будет 17
будет 17 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Разведчик - пикирующий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | МОЖЕТ |
Основные пользователи | Шведские ВВС |
Количество построенных | 326 (включая 2 прототипа) [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1941–1944 |
Дата введения | Март 1942 г. [ 2 ] |
Первый полет | 18 мая 1940 г. |
Ушедший на пенсию | 1968 ( Эфиопия ) |
Saab 17 — шведский одномоторный моноплан-разведчик-пикирующий бомбардировщик 1940-х годов, первоначально разработанный ASJA до ее слияния с Saab. Это был первый цельнометаллический самолет с напряженной обшивкой, разработанный в Швеции.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Проект был инициирован в ответ на запрос 1938 года от Flygvapnet (ВВС Швеции) на самолет-разведчик для замены устаревшего Fokker S 6 (C.Ve) полутораплана . Проектные работы начались в конце 1930-х годов под названием L 10 компанией ASJA , но после принятия Flygvapnet ему были присвоены обозначения B 17 и S 17 для бомбардировочной и разведывательной версий соответственно, и он стал более известен как Saab 17.
В качестве конструкции был выбран обычный со среднерасположенным крылом свободнонесущий моноплан , длинным тепличным навесом и одним радиальным двигателем в носовой части. Поверхности управления были покрыты тканью, а остальная часть была выполнена из дюралюминия с нагруженной обшивкой . Он мог быть оснащен колесами или лыжами, которые убирались прямо назад вдоль нижней части крыла, оставляя выступающие обтекатели, а при установке колес дверцы ходовой части можно было использовать в качестве тормозов пикирования. [ 3 ] Предусматривалось убирающееся хвостовое колесо. Версия гидросамолета была построена в небольшом количестве для береговой разведки взамен устаревшего Svenska S 5 с массивными обтекателями, соединяющими поплавки с крыльями на месте колес. Для обеспечения устойчивости к горизонтальному стабилизатору были добавлены небольшие вертикальные плавники . Крылья были усилены, чтобы его можно было использовать в качестве пикирующего бомбардировщика , а под крыльями были предусмотрены бомбодержатели, а также небольшой бомбоотсек под кабиной, хотя в некоторых экземплярах использовалась обычная стойка по центральной линии, а на версиях бомбардировщика - был установлен костыль, позволяющий отводить бомбу от самолета при атаках с вертикальным пикированием, когда в противном случае бомба могла бы пройти через винт. В разведывательных версиях костыля не было. разрезные закрылки, На нижней задней кромке крыла крепились разбитые на четыре сегмента.
Было заказано два прототипа L 10: первый был оснащен Bristol Mercury XII радиальным двигателем мощностью 880 л.с. (660 кВт), построенным компанией Nohab в Швеции, а второй - импортным двигателем Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью 1065 л.с. (794 кВт). С радиальный.
Поставка подходящих двигателей оставалась серьезной проблемой, в результате чего самолет строился в трех вариантах с разными двигателями. В окончательном B 17A использовался построенный в Швеции STWC-3 (шведский Twin Wasp C-3), нелицензионная копия R-1830. В B 17B использовался двигатель Bristol Mercury XXIV, построенный шведской компанией Svenska Flygmotor AB (SFA), а в B 17C использовался импортный радиальный двигатель Piaggio P.XI мощностью 1060 л.с. (790 кВт) из Италии. [ 4 ] Правительство Соединенных Штатов отклонило просьбу о покупке лицензии на создание Twin Wasp, поэтому вместо этого была построена нелицензированная копия с реверс-инжинирингом как STWC-3 (шведский Twin Wasp C-3), чтобы дополнить и заменить уже радиальные двигатели Mercury с меньшей мощностью. строится по лицензии. [ 5 ] Пока производство не соответствовало спросу, самые ранние поставленные самолеты доставлялись в пункты назначения, двигатели снимались и отправлялись обратно для использования на следующем поставляемом самолете. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]

Первый полет состоялся 18 мая 1940 года, а первые поставки пикирующих бомбардировщиков Flygvapnet начались в марте 1942 года. [ 2 ] тогда как поставки разведывательных версий начались в июне 1942 года, и этот тип был готов к сентябрю 1942 года, когда были проведены первые учения. [ 1 ] Сразу же возникли проблемы с поломками крыла, и потребовались дополнительные модификации, прежде чем его можно было допустить для бомбардировок с пикирования, которые в дальнейшем ограничивались неглубокими атаками. [ 1 ] Последний самолет был доставлен 31 августа 1944 года. [ 6 ]
AB 17 использовался для испытаний катапультного кресла, разработанного Saab для использования в истребителе-толкателе Saab 21 , который впервые был успешно запущен 27 февраля 1944 года с манекена. [ 7 ]
Стиг Веннерстрем получил некоторую известность в Швеции за успешное парашютирование из B 17 на малой высоте вместе со своим наводчиком, но позже стал шпионом Советского Союза. [ 8 ]
В течение нескольких месяцев в конце 1944 - начале 1945 года пятнадцать B 17A находились на вооружении Датской бригады в Швеции (Danforce) - подразделения численностью 5000 человек (включая 50 летчиков) в Швеции, которое было сформировано для оказания помощи в освобождении оккупированной Дании от нацистов. не дать отступающим немецким солдатам использовать мирных жителей в качестве живого щита и применять тактику выжженной земли , как они это делали в других местах. Однако из-за капитуляции Германии 7 мая 1945 года в самолетах больше не было необходимости, и Flygvapnet . через пару месяцев они были возвращены под управление [ 9 ]
Быстрый прогресс в авиации, связанный с улучшением аэродинамики, увеличением мощности двигателей и, наконец, внедрением реактивных двигателей, привел к тому, что ее карьера была короткой, и в период с 1948 по 1950 год она постепенно была выведена из боевой службы. [ 1 ] в то время как последние экземпляры были сняты со второстепенных ролей к 1954 году. В течение следующих нескольких лет образцы будут проданы различным операторам.
Благодаря усилиям Карла Густава фон Розена закупили ВВС Эфиопии 47 самолетов, которые эксплуатировались с 1947 года. [ 1 ] до 1968 года.
С 1951 года 19 B 17 были переданы в аренду Svensk Flygtjanst AB и AVIA для использования в качестве буксиров-мишеней и окрашены в желтый цвет с гражданской маркировкой. [ 1 ] Один из них, B 17A SE-BYF, был продан австрийской компании Österreichische Luftstreitkräfte в 1957 году, где продолжал использоваться в качестве буксира-мишени до выхода на пенсию в 1963 году. Два B 17A также были проданы финской компании Ilmavoimat в 1959 и 1960 годах. также в качестве буксиров-мишеней. Ни один из финских самолетов не просуществовал долго, прежде чем был уничтожен в результате аварий. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]Обозначения компании
[ редактировать ]- л 10
- внутреннее обозначение ASJA/Saab; два произведенных

- Л 10А
- внутреннее обозначение ASJA/Saab для 17A, B и C
- Л 10БЛ
- внутреннее обозначение ASJA/Saab для S17BL
- Л 10БС
- внутреннее обозначение ASJA/Saab для S17BS
Обозначения ВВС
[ редактировать ]- П 7 [ 1 ]
- L 10 опытных образцов
- Б 8
- Предварительное обозначение бомбардировочной версии L 10, не использовалось.

- Б 17А
- мощностью 1065 л.с. (794 кВт) Svenska Flygmotor Aktiebolaget (SFA) Бомбардировщик с звездообразным STWC-3 (Pratt & Whitney R-1830-S1C3G Twin Wasp) двигателем ; 132 построено
- Б 17Б
- мощностью 980 л.с. (730 кВт) производства SFA Bristol Mercury XXIV Бомбардировщик с радиальным двигателем ; 55 построено
- Б 17С
- мощностью 1060 л.с. (790 кВт) Piaggio P.XIbis RC40D Бомбардировщик с радиальным двигателем ; 77 построено
- С 15
- Предварительное обозначение разведывательного варианта Л 10, не использовалось.
- С 17БЛ
- Разведывательный вариант B 17B с колесным или лыжным шасси; 21 построено
- С 17БС
- Разведывательный вариант B 17B с поплавками, оснащенный двигателем Bristol Mercury XXIV; 38 построено
Всего было выпущено 326 самолетов Saab 17 всех типов, а некоторые бомбардировщики были переоборудованы в самолеты-разведчики. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Австрийские ВВС - эксплуатировали один буксир-мишень.
- Flyvevåbnet (Королевские ВВС Дании) - 15 летал в аренде, находясь в изгнании в составе Danske Brigade Danforce в 1945 году.
- Ye Ithopya A yer Hayl (Имперские ВВС Эфиопии) - эксплуатировало 47 экземпляров. [ 1 ]
- Ilmavoimat (ВВС Финляндии) - эксплуатировал два буксира-мишени.
- Шведские ВВС
- F 2 Hägernäs/Roslagen Air Corps Navy Support Wing ( Хегернес , недалеко от Стокгольма ) — только гидросамолеты S 17BS [ 1 ]
- F 4 Frösön/Jämtland Wing ( Фрёсён ) [ 1 ]
- F 6 Карлсборг/Крыло Вестгёта ( Карлсборг ) [ 1 ]
- F 7 Сритенас/Крыло Скараборг ( Сртенас ) [ 1 ]
- F 12 Кальмар/Кальмар Крыло ( Кальмар ) [ 1 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Известно, что сегодня существуют пять Saab 17, три из которых выставлены на всеобщее обозрение.
В коллекции Музея ВВС Швеции в Линчепинге есть два самолета: S 17BL '5', серийный номер 17005, который находится на статической экспозиции в музее, и B 17A '7', серийный номер 17239, причем последний хранится в годном к полетам состоянии. и который периодически летает. [ 11 ]
Другой B 17A 'E', серийный номер 17320, который был подарен Flygvapnet после того, как служил буксиром-мишенью, выставлен в Датском музее науки и технологий в Хельсингёре/Эльсиноре .
Два бывших эфиопских самолета B 17A были обнаружены в 1990-х годах и приобретены южноафриканским коллекционером как часть большой партии бывших эфиопских самолетов. Они были отправлены в Литву, но их нынешний статус и местонахождение неизвестны из-за краха деловых интересов коллекционера. [ 12 ]
Технические характеристики (В 17С)
[ редактировать ]Данные Saab Aircraft с 1937 года. [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 10 м (32 фута 10 дюймов)
- Размах крыльев: 13,7 м (44 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 28,5 м 2 (307 кв. футов)
- Вес пустого: 2680 кг (5908 фунтов)
- Полная масса: 3870 кг (8532 фунта)
- Силовая установка: 1 × Piaggio P.XIbis RC40D 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 790 кВт (1060 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага Piaggio P.1001.
Производительность
- Максимальная скорость: 435 км/ч (270 миль в час, 235 узлов)
- Крейсерская скорость: 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов)
- Минимальная скорость управления : 125 км/ч (78 миль в час, 67 узлов)
- Дальность: 1700 км (1100 миль, 920 миль)
- Практический потолок: 9800 м (32200 футов)
- Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 139 кг/м 2 (28 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,220 кВт/кг (0,134 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- стреляющих вперед 2 фиксированных 8-мм (0,315 дюйма) стационарных пулемета Flygplanskulspruta Ksp m/22F (M1919 Browning AN/M2),
- 1 гибкий 8-мм (0,315 дюйма) в задней кабине пулемет Flygplanskulspruta Ksp m/22R (M1919 Browning AN/M2)
- Бомбы:
- Можно было нести 700 кг (1500 фунтов) бомб. Стойки предусмотрели под крыльями, во внутреннем бомбоотсеке и снаружи по центральной линии фюзеляжа.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Айти D3A
- Блэкбернский поморник
- Капрони ок.355
- Curtiss SB2C Хеллдайвер
- Дуглас SBD Бесстрашный
- Митсубиси Ки-51
- Завод военно-морских самолетов СБН
- Нортроп А-17
- Сухой Су-2
- Вулти Месть
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Аннерфальк, 1999, стр.59.
- ^ Jump up to: а б Аннерфальк, 1999, стр.58.
- ^ Карлстрем, 1988, стр.52.
- ^ «Б 17 – Сааб 17 (1941–1955)» . Авросис . стр. 1–5 . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Аннерфальк, 1999, стр.84.
- ^ «Fpl 17 - первая конструкция Saab». Шведский журнал истории авиации (на шведском языке). Шведский журнал истории авиации. Июнь 2020. с. 8. ISSN 1100-9837 .
- ^ Аннерфальк, 1999, стр.95.
- ^ Аннерфальк, 1999, стр.144.
- ^ Аннерфальк, 1999, стр.100.
- ^ «Saab 17 в ВВС, разведчик и пикирующий бомбардировщик – S17, B17». Шведский журнал истории авиации (на шведском языке). Svensk Flyghistorisk Tidskrift (Шведский журнал истории авиации). Июнь 2020. с. 14. ISSN 1100-9837 .
- ^ Поэльстра, Джек. «SE-BYH Saab B 17A c/n 17239 - Музей ВВС Швеции - аэропорт Гронингена Элде в Голландии - 7 июля 2005 г.» . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «Балтбомбардировщики – 2» . Лаэ – не просто город в Новой Гвинее (на шведском языке) . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Андерссон, 1989, страницы 59–65.
Библиография
[ редактировать ]- Аннерфальк, Андерс (1999). ВВС Иллюстрированная история ВВС Швеции . Юнгсбро, Швеция: Издательство Aviatic. ISBN 91-86642-049 .
- Андерссон, Ханс Г. (1989). Saab Aircraft с 1937 года . Вашингтон, округ Колумбия / Лондон, Великобритания: Издательство Смитсоновского института / Патнэм. стр. 59–65. ISBN 0874743141 .
- Карлстрем, Бьёрн (1988). Самолеты — Чертежи 3 бомбардировщиков ВВС Швеции 1926-1986 гг . Стокгольм: Все о хобби. ISBN 9789185496259 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Билл Ганстон, изд. (1989). Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны (изд. 2001 г.). Нью-Йорк и Лондон: Military Press и Crescent Books. ISBN 1851704930 .
- Видфельдт, Бо; Холл, Оке (1997). СААБ 17; Den Forsta Egna Konstruktionen (на шведском языке). Историческое исследование авиации. ISBN 9789197160582 .
- Эдлунд, Ульф; Андерссон, Леннарт; Бернс, Леннарт; Стридсберг, Свен (2003). «История шведской авиации в ХХ веке». Шведский журнал истории авиации . Стокгольм: Шведская ассоциация истории авиации. ISSN 1100-9837 .