Jump to content

Тор

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищена
(Перенаправлено с Тунора )

Бой Тора с гигантами Эскила Мортена (1872 ) Винге .

Тор (от древнескандинавского : Þórr ) — выдающийся бог германского язычества . В скандинавской мифологии с молотом, он — бог связанный с молнией , громом , штормами , священными рощами и деревьями , силой , защитой человечества, освящением и плодородием . Помимо древнескандинавского Тора , божество встречается в древнеанглийском как Þunor («Тунор»), в древнефризском как Thuner , в древнесаксонском как Thunar и в древневерхненемецком как Donar , все в конечном итоге происходят от протогерманского теонима * Þun. (а)раз , что означает «Гром».

Тор — широко упоминаемый бог на протяжении всей записанной истории германских народов , от римской оккупации регионов Германии до германской экспансии в период миграции , до его высокой популярности в эпоху викингов , когда перед лицом процесса Во время христианизации Скандинавии эмблемы его молота Мьёльнира носили , а скандинавские языческие личные имена , содержащие имя бога, свидетельствуют о его популярности.

Повествования с участием Тора наиболее ярко засвидетельствованы в древнескандинавском языке, где Тор появляется во всей скандинавской мифологии . В историях, записанных в средневековой Исландии , Тор носит как минимум пятнадцать имен , является мужем златовласой богини Сиф и любовником йётуна Ярнсакса . Вместе с Сиф Тор породил богиню (и, возможно, валькирию ) Труд ; от Ярнсакса он породил Магни ; от матери, имя которой не записано, он породил Моди , и он является отчимом бога Улла . Тор — сын Одина и Йорда , [1] По линии отца Одина у него есть множество братьев , в том числе Бальдр . У Тора есть два слуги, Ойалфи и Рёсква , он ездит в телеге или колеснице, запряженной двумя козлами, Таннгрисниром и Таннгньостром (которых он ест и воскрешает), и ему приписаны три жилища ( Бильскирнир , Трудхеймр и Трудвангр ). Тор владеет молотом Мьёльнир , носит пояс Мегингьорд и железные перчатки Ярнгрейпр , а также владеет посохом Гридарвёлр . Подвиги Тора, в том числе его безжалостные убийства своих врагов и жестокие битвы с чудовищным змеем Ёрмунгандром , а также их предсказанная взаимная смерть во время событий Рагнарёка , описаны во всех источниках скандинавской мифологии.

В современный период Тор продолжал упоминаться в фольклоре всей германоязычной Европы . Тор часто упоминается в географических названиях, день недели четверг носит его имя (современный английский четверг происходит от древнеанглийского þunresdæġ , «день Тунора»), а имена, происходящие из языческого периода, содержащие его собственные, продолжают использоваться и сегодня. особенно в Скандинавии. Тор вдохновил на создание множества произведений искусства, и упоминания о Торе появляются в современной популярной культуре. Как и другим германским божествам, почитание Тора возрождается в современный период в язычестве .

Имя

Имя Тор происходит из скандинавской мифологии. Его средневековые германские эквиваленты или родственники: Donar ( древневерхненемецкий ), Þunor ( древнеанглийский ), Thuner ( старофризский ), Thunar ( старосаксонский ) и Þórr ( древнескандинавский ), [2] последний из которых вдохновил форму Тора . Хотя древнескандинавский Þórr имеет только один слог, он также происходит от более ранней, прото-норвежской двухсложной формы, которую можно реконструировать как * Þunarr и/или * Þunurr (о чем свидетельствуют стихотворения Hymiskviða и Þórsdrápa , а также современный эльфдалийский tųosdag «Четверг»). '), через общее древнескандинавское развитие последовательности -unr- к -or- . [3]

Все эти формы имени Тора происходят от протогерманского языка , но ведутся споры о том, какую именно форму приняло это имя на том раннем этапе. форма * Þunraz. Была предложена [ кем? ] и привлекательно тем, что ясно содержит последовательность -unr- , необходимую для объяснения более поздней формы Þórr . [3] : 708  Форма * Þunuraz предложена Elfdalian tųosdag («Четверг») и рунической надписью около 700 г. из Халльбьянса в Сундре, Готланд , которая включает последовательность «þunurþurus». [3] : 709–11  Наконец, * Тунараз [4] привлекательно, потому что оно идентично имени древнего кельтского бога Тарануса (путем метатезы – переключения звуков – более раннего * Tonaros , засвидетельствованного в дательном падеже tanaro и галльском названии реки Танарус ), а также связано с латинским эпитетом Tonans. (прикреплен к Юпитеру ), через общий протоиндоевропейский корень слова «гром» * (s)tenh₂- . [5] По мнению ученого Питера Джексона, эти теонимы могли возникнуть в результате окаменения первоначального эпитета (или эпиклезиса , т.е. призывного имени) протоиндоевропейского бога-громовержца * Perk В unos , поскольку ведийского бога погоды Парджанью также называют станайитну- («Громовержец»). [6] Потенциально идеальное совпадение между богами-громовержцами * Tonaros и * Þunaraz , которые оба восходят к общей форме * ton(a)ros ~ * tṇros , примечательно в контексте ранних кельтско-германских языковых контактов, особенно при добавлении к другие унаследованные термины с атрибутами грома, такие как * Meldunjaz –* meldo- (от * meldh - 'молния, молот', т.е. * Perk В unos 'оружие) и * Fergunja –* Fercunyā (от * perk В un-iya 'лесистые горы', т.е. *Perk В какое-то царство). [7]

Английское дня недели название «четверг» происходит от древнеанглийского Þunresdæg , что означает «день Þunor», с влиянием древнескандинавского Þórsdagr . Название родственно древневерхненемецкому Donarestag . Все эти термины происходят от позднепротогерманского названия дня недели, например * Þunaresdagaz («День * Þun(a)raz »), кальки латинского Iovis dies («День Юпитера »; ср. современное итальянское giovedì , французские jeudi , испанские jueves ). Используя практику, известную как интерпретация германика в римский период , древние германские народы переняли латинский еженедельный календарь и заменили имена римских богов своими собственными. [8] [9]

Начиная с эпохи викингов , личные имена, содержащие теоним Торр, записываются с большой частотой, тогда как до этого периода никаких примеров не известно. Имена, основанные на имени Тора , возможно, процветали в эпоху викингов как дерзкий ответ на попытки христианизации, подобно широко распространенной в эпоху викингов практике ношения подвесок в виде молота Тора. [10]

Исторические свидетельства

Роман был

Алтарный камень Геркулеса Магусана из Бонна, датированный 226 годом нашей эры. [11]

Самые ранние записи о германских народах были записаны римлянами, и в этих работах Тор часто упоминается – посредством процесса, известного как интерпретация романа (когда характеристики, которые римляне воспринимают как схожие, приводят к идентификации неримского бога как римское божество) — как либо римский бог Юпитер (также известный как Юпитер ), либо греко-римский бог Геркулес .

Первый яркий пример этого можно найти в работе римского историка Тацита , написанной в конце первого века «Германия» , где, описывая религию свевов ( конфедерации германских народов ), он комментирует, что «среди богов Меркурий — тот, который они в основном они считают своим религиозным долгом приносить ему в определенные дни человеческие, а также другие жертвы Геркулеса и Марса, которые они умилостивляют приношениями животных разрешенного типа» и добавляет, что часть свевов также почитает. « Исида ». [12] В этом случае Тацит называет бога Одина « Меркурием », Тора — «Геркулесом», а бога Тира — « Марсом », а личность свевской Исиды обсуждается. В случае Тора отождествление с богом Геркулесом, вероятно, по крайней мере частично, связано со сходством между молотом Тора и дубинкой Геракла. [13] В своих «Анналах » Тацит снова ссылается на почитание «Геркулеса» германскими народами; он записывает, что лес за рекой Везер (на территории нынешней северо-западной Германии ) посвящен ему. [14] божество, известное как Геркулес Магузан почиталось В Нижней Германии ; из-за римского отождествления Тора с Гераклом Рудольф Симек предположил, что Магусанус изначально был эпитетом, прикрепленным к протогерманскому божеству * Þunraz . [15]

Постримская эпоха

Бонифаций несет свое распятие после вырубки дуба Тора в «Бонифациусе» (1905) Эмиля Доплера.

Первый зарегистрированный экземпляр имени бога появляется на фибулах Нордендорфа , ювелирном изделии, созданном в период миграции и найденном в Баварии . На изделии изображен Старший Футарк, на котором написано имя Тонар (то есть Донар ), южногерманская форма имени Тора. [16]

Примерно во второй половине VIII века в древнеанглийских текстах упоминается Тунор ( Þunor ), что, вероятно, относится к саксонской версии бога. В связи с этим, Тунор иногда используется в древнеанглийских текстах для придания толкования Юпитеру , бог может упоминаться в стихотворении «Соломон и Сатурн» , где гром поражает дьявола «огненным топором», а также в древнеанглийском выражении þunorrād («катание грома»). «) может относиться к громовой колеснице бога, запряженной козлами. [17] [18]

В кодексе 9-го века нашей эры из Майнца , Германия, известном как Старосаксонский обет крещения , записаны имена трех старосаксонских богов, УУодена (старосаксонского « Водана »). [ нужны разъяснения ] , Сакснота и Тунаера , путем их отречения от демонов в формуле , которую должны повторять германские язычники , формально обращающиеся в христианство . [19]

Согласно почти современному отчету, христианский миссионер Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный «Юпитеру», в 8 веке, Дуб Донара в районе Гессена , Германия . [20]

Кентская королевская легенда , датируемая, вероятно, XI веком, содержит историю о злодейском правителе Экгберта Кента по имени Тунор, который был поглощен землей в месте, известном с тех пор как þunores hlæwe (древнеанглийский «курган Тунора»). Габриэль Турвиль-Петре увидел в этом вымышленное происхождение топонима, демонстрирующее потерю памяти о том, что Тунор был именем бога. [21]

Изображение скандинавских богов XVI века из Олауса Магнуса » «Описания северных народов ; слева направо Фригг , Тор и Один

Эпоха викингов

В XI веке летописец Адам Бременский записывает в своей Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum, что статуя Тора, которого Адам описывает как «самого могущественного», сидит в храме в Уппсале в центре тройного трона (по бокам которого стоят Воден и «Фрикко»). «), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция . Адам подробно описывает, что «Тор, по их мнению, управляет небом; он управляет громом и молнией, ветрами и бурями, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Уппсалы назначили жрецов каждому из богов и что жрецы должны были приносить жертвы . В случае Тора, продолжает он, эти жертвоприношения приносились во время угрозы чумы или голода. [22] Ранее в той же работе Адам сообщает, что в 1030 году английский проповедник Вульфред был линчеван собравшимися германскими язычниками за «осквернение» образа Тора. [23]

Два предмета с руническими надписями, напоминающими Тора, датируются 11 веком: один из Англии , другой из Швеции. Первое, Кентерберийское заклинание из Кентербери , Англия , призывает Тора исцелить рану, изгнав четверг . [24] Второй, амулет Квиннеби , вызывает защиту Тора и его молота. [25]

На четырех (или, возможно, пяти) рунических камнях появляется обращение к Тору, которое гласит: «Да святится Тор (эти руны /этот памятник)!» Призыв появляется трижды в Дании ( DR 110 , DR 209 и DR 220 ) и один раз в Вестергётланде ( VG 150 ), Швеция. Пятое появление, возможно, встречается на руническом камне, найденном в Сёдерманланде , Швеция ( Sö 140 ), но его прочтение оспаривается. [26]

Графические изображения молота Тора встречаются в общей сложности на пяти рунических камнях, найденных в Дании ( DR 26 и DR 120 ) и в шведских графствах Вестергётланд ( VG 113 ) и Сёдерманланд ( Sö 86 и Sö 111 ). [26] Его также можно увидеть на руническом камне DR 48 . [ нужна ссылка ] Считается, что этот дизайн является языческим ответом на христианские рунические камни, в центре которых часто находится крест. На одном из камней, Sö 86 , над молотом изображено лицо или маска. Андерс Хултгорд утверждал, что это лицо Тора. [27] По крайней мере, три камня изображают Тора, ловящего змея Ёрмунганда : Хёрдум камень в Тю , Дания, рунический камень Алтуны в Алтуне , Швеция, и Крест Госфорта в Госфорте , Англия. Суне Линдквист утверждал в 1930-х годах, что на камне с изображением Ардре VIII на Готланде изображены две сцены из этой истории: Тор, отрывающий голову быку Хюмира, и Тор и Хюмир в лодке. [28] но это оспаривается. [29]

Пост-викингская эпоха

В XII веке, более чем через столетие после того, как Норвегия была «официально» христианизирована, население все еще призывало Тора, о чем свидетельствует палка с руническим посланием, найденная среди надписей Брюггена в Бергене , Норвегия . На палке на помощь призывают Тора и Одина; Тору предлагается «принять» читателя, а Одину — «владеть» им. [30]

Поэтическая Эдда

В «Поэтической Эдде» , составленной в XIII веке на основе традиционного исходного материала, относящегося к языческому периоду, Тор появляется (или упоминается) в поэмах «Völuspá» , «Grímnismál» , «Skirnismál » , «Hárbarðsljöð » , «Hymiskviða» , « Lokasenna » , «Thrymskvida» , «Alvíssmál» и «Hyndluljóð» . [31]

Предсказанная смерть Тора в изображении Лоренца Фрёлиха (1895 г.)
Тор и Змей Мидгарда ( Эмиль Доплер , 1905)

В поэме «Вёльва» мёртвая вёльва рассказывает историю вселенной и предсказывает будущее замаскированному богу Одину, включая смерть Тора. Она предсказывает, что Тор сразится с великим змеем во время огромной мифической войны, развернувшейся при Рагнареке , и там он убьет чудовищную змею, но после этого он сможет сделать только девять шагов, прежде чем поддаться яду зверя:

Бенджамина Торпа : Перевод
Затем приходит могучий сын Хлодина :
(сын Одина идет с чудовищем на бой);
Мидгарда Веор в ярости убьет червя.
Девять футов пройдет сын Фьёргюна ,
склоненный змеем, который не боялся врагов.
Все люди покинут свои дома. [32]

Генри Адамса Беллоуза : Перевод
Сюда приходит сын Хлотин,
Яркая змея зияет в небо вверху;
...
Против змея идет сын Отина.
В гневе поражает стража земли, —
Все люди должны бежать из своих домов;
Девять шагов проходит сын Фьёргина,
И, убитый змеем, бесстрашно он тонет. [33]

После этого, говорит вёльва , небо почернеет, прежде чем огонь поглотит мир, звезды исчезнут, пламя будет танцевать перед небом, поднимется пар, мир покроется водой, а затем он снова поднимется, зеленый и плодородный. [34]

Тор переходит реку вброд, а асы едут по мосту Биврёст , картина Фрелиха (1895 г.)

В поэме «Гримнисмал » бог Один, замаскированный под Гримнира , измученный, голодный и жаждущий, передает юному Агнару космологические знания, в том числе то, что Тор проживает в Трудхейме и что каждый день Тор переходит реки Кёрмт и Ормт. и два Керлаугара . Там, говорит Гримнир , Тор сидит как судья у огромного космологического мирового дерева Иггдрасиль . [35]

В «Скирнисмале бога Фрейра » посланник , Скирнир , угрожает прекрасной Герд , в которую Фрейр влюблен , многочисленными угрозами и проклятиями, в том числе о том, что Тор, Фрейр и Один рассердятся на нее, и что она рискует их «могущественными гнев". [36]

Тор - главный герой Харбардсльода , где после путешествия «с востока» он приходит к заливу, где встречает перевозчика, который называет свое имя Харбард (Один, снова замаскированный), и пытается поймать его. . Паромщик, крича из бухты, сразу же грубо и неприятно обращается с Тором и отказывается его переправить. Поначалу Тор придерживает язык, но Харбард становится только более агрессивным, и вскоре стихотворение становится летучим поединком между Тором и Харбардом , при этом раскрывая знания об этих двоих, включая убийство Тором нескольких йотнаров на «востоке» и женщин. на Хлези (ныне датский остров Лесё ). В конце концов, вместо этого Тор идет. [37]

Тир наблюдает, как Тор обнаруживает, что одна из его коз хромая, автор Фрелих (1895).

Тор снова является главным героем поэмы «Химисквида» , где после того, как боги поохотились и съели свою добычу, у них возникает желание выпить. Они «трясут ветками» и интерпретируют то, что говорят. Боги решают, что они найдут подходящие котлы в Эгира доме . Тор приходит в дом Эгира и находит его веселым, смотрит ему в глаза и говорит, что он должен приготовить пиры для богов. Раздраженный Эгир говорит Тору, что боги должны сначала принести ему подходящий котел, в котором можно будет варить эль. Боги ищут, но нигде не находят такого котла. Однако Тир говорит Тору, что у него может быть решение; к востоку от Эливагара живет Хюмир , и у него есть вот такой глубокий чайник. [38]

Итак, после того, как Тор охраняет своих коз в Тир доме Эгиля, Тор и идут в зал Хюмира в поисках котла, достаточно большого, чтобы сварить эль для них всех . Они прибывают, и Тир видит свою девятисотголовую бабушку и свою одетую в золото мать, последняя из которых приветствует их рогом. После того, как Хаймир , который не рад видеть Тора, приходит с холода на улице, Тира мать помогает им найти достаточно крепкий котел. Тор съедает большую порцию двух быков (все остальные едят, кроме одного), а затем засыпает. Утром он просыпается и сообщает Хюмиру , что следующим вечером хочет пойти на рыбалку и что он поймает много еды, но ему нужна наживка. Хаймир говорит ему пойти за наживкой с пастбища, что, как он ожидает, не должно стать проблемой для Тора. Тор выходит, находит лучшего быка Хюмира и отрывает ему голову. [39]

После пробела в рукописи стихотворения Химисквида внезапно снова встречает Тора и Хюмира в лодке в море. Хюмир ловит сразу несколько китов , а Тор наживляет свою удочку головой быка. Тор бросает свою леску, и чудовищный змей Ёрмунганд кусает. Тор тянет змея на борт и яростно бьет его молотом по голове. Ёрмунганд вскрикивает, и из-под воды доносится шумный шум, прежде чем в рукописи появляется еще один пробел. [40]

После второй лакуны Хюмир , несчастный и совершенно молчаливый, сидит в лодке, пока они гребут обратно к берегу. На берегу Хаймир предлагает Тору помочь ему отнести кита обратно на его ферму. Тор поднимает лодку и китов и несет все это обратно на . ферму Хаймира После того, как Тор успешно разбивает хрустальный кубок, бросив его в предложению голову Хаймира по Тира матери , Тору и Тиру дают котел. Тир не может его поднять, но Тору удается его перекатить, и они с ним уходят. На некотором расстоянии от дома Хюмира армия многоголовых существ во главе с Хюмиром нападает на двоих, но их убивает молот Тора. Хотя одна из его коз хромает на ногу, им двоим удается принести котел обратно, выпить много эля и с тех пор каждую зиму возвращаться к Тиру за новым. [41]

Тор поднимает свой молот, когда Локи покидает Фрелиха зал Эгира, картина ( 1895).

В поэме «Локасенна» полубог Локи сердито порхает с богами в морского существа Эгира чертоге . Однако Тор не присутствует на мероприятии, так как находится на востоке с неустановленными целями. Ближе к концу стихотворения Летучий обращается к Сиф , жене Тора, с которой, как утверждает Локи, спал. бога Фрейра Слуга Бейла вмешивается и говорит, что, поскольку все горы трясутся, она думает, что Тор идет домой. Бейла добавляет, что Тор умиротворит ссору, на что Локи отвечает оскорблениями. [42]

Приходит Тор и говорит Локи молчать и угрожает оторвать голову Локи от его тела своим молотом. Локи спрашивает Тора, почему он так зол, и комментирует, что Тор не осмелится сражаться с «волком» ( Фенриром ), когда он съест Одина (отсылка к предсказанным событиям Рагнарёка ). Тор снова велит ему молчать и угрожает бросить его в небо, где его больше никогда не увидят. Локи говорит, что Тору не следует хвастаться временем, проведенным на востоке, поскольку однажды он в страхе присел на большой палец перчатки (история, связанная с обманом с помощью магии Атгарда-Локи , изложенная в Прозаической Эдды книге «Gylfaginning» ), что, - комментирует он, - "вряд ли был похож на Тора". Тор снова говорит ему молчать, угрожая сломать Локи каждую кость. Локи отвечает, что намерен еще пожить, и снова оскорбляет Тора, упоминая его встречу с Атгарда-Локи . Тор отвечает четвертым призывом замолчать и угрожает отправить Локи в Хель . При последней угрозе Тора Локи сдается, комментируя, что только ради Тора он покинет зал, потому что «Я один знаю, что ты наносишь удар», и стихотворение продолжается. [43]

Ах, какая это милая горничная! (1902) Элмера Бойда Смита : Тор, к несчастью, одет богиней Фрейей и ее прислужницами как она сама.

В комедийной поэме «Тримсквида» Тор снова играет центральную роль. В стихотворении Тор просыпается и обнаруживает, что его мощный молот Мьёльнир пропал. Тор поворачивается к Локи и говорит ему, что никто не знает, что молот был украден. Эти двое идут в жилище богини Фрейи , и, чтобы он мог попытаться найти Мьёльнир , Тор спрашивает ее, может ли он одолжить ее плащ из перьев. Фрейя соглашается и говорит, что одолжила бы его Тору, даже если бы он был сделан из серебра или золота, и Локи улетает, свистя перьевой плащ. [44]

В Ётунхейме йотун Тримр , сидит на кургане плетёт золотые ошейники своим собакам и подстригает гривы своим лошадям. Тримр видит Локи и спрашивает, что может быть не так среди асов и эльфов ; почему Локи один в Ётунхейме ? Локи отвечает, что у него плохие новости как для эльфов, так и для асов — молот Тора, Мьёльнир , исчез. Тримр говорит, что он спрятал Мьёльнир на восемь лиг под землей, откуда его можно будет извлечь, но только если Фрейю принесут ему в качестве жены. Локи со свистом перьевого плаща улетает прочь из Ётунхейма и обратно во двор богов. [45]

Тор спрашивает Локи, увенчались ли его усилия успехом, и что Локи должен сказать ему, пока он еще находится в воздухе, поскольку «от сидящего человека часто ускользают сказки, а лежащий человек часто лает ложь». Локи утверждает, что это действительно была попытка, а также успех, поскольку он обнаружил, что у Трима есть молот, но его нельзя вернуть, если Фрейю не привести к Триму в качестве его жены. Они возвращаются к Фрейе и говорят ей надеть свадебный головной убор, поскольку они отвезут ее в Ётунхейм . Фрейя , возмущенная и разгневанная, приходит в ярость, заставляя все залы асов дрожать от ее гнева, и ее ожерелье, знаменитый Брисингамен , падает с нее. Фрейя демонстративно отказывается. [46]

В результате боги и богини встречаются и собираются, чтобы обсудить этот вопрос. При этом бог Хеймдалль предлагает, чтобы вместо Фрейи Тор был одет как невеста, дополненный драгоценностями, женской одеждой до колен, свадебным головным убором и ожерельем Брисингамен . Тор отвергает эту идею, однако Локи возражает, что это будет единственный способ вернуть Мьёльнир . указывает, что без Мьёльнира ётнары Локи смогут вторгнуться и поселиться в Асгарде . Боги одевают Тора как невесту, и Локи заявляет, что он пойдет с Тором в качестве его служанки, и что они вместе поедут в Ётунхейм . [47]

После совместной поездки на колеснице Тора , запряженной козлом , они, замаскированные, прибывают в Ётунхейм . Тримр приказывает йотнару в своем чертоге расстелить солому на скамейках, потому что Фрейя прибыла, чтобы стать его женой. Тримр рассказывает о своих любимых животных и предметах, заявляя, что Фрейя — это все, чего ему не хватало в его богатстве. [48]

Рано вечером переодетые Локи и Тор встречаются с Тримром и собравшимися йотнарами . Тор яростно ест и пьет, съедая целых животных и три бочонка меда . Тримр обнаруживает, что такое поведение противоречит его впечатлению о Фрейе , и Локи, сидя перед Тримром и изображая себя «очень проницательной девушкой», оправдывается тем, что поведение « Фрейи » связано с тем, что она ничего не употребляла в течение целых восьми дней. до прибытия из-за ее стремления приехать. Затем Тримр поднимает вуаль « Фрейи » и хочет поцеловать «ее». На него смотрят ужасающие глаза, словно горящие огнём. Локи говорит, что это потому, что « Фрейя » в своем рвении не спала восемь ночей. [48]

Появляется «несчастная сестра» йотнара , просит свадебный подарок от « Фрейи », и йотнар выводит Мьёльнира , чтобы «освятить невесту», положить его ей на колени и обвенчать их «рукой» богиня Вар . Тор внутренне смеется, когда видит молот, хватает его, ударяет Трима , побеждает всех йотнаров , убивает их «старшую сестру» и таким образом возвращает свой молот. [49]

Солнце светит в зале (1908) У. Г. Коллингвуда : Тор сжимает руку дочери и посмеивается над «мудрым» карликом , которого он перехитрил.

В стихотворении «Альвиссмал » Тор обманывает гнома и Альвиса приводит его к гибели, когда обнаруживает, что тот хочет жениться на его дочери (неназванной, возможно, Трудре ). В начале стихотворения Тор встречает гнома, который говорит о женитьбе. Тор находит гнома отталкивающим и, видимо, понимает, что невеста — его дочь. Тор комментирует, что свадебное соглашение было заключено между богами, пока Тора не было, и что гном должен получить его согласие. Для этого, говорит Тор, Альвисс должен рассказать ему все, что он хочет знать обо всех мирах , которые посетил гном. В ходе длинной сессии вопросов и ответов Алвисс делает именно это; он описывает природные особенности в том виде, в котором они известны на языках различных рас существ в мире, и дает ряд космологических знаний. [50]

Однако сеанс вопросов и ответов оказывается уловкой Тора, поскольку, хотя Тор отмечает, что он действительно никогда не видел никого с большей мудростью в груди, Тору удалось задержать карлика достаточно, чтобы Солнце обратило его в камень; «Сейчас рассветает над тобой, гном, теперь солнце светит в зале». [51]

В стихотворении Hyndluljóð Фрейя Тору , предлагает -йотунн женщине Хиндле принести в жертву чтобы она могла быть защищена, и отмечает, что Тор не очень заботится о женщинах -йотунн . [52]

Проза Эдда , Хеймскрингла и саги

В прологе к прозаической Эдде Тор эвгемеризируется как принц Трои и сын Менона от Троаны, дочери Приама . Говорят, что Тор, также известный как Трор , женился на пророчице Сивилле (отождествляемой с Сиф ). Далее здесь говорится, что Тор был воспитан во Фракии вождём по имени Лорикус , которого он позже убил, чтобы принять титул «царя Фракии», что у него был бледный цвет лица и волосы «прекраснее золота», и что он был достаточно сильный, чтобы поднять десять медвежьих шкур. [53] В более поздних сагах он описывается как рыжебородый. [54] но в Эддах нет никаких свидетельств наличия рыжей бороды. [55]

Имя асов объясняется как «люди из Азии », Асгард — это «азиатский город» (т. е. Троя). Альтернативно, Троя находится в Тюркланде (Турция, т. е. Малая Азия), а Азиалэнд — это Скифия , где Тор основал новый город под названием Асгард. Один — отдаленный потомок Тора, удаленный на двенадцать поколений, который возглавил экспедицию через Германию, Данию и Швецию в Норвегию.

В «Прозаической Эдде» Тор упоминается во всех четырёх книгах; Пролог , рождение гильфов , поэзия и речь .

В Хеймскрингле , составленном в 13 веке Снорри Стурлусоном , Тор или статуи Тора упоминаются в «Саге об Инглинге» , «Саге о Хаконаре» , «Саге об Олафе Трюггвасонаре » и «Саге об Олафе Хельге» . В пятой главе саги об Инглингах приводится сильно эвгемеризованное повествование о богах, где Тор описывается как гот — языческий жрец, которого дал Один (который сам, как объясняется, был чрезвычайно могущественным магом, владеющим магией). вождь с востока) жилище в мифическом месте Трудвангр , на территории нынешней Швеции. В повествовании саги добавляется, что многочисленные имена, широко использовавшиеся на момент написания повествования, произошли от Тора . [56]

Святой Олаф

Средневековые изображения святого Олафа переняли черты Тора. Эта деревянная статуя находится в кирке Санкт-Олофс в Скании .

Примерно в XII веке народные традиции и иконография христианизированного короля Норвегии Олафа II (Святой Олаф; ок. 995–1030) вобрали в себя элементы Тора и Фрейра. [57] После смерти Олафа его культ быстро распространился по всей Скандинавии, где ему было посвящено множество церквей, а также в других частях Северной Европы. В его культе отчетливо сочетались как церковные, так и народные элементы. От Тора он унаследовал вспыльчивость, физическую силу и заслуги убийцы великанов. Ранние изображения изображают Олафа чисто выбритым, но после 1200 года он появляется с рыжей бородой. [58] На протяжении веков Олаф фигурировал в народных традициях как убийца троллей и великанов, а также защитник от злых сил. [59]

Современный фольклор

Сказки о Торе или под влиянием местных традиций относительно Тора продолжались и в современный период, особенно в Скандинавии. В XIX веке учёный Якоб Гримм записывает различные фразы, сохранившиеся в германских языках и относящиеся к богу, такие как норвежское Thorsvarme («Тепло Тора»), обозначающее молнию, и шведское godgubben åfar («Старый добрый (товарищ) принимает поездка»), а также слово tordön («Грохот Тора» или «Гром Тора»), когда он гремит. Гримм отмечает, что временами скандинавы часто «больше не любили произносить настоящее имя бога или хотели превозносить его отеческую доброту». [60] В Швеции, вероятно, это был эвфемизм, когда люди называли гром «поездкой бога» – * ās-ækia (СОБСТВЕННЫЙ: * áss-ekja ), в результате чего появилось современное шведское слово, обозначающее гром – åska . [61]

Тор по-прежнему изображался в виде рыжебородой фигуры, о чем свидетельствует датская рифма, в которой он все же упоминался как Thor med sit lange skæg («Тор с длинной бородой»), а также северофризское проклятие diis ruadhiiret donner regiir! («пусть рыжий гром об этом позаботится!»). [60]

Скандинавское народное поверье о том, что молния отпугивает троллей и йотнаров, появляется во многих скандинавских сказках и может быть поздним отражением роли Тора в борьбе с такими существами. В связи с этим отсутствие троллей и эттинов в современной Скандинавии объясняется «точностью и эффективностью ударов молний». [62]

В Нидерландах в «Сагах о Велюве» есть история под названием «Происхождение Удделерен Бликмеер» , в которой рассказывается о Торе и его битве с Зимними великанами. [63]

Археологические данные

Подвески-молоты, монеты-молоты и статуя Эйрарланда.

Около 1000 подвесок необычной формы, изображающих молот Тора, были раскопаны на территории сегодняшних стран Северной Европы, Англии, северной Германии, стран Балтии и России. Большинство из них имеют очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более совершенный дизайн с орнаментом. Подвески были найдены в самых разных местах (в том числе на городских объектах и ​​в кладах) и имеют разную форму. Точно так же были обнаружены монеты с изображением молота.

Статуя Эйрарланда , фигура из медного сплава, найденная недалеко от Акюрейри , Исландия, датируемая примерно 11 веком, может изображать Тора сидящим и сжимающим свой молот. [64]

Свастики

Деталь свастики на Снолделевском камне IX века.

Символ свастики был идентифицирован как символ молота или молнии Тора. [65] Ученый Хильда Эллис Дэвидсон (1965) комментирует использование свастики как символа Тора:

Защитный знак молота носили женщины, о чем мы знаем из того факта, что он был найден в женских могилах. Судя по всему, воин тоже использовал его в форме свастики. ... Первоначально он, по-видимому, был связан со светом и огнем, а также с солнечным колесом. Возможно, именно из-за связи Тора с молнией этот знак использовался как альтернатива молоту, поскольку он встречается на мемориальных камнях в Скандинавии, помимо надписей Тору. Когда мы находим его на навершии меча воина и на его поясе, предполагается, что воин отдал себя под защиту Бога Грома. [66]

III века Свастики появляются на различных германских объектах, начиная с периода миграции до эпохи викингов, таких как Værløse Fibula (DR EM85;123) из Зеландии , Дании; готическое , острие из Брест-Литовска Беларусь; многочисленные брактеаты периода миграции ; урны для кремации из ранней англосаксонской Англии ; VIII века Сэбё меч из Согна , Норвегия; 9-го века и камень Снольделев (DR 248) из Рамсё , Дания.

Эпонимия и топонимия

Знак границы города с обозначением Торсагера («Акр Тора»), Дания.
Знак деревни Терсли в графстве Суррей, Англия.

Многочисленные топонимы в Скандинавии содержат древнескандинавское имя Торр . Идентификация этих топонимов как указывающих на религиозное значение осложняется вышеупомянутым распространенным использованием Тора как элемента личного имени. Культовая значимость может быть обеспечена только в географических названиях, содержащих элементы -vé (обозначающий местонахождение , типа языческого германского святилища), –hóf (сооружение, используемое в религиозных целях, см. языческий hofs ) и –lundr ( священная роща ). Топоним Þórslundr встречается с особой частотой в Дании (и имеет прямые родственники в норвежских поселениях в Ирландии , таких как Coill Tomair ), тогда как Þórshof появляется особенно часто в южной Норвегии . [67] Торсо ( Остров Тора ) появляется на западном побережье Швеции. Тор также появляется во многих географических названиях Уппланда .

В английских топонимах древнеанглийское Thunor (в отличие от древнескандинавской формы имени, позднее введенной в данелау ) оставило сравнительно мало следов. Примеры включают Тандерсли , от * Thunores hlæw и Thurstable (древнеанглийский «столб Тунора»). [67] Министр иностранных дел Стентон отметил, что такие топонимы, очевидно, были ограничены саксонской и ютской территорией и не встречаются в английских районах. [17] [68]

На территории нынешней Германии места, названные в честь Тора, редко упоминаются, но ряд мест под названием Доннерсберг (по-немецки «гора Доннера») могут получить свое название от божества Доннера , южногерманской формы имени бога. [67] Еще в 19 веке в Исландии особая порода лис была известна как holtaþórr («Тор из холта »), вероятно, из-за красной шерсти этой породы. [69] В Швеции в XIX веке гладкие клиновидные камни, найденные в земле, назывались Торвиггар («клинья Тора»), согласно народному поверью, что однажды бросил их в тролля бог Тор . (Сравните Громовые камни .) Точно так же в народной традиции метеориты можно считать памятниками Тору из-за их огромного веса. На шведском острове Готланд вид жука ( Scarabæus stercorarius в честь бога был назван ); Торбагг . Если найти жука перевернутым и перевернуть его, можно завоевать расположение Тора. В других регионах Швеции название жука, похоже, было демонизировано в результате христианизации, где насекомое стало известно как Тордеджефвул или Тордифвел (оба означают «Тор-дьявол»). [70]

На северо-западе Испании ) протекает река Торио в муниципалитете Карменес ( Леон , названная в честь бога Тора. [71]

Происхождение, теории и интерпретации

Тор очень похож на других индоевропейских божеств, связанных с громом: кельтского Тараниса , [72] [73] эстонская балтийский Таара ), (или Тарапита Перкунас , славянский Перун , [74] и особенно индуистский Индра , чье грозное оружие - ваджра - является очевидной параллелью, отмеченной еще Максом Мюллером . [75] Ученые сравнили убийство Вритры Индрой с битвой Тора с Ёрмунгандром . [73] Хотя в прошлом предполагалось, что Тор был местным богом неба или пришел из Скандинавии из эпохи викингов, эти индоевропейские параллели делают его сегодня общепринятым как производное от протоиндоевропейского божества . [73] [76] [77] [78]

В Жоржа Дюмезиля Тор трехфункциональной гипотезе индоевропейской религии представляет вторую функцию — силу. Дюмезиль отмечает, что в результате перемещений он не возглавляет армии; большинство функций Индры фактически перешло к Одину. [79] Многие ученые отмечают связь Тора с плодородием, особенно в более позднем фольклоре и в его рефлексе, представленном саамскими хора галлес («добрый человек Тор»). Для Дюмезиля это сохранение крестьянами лишь побочного эффекта атмосферных сражений бога: оплодотворяющего дождя. [80] Другие подчеркивали тесную связь Тора с человечеством во всех его проблемах. [81] Ученый Хильда Эллис Дэвидсон резюмирует:

Культ Тора был связан с жилищем и имуществом мужчины, а также с благополучием семьи и общества. Это включало в себя плодородие полей, а Тор, хотя в мифах он изображался в первую очередь как бог грозы , также заботился о плодородии и сохранении сезонного цикла. В наши времена маленькие каменные топоры из далекого прошлого использовались как символы плодородия и помещались фермерами в лунки, проделанные сеялкой, чтобы получить первое весеннее семя. Брак Тора с Сиф золотоволосой , о которой мы мало слышим в мифах, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли , когда он приходит на землю в грозу и буря приносит дождь, который делает поля плодородными. Таким образом, Тор, как и Один, можно считать продолжателями культа бога неба, известного в бронзовом веке . [82]

Современное влияние

Тор, избивающий змея Мидгарда (1790) Генри Фюзели
Датский значок на голове велосипеда начала 20-го века с изображением Тора.

В наше время Тора продолжают упоминать в искусстве и художественной литературе. Начиная с оды Ф. Дж. Клопштока « Тору, Wir und Sie» 1776 года , Тор был предметом стихов на нескольких языках, в том числе эпической поэмы Адама Готтлоба Оленшлегера 1807 года «Thors reise til Jotunheim» и еще трех стихотворений того же автора ( Hammeren hentes , Thors fiskeri и Thor besøger Hymir ), собранные в его Nordens Guder 1819 года ; Хобот Тора (1859) Вильгельма Герца ; сатирическая поэма 1820 года Mythologierne eller Gudatvisten Штирнстолпе Дж. М. ; «Мифология Нордена или Sinnbilled-Sprog » (1832), автор NFS Grundtvig ; поэма Хармен» « Тора Торильда ; «Миф о Торе» (1836) Людвига Уланда ; Молот Тора (1915) В. Шульте против. Брюль ; Ганса Фридриха Бланка « Мистер Дуннар и крестьяне» (опубликовано в «Сказках и легендах» , 1937); и «Возвращение молота» (1977) Х. К. Артмана . [83] На английском языке он фигурирует, например, в романе Генри Уодсворта Лонгфелло «Вызов Тора» (1863). [84] и в двух работах Редьярда Киплинга : «Письма о путешествиях: 1892–1913» и «Холодное железо» в «Наградах и феях» . Л. Спрэга де Кампа из Гарольд Ши встретился с Тором, как и с другими скандинавскими богами, в первом из многих фантастических приключений Ши.

Художники также изображали Тора в живописи и скульптуре, в том числе в картине Генри Фюзели 1780 года «Тор, избивающий змея Мидгарда» ; HE Freund работы Статуя Тора 1821–1822 годов ; работы Б. Е. Фогельберга 1844 года Мраморная статуя Тора ; Картина Мортена Эскила Винге 1872 года « Битва Тора с гигантами» ; Рисунок К. Эренберга 1883 года «Один, Тор и Магни» ; несколько иллюстраций Э. Доплера, опубликованных в книге Вильгельма Раниша » 1901 года « Вальхолл ( Тор ; Тор и Мидгардский змей ; Тор сражается с Хрунгниром ; Тор, переодетый невестой, с великаном Тримом ; Тор с Хаймиром ; Тор со Скрюмиром ; Тор переправляется через реку Вимур ) ; рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года «Тор и гора» и «Сиф и Тор» ; Картина Г. Поппе «Тор» ; Рисунок Э. Поттнера 1914 года «Тень Тора» ; Х. Наттера Мраморная статуя Тора ; и иллюстрации У. Брембера 1977 года к Die Heimholung des Hammers» книге Х.К. Артмана « . [83]

В области науки и техники шведский химик Йонс Якоб Берцелиус (1779–1848) открыл химический элемент , названный им в честь Тора – торий . [85] Тор также является тезкой ракеты PGM-17 Thor .

В 1962 году американский художник комиксов Джек Кирби , Marvel Comics редактор Стэн Ли и его брат Ларри Либер создали в комиксе « Путешествие в тайну» серию комиксов, изображающую Тора в роли супергероя . [86] Эта версия Тора изображается чисто выбритым блондином, а не рыжеволосым и бородатым. Вскоре журнал добавил резервную статью «Сказки Асгарда», в которой Кирби иллюстрировал истории из скандинавской мифологии; в конце концов журнал был переименован в «Тор» . Ли и Кирби включили Тора в число основателей своей команды супергероев «Мстители» . Тор изображался в кинематографической вселенной Marvel австралийским актером Крисом Хемсвортом , появляясь в фильмах «Тор» , «Мстители» , «Тор: Мир тьмы» , « Мстители: Эра Альтрона» , «Доктор Стрэндж» , «Команда Тора» , «Тор: Рагнарёк » , «Мстители: Война бесконечности» , «Мстители». : Финал и Тор: Любовь и Гром . [87] Тор также фигурировал в комиксах других издателей. В комиксах Savage Dragon Тор изображен злодеем. В комиксе Нила Геймана « Песочный человек » Тор изображен шутом, владеющим крошечным молотком из ириски.

Впервые описанная в 2013 году землеройка-герой Тора ( Scutisorex thori ) — вид землероек , обитающий в Демократической Республике Конго . Он и родственный ему вид , землеройка-герой ( Scutisorex somereni ), являются единственными видами млекопитающих, у которых, как известно, сросшиеся позвонки . [88] Команда назвала землеройку в честь Тора из-за ассоциации бога с силой. [88]

С 2015 по 2017 год вымышленная версия Тора была второстепенным персонажем в «Магнус Чейз и Боги Асгарда» . трилогии [89] фэнтезийных романов, написанных американским писателем Риком Риорданом и опубликованных Disney - Hyperion , действие которых происходит в той же вымышленной вселенной, что и « Хроники Лагеря полукровок» , и серия «Хроники Кейна» того же автора. В книгах Нила Геймана «Американские боги и скандинавская мифология» также фигурирует Тор.

В январе 2020 года стриминговый сервис Netflix выпустил «Рагнарёк» . В сериале старшеклассник Магне Зайер получает силы и способности Тора, чтобы сражаться с гигантами, которые загрязняют Норвегию и убивают людей. Netflix выпустил второй сезон 27 мая 2021 года. Тора/Магне играет Дэвид Стэкстон . [90]

Тор также фигурирует в ряде видеоигр. В от Ensemble Studios игре Age of Mythology 2002 года Тор — один из трёх главных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. [91] [92] [93] В , выпущенной студией Санта-Моники видеоигре God of War в 2018 году , Тор упоминается повсюду, а его сыновья Магни и Моди являются второстепенными антагонистами. Тор появляется в конце основной сюжетной линии, если игрок выполняет определенные условия сложности. [94] [95] Он гораздо более существенно появляется в продолжении игры God of War Ragnarök 2022 года в роли главного антагониста, которого играет Райан Херст . [96] Тор также упоминается в от Ubisoft игре Assassin's Creed Valhalla 2020 года , где игрок может найти и использовать его предметы, такие как Мьёльнир, в бою. [97] Тор также является одним из игровых богов в от третьего лица на боевой арене многопользовательской онлайн- игре Smite . [98]

См. также

Примечания

  1. ^ Линдоу 2002 , с. 205.
  2. ^ де Врис 1962 , с. 618; Орел 2003 , с. 429
  3. ^ Перейти обратно: а б с Торгейрссон, Хаукур (1 декабря 2023 г.). «Имя Тора и передача древнескандинавской поэзии» . Неофилолог . 107 (4): 701–713. дои : 10.1007/s11061-023-09773-w . ISSN   1572-8668 . S2CID   261040519 .
  4. ^ Orel 2003 , p. 429, Delamarre 2003 , p. 290
  5. ^ Деламар 2003 , стр. 290; Матасович 2009 , стр. 384; Кох 2020 , стр. 142–144.
  6. ^ Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . ISSN   0029-5973 . JSTOR   3270472 .
  7. ^ Кох 2020 , стр. 142–144.
  8. ^ Симек 2007 .
  9. ^ Оксфордский словарь английского языка , sv «Четверг ( сущ. и нар. ), Этимология», сентябрь 2023 г., дои : 10.1093/OED/8603919228 .
  10. ^ Симек 2007 , с. 321.
  11. ^ Ройманс 2009 , с. 227.
  12. ^ Бирли (1999:42).
  13. ^ Бирли (1999:107).
  14. ^ Бирли (1999:42 и 106–107).
  15. ^ Симек 1984 , стр. 172–173.
  16. ^ Симек (2007:235–236).
  17. ^ Перейти обратно: а б Тюрвиль-Петре (1964:99)
  18. См. North (1998:238–241) о туннораде и рассказах о Туноре .
  19. ^ Симек (2007:276).
  20. ^ Симек (2007:238) и Робинсон (1916:63).
  21. ^ Турвиль-Петре (1964: 99–100); варианты текстов в мсс. Стоу 944 , Коттон Калигула А. xiv, Лондон, Ламбетский дворец 427.
  22. ^ Орчард (1997: 168–169).
  23. ^ Норт (1998:236).
  24. ^ Маклеод, Человек (2006:120).
  25. ^ Маклеод, Человек (2006:28).
  26. ^ Перейти обратно: а б Сойер (2003:128).
  27. ^ МакКиннелл, Симек, Дювель (2004: 122–123).
  28. ^ Линдквист (1933: 102–103).
  29. ^ Меуленграхт Соренсен (1986: 262, 269).
  30. ^ Маклеод, Человек (2006:30).
  31. ^ Ларрингтон (1999:320).
  32. ^ Торп (1907:7).
  33. ^ Беллоуз (1923:23).
  34. ^ Ларрингтон (1999: 11–12).
  35. ^ Ларрингтон (1999:57).
  36. ^ Ларрингтон (1999:66).
  37. ^ Ларрингтон (1999: 69–75).
  38. ^ Ларрингтон (1999: 78–79).
  39. ^ Ларрингтон (1999: 79–80).
  40. ^ Ларрингтон (1999:81).
  41. ^ Ларрингтон (1999: 82–83).
  42. ^ Ларрингтон (1999:84 и 94).
  43. ^ Ларрингтон (1999: 94–95).
  44. ^ Ларрингтон (1999:97).
  45. ^ Ларрингтон (1999: 97–98).
  46. ^ Ларрингтон (1999:98).
  47. ^ Ларрингтон (1999:99).
  48. ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон (1999:100).
  49. ^ Ларрингтон (1999:101).
  50. ^ Ларрингтон (1999: 109–113). О гипотезе Труда см. Orchard (1997:164–165).
  51. ^ Ларрингтон (1999:113).
  52. ^ Ларрингтон (1999:254).
  53. ^ Орчард, Энди (2003). Критический спутник Беовульфа . Boydell & Brewer Ltd. с. 120. ИСБН  978-1-84384-029-9 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 28 января 2023 г. Страница 120: «Он был так же прекрасен на вид, когда приходил среди других людей, как когда слоновая кость инкрустирована в дуб. Его волосы светлее золота».
  54. ^ О рыжей бороде и использовании слова «Рыжая Борода» в качестве эпитета для Тора см. HR Ellis Davidson , Gods and Myths of Northern Europe , 1964, repr. Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин, 1990 г., ISBN   0-14-013627-4 , с. 85. Архивировано 7 апреля 2023 года в Wayback Machine со ссылкой на « Сагу об Олафе Трюггвасоне во Флатейярбоке» , «Сагу об Эрике Рыжем » и «Сагу о Флоаманне» .
  55. ^ Густафсон, Ганс (16 мая 2018 г.). Учимся на других религиозных традициях: оставляя место святой зависти . Спрингер. п. 77. ИСБН  978-3-319-76108-4 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 28 января 2023 г. Страница 77: «Мне всегда казалось немного странным, что эта конкретная интерпретация — что основная космологическая поэма скандинавской мифологии построена на христианских мотивах, которые никогда не излагаются и не упоминаются в тексте — стала прочно укоренена в дисциплине 77». Скандинавские исследования, такие как легко опровергаемое утверждение, повторяемое каждым крупным ученым, о том, что у Тора в Эддах была рыжая борода.¹³ "
  56. ^ Холландер (2007: 10–11).
  57. ^ Дюмезиль (1973:125).
  58. ^ Линдал, Макнамара и Линдоу 2002 , с. 299.
  59. ^ Астас 1993 , стр. 446.
  60. ^ Перейти обратно: а б Гримм (1882:166—77).
  61. ^ Хеллквист, Элоф (1922). Шведский этимологический словарь ( на шведском языке). Лунд: Глируп. стр. 1202 .
  62. См. Линдоу (1978:89), но отмечено еще Торпом (1851:154), который утверждает: «Страх, который испытывают тролли перед громом, восходит к временам язычества, Тор, бог грома, был смертельным врагом. своей расы».
  63. ^ Веггелаар, Ева. Создание Юдделер- и Бледного озера – Тунар и зимние великаны
  64. ^ Орчард (1997:161).
  65. ^ Символ был идентифицирован как таковой еще в 19 веке; примеры включают Worsaae (1882:169) и Грега (1884:6).
  66. ^ Дэвидсон (1965: 12–13).
  67. ^ Перейти обратно: а б с Симек (2007:321).
  68. ^ Стентон, Фрэнк (1941). «Историческое значение топонимических исследований: англосаксонское язычество». Труды Королевского исторического общества , 4-я серия, XXIII, 1–24, стр. 17–; (1971). Англосаксонская Англия , Оксфордская история Англии 2, 1943, 3-е изд. Оксфорд: Clarendon Press, 1971, ISBN   9780198217169 , стр. 99–100.
  69. ^ Гримм (1882:177).
  70. ^ Торп (1851:51–54).
  71. ^ Фиерро, Анхель (1996). Дерево. Традиционные истории . Леон: Эдилеса. п. 59. ИСБН  84-8012-143-2 .
  72. ^ Де Врис (1957:111).
  73. ^ Перейти обратно: а б с Симек (2007:322).
  74. ^ Турвиль-Петре (1964: 96–97).
  75. ^ Фридрих Макс Мюллер (1897). Вклад в науку мифологии . Лонгманс Грин. стр. 744–749 .
  76. ^ Дюмезиль (1973:17).
  77. ^ Де Врис (1957:151–53)
  78. ^ Турвиль-Петре (1964: 103–05)
  79. ^ Дюмезиль. Беда и несчастье воина . 2-е изд. Фламмарион, 1985, с. 168 (на французском языке)
  80. ^ Дюмезиль (1973:71–72).
  81. ^ Де Врис (1957:152–53)
  82. ^ Дэвидсон (1975:72).
  83. ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:323).
  84. ^ Арнольд (2011 : 141)
  85. ^ Моррис (1992:2212).
  86. ^ Рейнольдс (1994:54).
  87. ^ «Тор: Крис Хемсворт рассказывает о будущем выходе из MCU» . Логово Компьютерщика . 23 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 7 июля 2022 г.
  88. ^ Перейти обратно: а б Джонсон (2013).
  89. ^ «Рик Риордан анонсирует «Магнуса Чейза и богов Асгарда» » . Хайпабле . 23 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
  90. ^ Скотт, Шина (29 мая 2021 г.). « 2-й сезон «Рагнарека» на Netflix: Пересказ скандинавской мифологии» . Форбс . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.
  91. ^ «Руководство по Wiki Age of Mythology: Главные боги» . ИГН . 23 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2021 г. Проверено 19 августа 2021 г.
  92. ^ «Эпоха мифологии» . п. 20 – через webarchive.org.
  93. ^ «Справочник по эпохам мифологии» . п. 33 – через webarchive.org.
  94. ^ «Все известно о Торе из God of War до продолжения Рагнарока» . Игра Рэнт . 4 января 2021 года. Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
  95. ^ «God of War (2018) Wiki Guide: Тор» . ИГН . 7 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  96. ^ «Как персонажи God of War Ragnarok сравниваются с реальным скандинавским мифом» . Полигон . 24 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 г. . Проверено 19 августа 2021 г.
  97. ^ Блейн, Луиза (11 мая 2021 г.). «Assassin's Creed Valhalla Доспехи Тора: Где найти снаряжение Тора и Мьёльнир» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.
  98. ^ «Боги» . smitegame.com . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 19 августа 2021 г.

Ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4022cdeb275c3838bb2edab07ab65d88__1720217220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/88/4022cdeb275c3838bb2edab07ab65d88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)