Jump to content

саксы

(Перенаправлено с саксонцев )

саксы
саксонский
Стволовое герцогство Саксония
Регионы со значительной численностью населения
Старая Саксония , Фризия , Англия , Нормандия
Языки
Старосаксонский , Древнеанглийский
Религия
Первоначально германское и англосаксонское язычество , позднее христианство.
Родственные этнические группы
Англосаксы , англы , фризии , юты , франки

Саксы . , иногда называемые Старыми Саксами , были германским народом «Старой» Саксонии ( лат ) Antiqua Saxonia , которая в 804 году стала Каролингским « основным герцогством » на территории современной северной Германии. [1] Политическая история внутренних саксов, бывших соседями франков , неясна до VIII века и конфликта между их полулегендарным героем Видукиндом и франкским императором Карлом Великим . Похоже, что примерно до этого времени они не были политически едины. Предыдущие франкские правители Австразии , как Меровинги , так и Каролинги , вели многочисленные кампании против саксов, как на западе возле Липпе, Эмса и Везера, так и дальше на востоке, соседствуя с Тюрингией и Богемией . Более поздние средневековые источники называли эту восточную территорию «Северной Швабией». Карл Великий завоевал всех саксов после победы в длительных саксонских войнах (772–804 гг.) и заставил их обратиться в христианство , присоединив Саксонию к владениям Каролингов. При франках Каролингов Саксония стала единым герцогством, вписавшись в основную политическую структуру более поздней Священной Римской империи . Ранние правители этого раннего герцогства Саксонии расширили свои территории, а, следовательно, и территории Священной Римской империи, на восток за счет славяноязычных народов. Венды .

Задолго до какого-либо четкого исторического упоминания о Саксонии как стране, родственная, но, возможно, отдельная группа «саксов» стала важной во времена поздней Римской империи , когда это название использовалось для обозначения прибрежных набегов, нападавших с севера, в аналогичном смысле. до гораздо более позднего термина «Викинг» . [2] Современники считали, что эти первые налетчики и поселенцы прибыли из прибрежных районов к северу от Рейна и родины франков , включая фризов , англов и ютов , и, возможно, из частей территории, которая стала называться Саксонией. Было предложено рассматривать этих прибрежных саксов как отдельный, но родственный народ с этимологически эквивалентным названием, например, сегодняшние голландцы и немцы ( немцы ). [3] Значительное количество этих ранних саксов поселилось на территории, которая позже стала северной Францией и Англией, и Англия иногда считалась их родиной. Чтобы избежать путаницы, уже в 8-м веке такие авторы, как Беда, иногда называли саксонцев Саксонии в Германии старыми саксами, а их страну - старой Саксонией, и это различие до сих пор часто используется историками при обсуждении этого периода. Напротив, поселенцы, когда-то называемые саксами в Англии, стали частью новой староанглийской нации, которую теперь обычно называют англосаксами или просто «англичанами». Это объединило местное романо-британское население, саксов и других мигрантов из одного и того же региона Северного моря, включая фризов , ютов и англов . Углы являются источником термина английский , который стал более часто используемым собирательным термином. Термин «англосаксы» , объединивший названия англов и саксов, вошел в обиход к восьмому веку, первоначально в творчестве Павла Диакона , чтобы отличить германоязычных жителей Британии от континентальных саксов, но оба сакса Британии и жителей Старой Саксонии на севере Германии долгое время продолжали без разбора называться «саксами».

Возможно, существует единственное классическое упоминание о меньшем по размеру и гораздо более раннем саксонском племени, но интерпретация этого текста («аксоны» в большинстве сохранившихся рукописей) оспаривается. Согласно этому предположению, первоначальное саксонское племя жило к северу от устья Эльбы , недалеко от вероятной родины англов . [4]

Сегодня саксы Германии больше не образуют самостоятельную этническую группу или страну, но их имя живет в названиях нескольких регионов и земель Германии , включая Нижнюю Саксонию ( нем . Niedersachsen ), которая включает в себя большую часть первоначального герцогства. Их язык превратился в нижненемецкий язык , который был лингва-франка Ганзейского союза , но со времен позднего средневековья столкнулся с длительным и постепенным упадком как литературный, административный и, в значительной степени, культурный язык в пользу голландского и немецкого языков .

Этимология

[ редактировать ]
Остатки сакса вместе с реконструированной копией.

Традиционно считается, что название саксов происходит от своеобразного ножа, использовавшегося в этот период и называемого « sax» на древнеанглийском языке и «sachs» на древневерхненемецком языке . [5] [6]

В первые века своего использования термин «саксонец» ассоциировался с налетчиками и не ассоциировался с какой-либо четко определенной родиной, за исключением поселений саксов на территории нынешней Англии и Нормандии. Лишь намного позже в средневековых записях Франкской империи стали упоминаться преимущественно внутренняя нация саксов на территории нынешней северной Германии. Хотя после этого момента стало удобно называть английских саксов либо англичанами, либо англосаксами, термин «саксы» все еще использовался для обозначения их в течение некоторого времени и может быть источником потенциальной путаницы при интерпретации современных записей.

Возможное упоминание у Птолемея (2 век нашей эры).

[ редактировать ]
Карта Римской империи и современной коренной Европы 125   года нашей эры, показывающая расположение саксов в Северной Германии, согласно некоторым копиям работы Птолемея.

, Птолемея Иногда считается, что в «Географии» написанной во втором веке, содержится первое упоминание о саксах. В некоторых копиях этого текста упоминается племя под названием саксонцы, жившее в районе к северу от нижней Эльбы . [7] Однако другие версии относятся к тому же племени, что и аксоны . Возможно, это неправильное написание племени, которое Тацит в своей «Германии» назвал авионами . Согласно этой теории, саксонцы возникли в результате попыток более поздних писцов исправить имя, которое для них ничего не значило. [8] С другой стороны, Шютте в своем анализе подобных проблем в «Картах Северной Европы » Птолемея полагал, что саксонцы правы. Он отмечает, что потеря первых букв происходит во многих местах в различных копиях произведений Птолемея, а также что рукописи без саксонцев в целом уступают. [9]

Позднеримский период (3-6 века нашей эры)

[ редактировать ]

Первые бесспорные упоминания саксонского имени относятся к концу IV века, примерно во времена императора Юлиана . Примерно к 400 году Notitia Dignitatum показывает, что римляне создали несколько военных командований специально для защиты от саксонских набегов. Litus Saxonicum Саксонский берег ») состоял из девяти фортов, простиравшихся вокруг юго-восточного угла Англии. По другую сторону Ла-Манша были созданы два прибрежных военных командования: над Армориканским Трактусом на территории нынешней Бретани и Нормандии и на побережье Бельгики-Секунда на территории, которая позже стала Фландрией и Пикардией. В Notitia Dignitatum также упоминается существование саксонского военного подразделения ( Ала ) в римской армии, которое дислоцировалось на территории нынешнего Ливана и северного Израиля. Эти Ala primum Saxonum уже существовали к 363 году, когда Юлиан использовал их в Аравии против Персидской империи . Римские военные аксессуары найдены в северной Германии в IV и V веках, что, очевидно, указывает на возвращение солдат, служивших империи. [10] Можно датировать несколько записей, в которых упоминаются ранние саксы:

  • Историк Евтропий , современник и соратник Юлиана, утверждал, что саксонские и франкские налетчики уже атаковали побережье Северного моря возле Булони-сюр-Мер почти веком ранее, примерно в 285 году, когда Караузий был размещен там для защиты от них. Поскольку термины саксонцы и франки были хорошо известны как налетчики его времени, неясно, назывались ли налетчики III века также таким образом. [11] Современные записи упоминают только франков в этот период.
  • Сам Юлиан упомянул саксов в речи как близких союзников Магненция в 350 году, когда тот объявил себя императором в Галлии . Юлиан описал саксов и франков как родственников самого Магненция, живущих «за Рейном и на берегах западного моря». [12]
  • В 357/8 г. Юлиан явно сам имел контакт с саксами, когда вел кампанию в районе Рейна против алеманнов , франков и саксов. Франки и саксы вошли в район реки Маас на территории нынешних Нидерландов и вытеснили недавно поселившихся салианских франков из Батавии , после чего некоторые салианцы начали двигаться на юг, в регион Тександрии . Это франкское поселение внутри империи в конечном итоге получило признание Юлиана, но, по словам почти современника Аммиана Марцеллина, чамави , также вошедшие в этот район, были изгнаны. [13] Написав об этом периоде более века спустя, именно Зосим упомянул об участии саксов и даже упомянул конкретное племя, называемое куадои , что было истолковано как недоразумение в отношении чауков , живших в этом регионе несколько столетий назад. или чамави , упомянутые Амминаном, которых, однако, иногда считали франками. Это означает, что термин «саксонец», вероятно, в то время не был четким этническим различием, а скорее обозначал тип поведения. [14]
  • В 368 году, во время правления Валентиниана I , Аммиан (книги 26 и 27) сообщил, что Британию беспокоили скотты , два племени пиктов ( дикалидоны и вертурионы ), аттакотты и саксы. Граф Феодосий , отец будущего императора Феодосия I, возглавил успешную кампанию по восстановлению контроля над Британией. В надписи, сохранившейся в Стоби в Северной Македонии, Феодосий описан как ужас Саксонии, что, возможно, является самым ранним упоминанием страны саксов. [15]
  • В Галлии в 370 г. (Аммиан, книги 28 и 30) саксы «преодолевая опасности Океана, быстрыми темпами продвигались к римской границе», вторгаясь в приморские районы Галлии. Войска Валентиниана обманули и сокрушили их, «и лишив добычи, разгромленные таким образом насильственно разбойники почти вернулись обогащенными добычей, которую они взяли», с помощью «предательского, но целесообразного устройства».
  • В 373 году саксы потерпели поражение в месте под названием Деузо, которое находилось на франкской, но не римской территории. Таким образом, вероятно, это было раннее упоминание о внутренних войсках саксов. [16]
  • Незадолго до смерти императора-узурпатора Магнуса Максима в 388 году, по словам епископа Миланского Амвросия , он подвергся нападению франков и саксов в знак божественного возмездия за восстановление сгоревшей синагоги в Риме. [17]
  • В 393 году саксы погибли в качестве гладиаторов в Риме. [17]
  • С 395 по 408 год Стилихон был самым могущественным военачальником Западной Римской империи. Считается, что в начале этого периода он провел кампанию в Британии и северной Галлии и реорганизовал оборону против саксов. Позже в его карьере серия кризисов в Италии, Галлии, Иберии и Северной Африке привела к тому, что военные ресурсы стали недоступны для Британии.
  • Согласно « Хронике Галлики» 452 года , которая, вероятно, была написана на юге Франции, Британия была разорена саксонскими захватчиками в 409 или 410 году. К этому времени Константин «III» был объявлен императором Британии и Галлии. Он был убит в 411 году. Сообщается, что в этот период романо-британские граждане изгнали своих римских чиновников и никогда больше не присоединились к Римской империи. [18] В середине VI века Прокопий утверждает, что после свержения Константина «III» в 411 году «римлянам так и не удалось вернуть Британию, но она оставалась с этого времени под властью тиранов». [19]

Почти во всех этих случаях саксы использовали лодки для своих набегов, даже в районе дельты Мааса. Особые упоминания о грозных внезапных нападениях саксов IV века были сделаны не только Аммианом, но и поэтом Клавдианом . [20] написал драматическое описание саксонских набегов Несколько поколений спустя Сидоний Аполлинарий в письме другу, который был назначен на береговой оборонительный пост в Сентонже недалеко от Бордо . Примерное описание родины этих саксов дал Иларион , который говорит, что родина франков находилась между саксами и алеманнами . [21]

В 441–442 годах нашей эры саксы упоминаются в « Хронике Галлики» 452 года , в которой говорится, что «британские провинции, которые к этому времени терпели различные поражения и несчастья, переходят под власть саксонцев». [22] [23] Несколько поколений спустя Гильдас обычно сообщает о том, что произошло, хотя он не называет дату. По его словам, саксонские войска, базировавшиеся на востоке Британии (Беда позже считал, что на острове Танет ), были приглашены в качестве федератов в Британию, чтобы помочь защититься от набегов пиктов и шотландцев. Они восстали из-за своей зарплаты и разграбили всю страну, развязав длительную войну. Ко времени Гильдаса в VI веке романо-британцы восстановили контроль по крайней мере над частью страны, но теперь были разделены на коррумпированные «тирании». Записей об этом периоде очень мало, но ко времени Беды в 8 веке большая часть Англии находилась под властью англосаксонских королевств. [24]

В 460-х годах очевидный фрагмент хроники, сохранившийся в « Истории франков» Григория Турского , дает сбивчивое сообщение о ряде сражений с участием некоего « Адовакрия », возглавлявшего группу саксов, базировавшуюся на островах где-то недалеко от устья реки. Луара . Он взял заложников в Анжере во Франции, но впоследствии его силы были отбиты римскими и франкскими войсками под предводительством Хильдерика I. «Между саксами и римлянами велась великая война, но саксы, отвернувшись, а римляне преследовали их, потеряли многих своих людей от меча. Их острова были захвачены и разорены франками, многие люди были убиты». Хотя единого мнения нет, многие историки полагают, что этот Адовакрий может быть тем же человеком, что и Одоакр , будущий король Италии, который упоминается в той же части текста Григория как человек, впоследствии объединившийся с Хильдериком для борьбы с алеманнами в Италии. [25] [26] [27]

В 568/9 году некоторые саксы проживали в Австразийском королевстве Сигеберта II , возможно, в регионе Шампани, сопровождали лангобардов в Италию под предводительством Альбоина и поселились там на некоторое время. Тем временем Сигеберт позволил свевской группе заменить их в Австразии. В 572 году они совершили набег на юго-восточную Галлию до Стабло , ныне Эстублона , и потерпели поражение от галло-римского генерала Муммола . Им разрешили вернуться в Италию, собрать свои семьи и имущество и вернуться, чтобы снова пройти через регион и отправиться на север. После разграбления сельской местности они были остановлены на Роне Муммолом и вынуждены выплатить компенсацию за то, что они ограбили. [28] По прибытии в свой родной дом они были в ярости и отказались вести переговоры против свевов. Григорий Турский, наш главный источник информации об этих событиях, утверждает, что произошло божественное вмешательство, позволившее гораздо меньшей группе свевов полностью разгромить саксов в двух битвах. [29]

, также проживало саксонское население На побережье Нормандии, недалеко от Байе . В 589 году саксы из региона Бессин близ Байе носили волосы на бретонский манер по приказу Фредегунда и сражались с ними как союзники против Гунтрама . [30] Начиная с 626 года саксы Бессина использовались Дагобертом I для его походов против басков . В 843 и 846 годах при короле Карле Лысом в других официальных документах упоминается паг под названием Отлинга Саксония в районе Бессина, но значение Отлинги неясно.

На юго-западе Франции, в конце VI века, Хульдерик Саксонский стал герцогом к северу от Гаронны для Хильдерика II , после того как ранее был подданным короля Гунтрама . Столетие спустя в 638 году умер Эгина , герцог Гаскони . [31] Оба мужчины, вероятно, были саксонцами из Байе, хотя, например, они могли быть выходцами из Британии. [32]

Саксы в Германии в период Меровингов

[ редактировать ]

По сравнению с упоминаниями о первых саксонских налетчиках и поселенцах в Британии или Галлии, о саксах в Германии до VIII века мало упоминаний. Интерпретация записей также осложняется не только продолжающимися ссылками на других саксов, но и тем, что немецкие саксы, возможно, изначально не были объединены в рамках одного саксонского политического образования. Поэтому неясно, могли ли некоторые ранние континентальные «саксы» иногда иметь другие названия, такие как варини , фризы или тюринги . Тем не менее, некоторые записи времен Меровингов явно говорят о саксах, живших на территории нынешней Северной Германии, к северу от франков.

  • Примерно в 531 году франки под предводительством старшего сына Хлодвига I Теодериха I завоевали еще независимое королевство Тюрингия , которое отныне стало королевством под властью франков. Столетия спустя средневековые писатели утверждали, что ранние саксы помогали франкам и даже были привезены с этой целью из Англии, но ни в одном из современных источников об этом не упоминается, и историки сомневаются в существовании какого-либо конфликта между саксами и Тюрингским королевством. . [33]
  • В 555 году, после смерти внука Теудерика Теудебальда , младший сводный брат Теодериха Клотар I (также пишется Лотар) унаследовал власть над Рейнскими областями. сообщают Григорий Турский (IV.10) и Марий Аваншский , что саксы «восстали», и новый правитель Хлотар возглавил армию в 556 году, чтобы опустошить Саксонию и Тюрингию. Тюрингия, как упоминают оба автора, поддерживала саксов. [34] побудил В возможном отдельном инциденте Григорий сообщает, что Хлотарь сражался с саксами в 556 или 557 годах, которых его собственный брат Хильдеберт I напасть на его территорию, дойдя до Дойца на Рейне. (Шпрингер возражает против предположения, что это был один инцидент или что в нем участвовала одна-единственная группа саксов, поскольку Тюрингия находится довольно далеко от Дойца.) [34] Григорий Турский (IV.14), занимаясь этической темой, которой он известен, сообщил, что Хлотаря заставили сражаться франки, не желавшие вести переговоры, и что франки впоследствии были разбиты. Однако более поздние записи показывают, что группа саксов начала платить дань королям Австразии во время правления Хлотаря. [35]
  • Сигеберт I , сын Хлотаря I, правивший Австразией до 575 года, был восхвален поэтом Венантием Фортунатом за победу над «тюрингскими саксами». (Спрингер предполагает, что это был его способ отличить материковых саксов от англосаксов Британии.) [36]
  • В 612 году внук Сигеберта Теудерих II напал на своего брата Теудеберта II в Цюльпихе с отрядом саксов, тюрингов и других людей с востока от Рейна. [32]
  • Героические истории, действие которых происходит в 620-х годах, были написаны столетия спустя о племяннике Зигберта и возможном преемнике в Австразии, Хлотаре II , и его победе над саксами под предводительством Бертоальда возле Везера вместе с сыном Дагобертом I. [37]
  • В 632 году Дагоберт I , сын Хлотара II, и самый могущественный король франков того времени, был встречен саксонскими посланниками в Майнце в период войны с венедами под Само , нападавшими на Тюрингию. Эти саксы договорились или пытались договориться об отмене дани в размере 500 коров в год, которую они платили, в обмен на обещание защищаться от вендов за свой счет. [38]

Саксы и арнульфинги

[ редактировать ]
Более позднее основное герцогство Саксония ( ок. 1000 г. н.э. ), которое располагалось на традиционной родине саксов, ограниченной реками Эмс , Гага и Эльба.

Континентальные саксы, по-видимому, консолидировались к концу восьмого века, отчасти в результате взаимодействия с могущественными франкскими королевствами. Предки Карла Великого, Арнульфинги , взяли под свой контроль соседнее Австразийское королевство франков и стремились утвердить власть над народами на востоке, включая не только баварцев, швабов и тюрингов, долгое время находившихся под властью франков, но и саксов. и фризы. Они также оказали давление на саксов и фризов, чтобы они обратились в христианство. В 804 году император Карл Великий завоевал саксов и включил саксов в состав Франкской империи в качестве основного герцогства, аналогичного предыдущим, хотя нет никаких свидетельств того, что раньше это было единое королевство. Герцогство Саксония (804–1296) охватывало Вестфалию, Истфалию, Ангрию и Нордальбингию, что примерно эквивалентно Гольштейну, южной части современного государства Шлезвиг-Гольштейн, ныне граничащему с Данией.

  • В 690-х годах Беда сообщил, что народ, известный как боруктуарии, подвергся вторжению языческих саксов в период, когда святой Суиберт , англосаксонский епископ-миссионер, назначенный в то время во Фризию, проводил миссионерскую работу в этом районе. римской эпохи Вероятно, это было недалеко от Фризии, и широко распространено мнение, что этот район соответствует Бруктери , который когда-то жил недалеко от реки Липпе .
  • Из того же сообщения Беды об английских миссионерах в 690-х годах Два Эвальда были убиты где-то в Саксонии при попытке обратить в свою веру одного из «сатрапов» Саксонии. Эвальды, по-видимому, пользовались поддержкой этого местного правителя, а также Пипина Херстальского , который в то время был фактическим правителем франкской Австралии. [39]
  • В 715 году, вскоре после смерти Пипина Херстальского, франкские анналы сообщают, что саксы взяли под свой контроль « Хаттуарию ». В более поздние века это название было дано франкской стране недалеко от Клевса и Ксантена , между Рейном и Маасом, но территория, участвовавшая в этом захвате, могла находиться на противоположной стороне Рейна. [40] Он назван в честь франкского племени римской эпохи Chattuarii , которое когда-то было восточными соседями Бруктери. Аммиан Марцеллин сообщил, что они жили к северу от Рейна в IV веке.
  • В 718 году Карл Мартель , сын Пипина, вторгся в Саксонию до Везера . Он снова проводил там кампанию в 720, 724, 738, а возможно, также в 722 и 728 годах. [41]
  • В 730-х годах Беда написал свою «Церковную историю английского народа» , в которой упоминается, например, что земля англов когда-то находилась между землями саксов и ютов, но теперь была пуста.
  • Примерно в этот же период была написана Равеннская космография , в которой тот же термин «Старая Саксония» используется для обозначения очевидной континентальной родины британских саксов, которые, как понял автор, пришли из этой Старой Саксонии вместе со своим лидером по имени Ансехис . В нем описываются земли саксов, лежащие на побережье океана между Фризией и датчанами. Он также граничит с Тюрингией и содержит реки «Ламизон», «Ипада», «Липпа» и «Лимак» (обычно интерпретируемые как Эмс , Падер , Липпе и Лейне ). В этой работе источником назван готский географ Маркомир, написавший более раннее исследование Саксонии.
  • В 743 году два сына Карла, Пипин Короткий и Карломан , выступили против Одило Баварского , который номинально был франкским подданным. Затем Карломан повернул на север, в сторону Саксонии или ее части, которая послала войска для поддержки Баварии. После завоевания каструма Хо(о)зеобурга вынудили саксонского герцога Теодориха сдаться на плацитуме, проходившем в том же месте. [42] братья снова вторглись в Саксонию , и Теодорих был взят в плен. В следующем году (744 г.) [43]
  • В 748 году Пипин Короткий прошел через Тюрингию в Саксонию, в то время как его сводный брат Грифо пытался захватить власть в Баварии. Часть Саксонии за пределами Тюрингии, куда он отправился, упоминается в « Анналах Меца» как «Северная Швабия», и многие саксы там в это время обратились в христианство. В продолжении « Хроник Фредегара» утверждается, что они согласились вернуться и снова платить дань в размере 500 коров. [44]
  • В 751 году Пипин был коронован как король, а в 753 году он напал на саксов к северо-востоку от Рейна в районе Бад-Ибурга и Бад-Эйнхаузена . [45]
  • В 758 году Пипин снова напал на Саксонию и согласился платить дань в размере 330 лошадей в год от побежденных саксонцев. [46]

Саксонские войны Карла Великого

[ редактировать ]

Саксы были завоеваны Карлом Великим после долгой серии ежегодных кампаний — Саксонских войн (772–804 гг.). После поражения последовало принудительное крещение и обращение, а также союз саксов с остальной частью германской франкской империи. Их священное дерево или столб, символ Ирминсула , было уничтожено. Карл Великий депортировал 10 000 нордальбингских саксов в Нейстрию и отдал их в основном пустующие земли в Вагрии (примерно современные округа Плен и Остгольштейн) верному королю аботритов . Эйнхард , биограф Карла Великого, говорит об окончании этого великого конфликта:

Война, длившаяся так много лет, наконец закончилась тем, что они согласились на условия, предложенные королем; которые заключались в отказе от своих национальных религиозных обычаев и поклонении дьяволам, принятии таинств христианской веры и религии и объединении с франками в один народ.

Саксы долго сопротивлялись обращению в христианство. [47] и вхождение в орбиту Франкского королевства . [48] В 776 г. саксы пообещали принять христианство и поклясться в верности королю, но во время кампании Карла Великого в Испании (778 г.) саксы продвинулись к Дойцу на Рейне и грабили вдоль реки. Это часто повторялось, когда Карл Великий был отвлечен другими делами. [48]

Герцогство Саксония

[ редактировать ]

Под властью Каролингов саксы были переведены в статус данников. Есть свидетельства того, что саксы, а также славянские данники, такие как абодриты и венды , часто предоставляли войска своим каролингским повелителям. Герцоги Саксонии стали королями ( Генрих I , Птицелов, 919 г.), а затем и первыми императорами (сын Генриха, Оттон I Великий ) Германии в десятом веке, но они потеряли это положение в 1024 году. Герцогство было разделено на 1180 год, когда герцог Генрих Лев отказался последовать за своим кузеном, императором Фридрихом Барбароссой , на войну в Ломбардии .

В эпоху Высокого Средневековья , при Салианских императорах, а позже, при Тевтонских рыцарях , немецкие поселенцы двинулись к востоку от Заале , в область проживания западнославянского племени сорбов . Сербы постепенно германизировались . Этот регион впоследствии получил название Саксония по политическим обстоятельствам, хотя первоначально он назывался Марш Мейсен . Правители Мейсена получили контроль над герцогством Саксен-Виттенберг (лишь остатком предыдущего герцогства) в 1423 году; в конечном итоге они применили название Саксония ко всему своему королевству. С тех пор эта часть восточной Германии стала называться Саксонией ( нем . Sachsen ), что является источником некоторых недопониманий относительно первоначальной родины саксов, с центральной частью в современной немецкой земле Нижняя Саксония (нем. Нидерсаксен ).

Древнеанглийский язык, связанный с саксами в Англии, был ближе к позже зарегистрированным диалектам старофризского языка, чем к старосаксонскому языку. Древнефризский язык, по-видимому, когда-то простирался вдоль побережья Северного моря от северных Нидерландов до южной Дании , тогда как древнесаксонский первоначально не распространялся до побережья. Лингвисты отмечают, что старофризский и старосаксонский языки, хотя и являются соседними и родственными, не составляют части одного и того же диалектного континуума. Напротив, саксонские диалекты стали частью гораздо более широкого континентального западногерманского континуума , который простирался до Альп, и все их можно считать типами немецкого языка.

По мнению исторического лингвиста Эльмара Зеебольда , это развитие можно объяснить только тем, что континентальное саксонское общество до миграции в Британию фактически состояло из двух родственных, но разных форм западногерманского языка. По его мнению, группа людей, которые в III веке впервые мигрировали на юг, в нынешнюю северо-западную часть Нижней Саксонии, говорили на германских диалектах Северного моря, тесно связанных со старофризским и староанглийским языком . Там эти мигранты столкнулись с уже существовавшим населением, язык которого существенно отличался от их собственного, т.е. принадлежавшим к везер-рейнской германской группировке, среди которой они затем сформировали элиту, дав свое название последующей племенной федерации и региону в целом. Позже, в V веке, когда англы начали мигрировать в Британию, потомки этой элиты присоединились к ним, а потомки коренных жителей - нет или, по крайней мере, в незначительной степени. Поскольку языки англов и этой конкретной саксонской группы были тесно связаны, в Британии мог образоваться континуум между англами и саксонцами, который позже стал Английский . В самой земле саксов уход значительной части этой бывшей элиты привел к изменению социально-политического ландшафта, и коренное население после ухода большинства потомков элиты стало настолько преобладающим, что их диалекты (предположительно язык чаучи , язык тюрингов и , возможно, других древних племен) преобладал и в конечном итоге лег в основу известных сегодня нижнесаксонских диалектов , при этом их носители сохранили племенное название. [49]

Культура

[ редактировать ]

Социальная структура

[ редактировать ]

Беда , житель Нортумбрии, писавший около 730 года, отмечает, что «у старых (то есть континентальных) саксов нет короля, но ими управляют несколько элдорменов (или сатрапов ), которые во время войны бросали жребий за лидерство, но которые, в мирное время равны в силе». Regnum Saxonum был разделен на три провинции — Вестфалию , Истфалию и Ангрию , — которые включали около ста паги или гауэ . У каждого гау был свой сатрап, обладающий достаточной военной мощью, чтобы сровнять с землей целые деревни, выступавшие против него. [50]

В середине 9 века Нитард впервые описал социальную структуру саксов под руководством их лидеров. Кастовая структура была жесткой; на саксонском языке три касты, за исключением рабов, назывались edhilingui (родственное термину aetheling ), фрилинги и лаззи . Эти термины впоследствии были латинизированы как nobiles или nobiliores ; ingenui , ingenuiles или liberi ; и либерти , лити или рабыни . [51] Согласно очень ранним традициям, которые, как предполагается, содержат значительную долю исторической правды, эдилинги были потомками саксов, которые вывели это племя из Гольштейна во время миграций шестого века. [51] Они были элитой воинов-завоевателей. Фрилинги . представляли потомков амициев , ассилиариев и манумисси этой касты Лацци представляли собой потомков коренных жителей завоеванных территорий, которые были вынуждены принести клятву подчинения и платить дань эдилинги .

Lex Saxonum регулировал различные общества саксов. Смешанные браки между кастами были запрещены Саксонским законом, а вергильды устанавливались на основе кастовой принадлежности. Эдилингуи , или около 700 голов скота, — стоили 1440 солидов самый высокий вергильд на континенте; цена невесты также была очень высока. Это было в шесть раз больше, чем у фрилинги и в восемь раз больше, чем у лаззи . Пропасть между знатными и незнатными была очень велика, но разница между свободным человеком и наемным работником была небольшой. [52]

Согласно Vita Lebuini antiqua , важному источнику по ранней саксонской истории, саксы проводили ежегодный совет в Маркло (Вестфалия), на котором они «подтверждали свои законы, выносили решения по нерешенным делам и определяли общим советом, пойдут ли они на войну». или будь в мире в этом году». [50] В генеральном совете участвовали все три касты; было послано по двенадцать представителей каждой касты От каждого гау . В 782 году Карл Великий отменил систему Гауэ и заменил ее Grafschaftsverfassung — системой графств , типичной для Франции . [53] Запретив советы Маркло, Карл Великий отстранил фрилинги и лацци от политической власти. Старая саксонская система Abgabengrundherrschaft , господство, основанное на пошлинах и налогах, была заменена формой феодализма, основанной на службе и труде, личных отношениях и клятвах. [54]

германская религия

[ редактировать ]

Саксонские религиозные обряды были тесно связаны с их политическими обычаями. Ежегодные советы всего племени начинались с обращения к богам. Предполагается, что процедура избрания герцогов в военное время путем жеребьевки имела религиозное значение, т.е. доверяла божественному провидению, которое, по-видимому, направляло случайное принятие решений. [55] Существовали также священные ритуалы и предметы, такие как столбы, называемые Ирминсул ; Считалось, что они соединяют небо и землю, как и другие примеры деревьев или лестниц, ведущих в небо во многих религиях. Карл Великий приказал срубить одну такую ​​колонну в 772 году недалеко от крепости Эресбург .

Ранние саксонские религиозные обычаи в Британии можно почерпнуть из географических названий и германского календаря , использовавшегося в то время. Германским богам Водену , Фриггу , Тиву и Тунору , о которых свидетельствуют все германские традиции, поклонялись в Уэссексе, Сассексе и Эссексе. Они единственные, о которых прямо засвидетельствовано, хотя названия третьего и четвертого месяцев (март и апрель) древнеанглийского календаря носят названия Hrēþmōnaþ и Ēosturmōnaþ , что означает «месяц Хреты » и «месяц Хостре ». Предполагается, что это имена двух богинь, которым поклонялись примерно в это время года. [56] ) саксы предлагали своим богам лепешки В феврале ( Solmōnaþ . Со сбором урожая проводился религиозный праздник Халегмон («священный месяц» или «месяц подношений», сентябрь). [57] [ нужна страница ] Саксонский календарь начинался 25 декабря, а месяцы декабрь и январь назывались Йолем (или Джули ). В них проводился Модра-нихт , или «ночь матерей», еще один религиозный праздник неизвестного содержания.

Саксонские свободные люди и класс рабов оставались верными своим первоначальным верованиям еще долгое время после номинального обращения в христианство. Питая ненависть к высшему классу, который с помощью франков лишил их политической власти, низшие классы ( plebeium vulgus или cives ) стали проблемой для христианских властей еще в 836 году. Translatio S. Liborii отмечает их упрямство в языческих ритуалах и суевериях («обычай и суеверие»). [58]

христианство

[ редактировать ]
Иллюстрация 1868 года, на которой Августин обращается к саксам.

Обращение саксов в Англии из их первоначальной религии в христианство произошло в начале-конце VII века под влиянием уже обращенных ютов Кента германской . В 630-х годах Бирин стал «апостолом западных саксов» и обратил в свою веру Уэссекс , первым христианским королем которого был Кинегилс . Западные саксы начинают выходить из безвестности только после обращения в христианство и ведения письменных записей. Гевиссе ; , западно-саксонский народ, были особенно устойчивы к христианству Бирин предпринял против них больше усилий и в конечном итоге добился обращения. [56] В Уэссексе было основано епископство в Дорчестере . Южные саксы впервые подверглись широкой евангелизации под влиянием англичан ; Этельвал Сассекский был обращен Вульфхером , королем Мерсии , и позволил Уилфриду , епископу Йоркскому , проповедовать Евангелие своему народу, начиная с 681 года. Главным южносаксонским епископством было Селси . Восточные саксы были более языческими, чем южные или западные саксы; на их территории было изобилие языческих памятников. [59] Их король Саеберт была основана епархия рано обратился в христианство, и в Лондоне . Его первый епископ, Меллит , был изгнан наследниками Себерта. Обращение восточных саксов завершилось при Кедде в 650-х и 660-х годах.

Континентальные саксы были евангелизированы в основном английскими миссионерами в конце седьмого и начале восьмого веков. Около 695 года два первых английских миссионера, Хевальд Белый и Хевальд Черный , были замучены виканами , то есть сельскими жителями. [55] На протяжении последующего столетия сельские жители и другие крестьяне оказывались ярыми противниками христианизации , а миссионеры часто получали поддержку со стороны эдилинги и других дворян. Сен-Лебуэн , англичанин, который между 745 и 770 годами проповедовал саксам, главным образом в восточных Нидерландах, построил церковь и приобрел много друзей среди знати. Некоторые из них сплотились, чтобы спасти его от разъяренной толпы на ежегодном совете в Маркло (недалеко от реки Везер, Бремен). Возникла социальная напряженность между симпатизировавшими христианству дворянами и языческими низшими кастами, стойко хранившими свою традиционную религию. [60] [ нужна страница ]

При Карле Великом главной целью Саксонских войн было обращение и интеграция саксов во Франкскую империю. Хотя большая часть представителей высшей касты легко приняла христианство, принудительное крещение и принудительная уплата десятины нажили врагов низшим сословиям. Даже некоторые современники находили методы, использованные для победы над саксами, недостаточными, как показывает этот отрывок из письма Алкуина Йоркского своему другу Мегинфрид, написанного в 796 году:

Если бы легкое иго и сладкое бремя Христа проповедовалось самым упрямым народам саксов с такой же решимостью, с какой требовалась уплата десятины или с какой силой закона применялась по вине самых какие-то пустяки, какие только можно вообразить, возможно, они не откажутся от своих клятв крещения. [61]

Преемник Карла Великого, Людовик Благочестивый , как сообщается, относился к саксам больше, чем хотелось бы Алкуину, и, как следствие, они были верными подданными. [62] Низшие классы, однако, восстали против франкского господства в пользу своего старого язычества еще в 840-х годах, когда Стеллинги восстали против саксонского руководства, которое было в союзе с франкским императором Лотарем I. После подавления Стеллинги в 851 году Людовик Немецкий привез реликвии из Рима в Саксонию, чтобы способствовать преданности Римско-католической церкви . [63] Поэта Саксон в своих стихах «Анналы правления Карла Великого» (написанных между 888 и 891 годами) сделал акцент на завоевании им Саксонии. Он прославлял франкского монарха как равного римским императорам и как носителя христианского спасения людям. Делаются ссылки на периодические вспышки языческого поклонения, особенно Фрейе, среди саксонского крестьянства еще в XII веке.

Христианская литература
[ редактировать ]

В девятом веке саксонская знать стала энергичными сторонниками монашества и сформировала оплот христианства против существующего славянского язычества на востоке и нордического язычества викингов на севере . Большая часть христианской литературы была создана на народном старосаксонском языке , самые известные из них стали результатом литературной деятельности и широкого влияния саксонских монастырей, таких как Фульда , Корвей и Верден ; и богословский спор между августинианцами , Готшальком и Рабаном Мавром . [64]

С самого начала Карл Великий и Людовик Благочестивый поддерживали христианские народные произведения, чтобы более эффективно евангелизировать саксов. «Гелианд » , стихотворная эпопея о жизни Христа в германской обстановке, и «Бытие» , еще один эпический пересказ событий первой книги Библии , были заказаны Людовиком в начале девятого века для распространения библейских знаний в массы. Собор в Туре в 813 году, а затем синод в Майнце в 848 году заявили, что проповеди следует читать на местном языке. Самый ранний сохранившийся текст на саксонском языке — это обет крещения конца восьмого или начала девятого века; разговорный язык широко использовался в попытке христианизировать низшие касты саксонского общества. [65]

Саксонский как демоним

[ редактировать ]

Кельтские языки

[ редактировать ]

В кельтских языках слова, обозначающие английскую национальность, происходят от латинского слова Saxones . Наиболее ярким примером является слово, заимствованное в английском языке из шотландского гэльского языка (старое написание: Sasunnach ), это слово Sassenach , используемое шотландцами , шотландцами, говорящими на английском и гэльском языках в 21 веке. [66] как расово уничижительный термин для англичан и, традиционно, для англоговорящих жителей низин Шотландии. [67] Оксфордский словарь английского языка (OED) указывает 1771 год как дату самого раннего письменного использования этого слова на английском языке. Гэльское название Англии — Sasann (старое написание: Sasunn , родительный падеж : Sasainn ) и Sasannach (образовано с общим суффиксом прилагательного -ach). [68] ) означает «английский» по отношению к людям и вещам, но не при названии английского языка, которым является Беарла .

Sasanach , ирландское слово, обозначающее англичанина (где Sasana означает «Англия»), имеет то же происхождение, что и слова, используемые в валлийском языке для описания английского народа ( Saeson , единственное число Sais ), а также языка и всего английского в целом: Saesneg и Seisnig. .

Корнуоллский термин - английский Sawsnek , происходящий от того же происхождения. В 16 веке корнуоллцы использовали фразу Meea navidna Cowza Sawzneck, чтобы симулировать незнание английского языка. [69] Корнуоллские слова, обозначающие англичан и Англию, — Sowsnek и Pow Sows («Земля [платит] саксов»). Точно так же на бретонском языке , на котором говорят на северо-западе Франции, есть слова saoz(on) («английский»), saozneg («английский язык») и Bro-saoz для «Англии».

Романские языки

[ редактировать ]

Ярлык саксов (на румынском языке : Saşi ) также стал относиться к немецким поселенцам , поселившимся в 12 веке на юго-востоке Трансильвании . [70] Из Трансильвании некоторые из этих саксов мигрировали в соседнюю Молдавию , о чем свидетельствует название города Саскут на территории современной Румынии.

Неиндоевропейские языки

[ редактировать ]

Финны , чтобы теперь применять его и эстонцы изменили свое использование корня саксонский на протяжении веков ко всей стране Германии ( Saksa и Saksamaa соответственно) и немцев ( saksalaiset и sakslased соответственно). Финское « слово sakset ( ножницы» ) отражает название старого саксонского однолезвийного меча – сакса , от которого предположительно произошло название «Саксон» . [71] На эстонском языке сакс в просторечии означает «богатый человек». В результате Северных крестовых походов высший класс Эстонии состоял в основном из балтийских немцев, лиц предположительно саксонского происхождения, вплоть до 20 века.

Саксония как более поздний топоним

[ редактировать ]

После падения Генриха Льва (1129–1195, герцога Саксонского 1142–1180) и последующего разделения Саксонского племенного герцогства на несколько территорий название Саксонского герцогства было передано землям Асканской семьи . Это привело к разграничению Нижней Саксонии (земли, заселенные саксонским племенем) и Верхней Саксонии (земли, принадлежавшие Дому Веттинов ). Постепенно последний регион стал известен как Саксония, в конечном итоге узурпировав первоначальное географическое значение названия. Территория, ранее известная как Верхняя Саксония, теперь находится в Центральной Германии – в восточной части современной Федеративной Республики Германия : обратите внимание на названия федеральных земель Саксония и Саксония-Анхальт .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Спрингер 2004 , с. 12: « Под Старой Саксонией понимается территория, которая называлась Саксонией '(страной) Саксонии' со времен Карла Великого (годы правления 768-814) до 1180 года или, по крайней мере, могла так называться » .
  2. ^ Спрингер 2004 , с. 12: « В поздней древней латыни саксонцы могли использоваться как собирательное название прибрежных набегов. Оно играло ту же роль, что и слово викинг много столетий спустя » .
  3. ^ Springer 2004b , с. 33: «Английский the Dutch не означает «немцы»; а английский the Germans не означает «немцы». Franci на латыни Высокого и Позднего МА означало французов, а не франков и т. д. Вот как это было. на латыни саксонцы в период миграции и ранней МА никоим образом не были приверженцами «саксов». [Некоторые сокращения расширены.]
  4. ^ Springer 2004 , стр. 27–31.
  5. ^ «Саксонский | Определение саксонского языка на английском языке в Оксфордских словарях» . Оксфордские словари | Английский . Проверено 10 марта 2019 г. [ мертвая ссылка ]
  6. ^ «сакс» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  7. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Саксония» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  8. ^ Грин, ДХ; Зигмунд, Ф. (2003). Континентальные саксы от периода миграции до десятого века: этнографическая перспектива . Бойделл Пресс . стр. 14–15. ISBN  978-1-84383-026-9 .
  9. ^ Шютте 1917 , стр. 22–23.
  10. ^ Спрингер 2004 , с. 45.
  11. ^ Спрингер 2004 , с. 33.
  12. ^ Спрингер 2004 , с. 34.
  13. ^ Хейвуд, Джон (январь 1991 г.). Военно-морская мощь темных веков: переоценка франкского и англосаксонского мореплавания ... Рутледж. п. 42. ИСБН  9780415063746 – через Google Книги .
  14. ^ Springer 2004 , стр. 35–36.
  15. ^ Спрингер 2004 , с. 36.
  16. ^ Springer 2004 , стр. 39–41.
  17. ^ Jump up to: а б Спрингер 2004 , с. 38.
  18. ^ Холсолл 2013 , с. 13.
  19. ^ Дьюинг, Х.Б. (1962). Прокопий: История войн, книги VII и VIII с английским переводом (PDF) . Издательство Гарвардского университета. стр. 252–255. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
  20. ^ Спрингер 2004 , с. 37.
  21. ^ Спрингер 2004 , с. 39.
  22. ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 59. ИСБН  978-1-85109-440-0 – через Google Книги .
  23. ^ Спрингер 2004 , с. 48.
  24. ^ Холсолл, Гай (2013). Миры Артура: факты и вымыслы темных веков . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198700845 .
  25. ^ Рейнольдс и Лопес 1946 , с. 45.
  26. ^ Григорий Турский (1974). История франков . Хармондсворт, Миддлсекс: Penguin Books. ISBN  9780140442953 .
  27. ^ ( Springer 2004 , стр. 54) «На самом деле мнение, что это была одна и та же личность, крепнет уже двадцать лет».
  28. ^ Бахрах 1971 , с. 39.
  29. ^ Спрингер 2004 , стр. 101–103.
  30. ^ Бахрах 1971 , с. 63.
  31. ^ Фредерик 1960 , с. 66.
  32. ^ Jump up to: а б Спрингер 2004 , с. 111.
  33. ^ Springer 2004 , стр. 60–96.
  34. ^ Jump up to: а б Спрингер 2004 , стр. 97–98.
  35. ^ Springer 2004 , стр. 98–99.
  36. ^ Спрингер 2004 , с. 110.
  37. ^ Спрингер 2004 , стр. 113–115.
  38. ^ Спрингер 2004 , стр. 111–113.
  39. ^ Спрингер 2004 , стр. 131–134.
  40. ^ Спрингер 2004 , с. 118.
  41. ^ Спрингер 2004 , с. 165.
  42. ^ Анналы Эйнхарди 743, MGH SS I, с. 135.
  43. ^ РФА, 743 и 744, с. 38.
  44. ^ Спрингер 2004 , стр. 171–173.
  45. ^ Спрингер 2004 , стр. 173–174.
  46. ^ Спрингер 2004 , с. 174.
  47. «Они очень преданы поклонению дьяволу, — сказал Эйнхард , — и они враждебны нашей религии», как, например, когда они замучили Святого Эвальда .
  48. ^ Jump up to: а б Либерман, Бенджамин (22 марта 2013 г.). Переделка идентичности: Бог, нация и раса в мировой истории . Издательство Rowman & Littlefield. п. 53. ИСБН  978-1-4422-1395-1 – через Google Книги .
  49. ^ Jump up to: а б Зееболд, Эльмар (2003). «Происхождение франков, фризов и саксов». Очерки о ранних франках . Бархуис. стр. 24–29. ISBN  9789080739031 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  50. ^ Jump up to: а б Гольдберг 1995 , с. 473.
  51. ^ Jump up to: а б Гольдберг 1995 , с. 471.
  52. ^ Голдберг 1995 , с. 472.
  53. ^ Голдберг 1995 , с. 476.
  54. ^ Голдберг 1995 , с. 479.
  55. ^ Jump up to: а б Гольдберг 1995 , с. 474.
  56. ^ Jump up to: а б Stenton 1971 , p. 97–98.
  57. ^ Stenton 1971 .
  58. ^ Голдберг 1995 , с. 480.
  59. ^ Stenton 1971 , p. 102.
  60. ^ Гольдберг 1995 .
  61. ^ Голдберг 1995 , с. 478.
  62. ^ Хаммер 2005 , с. 141, по данным Astronomus .
  63. ^ Хаммер 2005 , с. 143.
  64. ^ Голдберг 1995 , с. 477.
  65. ^ Хаммер 2005 , с. 138–139.
  66. ^ «Определение САССЕНАХА» . Merriam-Webster, Inc. Проверено 16 января 2019 г.
  67. ^ Скотт, Уолтер (1871). Владычица озера . Т. Нельсон и сыновья.
  68. ^ «Сассенах» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  69. ^ Ричард Кэрью , Обзор Корнуолла , 1602 год. Обратите внимание, что в возрожденном Корнуолле это будет расшифровано: My ny vynnaf коровы sowsnek . Корнуоллское слово Emit, означающее «муравей» (и ошибочно происходящее от древнеанглийского языка ), чаще используется в Корнуолле с 2015 года. как сленг для обозначения англичан некорнуоллского происхождения.
  70. ^ Исторический магазин (5 сентября 2013 г.). «Саксы — саксы Трансильвании» . Политея (на румынском языке).
  71. ^ Происхождение финских слов. Этимологический словарь (на финском языке). Том 3. Р-Э. Финское литературное общество, Центр исследования финского языка. 2012. стр. 146.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85f55146900bd11ddf38fac9ba40e6ad__1720065840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/ad/85f55146900bd11ddf38fac9ba40e6ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saxons - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)