Тор
Тор (от древнескандинавского : Þórr ) — выдающийся бог германского язычества . В скандинавской мифологии с молотом, он — бог связанный с молнией , громом , штормами , священными рощами и деревьями , силой , защитой человечества, освящением и плодородием . Помимо древнескандинавского Тора , божество встречается в древнеанглийском как Þunor («Тунор»), в древнефризском как Thuner , в древнесаксонском как Thunar и в древневерхненемецком как Donar , все в конечном итоге происходят от протогерманского теонима * Þun. (а)раз , что означает «Гром».
Тор — широко упоминаемый бог на протяжении всей записанной истории германских народов , от римской оккупации регионов Германии до германской экспансии в период миграции , до его высокой популярности в эпоху викингов , когда перед лицом процесса Во время христианизации Скандинавии эмблемы его молота Мьёльнира носили , а скандинавские языческие личные имена , содержащие имя бога, свидетельствуют о его популярности.
Повествования с участием Тора наиболее ярко засвидетельствованы в древнескандинавском языке, где Тор появляется во всей скандинавской мифологии . В историях, записанных в средневековой Исландии , Тор носит как минимум пятнадцать имен , является мужем златовласой богини Сиф и любовником йётуна Ярнсакса . Вместе с Сиф Тор породил богиню (и, возможно, валькирию ) Труд ; от Ярнсакса он породил Магни ; от матери, имя которой не записано, он породил Моди , и он является отчимом бога Улла . Тор — сын Одина и Йорда , [1] По линии отца Одина у него есть множество братьев , в том числе Бальдр . У Тора есть два слуги, Ойалфи и Рёсква , он ездит в телеге или колеснице, запряженной двумя козлами, Таннгрисниром и Таннгньостром (которых он ест и воскрешает), и ему приписаны три жилища ( Бильскирнир , Трудхеймр и Трудвангр ). Тор владеет молотом Мьёльнир , носит пояс Мегингьорд и железные перчатки Ярнгрейпр , а также владеет посохом Гридарвёлр . Подвиги Тора, в том числе его безжалостные убийства своих врагов и жестокие битвы с чудовищным змеем Ёрмунгандром , а также их предсказанная взаимная смерть во время событий Рагнарёка , описаны во всех источниках скандинавской мифологии.
В современный период Тор продолжал упоминаться в фольклоре всей германоязычной Европы . Тор часто упоминается в географических названиях, день недели четверг носит его имя (современный английский четверг происходит от древнеанглийского þunresdæġ , «день Тунора»), а имена, происходящие из языческого периода, содержащие его собственные, продолжают использоваться и сегодня. особенно в Скандинавии. Тор вдохновил на создание множества произведений искусства, и упоминания о Торе появляются в современной популярной культуре. Как и другим германским божествам, почитание Тора возрождается в современный период в язычестве .
Имя
Имя Тор происходит из скандинавской мифологии. Его средневековые германские эквиваленты или родственники: Donar ( древневерхненемецкий ), Þunor ( древнеанглийский ), Thuner ( старофризский ), Thunar ( старосаксонский ) и Þórr ( древнескандинавский ), [2] последний из которых вдохновил форму Тора . Хотя древнескандинавский Þórr имеет только один слог, он также происходит от более ранней, прото-норвежской двухсложной формы, которую можно реконструировать как * Þunarr и/или * Þunurr (о чем свидетельствуют стихотворения Hymiskviða и Þórsdrápa , а также современный эльфдалийский tųosdag «Четверг»). '), через общее древнескандинавское развитие последовательности -unr- к -or- . [3]
Все эти формы имени Тора происходят от протогерманского языка , но ведутся споры о том, какую именно форму приняло это имя на том раннем этапе. форма * Þunraz. Была предложена [ кем? ] и привлекательно тем, что ясно содержит последовательность -unr- , необходимую для объяснения более поздней формы Þórr . [3] : 708 Форма * Þunuraz предложена Elfdalian tųosdag («Четверг») и рунической надписью около 700 г. из Халльбьянса в Сундре, Готланд , которая включает последовательность «þunurþurus». [3] : 709–11 Наконец, * Тунараз [4] привлекательно, потому что оно идентично имени древнего кельтского бога Тарануса (путем метатезы – переключения звуков – более раннего * Tonaros , засвидетельствованного в дательном падеже tanaro и галльском названии реки Танарус ), а также связано с латинским эпитетом Tonans. (прикреплен к Юпитеру ), через общий протоиндоевропейский корень слова «гром» * (s)tenh₂- . [5] По мнению ученого Питера Джексона, эти теонимы могли возникнуть в результате окаменения первоначального эпитета (или эпиклезиса , т.е. призывного имени) протоиндоевропейского бога-громовержца * Perk В unos , поскольку ведийского бога погоды Парджанью также называют станайитну- («Громовержец»). [6] Потенциально идеальное совпадение между богами-громовержцами * Tonaros и * Þunaraz , которые оба восходят к общей форме * ton(a)ros ~ * tṇros , примечательно в контексте ранних кельтско-германских языковых контактов, особенно при добавлении к другие унаследованные термины с атрибутами грома, такие как * Meldunjaz –* meldo- (от * meldh - 'молния, молот', т.е. * Perk В unos 'оружие) и * Fergunja –* Fercunyā (от * perk В un-iya 'лесистые горы', т.е. *Perk В какое-то царство). [7]
Английское дня недели название «четверг» происходит от древнеанглийского Þunresdæg , что означает «день Þunor», с влиянием древнескандинавского Þórsdagr . Название родственно древневерхненемецкому Donarestag . Все эти термины происходят от позднепротогерманского названия дня недели, например * Þunaresdagaz («День * Þun(a)raz »), кальки латинского Iovis dies («День Юпитера »; ср. современное итальянское giovedì , французские jeudi , испанские jueves ). Используя практику, известную как интерпретация германика в римский период , древние германские народы переняли латинский еженедельный календарь и заменили имена римских богов своими собственными. [8] [9]
Начиная с эпохи викингов , личные имена, содержащие теоним Торр, записываются с большой частотой, тогда как до этого периода никаких примеров не известно. Имена, основанные на имени Тора , возможно, процветали в эпоху викингов как дерзкий ответ на попытки христианизации, подобно широко распространенной в эпоху викингов практике ношения подвесок в виде молота Тора. [10]
Исторические свидетельства
Роман был
Самые ранние записи о германских народах были записаны римлянами, и в этих работах Тор часто упоминается – посредством процесса, известного как интерпретация романа (когда характеристики, которые римляне воспринимают как схожие, приводят к идентификации неримского бога как римское божество) — как либо римский бог Юпитер (также известный как Юпитер ), либо греко-римский бог Геркулес .
Первый яркий пример этого можно найти в работе римского историка Тацита , написанной в конце первого века «Германия» , где, описывая религию свевов ( конфедерации германских народов ), он комментирует, что «среди богов Меркурий — тот, который они в основном они считают своим религиозным долгом приносить ему в определенные дни человеческие, а также другие жертвы Геркулеса и Марса, которые они умилостивляют приношениями животных разрешенного типа» и добавляет, что часть свевов также почитает. « Исида ». [12] В этом случае Тацит называет бога Одина « Меркурием », Тора — «Геркулесом», а бога Тира — « Марсом », а личность свевской Исиды обсуждается. В случае Тора отождествление с богом Геркулесом, вероятно, по крайней мере частично, связано со сходством между молотом Тора и дубинкой Геракла. [13] В своих «Анналах » Тацит снова ссылается на почитание «Геркулеса» германскими народами; он записывает, что лес за рекой Везер (на территории нынешней северо-западной Германии ) посвящен ему. [14] божество, известное как Геркулес Магузан почиталось В Нижней Германии ; из-за римского отождествления Тора с Гераклом Рудольф Симек предположил, что Магусанус изначально был эпитетом, прикрепленным к протогерманскому божеству * Þunraz . [15]
Постримская эпоха
Первый зарегистрированный экземпляр имени бога появляется на фибулах Нордендорфа , ювелирном изделии, созданном в период миграции и найденном в Баварии . На изделии изображен Старший Футарк, на котором написано имя Тонар (то есть Донар ), южногерманская форма имени Тора. [16]
Примерно во второй половине VIII века в древнеанглийских текстах упоминается Тунор ( Þunor ), что, вероятно, относится к саксонской версии бога. В связи с этим, Тунор иногда используется в древнеанглийских текстах для придания толкования Юпитеру , бог может упоминаться в стихотворении «Соломон и Сатурн» , где гром поражает дьявола «огненным топором», а также в древнеанглийском выражении þunorrād («катание грома»). «) может относиться к громовой колеснице бога, запряженной козлами. [17] [18]
В кодексе 9-го века нашей эры из Майнца , Германия, известном как Старосаксонский обет крещения , записаны имена трех старосаксонских богов, УУодена (старосаксонского « Водана »). [ нужны разъяснения ] , Сакснота и Тунаера , путем их отречения от демонов в формуле , которую должны повторять германские язычники , формально обращающиеся в христианство . [19]
Согласно почти современному отчету, христианский миссионер Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный «Юпитеру», в 8 веке, Дуб Донара в районе Гессена , Германия . [20]
Кентская королевская легенда , датируемая, вероятно, XI веком, содержит историю о злодейском правителе Экгберта Кента по имени Тунор, который был поглощен землей в месте, известном с тех пор как þunores hlæwe (древнеанглийский «курган Тунора»). Габриэль Турвиль-Петре увидел в этом вымышленное происхождение топонима, демонстрирующее потерю памяти о том, что Тунор был именем бога. [21]
Эпоха викингов
В XI веке летописец Адам Бременский записывает в своей Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum, что статуя Тора, которого Адам описывает как «самого могущественного», сидит в храме в Уппсале в центре тройного трона (по бокам которого стоят Воден и «Фрикко»). «), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция . Адам подробно описывает, что «Тор, по их мнению, управляет небом; он управляет громом и молнией, ветрами и бурями, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Уппсалы назначили жрецов каждому из богов и что жрецы должны были приносить жертвы . В случае Тора, продолжает он, эти жертвоприношения приносились во время угрозы чумы или голода. [22] Ранее в той же работе Адам сообщает, что в 1030 году английский проповедник Вульфред был линчеван собравшимися германскими язычниками за «осквернение» образа Тора. [23]
Два предмета с руническими надписями, напоминающими Тора, датируются 11 веком: один из Англии , другой из Швеции. Первое, Кентерберийское заклинание из Кентербери , Англия , призывает Тора исцелить рану, изгнав четверг . [24] Второй, амулет Квиннеби , вызывает защиту Тора и его молота. [25]
На четырех (или, возможно, пяти) рунических камнях появляется обращение к Тору, которое гласит: «Да святится Тор (эти руны /этот памятник)!» Призыв появляется трижды в Дании ( DR 110 , DR 209 и DR 220 ) и один раз в Вестергётланде ( VG 150 ), Швеция. Пятое появление, возможно, встречается на руническом камне, найденном в Сёдерманланде , Швеция ( Sö 140 ), но его прочтение оспаривается. [26]
Графические изображения молота Тора встречаются в общей сложности на пяти рунических камнях, найденных в Дании ( DR 26 и DR 120 ) и в шведских графствах Вестергётланд ( VG 113 ) и Сёдерманланд ( Sö 86 и Sö 111 ). [26] Его также можно увидеть на руническом камне DR 48 . [ нужна ссылка ] Считается, что этот дизайн является языческим ответом на христианские рунические камни, в центре которых часто находится крест. На одном из камней, Sö 86 , над молотом изображено лицо или маска. Андерс Хултгорд утверждал, что это лицо Тора. [27] По крайней мере, три камня изображают Тора, ловящего змея Ёрмунганда : Хёрдум камень в Тю , Дания, рунический камень Алтуны в Алтуне , Швеция, и Крест Госфорта в Госфорте , Англия. Суне Линдквист утверждал в 1930-х годах, что на камне с изображением Ардре VIII на Готланде изображены две сцены из этой истории: Тор, отрывающий голову быку Хюмира, и Тор и Хюмир в лодке. [28] но это оспаривается. [29]
Галерея изображений
- Сёндер Киркеби Рунный камень (DR 220), рунический камень из Дании с надписью «Пусть Тор освятит эти руны!» надпись
- Рунный камень из Сёдерманланда , Швеция, с изображением молота Тора.
- Камень Алтуна из Швеции, один из четырех камней, изображающих рыбалку Тора.
- Крупный план Тора с Мьёльниром , изображенный на камне Алтуна.
- , Изображение Госфорта один из четырех камней, изображающих рыбалку Тора.
- Руны ( ᛭ᚦᚢᚱ᛬ᚢᛁᚴᛁ᛭ ) × þur: uiki × на руническом камне Веланды , Швеция, что означает «да Торр святится ».
- Тор и Ёрмунганд Лоренц Фрёлих
Пост-викингская эпоха
В XII веке, более чем через столетие после того, как Норвегия была «официально» христианизирована, население все еще призывало Тора, о чем свидетельствует палка с руническим посланием, найденная среди надписей Брюггена в Бергене , Норвегия . На палке на помощь призывают Тора и Одина; Тору предлагается «принять» читателя, а Одину — «владеть» им. [30]
Поэтическая Эдда
В «Поэтической Эдде» , составленной в XIII веке на основе традиционного исходного материала, относящегося к языческому периоду, Тор появляется (или упоминается) в поэмах «Völuspá» , «Grímnismál» , «Skirnismál » , «Hárbarðsljöð » , «Hymiskviða» , « Lokasenna » , «Thrymskvida» , «Alvíssmál» и «Hyndluljóð» . [31]
В поэме «Вёльва» мёртвая вёльва рассказывает историю вселенной и предсказывает будущее замаскированному богу Одину, включая смерть Тора. Она предсказывает, что Тор сразится с великим змеем во время огромной мифической войны, развернувшейся при Рагнареке , и там он убьет чудовищную змею, но после этого он сможет сделать только девять шагов, прежде чем поддаться яду зверя:
Бенджамина Торпа : Перевод
Затем приходит могучий сын Хлодина :
(сын Одина идет с чудовищем на бой);
Мидгарда Веор в ярости убьет червя.
Девять футов пройдет сын Фьёргюна ,
склоненный змеем, который не боялся врагов.
Все люди покинут свои дома. [32]Генри Адамса Беллоуза : Перевод
Сюда приходит сын Хлотин,
Яркая змея зияет в небо вверху;
...
Против змея идет сын Отина.
В гневе поражает стража земли, —
Все люди должны бежать из своих домов;
Девять шагов проходит сын Фьёргина,
И, убитый змеем, бесстрашно он тонет. [33]
После этого, говорит вёльва , небо почернеет, прежде чем огонь поглотит мир, звезды исчезнут, пламя будет танцевать перед небом, поднимется пар, мир покроется водой, а затем он снова поднимется, зеленый и плодородный. [34]
В поэме «Гримнисмал » бог Один, замаскированный под Гримнира , измученный, голодный и жаждущий, передает юному Агнару космологические знания, в том числе то, что Тор проживает в Трудхейме и что каждый день Тор переходит реки Кёрмт и Ормт. и два Керлаугара . Там, говорит Гримнир , Тор сидит как судья у огромного космологического мирового дерева Иггдрасиль . [35]
В «Скирнисмале бога Фрейра » посланник , Скирнир , угрожает прекрасной Герд , в которую Фрейр влюблен , многочисленными угрозами и проклятиями, в том числе о том, что Тор, Фрейр и Один рассердятся на нее, и что она рискует их «могущественными гнев". [36]
Тор - главный герой Харбардсльода , где после путешествия «с востока» он приходит к заливу, где встречает перевозчика, который называет свое имя Харбард (Один, снова замаскированный), и пытается поймать его. . Паромщик, крича из бухты, сразу же грубо и неприятно обращается с Тором и отказывается его переправить. Поначалу Тор придерживает язык, но Харбард становится только более агрессивным, и вскоре стихотворение становится летучим поединком между Тором и Харбардом , при этом раскрывая знания об этих двоих, включая убийство Тором нескольких йотнаров на «востоке» и женщин. на Хлези (ныне датский остров Лесё ). В конце концов, вместо этого Тор идет. [37]
Тор снова является главным героем поэмы «Химисквида» , где после того, как боги поохотились и съели свою добычу, у них возникает желание выпить. Они «трясут ветками» и интерпретируют то, что говорят. Боги решают, что они найдут подходящие котлы в Эгира доме . Тор приходит в дом Эгира и находит его веселым, смотрит ему в глаза и говорит, что он должен приготовить пиры для богов. Раздраженный Эгир говорит Тору, что боги должны сначала принести ему подходящий котел, в котором можно будет варить эль. Боги ищут, но нигде не находят такого котла. Однако Тир говорит Тору, что у него может быть решение; к востоку от Эливагара живет Хюмир , и у него есть вот такой глубокий чайник. [38]
Итак, после того, как Тор охраняет своих коз в Тир доме Эгиля, Тор и идут в зал Хюмира в поисках котла, достаточно большого, чтобы сварить эль для них всех . Они прибывают, и Тир видит свою девятисотголовую бабушку и свою одетую в золото мать, последняя из которых приветствует их рогом. После того, как Хаймир , который не рад видеть Тора, приходит с холода на улице, Тира мать помогает им найти достаточно крепкий котел. Тор съедает большую порцию двух быков (все остальные едят, кроме одного), а затем засыпает. Утром он просыпается и сообщает Хюмиру , что следующим вечером хочет пойти на рыбалку и что он поймает много еды, но ему нужна наживка. Хаймир говорит ему пойти за наживкой с пастбища, что, как он ожидает, не должно стать проблемой для Тора. Тор выходит, находит лучшего быка Хюмира и отрывает ему голову. [39]
После пробела в рукописи стихотворения Химисквида внезапно снова встречает Тора и Хюмира в лодке в море. Хюмир ловит сразу несколько китов , а Тор наживляет свою удочку головой быка. Тор бросает свою леску, и чудовищный змей Ёрмунганд кусает. Тор тянет змея на борт и яростно бьет его молотом по голове. Ёрмунганд вскрикивает, и из-под воды доносится шумный шум, прежде чем в рукописи появляется еще один пробел. [40]
После второй лакуны Хюмир , несчастный и совершенно молчаливый, сидит в лодке, пока они гребут обратно к берегу. На берегу Хаймир предлагает Тору помочь ему отнести кита обратно на его ферму. Тор поднимает лодку и китов и несет все это обратно на . ферму Хаймира После того, как Тор успешно разбивает хрустальный кубок, бросив его в предложению голову Хаймира по Тира матери , Тору и Тиру дают котел. Тир не может его поднять, но Тору удается его перекатить, и они с ним уходят. На некотором расстоянии от дома Хюмира армия многоголовых существ во главе с Хюмиром нападает на двоих, но их убивает молот Тора. Хотя одна из его коз хромает на ногу, им двоим удается принести котел обратно, выпить много эля и с тех пор каждую зиму возвращаться к Тиру за новым. [41]
В поэме «Локасенна» полубог Локи сердито порхает с богами в морского существа Эгира чертоге . Однако Тор не присутствует на мероприятии, так как находится на востоке с неустановленными целями. Ближе к концу стихотворения Летучий обращается к Сиф , жене Тора, с которой, как утверждает Локи, спал. бога Фрейра Слуга Бейла вмешивается и говорит, что, поскольку все горы трясутся, она думает, что Тор идет домой. Бейла добавляет, что Тор умиротворит ссору, на что Локи отвечает оскорблениями. [42]
Приходит Тор и говорит Локи молчать и угрожает оторвать голову Локи от его тела своим молотом. Локи спрашивает Тора, почему он так зол, и комментирует, что Тор не осмелится сражаться с «волком» ( Фенриром ), когда он съест Одина (отсылка к предсказанным событиям Рагнарёка ). Тор снова велит ему молчать и угрожает бросить его в небо, где его больше никогда не увидят. Локи говорит, что Тору не следует хвастаться временем, проведенным на востоке, поскольку однажды он в страхе присел на большой палец перчатки (история, связанная с обманом с помощью магии Атгарда-Локи , изложенная в Прозаической Эдды книге «Gylfaginning» ), что, - комментирует он, - "вряд ли был похож на Тора". Тор снова говорит ему молчать, угрожая сломать Локи каждую кость. Локи отвечает, что намерен еще пожить, и снова оскорбляет Тора, упоминая его встречу с Атгарда-Локи . Тор отвечает четвертым призывом замолчать и угрожает отправить Локи в Хель . При последней угрозе Тора Локи сдается, комментируя, что только ради Тора он покинет зал, потому что «Я один знаю, что ты наносишь удар», и стихотворение продолжается. [43]
В комедийной поэме «Тримсквида» Тор снова играет центральную роль. В стихотворении Тор просыпается и обнаруживает, что его мощный молот Мьёльнир пропал. Тор поворачивается к Локи и говорит ему, что никто не знает, что молот был украден. Эти двое идут в жилище богини Фрейи , и, чтобы он мог попытаться найти Мьёльнир , Тор спрашивает ее, может ли он одолжить ее плащ из перьев. Фрейя соглашается и говорит, что одолжила бы его Тору, даже если бы он был сделан из серебра или золота, и Локи улетает, свистя перьевой плащ. [44]
В Ётунхейме йотун Тримр , сидит на кургане плетёт золотые ошейники своим собакам и подстригает гривы своим лошадям. Тримр видит Локи и спрашивает, что может быть не так среди асов и эльфов ; почему Локи один в Ётунхейме ? Локи отвечает, что у него плохие новости как для эльфов, так и для асов — молот Тора, Мьёльнир , исчез. Тримр говорит, что он спрятал Мьёльнир на восемь лиг под землей, откуда его можно будет извлечь, но только если Фрейю принесут ему в качестве жены. Локи со свистом перьевого плаща улетает прочь из Ётунхейма и обратно во двор богов. [45]
Тор спрашивает Локи, увенчались ли его усилия успехом, и что Локи должен сказать ему, пока он еще находится в воздухе, поскольку «от сидящего человека часто ускользают сказки, а лежащий человек часто лает ложь». Локи утверждает, что это действительно была попытка, а также успех, поскольку он обнаружил, что у Трима есть молот, но его нельзя вернуть, если Фрейю не привести к Триму в качестве его жены. Они возвращаются к Фрейе и говорят ей надеть свадебный головной убор, поскольку они отвезут ее в Ётунхейм . Фрейя , возмущенная и разгневанная, приходит в ярость, заставляя все залы асов дрожать от ее гнева, и ее ожерелье, знаменитый Брисингамен , падает с нее. Фрейя демонстративно отказывается. [46]
В результате боги и богини встречаются и собираются, чтобы обсудить этот вопрос. При этом бог Хеймдалль предлагает, чтобы вместо Фрейи Тор был одет как невеста, дополненный драгоценностями, женской одеждой до колен, свадебным головным убором и ожерельем Брисингамен . Тор отвергает эту идею, однако Локи возражает, что это будет единственный способ вернуть Мьёльнир . указывает, что без Мьёльнира ётнары Локи смогут вторгнуться и поселиться в Асгарде . Боги одевают Тора как невесту, и Локи заявляет, что он пойдет с Тором в качестве его служанки, и что они вместе поедут в Ётунхейм . [47]
После совместной поездки на колеснице Тора , запряженной козлом , они, замаскированные, прибывают в Ётунхейм . Тримр приказывает йотнару в своем чертоге расстелить солому на скамейках, потому что Фрейя прибыла, чтобы стать его женой. Тримр рассказывает о своих любимых животных и предметах, заявляя, что Фрейя — это все, чего ему не хватало в его богатстве. [48]
Рано вечером переодетые Локи и Тор встречаются с Тримром и собравшимися йотнарами . Тор яростно ест и пьет, съедая целых животных и три бочонка меда . Тримр обнаруживает, что такое поведение противоречит его впечатлению о Фрейе , и Локи, сидя перед Тримром и изображая себя «очень проницательной девушкой», оправдывается тем, что поведение « Фрейи » связано с тем, что она ничего не употребляла в течение целых восьми дней. до прибытия из-за ее стремления приехать. Затем Тримр поднимает вуаль « Фрейи » и хочет поцеловать «ее». На него смотрят ужасающие глаза, словно горящие огнём. Локи говорит, что это потому, что « Фрейя » в своем рвении не спала восемь ночей. [48]
Появляется «несчастная сестра» йотнара , просит свадебный подарок от « Фрейи », и йотнар выводит Мьёльнира , чтобы «освятить невесту», положить его ей на колени и обвенчать их «рукой» богиня Вар . Тор внутренне смеется, когда видит молот, хватает его, ударяет Трима , побеждает всех йотнаров , убивает их «старшую сестру» и таким образом возвращает свой молот. [49]
В стихотворении «Альвиссмал » Тор обманывает гнома и Альвиса приводит его к гибели, когда обнаруживает, что тот хочет жениться на его дочери (неназванной, возможно, Трудре ). В начале стихотворения Тор встречает гнома, который говорит о женитьбе. Тор находит гнома отталкивающим и, видимо, понимает, что невеста — его дочь. Тор комментирует, что свадебное соглашение было заключено между богами, пока Тора не было, и что гном должен получить его согласие. Для этого, говорит Тор, Альвисс должен рассказать ему все, что он хочет знать обо всех мирах , которые посетил гном. В ходе длинной сессии вопросов и ответов Алвисс делает именно это; он описывает природные особенности в том виде, в котором они известны на языках различных рас существ в мире, и дает ряд космологических знаний. [50]
Однако сеанс вопросов и ответов оказывается уловкой Тора, поскольку, хотя Тор отмечает, что он действительно никогда не видел никого с большей мудростью в груди, Тору удалось задержать карлика достаточно, чтобы Солнце обратило его в камень; «Сейчас рассветает над тобой, гном, теперь солнце светит в зале». [51]
В стихотворении Hyndluljóð Фрейя Тору , предлагает -йотунн женщине Хиндле принести в жертву чтобы она могла быть защищена, и отмечает, что Тор не очень заботится о женщинах -йотунн . [52]
Проза Эдда , Хеймскрингла и саги
В прологе к прозаической Эдде Тор эвгемеризируется как принц Трои и сын Менона от Троаны, дочери Приама . Говорят, что Тор, также известный как Трор , женился на пророчице Сивилле (отождествляемой с Сиф ). Далее здесь говорится, что Тор был воспитан во Фракии вождём по имени Лорикус , которого он позже убил, чтобы принять титул «царя Фракии», что у него был бледный цвет лица и волосы «прекраснее золота», и что он был достаточно сильный, чтобы поднять десять медвежьих шкур. [53] В более поздних сагах он описывается как рыжебородый. [54] но в Эддах нет никаких свидетельств наличия рыжей бороды. [55]
Имя асов объясняется как «люди из Азии », Асгард — это «азиатский город» (т. е. Троя). Альтернативно, Троя находится в Тюркланде (Турция, т. е. Малая Азия), а Азиалэнд — это Скифия , где Тор основал новый город под названием Асгард. Один — отдаленный потомок Тора, удаленный на двенадцать поколений, который возглавил экспедицию через Германию, Данию и Швецию в Норвегию.
В «Прозаической Эдде» Тор упоминается во всех четырёх книгах; Пролог , рождение гильфов , поэзия и речь .
В Хеймскрингле , составленном в 13 веке Снорри Стурлусоном , Тор или статуи Тора упоминаются в «Саге об Инглинге» , «Саге о Хаконаре» , «Саге об Олафе Трюггвасонаре » и «Саге об Олафе Хельге» . В пятой главе саги об Инглингах приводится сильно эвгемеризованное повествование о богах, где Тор описывается как гот — языческий жрец, которого дал Один (который сам, как объясняется, был чрезвычайно могущественным магом, владеющим магией). вождь с востока) жилище в мифическом месте Трудвангр , на территории нынешней Швеции. В повествовании саги добавляется, что многочисленные имена, широко использовавшиеся на момент написания повествования, произошли от Тора . [56]
Святой Олаф
Примерно в XII веке народные традиции и иконография христианизированного короля Норвегии Олафа II (Святой Олаф; ок. 995–1030) вобрали в себя элементы Тора и Фрейра. [57] После смерти Олафа его культ быстро распространился по всей Скандинавии, где ему было посвящено множество церквей, а также в других частях Северной Европы. В его культе отчетливо сочетались как церковные, так и народные элементы. От Тора он унаследовал вспыльчивость, физическую силу и заслуги убийцы великанов. Ранние изображения изображают Олафа чисто выбритым, но после 1200 года он появляется с рыжей бородой. [58] На протяжении веков Олаф фигурировал в народных традициях как убийца троллей и великанов, а также защитник от злых сил. [59]
Современный фольклор
Сказки о Торе или под влиянием местных традиций относительно Тора продолжались и в современный период, особенно в Скандинавии. В XIX веке учёный Якоб Гримм записывает различные фразы, сохранившиеся в германских языках и относящиеся к богу, такие как норвежское Thorsvarme («Тепло Тора»), обозначающее молнию, и шведское godgubben åfar («Старый добрый (товарищ) принимает поездка»), а также слово tordön («Грохот Тора» или «Гром Тора»), когда он гремит. Гримм отмечает, что временами скандинавы часто «больше не любили произносить настоящее имя бога или хотели превозносить его отеческую доброту». [60] В Швеции, вероятно, это был эвфемизм, когда люди называли гром «поездкой бога» – * ās-ækia (СОБСТВЕННЫЙ: * áss-ekja ), в результате чего появилось современное шведское слово, обозначающее гром – åska . [61]
Тор по-прежнему изображался в виде рыжебородой фигуры, о чем свидетельствует датская рифма, в которой он все же упоминался как Thor med sit lange skæg («Тор с длинной бородой»), а также северофризское проклятие diis ruadhiiret donner regiir! («пусть рыжий гром об этом позаботится!»). [60]
Скандинавское народное поверье о том, что молния отпугивает троллей и йотнаров, появляется во многих скандинавских сказках и может быть поздним отражением роли Тора в борьбе с такими существами. В связи с этим отсутствие троллей и эттинов в современной Скандинавии объясняется «точностью и эффективностью ударов молний». [62]
В Нидерландах в «Сагах о Велюве» есть история под названием «Происхождение Удделерен Бликмеер» , в которой рассказывается о Торе и его битве с Зимними великанами. [63]
Археологические данные
Подвески-молоты, монеты-молоты и статуя Эйрарланда.
Около 1000 подвесок необычной формы, изображающих молот Тора, были раскопаны на территории сегодняшних стран Северной Европы, Англии, северной Германии, стран Балтии и России. Большинство из них имеют очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более совершенный дизайн с орнаментом. Подвески были найдены в самых разных местах (в том числе на городских объектах и в кладах) и имеют разную форму. Точно так же были обнаружены монеты с изображением молота.
Статуя Эйрарланда , фигура из медного сплава, найденная недалеко от Акюрейри , Исландия, датируемая примерно 11 веком, может изображать Тора сидящим и сжимающим свой молот. [64]
- Рисунок позолоченного серебра молота Тора, найденного в Скании , Швеция.
- Рисунок позолоченного серебряного кулона Мьёльнир диаметром 4,6 см , найденного в Бредсятре на острове Эланд , Швеция.
- Рисунок амулета-молота Тора из Мандемарка , Мён , Дания.
- Бронзовая статуя сидящей фигуры, датируемая примерно 1000 годом нашей эры, найденная на ферме Эйрарланд в районе Акюрейри , Исландия.
Свастики
Символ свастики был идентифицирован как символ молота или молнии Тора. [65] Ученый Хильда Эллис Дэвидсон (1965) комментирует использование свастики как символа Тора:
Защитный знак молота носили женщины, о чем мы знаем из того факта, что он был найден в женских могилах. Судя по всему, воин тоже использовал его в форме свастики. ... Первоначально он, по-видимому, был связан со светом и огнем, а также с солнечным колесом. Возможно, именно из-за связи Тора с молнией этот знак использовался как альтернатива молоту, поскольку он встречается на мемориальных камнях в Скандинавии, помимо надписей Тору. Когда мы находим его на навершии меча воина и на его поясе, предполагается, что воин отдал себя под защиту Бога Грома. [66]
III века Свастики появляются на различных германских объектах, начиная с периода миграции до эпохи викингов, таких как Værløse Fibula (DR EM85;123) из Зеландии , Дании; готическое , острие из Брест-Литовска Беларусь; многочисленные брактеаты периода миграции ; урны для кремации из ранней англосаксонской Англии ; VIII века Сэбё меч из Согна , Норвегия; 9-го века и камень Снольделев (DR 248) из Рамсё , Дания.
Эпонимия и топонимия
Многочисленные топонимы в Скандинавии содержат древнескандинавское имя Торр . Идентификация этих топонимов как указывающих на религиозное значение осложняется вышеупомянутым распространенным использованием Тора как элемента личного имени. Культовая значимость может быть обеспечена только в географических названиях, содержащих элементы -vé (обозначающий местонахождение vé , типа языческого германского святилища), –hóf (сооружение, используемое в религиозных целях, см. языческий hofs ) и –lundr ( священная роща ). Топоним Þórslundr встречается с особой частотой в Дании (и имеет прямые родственники в норвежских поселениях в Ирландии , таких как Coill Tomair ), тогда как Þórshof появляется особенно часто в южной Норвегии . [67] Торсо ( Остров Тора ) появляется на западном побережье Швеции. Тор также появляется во многих географических названиях Уппланда .
В английских топонимах древнеанглийское Thunor (в отличие от древнескандинавской формы имени, позднее введенной в данелау ) оставило сравнительно мало следов. Примеры включают Тандерсли , от * Thunores hlæw и Thurstable (древнеанглийский «столб Тунора»). [67] Министр иностранных дел Стентон отметил, что такие топонимы, очевидно, были ограничены саксонской и ютской территорией и не встречаются в английских районах. [17] [68]
На территории нынешней Германии места, названные в честь Тора, редко упоминаются, но ряд мест под названием Доннерсберг (по-немецки «гора Доннера») могут получить свое название от божества Доннера , южногерманской формы имени бога. [67] Еще в 19 веке в Исландии особая порода лис была известна как holtaþórr («Тор из холта »), вероятно, из-за красной шерсти этой породы. [69] В Швеции в XIX веке гладкие клиновидные камни, найденные в земле, назывались Торвиггар («клинья Тора»), согласно народному поверью, что однажды бросил их в тролля бог Тор . (Сравните Громовые камни .) Точно так же в народной традиции метеориты можно считать памятниками Тору из-за их огромного веса. На шведском острове Готланд вид жука ( Scarabæus stercorarius в честь бога был назван ); Торбагг . Если найти жука перевернутым и перевернуть его, можно завоевать расположение Тора. В других регионах Швеции название жука, похоже, было демонизировано в результате христианизации, где насекомое стало известно как Тордеджефвул или Тордифвел (оба означают «Тор-дьявол»). [70]
На северо-западе Испании ) протекает река Торио в муниципалитете Карменес ( Леон , названная в честь бога Тора. [71]
Происхождение, теории и интерпретации
Тор очень похож на других индоевропейских божеств, связанных с громом: кельтского Тараниса , [72] [73] эстонская балтийский Таара ), (или Тарапита Перкунас , славянский Перун , [74] и особенно индуистский Индра , чье грозное оружие - ваджра - является очевидной параллелью, отмеченной еще Максом Мюллером . [75] Ученые сравнили убийство Вритры Индрой с битвой Тора с Ёрмунгандром . [73] Хотя в прошлом предполагалось, что Тор был местным богом неба или пришел из Скандинавии из эпохи викингов, эти индоевропейские параллели делают его сегодня общепринятым как производное от протоиндоевропейского божества . [73] [76] [77] [78]
В Жоржа Дюмезиля Тор трехфункциональной гипотезе индоевропейской религии представляет вторую функцию — силу. Дюмезиль отмечает, что в результате перемещений он не возглавляет армии; большинство функций Индры фактически перешло к Одину. [79] Многие ученые отмечают связь Тора с плодородием, особенно в более позднем фольклоре и в его рефлексе, представленном саамскими хора галлес («добрый человек Тор»). Для Дюмезиля это сохранение крестьянами лишь побочного эффекта атмосферных сражений бога: оплодотворяющего дождя. [80] Другие подчеркивали тесную связь Тора с человечеством во всех его проблемах. [81] Ученый Хильда Эллис Дэвидсон резюмирует:
Культ Тора был связан с жилищем и имуществом мужчины, а также с благополучием семьи и общества. Это включало в себя плодородие полей, а Тор, хотя в мифах он изображался в первую очередь как бог грозы , также заботился о плодородии и сохранении сезонного цикла. В наши времена маленькие каменные топоры из далекого прошлого использовались как символы плодородия и помещались фермерами в лунки, проделанные сеялкой, чтобы получить первое весеннее семя. Брак Тора с Сиф золотоволосой , о которой мы мало слышим в мифах, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли , когда он приходит на землю в грозу и буря приносит дождь, который делает поля плодородными. Таким образом, Тор, как и Один, можно считать продолжателями культа бога неба, известного в бронзовом веке . [82]
Современное влияние
В наше время Тора продолжают упоминать в искусстве и художественной литературе. Начиная с оды Ф. Дж. Клопштока « Тору, Wir und Sie» 1776 года , Тор был предметом стихов на нескольких языках, в том числе эпической поэмы Адама Готтлоба Оленшлегера 1807 года «Thors reise til Jotunheim» и еще трех стихотворений того же автора ( Hammeren hentes , Thors fiskeri и Thor besøger Hymir ), собранные в его Nordens Guder 1819 года ; Хобот Тора (1859) Вильгельма Герца ; сатирическая поэма 1820 года Mythologierne eller Gudatvisten Штирнстолпе Дж. М. ; «Мифология Нордена или Sinnbilled-Sprog » (1832), автор NFS Grundtvig ; поэма Хармен» « Тора Торильда ; «Миф о Торе» (1836) Людвига Уланда ; Молот Тора (1915) В. Шульте против. Брюль ; Ганса Фридриха Бланка « Мистер Дуннар и крестьяне» (опубликовано в «Сказках и легендах» , 1937); и «Возвращение молота» (1977) Х. К. Артмана . [83] На английском языке он фигурирует, например, в романе Генри Уодсворта Лонгфелло «Вызов Тора» (1863). [84] и в двух работах Редьярда Киплинга : «Письма о путешествиях: 1892–1913» и «Холодное железо» в «Наградах и феях» . Л. Спрэга де Кампа из Гарольд Ши встретился с Тором, как и с другими скандинавскими богами, в первом из многих фантастических приключений Ши.
Художники также изображали Тора в живописи и скульптуре, в том числе в картине Генри Фюзели 1780 года «Тор, избивающий змея Мидгарда» ; HE Freund работы Статуя Тора 1821–1822 годов ; работы Б. Е. Фогельберга 1844 года Мраморная статуя Тора ; Картина Мортена Эскила Винге 1872 года « Битва Тора с гигантами» ; Рисунок К. Эренберга 1883 года «Один, Тор и Магни» ; несколько иллюстраций Э. Доплера, опубликованных в книге Вильгельма Раниша » 1901 года « Вальхолл ( Тор ; Тор и Мидгардский змей ; Тор сражается с Хрунгниром ; Тор, переодетый невестой, с великаном Тримом ; Тор с Хаймиром ; Тор со Скрюмиром ; Тор переправляется через реку Вимур ) ; рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года «Тор и гора» и «Сиф и Тор» ; Картина Г. Поппе «Тор» ; Рисунок Э. Поттнера 1914 года «Тень Тора» ; Х. Наттера Мраморная статуя Тора ; и иллюстрации У. Брембера 1977 года к Die Heimholung des Hammers» книге Х.К. Артмана « . [83]
В области науки и техники шведский химик Йонс Якоб Берцелиус (1779–1848) открыл химический элемент , названный им в честь Тора – торий . [85] Тор также является тезкой ракеты PGM-17 Thor .
В 1962 году американский художник комиксов Джек Кирби , Marvel Comics редактор Стэн Ли и его брат Ларри Либер создали в комиксе « Путешествие в тайну» серию комиксов, изображающую Тора в роли супергероя . [86] Эта версия Тора изображается чисто выбритым блондином, а не рыжеволосым и бородатым. Вскоре журнал добавил резервную статью «Сказки Асгарда», в которой Кирби иллюстрировал истории из скандинавской мифологии; в конце концов журнал был переименован в «Тор» . Ли и Кирби включили Тора в число основателей своей команды супергероев «Мстители» . Тор изображался в кинематографической вселенной Marvel австралийским актером Крисом Хемсвортом , появляясь в фильмах «Тор» , «Мстители» , «Тор: Мир тьмы» , « Мстители: Эра Альтрона» , «Доктор Стрэндж» , «Команда Тора» , «Тор: Рагнарёк » , «Мстители: Война бесконечности» , «Мстители». : Финал и Тор: Любовь и Гром . [87] Тор также фигурировал в комиксах других издателей. В комиксах Savage Dragon Тор изображен злодеем. В комиксе Нила Геймана « Песочный человек » Тор изображен шутом, владеющим крошечным молотком из ириски.
Впервые описанная в 2013 году землеройка-герой Тора ( Scutisorex thori ) — вид землероек , обитающий в Демократической Республике Конго . Он и родственный ему вид , землеройка-герой ( Scutisorex somereni ), являются единственными видами млекопитающих, у которых, как известно, сросшиеся позвонки . [88] Команда назвала землеройку в честь Тора из-за ассоциации бога с силой. [88]
С 2015 по 2017 год вымышленная версия Тора была второстепенным персонажем в «Магнус Чейз и Боги Асгарда» . трилогии [89] фэнтезийных романов, написанных американским писателем Риком Риорданом и опубликованных Disney - Hyperion , действие которых происходит в той же вымышленной вселенной, что и « Хроники Лагеря полукровок» , и серия «Хроники Кейна» того же автора. В книгах Нила Геймана «Американские боги и скандинавская мифология» также фигурирует Тор.
В январе 2020 года стриминговый сервис Netflix выпустил «Рагнарёк» . В сериале старшеклассник Магне Зайер получает силы и способности Тора, чтобы сражаться с гигантами, которые загрязняют Норвегию и убивают людей. Netflix выпустил второй сезон 27 мая 2021 года. Тора/Магне играет Дэвид Стэкстон . [90]
Тор также фигурирует в ряде видеоигр. В от Ensemble Studios игре Age of Mythology 2002 года Тор — один из трёх главных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. [91] [92] [93] В , выпущенной студией Санта-Моники видеоигре God of War в 2018 году , Тор упоминается повсюду, а его сыновья Магни и Моди являются второстепенными антагонистами. Тор появляется в конце основной сюжетной линии, если игрок выполняет определенные условия сложности. [94] [95] Он гораздо более существенно появляется в продолжении игры God of War Ragnarök 2022 года в роли главного антагониста, которого играет Райан Херст . [96] Тор также упоминается в от Ubisoft игре Assassin's Creed Valhalla 2020 года , где игрок может найти и использовать его предметы, такие как Мьёльнир, в бою. [97] Тор также является одним из игровых богов в от третьего лица на боевой арене многопользовательской онлайн- игре Smite . [98]
См. также
Примечания
- ^ Линдоу 2002 , с. 205.
- ^ де Врис 1962 , с. 618; Орел 2003 , с. 429
- ^ Перейти обратно: а б с Торгейрссон, Хаукур (1 декабря 2023 г.). «Имя Тора и передача древнескандинавской поэзии» . Неофилолог . 107 (4): 701–713. дои : 10.1007/s11061-023-09773-w . ISSN 1572-8668 . S2CID 261040519 .
- ^ Orel 2003 , p. 429, Delamarre 2003 , p. 290
- ^ Деламар 2003 , стр. 290; Матасович 2009 , стр. 384; Кох 2020 , стр. 142–144.
- ^ Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 3270472 .
- ^ Кох 2020 , стр. 142–144.
- ^ Симек 2007 .
- ^ Оксфордский словарь английского языка , sv «Четверг ( сущ. и нар. ), Этимология», сентябрь 2023 г., дои : 10.1093/OED/8603919228 .
- ^ Симек 2007 , с. 321.
- ^ Ройманс 2009 , с. 227.
- ^ Бирли (1999:42).
- ^ Бирли (1999:107).
- ^ Бирли (1999:42 и 106–107).
- ^ Симек 1984 , стр. 172–173.
- ^ Симек (2007:235–236).
- ^ Перейти обратно: а б Тюрвиль-Петре (1964:99)
- ↑ См. North (1998:238–241) о туннораде и рассказах о Туноре .
- ^ Симек (2007:276).
- ^ Симек (2007:238) и Робинсон (1916:63).
- ^ Турвиль-Петре (1964: 99–100); варианты текстов в мсс. Стоу 944 , Коттон Калигула А. xiv, Лондон, Ламбетский дворец 427.
- ^ Орчард (1997: 168–169).
- ^ Норт (1998:236).
- ^ Маклеод, Человек (2006:120).
- ^ Маклеод, Человек (2006:28).
- ^ Перейти обратно: а б Сойер (2003:128).
- ^ МакКиннелл, Симек, Дювель (2004: 122–123).
- ^ Линдквист (1933: 102–103).
- ^ Меуленграхт Соренсен (1986: 262, 269).
- ^ Маклеод, Человек (2006:30).
- ^ Ларрингтон (1999:320).
- ^ Торп (1907:7).
- ^ Беллоуз (1923:23).
- ^ Ларрингтон (1999: 11–12).
- ^ Ларрингтон (1999:57).
- ^ Ларрингтон (1999:66).
- ^ Ларрингтон (1999: 69–75).
- ^ Ларрингтон (1999: 78–79).
- ^ Ларрингтон (1999: 79–80).
- ^ Ларрингтон (1999:81).
- ^ Ларрингтон (1999: 82–83).
- ^ Ларрингтон (1999:84 и 94).
- ^ Ларрингтон (1999: 94–95).
- ^ Ларрингтон (1999:97).
- ^ Ларрингтон (1999: 97–98).
- ^ Ларрингтон (1999:98).
- ^ Ларрингтон (1999:99).
- ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон (1999:100).
- ^ Ларрингтон (1999:101).
- ^ Ларрингтон (1999: 109–113). О гипотезе Труда см. Orchard (1997:164–165).
- ^ Ларрингтон (1999:113).
- ^ Ларрингтон (1999:254).
- ^ Орчард, Энди (2003). Критический спутник Беовульфа . Boydell & Brewer Ltd. с. 120. ИСБН 978-1-84384-029-9 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 28 января 2023 г. Страница 120: «Он был так же прекрасен на вид, когда приходил среди других людей, как когда слоновая кость инкрустирована в дуб. Его волосы светлее золота».
- ^ О рыжей бороде и использовании слова «Рыжая Борода» в качестве эпитета для Тора см. HR Ellis Davidson , Gods and Myths of Northern Europe , 1964, repr. Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин, 1990 г., ISBN 0-14-013627-4 , с. 85. Архивировано 7 апреля 2023 года в Wayback Machine со ссылкой на « Сагу об Олафе Трюггвасоне во Флатейярбоке» , «Сагу об Эрике Рыжем » и «Сагу о Флоаманне» .
- ^ Густафсон, Ганс (16 мая 2018 г.). Учимся на других религиозных традициях: оставляя место святой зависти . Спрингер. п. 77. ИСБН 978-3-319-76108-4 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 28 января 2023 г. Страница 77: «Мне всегда казалось немного странным, что эта конкретная интерпретация — что основная космологическая поэма скандинавской мифологии построена на христианских мотивах, которые никогда не излагаются и не упоминаются в тексте — стала прочно укоренена в дисциплине 77». Скандинавские исследования, такие как легко опровергаемое утверждение, повторяемое каждым крупным ученым, о том, что у Тора в Эддах была рыжая борода.¹³ "
- ^ Холландер (2007: 10–11).
- ^ Дюмезиль (1973:125).
- ^ Линдал, Макнамара и Линдоу 2002 , с. 299.
- ^ Астас 1993 , стр. 446.
- ^ Перейти обратно: а б Гримм (1882:166—77).
- ^ Хеллквист, Элоф (1922). Шведский этимологический словарь ( на шведском языке). Лунд: Глируп. стр. 1202 .
- ↑ См. Линдоу (1978:89), но отмечено еще Торпом (1851:154), который утверждает: «Страх, который испытывают тролли перед громом, восходит к временам язычества, Тор, бог грома, был смертельным врагом. своей расы».
- ^ Веггелаар, Ева. Создание Юдделер- и Бледного озера – Тунар и зимние великаны
- ^ Орчард (1997:161).
- ^ Символ был идентифицирован как таковой еще в 19 веке; примеры включают Worsaae (1882:169) и Грега (1884:6).
- ^ Дэвидсон (1965: 12–13).
- ^ Перейти обратно: а б с Симек (2007:321).
- ^ Стентон, Фрэнк (1941). «Историческое значение топонимических исследований: англосаксонское язычество». Труды Королевского исторического общества , 4-я серия, XXIII, 1–24, стр. 17–; (1971). Англосаксонская Англия , Оксфордская история Англии 2, 1943, 3-е изд. Оксфорд: Clarendon Press, 1971, ISBN 9780198217169 , стр. 99–100.
- ^ Гримм (1882:177).
- ^ Торп (1851:51–54).
- ^ Фиерро, Анхель (1996). Дерево. Традиционные истории . Леон: Эдилеса. п. 59. ИСБН 84-8012-143-2 .
- ^ Де Врис (1957:111).
- ^ Перейти обратно: а б с Симек (2007:322).
- ^ Турвиль-Петре (1964: 96–97).
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. стр. 744–749 .
- ^ Дюмезиль (1973:17).
- ^ Де Врис (1957:151–53)
- ^ Турвиль-Петре (1964: 103–05)
- ^ Дюмезиль. Беда и несчастье воина . 2-е изд. Фламмарион, 1985, с. 168 (на французском языке)
- ^ Дюмезиль (1973:71–72).
- ^ Де Врис (1957:152–53)
- ^ Дэвидсон (1975:72).
- ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:323).
- ^ Арнольд (2011 : 141)
- ^ Моррис (1992:2212).
- ^ Рейнольдс (1994:54).
- ^ «Тор: Крис Хемсворт рассказывает о будущем выходе из MCU» . Логово Компьютерщика . 23 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон (2013).
- ^ «Рик Риордан анонсирует «Магнуса Чейза и богов Асгарда» » . Хайпабле . 23 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Скотт, Шина (29 мая 2021 г.). « 2-й сезон «Рагнарека» на Netflix: Пересказ скандинавской мифологии» . Форбс . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Руководство по Wiki Age of Mythology: Главные боги» . ИГН . 23 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2021 г. Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Эпоха мифологии» . п. 20 – через webarchive.org.
- ^ «Справочник по эпохам мифологии» . п. 33 – через webarchive.org.
- ^ «Все известно о Торе из God of War до продолжения Рагнарока» . Игра Рэнт . 4 января 2021 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «God of War (2018) Wiki Guide: Тор» . ИГН . 7 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ «Как персонажи God of War Ragnarok сравниваются с реальным скандинавским мифом» . Полигон . 24 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 г. . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ Блейн, Луиза (11 мая 2021 г.). «Assassin's Creed Valhalla Доспехи Тора: Где найти снаряжение Тора и Мьёльнир» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Боги» . smitegame.com . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.
Ссылки
- Арнольд, Мартин (2011). Тор: Миф для Marvel . Континуум. ISBN 978-1-4411-3715-9 .
- Астас, Рейдар (1993). «Олав, Св.». В Пульсиано, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия, Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-4787-7 .
- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американский скандинавский фонд.
- Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6 .
- Крисхолм, Хью (редактор) (1910) Британская энциклопедия , том. 9 . Британская энциклопедия Co.
- де Врис, Ян (1957). Древнегерманская история религии, том 2. 2-е изд. (переиздание 1970 г.). Очерк германской филологии, том 12/II. Де Грютер. (на немецком языке)
- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-02044-8 .
- Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . 76 (1). Тейлор и Фрэнсис: 1–15. дои : 10.1080/0015587X.1965.9716982 . JSTOR 1258087 .
- Эллис Дэвидсон, HR (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5 .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1980) [1959]. Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков (переиздание). Беркли, Калифорния, Лос-Анджелес, Калифорния, и Лондон, Англия: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04106-6 .
- Грег, Роберт Филипс (1884). О значении и происхождении филфота и свастики . Вестминстер: Николс и сыновья.
- Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская мифология: перевод четвертого издания с примечаниями и приложением Джеймса Сталлибрасса, том I. Перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Холландер, Ли Милтон (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73061-8 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 20 октября 2020 г.
- Джонстон, Ричард (24 июля 2013 г.). «Строптивая обладает божественной силой». Природа . дои : 10.1038/nature.2013.13440 . S2CID 87150582 .
- Кох, Джон Т. (2020). Кельто-германская, поздняя предыстория и постпротоиндоевропейская лексика на Севере и Западе (PDF) . Центр передовых валлийских и кельтских исследований Аберистуитского университета, Центр передовых валлийских и кельтских исследований Университета Уэльса. ISBN 9781907029325 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2021 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда: новый перевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283946-2 .
- Линдал, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, Святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195147711 .
- Линдоу, Джон (1978). Шведские народные сказки и легенды . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-03520-8 .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Линдквист, Суне (1933). «Готландс бильдстенар» . Риг (на шведском языке). 16 (3). ISSN 0035-5267 . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). Руны, магия и религия: справочник (PDF) . Студия Медиевалия Септентрионалия. Том. 10. Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- Меуленграхт Соренсен, Пребен (1986). «Рыболовная экспедиция Тора». В Стейнсланде, Гро (ред.). Слова и объекты: к диалогу между археологией и историей религии . Осло: Издательство Норвежского университета. ISBN 82-00-07751-9 .
- Моррис, Кристофер Г. (1992). Академический словарь по науке и технологиям . Издательство Gulf Professional . ISBN 978-0-12-200400-1 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2 .
- Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл . ISBN 9004128751 .
- Рейнольдс, Ричард (1994). Супергерои: современная мифология . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 0-87805-694-7 .
- Робинсон, Джордж В. (Пер.) (1916). «Житие святого Бонифация» Виллибальда . Издательство Гарвардского университета .
Жизнь Бонифация.
- Ройманс, Нико (2009). «Геркулес и построение батавской идентичности в контексте Римской империи». Ин Ройманс, Нико; Деркс, Тон (ред.). Этнические конструкции в древности: роль власти и традиций . Издательство Амстердамского университета. стр. 219–238. ISBN 978-90-8964-078-9 . JSTOR j.ctt46n1n2.13 .
- Сойер, Биргит (2003). Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820643-7 .
- Симек, Рудольф (1984). Лексикон германской мифологии . А. Кренер. ISBN 3-520-36801-3 .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компрометация основных традиций и суеверий Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено на основе оригинальных и других источников: Том II: Скандинавские народные традиции и суеверия . Ламли. Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 20 октября 2020 г.
- Торп, Бенджамин (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .
Бенджамин Торп «Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона».
- Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC 460550410 .
- Ворсаа, JJA (1882 г.). Промышленное искусство Дании . Чепмен и Холл.
свастика Тор.
Внешние ссылки
- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Тора из рукописей и старопечатных книг.