Варсонофий
Святой Варсонофий | |
---|---|
![]() Статуя святого Варсонофия в Ории | |
Великий старик | |
Умер | в. 545 Монастырь Серидус |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Болезнь |
Праздник | 11 апреля; 6 февраля (Восточная и Восточная Православная Церковь); в Ории 20 февраля, 29 августа и 30 августа. |
Покровительство | Болезнь |
Влияния | Высказывания отцов пустыни |
Под влиянием | Серид из Газы , Дорофей из Газы , Феодор Студит |
Варсонофий ( греческий : Βαρσανούφιος , латинизированный : Варсануфиос ; арабский : برسانوف , латинизированный : Варсануф ; итальянский : Барсонофио, Варсанофий, Варсанорио ; умер после 543 года), также известный как Варсонофий Палестинский , Варсонофий из Газы или Варсонофий Великий (в восточном православии ) — христианский отшельник и писатель шестого века.
Вместе с Иоанном Пророком они давали духовное руководство и советы самым разным людям региона через письма, из которых сохранилось более 850 и оказали влияние особенно на православное монашество. Варсонофий почитается как святой как в Восточной Православной Церкви , так и в Римско-Католической Церкви .
Жизнь
[ редактировать ]Отшельник
[ редактировать ]Родившийся в Египте , Варсануфий в какой-то момент в начале шестого века вошел в холмистый район Тавата недалеко от Газы и начал жить отшельником в келье недалеко от деревни. Причины его переезда неизвестны, но возможно, что он сделал это из-за прохалкидонской позиции региона по сравнению с его родным Египтом. [ 1 ] До своего прибытия он уже был опытным подвижником и имел опыт традиций отцов-пустынников , но остается неясным, был ли он рукоположен . [ 2 ]
В Тавате Варсонофий начал давать советы и духовное руководство другим аскетам, жившим в этом регионе, в том числе общине близлежащего монастыря , которая становилась все более ответственной за поддержку различных монахов, собравшихся вокруг отшельника. [ 3 ] Настоятель монастыря Серид из Газы стал единственным человеком, который напрямую общался с Варсонофием и выступал посредником для желающих получить совет отшельника. Поскольку Серид не знал коптского языка , он записал ответы на греческом языке. [ 4 ] Когда в какой-то момент Варсонофий заметил, что некоторые члены монастыря сомневаются в его существовании, он открылся им, выйдя омыть им ноги. [ 5 ]
Сотрудничество с Иоанном Пророком
[ редактировать ]Между 525 и 527 годами другой отшельник по имени Иоанн поселился в той же монашеской общине, что и ученик Варсонофия, который отдал свою келью Иоанну и переселился в другую соседнюю келью. [ 6 ] Варсонофий стал известен как «Старик» или «Великий Старец», а Иоанна называли «Другой Старик» или «Пророк». Иоанн поставил себя под духовную власть Варсонофия, хотя Варсонофий никогда не утверждал эту власть над Иоанном после того, как тот стал отшельником. [ 7 ] Иоанн стал учителем Дорофея из Газы , который занял такое же положение, что и Иоанн, как Серид занял Варсонофия. [ 8 ] Вместе с Иоанном Варсонофий давал духовные советы и советы разным людям и написал более 850 писем. [ 9 ] При этом они действовали в партнерстве и, как считалось, общались без необходимости говорить или писать друг с другом. [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Между 543 и 544 годами Серид и Иоанн умерли с разницей в две недели, после чего Варсонофий ушел в полное уединение. Был избран новый игумен Элиан, и Дорофей Газский покинул монастырь. Варсонофий умер через некоторое время после этого. [ 8 ]
Тем не менее, когда в 593 году сирийский христианин Евагрий Схоластик написал о Варсонофии, которому он посвятил целую главу своей Historia Ecclesiastica об отшельнике, он записал, что все еще считалось, что Варсонофий жив. Евагрий рассказывает, что когда иерусалимский патриарх (предположительно Петр Иерусалимский , 524–552) приказал открыть дверь своей кельи, из кельи вспыхнул огонь, заставив всех присутствующих бежать. [ 11 ]
Письма
[ редактировать ]Духовное руководство через письма
[ редактировать ]Разнообразная группа людей обращалась к Варсонофию и Иоанну за советом и духовным руководством. В их число входили другие отшельники, священники, епископы и монахи (в том числе Дорофей Газский), а также миряне различных профессий. [ 12 ] В этом качестве они продолжали традицию духовного наставничества, процветавшую в пустынях Египта , Палестины и Сирии и при которой человек приобщался как к духовнику, достигшему достаточного уровня духовного проницательности . Этот духовный наставник отвечал за душу ученика и поддерживал его молитвой и практическими советами, тогда как от ученика ожидалось, что он откроет свое сердце духовному отцу и прислушается к его советам. [ 10 ]
Варсонофий и Иоанн переписывались со своими учениками посредством писем, переданных Серидом и Дорофеем, сохранилось около 850 писем (из которых Варсонофий написал около 400). [ 9 ] В этих письмах они отвечали на все вопросы своих учеников, от небольших практических вопросов до глубоко богословских тем. [ 13 ] Хотя Варсонофий и Иоанн действовали как единое партнерство и упрекали тех, кто пытался задать один и тот же вопрос каждому старцу, ожидая разных ответов, в письмах сохранились их отдельные личности и эпистографический стиль. [ 7 ] Письма Варсонофия раскрывают сильную, поддерживающую и теплую личность, а его стиль ясен, молитвен и не боится проблем. [ 14 ]
В их письмах Библия часто аллегорически и духовно адаптируется, чтобы ответить потребностям каждого человека, а изречения отцов-пустынников также часто упоминаются . Варсонофий и Иоанн были также знакомы с сочинениями Василия Великого и Оригена. [ 15 ] Хотя Варсонофий и воздерживался от осуждения оригенизма , он решительно не соглашался с идеей о возможности достижения духовного познания ( гнозиса ) в награду за подвижническую жизнь и считал опасным для монахов жить так, как будто это возможно. [ 16 ] В целом Варсонофий и Иоанн были не склонны давать точные предписания относительно прогресса в духовной жизни и не предписывали своим ученикам совершать определенное количество покаянных действий, а, скорее, поощряли их практиковать добродетели, противостоящие порокам или искушениям, которые их мучили. [ 17 ]
Состав и история писем
[ редактировать ]Внутренняя связность и исторические детали писем, такие как ссылки на законы императора Юстиниана , выборы епископов Иерусалима и Газы, а также появление Юстиниановой чумы , подтверждают шестой век как дату составления писем. Таким образом, письма предоставляют неоценимую информацию для понимания богословской, церковной, социальной и даже политической истории региона Газа. [ 18 ] [ 19 ] Кроме того, совместное авторство сборника писем отличает его от других сборников писем позднего античного периода. [ 10 ]
Письма были подписаны неизвестным редактором, который предполагает, что он был монахом в общине, пока за ней наблюдали Варсонофий и Иоанн, и даже видел самого Варсонофия, что заставило некоторых поверить в то, что он был их учеником Дорофеем из Газы. [ 20 ] [ 21 ] Хотя переписка с одним человеком, которая в некоторых случаях длилась несколько лет, упорядочена в хронологическом порядке, весь сборник — нет. Этот составитель сгруппировал письма по типу просителя и представил их кратким описанием вопроса, который проситель задавал Старикам. [ 22 ] [ 23 ]
Две самые ранние рукописи, содержащие эти буквы, представляют собой два грузинских перевода греческого текста X века из монастыря Святой Екатерины на Синае, содержащие 79 букв. Письма широко копировались восточными монахами на протяжении всего Средневековья. Несколько рукописей были скопированы на Афоне между одиннадцатым и четырнадцатым веками, причем более ранние рукописи содержали лишь часть коллекции писем. В четырнадцатом веке были созданы две рукописи, включавшие более 800 букв, вероятно, скопированных из разных источников. Первое печатное издание писем было опубликовано в 1569 году в Базеле Иоганном Гринеем и включало девять писем Иоанна вместе с сочинениями Дорофея. Первое полное издание писем, основанное на нескольких афонских рукописях, было опубликовано в 1816 году афонским монахом Никодимом. Это издание было быстро переведено на русский язык, что сделало его более популярным среди православной аудитории. Отшельник двадцатого века Серафим Роуз сделал первый английский перевод некоторых избранных букв на основе русского текста. Первый полный английский перевод был сделан Джоном Криссавгисом , а письма также были переведены на другие европейские языки. [ 24 ]
Почитание
[ редактировать ]Святой в католицизме и православии
[ редактировать ]Варсонофий почитается как святой как в Православной, так и в Римско-католической церкви, и его праздник в этих храмах отмечается 6 февраля и 11 апреля соответственно. [ 25 ] Он не упоминается в Коптском синаксарии . [ 26 ] Он оказал одно из влияния на Феодора Студита в его реформе Студийского монастыря. [ 27 ] и Феодор отмечал, что Варсонофий был изображен на алтаре Святой Софии рядом с Антонием Великим и Ефремом Сирином . [ 28 ] Начиная с X века святитель упоминается и во многих синаксариях Православной Церкви. [ 28 ] а в русском Пантелеймоновском монастыре на Афоне была канцелярия Варсонофия и Иоанна. [ 29 ] , было также много церквей и алтарей, посвященных Варсонофию В Саленто , например, в Челье Мессапике , и его имя стало популярным в регионе после перенесения его мощей в Орию . [ 30 ] [ 31 ]

Святой покровитель Ории
[ редактировать ]Мощи Варсонофия прибыли в Орию вместе с палестинским монахом в 850 году нашей эры. Епископ Феодосий Орийский поместил их в 880-х годах в часовне недалеко от ворот Гебреи . [ 32 ] В этой часовне (сегодня под церковью Сан-Франческо да Паола ) мощи хранились между 890 и 1170 годами. [ 33 ] Во время мавританской осады и взятия города реликвии были утеряны, но позже вновь обнаружены и помещены в городскую базилику. В конце двенадцатого века священник составил латинское житие святого, содержащее некоторые агиографические подробности, включая перевод мощей в Орию. [ 31 ]
Считается, что в Ории Варсонофий спас город от разрушения в результате войны. [ 29 ] Легенда гласит, что он отразил испанское вторжение, предстал перед испанским командующим, вооруженным мечом. Говорят, что во время Второй мировой войны он раскинул свой синий плащ по небу, тем самым вызвав ливень и предотвратив воздушную бомбардировку войск союзных . [ нужна ссылка ] По состоянию на 2023 год город по-прежнему чествует святого процессией 30 августа, во время которой мэр передает ключи от города изображению Варсонофия. [ 34 ] [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торранс 2013 , стр. 119–120.
- ^ Торранс 2013 , стр. 120, 122.
- ^ Криссавгис 2006 , с. 5.
- ^ Криссавгис 2006 , с. 6.
- ^ Hevelone-Harper 2005 , с. 19.
- ^ Криссавгис 2022 , стр. 41–43.
- ^ Jump up to: а б Хевелон-Харпер 2019 , с. 420.
- ^ Jump up to: а б Криссавгис 2022 , стр. 55.
- ^ Jump up to: а б Криссавгис 2006 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Хевелон-Харпер 2019 , с. 419.
- ^ Криссавгис 2022 , с. 48.
- ^ Криссавгис 2006 , стр. 9–10.
- ^ Торранс 2013 , с. 121.
- ^ Криссавгис 2006 , с. 10.
- ^ Криссавгис 2006 , стр. 10–14.
- ^ Хомберген, OCSO 2004 , стр. 179-180.
- ^ Торранс 2013 , с. 133.
- ^ Hevelone-Harper 2019 , с. 422.
- ^ Торранс 2013 , с. 118.
- ^ Криссавгис 2006 , с. 7.
- ^ Hevelone-Harper 2019 , с. 421.
- ^ Криссавгис 2006 , с. 9.
- ^ Hevelone-Harper 2019 , стр. 420–421.
- ^ Hevelone-Harper 2019 , стр. 422–423.
- ^ Мартиролог 2004 , с. 233.
- ^ Рено 1991 .
- ^ Нобл и Смит 2008 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Паоли 2012 , с. 406.
- ^ Jump up to: а б Хевелон-Харпер 2005 , с. 158.
- ^ Safran 2014 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Криссавгис 2022 , с. 49.
- ^ фон Фалькенхаузен, Вера 2011 , с. 283.
- ^ «Церковь Сан-Франческо да Паола» . Город Ория . Доктор Лоредана Д'Элия. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года.
- ^ «Ория: епархия чествует покровителя Сан-Барсанофия» . MemOria News (на итальянском языке). 30 августа 2023 г. Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Арджезе, Джузеппе (29 августа 2017 г.). «Ория: все готово к празднику святого покровителя Сан-Барсанофия» . newⓈpam.it — Информируем Бриндизи и его провинцию (на итальянском языке) . Проверено 20 января 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Криссавгис, Джон (2006). Варсонофий и Иоанн: Письма, Том 1 . ЦУА Пресс. ISBN 9780813201139 . Проверено 15 ноября 2023 г.
- Криссавгис, Джон (2 июня 2022 г.). Письма Варсонофия и Иоанна: пустынная мудрость для повседневной жизни . Издательство Блумсбери. стр. 48–49. ISBN 978-0-567-70486-3 . Проверено 20 января 2024 г.
- Хевелон-Харпер, Дженнифер Л. (12 июля 2005 г.). Ученики пустыни: монахи, миряне и духовные власти в секторе Газа шестого века . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-8110-7 . Проверено 20 января 2024 г.
- Хевелон-Харпер, Дженнифер Л. (19 ноября 2019 г.). «Сборник писем Варсонофия и Иоанна». В Соньо, Кристиана; Сторин, Брэдли К.; Уоттс, Эдвард Дж. (ред.). Коллекции поздних антикварных писем: критическое введение и справочное руководство . Университет Калифорнии Пресс. п. 424. ИСБН 978-0-520-30841-1 . Проверено 3 апреля 2024 г.
- Хомберген, OCSO, Даниэль (2004). «Варсонофий и Иоанн из Газы и споры оригенистов». В Биттон-Ашкелони, Броурия; Кофски, Арье (ред.). Христианская Газа в поздней античности . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 173–181. ISBN 90-04-13868-4 .
- Ноубл, Томас FX; Смит, Джулия М.Х., ред. (2008). Кембриджская история христианства - христианство раннего средневековья ок. 600-ок. 1100 (PDF) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81775-2 . Проверено 20 января 2024 г.
- Паоли, Эморе (2012). «Апулийские агиографические традиции между Востоком и Западом: случай святого Варсонофия» . ВИЗАНТИЙЦЫ, АРАБСКИЕ ЛОНГОБАРДИИ В АПУЛИИ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Материалы XX Международного конгресса по изучению раннего средневековья Савеллетриди Фазано (Бразилия), 3-6 ноября 2011 г .: 405–431 . Проверено 21 января 2024 г.
- Реньо, Люсьен (1991). «Варсонофий, святой». Коптская энциклопедия, том 2 . Высший университет Клермонта. Школа религии . Проверено 3 апреля 2024 г.
- Сафран, Линда (18 апреля 2014 г.). Средневековый Саленто: искусство и идентичность Южной Италии . Издательство Пенсильванского университета. стр. 162, 295. ISBN. 978-0-8122-4554-7 . Проверено 20 января 2024 г.
- Торранс, Алексис (2013). Покаяние в поздней античности: восточный аскетизм и формирование христианской жизни . Около 400–650 гг. н.э. ОУП Оксфорд. стр. 118–157. ISBN 978-0-19-966536-5 . Проверено 2 апреля 2024 г.
- фон Фалькенхаузен, Вера (14 октября 2011 г.). «Евреи в Византийской Южной Италии». В Струмсе, Гай Г.; Иршай, Одед; Талгам, Рина; Бонфил, Роберт (ред.). Евреи в Византии: диалектика культур меньшинств и большинства . БРИЛЛ. стр. 283–284. ISBN 978-90-04-21644-0 . Проверено 20 января 2024 г.
- Римский мартиролог (PDF) . Книжный магазин издательства Ватикана. 2004 . Проверено 2 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Сан-Барсанофио
СМИ, связанные с Варсонофием Палестинским, на Викискладе?
