Jump to content

Ореховое дерево

Эмблема Альсиато 193, основанная на басне.

«Ореховое дерево» — одна из басен Эзопа , занимающая 250-е место в индексе Перри . Позже оно послужило основой женоненавистнической пословицы, поощряющей насилие над ореховыми деревьями, ослами и женщинами.

Басня о неблагодарности

[ редактировать ]

Есть две связанные греческие версии басни. Иллюстрируя неблагодарность тех, кто жестоко расплачивается за добрые дела, речь идет о стоящем у дороги ореховом дереве (καρυα), орехи которого прохожие сбивали палками и камнями. Затем он пожаловался: «Люди с радостью наслаждаются моими плодами, но у них ужасный способ выразить свою благодарность». [1] Его жалоба связана со спором о благодарности, который происходит в параллельной индийской истории из Панчатантры . Там манговое дерево спрашивают, законно ли отвечать злом за добро, и оно отвечает, что его отношение к человеку представляет собой жестокое обращение, несмотря на то, что оно дает ему плоды и тень. [2] С другой стороны, немецкий рационалист XVIII века Готхольд Эфраим Лессинг в своей басне «Дуб и свинья» задавался вопросом, есть ли реальные основания для благодарности. [3] Свинья, кормящаяся у подножия дуба, упрекается деревом в мотивах чистой жадности и отвечает, что она чувствовала бы благодарность только в том случае, если бы могла быть уверена, что дуб разбросал туда желуди из любви к ней.

Греческая басня позже стала предметом эпиграммы Антипатра Солунского :

Посадили меня, ореховое дерево, у обочины дороги.
чтобы развлечь проходящих мальчиков, как знак меткости их камней.
Все мои ветки и цветущие побеги сломаны,
меня ударили ливнями из гальки.
Деревьям нет никакой пользы в том, чтобы приносить плоды; Я, действительно,
принесла плоды только для моей собственной гибели. [4]

Это, в свою очередь, породило латинские версии, в одной из которых дерево изображено забросанным прутьями. Было также гораздо более длинное стихотворение, одно время приписывавшееся Овидию , но теперь считавшееся его подражанием, в котором ореховое дерево подробно жалуется на жестокость, с которой его грабят. [5] В этом более неторопливом произведении, состоящем из 182 строк, наряду с басней Эзопа, предметом которой является орех, есть взгляд на другую басню, касающуюся «Путешественников и платана» . Хотя к фруктовым деревьям относятся неуважительно, «бесплодные платаны пользуются большим уважением за тень, которую они дают» ( at postquam platanis sterilem praebentibus umbram uberior quavis arbore venit Honor ).

Во времена Возрождения басню подхватили составители книг-эмблемов , начиная с зачинателя этого жанра Андреа Альсиато . В конце концов, во многих изданиях его «Эмблемат» он был пронумерован под номером 193, и на нем было обозначение Infertilitatem sibi ipsi дамносам (плодотворный до собственной гибели), происходящее из последней строки оригинальной эпиграммы Антипатра. На многих иллюстрациях, сопровождающих это произведение, изображены мальчики, забивающие дерево камнями и собирающие его плоды с земли. [6] В других, однако, молодые люди изображены с массивными палками в руках, как на иллюстрации здесь, и это наводит на мысль о народном поверье, что избиение дерева делает дерево более плодоносным. В немецком «фигурном стихотворении» ( figengedichte ) 1650 года, в котором слова расположены так, что образуют форму дерева, упоминаются как палки, так и камни как оружие, используемое «крестьянскими девочками и мальчиками», чтобы сбивать орехи. [7] Вдохновленный эмблемой Альсиато, [8] стихотворение представлено как монолог орехового дерева и далее подчеркивает, что неблагодарность в ответ на зло за щедрость - это недуг, который заражает все социальные отношения.

Пословица о женщине, осле и ореховом дереве.

[ редактировать ]

За несколько десятилетий до того, как Альсиато впервые опубликовал свою эмблему, басня Эзопа послужила основой для независимой версии Лаврентия Абстемиуса в его «Гекатомифии» , опубликованной в 1490-х годах. под номером 65 В книге De nuce, asino et muliere описывается, как женщина спросила обиженное дерево: «Почему было так глупо давать больше и лучших орехов, когда его наносят все более и более сильные удары?» Дерево ответило: «Вы забыли пословицу: Ореховое дерево, осел и женщина связаны одним и тем же законом; эти три вещи не принесут ничего хорошего, если вы перестанете их бить». [9] Мораль, которую Абстемиус извлекает из этого, заключается в том, что люди слишком много говорят ради собственного блага. Однако эта пословица приводится как пример женоненавистничества . [10] [11]

Итальянская пословица, основанная на этом предании, увековечилась в Британии в течение следующих двух столетий. Джорджа Петти В переводе «Гражданских бесед Стефано Гуаццо» (1530–1593 гг.), книги, впервые опубликованной в Италии в 1574 году, записано, что однажды он наткнулся на пословицу: «Женщина, осел и ореховое дерево, принесите больше фруктов». , тем более избитыми они будут». То, что сейчас является более известной английской версией, появляется вскоре после этого в работах Джона Тейлора .

Женщина, спаниель и ореховое дерево,
Чем больше их бьют, тем лучше для них.

Роджер Л'Эстрейндж включил историю Абстемиуса в свои «Басни об Эзопе и других выдающихся мифологах» Столетие спустя . Его сокращенная версия гласит: «Одна добрая женщина случайно прошла мимо, когда компания молодых парней колола ореховое дерево, и спросила их, для чего они это сделали? Это только путь дисциплины, говорит один из парней, потому что «для ослов, женщин и ореховых деревьев естественно исцеляться после избиения». [12] Идиоматический комментарий Л'Эстрейнджа: «Задайте Джейду вопрос, и он даст вам ответ», отражает его мнение об этом настроении. Разговор людей выдаст их истинное качество. Эдмунд Арвакер, с другой стороны, придает истории еще один поворот в своем стихотворном изложении басен « Правда в вымысле» (Лондон, 1708 г.). Разговорчивая женщина во время одинокой прогулки задает вопросы дереву, и оно отвечает таким образом, чтобы заставить ее замолчать. [13]

Каким бы ни было мнение людей о том, насколько хорошо женщина, осел или собака реагируют на наказание, вера в то, что это было полезно в случае с ореховыми деревьями, сохранялась. В одной из энциклопедий суеверий сообщается, что в сельской местности «было распространено убеждение, что порка орехового дерева способствует увеличению урожайности и улучшению качества плодов» и что это происходило ранней весной. [14] Другое объяснение состоит в том, что «старый обычай избиения орехового дерева применялся, во-первых, для того, чтобы сорвать плоды, а во-вторых, чтобы сломать длинные побеги и тем самым стимулировать образование коротких плодоносящих побегов». [15]

  1. ^ Сайт Эзопа
  2. ^ Стэнли Райс, Древние индийские басни и рассказы , Лондон, 1924, с. 34
  3. Басни и эпиграммы Лессинга в переводе с немецкого , Лондон, 1825 г., басня 33.
  4. ^ Греческая антология , пер. WRPaton , Лондон, 1917, Том 3, IX.4.
  5. ^ Товарищ Овидия , Питер Э. Нокс, Оксфорд, Великобритания, 2009, стр. 213-4.
  6. ^ Альсиато в Глазго
  7. ^ Питер Морис Дейли, Литература в свете эмблемы , Университет Торонто, 1998, стр. 148-9.
  8. Роберт Стампер, «К пониманию фигурных стихотворений в «Нимфе Норис» Иоганна Хельвига , 1997
  9. ^ Онлайн-текст
  10. ^ Миштерова, Ивона (2009). «Мизогиния и женоненавистничество в «Укрощении строптивой: очерк шекспировских постановок» . Акта философского факультета Западночешского университета в Пльзене . ISSN   1802-0364 . Проверено 31 декабря 2020 г.
  11. ^ Каббон, Софи (2000). «Демонтаж патриархата» . Обзор юриспруденции UCL . 2000 : 253 . Проверено 31 декабря 2020 г.
  12. ^ Онлайн-текст
  13. ^ «Орех и дама или инквизитор замолчали», стр.138-9.
  14. ^ Рэдфорд, Эдвин и Мона А., Энциклопедия суеверий , 1949, стр.247; онлайн-версия
  15. ^ Майлз Хэдфилд, Британские деревья , Лондон, 1957; цитируется в Оксфордском словаре пословиц
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77d77121ec22a15bcf4bb98a73b10cfa__1703593440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/fa/77d77121ec22a15bcf4bb98a73b10cfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Walnut Tree - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)