Полуавтоматическая передача
Полуавтоматическая передача представляет собой многоскоростную передачу , где часть его работы автоматизирована (обычно приведение в действие сцепления ) , но вход водителя все еще необходим для запуска транспортного средства с задержки и для ручного перевода передач. Полуавтоматические передачи почти исключительно использовались в мотоциклах и основаны на обычных ручных передачах или последовательных механических передачах , но используют автоматическую систему сцепления. Но некоторые полуавтоматические передачи также были основаны на стандартных гидравлических автоматических передачах с конвертерами крутящего момента и планетарными передачами . [ 1 ] [ 2 ]
Названия для конкретных типов полуавтоматических передач включают в себя руководство без сцепления , [ 3 ] самоуничительно , [ 4 ] [ 5 ] Руководство по автоматическому сцеплению , [ 6 ] [ 7 ] и трансмиссии по сдвигу весла . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Эти системы облегчают сдвиги передачи для водителя путем автоматического управления системой сцепления, обычно через переключатели , которые запускают привод или сервопривод , в то же время требуя, чтобы водитель вручную переключал шестерни. Это контрастирует с предварительной коробкой передач , в которой драйвер выбирает следующее передаточное число и управляет педалью, но изменение передачи в трансмиссии выполняется автоматически.
Первое использование полуавтоматических трансмиссий было в автомобилях, что в середине 1930-х годов увеличилось в середине 1930-х годов, когда их предложили несколько американских производителей автомобилей. Полуавтоматические трансмиссии, тем не менее, менее распространены, чем традиционные гидравлические автоматические коробки передач, были доступны на различных моделях автомобилей и мотоциклов и оставались в производстве в течение 21-го века. Полуавтоматические передачи с операцией сдвига весла были использованы в различных гоночных автомобилях и впервые были введены для управления механизмом электрогидравлического переключения передач автомобиля Ferrari 640 Formula One в 1989 году. Эти системы используются в различных вершинах. Уровень гоночных автомобилей; в том числе Формула -1 , Индикар и туристические автомобильные гонки . Другие применения включают мотоциклы, грузовики, автобусы и железнодорожные транспортные средства .
Проектирование и эксплуатация
[ редактировать ]Полуавтоматика облегчает смены передачи , удаляя необходимость подавления педали или рычага сцепления в то же время, что и переключение передач. Большинство автомобилей с полуавтоматической коробкой передач не оснащены стандартной педалью сцепления, так как сцепление управляется дистанционным управлением. Точно так же большинство мотоциклов с полуавтоматической передачей не оснащены обычным рычагом сцепления на руле .
Безцепные ручные передачи
[ редактировать ]Большинство полуавтоматических передач основаны на обычной механической передаче. Они могут быть частично автоматизированной передачей. Как только сцепление становится автоматизированной, передача становится полуавтоматической. Тем не менее, эти системы по -прежнему требуют ручного выбора передачи водителем. Этот тип передачи называется руководством без сцепления или автоматическим руководством .
Большинство полуавтоматических передач в старых пассажирских автомобилях сохраняют нормальный H-Pattern Shifter механической коробки передач; Аналогичным образом, полуавтоматические передачи на более старых мотоциклах сохраняют обычный рычаг сдвига ног, как на мотоцикле с полностью ручной передачей. Тем не менее, полуавтоматические системы в более новых мотоциклах, гоночных автомобилях и других типах транспортных средств часто используют методы выбора передач, такие как весла смены возле рулевого колеса или триггеры рядом с рулем . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Несколько различных форм автоматизации для приведения в действие сцепления использовались на протяжении многих лет, от гидравлических , пневматических и электромеханических сцеплений до вакуумных операций , [ 18 ] электромагнитные и даже центробежные сцепления . Жидкие муфты (чаще всего и ранее используются в ранних автоматических передачах) также использовались различными производителями, обычно наряду с какой -либо формой механического муфта трения, чтобы предотвратить остановку транспортного средства, когда вы останавливаются на месте или на холостом ходу .
Типичная полуавтоматическая конструкция передачи может работать с использованием датчиков эффекта зала или микро-переключателей для обнаружения направления запрошенного сдвига при использовании шестерни. Выход этих датчиков в сочетании с выходом от датчика, подключенного к коробке передач , который измеряет его току и передачу, подается в блок управления передачей , электронный блок управления , блок управления двигателем или микропроцессор , [ 19 ] [ 20 ] или другой тип электронной системы управления. Затем эта система управления определяет оптимальное время и крутящий момент, необходимый для гладкого взаимодействия сцепления.
Электронный блок управления питает привод, который гладко задействует и отключает сцепление. В некоторых случаях сцепление приводится в действие сервомоторным соединением с механизмом передачи для линейного привода , который через гидравлический цилиндр, заполненный гидравлической жидкостью от тормозной системы , отключает сцепление. В других случаях привод внутреннего сцепления может быть полностью электрическим, где привод основного сцепления питается электродвигателем или соленоидом или даже пневматическим, где основным приводом сцепления является пневматический привод, который отключает сцепление.
Мануальная система без сцепления, названная Autostick , была полуавтоматической передачей, представленной Volkswagen для модельного года 1968 года. Пропеременный в качестве автоматического удара Volkswagen , обычная трехступенчатая механическая коробка передач была подключена к системе автоматического сцепления, управляемой вакуумом. Верхняя часть шестерни была разработана, чтобы ускорить и активировать электрический выключатель, т.е. при прикосновении рукой водителя. При нажатии на выключатель управлял 12-вольтовой соленоид , который, в свою очередь, управлял приводом вакуумного сцепления, таким образом отключив сцепление и позволяя переключаться между передачами. При удалении рукой водителя из переключения передач, сцепление будет автоматически вновь информировать. Передача также была оборудована конвертером крутящего момента, позволяя автомобилю бездействовать, как с автоматическим, а также останавливаться и начинаться с остановки на любой передаче. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Автоматизированные ручные передачи
[ редактировать ]Начиная с конца 1990 -х годов, автомобильные производители представили то, что сейчас называется автоматизированной ручной коробкой передач (AMT), которая механически похожа и имеет свои корни в более ранних системах механической передачи без сцепления. AMT функционирует так же, как и более старые полуавтоматические и безцепные ручные передачи, но за двумя исключениями; Он способен как автоматически управлять сцеплением, так и автоматически, и не использует конвертер крутящего момента. Сдвиг осуществляется либо автоматически из блока управления трансмиссией (TCU), либо вручную из ручки сдвига, либо на лопастях сдвига, установленных за рулем. AMTs объединяют топливную эффективность ручной передачи с изменяющейся простотой автоматической передачи. Их самым большим недостатком является плохое изменение комфорта из -за того, что TCU отключил механическую муфту, что легко заметно как «шутливая». [ Цитация необходима ] Некоторые производители передачи пытались решить эту проблему, используя негабаритные кольца синхронизатора и не полностью открывая сцепление во время смещения, что работает в теории, но по состоянию на 2007 год не было никаких последовательных производственных автомобилей с такими функциями. [ нуждается в обновлении ] В пассажирских автомобилях современные Amts обычно имеют шесть скоростей (хотя у некоторых есть семь) и довольно длинная передача. В сочетании с программой смены умного смещения это может значительно снизить расход топлива. В целом, существует два типа AMT: интегрированные AMT и дополнительные AMT. Интегрированные AMT были разработаны, чтобы быть выделенными AMT, тогда как AD-AMT являются преобразованием стандартных ручных передач в AMT. [ Цитация необходима ]
Автоматизированная механическая коробка передач может включать в себя полностью автоматический режим, в котором драйверу вообще не нужно менять шестерни. [ 24 ] Эти передачи можно описать как стандартную ручную коробку передач с автоматической сцеплением и автоматическим управлением переключением передач, что позволяет им работать так же, как и традиционные автоматические передачи. TCU автоматически сдвигает шестерни, если, например, двигатель Redlined . AMT может быть переключен в ручной режим без сцепления, в котором можно поднять или понижать, используя консольный селектор сдвига или переключатели для весла. [ 25 ] Он имеет более низкую стоимость, чем обычные автоматические коробки передач. [ 26 ]
Автоматизированная ручная передача (торговые названия включают SMG-III ) не следует путать с автоматической передачей « мануматической » (продаваемой под торговыми наименованиями, такими как Tiptronic , Steptronic , Sportmatic и Geartronic ). Хотя эти системы кажутся поверхностно похожими, мануматик использует конвертер крутящего момента, такой как автоматическая коробка передач, вместо муфта, используемой в автоматизированной ручной передаче. Автоматизированное руководство может дать водителю полный контроль над выбором шестерни, тогда как манумат будет отрицать запрос на изменение передачи, который приведет к тому, что двигатель остановится (от слишком мало оборотов ) или переоборудование. [ 24 ] Автоматический режим автоматизированной механической коробки передач при низких или частых скоростях запуска остановки менее гладкий, чем у мануматики и других автоматических коробок. [ 27 ]
Последовательные ручные передачи
[ редактировать ]Несколько полуавтоматических передач, используемых мотоциклами и гоночными автомобилями, на самом деле механически основаны на последовательных ручных передачах . Полуавтоматические мотоциклевые передачи обычно опускают рычаг сцепления, но сохраняют обычный рычаг сдвига ноги и ног. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Полуавтоматические передачи мотоциклов основаны на обычных последовательных механических передачах и обычно используют центробежную сцепление . [ 34 ] На скорости холостого хода двигатель отключается от входного вала коробки передач, что позволяет как его, так и велосипеде к свободному колесу нет ползучести на холостом ходу , в отличие от автоматики конвертера крутящего момента, с правильно отрегулированным центробежным сцеплением . Когда скорость двигателя поднимается, противовеса в сборе сцепления постепенно разворачивается дальше, пока они не начнут вступать в контакт с внутренней частью внешнего корпуса, и передают растущее количество мощности и крутящего момента двигателя. Эффективная «точка укуса» или «точка укуса» [ 35 ] обнаруживается автоматически равновесием, где питание передается через (все еще сцепляющую) сцепление, равна тому, что может обеспечить двигатель. Это позволяет относительно быстрые взлеты с полным газом (с регулировкой сцепления, так что двигатель находится в пиковом крутящем моменте) без замедления или зажигания двигателя, а также более расслабленных запуска и маневров с низкой скоростью при нижней части дроссельной заслонки и оборотов .
Использование в пассажирских автомобилях
[ редактировать ]1900 -х - 1920 -е годы
[ редактировать ]
В 1901 году Amédée Bollée разработала метод переключения передач, который не требовал использования сцепления и был активирован кольцом, установленным в руле. [ 36 ] Одним из автомобилей, использующей эту систему, была Tompedo Bollée Type F 1912 года.
1930 -е - 1940 -е годы
[ редактировать ]До появления первой гидравлической автоматической передачи ( General Motors Hydra-Matic ) несколько американских производителей предложили различные устройства, чтобы уменьшить количество требуемого входа в 1940 году. [ 37 ] Эти устройства были предназначены для уменьшения сложности эксплуатации ручных трансмиссий Unsynchroniced или «коробки передач», которые обычно использовались, особенно при вождении.
Ранним шагом к автоматическим передачам стал REO 1933–1935 гг. самоопределение [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] который автоматически переключился между двумя прямыми шестернями в режиме «прямое» (или между двумя более короткими передачами в режиме «аварийное низкое»). Способы запуска требовали, чтобы водитель использовал педали сцепления. Самостоятельный переключатель впервые появился в мае 1933 года и был предложен в стандартной комплектации для Royale и в качестве варианта на S-4 Flying Cloud. [ 42 ]
В 1937 году была введена четырехступенчатая автоматическая передача безопасности Oldsmobile на Oldsmobile Six и Oldsmobile Eight Models. [ 38 ] Он использовал планетарную передачу с педалью сцепления для начала с остановки и переключения между «низкими» и «высокими» диапазонами. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Автоматическая безопасная передача была заменена полностьюаутоматическим Hydra-Matic для модельного года 1940 года. [ 46 ] [ 47 ]
1938–1939 гг Специальная компания Buick . [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] который использовал ручную сцепление для начала с постоянного оставления и автоматического сцепления для переключения передач.
1941 года Ваматическая коробка передач Chrysler M4 представляла собой двухступенчатую механическую коробку передач с интегральной единицей недостатки, традиционным ручным сцеплением и жидкой связью между двигателем и сцеплением. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Двухступенчатая коробка передач имела «высокие» и «низкие» диапазоны, и сцепление использовалось, когда водитель хотел переключаться между диапазонами. Для нормального вождения водитель нажимает на сцепление, выбирал высокий диапазон, а затем отпустит сцепление. После того, как ускоритель был нажат, жидкая связь будет задействовать, и автомобиль начнет двигаться вперед, причем блок перегрузки будет задействован, чтобы обеспечить более низкое передаточное соотношение. Со скоростью 15–20 миль в час (24–32 км/ч) водитель снимает с ускорителя, а единица недостатки отключится. Vacamatic был заменен аналогичной M6 Presto-Matic Transmission для модельного года 1946 года.
Подобные дизайны были использованы для 1941–1950 годов Хадсон -Драйв-Мастер [ 54 ] [ 55 ] и злополучный 1942 г. Линкольн Ликмамат. [ 56 ] [ 57 ] Оба из них объединили 3-ступенчатую механическую коробку передач с автоматическим перемещением между 2-й и 3-й шестерни, вместо блока Vacamatic «недостатки».
Packard Electro-Matic, представленная в Packard Clipper и Packard 180 1941 года , представляла собой раннюю ручную коробку передач без сцепления, которая использовала традиционную муфту трения с автоматической вакуумной работой, которая контролировалась положением ускорителя.
1950–1960 -е годы
[ редактировать ]Мануматическая система автомобильных продуктов , доступная на Ford Anglia 100E 1953 года , представляла собой систему автоматического сцепления с вакуумной мощностью, которая была вызвана переключателем, который был запускается при перемещении шестерни. Система может управлять кабелем дроссельной заслонки (чтобы сохранить двигатель при необходимых оборотах для изменения передачи) и изменять скорость заявления сцепления. [ 58 ] Последовательная система Newtondrive, доступная на Ford Anglia 1957–1958 гг . Аналогичным продуктом была немецкая система автоматического сцепления Saxomat , которая была введена в середине 1950-х годов и доступна на различных европейских автомобилях. [ 59 ]
Citroën DS , введенный в 1955 году, использовал гидравлическую систему с гидравлически управляемым контроллером скорости и устройством скорости холостого хода для выбора передач и управления обычным сцеплением. Это позволило сдвинуться без сцепления с помощью одного столбца -седованного селектора, в то время как драйвер одновременно снял ускоритель для переключения передачи. Эта система была названа «Citro-Matic» в США
В течение модельного года 1962 года American Motors представила E-Shitk, которая исключила педаль сцепления в американском Rambler American со стандартными трехступенчатыми механическими передачами. [ 60 ] В этом автоматическом сцеплении давление моторного масла использовала в качестве гидравлического источника и было доступно менее чем за 60 долларов. [ 61 ] По сравнению с полными автоматическими передачами того времени, электронная стика предлагала экономию топлива сдвига палки, а вакуум и электрические переключатели контролировали сцепление. Трехступенчатая коробка передач E-Shitk была предложена на более крупных моделях Crambler Classic , а также единиц перегрузки. [ 62 ] Система была доступна только с 6-цилиндровыми двигателями, а отсутствие сцепления оказалось непопулярным, поэтому она была прекращена после 1964 года. [ 63 ]
1967 года Volkswagen WSK ( WandlerschaltkupplungsgetRiebe ; English: Shift/Clutch Searme Gear Clutch ), используемая в The Beetle , тип 3 и Karmann Ghia , была одной из первых коробок передач в своем роде, с автоматическим механическим сцеплением и конвертером крутящего момента. Это было также известно как автостик . Сдвиг был сделан вручную водителем. Автоматическое механическое сцепление позволило автомобилю ускоряться с остановки, тогда как преобразователь крутящего момента позволил ему сделать это на любой передаче. Вспомогательные вибрации двигателя и обеспечение умножения крутящего момента, он функционировал как своего рода «коробка передач», поэтому фактическая механическая коробка передач потребовало только три передовых шестерни (именно поэтому обычные автоматические передачи с преобразователями крутящего момента обычно имеют меньше передач, чем в механических трансмиссиях). У WSK не было «первого» снаряжения; Вместо этого первая передача была преобразована в обратную передачу, а вторая передача была помечена сначала (с третьей и четвертой передачей соответственно была помечена вторым и третьим). [ 64 ]
Проводная передача крутящего момента Chevrolet , представленная на Chevrolet Nova и Camaro 1968 года , является одним из нескольких примеров, когда полуавтоматическая передача была основана на обычной гидравлической автоматической передаче (а не на стандартной ручной передаче). Крутящий привод был, по сути, 2-ступенчатой автоматической коробкой передач Powerglide без вакуумного модулятора, что требует от водителя вручную переключать передачи между «низким» и «высоким». Индикатор квадранта на автомобилях с крутящим моментом был "Park-rn-Hi-1st". Водитель запустил машину в «1 -й», а затем переместит рычаг в «Привет», когда это необходимо. Крутящий привод был прекращен в конце 1971 года и заменен традиционной гидравлической автоматической коробкой передач. Другими примерами полуавтоматических передач, основанных на гидравлической автоматике, была трехступенчатая полуавтоматическая передача Ford, используемая в 1970–1971 годах Ford Maverick , ранние версии Honda 1972–1988 годы Hondamatic 2-скоростной и 3-скоростной передачи, а также дайхатсу. Диаматическая 2-скоростная передача, используемая в 1985–1991 гг. Daihatsu Charade .
Другие примеры
[ редактировать ]
Годы | Имя | Примечания |
---|---|---|
1953–1954 | Плимут Хи-Драйв | Конвертер крутящего момента, добавленный к 3-ступенчатой механической коробке передач, чтобы его можно было управлять исключительно в верхней передаче (чтобы избежать использования ручного сцепления). |
1956–1963 | Renault Ferlec | Автоматическое электромагнитное сцепление. Используется в Renault Dauphine . [ 65 ] [ 66 ] |
1957–1961 | Mercedes-Benz Hydrak | Автоматическое вакуумное сцепление, а также жидкая связь для запуска. [ 67 ] |
1959–???? | Citros Traffi-Clutch | Автоматическое центробежное сцепление. Используется в Citroën 2CV , Citroën Traction Avant и Citroën Dyane . |
1965–1990 | Veb Sachsenring Hycomat | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. Используется в Trabant 601 . |
1966–???? | SIMCA Автоматическое сцепление | Автоматическое сцепление плюс конвертер крутящего момента. Используется в SIMCA 1000 . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] |
1967–1977 | NSU Автоматическое сцепление | Автоматическое вакуумное сцепление плюс конвертер крутящего момента. Используется в NSU RO 80 . |
1967–1976 | Porsche Sportomatic | Автоматическое вакуумное сцепление плюс конвертер крутящего момента. Используется в Porsche 911 . [ 72 ] [ 73 ] |
1968–1971 | Subaru Autoclutch | Автоматическое электромагнитное сцепление. [ 74 ] Используется в Subaru 360 . [ 75 ] |
1968–1976 | Volkswagen Autostick | Автоматическое электропневматическое сцепление плюс преобразователь крутящего момента. Используется в Volkswagen Beetle и Volkswagen Karmann Ghia . [ 76 ] |
1971–1980 | Citroën C-Matic | Автоматическое сцепление плюс конвертер крутящего момента. Используется в Citroën GS и Citroën CX . Первоначально называется Convertisseur в моделях GS. |
1991–1993 | Ferrari, т.е. | Автоматическое электромеханическое сцепление. Используется в Ferrari Mondial T. [ 77 ] [ 78 ] |
1992–1998 | Руф Экс | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. Используется в RUF BTR [ 79 ] и ruf btr2 . |
1993–1998 | Может быть чувственным | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. [ 80 ] [ 81 ] Используется в SAAB 900 нг . |
2020 - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ | Hyundai / Kia imt | Автоматическое электрогидравлическое сцепление. Используется в Hyundai Cenue , Hyundai I20 и Kia Sonet . У палочки с передачей есть рисунок сдвига, похожий на полностью ручной автомобиль, в отличие от AMT, с только последовательным выбором передачи. [ 82 ] |
Использование в мотоциклах
[ редактировать ]Ранним примером полуавтоматической передачи мотоциклов было использование автоматического центробежного сцепления в начале 1960-х годов чехословацким производителем Jawa Moto . [ 83 ] Их дизайн использовался без разрешения в Honda Cub 50 1965 года , что привело к тому, что Jawa предъявила иск Honda за нарушение патентов , а Honda согласилась выплатить гонорары за каждый мотоцикл, используя проект. [ 83 ]
Другие полуавтоматические передачи, используемые в мотоциклах, включают:
- Honda Hondamatic , с двухскоростной передачей, оснащенная конвертером крутящего момента (который разделяет свое название с несколькими полностью автоматическими передачами), используемые в его CB750A 1976 года 1977 CB400A , 1978 CM400A и 1982 CM450A . [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ]
- Те, кто находится в различных минибиках , включая ностальгию Amstar 49, [ 89 ] Honda CRF50F, [ 90 ] Z Series и ST Series , Kawasaki KLX-110, KLX-110R, [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] и KSR110 , KTM 65 SX , [ 33 ] Suzuki DR-Z50, [ 95 ] DR-Z70, [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] и DR-Z125 , [ 100 ] [ 101 ] SSR SR110TR, [ 102 ] и Yamaha TT-R50E. [ 103 ]
- Yamaha использовала автоматическую систему сцепления, называемую YCCS на мотоциклах, таких как Yamaha FJR1300 AE Sports Touring. [ 104 ] Эта система может быть сдвинута либо с рычагом в традиционном положении возле левой ноги, либо с переключателем, доступным к левой руке, где рычаг сцепления будет проходить на традиционных мотоциклах.
- SE5 5-ступенчатые и 6-ступенчатые и 6-ступенчатые трансмиссии Roadster и SE6. [ 105 ]
- Те, кто находится в нескольких мотоциклах с поднятием в 1970 -х годах; Тауншир Suzuki FR50 , Suzuki FR80 и Yamaha использовали 3-ступенчатые коробки передач с переключением передач на каблук и ножек.
- Некоторые высокопроизводительные спортивные велосипеды используют систему сдвига триггера, с запуска, установленным на руле, веслом, коммутатором или кнопкой, и автоматически управляемой сцеплением. [ 13 ] [ 106 ] [ 107 ]
- Некоторые грязные велосипеды используют эту систему, которую иногда называют трансмиссией автоматического сцепления. [ 31 ] [ 29 ] [ 32 ] К ним относятся Honda CRF110F [ 108 ] [ 109 ] и Yamaha TT-R110E. [ 6 ] [ 110 ] [ 111 ] Обычный мотоциклетный переключатель ног сохраняется, но ручный рычаг рук сцепления больше не требуется. [ 112 ] [ 6 ] Полуавтоматические передачи в грязных велосипедах могут быть названы «автоматическими», несмотря на отсутствие автоматического изменения. [ 113 ]
Использование в автоспорте
[ редактировать ]Полуавтоматические передачи в гоночных автомобилях обычно эксплуатируются в рамках смены, подключенных к назначенному блоку управления трансмиссией.
Первым автомобилем Формулы-1 , который использовал полуавтоматическую передачу, была Ferrari 640 1989 года . [ 36 ] [ 114 ] Он использовал гидравлические приводы и электрические соленоиды для контроля и смещения сцепления, и был сдвинут через два весла, установленных за рулем. Еще одно весло на рулевом колесе управляло сцеплением, которое было необходимо только при стартовании. [ 115 ] Автомобиль выиграл свою дебютную гонку на Гран -при Бразилии , но большую часть сезона страдала от проблем с надежностью. [ 116 ] Другие команды начали переходить на аналогичные полуавтоматические передачи; 1991 года Williams FW14 был первым, кто использовал последовательный механизм борьбы с барабаном (аналогично тем, которые использовались в трансмиссиях на мотоцикле ), который позволил создать более компактную конструкцию, которая требовала только одного привода для вращения барабанных и переключающих шестерни. Дальнейшая разработка стала возможной благодаря введению электронного управления дроссельной заслонкой , что позволило автомобилю автоматически оборотный матч во время переключения. [ 117 ] К 1993 году большинство команд использовали полуавтоматические передачи. Последний автомобиль F1 оснащен обычной ручной коробкой передач Forti FG01 , участвовал в гонках в 1995 году. [ 118 ]
Следуя опасениям по поводу возможности автоматического переключения передач без какого -либо ввода водителя, обязательное программное обеспечение было введено в 1994 году. [ 119 ] Это гарантировало, что изменение передачи произошло, только когда проинструктировал водитель. Предварительно запрограммированные, контролируемые компьютером, полностью автоматические переключения и понижение были повторно введены и разрешены с 2001 года этого года , и были разрешены из Гран-при испанского языка , но были снова запрещены в 2004 году . [ 120 ] [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ] [ 125 ] [ 126 ] [ 127 ] Допускаются кнопки на рулевом колесе, чтобы переключиться непосредственно на определенную передачу (вместо необходимости сдвигаться последовательно, используя весла). [ Цитация необходима ] 2005 года Minardi PS05 , Renault R25 и Williams FW27 были последними автомобилями Formula 1, которые использовали 6-ступенчатую коробку передач перед переходом на обязательную 7-ступенчатую коробку передач в сезоне 2006 года . С сезона 2014 года автомобили Formula 1 в настоящее время используют обязательные 8-ступенчатые коробки передач для байдарки.
Ныне несуществующая серия CART Champ Car переключилась от последовательной системы сдвига рычага на 7-ступенчатую систему сдвига весла в сезоне 2007 года . New-For-2007 Эта передача была введена с шасси Panoz DP01 .
Соперничающая серия IndyCar представила свою 6-ступенчатую полуавтоматическую систему сдвига весла для сезона 2008 года , также заменив предыдущую последовательную передачу с изменением рычага, представленную в шасси Dallara IR-05 на 2008 год. [ 128 ] В настоящее время IndyCars использует последовательную передачу XTRAC P1011, которая использует полуавтоматическую систему сдвига весла, поставляемая Mega-Line, называемая AGS (система передачи передач). AGS использует пневматический привод передачи и привод сцепления, управляемый внутренним блоком управления передачей. [ 129 ] [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ] [ 133 ]
Как чемпионаты FIA Formula 2 и Formula 3 в настоящее время используют 6-ступенчатые последовательные коробки передач с электрогидравлической работой через весла. Ручное управление системами мультиплановых сцеплений через рычаг за рулем используется для запуска автомобилей.
В настоящее время DTM использует 6-скоростную последовательную коробку передач Hewland DTT-200 с рулевым приводом, который был установлен на рулевом колесе, которые были введены для сезона 2012 года с новым изменением правила. Эта новая система заменила более старую последовательную передачу с изменением рычага, которая использовалась в течение предыдущих 12 сезонов (с 2000 года ).
Использование в других транспортных средствах
[ редактировать ]Другое заметное использование полуавтоматических передач включает в себя:
- В течение 1940-х по 1960-е годы многие мелкие дизельные, шунтирующие локомотивы использовали эпициклические полуавтоматические передачи. Например, британский железнодорожный класс 03 и British Rail Class 04 использовали трансмиссию Wilson-Drewry CA5 R7. [ 134 ]
- Sinclair SSS Powerflow, используемый с 1950-х годов по начало 1960-х годов в дизельных локомотивах Huwood-Hudswell, британский класс Rail Class D2/7 и британский класс Rail D2/12 . [ 135 ] Конструкция Powerflow имеет тип мирянного вала с постоянными шестернями и взаимодействием с муфтой собак , что позволяет ему обеспечить бесшовную доставку мощности во время переключения. Эта передача также использовалась в некоторых дорожных транспортных средствах. [ 136 ]
- Самоуменяемая передача пневмоциклика , эпициклическая передача, построенная в Великобритании с 1960-х годов по 1980-е годы. компании Используя аналогичный дизайн с предыдущими коробками передач , пневмоциклическая трансмиссия использовалась в нескольких автобусах, таких как Leyland Leopard , Panther и Tiger . [ 137 ] [ 138 ] он также был установлен на несколько тысяч британских дизельных железнодорожных перерывов . В это время [ Цитация необходима ]
- Всемтерные транспортные средства , такие как Honda ATC185, Honda ATC200 , [ 139 ] Honda TRX90X и TRX250X (Honda SportClutch), [ 140 ] Suzuki Lt125d Quadlunner (также известный как Suzuki Quadrunner 125), Suzuki LT 230 , Suzuki Eiger 400 , Yamaha Big Bear 250, [ 141 ] [ 142 ] 350, [ 143 ] [ 144 ] и 400, [ 145 ] Yamaha Grizzly 80, [ 146 ] Yamaha Grizzly 700, Yamaha Raptor 80, [ 147 ] Yamaha YFB250 Timberwolf, [ 148 ] Ямаха Moto-4 ATV-диапазон, [ 149 ] и диапазон Tri-Moto Yamaha Tri-Moto. [ 150 ] [ 151 ]
- Программа Honda Electric Shift используется в ATVS, таких как Honda TRX450FE 1998 года (также называемый Foreman 450ES ESP) и Honda Rincon первого поколения . Сдвиг осуществляется путем нажатия одной из двух стрелок селектора передач на левом руле, который активирует электрическую систему смещения.
Смотрите также
[ редактировать ]Автомобильные передачи |
---|
Руководство |
Автоматический / полуавтоматический |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван, Марк (2019). «Аутсиновая техническая школа, ручная передача» . Autozine.org . Получено 17 ноября 2020 года .
- ^ «Как переключить шестерни на мотоцикле» . Викихоу . 21 сентября 2020 года . Получено 17 ноября 2020 года .
- ^ «Следующая смена: руководство без сцепления» . Autonews.com . 13 декабря 2005 г. Получено 29 февраля 2020 года .
- ^ "1993 Ferrari Mondial T Cabriolet Valeo" . Принесите трейлер . Октябрь 2018 года . Получено 18 ноября 2020 года .
- ^ «1992 Ferrari Mondial T Cabriolet Valeo передавать» . 20 июля 2023 года.
- ^ Jump up to: а беременный в «2022 Yamaha TT-R110E Trail Motorcycle-фотогалерея, видео, спецификации, функции, предложения, инвентарь и многое другое» . www.yamahamotorsports.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Получено 16 августа 2020 года .
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : «Как сделать любой велосипед автоматическим» . YouTube .
- ^ «Geartronics - Последовательная коробка передач Электронные системы - Профессиональная система сдвига весла» .
- ^ «Полуавто-системы» .
- ^ «Контрольные компоненты для гоночной серии снижают стоимость, улучшают конкуренцию» .
- ^ «Электронная передача сдвига» . shiftfx.com . Получено 17 ноября 2020 года .
- ^ «Motorsport, Motorcycle Race & Kit Car Systems» . QuickShifters.com . Получено 17 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Flatshifter Max (комплект электронного селектора передач)» .
- ^ «Yamaha представляет New Yxz1000r SS с смещением весла | Powersports Business» . 8 июня 2016 года.
- ^ «Формула Racecar Shifters» (PDF) . Университет Центральной Флориды Колледж инженерного и информатики . Получено 16 октября 2023 года .
- ^ «Спецификация 2014_RT EN.PDF» (PDF) . can-am.brp.com . Получено 16 октября 2023 года .
- ^ «История« сдвига весла » » .
- ^ «Информация о службе Hudson DriveMaster» (PDF) . Hudsonterraplane.com . Получено 16 октября 2023 года .
- ^ «Авто биография Saab 900 Turbo Sensonic за 0–60 секунд от Джона» . Independent.co.uk . 23 октября 2011 года.
- ^ «Как работает вещи: Saab Sensonic (безцепные технологии на практике)» . 28 января 2019 года.
- ^ "Как работает автостик?" Полем VW Автоматический регистр. 8 октября 2009 г. Получено 11 ноября 2020 года .
- ^ "Автостик" . Роб и Дейв в эфире Volkswagen Web страниц . Получено 11 ноября 2020 года .
- ^ «Автоматический или стандартный (Volkswagen Beetle) - Cargurus» .
- ^ Jump up to: а беременный «Автоматизированная ручная передача (AMT)» . x-engineer.org . Получено 29 февраля 2020 года .
- ^ Вудьярд, Крис. «Среди наворотов автомобили перемещаются на кнопки, ручки» . USA сегодня . Получено 15 октября 2021 года .
- ^ «Автоматизированная механическая коробка передач» . zf.com . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Получено 29 февраля 2020 года .
- ^ «Обзор: M5's SMG» отстойную радость »из опыта» . Leathlanenews.com . Получено 24 марта 2019 года .
- ^ «Как переключить шестерни на мотоцикле» . Викихоу .
- ^ Jump up to: а беременный «Как изменить 4 -скоростную полу автоматическую коробку передач на грязном велосипеде» . Он все еще работает .
- ^ «Лучшие автоматические мотоциклы, которые вы можете купить в 2019 году» .
- ^ Jump up to: а беременный «10 лучших автоматических моделей с грязными велосипедами» . 17 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Получено 18 августа 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Что такое полуавтоматический грязный велосипед и как он работает?" Полем 19 января 2020 года.
- ^ Jump up to: а беременный "Страница ошибки" . www.ktm.com .
- ^ «Как работают цепные пилы» . 8 мая 2000 года.
- ^ "Укусы" . Кембриджский словарь . Получено 15 октября 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный «История« сдвига весла » » . Lemans.org . 21 февраля 2011 года . Получено 16 февраля 2020 года .
- ^ "Как работает автоматическая передача?" Полем 13 апреля 2020 года.
- ^ Jump up to: а беременный «6 худших автоматических передач за всю историю» . hagerty.com . 8 августа 2019 года . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ «Установка автоматического смысла - функции историй» . 29 сентября 2010 г.
- ^ "Что такое автоматический автомобиль?" Полем 13 апреля 2020 года.
- ^ "Как работает автоматическая передача?" Полем 13 апреля 2020 года.
- ^ «Как работают автомобили Reo» . 15 июня 2007 г. Получено 24 октября 2017 года .
- ^ «Старая автоматическая трансмиссия безопасности, управляемая коротким рычагом, показанным на рулевой колонке» . nypl.org . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ "Нет сцепления, чтобы нажать! Нет шестерни для сдвига!" Полем Autonews.com . 18 августа 1997 . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ «Как работают автомобили с возрастом» . Howstuffworks.com . 20 июня 2007 года. Архивировано с оригинала 20 сентября 2020 года . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ «Эволюция автоматической передачи» . Качественные coaches.com .
- ^ «Время смещения: рост автоматической коробки передач» . 6 января 2015 года.
- ^ "Как работает Бьюик" . Howstuffworks.com . 5 июня 2007 г. Получено 8 августа 2020 года .
- ^ «1938-buick-folder.pdf» (PDF) . xr793.com . Получено 16 октября 2023 года .
- ^ «Hydra-Matic History: первая автоматическая коробка передач GM» . ateupwithmotor.com . 29 мая 2010 г.
- ^ «Автоматическая коробка передач M6» . allpar.com . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ «Крайслер трансмиссии-вакаматический полуавтоматический» . gotTransmissions.com . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ «Как работает Chrysler» . Howstuffworks.com . 1 июня 2007 года . Получено 9 августа 2020 года .
- ^ "1941–1947 Гудзон" . Howstuffworks.com . 16 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года . Получено 8 августа 2020 года .
- ^ «Снижение: 1948–1954 годы» . ateupwithmotor.com . 6 сентября 2009 г. Получено 8 августа 2020 года .
- ^ «Автоматический отказ: жидкий эксперимент Ford 1942 года» . macsmotorcitygarage.com . 7 февраля 2017 года . Получено 8 августа 2020 года .
- ^ «Автомобильная история: жидкий диск Линкольна - неспособность повысить смещение» . curbsideclassic.com . 30 мая 2019 года . Получено 8 августа 2020 года .
- ^ Статон, аббатство. Практическая автомобильная инженерия - системы сцепления . С. 193–194.
- ^ «Редкие аттракционы: невероятно редкие 1965 года Lancia Flaminia Super Sport Zagato» . thetruthaboutcars.com . 14 мая 2020 года . Получено 17 августа 2020 года .
- ^ Кирк, WR; Puidokas, SV (1 января 1962 г.). «Рамблерная передача E-Stick» . SAE Технические бумаги серии . Тол. 1. SAE Техническая бумага. doi : 10.4271/620106 . Получено 16 ноября 2020 года .
- ^ «Новый Rambler» E-Shitk »оценил Big '62 Auto News (реклама)» . Популярная механика . 117 (1): 223. Январь 1962 года . Получено 16 ноября 2020 года .
- ^ «Брошюра рентгеновского рамблера 1964 года» . OldCarbrochures.org . п. 20 Получено 16 ноября 2020 года .
- ^ Whitmyer, Marty (1964). «За кулисами на новых автомобильных шоу» . Коммерческий автомобильный журнал . Получено 16 ноября 2020 года .
Трансмиссия «E», предлагаемая AMC в 64 году, была сброшена.
- ^ Харальд Наунхеймер, Бернд Бертше, Гисберт Лехнер: Автомобильное снаряжение - Основы, выбор, дизайн и строительство , 2 -е издание, Спрингер, Берлин/Гейдельберг/Нью -Йорк 2007, 2007 г. 978-3-540-30625-2 , p . 170–173.
- ^ «1956–1968 гг. Renault Dauphine» . Howstuffworks.com . 20 августа 2007 г. Получено 8 августа 2020 года .
- ^ «Руководство покупателя Renault Dauphine: что заплатить и что искать» . ClassicandSportscar.com . Получено 8 августа 2020 года .
- ^ Миллер, Джефф. «Mercedes-Benz Ponton Hydrak Automatic Clutch» . mbzponton.org . Получено 24 октября 2017 года .
- ^ «Тема: SIMCA - 1965 1000 GLS короткие дорожные испытания» . driventowrite.com . 4 марта 2017 года . Получено 8 августа 2020 года .
- ^ "Simca 1100" . UniqueCarsAndparts.com.au . Получено 8 августа 2020 года .
- ^ «Simca 1000 GLA Automatique 1966 Рычаг» . Flickr.com. 4 декабря 2008 г. Получено 1 марта 2020 года .
- ^ Томпсон, Энди. "Сима 1000 автомобилей" . Rootes-chrysler.co.uk . VerticalScope . Получено 8 августа 2012 года .
- ^ «Сдвиньте это: история спортивных, Tiptronic и PDK -трансмиссий Porsche» . 10 декабря 2013 года.
- ^ «Porsche 911 RS Book Том 2 теперь в продаже» . 28 июня 2014 года.
- ^ "Subaru 360 Sedan Auto-Clutch Manual" (PDF) . Получено 18 октября 2021 года .
- ^ «Однажды« дешево и некрасиво », у Subaru 360 есть неожиданный момент» . Hagerty Media . 6 января 2021 года . Получено 18 октября 2021 года .
- ^ Dingeldein, Wolfgang (2011). «VW Automatic-жук с полуавтоматической передачей» [VW Automatic-Жук с полуавтоматической передачей]. Жук Сигерленд (на немецком языке). Архивировано с оригинала 10 апреля 2013 года.
- ^ «Архив - 1991 Ferrari Mondial T - с Валео ...» VW Vortex - Volkswagen Forum . 3 мая 2011 г.
- ^ "Ferrari Mondial T (1989) - Ferrari.com" . www.ferrari.com .
- ^ «RUF Automobile GmbH - Lainchory для высокопроизводительных автомобилей - история» .
- ^ «Saab полки Sensonic Transmission» . 13 декабря 2005 г.
- ^ «Сааб развивает палку без сцепления - Orlando Sentinel» . 12 мая 1994 года.
- ^ «Hyundai Pervice предлагает механическую коробку передач без педали сцепления» . Motortrend . 10 июля 2020 года . Получено 18 октября 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Косушник, Марек (20 января 2015 г.). «Война механики: японцы скопировали чешское изобретение!» Полем Эпохаплус (в чешском) . Получено 27 декабря 2019 года .
- ^ «Цикл журнал». Зифф Дэвис. Май 1976: 67–73.
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ «Hondamatic для 21 -го века» .
- ^ «Патент Honda для полуавтоматического CB1100» . 27 мая 2020 года.
- ^ «Полуавтоматическая система Honda Patent для CB1100» .
- ^ «Honda Global | Hondamatic Transmission / 1968» .
- ^ «Ностальгия 49-49 куб .
- ^ "2022 Спецификации CRF50F - Honda" . PowerSports.honda.com .
- ^ "2006 дурак Klx 110 @ Top Speed " 7 февраля
- ^ "2012 дурак Klx 110 @ Top Speed " 15 декабря
- ^ «Kawasaki Klx110 | Способный мотоцикл для бездорожья» . www.kawasaki.com .
- ^ «2021 Kawasaki KLX®110R | Безуправляющий мотоцикл | надежный и веселый» .
- ^ "Suzuki Cycles - Продуктовые линии - циклы - Продукты - DR -Z50 - 2021 - DRZ50" . suzukicycles.com . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года.
- ^ "2017 Suzuki DR-Z70 Base | Wayne Cycle Shop | Waynesboro, VA" .
- ^ "2008 Suzuki DR-Z70 @ Top Speed" . 11 сентября 2007 г.
- ^ "2018 Suzuki DR-Z 70" . Ride Center USA .
- ^ "Suzuki DR-Z 70: обзор, история, спецификации-Cyclechaos" .
- ^ "Suzuki DR-Z125 @ Top Speed" . 16 февраля 2007 г.
- ^ «Kawasaki и Suzuki представляют четырехтактные велосипеды начального уровня« Motorcycledaily.com-News, редакционные статьи, обзоры продуктов и обзоры велосипедов » .
- ^ "SSR Motorsports SR110TR" .
- ^ «2022 Yamaha TT-R50E Trail Motorcycle-фотогалерея, видео, спецификации, функции, предложения, инвентарь и многое другое» . www.yamahamotorsports.com . Архивировано с оригинала 27 ноября 2020 года . Получено 19 ноября 2020 года .
- ^ «FJR1300AE-YCC-S Электрическая система сдвига» . Yamaha-motor.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2012 года.
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : «Can-Am Spyder с полуавтоматическим проходом передачи» . YouTube .
- ^ «Электронная передача сдвига | shiftfx» .
- ^ «ShiftFX: новый взгляд на полуавтоматическую передачу мотоцикла» .
- ^ "2022 CRF110F спецификации - Honda" .
- ^ "2022 CRF110F Обзор - Honda" .
- ^ «2020 Yamaha TT-R110E Trail Motorcycle-Спецификации, цены» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Получено 20 ноября 2020 года .
- ^ «Мини -грязные велосипеды, грязные велосипеды 50 куб. См» . Грязный гонщик .
- ^ "Rekluse Exp Auto-Clutch Review" . Грязный гонщик .
- ^ «10 лучших автоматических моделей с грязными велосипедами» . 17 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Получено 30 августа 2020 года .
- ^ "Ferrari F1-89" . Ferrari.com . Архивировано с оригинала 27 сентября 2013 года . Получено 15 февраля 2020 года .
- ^ "Коробка передач" .
- ^ «Следовательная печаль - 1989 Ferrari 640» . Drivetribe.com . 1 февраля 2017 года . Получено 11 августа 2020 года .
- ^ «Трансмиссии Формулы -1» . www.f1technical.net . 22 февраля 2002 г.
- ^ "Forti-Corse-полный профиль" . f1rejects.com . Архивировано с оригинала 10 октября 2007 года . Получено 29 октября 2006 года .
- ^ «Motor Racing: McLaren заряжается по автоматической коробке передач: Бенеттон выберите временную замену Шумахера, когда они готовятся объяснить огонь Хокенхайма» . Независимый . 6 сентября 1994 года . Получено 17 августа 2020 года .
- ^ «Контроль тяги, чтобы остаться в F1 в 2004 году - F1 - AutoSport» . AutoSport.com . 2 мая 2003 г. Получено 12 ноября 2020 года .
- ^ «FIA вносит огромные изменения в F1; несколько технологических усовершенствований запрещены» . Autoweek . 14 января 2003 г. Получено 12 ноября 2020 года .
- ^ «Кнутсон: F1 сдвигая передачи, буквально» . ESPN.com . 22 февраля 2004 г. Получено 12 ноября 2020 года .
- ^ «Меньше электроники сделает жизнь интересной» . au.motorsport.com . 4 февраля 2004 г. Получено 12 ноября 2020 года .
- ^ Юстис, Чарли (8 мая 2015 г.). «Монтмело воспоминания: Гран -при Испании 2001 года» . badgergp.com . Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Получено 4 декабря 2020 года .
- ^ «Команды приходят в борьбу с возвращением контроля тяги» . Motorsport.com . Получено 4 декабря 2020 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Тяговое управление возвращается; но это не так просто, как это» . grandprix.com . Получено 4 декабря 2020 года .
- ^ «Предварительный просмотр: Гран -при Испании 2001» . Crash.net . 24 апреля 2001 года . Получено 4 декабря 2020 года .
- ^ «IRL подтверждает технические изменения» .
- ^ «Xtrac - P1011 Series Series Series» .
- ^ «Xtrac - Assisted Gearchange System» .
- ^ "NTT Indycar серии CAR спецификации" . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Получено 12 августа 2020 года .
- ^ «Мега-линейные гоночные электронные | Сдвиг весла | Ags | E-Schaltwalze | Pitstop Equipment-GCU / компрессор» .
- ^ «Мега-линия гоночных электронных | сдвиг весла | Ags | E-Schaltwalze | Оборудование для питтопа-учетные данные» .
- ^ «Диаграмма транспортных средств № 120 для шунтирования дизельных локомотивов» (PDF) . barrowmoremrg.co.uk . BRB LOTERUGUE . Получено 2 июля 2021 года .
- ^ Музей горнодобывающей промышленности Дарема (17 декабря 2012 г.). «Музей горнодобывающей промышленности Дарем - инженерная инженерия» . Dmm.org.uk. Получено 18 июля 2014 года .
- ^ «Vulcan-Sinclair Fluidrive достигает успеха» . Коммерческий мотор : 69. 16 августа 1946 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года.
- ^ «Лейланд сделает« воздух »коробки передач» . CommercialMotor.com . Получено 14 августа 2020 года .
- ^ «Трансмиссии: период изменений» . CommercialMotor.com . Получено 14 августа 2020 года .
- ^ «Honda ATV Model History, 1970 - Present» . 22 ноября 2004 г.
- ^ «Спорт - Хонда» . PowerSports.honda.com .
- ^ «2009 Yamaha Big Bear 250» . Общий мотоцикл .
- ^ «Спецификации Yamaha Big Bear, максимальная скорость, HP и т. Д.» . 9 января 2021 года.
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : «1999 Yamaha Big Bear 350 4x4 - тестирование классических квадроциклей» . YouTube .
- ^ "1996 YFM350 Big Bear - Communication Plaza | Yamaha Motor Co., Ltd" .
- ^ "2004 Yamaha Big Bear 400 4x4" . 24 октября 2022 года.
- ^ "2006 Yamaha Grizzly 80" . 24 октября 2022 года.
- ^ "2004 Yamaha Raptor 80" . 24 октября 2022 года.
- ^ "1996 YFB250 Timberwolf - Communication Plaza | Yamaha Motor" .
- ^ «Yamaha Moto 4 - Полный обзор и характеристики» . 7 августа 2020 года.
- ^ "1979 YT125 Tri-Moto-Communication Plaza | Yamaha Motor" .
- ^ "Yamaha yt125 Спецификации" .