Jump to content

Осел и его хозяева

Иллюстрация морали: «По ту сторону забора трава всегда зеленее».

«Осел и его хозяева» — это басня, которая также имела альтернативные названия: «Осел и садовник» и «Юпитер и осел» . Включена в число басен Эзопа и занимает 179-е место в индексе Перри . [ 1 ]

Басня появляется в греческих источниках только в классические времена. В нем осел, нанятый садовником, жалуется царю богов, что его недостаточно кормят, и просит сменить хозяина. Его передают гончару, и он молится о новой перемене, потому что грузы очень тяжелые. Теперь он переходит к кожевнику и сожалеет, что ушел от своего первого работодателя. В то время, когда рабство было обычным явлением, эту басню применяли к неудовлетворению, которое испытывали рабы. [ 2 ]

Во времена Возрождения два неолатинских поэта способствовали большей известности этой истории. Габриэле Фаэрно в роли Asinus dominus mutans , с моралью, что смена хозяина приносит только хуже; [ 3 ] и Иероним Осий как Asinus et olitor (Осел и садовник, название, под которым он был известен в Греции), [ 4 ] с комментарием, что привычное недовольство всегда вызывает желание перемен. [ 5 ] Жан де ла Фонтен также добавил эту историю к своим «Басням» под названием L'ane et ses maitres («Осел и его хозяева», VI.11) с еще более резким комментарием о том, что у провидения есть дела поважнее, чем слушать тех, кто никогда не бывает удовлетворен. [ 6 ]

В Британии басня была широко известна под названием «Осел и Юпитер» и появляется как таковая в стихотворном пересказе Джона Огилби ; [ 7 ] в прозаических сборниках Сэмюэля Кроксалла [ 8 ] и Томас Бьюик ; [ 9 ] и поэтическая версия Брук Бутби . [ 10 ] Голландский художник Дирк Ступ также сделал офорт басни под этим названием в 1655 году. [ 11 ]

Изменения никогда не бывают к лучшему

[ редактировать ]

Лаврентий Абстемий изложил другую версию басни в своем «Гекатомифии» (1490 г.). Вот и осел, уставший от холода и питающийся только соломой, томится в ожидании конца зимы. Весной так много работы, что он желает лета, а затем осени, под бременем, которое приносит ему каждое время года, и, в конце концов, «его последняя молитва снова обращена к зиме; и что он сможет отдохнуть там, где начал свою жалобу». [ 12 ]

Федр , бывший освобожденным рабом, не записал басню о недовольном осле, но аналогичная мораль появляется в конце его версии « Лягушек, желавших короля» . Жители Афин ропщут на своего нового правителя, и Эзоп, рассказав басню, советует им: « hoc sustinete, maius ne veniat, malum» (держитесь за свое нынешнее зло, чтобы оно не стало еще хуже). [ 13 ]

Существуют совершенно разные истории с той же моралью, что и эта, но сохраняющие некоторые аспекты сюжетной линии «Осла и его хозяев». Они включают в себя последовательность из трех изменений, каждое из которых хуже предыдущего, за которыми следует молитва о сохранении последнего.

В ранней книге шуток Тюдоров записан более поздний классический анекдот. В этом пожилая женщина молится о дальнейшем благополучии тирана Дионисия I Сиракузского . На вопрос, почему, она отвечает: [ 14 ]

Когда я был майдом, над нами правил тиран, смерти которого я очень желал; Когда он был убит, погиб другой, еще более жестокий, чем он, от чьего руководства быть освобожденным, я счел это очень полезным. Тирд — это ты сам, и эта поспешность стала нападать на нас более назойливо, чем на любого из двух других. Таким образом, опасаясь, что после твоего ухода на смену нам придет худшее и воцарится над нами, я ежедневно молюсь Богу, чтобы он сохранил их в целости и сохранности.

Эта история ранее появилась в книге Фомы Аквинского « De Regimine Principum» в контексте обсуждения недостатков сопротивления тирании. [ 15 ]

Чуть раньше, в средние века , Одо Херитонский извлек аналогичный урок из монашеской ситуации. Его беззаботная история касается монахов, которые молятся о смерти своего настоятеля. Первый кормил их тремя блюдами за раз, но этого было недостаточно, чтобы утолить голод; после его смерти его сменил аббат, который разрешал им только два курса, а после его смерти - тот, который разрешал только один курс. Затем один из монахов молится о долгой жизни этого настоятеля, опасаясь, что при преемнике они могут вообще умереть с голоду. [ 16 ]

  1. ^ «ОСЛ И ЕГО ХОЗЯИНЫ» . сайт миффольклор.нет .
  2. ^ Фицджеральд, Уильям (9 марта 2000 г.). Рабство и римское литературное воображение . Издательство Кембриджского университета. п. 101. ИСБН  978-0-521-77969-2 .
  3. ^ Фаэрно, Габриелло (1743). С фигурками, вырезанными из латуни, и иллюстрированными примечаниями. Исследование Отониса Ваэниса...: что добавлено, понятно и из списка предисловия лондонского редактора к теме . Г. Даррес и Кл. Дю Боск. п. 157
  4. ^ Фицджеральд, 2000, с. 101]
  5. ^ «80. ОСЛИН И ХОЛИТОР. (Фрикс Эзопа Осия)» . myfolklore.net Проверено 1 апреля 2024 г.
  6. ^ «Электронная книга проекта Гутенберга из ста басен Ла Фонтена» .
  7. ^ Огилби, Джон; Холлар, Вацлав; Ступ, Дирк; Барлоу, Фрэнсис; Ломбарт, Пьер (1668). Басни Эзопа, перефразированные в стихах, украшенные скульптурой и иллюстрированные аннотациями . Библиотека Института искусств Стерлинга и Франсин Кларк. Лондон: Напечатано Томасом Ройкрофтом. стр. 171–172.
  8. ^ «Басни об Эзопе и других» . Дж. Брамблс, А. Меггитт и Дж. Уотерс. 1 апреля 1803 г. - через Google Книги.
  9. ^ Эзоп (1818 г.). Басни Эзопа и другие с рисунками на дереве работы Т. Бьюика . п. 79.
  10. ^ Бутби, сэр Брук (1 апреля 1809 г.). «Басни и сатиры: С предисловием к эзопийской басне» . Джордж Рамзи – через Google Книги.
  11. ^ «Юпитер и задница | Коллекции LACMA» . Collections.lacma.org .
  12. ^ «Эзоп (Басни Абстемиуса в сэре Роджере Л'Эстрейндже)» . сайт миффольклор.нет . Проверено 1 апреля 2024 г.
  13. ^ «Басни о Федре» . www.gutenberg.org . Проверено 1 апреля 2024 г.
  14. ^ «Электронная книга староанглийских анекдотов «Проект Гутенберга» под редакцией У. Кэрью Хэзлитта» . www.gutenberg.org . Проверено 1 апреля 2024 г.
  15. ^ Летвин, Ширли Робин (10 ноября 2005 г.). К истории идеи права . Издательство Кембриджского университета. п. 80. ИСБН  978-1-139-44849-9 .
  16. ^ «28. МОНАХ И АББОТЫ (Лора Гиббс, переводчик)» . сайт миффольклор.нет .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 462a94b4a2a91dcb5aa2282aff5b6797__1711951980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/97/462a94b4a2a91dcb5aa2282aff5b6797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Ass and his Masters - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)