Свод канонического права
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |
![]() |
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
![]() |
Corpus Juris Canonici ( букв. « Свод канонического права » ) представляет собой собрание важных источников канонического права Католической церкви , применимого к Латинской церкви . Он был заменен Кодексом канонического права 1917 года , который вступил в силу в 1918 году. Позже Кодекс 1917 года был заменен Кодексом канонического права 1983 года , кодификацией канонического права, действующей в настоящее время для Латинской церкви.
Corpus Juris Canonici использовался в канонических судах Католической церкви, например, в судах каждой епархии , а также в апелляционных судах Римской курии, таких как Римская Рота .
Определения
[ редактировать ]Термин Corpus Juris Canonici использовался для обозначения системы канонического права, начиная с тринадцатого века. [ 1 ] [ 2 ]
Термин корпус (от латинского «тело») здесь обозначает собрание документов; corpus juris , собрание законов, особенно если они расположены в систематическом порядке. Это может также означать официальное и полное собрание законов, принятых законодательной властью, включающее все законы, действующие в стране или обществе. Этот термин, хотя он никогда не получал юридической санкции ни в римском, ни в каноническом праве, являясь просто академической фразеологией, используется в указанном выше смысле, когда Corpus Juris Civilis христианских римских императоров имеется в виду .
Выражение corpus juris может также означать не совокупность законов как таковую, а законодательство общества в целом. Следовательно, Папа Бенедикт XIV мог справедливо сказать, что собрание его булл является частью corpus juris. [ 3 ] Значение термина corpus juris canonici лучше всего можно объяснить , показав последовательные значения, которые ему обычно приписывались в прошлом и в настоящее время.
Под названием «corpus canonum» («корпус канонов ») были обозначены сборник Дионисия Эксигууса и Collectio Anselmo dedicata (см. ниже). Декрет IV Грациана Иннокентий уже назван Corpus juris canonici глоссатором Григория XII века, а Декреталии называет этим именем или Декреталии IX . [ 4 ]
Со второй половины XIII века Corpus juris canonici, в отличие от римского Corpus Juris Civilis Юстиниана I , вообще обозначал следующие сборники: «Декреталии» Григория IX ; те из Бонифация VIII (Шестая книга Декреталий); сборники Климента V (Clementinae), т. е. сборники, которые в то время, согласно Декрету Грациана, преподавались и объяснялись в университетах. В настоящее время под вышеуказанным названием обычно понимаются эти три сборника с добавлением Декрета Грациана , Extravagantes (законов, «циркулирующих вне» стандартных источников) Иоанна XXII и Extravagantes Communes .
В таком понимании этот термин восходит к 16 веку и был официально одобрен Григорием XIII . [ 5 ] Самые ранние издания этих текстов, напечатанные под ныне привычным названием Corpus juris canonici , датируются концом XVI века (Frankfort, 8vo, 1586; Paris, fol., 1587).
В строгом смысле слова Церковь не обладает corpus juris clausum («закрытым сводом законов»), т. е. совокупностью законов, к которым нельзя добавлять новые. ( Базельский собор сессия XXIII, гл. VI) и декрет Конгрегации « Super statusregularium » (25 января 1848 г.) не говорят о corpus clausum ; первый относится к « reservationibus in corpore juris expresse clausis »: резервации церковных бенефиций, содержащиеся в Corpus juris , особенно в Liber sextus Бонифация VIII, за исключением тех, которые содержатся в Extravagantes, описанных ниже, и в то время не входили в состав в Corpus juris canonici ; во втором говорится о « cuilibet privilegio, licet in corpore juris clauso et Confirmato », то есть о привилегиях, не только предоставленных Святым Престолом , но также включенных в официальные сборники канонического права.
Новый закон и корпус канонического права
[ редактировать ]Указ Грациана
[ редактировать ]Примерно в 1150 году Грациан, профессор богословия в Болонском университете , которого иногда считали камальдольским монахом, составил труд, названный им самим Concordia discordantium canonum , но названный другими Novacollectio , Decreta , Corpus juris canonici , также Decretum. Гратиани , последнее теперь общепринятое имя. [ 2 ] Он сделал это, чтобы избежать трудностей, с которыми сталкивается изучение практического, внешнего богословия ( theologia practica externa ), т. е. изучения канонического права. Несмотря на свою большую репутацию и широкое распространение, Декретум никогда не признавался Церковью в качестве официального сборника. [ 6 ]
Экстравагантный
[ редактировать ]Общие законы, более поздние, чем «Указ» Грациана, получили название «Extravagantes», т. е. законы, не содержащиеся в « Декрете Грациана» ( Vagantes extra Decretum ). Вскоре они были объединены в новые сборники, пять из которых (Quinque Compiles Antiquæ) пользовались особым авторитетом. Два из них, а именно третий и пятый, являются древнейшими официальными сборниками Римской церкви (см. Папские декреталии ). Среди других компиляций конца XII — начала XIII века особого внимания заслуживают следующие: «Appendix concilii Lateranensis III»; коллекции, известные как «Bambergensis» (Бамберг), «Lipsiensis» (Лейпциг), «Casselana» (Кассель), «Halensis» (Галле) и «Lucensis» (Лукка), названные так по библиотекам, в которых находятся рукописи этих были найдены коллекции; коллекция итальянского бенедиктинца Райнеруса Помпозиана, коллекция английского канониста Гилберта (Collectio Gilberti), коллекция его соотечественника Алана, профессора в Болонье (Collectio Alani) и коллекция испанца Бернард Компостелла . Но вскоре наступила новая эра официальных коллекций.
Декреталии Григория IX
[ редактировать ]В 1230 году Григорий IX приказал Раймонду Пеньяфортскому составить новый сборник, который получил название «Декреталии Григория IX» ( Decretales Gregorii IX ). Этому сборнику он придал силу закона буллой «Rex pacificus» от 5 сентября 1234 года. Этот сборник также известен канонистам как «Liber extra», то есть extra Decretum Gratiani. [ 2 ] [ 6 ]
Книга шестая
[ редактировать ]Бонифаций VIII опубликовал аналогичный кодекс 3 марта 1298 года, названный «Шестая книга декреталей» ( Liber Sextus ), включая Regulæ Juris . [ 7 ]
Книга седьмая
[ редактировать ]Иоанн XXII добавил к нему последний официальный сборник канонического права, « Liber Septimus Decretalium», более известный под названием «Constitutiones Clementis V», или просто «Клементина» (Quoniam nulla, 25 октября 1317 г.). [ 2 ]
Экстраваганты Иоанна XXII и Extravagantes commons
[ редактировать ]Позднее канонисты добавили к рукописям «Декреталий» важнейшие конституции последующих пап. Вскоре они были известны и цитировались как «Extravagantes», то есть двадцать конституций самого Иоанна XXII и конституций других пап до 1484 года. В парижском издании канонических сборников (1499–1505) Жан Шаппюи изобразил их в той форме, в которой они были с тех пор общепринято, и для первого сохранил название «Extravagantes Joannis XXII», а остальных назвал «Extravagantes communes», т.е. обычно встречающихся в рукописи «Декреталий» (см. Папские декреталии).
Правовой статус и структура кодификаций
[ редактировать ]«Corpus Juris Canonici» теперь был завершен, но содержал сборники, имеющие самую разную юридическую ценность. Рассматриваемые как сборники, «Указ» Грациана, «Экстраваганты Иоанна XXII» и «Экстраваганты коммуны» никогда не имели юридической силы, но содержащиеся в них документы часто обладают очень большим авторитетом. Более того, обычай придал даже нескольким апокрифическим канонам «Указа» Грациана силу закона. Остальные сборники являются официальными и состоят из законодательных решений, сохраняющих обязательную силу, если они не отменены последующим законодательством.
Кроме того, коллекции Григория IX (Libri quinque Decretalium) и Бонифация VIII (Liber Sextus) являются эксклюзивными. Первый действительно отменил все законы, содержащиеся в вышеназванных компиляциях после «Указа» Грациана. Некоторые авторы, однако, утверждали, хотя и ошибочно, что он отменил также все древние законы, которые не были включены в Грациан. Второй отменил все законы, принятые позднее «Декреталий» Григория IX и не включенные в него. Каждая из этих трех коллекций рассматривается как одна коллекция (collectio una), т. е. одна, все решения которой имеют одинаковую ценность, даже если они кажутся содержащими антиномии. В случаях противоречия решения более поздних сборников лишают силы решения, обнаруженные в сборнике более ранней даты.
«Декреталии» Григория IX, Бонифация VIII и «Клементины» равномерно разделены на пять книг ( liber ), книги на титулы ( titulus ), титулы на главы ( caput ) и последовательно рассматривают юрисдикцию ( judex ). ), процедура (judicium), духовенство ( clerus ), брак ( connubium ) и правонарушения ( crimen ). резюме различных заголовков имеют силу закона, если они содержат полный смысл, с другой стороны, резюме глав не имеют такого юридического значения;
Способ цитирования по закону
[ редактировать ]Эти сборники принято цитировать, указывая номер главы, название сборника, заголовок названия, номер книги и название. «Декреталии» Григория IX обозначаются буквой «Х», т. е. extra Decretum Gratiani; «Шестая книга» или «Декреталии» Бонифация VIII — «в VI°», то есть «в сексто»; «Клементины» — «в Клементине», т. е. «в Клементинисе». Например: «ок. 2, X, De pactis, I, 35» относится ко второй главе «Декреталей» Григория IX, первая книга, заголовок 35; «ок. 2, в VI°, De hæreticis, V, 2» относится ко второй главе «Декреталей» Бонифация VIII, пятой книги, заголовка. 2; «c. 2, in Clem., De testibus, II, 8» относится ко второй главе «Клементинов», вторая книга, заголовок 8. Если в названии только одна глава или если последняя глава цитируемые, эти отрывки обозначены «c. unic.» и «c. ult.», т.е. «caput. unicum» и «caput ultimum». Иногда также указание номера глав заменяется первыми словами главы, как например: c. Одоардус. В таких случаях номер главы можно найти в индексных таблицах, напечатанных во всех изданиях. [ 8 ]
«Extravagantes Communes» разделены и цитируются так же, как «Decretals», а сборник обозначается аббревиатурой: «Extrav. Commun». Например: «c. 1 (или unicum, или Ambitiosæ), Extrav. Commun., De rebus Ecclesiæ non Alienandis, III, 4» относится к первой главе (единственной главе) книги III, заголовок 4 « Экстравагантные коммуны». В этом сборнике отсутствует обычная «Liber IV», посвященная браку. «Экстраваганты Иоанна XXII» разделены только на заглавия и главы. Они обозначаются аббревиатурой «Extrav. Joan. XXII». Например: «c. 2, Extrav. Joan. XXII, De verborum Significatione XIV» относится ко второй главе четырнадцатого названия этого сборника. [ 9 ]
Очень скоро после изобретения печатного издания были опубликованы издания «Corpus Juris» с глоссой или без нее (комментарии канонистов). Парижское издание (1499–1505) двух сборников «Экстравагантов» включает глянец. Последнее издание с глянцем - Лионское (1671 г.).
Посттридентская ревизия
[ редактировать ]Хотя Тридентский собор (1545–1563 гг.) не распорядился о пересмотре текста канонических сборников, св. Пий V в 1566 г. назначил комиссию для подготовки нового издания «Corpus Juris Canonici». Эта комиссия особенно посвятила себя исправлению текста «Указа» Грациана и его толкования. Григорий XIII постановил, что в пересмотренный текст не следует вносить никаких изменений. [ 10 ] Это издание «Корпуса» появилось в Риме в 1582 году в «ædibus populi Romani» и служит образцом для всех последующих изданий. Наиболее известными, существовавшими до XIX века, являются труды братьев Питу (Париж, 1687 г.), Фрейслебена (Прага, 1728 г.) и протестантского канониста Бемера (Галле-Магдебург, 1747 г.). Текст последнего издания отличается от текста римского издания 1582 года и поэтому не имеет практической пользы. Издание Рихтера (Лейпциг, 1833–1839) лишено этого недостатка и ценно своими критическими замечаниями. Издание Фридберга (Лейпциг, 1879–1881) не воспроизводит текст римского издания «Указа» Грациана, но приводит римский текст других сборников. это лучшее и самое критическое издание.
См. также
[ редактировать ]- Византийское право
- Кодекс Хаммурапи
- Учебный суд по международному римскому праву
- Список римских законов
- Двенадцать столов
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Райхель, Освальд Дж. (1896). Полное руководство по каноническому праву . Католическая стандартная библиотека. Том. 1. Лондон: Ходжес. OCLC 869655 .
- Смит, Себастьян Б. (1895) [1877]. Элементы церковного права . Том. 1 (9-е изд.). Нью-Йорк [ua]: Братья Бензигеры. OCLC 6319850 .
- Смит, Себастьян Б. (1882) [1882]. Элементы церковного права . Том. 2 (1-е изд.). Нью-Йорк [ua]: Братья Бензигеры. OCLC 847944562 .
- Смит, Себастьян Б. (ок. 1890) [1888]. Элементы церковного права . Том. 3 (3-е изд.). Нью-Йорк [ua]: Братья Бензигеры. OCLC 6319850 .
- Тонтон, Этельред Л. (1906). «Закон церкви; энциклопедия канонического права для англоязычных стран Этельреда Тонтона». Закон церкви: энциклопедия канонического права для англоязычных стран . Лондон: К. Пол, Тренч, Трюбнер. hdl : 2027/uc2.ark:/13960/t7wm1671g . OCLC 681107790 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Берман, Гарольд Джозеф (1983). Право и революция: формирование западной правовой традиции . Кембридж (Массачусетс), Лондон: Издательство Гарвардского университета. п. 253. ИСБН 0-674-51776-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Род, Ульрих (2015). право Каноническое . (на немецком языке) (1-е изд.) Штутгарт: Кольхаммер. п. 24. ISBN 978-3-17-026226-3 .
- ↑ Уже почти шесть, 1746 г.
- ^ Для ускорения, 9 сентября 1253 г.
- ↑ В подарок, 1 июля 1580 г.
- ^ Jump up to: а б Уолл, Генрих де; Мукель, Стефан (2022). учебник Каноническое право : (на немецком языке) (6-е изд.). Мюнхен: CH Бек. п. 18. ISBN 978-3-406-77639-7 .
- ^ Линк, Кристофер (2017). История церковного права [ История канонического права ] (на немецком языке) (3-е изд.). Мюнхен: CH Бек. п. 45. ИСБН 978-3-406-68194-3 .
- ^ Ли, Гай Карлтон (1900). Историческая юриспруденция: введение в систематическое изучение развития права . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 335.
- ^ Ли, Гай Карлтон (1900). Историческая юриспруденция: введение в систематическое изучение развития права . Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 336.
- ^ «Cum pro munere», 1 июля 1580 г.; «Поправка», 2 июня 1582 г.
Библиография
[ редактировать ]- Берман, Гарольд Дж. Закон и революция: формирование западной правовой традиции (Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1983) ISBN 0-674-51776-8 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Корпус канонического права». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Corpus Iuris Canonici 1582 года (с возможностью поиска)
Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Корпус канонического права» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.