Европейское общество
Эта статья является частью серии, посвященной |
Корпоративное право |
---|
Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Европейская компания ( Классическая латынь : [sɔˈkɪ.ɛtaːs eu̯roːˈpae̯.a] , Церковная латынь : [soˈtʃi.etas eu̯roˈpe.a] ; «Европейское общество» или «компания»; множественное число: societates Europaeae ; сокр. SE ) — публичная компания, зарегистрированная в соответствии с корпоративным законодательством Европейского Союза (ЕС), введенным в 2004 году Постановлением Совета об уставе европейской компании . [2] Такая компания может легче перейти или объединиться с компаниями в других государствах-членах ЕС .
По состоянию на апрель 2018 года зарегистрировано более 3000 регистраций, включая следующие девять компонентов (18%) индекса Euro Stoxx 50 фондового рынка ведущих компаний еврозоны (без обозначения SE): Airbus , Allianz , BASF , E.ON. , Fresenius , LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton (и ее дочерняя компания Dior ), SAP , Schneider Electric и Unibail-Rodamco-Westfield . [3] [4]
Национальное законодательство продолжает дополнять основные нормы Положения о создании и слияниях. Положение о европейских компаниях дополняется Директивой об участии сотрудников компании , которая регулирует правила участия сотрудников в совете директоров . Существует также статут, разрешающий создание европейских кооперативных обществ .
Основные положения
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]Устав предусматривает пять способов создания европейской компании с ограниченной ответственностью: [5]
- Путем слияния национальных компаний разных стран-членов
- Путем создания европейской компании с ограниченной ответственностью в качестве материнской компании в холдинговой структуре акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью из разных государств-членов.
- Путем создания совместного предприятия между компаниями (или другими организациями) в разных государствах-членах.
- Путем создания дочерней компании SE национальной компании
- Путем преобразования национальной компании в SE
Образование путем слияния доступно только публичным компаниям с ограниченной ответственностью из разных государств-членов. Холдинговую компанию SE могут создать публичные и частные компании с ограниченной ответственностью , зарегистрированные офисы которых находятся в разных государствах-членах ЕС, а также имеющие дочерние компании или филиалы в государствах-членах, отличных от зарегистрированного офиса. Создание совместной дочерней компании доступно при тех же обстоятельствах любому юридическому лицу, регулируемому публичным или частным правом. [6]
Минимальный капитал
[ редактировать ]SE должна иметь минимальный подписной капитал в размере 120 000 евро в соответствии со статьей 4(2) директивы, при условии, что если государство-член требует большего капитала для компаний, осуществляющих определенные виды деятельности, то же требование будет также применяться к SE с зарегистрированным офисом в этом государстве-члене (статья 4(3)).
Зарегистрированный офис
[ редактировать ]Зарегистрированный офис SE, указанный в уставе, должен быть местом, где находится ее центральная администрация, то есть ее истинный центр операций. SE может перенести свой зарегистрированный офис в пределах Европейской экономической зоны без роспуска компании в одном государстве-члене для создания новой в другом государстве-члене; однако такая передача подпадает под действие положений статьи 8, которые требуют, среди прочего, составления предложения о передаче, отчета, обосновывающего юридические и экономические аспекты передачи и выдачи, компетентным органом государства-члена в в котором зарегистрирована ГП, свидетельства, подтверждающего выполнение необходимых действий и формальностей.
Применимое законодательство
[ редактировать ]Уточнен порядок старшинства законов, применимых к SE.
Регистрация и ликвидация
[ редактировать ]Регистрация и завершение ликвидации SE должны быть раскрыты в информационных целях в Официальном журнале Европейских сообществ. Каждая SE должна быть зарегистрирована в штате, где она имеет зарегистрированный офис, в реестре, установленном законодательством этого штата.
Уставы
[ редактировать ]Устав SE должен предусматривать в качестве органов управления годовое общее собрание акционеров, а также либо правление и наблюдательный совет (двухуровневая система), либо административный совет (одноуровневая система). В рамках двухуровневой системы SE управляется правлением . Член или члены правления имеют право представлять компанию в отношениях с третьими лицами и в судебных разбирательствах. Они назначаются и освобождаются от должности наблюдательным советом . Никто не может одновременно быть членом правления и наблюдательного совета одного и того же общества. Однако наблюдательный совет может назначить одного из своих членов для выполнения функций члена правления в случае его отсутствия по причине отпуска. На этот период функции заинтересованного лица в качестве члена наблюдательного совета приостанавливаются. В рамках одноуровневой системы SE управляется административным советом . Член или члены правления имеют право представлять компанию в отношениях с третьими лицами и в судебных разбирательствах. В рамках одноуровневой системы административный совет может делегировать полномочия управления одному или нескольким своим членам.
Следующие операции требуют разрешения наблюдательного совета или обсуждения административного совета:
- любой инвестиционный проект, требующий суммы, превышающей процент подписного капитала
- заключение договоров поставки и исполнения, если общий оборот, предусмотренный в них, превышает процент оборота за предыдущий финансовый год
- привлечение или предоставление кредитов, выпуск долговых ценных бумаг и принятие обязательств третьей стороны или поручительство за третью сторону, когда общая денежная стоимость в каждом случае превышает процент подписного капитала
- создание, приобретение, отчуждение или закрытие предприятий, предприятий или частей предприятий, цена покупки или поступления от продажи которых превышают процент подписного капитала
- указанный выше процент определяется уставом SE. Она не может быть менее 5% и более 25%.
Годовые отчеты
[ редактировать ]SE должна составлять годовую отчетность, включающую баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания к счетам, а также годовой отчет, дающий объективное представление о деятельности компании и ее положении; также может потребоваться консолидированная отчетность.
Налогообложение
[ редактировать ]В вопросах налогообложения SE рассматривается так же, как и любая другая транснациональная корпорация, т.е. на нее распространяется налоговый режим национального законодательства, применимый к компании и ее дочерним компаниям. SE облагаются налогами и сборами во всех государствах-членах, где расположены их административные центры.
Закрытие
[ редактировать ]Ликвидация, ликвидация, несостоятельность и приостановление выплат в значительной степени регулируются национальным законодательством. Когда SE переносит свой зарегистрированный офис за пределы Сообщества или каким-либо иным образом больше не соответствует требованиям статьи 7, государство-член должно принять соответствующие меры для обеспечения соблюдения или принять необходимые меры для обеспечения ликвидации SE.
Состояние законодательства и его реализация
[ редактировать ]Регламент Совета (ЕС) № 2157/2001 [7] от 8 октября 2001 г. об Уставе европейской компании (SE).
Директива Совета 2001/86/EC [8] от 8 октября 2001 г., дополняющий Устав европейской компании в отношении привлечения сотрудников.
См. также: Сборник пресс-релизов, правил, директив и часто задаваемых вопросов по Уставу европейских компаний Europa. [9]
Великобритания
[ редактировать ]После выхода Великобритании из Европейского Союза любая SE, зарегистрированная в Соединенном Королевстве, была преобразована в Societas Соединенного Королевства , а компании UK Societas заменили SE в своем названии. UK Societas сохраняет многие элементы структуры SE, но, что важно, без возможности перенести свой зарегистрированный офис за пределы Великобритании. [10]
Участие сотрудников
[ редактировать ]Это положение дополняется Директивой Совета, дополняющей Устав европейской компании в отношении участия сотрудников (неформально «Директива Совета об участии сотрудников»), принятой 8 октября 2001 года. [8] Директива устанавливает правила участия работников в управлении ГП.
Страны-члены ЕС различаются по степени участия работников в корпоративном управлении. В Германии большинство крупных корпораций обязаны разрешать сотрудникам выбирать определенный процент мест в наблюдательном совете. В других государствах-членах такого требования нет, и, более того, в этих государствах подобная практика в значительной степени неизвестна и считается угрозой правам управления.
Эти различные традиции участия работников задерживали принятие закона более десяти лет. Государства, в которых отсутствуют положения об участии работников, опасались, что SE может привести к тому, что такие положения будут навязаны их компаниям; и государства с этими положениями боялись, что они могут привести к обходу этих положений.
Компромисс, содержащийся в директиве, был выработан следующим образом: положения об участии работников в SE будут определяться путем переговоров между работниками и руководством до создания SE. Если соглашение не может быть достигнуто, применяются положения, содержащиеся в директиве. Директива предусматривает участие работников в SE, если минимальный процент сотрудников предприятий, объединившихся для создания SE, пользуется положениями об участии работников. Директива разрешает государствам-членам не реализовывать эти положения об участии работников по умолчанию в своем национальном законодательстве, но тогда SE не может быть создана в этом государстве-члене, если положения директивы будут применяться, а переговоры между работниками и руководством не увенчаются успехом.
Определение
[ редактировать ]Определение участия сотрудников: это означает не участие в повседневных решениях, которые являются делом руководства, а участие в надзоре и стратегическом развитии компании.
Участие
[ редактировать ]- Если две стороны не достигают удовлетворительного соглашения, применяется набор стандартных принципов, изложенных в приложении к директиве.
- Возможны несколько моделей участия: во-первых, модель, в которой сотрудники входят в состав наблюдательного совета или административного совета, в зависимости от обстоятельств; во-вторых, модель, в которой сотрудники представлены отдельным органом; и, наконец, другие модели, которые должны быть согласованы между руководством или административными советами компаний-учредителей и сотрудниками или их представителями в этих компаниях, при этом уровень информации и консультаций будет таким же, как и в случае второй модели. Общее собрание не может одобрить создание SE, если не выбрана одна из моделей участия, определенных в директиве.
- Представителям работников должны быть предоставлены такие финансовые и материальные ресурсы и другие возможности, которые позволяют им надлежащим образом выполнять свои обязанности.
- Что касается европейской компании, образованной в результате слияния, стандартные принципы, касающиеся участия работников, будут применяться, если не менее 25% сотрудников имели право участвовать в принятии решений до слияния. Здесь политическое соглашение оказалось невозможным вплоть до саммита в Ницце в декабре 2000 года. Компромисс, принятый главами государств или правительств, позволял государству-члену не применять директиву к SE, образованным в результате слияния, и в этом случае SE не могла быть зарегистрирована в рассматриваемого государства-члена, за исключением случаев, когда между руководством и работниками было заключено соглашение или если ни один сотрудник SE не имел права на участие до образования SE.
Трудовой договор и пенсии
[ редактировать ]Директива не распространяется на трудовые договоры и пенсии. Что касается профессиональных пенсионных схем, на SE распространяются положения, изложенные в предложении о директиве об учреждениях профессиональных схем, представленном Комиссией в октябре 2000 года, в частности, в связи с возможностью введения единой пенсионной схемы для все их сотрудники в Европейском Союзе.
Разработка
[ редактировать ]Для решения упомянутых выше проблем были предприняты два подхода. Одним из подходов является гармонизация корпоративного права государств-членов. Этот подход имел некоторые успехи, но за тридцать лет достигнут лишь ограниченный прогресс. Трудно гармонизировать различные системы регулирования, особенно если они отражают различное национальное отношение к таким вопросам, как участие работников в управлении компанией.
Другой подход заключается в создании совершенно новой системы корпоративного права ЕС, которая сосуществовала бы с отдельными законами о компаниях государств-членов. У компаний будет выбор: действовать либо в соответствии с национальными правилами, либо в рамках общеевропейской системы. Однако этот подход оказался лишь несколько более эффективным, чем подход гармонизации: в то время как государства не так обеспокоены тем, что иностранные традиции корпоративного управления навязываются их компаниям, что вполне может повлечь за собой подход гармонизации; они также хотят обеспечить, чтобы общеевропейская система соответствовала традициям их национальных компаний, чтобы они не оказались в невыгодном положении по сравнению с другими государствами-членами.
Статут европейской компании представляет собой шаг в этом направлении, хотя и ограниченный. Хотя он устанавливает некоторые общие правила ЕС в отношении SE, эти правила являются неполными, и пробелы в правилах должны быть заполнены с использованием законодательства государства-члена, в котором зарегистрирована SE. Это произошло из-за трудностей согласования общих европейских правил по этим вопросам.
Регистрации
[ редактировать ]По состоянию на 11 апреля 2018 года осуществлено 3015 регистраций. Что касается регистраций, Чешская Республика значительно перепредставлена: на ее долю приходится 79% всех Societates Europaeae по состоянию на декабрь 2015 года. 9 из 50 составляющих Euro Stoxx 50 индекса фондового рынка ведущих компаний еврозоны по состоянию на декабрь 2015 года относятся к Societates Europaeae . 8 октября 2004 года голландская компания MPIT Structured Financial Services стала первой в Европе компанией SE. [11]
Ежегодные регистрации по странам-членам представлены в следующей таблице: [12]
Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Регистрации новых обществ должны быть опубликованы в Официальном журнале Европейского Союза . Официального общесоюзного реестра обществ не существует , поскольку они зарегистрированы в стране, в которой расположены их корпоративные офисы. Тем не менее, worker-participation.eu поддерживает базу данных текущих и планируемых регистраций. Примеры компаний включают в себя:
- ↑ Штаб-квартира находится на острове Пуэрто-Рико в США , но полностью принадлежит испанской компании.
См. также
[ редактировать ]- Европейское кооперативное общество
- Европейская группа экономических интересов
- Европейская частная компания
- Виды хозяйствующих субъектов
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Общее количество зарегистрированных европейских компаний (SE) по годам основания (2004 – 12.03.2018)» . Европейский институт профсоюзов. 21 марта 2014 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ "L_2001294EN.01000101.xml" . eur-lex.europa.eu .
- ^ GmbH, finanzen.net. «Индекс EURO STOXX 50 сегодня — текущий тикер EURO STOXX 50 — ЦИТАТА И ДИАГРАММА» .
- ^ Регистрация в Европейском сообществе см. Europe-network.org.
- ^ А. Арльт, К. Бервоэтс, К. Грехениг, С. Калсс, Societas Europaea в отношении публичной корпорации пяти государств-членов (Франция, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия), Обзор права европейских бизнес-организаций (EBOR) 2002, стр. 733–764 .
- ^ Кшиштоф Оплюстил; Кристоф Тейхманн (2004). Европейская компания - по всей Европе: отчет о создании европейской компании по штатам . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-89949-096-1 .
- ^ «ЭУР-Лекс-32001Р2157-RU-ЕВР-Лекс» . eur-lex.europa.eu .
- ^ Jump up to: а б «ЕВР-Лекс - 32001L0086 - RU - ЕВРО-Лекс» . eur-lex.europa.eu . 8 октября 2001 г.
- ^ «Директивы ЕС и другие официальные акты по законодательству о компаниях» . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года.
- ^ «Положение о европейских публичных обществах с ограниченной ответственностью (поправка и т. д.) (выход из ЕС) 2018 г.» . www.legislation.hmso.gov.uk .
- ^ «СЭ в Европе: созданы, готовятся, объявили об интересе и потерпели неудачу» . www.seeurope-network.org .
- ^ «ecdb.worker-participation.eu» . ecdb.worker-participation.eu .
- ^ Умный путь. «Факты и цифры / Европейская компания (SE) / Главная страница - WORKER PARTICIPATION.eu» . www.worker-participation.eu .
Ссылки
[ редактировать ]- А. Арльт, К. Бервоетс, К. Гречениг, С. Калсс, Societas Europaea в отношении публичной корпорации пяти государств-членов (Франция, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия), Обзор права европейских бизнес-организаций (EBOR), 2002 г. , стр. 733–764 .
- Катрин Катьяр и Арно Лекур, «Практика европейского корпоративного права – Сравнительный анализ трансграничных структур и слияний», [Практика европейского корпоративного права – Сравнительный анализ европейских структур и трансграничных слияний], Париж, JOLY Editions, Pratique дел, 2010 г. (доступно на французском языке).
- Кэтрин Катьяр, «Societé Européenne (Societas Europaea)» (Европейская компания), Lexis-Nexis, Jurisclasseur, Закон о компаниях, формы, брошюры C-5 и C-6 (доступны на французском языке).
- Кэтрин Катьяр, «Призыв к недооцененной корпоративной форме: Societas Europaea (SE)», OPTION FINANCE, 17 января 2011 г. (доступно на французском языке).
- Кэтрин Катьяр, «Европейское общество: положительная оценка практики», JOURNAL DES SOCIETES, № 83, январь. 2011 г. (доступно на французском языке).
- Кэтрин Катьяр и Дэвид Зейтун, директор по правовым вопросам группы Unibail-Rodamco, «Европейская компания: преимущества и возможности», DECIDEURS Strategie Finance Droit n° 108, сентябрь. 2009 г. (доступно на французском и английском языках, см. Внешние ссылки ниже).
- Катрин Катьяр и Фредерик Лемос, управляющий директор Foncière LFPI, «Первый трансграничный перенос офисов европейских компаний во Франции: опыт Foncière LFPI», JCP E № 1, январь 2009 г. (доступно на французском языке).
- Катрин Катьяр и Патрик Туро, со-генеральный менеджер Scor, «Европейская компания: оценка, перспективы и отзывы», ACTES PRATIQUES & Corporate Engineering, № 102, ноябрь-декабрь. 2008 г. (доступно на французском языке).