города на север самые престижные универмаги и розничные магазины Манхэттена переехали в Мидтаун. [4] : 121 Рост Эмпайр-Стейт и других зданий в стиле ар-деко вдоль Пятой авеню совпал с превращением улицы из «мили миллионеров» богатых резиденций в коммерческий бизнес среднего класса. [5] : 43–44 Флагманский магазин Tiffany & Co. на Пятой авеню, 727, построенный в 1940 году, был спроектирован с учетом роскошных удобств, включая центральное кондиционирование. [1] : 37 Его внешний вид украшен оконными рамами из нержавеющей стали в сочетании с мрамором и известняком, призванными соединить здание с классической архитектурой. [31] : 210 В 1930 году на 59-й улице Блумингдейл расширился и охватил целый городской квартал, добавив новую пристройку с черно-золотым фасадом, украшенным декоративными металлическими решетками. [4] : 122–3 Другие известные универмаги в стиле ар-деко по всему городу включают универмаг Sears Roebuck & Company во Флэтбуше, Бруклин , и Montgomery Ward универмаг на Ямайке, Квинс . [32] [4] : 237
Другие крупные коммерческие здания в стиле ар-деко в городе включали ряд отелей, в том числе Waldorf Astoria . Первоначальное здание с таким названием было снесено, чтобы освободить место для Эмпайр-Стейт-Билдинг, и новое здание, построенное под его влиянием, больше походило на небоскреб, чем на традиционный отель. Архитекторы Schultz & Weaver спроектировали двойные башни из известняка и кирпича, а также включили апартаменты для президента и частную железнодорожную линию от Центрального вокзала. [1] : 41 [4] : 109 В этот период процветали апарт-отели как способ насладиться роскошной жизнью без затрат на содержание частного дома. На момент постройки Essex House был одним из крупнейших апарт-отелей города. Он украшен позолоченными мотивами замороженного фонтана и цветочными узорами, возвышающимися над главным входом. Дальше в центре города отель Carlyle объединил два здания (одно жилой дом, другое - отель) и черпал влияние Вестминстерского собора , хотя и с элементами современного ар-деко; фасад разбит бежевыми терракотовыми полосами с геометрическими буквами V и растительными формами. [4] : 130, 173–4
Жилой [ править ]

Наряду с коммерческим бумом 1920-х годов в Нью-Йорке наблюдался огромный рост жилищного строительства; 20 процентов всего нового жилья, построенного в США за это десятилетие, было построено в Нью-Йорке. [18] : 254 [33] : 300–303 Доля жилых домов выросла с 39 процентов строительства в 1919 году до 77 процентов в 1926 году. [18] : 254 Эпоха ар-деко совпала с переходом жителей Нью-Йорка от многоквартирных домов (многоквартирных домов с общими удобствами) и рядных домов к многоквартирным домам (комнаты на одну семью с отдельными ванными комнатами). Девелоперы начали строить квартиры, ориентированные на средний класс. [18] : 252–253 Городское ар-деко было способом привлечь потенциальных арендаторов и удержать их в городе, а не в пригороде. [34] : 23 Рост метро также способствовал развитию новой архитектуры в стиле ар-деко. Застройщики построили новое спекулятивное жилье в незастроенных районах, до которых доходят новые линии метро. [35] и население Нью-Йорка рассеялось за пределы страны. [18] : 204 Подавляющее большинство этих новых квартир во всех районах были шестиэтажными, поскольку для строительства семи этажей и выше требовались более дорогие огнестойкие материалы. [34] : 23 Спад на рынке жилья 1930-х годов побудил новых дилеров сосредоточиться на некоммерческом и ограниченном жилье, чтобы обновить разрушенные части города или расшириться за его нынешние пределы. [18] : 121–122 Примеры этих жилищных инициатив с ограниченной прибылью можно найти во всех районах, особенно в Саннисайде, Квинс . Чтобы сэкономить деньги, представители среднего класса в стиле ар-деко часто использовали «литой камень» (бетон) вместо дорогого резного камня, повторно используя формы для повторения рисунков и форм. [19] : 24
На Манхэттене квартиры в стиле ар-деко разрослись по всему району. В Верхнем Ист-Сайде Рэймонду Худу и Джону Миду Хауэллсу в 1927 году владелец Daily News поручил построить небольшой жилой дом . Его десять этажей украшены серебряными оконными перемычками с геометрическим орнаментом и зигзагами. Здание было награждено медалью Американского института архитекторов за демонстрацию новаторской формы нового современного архитектурного стиля. [4] : 171–2 Один из единственных известных таунхаусов в стиле ар-деко был построен неподалеку на Восточной 80-й улице как резиденция банкира Лионелло Переры . Его скромный кирпичный фасад украшен различными узорами, геометрическими каменными полосами, разделяющими этажи, и декоративным металлическим входом. Позже резиденция принадлежала коллекционеру ар-деко Барбре Стрейзанд , что сделало ее самым большим произведением искусства. [4] : 172–173

Одними из первых больших многоквартирных домов по всему городу, на которые повлияли офисные здания в стиле ар-деко и небоскребы в центре города, были дочерние здания The Majestic и The Century . [36] Вместе с The El Dorado , спроектированным Margon & Holder совместно с Эмери Ротом , эти двухбашенные апартаменты преобразили Центрального парка Вест . горизонт [4] : 139, 150 Рот обычно избегал модернистского дизайна в своих работах ( Сан-Ремо и Бересфорд в том же районе были итальянскими по стилю), но он предоставил дополнительные квартиры в стиле ар-деко в этой части города, в том числе Ардсли по адресу 320 Central Park West. К концу 1930-х годов более обтекаемые современные проекты, такие как «Нормандия» (снова Рот) и 10 West 74th Street (Х. Герберт Лилиен), имели более приглушенные кирпичные и горизонтальные скоростные линии. [4] : 146, 158 На севере Манхэттена, Вашингтон-Хайтс , заполнен более скромными квартирами в стиле ар-деко с такими удобствами, как утопленные гостиные, створчатые окна и лифты. [4] : 183–4
В Бруклине квартиры и дома 1920-х и 30-х годов заполонили ранее малонаселенную землю от конечной морены острова до южного берега. [33] : 303 Квартиры и коммерческие здания в стиле ар-деко изменили характер новых или развивающихся кварталов. [4] : 213 Оушен-авеню и участки Кингс-Хайвей, заполненные множеством жилых домов в стиле ар-деко, например 832 Ocean Avenue, построенный в 1931 году выдающимися бруклинскими архитекторами Navy & Kavovitt . Облицованные желтым кирпичом опоры, увенчанные литым камнем, подчеркивают вертикальность и напоминают небоскребы Манхэттена. [4] : 216–7 В Брайтон-Бич старые отели и ипподромы уступили место квартирам в стиле ар-деко, в том числе 711 Brightwater Court (1934 г.), украшенному буйной терракотой в стиле джунглей и геометрическими узорами. [4] : 224
Самая плотная концентрация зданий в стиле ар-деко в Нью-Йорке находится в западном Бронксе с центром вдоль Большого зала , где в период с 1935 по 1941 год было построено около 300 зданий. [37] : 60 [4] : 195 Многие здания имеют тот же стиль и архитектуру, что и жилые дома через реку в Вашингтон-Хайтс. [4] : 181 Одной из первых и самых величественных квартир в стиле ар-деко вдоль вестибюля были апартаменты Park Plaza , построенные в 1931 году. Предполагалось, что они будут высотой в десять этажей, прежде чем будут повреждены пожаром во время строительства, последнее восьмиэтажное здание украшено яркой полихромной терракотой. Park Plaza была первой квартирой в стиле деко в Бронксе от компании Horace Ginsbern & Associates, которая помогла изменить облик района. [38] Эти здания отличались отличительными чертами деко в виде геометрических узоров и цветного кирпича, а общественные интерьеры с непрямым освещением были покрыты плиткой, обрамлены металлом и увенчаны мозаичными потолками. В частных интерьерах были утопленные гостиные, панорамные окна в углах и просторные гардеробные; Внутри и снаружи эти апартаменты были спроектированы так, чтобы понравиться модному среднему классу «новых денег». [18] : 261–263 [37] : 61–64 По сравнению со знаменитыми архитекторами Манхэттена, которые часто учились в престижных школах, многие архитекторы ар-деко в отдаленных районах были евреями, учились в местных художественных школах и были забыты через поколение. [37] : 64–66
Общественные работы [ править ]
Темпы расходов на общественные работы увеличились после Первой мировой войны, и особенно во время Депрессии. [19] : 38 Мэр Фиорелло Х. Ла Гуардиа увидел в Депрессии возможность переделать город. [18] : 316–317 и возглавил множество проектов общественных работ. Город получил большую выгоду от программы Франклина Рузвельта « по новому курсу» Управление прогрессом работ , созданной для оказания помощи. В 1935 и 1936 годах только город получил одну седьмую всех средств WPA. [39] Деньги пошли на такие проекты, как сеть общественных бассейнов по всему городу, включая парк Кротона в Бронксе и бассейн Томпкинсвилля на Статен-Айленде, построенный с расцветом ар-деко. [40]

Влияние ар-деко повлияло на многие аспекты общественных работ Нью-Йорка в этот период; к концу 1930-х годов большинство зданий в стиле ар-деко представляли собой муниципальные проекты, а не коммерческие. [2] : 71 Здание здравоохранения на Уорт-стрит, 125 ( ок. 1932–1935 ) имеет металлическую решетку и конструкции, связанные со здоровьем, вокруг входов, спроектированные немецким мастером Оскаром Бруно Бахом , который производил металлические конструкции по индивидуальному заказу для зданий Крайслер и Эмпайр-стейт-билдинг. [41] Другие санитарные здания в стиле ар-деко включают завод по контролю за загрязнением воды на острове Толлман в Квинсе и пескоструйную камеру Манхэттена в Восточном Гарлеме . [42] [43] [44] Библиотеки в стиле ар-деко того периода включают Центральную библиотеку Бруклинской публичной библиотеки . Хотя строительство началось в 1911 году, к 1930 году оно все еще было незавершенным. В 1935 году библиотека наняла новых архитекторов, которые придерживались первоначального плана, но отказались от греко-римских элементов ради современного вида. Получившийся фасад скудно украшен, а основным украшением являются пилоны высотой 50 футов (15 м), иллюстрирующие искусство и науку с позолоченными изображениями, по бокам входных дверей, окруженных позолоченными бронзовыми рельефами фигур из американской литературы. [4] : 221–2
Арт-деко также представлен в сетях городского транспорта и общественного транспорта. На линиях метро Независимой системы метро (IND) есть станции, спроектированные с конца 1920-х годов. Сквайр Дж. Викерс , спроектировавший сотни остановок городского метро, спроектировал здания в стиле ар-деко для таких остановок, как станция 181-я улица в Вашингтон-Хайтс, станция Четвертой авеню в Парк-Слоуп , станция Йорк-стрит в Дамбо и подстанции IND, такие как это на Западной 53-й улице в Мидтауне. [4] : 117, 220 Другие крупные проекты в стиле ар-деко включали муниципальный аэропорт Нью-Йорка , от которого остался морской аэровокзал , [45] а также вентиляционные туннели и порталы туннеля Линкольна , открывшегося в 1937 году и соединяющего Нью-Джерси и Манхэттен. [46]
Первой школой в стиле ар-деко в городе была государственная школа 98 в Бронксе, одна из первых новых школ, построенных для создания отдельной программы неполной средней школы в городе. [47] К государственной школе 98 присоединилась средняя школа Жанны д'Арк в Верхнем Вест-Сайде , одно из первых зданий, спроектированных Эриком Кеббоном , руководителем школьных зданий Совета по образованию Нью-Йорка, который в конечном итоге спроектировал более 100 школ для города. Средняя школа была спроектирована скорее как небоскреб, чем традиционное школьное здание, с длинными кирпичными опорами, возвышающимися над землей, способными вместить две тысячи учеников. Вход тройной высоты украшен надписью названия школы и символами из истории Жанны д'Арк . [4] : 162–3 Другие школы включают промышленную среднюю школу Сэмюэля Гомперса в Бронксе и бывшую государственную школу № 48 в Квинсе. [48] [49]
Религиозные сооружения [ править ]

В Нью-Йорке было построено несколько религиозных зданий в стиле ар-деко; Художник Дон Влак писал, что архитекторы, возможно, чувствовали себя ограниченными более традиционными стилями, учитывая их консервативные конгрегации. [14] : 128 Церковь Небесного покоя и лютеранская церковь Св. Луки сочетают элементы ар-деко с более традиционными, неоготическими элементами. [50] в то время как Общество развития иудаизма сочетает современные элементы с традиционными еврейскими мотивами, а не с геометрическими формами, причем некоторые называют результат «современной семетикой». [4] : 149 Четвертая церковь Христа, Ученого (ныне синагога) — редкий образец христианского научного ар-деко в любой точке страны. [4] : 185 в то время как синагога Рего-Парк представляет собой поздний пример синагоги в стиле ар-деко. [51] Другие здания включают баптистскую церковь Троицы и храм Эману-Эль в Нью-Йорке , оба в Верхнем Ист-Сайде. [14] : 110, 128
и Упадок наследие
1932 года Архитектурная выставка Музея современного искусства познакомила жителей Нью-Йорка с международным стилем . [5] : 77 Если в стиле ар-деко предпочтение отдавалось орнаментам, то международный стиль предпочитал неукрашенные фасады; Блеттер охарактеризовал международный стиль как «меньше значит больше», а ар-деко как «более чем достаточно». [2] : 41–42, 71–73 Здания в международном стиле с акцентом на воздушное стекло и горизонталь. [18] : 180 теперь были современными и захватывающими, в то время как ар-деко стало считаться устаревшим и связанным с тяжелыми временами Депрессии. [4] : 7–8 Международный стиль и модернизм заменили ар-деко, поскольку оно вышло из моды во время и после Второй мировой войны; [5] : 77 [52] многие небольшие коммерческие здания были реконструированы в соответствии с новейшими вкусами. [14] : 131
Роль ар-деко как первого международного стиля и его важность были в значительной степени забыты на десятилетия. [2] : 4 Арт-деко не подвергался переоценке, официальному названию и классификации до 1960-х годов. [4] : 7–8 В 1975 году Сервин Робинсон отметил, что по стандарту прямого стилистического влияния ар-деко практически не оказал влияния на современные здания, но благодаря своему влиянию на характер самого Нью-Йорка ар-деко «помог кристаллизовать наш образ Готэма ». [2] : 4 Этот стиль вдохновил на строительство в городе в XXI веке с использованием деталей дизайна или строительных материалов в стиле деко. [53] [54]
Упадок благосостояния Нью-Йорка во второй половине 20-го века привел к повреждению и потере многих зданий в стиле ар-деко. [37] : 61 Небольшие коммерческие здания и театры часто полностью терялись, а к 1970-м годам лишь в немногих небоскребах в стиле деко сохранились нетронутые вестибюли. [14] : 2 Хораса Гинсберна Апартаменты «Нунан Плаза» в Большом вестибюле пострадали от жестокого вандализма: мансардные окна вырвали из рам и продали на металлолом . В конце концов он был восстановлен в 1980-х годах благодаря усилиям сына Гинзберна и нового владельца. [4] : 203 [55] Желательность предметов в стиле ар-деко привела к тому, что здания лишились украшений и перепродавались по частям. [19] : 9
Движение за сохранение современного исторического наследия в Нью-Йорке было вызвано потерей старого Пенсильванского вокзала в 1960-х годах, что привело к расширению полномочий Комиссии по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка для защиты исторических зданий. [56] Дон Влак считал тот факт, что к 1974 году не было никаких зданий в стиле ар-деко, являющихся достопримечательностями, примером сохраняющегося предубеждения против этого стиля. [14] : 2 Одними из первых охраняемых зданий в стиле ар-деко были Крайслер-билдинг и Чанин-билдинг в 1978 году. Некоторые владельцы зданий боролись против некоторых или всех требований; General Electric успешно боролась за присвоение внутреннего знака здания RCA Victory Building. [57] и интерьеры Radio City Music Hall стали достопримечательностями только после спорной битвы с владельцами Music Hall, которые хотели его снести. Комиссия по достопримечательностям получила более 100 000 подписей, призывающих к присвоению статуса достопримечательности. [58] [59]
Некоторые здания в стиле ар-деко были снесены до того, как они получили право на защиту. Например, Дональд Трамп снес 12-этажное здание Bonwit Teller на Пятой авеню и 57-й улице в 1980 году; рельефы из известняка, которые Трамп обещал Метрополитен-музею, вместо этого были забиты молотком и разрушены. [60] Другие потери в стиле ар-деко, такие как здание Нового рынка в морском порту на Саут-Стрит , были окружены историческими районами, но были недостаточно старыми, чтобы их изначально можно было включить, и позже им было отказано в статусе достопримечательности. [61] Чтобы избежать статуса достопримечательности, землевладельцы иногда спешат снести здание или портить фасад. [62] Учитывая, что интерьеры и экстерьеры зданий обозначаются отдельно, даже в зданиях, являющихся достопримечательностями, могут потеряться свои уникальные черты декора, например, в здании McGraw-Hill Building , уникальное обтекаемое лобби из металла и эмали, которое было разрушено во время реконструкции 2021 года. [63]
Такие группы, как Общество ар-деко Нью-Йорка (ADSNY), проводят беседы и экскурсии об архитектуре города. [64] а также выступает за сохранение остатков городского декора. [65] Ветеран Комиссии по достопримечательностям Нью-Йорка Энтони Робинс писал, что спустя десятилетия после взлета и падения ар-деко этот стиль «выживает и процветает» в Нью-Йорке. Некогда смелые здания стали историческими достопримечательностями города. [4] : 8 и новые строительные проекты черпают влияние этого стиля. [66]
Знаменитые здания [ править ]
Ниже приведен неполный список городских достопримечательностей зданий в стиле ар-деко в Нью-Йорке. Предметы, помеченные кинжалом (†), также (или альтернативно) внесены в Национальный реестр исторических мест , предметы, помеченные двойным кинжалом (‡), имеют отмеченные интерьеры, а предметы, отмеченные знаком раздела (§), являются национальными историческими достопримечательностями .
район | Адрес | Имя | Построенный | Ориентировочная дата | Ссылка | Идентификатор реестра |
---|---|---|---|---|---|---|
Бронкс | 1005 Джером Авеню | Апартаменты Парк Плаза † | 1929–1931 | 1981 | [67] : 329 | Нью-Йоркский колледж # 1077 |
Бронкс | 1619 Бостон Роуд | Неполная средняя школа Германа Риддера | 1929–1931 | 1990 | [67] : 326–327 | Нью-Йоркский колледж № 1628 |
Бронкс | 105–149 Западная 168-я улица | Нунан Плаза Апартаменты | 1931 | 2010 | [68] | Нью-Йоркский колледж # 2400 |
Бронкс | Южный бульвар, 455 | Промышленная средняя школа Сэмюэля Гомперса | 1931–1932 | 2023 | [48] | Нью-Йоркский колледж № 2666 |
Бронкс | Западная 205-я улица | Конкорс двор корп. † | 1933 | 2006 (НРХП) | [69] | НРХП № 06000013 |
Бронкс | 1700 Фултон Авеню | Игровой центр Кротона † | 1934–1936 | 2007 | [67] : 327 | Нью-Йоркский колледж № 2232 |
Бруклин | Гранд Армейская площадь | Центральная библиотека (Бруклинская публичная библиотека) † | 1911–1940 | 1997 | [67] : 258 | Нью-Йоркский колледж # 1963 |
Бруклин | 47–61 Гринпойнт-авеню | Фабрика карандашей Эберхарда Фабера | 1923–1924 | 2007 | [67] : 217–218 | NYCL № 2264 (Исторический район) |
Бруклин | 450 Фултон-стрит | Универмаг AI Namm & Son | 1924–25; 1928–29 | 2005 | [67] : 239 | Нью-Йоркский колледж № 2170 |
Бруклин | 97–105 Уиллоуби-стрит | Бывшая штаб-квартира Нью-Йоркской телефонной компании | 1929–1930 | 2004 | [67] : 238 | Нью-Йоркский колледж # 2144 |
Бруклин | 185 Монтегю-стрит | Здание Национальной компании по гарантированию прав собственности | 1929–1930 | 2017 | [70] | Нью-Йоркский колледж № 2587 |
Бруклин | 580 и 582–584 Миртл-авеню | Офисное здание MH Renken Dairy Company и здание машинного отделения | 1932 | 2015 | [71] | Нью-Йоркский колледж № 2519 |
Бруклин | 2307 Беверли Роуд | Универмаг Sears Roebuck & Company | 1932–1940 | 2012 | [32] | Нью-Йоркский колледж # 2469 |
Бруклин | 4200 Пятая авеню | Игровой центр Сансет Парк ‡ | 1936 | 2007 | [67] : 252 | NYCL № 2242 (снаружи), NYCL № 2243 (интерьер) |
Манхэттен | 140 Вест-стрит | Здание Нью-Йоркской телефонной компании † ‡ | 1923–1927 | 1991 (Нью-Йорк) 2009 (НРХП) | [72] [11] | НРХП #09000257 , NYCL № 1745 (снаружи), Нью-Йорк № 1746 (интерьер) |
Манхэттен | 420 Лексингтон Авеню | Здание Грейбар | 1925–1927 | 2016 | [73] | Нью-Йоркский колледж # 2554 |
Манхэттен | 551 Пятая авеню | Фред Ф. Френч Билдинг † ‡ | 1926–1927 | 1986 (Нью-Йорк) 2004 (НРХП) | [67] : 105 | НРХП #03001514 , NYCL № 1415 (снаружи), NYCL № 1416 (снаружи) |
Манхэттен | 2 Парк Авеню | 2 Парк Авеню | 1926–1928 | 2006 | [67] : 84 | Нью-Йоркский колледж # 2186 |
Манхэттен | 122 Восточная 42-я улица | Здание Чанин † | 1927–1929 | 1978 | [67] : 107–109 | Нью-Йоркский колледж № 993 |
Манхэттен | 593-599 Мэдисон-авеню | Фуллер Билдинг ‡ | 1928–1929 | 1986 (Нью-Йорк) | [74] | NYCL № 1460 (снаружи) Нью-Йорк № 1461 (интерьер) |
Манхэттен | 310-312 Риверсайд Драйв | Главное здание † | 1928–1929 | 1989 (Нью-Йорк) 2016 (НРХП) | [67] | NRHP № 16000036 , Нью-Йорк № 1661 |
Манхэттен | 511 Лексингтон Авеню | Отель Лексингтон | 1928–1929 | 2016 | [75] | Нью-Йоркский колледж № 2559 |
Манхэттен | 405 Лексингтон Авеню | Крайслер Билдинг § | 1928–1930 | 1978 | [67] : 109 [76] | Нью-Йоркский колледж № 992 |
Манхэттен | 120–130 Западная 14-я улица | Национальный и территориальный штаб Армии Спасения | 1929 | 2017 | [77] | Нью-Йоркский колледж № 2565 |
Манхэттен | 20 Вест-стрит | Спортивный клуб Даунтаун | 1929–1930 | 1999 | [67] : 10 | Нью-Йоркский колледж № 2075 |
Манхэттен | 350 Пятая авеню | Эмпайр-стейт-билдинг § | 1929–1931 | 1981 (Нью-Йорк) 1986 (НХЛ) | [67] : 81 [76] | Нью-Йоркский колледж # 2000 |
Манхэттен | 570 Лексингтон Авеню | Здание Дженерал Электрик † | 1929–1931 | 1985 (Нью-Йорк) 2004 (НРХП) | [67] : 119 | НРХП #03001515 , Нью-Йоркский колледж № 1412 |
Манхэттен | 300 Центральный парк Вест | Эльдорадо Апартаменты | 1929–1931 | 1985 | [78] | Нью-Йоркский колледж № 1521 |
Манхэттен | 301 Парк Авеню | Уолдорф Астория Нью-Йорк ‡ | 1929–1931 | 1993 / ‡2017 | [67] : 118–119 | NYCL № 1812 (снаружи), NYCL № 2591 (интерьер) |
Манхэттен | 32 6-я авеню | Здание длинных линий | 1911–1932 | 1990 | [67] : 118–119 | NYCL № 1747 (снаружи), Нью-Йорк № 1748 (интерьер) |
Манхэттен | 630 Девятая авеню | Здание киноцентра † ‡ | 1928–1929 | 1982 (Нью-Йорк) 1984 (НРХП) | [79] | Нью-Йоркский колледж # 1220 |
Манхэттен | 60 Хадсон-стрит | Здание Вестерн Юнион | 1928–1930 | 1990 | [67] : 118–119 | NYCL № 1749 (снаружи), Нью-Йорк № 1750 (интерьер) |
Манхэттен | 220 Восточная 42-я улица | Здание ежедневных новостей | 1928–1930 | 1981 (Нью-Йорк) | [80] | Нью-Йоркский колледж # 1049 |
Манхэттен | 33-43 Западная 61-я улица | Кент Автоматический гараж | 1929–1930 | 1983 (Нью-Йорк) | [81] | Нью-Йоркский колледж № 1239 |
Манхэттен | 1 Уолл-стрит | Здание компании Irving Trust † | 1929–1931 | 2001 | [67] : 11–12 | Нью-Йоркский колледж № 2029 |
Манхэттен | 500–506 Пятая авеню | 500 Пятая авеню | 1929–1931 | 2010 | [82] | Нью-Йоркский колледж # 2427 |
Манхэттен | 228 Восточный Бродвей | Белостокерский центр и дом престарелых | 1929–1931 | 2013 | [83] | Нью-Йоркский колледж № 2529 |
Манхэттен | 2701–2714 Бродвей | Horn & Hardart Здание кафетерия Automat | 1930 | 2006 | [67] : 151 | Нью-Йоркский колледж # 2192 |
Манхэттен | 330 Западная 42-я улица | Здание МакГроу-Хилл § | 1930–1931 | 1979 (Нью-Йорк) 1989 (НХЛ) | [67] : 88–89 | Нью-Йоркский колледж # 1050 |
Манхэттен | 115 Центральный парк Вест | Величественный | 1930–1931 | 1988 | [84] | Нью-Йоркский колледж № 1518 |
Манхэттен | 1619 Бродвей | Брилл Билдинг | 1930–1931 | 2010 | [85] | Нью-Йоркский колледж № 2387 |
Манхэттен | 86 Тринити Плейс | Нью-Йоркская биржа § | 1930–1931 | 1978 (НХЛ) 2012 (Нью-Йорк) | [86] [76] | Нью-Йоркский колледж № 2515 |
Манхэттен | 608 Пятая авеню | Здание Гоэле (Швейцарского центра) ‡ | 1930–1932 | 1992 | [67] : 111 | NYCL № 1810 (снаружи), Нью-Йорк № 1811 (интерьер) |
Манхэттен | 70 Пайн Стрит | Здание городской службы ‡ | 1930–1932 | 2011 | [87] | Нью-Йоркский колледж № 2411 |
Манхэттен | 25 Центральный парк Вест | Век | 1931 | 1985 | [88] | Нью-Йоркский колледж № 1517 |
Манхэттен | 22 East 40th Street (273–277 Мэдисон-авеню) | Мэдисон Авеню, 275 Здание | 1931 | 2009 | [3] | Нью-Йоркский колледж № 2286 |
Манхэттен | 1260 6-я авеню | Радио Сити Мюзик Холл ‡ | 1932 | 1978 | [67] : 114 | Нью-Йоркский колледж № 995 |
Манхэттен | Между 5-й и 6-й авеню, между 48-й и 51-й улицами. | Рокфеллер-центр § | 1932–1933 (здание RCA/GE) | 1985 (Нью-Йорк) 1987 (НХЛ) | [67] : 111–114 [76] | Нью-Йоркский колледж № 1446 |
Манхэттен | 2624–2626 Бродвей | Театр Мидтаун | 1932–1933 | 1989 | [67] : 150 | Нью-Йоркский колледж № 1710 |
Манхэттен | 2366 Пятая авеню | Оружейная палата 369-го полка † | 1933 | 1985 (Нью-Йорк) 1993 (НРХП) | [67] : 207 | NRHP № 93001537 , Нью-Йорк № 1390 |
Квинс | 90-04 161-я улица | Здание компании по праву собственности и гарантиям в Саффолке (бывшее) | 1929 | 2001 | [67] : 314 | Нью-Йоркский колледж # 2088 |
Квинс | 162-24 Ямайка Авеню | Бывшее здание магазина J. Kurtz & Sons | 1931 | 1981 | [89] | Нью-Йоркский колледж № 1132 |
Квинс | 90-33 160-я улица | Казина † | 1933 | 1990 (НРХП) 1996 (Нью-Йорк) | [67] : 312–314 | НРХП № 89002259 , Нью-Йоркский колледж № 1940 |
Квинс | 24-02 К 24–36 19-я улица | Астория Парк Бассейн и игровой центр | 1936 | 2006 | [67] : 293 | Нью-Йоркский колледж № 2196 |
Квинс | 155-02 108-я авеню | Государственная школа 48 (ныне P75Q, Школа Роберта Э. Пири) | 1936 | 2020 | [49] | Нью-Йоркский колледж # 2646 |
Квинс | 146-21 Ямайка Авеню | Ямайский сберегательный банк (бульвар Сатфин) | 1938–1939 | 2010 | [90] | Нью-Йоркский колледж # 2393 |
Квинс | 107-55 Бульвар Куинс | Риджвудский сберегательный банк (Форест-Хиллз) | 1939 | 2000 | [67] : 314 | Нью-Йорк № 2066 |
Квинс | Аэропорт Ла Гуардиа (Терминал А) | Морской аэровокзал ‡ | 1939–40 | 1980 | [67] : 296 | Нью-Йоркский колледж # 1110 |
Статен-Айленд | бульвар Победы, 6 | Центр отдыха Lyons Pool ‡ | 1934–1936 | 2008 | [91] | Нью-Йоркский колледж # 2234 |
Статен-Айленд | 168 Нью Таун Лейн | Театр Лейн (интерьер) ‡ | 1937–1938 | 1988 | [67] : 382 | Нью-Йоркский колледж № 1696 |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Беренхольц, Ричард; Кэрол Уиллис (2005). Нью-Йорк Деко . Приветственные книги. ISBN 978-1-59962-078-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Робинсон, Сервин ; Блеттер, Розмари Хагг (1975). Стиль небоскреба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-502112-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Куршан, Вирджиния (20 сентября 2011 г.). «Мэдисон Белмонт Билдинг» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 23 декабря 2016 г. Проверено 31 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В Робинс, Энтони (2017). Нью-Йоркский арт-деко: Путеводитель по архитектуре эпохи джаза Готэма . Эксельсиор Издания. ISBN 978-1-4384-6396-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Цветы, Бенджамин (2011). Небоскреб: политика и сила строительства Нью-Йорка в двадцатом веке . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0260-1 .
- ^ Данлэп, Дэвид (25 июля 2016 г.). «Зонирование появилось 100 лет назад. Оно навсегда изменило Нью-Йорк» . Нью-Йорк Таймс . п. А21. Архивировано из оригинала 11 июля 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Долкарт, Эндрю. «Рождение небоскреба: Введение» . Архитектура и развитие Нью-Йорка . Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 5 января 2019 года . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ Шоу, Лео (3 октября 2017 г.). «Как конкурс Tribune Tower в Чикаго навсегда изменил архитектуру» . АрчДэйли . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ Грей, Кристофер (20 февраля 1994 г.). «Уличные пейзажи / Американское здание радиатора; предшественник ар-деко 1924 года» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Лопате, Филипп (21 апреля 1991 г.). «Вид на архитектуру; Человек за горами в стиле деко на Манхэттене» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 10 марта 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брейсет, Элизабет (30 апреля 2009 г.). Отчет об исторических сооружениях: Здание Барклай-Визи (PDF) (Отчет). Национальный реестр исторических мест , Служба национальных парков . Архивировано (PDF) из оригинала 27 июня 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Месслер, Норберт (1986). Небоскреб в стиле ар-деко в Нью-Йорке . П. Ланг. ISBN 9783820475623 .
- ^ Кэпитман, Барбара (1994). Новое открытие ар-деко США . Книги студии Викинг. ISBN 978-0-525-93442-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Влак, Дон (1974). Архитектура ар-деко в Нью-Йорке: 1920–1940 . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-438850-4 .
- ^ Маколей-Льюис, Элизабет (2021). Античность в Готэме: древняя архитектура Нью-Йорка . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-9384-1 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Барр, Джейсон М. (2016). Строительство горизонта: рождение и рост небоскребов Манхэттена . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-934437-6 .
- ^ Грей, Кристофер (8 февраля 2014 г.). «Фирма, занимающаяся белыми туфлями, расстегивает» . Нью-Йорк Таймс . п. РЭ8. Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уорд, Дэвид; Зунц, Оливер (1992). Пейзаж современности: очерки Нью-Йорка, 1900–1940 гг . Фонд Рассела Сейджа. ISBN 0-87154-900-Х .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бриз, Карла (2003). Американский арт-деко: архитектура и регионализм . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-01970-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грей, Кристофер (8 марта 1998 г.). «Streetscapes/70 Pine Street; башня в стиле ар-деко с двухэтажными лифтами» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Нэш, Эрик (1999). Небоскребы Манхэттена . Принстонская архитектурная пресса. ISBN 978-1-56898-181-9 .
- ^ Грей, Кристофер (28 января 2010 г.). «Два участника великой гонки небоскребов» . Нью-Йорк Таймс . п. РЕ5. Архивировано из оригинала 19 июля 2019 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ «Небоскреб Смит имеет новый дизайн» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 8 января 1930 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2023 года . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ Грей, Кристофер (26 сентября 2010 г.). «Не просто окунь для Кинг-Конга» . Нью-Йорк Таймс . п. РЕ9. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ «Башня Эмпайр-Стейт, самая высокая в мире, открыта Гувером» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 2 мая 1931 года . Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ Грей, Кристофер (4 октября 2012 г.). «Архитектурное ревю» . Нью-Йорк Таймс . п. РЕ6. Архивировано из оригинала 18 июля 2019 года . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Ноулз, Эрик (2014). "Архитектура". Арт Деко . Публикации Шира. ISBN 978-0-7478-1328-6 .
...Новый стиль оказался особенно популярным среди структур, представляющих современную эпоху, - особенно отелей, кинотеатров, автозаправочных станций, аэропортов, [...] редакций газет и электростанций.
- ^ Грей, Кристофер (23 апреля 2009 г.). «Здания-призраки 1929 года» . Нью-Йорк Таймс . п. РЕ9. Архивировано из оригинала 22 июля 2019 года . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ Грей, Кристофер (29 августа 2004 г.). «Уличные пейзажи / Манхэттен; из глубины депрессии, три угла малоэтажной застройки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Долкарт, Эндрю. «Жить вместе: современные жилые дома» . Архитектура и развитие Нью-Йорка . Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Пеннойер, Питер (2014). Преобразованный Нью-Йорк: архитектура Cross & Cross . Моначелли Пресс. ISBN 978-1-58093-380-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Постал, Мэтью (15 мая 2012 г.). «Универмаг Sears Roebuck & Company» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) оригинала 19 сентября 2021 г. Проверено 2 августа 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кампанелла, Томас Дж (2019). Бруклин: город прошлого и будущего . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16538-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Долкарт, Эндрю. «Жить вместе: Многоквартирные дома» . Архитектура и развитие Нью-Йорка . Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Инглиш, Джонатан (16 апреля 2018 г.). «Почему в Нью-Йорке перестали строить метро» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 30 июня 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Леман, Арнольд (1971). «Небоскребы Нью-Йорка: современный джазовый неоамериканский боутилитарный стиль». Бюллетень Метрополитен-музея . 29 (8): 363–370. дои : 10.2307/3258517 . JSTOR 3258517 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Розенблюм, Констанция (2011). Бульвар мечты: пьянящие времена, разбитое сердце и надежда на Большом вестибюле . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-4384-6396-4 .
- ^ Хёлтцель, Сьюзен. «Гораций Гинзберн» . Галерея искусств Леман-колледжа . Леман Колледж . Архивировано из оригинала 15 ноября 2022 года . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Голуэй, Терри (15 апреля 2009 г.). «Проекты WPA оставили свой след в регионе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Парк Кротона: Бассейн Кротона» . Департамент парков и отдыха города Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ «Дом здоровья» . Правительство Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 29 июля 2019 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ «Контроль загрязнения воды TI2/T13 на острове Таллман» (PDF) . Правительство Нью-Йорка . 24 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2018 г. . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Диамонштайн-Шпильфогель, Барбарали (2011). Достопримечательности Нью-Йорка (5-е изд.). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 639. ИСБН 978-1-4384-3769-9 .
- ^ Килганнон, Кори (23 июня 2006 г.). «То, что уходит в канализацию, в конечном итоге поднимается сюда» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 января 2023 года . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Морской аэровокзал (Служба национальных парков США)» . Служба национальных парков . 20 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Проект реконструкции шоссе 9А от Бэттери-Плейс до 59-й улицы, округ Нью-Йорк: Заявление о воздействии на окружающую среду . 1994. с. 59. Архивировано из оригинала 3 мая 2023 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Брэдли, Бетси (11 декабря 1990 г.). «Неполная средняя школа Германа Риддера (Государственная школа 98)» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Постал, Мэтт (6 декабря 2022 г.). «Средняя индустриальная школа Сэмюэля Гомперса» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 11 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Персиваль, Марианна (22 сентября 2020 г.). «Государственная школа 48» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Грей, Кристофер (4 января 2013 г.). «Все еще останавливаю меня на пути» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года.
- ^ "О нас" . Еврейский центр Рего Парк . Архивировано из оригинала 22 августа 2021 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Росалес, Мигель (9 ноября 2020 г.). «Ар-деко: стиль вне времени» . Нью-Йоркская публичная библиотека. Архивировано из оригинала 25 февраля 2023 года . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Уолтон, Крис (22 сентября 2023 г.). «CetraRuddy обновляет фасад в стиле ар-деко небоскреба NoMad» . Газета Архитектора . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Тейлор, Шри (18 марта 2023 г.). «В квартире на Манхэттене терракота знаменует собой возрождение ар-деко» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Бёрд, Дэвид (7 февраля 1982 г.). «Лебеди ушли, но Грейс в стиле ар-деко возвращается в жилой дом в Бронксе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 августа 2019 года . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Гольдбергер, Пол (15 апреля 1990 г.). «Взгляд на архитектуру: комиссия, которая сама стала достопримечательностью» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 17 марта 2008 г.
- ^ Грей, Кристофер (15 января 1995 г.). «Уличные пейзажи / Лексингтон-авеню, 570; Колумбия восстанавливает шедевр ар-деко» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 13 октября 2020 года . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Микели, Робин (25 мая 1978 г.). «Radio City Music Hall может не умереть» . Колумбийский ежедневный зритель . Том. ЦИИ, нет. 111. Колумбийский университет . Архивировано из оригинала 3 мая 2023 года . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Макдауэлл, Эдвин (29 марта 1978 г.). «Интерьер мюзик-холла признан достопримечательностью, несмотря на возражения» . Нью-Йорк Таймс . п. Б3. Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Грей, Кристофер (3 октября 2014 г.). «Магазин, который ускользнул из трещины» . Нью-Йорк Таймс . п. РЕ11. Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ Персонал (12 сентября 2013 г.). «Городские власти говорят «нет» памятнику морскому порту, оставляя возможность сноса» . AM Нью-Йоркского метро . Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Грей, Кристофер (18 июля 2013 г.). «Архитектура: упреждающие меры, предварительный снос» . Нью-Йорк Таймс . п. РЭ8. Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ Гунц, Эдвард (14 сентября 2021 г.). «Верховный суд штата Нью-Йорк отклоняет ходатайство о восстановлении лобби McGraw-Hill» . Газета Архитектора . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Пайбара, Ази (7 июня 2019 г.). «Это последние выходные для посещения МоМА, прежде чем он закроется на ремонт» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Бонанос, Кристофер (12 февраля 2021 г.). «В вестибюле в стиле ар-деко здания Макгроу-Хилл грядут перемены. Или так?» . Обузданный . Вокс Медиа. Архивировано из оригинала 12 февраля 2021 года . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Тейлор, Шри (18 марта 2023 г.). «В квартире на Манхэттене терракота знаменует собой возрождение ар-деко» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка ; Долкарт, Эндрю С .; Постал, Мэтью А. (2009). Постал, Мэтью А. (ред.). Путеводитель по достопримечательностям Нью-Йорка (4-е изд.). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-28963-1 .
- ^ Шокли, Джей (22 июня 2010 г.). «Апартаменты Нунан Плаза» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2019 г. Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ «Цифровые активы Nation Register: подстанция в вестибюле» . Служба национальных парков . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Персиваль, Марианна (24 января 2017 г.). «Здание Национальной компании по гарантированию прав собственности» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Карацас, Майкл (16 июня 2015 г.). «Офисы и машинное отделение молочной компании MH Renken» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Пиккарт, Маргарет (1 октября 1991 г.). «Здание Барклай-Визи» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 19 января 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Постал, Мэтью (22 ноября 2016 г.). «Здание Грейбар, Лексингтон-авеню, 420» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 6 февраля 2021 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Форстер, Карл; Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка (NYCLPC) (18 марта 1986 г.). «Фуллер-билдинг, Мэдисон-авеню, 593–599» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка. Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2021 г. Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Персиваль, Марианна; Мэтью Постал (22 ноября 2016 г.). «Отель Лексингтон, Лексингтон-авеню, 511» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2022 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Список НХЛС по штатам — национальные исторические достопримечательности» . Служба национальных парков . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Куршан, Вирджиния; Гейл Харрис; Мэри Бет Беттс (17 октября 2017 г.). «Национальный и территориальный штаб Армии Спасения, 120–130 Западная 14-я улица» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 6 декабря 2022 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Долкарт, Эндрю (9 июля 1985 г.). «Апартаменты Эльдорадо, 300 Central Park Wes» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 12 января 2023 г. Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Старгард, Уильям Б. (9 ноября 1982 г.). «Здание киноцентра, Девятая авеню, 630» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 24 января 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Робинс, Энтони (28 июля 1981 г.). «Здание Daily News, 220 East 42nd Street» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 27 декабря 2016 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Сантуччи, Джина (12 апреля 1983 г.). «Склад братьев София (первоначально автоматический гараж в Кенте), 33–43 West 61st Street» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2022 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Клозе, Оливия (14 декабря 2010 г.). «Здание на Пятой авеню, 500, 5-я авеню, 500» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2012 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Брази, Кристофер (21 мая 2013 г.). «Центр и дом для престарелых Белостокера, 228 East Broadway» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) оригинала 1 января 2022 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Долкарт, Эндрю (8 марта 1988 г.). «Апартаменты Majestic, 115 Central Park West» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2022 г. Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Постал, Мэтью (23 марта 2010 г.). «Здание Брилл, Бродвей, 1619» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) оригинала 1 декабря 2022 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Постал, Мэтью (26 июня 2012 г.). «Нью-Йоркская биржа, Тринити-плейс, 86» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 21 сентября 2020 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Постал, Мэтью (21 июня 2011 г.). «Здание городских служб, Пайн-стрит, 70» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2021 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Долкарт, Эндрю (9 июля 1985 г.). «Апартаменты Century, 25 Central Park West» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) оригинала 8 марта 2022 г. Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Куршан, Вирджиния (24 ноября 1981 г.). «Бывшее здание магазина J. Kurtz & Sons, Ямайка-авеню, 162-24» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Нунан, Тереза (26 октября 2010 г.). «Ямайский сберегательный банк, Ямайка-авеню, 146-21» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 14 августа 2019 г. Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Харрисон, Тара (16 сентября 2008 г.). «Пул Томпкинсвилля (Джозеф Х. Лайонс)» (PDF) . Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка . Архивировано (PDF) из оригинала 11 марта 2010 г. Проверено 6 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Леонард, РЛ; Калифорния Глассголд, ред. (2013). Американский ар-деко: иллюстрированный обзор . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-15793-1 . OCLC 53846788 .
- Стринер, Ричард; Мелисса Блэр (2014). Вашингтон и Балтимор в стиле ар-деко: история дизайна соседних городов . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-1-4214-1162-0 . OCLC 844373062 .
Внешние ссылки [ править ]
- Реестр Общества ар-деко Нью-Йорка в стиле ар-деко - частичный список сохранившихся структур ар-деко.