Японский авианосец Дзуйхо
![]() Дзуйхо на якоре, 28 декабря 1940 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Дзуйхо |
Тезка | Благоприятный или удачливый Феникс |
Строитель | Военно-морской арсенал Йокосука |
Заложен | 20 июня 1935 г. |
Запущен | 19 июня 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 декабря 1940 г. |
Переименован | из Такасаки , 15 декабря 1940 г. [ 1 ] |
Судьба | Потоплен в результате воздушной атаки во время боя у мыса Энганьо , 25 октября 1944 года. |
Общие характеристики (переделанные) | |
Класс и тип | Дзуйхо класса Авианосец |
Смещение | 11 443 т (11 262 длинных тонны ) ( стандарт ) |
Длина | 205,5 м (674 футов 2 дюйма) ( о/а ) |
Луч | 18,2 м (59 футов 8 дюймов) |
Черновик | 6,6 м (21 фут 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Диапазон | 7800 миль (14400 км; 9000 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 785 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 30 |
Zuihō ( 瑞鳳 , «Благоприятный Феникс » или «Удачный Феникс») — название корабля своего класса из двух лёгких авианосцев, построенных для Императорского флота Японии . Первоначально заложенный как тендер подводных лодок «Такасаки» ( по- японски 高崎, «Высокий мыс»), он был переименован и во время строительства переоборудован в авианосец. Корабль был построен в первый год Второй мировой войны и сыграл второстепенную роль в битве за Мидуэй в середине 1942 года. Он участвовал в кампании на Гуадалканале до конца 1942 года. Значительно поврежден во время битвы у островов Санта-Крус в этой кампании, после ремонта «Дзуйхо» прикрывал эвакуацию японских войск с Гуадалканала в начале 1943 года.
Ее самолеты несколько раз высаживались в середине-конце 1943 года и использовались с наземных баз в серии боев в юго-западной части Тихого океана . Зуихо участвовал в сражениях в Филиппинском море и заливе Лейте в середине 1944 года. В этом последнем бою он в основном служил приманкой для основных ударных сил и был потоплен американской авиацией. В перерывах между боями корабль выполнял функции авиапереправы и учебного корабля .
Проектирование и преобразование
[ редактировать ]Корабль поддержки подводных лодок «Такасаки» был заложен 20 июня 1935 года на военно-морском арсенале Йокосука и предназначался для переоборудования по мере необходимости либо в нефтяной танкер , либо в легкий авианосец. Он был спущен начал длительное переоборудование в авианосец на воду 19 июня 1936 года и во время достройки . Корабль был переименован в Zuihō в ходе процесса, который завершился только 27 декабря 1940 года, когда он был введен в эксплуатацию . [ 2 ]
После обращения Зуйхо длина общая составляла 205,5 метра (674 фута 2 дюйма) . У нее была ширина 18,2 метра (59 футов 8 дюймов) и осадка 6,6 метра (21 фут 7 дюймов). ее Водоизмещение составило 11 443 метрических тонны (11 262 длинных тонны ) при стандартной нагрузке . Ее оригинальные дизельные двигатели должны были обеспечивать максимальную скорость 29 узлов они были заменены парой паровых турбин (54 км/ч; 33 мили в час), но в рамках ее переоборудования с редуктором. Каждая турбинная установка приводила в движение один гребной винт, используя пар, вырабатываемый четырьмя водотрубными котлами . Турбины производили в общей сложности 52 000 лошадиных сил на валу (39 000 кВт ), что давало Дзуйхо максимальную скорость 28 узлов (52 км / ч; 32 мили в час). На нем было достаточно мазута, чтобы обеспечить дальность полета 7800 морских миль (14 400 км; 9 000 миль) со скоростью 18 узлов (33 км / ч; 21 миля в час). [ 3 ] Ее экипаж насчитывал 785 офицеров и солдат. [ 2 ]
«Дзуйхо» имел конструкцию с плоской палубой и не имел островной надстройки . [ 2 ] Ее кабина экипажа имела длину 180 метров (590 футов 6 дюймов) и максимальную ширину 23 метра (75 футов 6 дюймов). Корабль имел один ангар длиной 120 метров (406 футов 10 дюймов) и шириной 18 метров (59 футов). [ 4 ] рассчитан на размещение 30 самолетов. Ангар обслуживался двумя восьмиугольными центральными авиационными лифтами . Она имела тормозное устройство с шестью тросами, но не была оснащена авиационной катапультой . [ 2 ]
Основное вооружение корабля состояло из восьми 12,7-сантиметровых (5 дюймов) орудий двойного назначения Тип 89 в спаренных установках на спонсонах по бортам корпуса. Первоначально Zuihō также был оснащен четырьмя спаренными Type 96 25-миллиметровыми (1 дюйм) легкими зенитными (зенитными) орудиями , также расположенными в спонсонах по бортам корпуса. В 1943 году ее легкое зенитное вооружение было увеличено до сорока восьми 25-мм орудий. были добавлены еще двадцать 25-мм орудий В следующем году в дополнение к шести 28-зарядным зенитным гранатометам . [ 5 ]
Услуга
[ редактировать ]После ввода в строй «Дзуйхо» оставался в водах Японии до конца 1941 года. Капитан Суэо Обаяси принял командование 20 сентября, а «Дзуйхо» стал флагманом Третьей авианосной дивизии десять дней спустя. 13 октября она была ненадолго направлена в 11-й воздушный флот на Формозе и на прибыла в Такао следующий день . Корабль вернулся в Японию в начале ноября, присоединившись к Третьей авианосной дивизии, и позже в том же месяце прошел краткий ремонт. Вместе с авианосцем «Хосё» и шестью линкорами « Дзуйхо » прикрывал возвращение кораблей 1-го воздушного флота ( Кидо Бутай ), вернувшихся из атаки на Перл-Харбор в середине декабря. [ 6 ]
В феврале 1942 года корабль переправил истребители Mitsubishi A6M «Zero» в город Давао , Филиппины , для 11-го воздушного флота. Переведенный в состав Первого флота после расформирования Третьей авианосной дивизии 1 апреля, Дзуйхо оставался в японских водах до июня, когда участвовал в битве за Мидуэй. [ 6 ] Она была приписана к основным силам вторжения, а ее авиационное вооружение состояло из шести истребителей Mitsubishi A5M «Claude» и шести истребителей A6M2 «Zero», а также двенадцати Nakajima B5N 2 «Kate» бомбардировщиков-торпедоносцев . После первых американских авиаударов, в результате которых были потоплены три японских авианосца, основным силам было приказано встретиться с « Кидо Бутай» на высокой скорости, но позже тем же вечером этот приказ был отменен. Поздно вечером 5 июня истребители ее боевого воздушного патруля отогнали американский Consolidated PBY Catalina самолет-разведчик VP -44 , заметивший основной корпус. На следующий день Дзуйхо было приказано подготовиться к нанесению авиаудара вместе с самолетами с гидросамолета «Ниссин» по авианосцам, которые, по мнению японцев, преследовали их, но это было отменено утром 7 июня, когда стало ясно, что произошло никакого преследования. [ 7 ] корабль был передан в состав Первой авианосной дивизии с авианосцами «Сёкаку» и «Дзуйкаку» . После краткого ремонта в июле – августе в Сасебо, 12 августа [ 6 ]
Дивизия отправилась в Трук 1 октября для поддержки японских войск в кампании на Гуадалканале и покинула Трук 10 дней спустя. [ 6 ] основано на обещании Императорской японской армии захватить Хендерсон-Филд на Гуадалканале . В то время на борту Zuihō было восемнадцать A6M и шесть B5N. Японские и американские авианосные силы обнаружили друг друга ранним утром 26 октября в начале битвы за острова Санта-Крус , и каждая сторона нанесла авиаудары. По пути самолеты разошлись, и девять Зуйхо Зеро атаковали самолет, запущенный авианосцем « Энтерпрайз» . Они сбили три истребителя Grumman F4F Wildcat и три торпедоносца Grumman TBF Avenger и повредили еще по одному каждого типа, потеряв при этом четыре своих. Два Enterprise, компании действовавшие Douglas SBD Dauntless пикирующих бомбардировщика в качестве вооруженных разведчиков, поразили Зуихо 500-фунтовыми (230 кг) бомбами, когда флот запускал первую и вторую волну против американских авианосцев. Это вывело ее кабину экипажа из строя, хотя в остальном серьезных повреждений она не получила. [ 8 ] Вместе с поврежденным «Сёкаку» корабль вышел из боя и через два дня достиг Трука. После временного ремонта два авианосца вернулись в Японию в начале ноября, а Дзуйхо ремонт был завершен 16 декабря. Тем временем командование принял на себя капитан Бундзиро Ямагучи . [ 6 ]

Корабль покинул Куре 17 января 1943 года и направился в Трук с грузом самолетов. По прибытии она была направлена во Вторую авианосную дивизию с авианосцами Дзюнъё и Дзуйкаку для прикрытия эвакуации с Гуадалканала. Зуйхо Истребители были переброшены в Вевак , Новая Гвинея , в середине февраля, а затем в Кавиенг в начале марта, хотя корабль остался в Труке. В середине марта они вылетели в Рабаул для участия в операции I-Go — наземном воздушном наступлении против баз союзников на Соломоновых островах и в Новой Гвинее. Истребители вернулись в Трук 18 марта, заявив, что сбито 18 самолетов союзников. [ 9 ] Дзуйхо прибыл в Сасебо 9 мая и в середине июня прошел краткий ремонт. Она вернулась в Трук 15 июля и оставалась в этом районе до 5 ноября, когда вернулась в Йокосука . [ 6 ] Ее авиагруппа, 18 Зеро и 8 D3A, была ненадолго переброшена в Кавиенг в конце августа – начале сентября, а затем вернулась в Трук. [ 10 ] К этому времени Дзуйхо был назначен в Первую авианосную дивизию вместе с Сёкаку и Дзуйкаку они отплыли на Эниветок атолл , и 18 сентября для обучения; второстепенная цель заключалась в том, чтобы быть в состоянии перехватить любые атаки американских авианосцев в районе острова Уэйк и в районе Маршалловых островов . В тот день американские авианосцы совершили набег на острова Гилберта и ушли к тому времени, когда 20 сентября японцы достигли Эниветока. В отчетах японской разведки указывалось на еще одно нападение американцев в районе Уэйк-Маршалловых островов в середине октября, а 17 октября адмирал Минеити Кога совершил вылет Объединенного флота, включая Первую авианосную дивизию. Через два дня они прибыли в Эниветок и ждали сообщений об активности американцев до 23 октября. Затем они отплыли к острову Уэйк, а затем 26 октября вернулись в Трук, не встретив ни одного американского корабля. [ 11 ]

группа Зуйхо Авиационная была переброшена в Рабаул в начале ноября, как раз вовремя для участия в налете на Рабаул несколько дней спустя. Истребители утверждали, что сбили 25 американских самолетов ценой восьми пилотов; выжившие вернулись в Трук и остались на берегу. [ 10 ] 30 ноября «Дзуйхо» вместе с эскортными авианосцами «Тюё» и «Уньё» отправился из Трука в Японию в сопровождении четырёх эсминцев . Американцы взломали японские военно-морские коды и разместили несколько подводных лодок по пути к Йокосуке. Скейт безуспешно атаковал Зуйхо 30 ноября, в то время как Парусник торпедировал и потопил Чуйо пять дней спустя с тяжелыми человеческими жертвами. [ 12 ] С декабря по май 1944 года Зуйхо переправляла самолеты и припасы на Трук и Гуам, хотя 29 января она была переведена в Третью авианосную дивизию. [ 6 ] вместе с переоборудованными авианосцами Титосэ и Тиёда . Предполагалось, что каждый из трех авианосцев будет оснащен 21 истребителем и 9 торпедоносцами, но 15 февраля этот план был изменен на объединенную авиагруппу, 653-ю , которая контролировала самолеты всех трех авианосцев. [ 10 ] Полностью оснащенная к маю 18 истребителями «Зеро», 45 истребителями-бомбардировщиками «Зеро» , 18 B5N и 9 Nakajima B6N «Джилл» торпедоносцами [ 13 ] Пилоты авиагруппы в основном были набраны из двух последних классов выпускников летных училищ и не имели опыта. [ 14 ] Корабль отплыл в Тави-Тави 11 мая на Филиппинах. Новая база располагалась ближе к нефтяным скважинам на Борнео, на которые опирался ВМФ, а также к Палау и западным Каролинским островам , где японцы ожидали следующего американского нападения. Однако в этом месте не было аэродрома, на котором можно было бы обучать зеленых пилотов, а американские подводные лодки были очень активны поблизости, что ограничивало корабли стоянкой на якоре. [ 15 ]
Битва в Филиппинском море
[ редактировать ]1- й мобильный флот направлялся к острову Гимарес в центральной части Филиппин 13 июня, где они намеревались отработать авианосные операции в районе, лучше защищенном от подводных лодок, когда вице-адмирал Джисабуро Одзава узнал об американском нападении на Марианские острова накануне. . Достигнув Гимареса, флот дозаправился и направился в Филиппинское море заметил оперативную группу 58 , где 18 июня . В тот день американцам не удалось обнаружить корабли Одзавы, и японцы повернули на юг, чтобы поддерживать постоянную дистанцию между ними и американскими авианосцами, поскольку Одзава решил нанести авиаудары рано утром следующего дня. Он развернул свои силы в форме буквы «Т» с Третьей авианосной дивизией на конце форштевня, на 115 морских миль (213 км; 132 мили) впереди Первой и Второй авианосных дивизий, которые образовывали перекладину. Т". Зуйхо и ее спутники были призваны привлечь внимание американцев, в то время как другие авианосцы беспрепятственно наносили авиаудары. [ 16 ]

Шестнадцать Aichi E13A гидросамолетов были запущены сопровождавшими авианосцы тяжелыми крейсерами в 04:30 на поиски американцев; три перевозчика запустили следующую волну из 13 B5N в 05:20. Первая волна заметила одну группу из четырех авианосцев оперативной группы 58 в 07:34, а через час японские авианосцы запустили свои самолеты. В его состав входили 43 истребителя-бомбардировщика «Зеро» и 7 B6N в сопровождении 14 истребителей A6M5; авианосцы сохранили только 3 истребителя, 2 истребителя-бомбардировщика, 2 B6N и 2 B5N для самообороны и последующих поисков. Пока авиаудар еще готовился, вторая волна поисковиков обнаружила линкоры оперативной группы 58, и авиаудар был перенаправлен для атаки на них. Американцы обнаружили приближающийся японский самолет в 09:59 и Grumman F6F Hellcat к тому времени, когда японские самолеты оказались в пределах досягаемости американских кораблей, в воздухе находилось в общей сложности 199 истребителей . Обороняющиеся истребители уничтожили японские самолеты, и только 21 человек выжил. Единственный нанесенный ущерб нанесен одному А6М2, попавшему в линкор. Южная Дакота в своей надстройке с единственной 250-килограммовой (550 фунтов) бомбой, ранившей 50 членов экипажа, но не причинившей особого ущерба. В этом сражении было потеряно всего 3 Hellcat, 1 - B6N, хотя японцы одержали четыре победы. Некоторые из уцелевших японских самолетов приземлились на Гуаме, в то время как другие, в том числе 5 уцелевших B6N, вернулись на свои авианосцы, где, как они заявили, один авианосец определенно поврежден, а другой, вероятно, сбит. [ 17 ]
В сумерках японцы повернули на северо-запад, чтобы перегруппироваться и дозаправиться, а американцы повернули на запад, чтобы сократить расстояние. На следующий день обе стороны запустили самолеты, чтобы определить местонахождение друг друга; Зуйхо запустил три самолета в 12:00 для поиска к востоку от флота, но американцев они не нашли. Во второй половине дня американцы обнаружили отходящий японский флот, и вице-адмирал Марк Митчер приказал нанести авиаудар. В то время как их атака потопила авианосец «Хийо» и повредила двух других, Зуйхо остался невредимым и успешно вышел из боя в тот вечер. [ 18 ] К концу боя у Одзавы осталось всего 34 исправных самолета. [ 19 ] Достигнув Японии 1 июля, корабль оставался в японских водах до октября. [ 6 ] обучение пополнения ее авиагруппы. [ 10 ]
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]
После битвы в Филиппинском море командующий Объединенным Соэму подготовил планы действий на случай непредвиденных обстоятельств Тойода различные адмирал флотом : 2 предназначались для защиты Формозы, островов Рюкю и южный Кюсю [ 20 ] Он активировал Сё-Го 2 после того, как 10 октября американцы атаковали Филиппины, Формозу и острова Рюкю. [ 21 ] Это потребовало переброски большей части 653-й военно-морской авиагруппы на Формозу и Лусон для атаки на американские войска, при этом для авианосных операций осталось лишь несколько самолетов. [ 22 ] Большая часть самолетов 653-го полка была безрезультатно уничтожена, когда американцы подавили оборону Японии на Филиппинах, готовясь к фактическому вторжению. [ 23 ]

17 октября Тойода предупредил флот о неизбежности высадки Сё-Го 1 и активировал план на следующий день после получения сообщений о высадке на Лейте . Согласно плану, Дзуйхо и остальные авианосные силы Одзавы должны были подойти к заливу Лейте с севера, чтобы отвлечься от двух других сил, приближающихся с юга и запада, при этом все три силы сойдутся в заливе 25 октября; Основная часть покинула Японию 20 октября. В качестве приманки авианосцам было предоставлено всего 116 самолетов: 52 истребителя А6М5, 28 истребителей-бомбардировщиков А6М2, 7 пикирующих бомбардировщиков Yokosuka D4Y «Джуди», 26 B6N и 4 B5N. К утру 24 октября основные силы находились в пределах досягаемости самых северных американских авианосцев 38-й оперативной группы , и Одзава приказал нанести авиаудар, чтобы привлечь внимание американцев. Это мало что дало, поскольку японским самолетам не удалось прорваться мимо обороняющихся истребителей; выжившие приземлились на аэродромах Лусона. Озабоченные другими японскими военно-морскими силами и воздушными атаками наземного базирования, американцы не могли выделить ни одного самолета для поиска японских авианосцев до полудня. Их заметили в 16:05, но адмирал Уильям Хэлси-младший , командир оперативной группы 38, решил, что уже слишком поздно для нанесения эффективного удара. Однако он повернул все свои корабли на север, чтобы подготовиться к утренней атаке на японские авианосцы на следующий день в ходе так называемой битвы у мыса Энганьо . [ 24 ]

Самолеты легкого авианосца « Индепенденс» могли отслеживать японские корабли большую часть ночи, и Хэлси приказал нанести авиаудар из 60 «Хеллкэтов», 65 пикирующих бомбардировщиков «Кертисс» SB2C «Хеллдайвер» и 55 «Мстителей», запущенных вскоре после рассвета в ожидании обнаружения японского флота. Они заметили их в 07:35 и отбросили 13 Зеро, которые японцы сохранили для самообороны. Зуйхо попыталась запустить несколько оставшихся самолетов, но была поражена единственной бомбой в кормовой части кабины экипажа после того, как несколько Мстителей с торпедами промахнулись. [ 25 ] 500-фунтовая (230 кг) бомба вызвала несколько небольших пожаров, подняла задний руль высоты, вздула кабину экипажа, выбила из строя рулевое управление и дала кораблю небольшой крен влево. Через двадцать минут пожары были потушены, отремонтировано рулевое управление и исправлен крен. Вторая атака через час была сосредоточена на Чиёде и проигнорировала Зуйхо . Третья волна прибыла около 13:00 и сильно повредила корабль. В него один раз попала торпеда и дважды - небольшие бомбы, хотя осколки от 67 близких попаданий повредили паровые трубы и вызвали затопление обоих машинных отделений и одного котельного отделения. Зуйхо был вынужден снизить скорость до 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), а наводнение усилилось, так что всем имеющимся рукам было приказано укомплектовать насосы в 14:10. Корабль взял крен на 13° на правый борт и затонул в воде в 14:45, когда левое машинное отделение было полностью затоплено. Четвертая волна американских самолетов атаковала десять минут спустя, но лишь повредила ее осколками еще от десяти промахов. Этого было достаточно, чтобы увеличить ее крен до 23°, и в 15:10 ее приказали покинуть. Дзуйхо затонул в 15:26 на позиции 19 ° 20'N 125 ° 15'E / 19,333 ° N 125,250 ° E с потерями 7 офицеров и 208 солдат. Эсминец «Кува» и линкор «Исэ» спасли 58 офицеров и 701 солдата. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Декабрь» . www.jacar.archives.go.jp . Японский центр исторических записей Азии. п. № 306 от 15 декабря 1940 года. Доступен в Азиатском историческом ресурсном центре, справочный код C12070108200 . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Питти, с. 242
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 48
- ^ Браун, с. 22
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 49
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Талли
- ^ Паршалл и Талли, стр. 284, 345, 366, 372, 382–383, 455.
- ^ Полмар и Генда, стр. 1-1. 292–296
- ^ Хата, Идзава и Шорс, стр. 53, 155.
- ^ Jump up to: а б с д Хата, Идзава и Шорс, с. 155
- ^ Полмар и Генда, с. 377
- ^ Полмар и Генда, с. 370
- ^ Полмар и Генда, с. 389
- ^ Хата, Идзава и Шорс, с. 90
- ^ Полмар и Генда, стр. 1-1. 380–381
- ^ Браун, с. 258
- ^ Браун, стр. 259–260.
- ^ Браун, стр. 263–265.
- ^ Полмар и Генда, с. 401
- ^ Полмар и Генда, с. 415
- ^ Браун 2009, с. 270
- ^ Хата, Идзава и Шорс, с. 236
- ^ Полмар и Генда, с. 412
- ^ Полмар и Генда, стр. 1-1. 420, 422,
- ^ Полмар и Генда, стр. 1-1. 429–430
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Браун, доктор юридических наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Хата, Икухико ; Ясухо, Идзава и Шорс, Кристофер (2011). Истребительные части ВВС Японии и их асы, 1932–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-84-3 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (2023). Авианосцы Императорского флота и армии Японии: техническая и эксплуатационная история . Том. II. Катовице, Польша: Модельное хобби. ISBN 978-83-60041-71-0 .
- Паршалл, Джонатан и Талли, Энтони (2005). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-923-0 .
- Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-432-6 .
- Полмар, Норман и Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 1-57488-663-0 .
- Талли, Энтони П. (2007). «IJN Zuiho: Табличный отчет о движении» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 11 декабря 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стилле, Марк (2005). Авианосцы Императорского флота Японии 1921–1945 гг . Новый Авангард. Том. 109. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-853-7 .
- Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Дуэль. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-248-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Авианосцы класса Zuihō
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Йокосука
- корабли 1936 года
- Авианосцы Императорского флота Японии
- Авианосцы Японии времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные авиацией во время битвы при заливе Лейте
- Авианосцы, потопленные самолетами
- Корабли, потопленные авиацией США
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Филиппинском море
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в октябре 1944 г.