Волк и Журавль

«Волк и журавль» — басня , приписываемая Эзопу , имеющая несколько восточных аналогов. В подобных историях лев вместо волка , а аист , цапля или куропатка место журавля занимает .
Басня и ее альтернативные версии
[ редактировать ]Кормящемуся волку в горле застряла маленькая кость, и он, испытывая ужасную боль, умолял других животных о помощи, обещая награду. Наконец Журавль согласился попробовать и, вставив свой длинный клюв в горло Волка, расшатал кость и вынул ее. Но когда Журавль попросил награду, Волк ответил: «Ты засунул свою голову в волчью пасть и снова безопасно вынул ее; этой награды должно быть для тебя достаточно». В ранних версиях, где у Федра есть журавль, у Бабрия — цапля, но в обоих участвует волк.
Эта история в деталях очень близка к Джавасакуна Джатаке из буддийских писаний. выбивает В данном случае дятел кость из львиного горла, предварительно приняв меры предосторожности и подперев открытую пасть палкой. Позже, испытывая свою благодарность, дятел получает тот же ответ, что и волк, и размышляет о мудрости предотвращения будущего вреда посредством общения с жестокими людьми:
- От подлой надежды не получить
- Должное воздаяние за оказанную хорошую услугу,
- От горькой мысли и гневного слова воздержись,
- Но поспеши остерегаться присутствия несчастного. [ 1 ]
Еврейская версия Мидраша , датируемая I веком нашей эры, рассказывает, как египетская куропатка извлекает шип из языка льва. Его награда аналогична другим пересказам. Другое из самых ранних применений этой басни относится к началу правления римского императора Адриана (117–138 гг. н. э.), когда Иисус Навин бен Ханания умело использовал вариант Бабрия с участием волка и цапли, чтобы отговорить еврейский народ от восстали против Рима и снова сунули головы в пасть льва. [ 2 ]

Примечательно, что обе азиатские версии имеют политическое применение. Это в равной степени справедливо и в отношении пересказа Джона Лидгейта , написанного в XV веке «Басни Изопов» и озаглавленного «Как волк обманул журавля». [ 3 ] Журавль там описывается как хирург, которому пришлось выполнить деликатную операцию, а затем его обманом лишили гонорара. Лидгейт продолжает извлекать более широкий урок о том, как тираническая аристократия угнетает сельскую бедноту и не дает им никакой награды за их услуги.
Жан де ла Фонтен выражает свою социальную позицию посредством сатиры . В Le loup et la cigogne ( Басни III.9) он также описывает действие журавля как хирургическую услугу; но когда он просит обещанное жалованье, волк ругает его за неблагодарность. [ 4 ] Готхольд Эфраим Лессинг развивает сатиру еще дальше, ссылаясь на басню в своем продолжении «Больной волк». Хищник близок к смерти и, признаваясь лисе, вспоминает случаи, когда он добровольно воздерживался от убийства овец. Сочувствующая лиса отвечает: «Я помню все подробности». Как раз тогда у тебя так сильно болела кость в горле. [ 5 ] В болгарской адаптации Рана Босилека «Удушающий медведь» аист, будучи однажды обманутым, принимает меры предосторожности и вырывает медведице зубы, прежде чем снова лечить своего пациента, заставляя ее думать об альтернативной награде. [ 6 ]
Символические значения
[ редактировать ]
Политический урок также можно извлечь из некоторых средневековых скульптур этой басни, в первую очередь из Большого фонтана в Перудже, выполненного в 1278 году Николой Пизано и его сыном Джованни . [ 7 ] Поскольку Перуджа была в то время союзницей Рима, резьба по волчице, кормящей Рема туда включена ; но волк снова смотрит через плечо на две соседние панели, изображающие басни « Волк и ягненок » и «Волк и аист». Это намекает на политический урок, заключающийся в том, что друг может найти предлог, чтобы проглотить своего союзника, или, по крайней мере, не вознаградит его за помощь. [ 8 ]
Там, где скульптуры басни находятся в церкви, здесь задействована другая символика. Комментируя его внешний вид над капителью западной двери Отёнского собора , один учёный отмечает, что лиса в данном случае символизирует дьявола , а журавль является символом христианской заботы и бдительности, всегда активной в спасении душ от зла. пасть ада . Следовательно, журавля следует представить как пришедшего на помощь не лисе, а кости. [ 9 ] Это религиозное значение сделало этот предмет, по мнению французского архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка , одним из самых распространенных скульптур на зданиях с 12 по 13 века. [ 10 ] не только во Франции, но и в других странах Европы. из Байе XI века Эта басня появляется как одна из многих сцен с животными на границах гобелена . [ 11 ]
Этот предмет продолжает фигурировать и в более позднее время, о чем свидетельствует его появление на в Санкт-Петербурге памятнике Ивану Крылову (1855 г.). [ 12 ] как бронзовая скульптура Жозефа Виктора Шемена (1825–1901) в Музее Жана де Лафонтена , [ 13 ] и Стефан Хорота в берлинском Трептов-парке (1968). В Бангладеш эта история адаптирована к местным видам, тигру , журавлю или цапле , и ее можно найти нарисованной на панелях рикш, как показано выше.
Ссылки
[ редактировать ]


- ^ JatakaTales , HT Фрэнсис и Э. Дж. Томас, Кембридж, 1916, стр. 223–4.
- ^ Брэд Х. Янг, Притчи: еврейская традиция и христианская интерпретация , Baker Academic, 2012, стр. 18-19.
- ^ «Басня 5» . Xtf.lib.virginia.edu . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ «Английский перевод» . Oaks.nvg.org . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ↑ Басни и эпиграммы Лессинга в переводе с немецкого , Лондон, 1825 г., басня 12.
- ^ Ран Басилек Чокед Метца
- ^ Перуджа - Фонтана Маджоре на WikiCommons
- ^ Маццони, Кристина (2010). Волчица: история римской иконы . Издательство Кембриджского университета. стр. 199–200. ISBN 9781139788540 . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Эванс, EP «Символизм животных в церковной архитектуре» , Лондон, 1896, с. 107.
- ^ Виолле-ле-Дюк, Эжен. Словарь французской архитектуры 11-16 веков , Париж, 1856 год. Цитата появляется вместе с рисунком скульптуры на WikiMedia.
- ^ Изображение
- ^ «Петербургский памятник Ивану Крылову» . 123рф.com. 01.02.2012. Внизу справа на задней панели . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ↑ Бронзовая скульптура Шемена в Музее Жана де Лафонтена.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книжные иллюстрации XV-XX веков онлайн