Jump to content

Короткий Белфаст

(Перенаправлен из шорт в Белфасте )

Белфаст
Общая информация
Тип Тяжелый авиационный
Производитель Короткие братья
Основные пользователи Королевские ВВС
Номер построен 10
История
Производится 1964–1968
Дата введения 20 января 1966 года
Первый полет 5 января 1964 года
Ушедший на пенсию от RAF Service 1976

Короткие Белфаст (или Шорты Белфаст ) [ 2 ] это грузовой грузовой груз с тяжелым лифтом , который был построен британскими производителями Short Brothers в Белфасте . Было построено только 10 самолетов, все из которых вошли в службу в Королевских ВВС (RAF), которые управляли им под обозначением короткого Белфаста C.1 .

После вступления в службу Белфаст был крупнейшим самолетом, которым британские военные когда -либо работали до того времени. [ 2 ] Он также был примечательно, чтобы быть первым самолетом, который будет спроектирован с самого начала, который будет оснащен полным оборудованием автоматической системы посадки на слепой посадке . [ 3 ] После формирования командования Strike RAF и реорганизации транспортных активов RAF решила уйти в отставку на все свои транспорты в Белфасте к концу 1976 года.

Вскоре после того, как тип был вышел на пенсию RAF, пять белфастов были проданы и помещены в гражданскую службу с авиакомпанией грузовой авиакомпании тяжелым TAC . [ 1 ] Эти гражданские самолеты использовались для чартерного транспорта различных товаров, в том числе в RAF. Один Белфаст выставлен в музее RAF Cosford . Белфаст, ранее управляемый тяжелым грузом, лежит в аэропорту Кэрнса в Австралии, и был предметом юридического спора о плате между аэропортом и владельцем самолета, летающих тигров . [ Цитация необходима ]

В августе 2023 года этот бывший самолет Flying Tigers был перерегистрирован в реестре FAA в качестве N1819, а местные источники сообщают о работе, выполненных для возврата самолета на рейс. [ 4 ] Мало что известно о новых владельцах или планах на будущее самолета, однако слухи онлайн говорят, что самолет будет работать с грузом «местным» в Квинсленд, Австралия.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Белфаст имеет свое начало в исследованиях, проведенных производителем самолетов Short Brothers, в отношении возможности сопоставления договоренности четырех двигателей Bristol Orion турбовинтовых с планером, который был оптимизирован с целью транспортировки различных военных магазинов в середине 1950-х годов. [ 5 ] Было решено продолжить эти исследования, как часть руководства фирмы считала, что вполне вероятно, что в ближайшем будущем, вероятно, будет предъявлено оперативные требования, выпущенные для Королевских ВВС (RAF), ищущих такого самолета, хотя сэр Мэтью Слэттери , Председатель Шортов выразил сомнения в практичности такого самолета. Слэттери полагал, что развитие такого самолета с нуля не будет иметь достаточных перспектив на рынке, и вместо этого поощряет использование как можно большего количества компонентов и систем из существующих транспортных самолетов Бристоль Бристоль, насколько это было бы разумно, было бы разумно, мера, которая рассматривалась как логичная и практичная, действуя на Сократите время и стоимость разработки при повышении надежности, с недостатком меньшей производительности. [ 5 ]

В марте 1957 года шорты представили свою первую брошюру на предлагаемом транспортном самолете, обозначенном как PD18 и дали название британского, отражающего его происхождение Британии. [ 5 ] Pd.18 отличался от Британии только с точки зрения его фюзеляжа и высокого уровня его крыльев; Сами крылья, наряду с хвостовым устройством, двигателями и основными частями шасси и различными другими системами были общими для обоих типов. Новый круговой поперечный фюзеляж был очень большим для эпохи, способной приспособить нагрузку площадью 12 футов для перевозки громоздких нагрузок, таких как радиолокационные единицы и баллистическая ракета «Синяя полоса средней диапазоны» (MRBM); Это также позволяет переносить войска по двум отдельным палубам. [ 5 ]

В течение 1957 года стало ясно, что в ВВС была определенная необходимость для тяжелого грузового корабля. [ 5 ] Соответственно, вскоре произошло выдача операционных требований ASR.371 , что искало грузового вещества закупок, способный носить широкий спектр военных полезных нагрузок в течение длинных диапазонов. Предусмотренный самолет должен был управлять транспортным командованием RAF. Предполагаемые военные нагрузки включали артиллерию , более 200 войск, вертолеты и управляемые ракеты . В частности, RAF выпустил увеличенный спрос на полезную нагрузку/диапазон в размере 30 000 фунтов, которые переносятся на расстояние 3600 нм, что изначально рассматривало услуги. [ 5 ]

Чтобы соответствовать заявленным требованиям, шорты приступили к разработке своего первоначального предложения для британского, которое было в основном растянуто в Британском III A. [ 5 ] Поскольку конструкция предлагаемого самолета неоднократно пересматривалась, он имел все меньше и меньше общего с более ранней Британией, включая большую долю совершенно новых компонентов, секций и систем. Среди сделанных изменений была новая центральная часть крыла, которое добавило около 16 футов 6 дюймов (5,03 м) к пролету и принятие двигателя Rolls-Royce Tyne . [ 5 ] В январе 1959 года министерство объявило о своем выборе дизайна Short для удовлетворения требования. Соответственно, в феврале 1959 года работа над проектом Short, официально начатой, известной под внутренним обозначением SC.5/10 . 21 декабря 1960 года был подписан контракт на 10 грузовых судов, назначенный Белфаст C.1. [ 6 ] [ 5 ]

5 января 1964 года у Белфаста прототип был свой первый рейс из аэропорта Сиденхэм , Белфаст ; Главный испытательный пилот Денис Тейлор и экипаж из шести человек летали в течение 55 минут. [ 7 ] [ 8 ] После этого полета Тейлор заявил: «Это была самая легкая поездка, которую я очень давно проводил ... Самолет был абсолютной радостью, чтобы летать. Она красота». Первые два произведенных самолета были оснащены специальными инструментами для испытания на полете и использовались для завершения испытаний в разработку, которые составляли примерно 850 полевых часов; Сертификация была проведена в соответствии с требованиями как RAF, так и в области регистрации AIR (ARB). [ 8 ] Первый автодинг был выполнен только после 120 -часового испытательного полета, меньше, чем первоначально оценивалось. [ 9 ]

5 октября 1964 года первый из трех летающих Белфаста отправился в Северную Ирландию в Торрехон де Ардос , сообщество Мадрида , Испания , для участия в двух недель испытаний на производительность; Это был первый рейс за границей, выполненный типом. [ 10 ] По словам председателя Shorts Brothers, C. E Wrangham, в Белфасте была прогнозная точка прорыва- 30 самолетов. [ 11 ] Несмотря на заказ только на десять самолетов, было принято решение о сборке самолета с использованием производственных прицелов . [ 12 ]

Предлагаемые производные

[ редактировать ]

Многочисленные производные из Белфаста были предложены коротко. Две основные гражданские версии самолета, обозначенные как SC5/10A и SC5/31 , были обсуждены в начале 1960 -х годов. [ 6 ] SC5/10A должен был быть коммерческим грузовым веществом, полученным непосредственно из Белфаста C.1, сохранив большую часть своей конструкции, такие как большие двери задней нагрузки для доступа к основному грузовому удержанию. Полезная нагрузка должна была быть увеличена до 85 000 фунтов (39 т); Как сообщается, до 150 пассажиров могут сидеть на одной палубе, в то время как до 288 человек можно сидеть на двухэтажной конфигурации. [ 6 ] [ 13 ]

Второй гражданский вариант, который будет предложен, SC5/31, должен был показать качающееся носовое расположение для целей загрузки вместо схемы задней двери, используемой на модели RAF самолета. [ 6 ] Утверждалось, что как полезная нагрузка, так и максимальный вес взлета будут значительно повышены над его предшественником. Одна предложенная конфигурация для SC5/31 была в качестве трансатлантического авиалайнера, в которой было максимум 138 пассажиров на верхней палубе и до 55 000 фунтов груза поддона на нижней палубе; Было показано, что он будет способен выполнить полезную нагрузку на 100 000 фунтов на маршруте Лондона - Нью -Йорка . [ 6 ] [ 3 ] В течение 1964 года Шорт показал, что он подошел к британским европейским воздушным путям (BEA) с предложением о большой пассажирской версии с коротким пассажиром в двухэтажной пассажире в Белфасте. [ 14 ] [ 13 ]

Дополнительные военные версии Белфаста были предложены. Модель SC5/35 должна была быть стратегическим грузовым веществом, способным провести миссии с очень дальним диапазоном, в то время как SC5/15 была предполагаемой тактической транспортной конфигурацией, последняя из которых, как утверждается, потребовала очень небольшая модификация от существующего самолета. [ 6 ] Более продвинутый тактический воздушный масштаб, обозначенный как SC5/21 , был разработан в соответствии с требованиями оперативных требований или.351 , который должен был иметь возможности STOL (короткий взлет/посадка). [ 15 ] Он был предназначен для использования системы управления пограничным слоем , чтобы быть привлеченным к съемной упаковке из трех с ограниченной силой Rolls-Royce, турбокомпрессоров установленных в горбе над фюзеляжем, который мог бы сбрасывать воздух высокого давления над клапанами и контрольными поверхностями хвоста и крылья. [ 11 ] [ 13 ]

Возможно, одна из самых обширных предложенных модификаций базового дизайна Белфаста, обозначенного как SC.5/40 , должна была быть сделана в партнерстве с американской аэрокосмической фирмой Lockheed Corporation . [ 13 ] Для этого варианта фюзеляж Белфаста был бы в сочетании с крылом звездообразного Lockheed C-141 , который легко позволил бы принять турбоевские двигатели вместо турбовинтовых. Спецированные двигатели для питания в этом варианте включали Pratt & Whitney JT3D-3 (18 000 1B тяга) или JT3D-8 (21 000 1B), Rolls-Royce Conway 550 (21 825 1B) или Бристол Сиддели Bs.100 (27 000 1B приблизительно). [ 13 ] [ 15 ] В целом сходное, но улучшенное предложение, обозначенное как SC.5/45 , было значительно продвигалось шортами для оперативных требований ASR.364 , отчасти на том основании, что это также позволило бы создавать почти идентичная модель, ориентированная на гражданскую сторону. Использование экспорта, обозначенное как SC.5/41 . [ 16 ] Подробные презентации по предложениям SC.5/41 и SC.5/45 были сделаны в Британской корпорации Airways Airways (BOAC) и RAF соответственно, но военный порядок не было. [ 17 ]

Белфаст C.1 XR371 Enceladus сохранился в музее RAF Cosford
Просторная кабина короткого Белфаста

Короткий Белфаст был большим стратегическим транспортным самолетом с тяжелым подъемом. [ 9 ] В нем было высокомерное крыло, в котором было четыре турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Tyne. Согласно аэрокосмической публикации Flight International , дизайн собраний поверхностей как хвоста, так и крыла Белфаста была получена из Бристольской Британской . [ 8 ] Одним из основных изменений в крыле было его преобразование в мокрое крыло , которое было выполнено Canadair . Между Белфастом и Британией есть несколько других общих элементов, хотя во время первоначальных конструкций самолета была гораздо большая доля. [ 18 ]

Фузеляж Белфаста был относительно консервативно подчеркнутым цилиндром обычного дизайна. [ 19 ] Он был разработан с целевым безопасным жизнением 15 000 циклов давления, который был утомлен, испытанный с использованием полного фюзеляжа, погруженного в резервуар для воды. Принципы с отказом использовались при проектировании большой боковой двери, задней пандуса и двери. [ 19 ] Свернутые Z-сечения использовались по большинству рам и стрингеров фюзеляжа , в то время как балки коробки используются там, где обычно ожидалось усиление нагрузок, превышающих средние,; В структуре не хватает использования косаний или обработанных членов. [ 19 ]

Летающие элементы управления Белфаста включали многочисленные особенности, разработанные Бристолем и Канадаиром, в дополнение к шортам; Все три компании в значительной степени сотрудничали с его развитием. [ 19 ] Он использовал ту же систему с серво-табкой, что и в Британии, но имел некоторые достижения, особенно с точки зрения бокового управления с помощью более простой конфигурации спойлера . Другие достижения включают в себя связывание порта Aileron с рулем, чтобы противодействовать неблагоприятному прокатрованию из -за отклонения руля, а лифт связан с лоскутами, чтобы отменить изменения отделки, вызванные операциями лоскута. [ 19 ] Белфаст был оснащен полной автоматической системой посадки , созданной Smiths Aerospace , первым самолетом в мире, который будет разработан, чтобы иметь такие возможности с самого начала разработки. [ 3 ] Автопилот и система управления полетом, известная как ASR 518, была триплексом в каналах рулона и высоты , с дуплексной или аварийной простой способностью простого простого. Система посадки приборов включала много функций, таких как автоттроттл , дисплей с головой и радио-альтиметр . [ 9 ]

Грузовая палуба длиной 84 фута (26 м) в фюзеляже с громкости, диаметром более 16 футов (4,9 м) (достаточно просторно для двух автобусов на одну диску и интегральная рампа. Это было достаточно большое, чтобы грузовики -вилочные погрузчики могли работать в грузовом удержании. [ 3 ] Основным шагом было два восьми колесных бодря и двухколесный нос. Белфаст был способен к максимальному весу взлета (MTOW) более 220 500 фунтов (100 тонн )-меньше, чем современный 250-тонный Antonov AN-22 и 128-тонный Douglas C-133 , но больше, чем LockHeed C-C- 130 Геркулес . Он может нести 150 военнослужащих с полным оборудованием или различными транспортными средствами, такими как один резервуар для вождя , или до трех Alvis бронированных автомобилей или пары вертолетов Westland Wessex , или до четырех вертолетов Westland Whirlwind или до шести Вестленд. Или Вестленд-Скаутские вертолеты, или пара баллистических ракет Polaris , запускающих подводные лодки . [ 3 ]

Оперативная история

[ редактировать ]
Belfast C.1 XR364 "Паллас" в эксплуатации с эскадрилью № 53 RAF Transport Command
Короткий Белфаст из трансридианского воздушного груза в Станстеде в 1979 году

20 января 1966 года Белфаст C.1 поступил на службу в эскадрилье № 53 , когда XR367 (шестой производственный самолет) был доставлен в RAF Brize Norton в Оксфордшире . Четыре месяца спустя эскадрилья № 53 была перенесена в RAF Fairford , Глостершир , чтобы освободить место для выполнения обновлений в Brize Norton; Они вернулись в RAF BRIZE NORTON в 1967 году. [ 20 ] Необычно для обслуживания самолетов, всем белфастам были даны имена [ А ] После вступления типа в службу ВВС стало очевидно, что серьезная проблема сопротивления не позволяла первичным пять самолетов достичь желаемой производительности Шорта. Впоследствии были проведены модификации и тестирование, особенно на самолетах SH1818 (который в то время совершенствовал требования RAF для автоматических посадков CAT 3 в Рей Бедфорд ), и была разработана новая задняя обтекания, которая имела результат повышения скорости круиза флота до 40 миль в час. [ Цитация необходима ]

Белфаст - довольно большой самолет, как можно увидеть на этой фотографии, когда она сравнивается с транспортными средствами и персоналом рядом с ним.

Реорганизация новой команды Strike Strike состояла в том, чтобы иметь последствия для бельфастского флота RAF и выступили в отставке ряда типов самолетов, включая комету Бристоль Бристоль и де Хэвилленда в 1975 году. был на пенсии и доставлен в RAF KEMBLE , Глостершир для долгосрочного хранения. [ Цитация необходима ]

Гражданские операции

[ редактировать ]

TAC HeavyLift приобрел пять белфастов для коммерческого использования в 1977 году и управлял тремя из них с 1980 года после переработки для получения коммерческой сертификации . По иронии судьбы, некоторые из них были позже зафрахтованы во время войны с Фолклендами , причем некоторые источники предполагают, что это стоит дороже, чем удержание всех самолетов в обслуживании RAF до 1990 -х годов. [ 21 ] Белфасты HeavyLift снова были заключены на поддержку RAF во время первой войны в Персидском заливе , транспортируя транспортные средства и вертолеты, слишком большие, чтобы его перевозили флот Hercules. [ Цитация необходима ]

После ухода на пенсию из службы тяжелых TAC, несколько лет были припаркованы в аэропорту Саутенда в течение ряда лет.

Один самолет был отремонтирован и доставлен в Австралию в 2003 году, управляемый HeavyLift Cargo Airlines . Этот самолет больше не летит; Это часто было видно припарковано на стороне общей авиации международного аэропорта Кэрнса в Квинсленде , в компании с одним или двумя из Boeing 727 -х компании. Теперь зарегистрировано RP-C8020 , он был перенесен в сторону аэропорта Кэрнс 19 августа 2011 года, проведя большую часть года, заседающего на Международном фартуке Кэрнса, где он был перенесен до отказа Оставшаяся компания Boeing 727 (RP-C8016) в конце сентября 2010 года. 28 августа 2011 года названия тяжелых лифтов были нарисованы, но регистрация RP-C8020 все еще оставалась видной. Самолет был сфотографирован нетронутым, но без видимой регистрации в аэропорту Кэрнс 7 августа 2017 года. [ 22 ] После регистрации с FAA в качестве N1819s , Bearns Belfast, по -видимому, подвергается восстановлению полет и возвращается в службу. [ 23 ]

Второй Белфаст, G-BEPS (SH1822), должен был присоединиться к ней в Австралии после реконструкции в аэропорту Саутенда, [ 24 ] но вместо этого был сбит в октябре 2008 года. [ 25 ] Последнее производство Белфаст ( Enceladus , XR371) сохраняется в музее RAF Cosford. Этот самолет был перекрашен до того, как был показан под прикрытием на Национальной выставке холодной войны. [ 26 ]

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Австралия
 Великобритания

Технические характеристики (Belfast C Mk.1)

[ редактировать ]

Данные из All The World's All All Aircraft 1969–70 [ 27 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 5 (два пилота, инженер, навигатор и загрузочный мастер)
  • Емкость: 150 войск (250 с установленным съемным верхним этажом) / 78 000 фунтов (35 380 кг).
  • Длина: 136 футов 5 дюймов (41,58 м)
  • Размах крыльев: 158 футов 9,5 дюйма (48,400 м)
  • Высота: 47 футов 0 в (14,33 м)
  • Площадь крыла: 2466 кв. Футов (229,1 М 2 )
  • Соотношение сторон : 10.22
  • Аэродинамическая профиль : корень: NACA 25017 ; Совет: NACA 4413 [ 28 ]
  • Пустой вес: 127 000 фунтов (57 606 кг)
  • Максимальный вес взлета: 230 000 фунтов (104 326 кг)
  • Силовая установка: 4 × Rolls-Royce R.Ty.12 Tyne Mk.101 Turboprop двигатели, 5730 Shp (4270 кВт) каждый эквивалент
  • Пропеллеры: 4-летняя ястреба динамика Сиддели 4/7000/6, 16 футов (4,9 м) диаметром постоянной скорости Полностью перенащиеся пропеллеры

Производительность

  • Максимальная скорость: 352 миль в час (567 км/ч, 306 кН)
  • Скорость круиза: 336 миль в час (541 км/ч, 292 кН) при 24 000 футов (7,315 м)
  • Скорость стойла: 112 миль в час (180 км/ч, 97 кН)
  • Диапазон: 1000 миль (1610 км, 870 нм) с максимальной полезной нагрузкой
  • Диапазон паром: 6100 миль (9 800 км, 5,300 нми)
  • Потолок обслуживания: 30 000 футов (9 100 м)
  • Скорость подъема: 1060 футов/мин (5,4 м/с)

Авионика

Смотрите также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный «Тяжелые грузовые авиакомпании». HeavyLiftCargo.com . Получено: 11 апреля 2010 года.
  2. ^ Jump up to: а беременный Хонди 1981, с. 228
  3. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Полет 9 января 1964 г., с. 41
  4. ^ «N1819S Bank of Utah Short Sc.5 Belfast» . www.planespotters.net . 11 сентября 2023 года . Получено 20 сентября 2023 года .
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Полет 19 сентября 1963 г., с. 499.
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон "SC.5 Белфаст" . Flight International . 26 ноября 1964 г. с. 935. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
  7. ^ Flight International , Vol. 85, № 2862, 16 января 1964 г., с. 97
  8. ^ Jump up to: а беременный в Полет 9 января 1964 г., с. 40
  9. ^ Jump up to: а беременный в Уильямс, Брайан. «Система Белфаста». Flight International , 9 марта 1967 г. с. 370.
  10. ^ «Белфаст в Испании». Flight International , 8 октября 1964 г. с. 616.
  11. ^ Jump up to: а беременный «Белфастское будущее». Flight International , 9 августа 1962 г. с. 182.
  12. ^ Вуд 1975, с. 225
  13. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Полет 19 сентября 1963 г., с. 508
  14. ^ "288-местный." Flight International , 26 ноября 1964 г., с. 937.
  15. ^ Jump up to: а беременный Вуд 1975, с. 227
  16. ^ Вуд 1975, с. 231.
  17. ^ Вуд 1975, с. 231–232.
  18. ^ Полет 19 сентября 1963 г., с. 499–500.
  19. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Полет 19 сентября 1963 г., с. 500.
  20. ^ «№ 51 - 55 Истории эскадрильи» . Воздух власти - история организации RAF . 13 октября 2021 года . Получено 25 июня 2022 года .
  21. ^ Хьюсон 2001
  22. ^ "RP-C8020" . Jetphotos . Получено 4 декабря 2018 года .
  23. ^ "Белфаст вернулся в действие?" Полем 24 сентября 2023 года . Получено 8 марта 2024 года .
  24. ^ Wastnage, Джастин. «17 000 км паромного полета и возврат к службе доходов в этом году». Flight International , 3 января 2007 года.
  25. ^ Бертон, Кит. «Белфаст СК-5». jetphotos.net . Получено: 11 апреля 2010 года.
  26. ^ "RAF Short Belfast C1 (музей RAF)." Архивировано 11 февраля 2007 года в Hayback Machine Imotionsofaircargo.com . Получено: 11 апреля 2010 года.
  27. ^ Тейлор 1969, с. 223–224.
  28. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
  29. ^ «Радар для Белфаста» . Полет . Тол. 80, нет. 2746. Iliffe Transport Publications Ltd. 26 октября 1961 г. с. 660. Архивировано с оригинала 5 марта 2016 года.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b9c8cf9143077f2f3337d08d0f9f0a4__1725900360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/a4/0b9c8cf9143077f2f3337d08d0f9f0a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Short Belfast - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)