Готшалк из Орбаиса
Часть серии о |
Реформация |
---|
протестантизм |
Готшалк Орбаисский ( лат . Godescalc, Gotteschalchus ) (ок. 808 — 30 октября 868) — саксонский богослов , монах и поэт . Готшалк был одним из первых сторонников доктрины двойного предопределения , проблемы, которая волновала как Италию , так и Францию с 848 по 850-е и 860-е годы. Руководствуясь собственной интерпретацией учения Августина по данному вопросу, он утверждал греховность человеческой природы и необходимость обратиться к Богу со смирением для спасения . Он видел себя божественным сосудом, призывающим все христианство покаяться за десятилетия гражданской войны . Его попытки этой новой христианизации Франции в конечном итоге потерпели неудачу, его учение было осуждено как ересь на соборе 848 года в Майнце и соборе 849 года в Кьерзи . После того, как его признали еретиком, Готшальк оставался упрямым в своей идеологии, не подчиняясь церковной иерархии, что делало его «настоящим еретиком во плоти», за это непослушание Готшальк был помещен в монашеское заключение; однако шоковые волны, которые его идеология послала по западному христианскому миру, не прекращались, Готшальку удалось привлечь на свою сторону больше последователей, и угроза сохранялась до его смерти в 868 году. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Готшальк был ребенком, облеченным в монастыре Фульда под опекой аббата Грабануса Мавра из Майнца. Во время пребывания в монастыре он подружился с Валафридом Страбоном и Лу де Ферьером . В июне 829 года на синоде Майнца под предлогом того, что его аббат чрезмерно сковывал его, он искал и добился свободы, удалившись сначала в Корби . [2] [3]
Священство
[ редактировать ]Между 835 и 840 годами Готшальк был рукоположен в священники без ведома своего епископа Ригболдом, хорепископом Реймса. [3] Время, проведенное Готшальком в монастыре Корби, сыграло определяющую роль в развитии его интеллекта и миссионерской идеологии, поскольку Корби был центром подготовки миссионеров. [4] До 840 года Готшальк покинул свой монастырь и отправился в Италию , где проповедовал свое учение о двойном предопределении, и вступил в сношения с Ноттингом , епископом Вероны , и Эберхардом , маркграфом Фриули . [3]
Однако он был изгнан из Италии под влиянием Грабана Мавра, ныне архиепископа Майнца , который написал два жестоких письма Ноттингу и Эберхарду. Готшалк путешествовал по Далмации , Паннонии и Норикуму , продолжая проповедовать и писать. [3]
Готшалк находился при дворе Трпимира I Хорватии между 846 и 848 годами, и его работа De Trina deitate является важным источником информации о правлении Трпимира. Готшалк был свидетелем битвы между Трпимиром и византийскими стратегами, вероятно, из Далмации , когда Трпимир одержал победу.
Споры о предопределении
[ редактировать ]Готшальк вернулся во Францию после десяти лет путешествий по Европе . За это время он приобрел репутацию благодаря своему учению о предопределении. [5] Ключевые основы этой веры в то, что Бог даровал благодать избранным, отказывая в ней тем, кто предназначен для ада . Это был прямой разрыв с богословской верой в то, что Бог рассматривает действия людей, причем окончательное суждение основывается на природе человека и его готовности покаяться в грехах, при этом Бог способен определить грешников и нераскаявшихся. [6] Готшальк укреплял свои идеи на протяжении 830-х и 840-х годов, в период, когда Каролингская империя постоянно впадала в кризис. [7] В это время неопределенности учение Готшалька было явным желанием искупления, это послание выросло из культуры 820–830-х годов, когда Людовик Благочестивый совершал публичное покаяние, также вдохновленное Августином. [8] Это состояние покаяния должно было быть постоянным, ежедневная молитва о грехе и исповедание грехов, принятое в [монашеской] жизни, явно не действовали, [9] поэтому необходимо было постоянное состояние покаяния, чтобы не навлечь на себя гнев Божий.
Еретическое учение Готшалька не встречало сопротивления до Синода Майнца в 848 году, здесь его старый аббат Грабанус председательствовал на событиях теперь как архиепископ Майнца, также присутствовал король Людовик Немецкий . Готшалька Клевета в поддержку его богословских убеждений была осуждена как ересь. [10] Готшальк был избит присутствовавшими, прежде чем дать клятву никогда не возвращать Людовику немецкому королевству Восточной Франции . [11] Готшальк был священником и монахом из Реймсской архиепархии, поэтому его отправили к архиепископу Реймса Хинкмару на содержание . Это подвергло Реймсскую епархию чрезвычайным богословским проблемам, которые принес с собой Готшальк.
Ереси девятого века в основном были иностранцами (испанскими или греческими), создавая великого другого, которого каролингские богословы могли использовать для определения границ веры. Единственным исключением был Готшальк, который постоянно отказывался отречься от своих убеждений. [12] [13]
Из положения заключения Готшалка он получил помощь от монахов в Орбе, где он ранее содержался. С этой позиции Готшальк направил свое учение всем формам церковной и светской власти. Готшальк ожидал, что это найдет поддержку, как и у ученого Ратрамна , который сформулировал идеи о предопределении, аналогичные идеям Готшалька.
Совет Кьерзи, 849 г.
[ редактировать ]Собор в Кьерзи произошел через шесть месяцев после Собора в Майнце, когда его снова спросили о его доктрине в попытке сломить его веру, заставив его признать, что другие епископы были правы. На этой встрече собрались многие известные люди, в том числе архиепископ Хинкмар и король Карл Лысый. Совет был полон решимости доказать ошибочность идей Готшалька и ошибочность его прочтений Августина. Готшалк якобы разразился оскорблениями после своего отказа принять идеологию двойного предопределения. [14] В ответ на это Готшалк был лишен священнического статуса, избит и содержался под стражей в монастыре Хонтвиллерс . молча [15] Готшалька заставили сжечь записи, которые он принес на совет. [16] и был «избит почти до смерти» по приказу настоятелей более низкого ранга, а не тех, кто занимал церковные должности. [17]
Сочинения
[ редактировать ]Начиная с 17 века, когда янсенисты превозносили Готшалька, о нем было написано много. Двумя исследованиями являются Ф. Пикаве , «Дискуссии о свободе во времени де Готшалька, Рабана Мора, д'Энкмара и де Жана Скотта » в «Comtes rendus de l'acad». моральных и политических наук (Париж, 1896 г.); и А. Фрейстедт , Исследования жизни и учения Готшалька , в Журнале истории церкви (1897), том. XVIII. [3]
В течение многих лет его считали автором Эклоги Теодула ( Ecolga Theoduli ), поскольку и Теодул, и Готскальк означают «слуга Бога» на своих языках, а также потому, что Готшалк, как полагают, немного знал греческий язык и использовал Греческие имена в диалоге. Эта теория авторства была оспорена Карлом Стрекером в 1924 году. Стрекер показал, что стиль письма ( поэтический размер ) Теодула был другим. Большинство ученых теперь согласны с тем, что Готшальк не был автором Эколги . [18]
Наследие
[ редактировать ]Существует множество параллелей со взглядами Готшалька и протестантских реформаторов, поэтому некоторые считают его предшественником протестантизма . Его взгляды имеют наибольшее сходство с взглядами Жана Кальвина , его сходства включают доктрину оправдания только верой , которую, похоже, отражают его взгляды. [19] [20] [21]
Англиканский архиепископ 17 века Джеймс Ашер также встал на сторону Готшалька из-за его взглядов на предопределение. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэтью Гиллис, «Ересь во плоти: Готшалк из Орбаиса и споры о предопределении в Реймсской архиепископии», в Stone and West (ред.), Хинкмар из Реймса, Жизнь и работа, стр. 247–267.
- ^ Майк де Йонг, В образе Сэмюэля: жертвоприношение детей на Западе раннего средневековья (Лейден, 1996), стр. 77-91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Готшальк ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 279. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Гиллис, «Ересь во плоти»
- ^ Гиллис, «Ересь во плоти»
- ^ Селия Шазель, Распятый Бог в эпоху Каролингов: теология и искусство Страстей Христовых (Кембридж, 2001), стр. 165-209.
- ^ М. Костамбейс, М. Иннес и С. Маклин, Мир Каролингов , (Кембридж, 2011), стр. 213-223.
- ^ Майк де Йонг, Покаянная государственная власть и искупление в эпоху Людовика Благочестивого, 814–840 , (Кембридж, 2011), стр. 228–34.
- ^ М. Дрисколл, «Покаяние в переходный период: народное благочестие и практика», в Л. Ларсон-Миллер, изд. Средневековая литургия: Книга очерков (Нью-Йорк, 1997), стр. 121–63.
- ^ Гиллис, «Ересь во плоти», стр. 250.
- ^ Тимоти Рейтер, «Текст - Анналы Фульды», «Истории девятого века» , 2.
- ^ Мэйк де Джоне, «Религия», в изд. Р. МакКиттерика, «Раннее средневековье» , «Краткая оксфордская история Европы» (Оксфорд, 2001), стр. 131–164.
- ^ Мэтью Иннес, «Иммунитет от ереси»: определение границ Каролингского христианства», в книге Поля Фуракра и Д. Ганца, ред., Франкленд: франки и мир раннего средневековья (Манчестер, 2008), стр. 101-125.
- ^ Флор Лионский, «Libellus de tribus epistolis», изд. К. Зехиэль-Экес, Opera Polimica , CCCM 260, (Тюрнхаут, 2014, c. 24, стр. 198–9).
- ^ «Совет Кьерзи, 849», MGH Conc. III, нет. 18, стр. 198-9.
- ^ Джанет Л. Нельсон, «Анналы Сен-Бертена», Истории девятого века 1, (Манчестер, 2013), стр. 67.
- ^ Флор, «Книга трех посланий», изд. Зехиил-Экес, ок. 25, с. 366-368.
- ^ Поэзия и экзегеза в досовременном латинском христианстве: встреча между классическими и христианскими стратегиями интерпретации. (2007). Нидерланды: Брилл.
- ^ Кэрислмбраун (18 июля 2017 г.). «Параллели Реформации: случай Готшалька Орбе» . Публичное занятие историей . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Локридж, Кеннет Р. «Готшальк «Фульгенций» Орбаисский» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Стреле, Стивен (1995). Католические корни протестантского Евангелия: встреча средневековья и Реформации . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10203-3 .
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том IV: Средневековое христианство. 590–1073 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 15 марта 2022 г.
- Эгон Бонди написал исследование о Готшальке, опубликованное в Бонди, Эгон (1988). Готшальк; Ящики; Яо Ли; Послесловие (на чешском языке). Брно: Специальное издание (опубликовано в 1991 г.). ISBN 80-85436-05-1 .
- Уитбред, Лесли Джордж (вступление и тр.). Фульгенций Мифограф: Мифологии. Изложение содержания Вергилия с точки зрения моральной философии. Объяснение устаревших слов. О возрасте мира и человека. На Фиваиде . Колумбус, 1971 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генке, Виктор и Гумерлок, Фрэнсис X. Готшалк и спор о средневековом предопределении (тексты, переведенные с латыни) (средневековые философские тексты в переводе) Marquette University Press, 2010. ISBN 978-0874622539
- Гиллис, Мэтью Брайан. Ересь и инакомыслие в Каролингской империи: дело Готшалка из Orbais Oxford University Press, 2017. ISBN 978-0198797586
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 10 (9-е изд.). 1879. .
- Домашняя страница Готшалька
- 800-е рождения
- 867 смертей
- Люди 9-го века из Восточной Франции
- Христианские богословы IX века
- Французское римско-католическое духовенство
- Римско-католические писатели
- Христианские поэты
- Средневековые латиноязычные поэты
- Христианское духовенство 9 века
- Писатели Каролингской империи
- Христианские монахи 9 века
- Писатели 9 века на латыни
- Каролингские поэты