Скорпион и лягушка

«Скорпион и лягушка» — это басня о животных , которая учит, что порочные люди не могут сопротивляться причинению вреда другим, даже если это не в их собственных интересах. Эта басня, кажется, возникла в России в начале 20 века.
Краткое содержание
[ редактировать ]Скорпион хочет пересечь реку, но не умеет плавать, поэтому просит лягушку перевезти его. Лягушка колеблется, боясь, что скорпион может ее ужалить, но скорпион обещает не делать этого, указывая, что он утонет, если убьет лягушку посреди реки. Лягушка считает этот аргумент разумным и соглашается перевезти скорпиона. На полпути через реку скорпион все равно жалит лягушку, обрекая их обоих. Умирающая лягушка спрашивает скорпиона, почему он ужалил, несмотря на то, что знает о последствиях, на что скорпион отвечает: «Извините, но я не смог устоять перед этим желанием. Это мой характер». [1]
Происхождение
[ редактировать ]Самое раннее известное появление этой басни - в русском романе 1933 года «Немецкий квартал» Льва Нитобурга . В романе она названа «восточной сказкой». [2] Басня также появляется в романе 1944 года «Охотник с Памира» , и это самое раннее известное появление басни на английском языке. [3] «Охотник Памира» — английский перевод русского романа Юра» « Георгия Тушкана 1940 года . Басня появляется в последней главе « Охотника с Памира» , но не появляется в соответствующем месте в русском оригинале « Джуры» , что позволяет предположить, что переводчик взял на себя некоторую творческую вольность.
В англоязычном мире басню прославил фильм 1955 года « Мистер Аркадин» . Об этом рассказывает в монологе злодей фильма, которого играет Орсон Уэллс . [4] [5] В интервью Уэллс упомянул, что басня имеет русское происхождение. [6]
Прекурсоры
[ редактировать ]Скорпион и Черепаха
[ редактировать ]
Вероятным предшественником «Скорпиона и лягушки» является персидская басня «Скорпион и черепаха» , которая появляется в ряде персидских текстов конца 15 века. Это « Бахаристан» , написанный в 1487 году персидским поэтом Джами , [7] и Анвар Сохейли, написанный ок. 1500 г., персидский ученый Хусейн Кашифи. [8] « Анваар Сохейли» содержит басни, переведенные из « Панчатантры» , собрания индийских басен, написанных на санскрите , но «Скорпион и черепаха» не фигурирует в « Панчатантре» , что позволяет предположить, что басня имеет персидское происхождение. [9] [а]
В «Скорпионе и черепахе» черепаха переносит скорпиона через реку, и черепаха переживает укус скорпиона благодаря своему защитному панцирю. Скорпион объясняет сбитой с толку черепахе, что она не могла сопротивляться своему инстинкту ужалить и знала, что ее жало не пронзит панцирь черепахи. Затем черепаха выносит приговор скорпиону. В версии Кашифи черепаха считает скорпиона «базовым персонажем» и корит себя за то, что у него нет лучшего суждения о характере. [10] В версии сказки Джами черепаха считает скорпиона «злым парнем» и топит скорпиона, чтобы он не причинил вреда кому-либо еще. [11]
Эзоп
[ редактировать ]«Скорпион и лягушка» иногда приписывается Эзопу , хотя он не появляется ни в одном сборнике басен Эзопа до 20 века. [9] [12] Однако существует ряд древних басен, традиционно приписываемых Эзопу, которые учат аналогичной морали, ближайшими параллелями которых являются «Крестьянин и змея» и «Лягушка и мышь» .
Интерпретации
[ редактировать ]Распространенная интерпретация этой басни состоит в том, что люди с порочным характером не могут устоять перед причинением вреда другим, даже если это не в их интересах. [13] Итальянский писатель Джанкарло Ливраги заметил, что, хотя существует множество басен о животных, которые предостерегают от доверия порочным людям, ни в одной из этих других басен злодей не является иррационально саморазрушительным и полностью осознающим это. [12]
Социальному психологу эта басня может представлять диспозиционистский взгляд на человеческую природу, поскольку она, по-видимому, отвергает идею о том, что люди ведут себя рационально в зависимости от обстоятельств. [14] Французский социолог Жан-Клод Пассерон видел в скорпионе метафору политиков-макиавеллистов, которые обманывают себя своей бессознательной склонностью рационализировать свои непродуманные планы и тем самым ведут себя и своих последователей к гибели. [15] Психолог Кевин Даттон рассматривал скорпиона как метафору психопатов , чей импульсивный и порочный характер часто доставляет им ненужные неприятности, часто причиняя вред людям, от которых они зависят, например, своим собственным семьям. [16]
Для Орсона Уэллса , режиссера «Мистера Аркадина », слово «персонаж» имело два значения: оно могло обозначать естественные инстинкты человека, но также и то, как человек решает вести себя. Скорпион не смог устоять перед своим естественным желанием ужалить, но решил быть честным в этом с лягушкой. Орсон Уэллс считал, что эта откровенность придавала скорпиону некий шарм и трагическое достоинство. [17]
Другие контексты
[ редактировать ]Со времени повествования басни у господина Аркадина , [4] [5] об этом рассказывалось в других фильмах, таких как «Глубокая кожа» (1989), [18] Плачущая игра (1992), [19] Драйв (2011), [20] и Карнавал Дьявола (2012). [21] Кроме того, отсылки к басне появились в комиксах. [22] в телешоу, как название серий, [23] а также в газетных статьях, [24] некоторые из них применили его к отношениям между крупным бизнесом и правительством. [25] и в политику, [26] особенно горький характер ближневосточной политики, такой как арабо-израильский конфликт , [27] [28] или в Иране. [29]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ см . в «Сказках о Панчатантре» (сеть Катхотсав) . Полную коллекцию
- ↑ Перефразировано из ряда источников, в том числе из «Охотника Памира» и г-на Аркадина . Иногда слово «природа» используется вместо слова «характер».
- ^ Nitoburg (1933). The German Quarter [ Немецкая слобода ] , pp. 232-233.:
Russian : Cлыхал восточную сказку? , lit. 'Have you heard the oriental fairy tale?' - ^ Тушкан (1944). Охотник Памира , с. 320.
- ^ Jump up to: а б Сцена из «Мистера Аркадина» , где Орсон Уэллс рассказывает историю о скорпионе и лягушке на YouTube . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ричард Броуди (30 марта 2010 г.). «DVD недели: Мистер Аркадин» . Житель Нью-Йорка . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Базен и др. (1958). «Интервью с Орсоном Уэллсом» , с. 25: Французский : «L'histoire du скорпиона, elle, est d'origin russe». , букв. «История о скорпионе имеет русское происхождение».
- ^ Джами (1887). Бехаристан . стр. 167-168
- ^ Руймбеке (2016). Анвар-е Сохайли Кашефи , стр. 292.
- ^ Jump up to: а б Такеда (2011)
- ↑ Иствик (1854) , стр. 133–134: «Скорпион ответил:« Не дай Бог, чтобы подобные чувства проникли в мой разум на протяжении всей моей жизни или когда-либо должны были это сделать! Это не что иное, как то, что моя природа побуждает меня жалить, раню ли я спину друга или грудь врага.
Черепаха размышляла так: «Воистину мудрецы сказали, что лелеять низменный характер — значит отдать свою честь ветру и вовлечь себя в смущение». - ^ Джами (1887). Бехаристан . стр. 168: «Тогда черепаха сказала себе: «Я не могу сделать ничего лучше, чем избавить этого злодея от его дурного настроения и таким образом помешать ему причинить вред добрым людям», после чего она нырнула, и скорпион был пойман. у волн, как будто его никогда не существовало».
- ^ Jump up to: а б Джанкарло Ливраги (март 2007 г.). «Скорпион и лягушка» . gandalf.it . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Такеда (2011) : Немецкий язык : Мораль басни гласит: некоторые люди от природы склонны к убийству и самоубийству одновременно. , букв. «Мораль басни гласит: некоторые люди по своей природе действуют убийственно и самоубийственно одновременно».
- ^ Ласине (2012). Взвешивание сердец , с. 110.
- ^ Пассерон (2001) , раздел VI, параграф 101.
- ^ Даттон (2012), глава. 1
- ^ Базен и др. (1958). «Интервью с Орсоном Уэллсом» , с. 24: Французский : «Цель этой истории — сказать, что человек, который заявляет миру: я такой, какой я есть, как ни крути, этот человек обладает своего рода трагическим достоинством. [...] Мне всегда нравится, когда человек признается, что он ублюдок, убийца или кто угодно, и говорит мне: Я убил трех человек. Он сразу мой брат, потому что я думаю, что откровенность не оправдывает преступления. , но это делает его очень привлекательным, придает ему очарование».
- ^ Уоссон (2011). Разгул в Kisser , с. 296.
- ^ Норман Н. Холланд . «Нил Джордан, Плачущая игра , 1992» . Более острый фокус . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Питер Канавезе (16 сентября 2011 г.). «Рецензия: «Драйв» » . Голос Маунтин-Вью . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Леника Круз (17 августа 2012 г.). «Как создатели Карнавала Дьявола сказали Голливуду: «К черту тебя» и приобрели культ последователей» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 23 июля 2020 г.
- ↑ Как «Сказки братьев Гримм» № 39 (июнь 2009 г.). Зенескоп Развлечения .
- ^ Эпизод 2, сезон 2 сериала « Как я встретил вашу маму» ; серия 5 4 сезона « Мотива » ; 8-я серия 13-го сезона « Сверхъестественного» , 26-я серия 3-го сезона « Звездного пути: Вояджер» , 10-я серия 2-го сезона «Волчонка » и 10-я серия 2-го сезона « Клана Сопрано» .
- ^ Морис Саатчи (29 мая 2007 г.). «Данные Google против человеческой природы» . Файнэншл Таймс . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Райан Эллис (24 апреля 2015 г.). «Скорпион и лягушка: Повесть о современном капитализме» . Форбс . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Мюррей Форсетер (9 июня 2017 г.). «Усилия Республиканской партии по контролю над Трампом являются воплощением басни «Скорпион и лягушка» » . ХаффПост . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Анон. «Компромисс по-прежнему воспринимается как капитуляция» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2016 года . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Патрик Кикер (16 июля 2006 г.). «...Потому что это Ближний Восток» . Новости CBS . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Организация Объединенных Наций (29 июня 2017 г.). «Согласие по иранской ядерной программе остается в силе, заявил глава политического отдела Совета Безопасности» . Организация Объединенных Наций, SC/12894 . Проверено 19 марта 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аарон Шустер (2016). Проблема с удовольствием. Делёз и психоанализ . Кембридж, Массачусетс : MIT Press . п. 70 . ISBN 9780262528597 .
- Андре Базен ; Чарльз Битч; Жан Домарчи (сентябрь 1958 г.). «Интервью с Орсоном Уэллсом». Cahiers du Cinéma (на французском языке). Полет. 15, нет. 87. Editions de l’Etoile.
- Английский перевод этого интервью доступен на Wellesnet.com (22 мая 2006 г.).
- Арата Такеда (март 2011 г.). «Цветочные торговые пути: набеги с Востока на Запад по следам басни Скорпион и лягушка » « » . Немецкий ежеквартальный журнал по литературоведению и интеллектуальной истории (на немецком языке). 85 (1): 124–152. дои : 10.1007/BF03374756 . S2CID 170169337 .
- Кристина ван Рюмбеке (2016). Анвар-э Сохайли Кашефи: переписывание Калила ва-Димна в тимуридском Герате . Брилл. ISBN 9789004314757 .
- Georgii Tushkan (1940). Джура [ Jura ] (in Russian).
- Георгий Тушкан (1944) [Оригинальное русское издание, опубликованное в 1940 году]. Охотник Памира: Роман о приключениях в советской Средней Азии . Перевод Джерарда Шелли . Хатчинсон и Ко.
- Хусейн Ваик уль-Кашифи (1854 г.) [Впервые опубликовано ок. 1500]. Анвар-и-Сухаили; или Огни Канопуса . Перевод Эдварда Б. Иствика. Стивен Остин.
- Жан-Клод Пассерон (2001). «Форма доказательства в исторических науках» . Европейский журнал социальных наук (на французском языке). 39 (120): 31–76. дои : 10.4000/ress.655 .
- Lev Nitoburg (1933). Немецкая слобода [ The German Quarter ] (in Russian). Советская литература [Soviet literature].
- Мартин Фицджеральд (2000). Орсон Уэллс: Карманное руководство . Саммерсдейл Паблишерс ЛТД — РЯД. ISBN 9781848396807 .
- Мартин Личфилд Уэст (1984). «Приписывание басен Эзопу в архаической и классической Греции» (PDF) . В Оливье Ревердене (ред.). Басня (Беседы о классической древности, т. 30) . Фонд Хардта.
- Мод Бэрроуз Даттон (1908). Черепаха и гуси: и другие басни о Бидпае . Компания Хоутон Миффлин.
- Сэм Уоссон (2011). Разрыв в Kisser. Фильмы Блейка Эдвардса . Миддлтаун, Коннектикут : Издательство Уэслианского университета . п. 296 . ISBN 9780819569776 .
- Саймон Кэллоу (2015). Орсон Уэллс, Том 3: Оркестр из одного человека . Случайный дом. ISBN 9781473545762 .
- Стюарт Лазин (2012). Взвешивание сердец: характер, суждение и этика чтения Библии . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 9780567426741 .
- Сильвия М. Варделл (2019). Детская литература в действии: Руководство для библиотекаря (3-е изд.). АВС-КЛИО. ISBN 9781440867798 .
- Томас Джеймс (1852 г.). «Басня 21 — Мышь и лягушка (с. 14)» . Басни Эзопа. Новая версия, преимущественно из первоисточников . Иллюстрировано сэром Джоном Тенниелом . Лондон: Джон Мюррей .
- Кевин Даттон (2012). Мудрость психопатов . Случайный дом. ISBN 9781409023296 .
- Джами (1887) [1487]. Бихаристан (PDF) .