Эфиопские ВВС
Военно Эфиопии ETAF ) являются подразделением силы ( . Эфиопии служб воздушных Национальных обороны сил - воздушные Задача ETAF — защищать национальное воздушное пространство, оказывать поддержку сухопутным войскам, а также помогать гражданским операциям во время войны.
История
[ редактировать ]Ранние годы (1929–1935)
[ редактировать ]Истоки эфиопских ВВС восходят к (тогдашнему Расу ), Хайле Селассие который стал свидетелем показа британских Королевских ВВС в ноябре 1922 года в Адене . Никогда раньше не видевший самолета, он был очарован этой демонстрацией их силы и способностей и спонтанно спросил, может ли он подняться на один из бипланов , заявив, что «очень уместно, что он, как регент Абиссинии, должен быть первый абиссинец, совершивший полет на самолете». В результате этого опыта он выступал за развитие Императорских ВВС Эфиопии. [ 3 ] Эта стрелковая авиация началась с доставки Potez 25 -A2 в столицу Аддис-Абебу 18 августа 1929 года. 5 сентября за ней последовал Junkers W 33c . Эфиопские ВВС были организованы Мишкой Бабичевым , первым эфиопским пилотом русского происхождения.
31 марта 1930 года три биплана эфиопской авиации сыграли драматическую роль в битве между Хайле Селассие (еще не коронованным императором) и консервативными силами, стремившимися его свергнуть. Во время битвы при Анчеме бипланы эффективно использовались, чтобы дать преимущество силам Хайле Селассие.
В 1934–35 годах также было приобретено несколько транспортных самолетов для работы в сфере скорой помощи. Военно-воздушными силами командовал полковник Джон Робинсон (афроамериканец, принял командование в мае 1935 года), завербованный Хайле Селассие, который оставался там до итальянской оккупации Эфиопии, когда стрелковая авиация прекратила свое существование. [ 4 ] [ 5 ]
- 2 × Бичкрафт Шатаггервинг
- 1 × Breda Ba.15
- 1 × de Havilland DH.60 Moth
- 1 × де Хэвилленд Дракон (Красный Крест)
- 1 × Фарман 192 ц/н?
- 1 × Farman F.190 преобразован в F192 путем замены двигателя, л/н?
- 1 × Fiat AS-1 , погиб в аварии в 1930 г.
- 2 × Fokker F.VIIa (названные «Абба Дагнью» и «Абба Кагнью». Последний использовался как машина скорой помощи)
- 1 × Fokker F.VIIb/3m (использовался как личный транспорт Хайле Селассие и для миссий Красного Креста)
- 1 × Heinkel HD.21 (Красный Крест)
- 1 × Junkers W33c (приобретён в 1929 г.).
- 6 × Ход 25 А-2
- 1 × Мейндл ван Нес А.VII Эфиопия 1 .
- 1 Breda Ba.25 .
- 1 Breda Ba.28.
- 2 Бреге XIX .
Известные пилоты Императорских ВВС Эфиопии (1929–1936).
- Андре Майе (французский)
- Гастон знал
- Барон фон Энгель (нем.)
- Граф Шацберг
- Юбер Джулиан
- Mishka Babitcheff (Ethiopian)
- Бахру Каба - Лучшее из Бахру Каба
- Асфау Али - Лучшее из Асфау Али
- Тесфайе (эфиопский)
- Джон Робинсон (афроамериканец, принял командование в мае 1935 г.)
- Тьерри Майньяль
- Людвиг Вебер (агент Юнкерса в Аддис-Абебе и личный пилот Хайле Селассие) руководил строительством Weber Meindl van Nes A.VII Эфиопия 1 , который представлял собой сильно модифицированную версию de Havilland DH.60 Moth.
- Граф Карл Густав фон Розен (в Красном Кресте летал на Heinkel HD.21) [ 6 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После освобождения Эфиопии страна приступила к реорганизации зачаточных военно-воздушных сил, существовавших до итальянского вторжения , под командованием полковника Джона Робинсона ( афроамериканца ). В 1944 году группа Второй мировой войны афроамериканских ветеранов открыла летную школу в аэропорту Лидета в Аддис-Абебе . Страна приобрела несколько самолетов благодаря военной помощи США и Великобритании ; и к 1946 году в школе было около 75 учеников. [ 7 ] Поскольку ни Соединенные Штаты, ни Соединенное Королевство не были заинтересованы в предоставлении помощи, Эфиопия обратилась к Швеции с просьбой помочь создать современную авиацию ( см. Отношения Эфиопии и Швеции ). Шведы согласились оказать помощь, и Карл Густав фон Розен был назначен главным инструктором недавно реформированных Имперских ВВС Эфиопии (IEAF). [ 7 ]
Шведский контингент сыграл решающую роль в создании прочной основы. Оно отправило учебно-тренировочные самолеты Safir и легкие бомбардировщики B-17A из Швеции, а правительство Эфиопии приобрело транспортные самолеты C-47 Skytrain в США для оснащения летно-учебной, бомбардировочной и транспортной эскадрилий соответственно. [ 7 ] В 1951 году IEAF сформировала свою первую истребительно-штурмовую эскадрилью, приобретя истребители Fairey Firefly из Соединенного Королевства. [ 8 ]
Помощь США и переход в эпоху реактивных самолетов
[ редактировать ]и Эфиопией было заключено военное соглашение В 1953 году между Соединенными Штатами о программе военной помощи ( см. Отношения Эфиопии и США ). Его целью было предоставить Эфиопии боеспособную военную силу для оборонительных целей. Министерство обороны направило команду для проведения всестороннего исследования возможностей, потребностей и возможных угроз, с которыми сталкивается Эфиопия.
Эта программа принесла огромную пользу ВВС Эфиопии. ВВС США направили группу офицеров и сержантов во главе с полковником для оценки сил и предоставления рекомендаций в рамках Консультативной группы военной помощи, всесторонне изучающей вооруженные силы Эфиопии. IEAF должен был быть реорганизован и принять рабочие процедуры в американском стиле. Особое внимание уделялось созданию учебных заведений. Многочисленный эфиопский персонал был отправлен в США для обучения, в том числе 25 эфиопских пилотов для обучения реактивным самолетам, и многие другие прошли обучение на местах военнослужащими США. [ 9 ] В 1957 году были поставлены первые три из нескольких Lockheed T-33 Shooting Star, учебно-тренировочных самолетов North American F-86 Sabre а в 1960 году - истребители трояны Т-28 . . В 1961 году для повышения квалификации были приобретены [ 10 ] Этот приток оборудования и обучения сделал IEAF, по мнению историка Бахру Зевде, «самым престижным примером американской помощи Эфиопии. Это также, по общему мнению, самое современное и эффективное подразделение вооруженных сил». [ 11 ]
В 1964 году сомалийцы начали получать большое количество вооружения, наземной техники и истребителей МиГ-17 из Советского Союза ( см. Отношения Эфиопии и России ). В ответ США в 1965 году начали поставку сверхзвуковых реактивных истребителей F-5A, чтобы противостоять этой новой угрозе. Однако власти старались не допустить дальнейшей эскалации ситуации. США поставили F-5A, не предоставив для самолета основные системы вооружения, возможность применения ракет класса «воздух-воздух». [ 12 ] Тем не менее, поставки F-5A имели серьезные последствия на Африканском Роге, поскольку ни одна соседняя страна не имела ничего похожего на этот новый реактивный истребитель. Сомалийцы были в ярости и назвали передачу F-5A серьезной угрозой безопасности сомалийского народа и остальной части региона Рог . В 1976 году США согласились поставить более совершенные F-5E вместе с ракетами AIM-9B Sidewinder после того, как Советский Союз поставил в Сомали истребители МиГ-21 Микояна-Гуревича . Самолет F-5E, предназначенный для Эфиопии, так и не был доставлен и хранился на авиабазе Уильямс, штат Аризона, во время Огаденской войны 1977–1978 годов.
В 1977 году 1-я и 2-я эскадрильи ВВС Эфиопии переоборудованы из F-86 в МиГ-21, а 33-я группа оперативной переоборудования из Т-33А в МиГ-21УМ и МиГ-21МФ; годом позже 3-я эскадрилья переоборудовалась из F-86 в МиГ-23 БН «Флоггер». [ 13 ] В 1980 году 5-я эскадрилья переоборудовалась с F-86 на МиГ-21бис. Спустя годы сообщалось, что все четыре эскадрильи и 33 OCU базировались в Дебре Цайт .
Эфиопско-сомалийская война
[ редактировать ]После обретения независимости в 1960 году Сомали начала предъявлять претензии на все свои доколониальные территории, оккупированные Францией, Великобританией и спорные земли с Эфиопией. Однако большая часть заявленной земли находилась в Эфиопии, что делало ее основной целью Сомали. Не сумев получить поддержку внутри Организации африканского единства , Сомали объявила войну Эфиопии в 1964 году. [ 14 ] Сомалийские силы начали атаку на Тогочале , пограничный город к востоку от Джиджиги , но Дерг в то время убил большинство наиболее способных генералов страны, а его армия была затруднена гражданскими войнами в Эфиопии и провинции Эритрея, а поэтому не мог сравниться с военно-воздушными силами Сомали, хорошо оснащенными Советским Союзом .
Этот краткий конфликт предоставил IEAF ценный опыт. Извлеченные уроки включали необходимость в тяжелых бомбардировщиках, комплексе противовоздушной обороны, безопасной и надежной системе связи, а также улучшении координации с сухопутными войсками. В результате бомбардировщики «Канберра» и радары ПВО были приобретены у Великобритании и США соответственно. [ 15 ] В 1974 году народные волнения против императора Хайле Селассие привели к военному перевороту. Затем военные сформировали внутренний комитет, известный как Дерг , в котором доминировали младшие офицеры и унтер-офицеры. Вскоре после этого были казнены 60 высших гражданских и выдающихся военных чиновников и заключены в тюрьму многие другие. [ 16 ] Кроме того, Дерг вытеснил многих кадровых военных, которых он вызывал подозрения, и убил других. Армия была в упадке, а страну охватили политические потрясения. Именно в этот момент сомалийцы решили, что это их лучший шанс начать масштабное вторжение в 1977 году.
Правительство Дерга, уже встревоженное нарастающим шумом, который производили сомалийцы, сумело убедить администрацию Форда предоставить Эфиопии F-5E в 1975 году. [ 17 ] Первая партия из шести пилотов была отправлена на базу ВВС Уильямс в Аризоне для переоборудования и тактической подготовки истребителей в августе 1976 года. Однако дальнейшее обучение пилотов и поставка самолетов были остановлены после того, как президент Картер прекратил все поставки оружия в знак протеста против действий Дерга. нарушения прав человека. [ 18 ]
Используя восемь F-5E в качестве перехватчиков, F-5A для непосредственной поддержки с воздуха и «Канберру» для тяжелых бомбардировок, ETAF разгромила ВВС Сомали . На протяжении всей войны они также наносили удары по нескольким целям в глубине Сомали, включая неоднократные бомбардировки северной главной оперативной базы ВВС Сомали в Харгейсе и дальние атаки на Берберу .
ETAF потеряла три F-5E в результате обстрела с земли и один транспортный самолет C-47 из-за МиГ-17, а один пилот Canberra был переправлен пилотом-дезертером в Сомали. Еще одна «Канберра» была потеряна из-за механической неисправности глубоко внутри Эфиопии после попадания в результате наземной атаки. Два пилота F-5E, а также экипаж C-47 были захвачены сомалийцами, а один пилот F-5E был спасен вертолетом. Одним из захваченных пилотов F-5E был Легессе Тефера (умер 5 октября 2016 года), на счету которого шесть (или 7) сбитых сомалийских МиГов, что сделало его самым успешным пилотом F-5 за всю историю. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Его F-5E был сбит при пролете над районом, который предположительно находился под контролем эфиопских сил. Он был схвачен местным сомалийским населением и передан тогдашнему командующему сомалийской армией региона полковнику Абдуллахи Юсуфу и содержался в плену более 10 лет. [ 23 ] Полковник Абдуллахи Юсуф позже стал президентом Сомали. Другой захваченный пилот F-5E, Афеворк Кидану, погиб в плену в Сомали.
Переход к Восточному блоку
[ редактировать ]Хотя роль ETAF была решающей в остановке продвижения сомалийских войск, сухопутные войска не были готовы к наступательным операциям по изгнанию сомалийцев из контролируемой ими территории. В армии не хватало всякого вооружения, и после того, как Дерг пришел к власти, президент США Джимми Картер прекратил всю военную помощь Эфиопии. В отчаянии режим Дерга обратился за помощью к Советам. Советский Союз, который оказывал помощь Сомали, перешел на другую сторону и согласился предоставить существенную экономическую и военную помощь, которая оказалась решающей. В результате ВВС получили большое количество самолетов истребительного, вертолетного, транспортного назначения. [ 24 ] Кубинцы предоставили 17 000 солдат для поддержки эфиопских войск. В их число входили кубинские пилоты, летавшие на новых МиГ-21, поставленных Советским Союзом.
В 1980-е годы приобретались и самолеты несоветского производства. Несколько самолетов L-39C были приобретены в Чехословакии для обучения переходу на реактивные самолеты. Кроме того, SF-260TP двумя партиями были приобретены учебно-тренировочные самолеты в Италии два транспортных самолета L-100 Hercules, гражданская версия военного транспортного самолета C-130 Hercules были приобретены для замены устаревающих «Сафиров», а через «Эфиопские авиалинии» ( см. Чехословакия- Отношения Эфиопии , Отношения Эфиопии и Италии ).
Годы Дерга
[ редактировать ]Хотя деятельность ETAF во время войны с Сомали спасла ETAF от чисток, учиненных в армии и почти во всех других учреждениях страны, Дерг был полон решимости пристально следить за ней. Чтобы усилить свой контроль, Дерг создал комитет из трех человек, в который вошли командующий силами, политический комиссар и представитель службы безопасности для надзора за военно-воздушными силами. Кроме того, следуя советскому совету, организация ETAF была заменена полковой структурой советского образца.
Советское влияние оказало большое влияние на ETAF. Советы предложили обучать всех пилотов в объединенном учебном центре всех своих государств-сателлитов, оставив ETAF ответственным только за оперативное обучение. Они также предложили обучать инженеров в своих школах. Ожидая огромной экономии средств, ETAF приняла это предложение. В результате в 1980 году и летная школа, и Воздушная академия были закрыты, а все новобранцы были отправлены в Советский Союз после прохождения аттестации и медицинского осмотра.
Неудовлетворенная советской подготовкой, ETAF в 1984 году возобновила работу своей летной школы и Воздушной академии. Винтовые самолеты SF260TP для первичной проверки и самолеты L-39 для подготовки к переходу на реактивные самолеты были приобретены в Италии и Чехословакии соответственно. Воздушная академия была вновь открыта с участием гражданских инструкторов, имеющих дипломные программы в области авиационной техники, авиационного управления и электротехники.
В этот период произошел упадок центров технического обслуживания и проектирования ETAF. В отличие от американцев, Советы не желали передавать технические ноу-хау. Они настаивали на том, чтобы все крупные ремонтные работы в Советском Союзе проводились ими. Помимо логистического кошмара, затраты были непомерно высокими для военно-воздушных сил, и без того испытывающих финансовые затруднения, поддерживающих сухопутные войска в бушующей гражданской войне. Советы уступили и согласились создать центр технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта на уровне депо после того, как режим Дерга обсудил этот вопрос с советским руководством. Однако нехватка финансов препятствовала прогрессу, и к 1991 году работа была проделана лишь минимально. Проект был возобновлен в 1995 году и официально открыт в 2004 году.
В годы Дерга ETAF была втянута в гражданскую войну . ETAF сыграла решающую роль в военных действиях Дерга на севере. Это был главный камень преткновения, с которым повстанцы столкнулись на пути к полной победе. Однако в конце 1980-х годов многие в ВВС начали сомневаться в продолжении войны. После неудавшегося переворота в 1989 году , в котором приняли участие высшие руководители ETAF, ее высшее командование было уничтожено арестами и казнями. В результате ETAF страдала от низкого морального духа и серьезных внутренних разногласий. Пилоты все чаще дезертировали в соседние страны. Ситуация на местах также становилась безнадежной. В конце концов, силы Революционно-демократического фронта эфиопского народа (EPRDF) захватили армию Дерга и взяли под свой контроль страну в 1991 году.
После 1991 года
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Последовавшее за этим изменение событий оказало огромное влияние на ETAF. В 1991 году поддерживаемый Советским Союзом режим Дерга был свергнут повстанческими силами EPRDF. EPRDF приказал всем военнослужащим, в том числе военнослужащим ETAF, явиться в лагеря для задержанных, созданные по всей стране. EPRDF приступила к реорганизации ВВС вскоре после прихода к власти. Вскоре после получения полного контроля над страной оно отобрало около 50 офицеров и сержантов из реабилитационных лагерей для возобновления работы транспортного крыла. Кроме того, было возвращено больше пилотов и наземной команды, чтобы вернуть имущество, которое было переправлено в соседние страны бегущими пилотами в последние дни Дерга.
Правительство EPRDF осознавало решающую роль авиации, испытав ее на собственном опыте во время долгой войны с Дергом. Было создано новое высшее командование, в которое вошли старшие военные командиры EPRDF и бывшие члены ETAF, которые ранее присоединились к EPRDF. Его основной задачей было вернуть ETAF в рабочее состояние.
В августе 1992 года авиашкола была вновь открыта и возобновлена подготовка курсантов. В результате многим пилотам-инструкторам режима Дерга было разрешено вернуться. Кроме того, старшие командиры НПРСО, приписанные к высшему командованию, были отправлены за границу для обучения личного состава. Первая группа стажеров-пилотов закончила обучение в июне 1995 года, и в дальнейшем это продолжалось. Однако первый период был отмечен большими трениями и недоверием между оставшимся персоналом бывшего режима Дерга и военными командирами EPRDF, приписанными к ETAF.
В 1995 году правительство EPRDF обнародовало план новых Сил национальной обороны Эфиопии . План предусматривал создание меньших по размеру военно-воздушных сил с упрощенной организационной структурой и меньшим количеством баз. В качестве среднесрочного решения предполагалось модернизировать воздушные и наземные средства ETAF современными системами, а под руководством Дерга началось завершение строительства центров технического обслуживания и капитального ремонта. Однако нехватка финансов задержала реализацию большинства проектов. Политическое руководство считало, что нет никакой угрозы говорить о столкновении со страной для оправдания крупных расходов, особенно касающихся масштабного (и дорогостоящего) проекта модернизации парка истребителей МИГ-21/23.
Неожиданное начало войны с Эритреей в июне 1998 года привело к значительным изменениям в ETAF. Все Силы национальной обороны Эфиопии были плохо подготовлены к конфликту. Большая часть Сухопутных войск Эфиопии располагалась на юге и юго-востоке. Правительство EPRDF считало северные границы наиболее безопасными из-за его тогдашних тесных отношений с Эритреей , и решило оставить безопасность границ в руках местной милиции и полиции. Случай с ETAF ничем не отличался, поскольку они так и не заменили свою северную командную базу, которую они потеряли после отделения Эритреи.
В течение двух лет, последовавших с 1998 по 2000 год, несмотря на множество ограничений, ETAF смогла оказать решающую поддержку сухопутным войскам. Истребители завоевания превосходства в воздухе Су-27 были приобретены вместе с усовершенствованными вариантами боевых вертолетов Ми-35 . Су-27 сбили четыре ВВС Эритреи МиГ-29 ; первый - 25 февраля 1999 г., а второй - 26 февраля 1999 г. В свою очередь, эритрейские МиГ-29 сбили в общей сложности два истребителя МиГ-21 и один МиГ-23 во время войны. Один из опытных пилотов, полковник Безабих Петрос, был одним из ведущих истребителей и во второй раз попал в плен эритрейскими силами, где его местонахождение неизвестно. Уроки, извлеченные из войны, были учтены, что повысило эффективность ETAF на втором году войны. Были приобретены самолеты Су-25Т , обладающие высокоточным ударом, а также сложные системы радиоэлектронной борьбы. Его члены выполняли опасные миссии глубоко внутри территории Эритреи, включая перекрытие линий снабжения, разведку и уничтожение систем противовоздушной обороны. Это, в свою очередь, значительно подняло боевой дух эфиопской армии, что позволило ей прорвать хорошо укрепленную линию фронта Эритреи за удивительно короткий период времени. Таким образом, ход войны в самом центре Эритреи изменился.
После войны ETAF была реорганизована, чтобы лучше подготовить ее к будущим конфликтам на основе уроков, извлеченных во время войны 1998–2000 годов. Изменения были внесены, чтобы лучше отразить в его доктрине влияние нового оборудования, обладающего способностью применять высокоточные боеприпасы. Долгосрочный проект центра технического обслуживания и капитального ремонта DAVEC также был ускорен и открыт в 2004 году. [ 25 ] [ 26 ]
Тыграйская война
[ редактировать ]В начале ноября 2020 года в Эфиопии вспыхнул конфликт в регионе Тыграй между силами, лояльными Народно-освободительному фронту Тыграя (НФОТ) и ENDF. [ 27 ] ETAF почти сразу же начнет наносить авиаудары по целям НФОТ, бомбя склады оружия, военные базы и другие цели. [ 28 ] Авиаудары продолжались на протяжении всей войны и приводили к жертвам среди гражданского населения. 16 ноября 2020 года в результате серии авиаударов по городу Вукро погибло 14 мирных жителей. [ нужна ссылка ] 22 июня 2021 года эфиопский истребитель взорвал рынок в городе Тогога, в результате чего 64 мирных жителя были убиты и еще 180 ранены. [ 29 ]
Также было сбито несколько самолетов ETAF. 29 ноября 2020 года самолет Миг-23 ETAF был сбит НФОТ, в результате чего пилот был взят в плен. [ 30 ] ETAF, в результате чего погибли три члена экипажа. Ми-35 20 апреля 2021 года в районе Гая был сбит [ 31 ] 23 июня 2021 года самолет Lockheed L-100 Hercules ETAF был сбит недалеко от Гиджета. [ 32 ]
Организация
[ редактировать ]- 7 истребительных штурмовых эскадрилий: МиГ-21, МиГ-23, Су-25, Су-27.
- 1 транспортная эскадрилья: Ан-12, Ан-32, В-757, С-130Б/Е, Л-100-30, Ми-8, Ми-24, Alouette III.
- 1 учебная эскадрилья: L-39, SF.260
Авиабазы
[ редактировать ]Основная база находится в аэропорту Харар Меда в Бишофту . ВВС используют четыре меньшие базы:
- Аэропорт Бахир Дар
- Международный аэропорт Аба Тенна Дежазмач Йилма в Дыре Дава
- Хороший аэропорт
- Аэропорт Алула Аба Нега в Мекеле
Самолет
[ редактировать ]Текущий запас
[ редактировать ]Помимо ВВС, эфиопская армия имеет два вертолета DHC-6 и восемь вертолетов Bell 205 . [ 33 ]
Списанный самолет
[ редактировать ]Предыдущими известными самолетами, эксплуатируемыми Эфиопией, были Lockheed T-33 , Northrop F-5 , МиГ-17 , Electric Canberra , Douglas C-54 , Fairchild C-119 , de Havilland Dove , Ми-6 , Ми-14 , Aérospatiale. SA 330 , North American T-28 , Saab 91 Safir и Saab 17 . [ 39 ]
Крупные инциденты
[ редактировать ]В 2013 году эфиопский военный грузовой самолет разбился при посадке в аэропорту Могадишо в Сомали, в результате чего погибли четыре из шести членов экипажа.
30 августа 2018 г. военный самолет DHC-6, выполнявший рейс 808 (ET-AIU), на борту которого находились 15 военнослужащих и 3 гражданских лица, разбился в двадцати минутах от приземления в аэропорту Харар Меда в Бишофту после взлета из Дыре Дава. . О выживших не сообщается. [ 40 ] [ 41 ]
23 июня 2021 года самолет Lockheed L-100 Hercules разбился недалеко от Гиджета, Эфиопия . По неподтвержденным данным, самолет был сбит Силами обороны Тыграя во время продолжающегося вооруженного конфликта , который начался в ноябре 2020 года между Эфиопией и регионом Тыграй. [ 42 ]
Опознавательные знаки
[ редактировать ]-
Раундель Эфиопии (1946–1974)
-
Раундель Эфиопии (1946–1974), тип 2
-
Раундель Эфиопии (1974–1985)
-
Раундель Эфиопии (1985–1996)
-
Раундель Эфиопии (1996-2009?)
-
Раундель Эфиопии (1996-2009?), тип 2
-
Раундель Эфиопии (2019 – настоящее время)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ВВС мира 2023» . Flightglobal Insight. 2023 . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Соломон, Салем (2 февраля 2022 г.). «Эфиопия увеличивает использование ударов дронов в ходе конфликта, что вызывает обеспокоенность по поводу потерь среди гражданского населения» . Голос Америки. Архивировано из оригинала 29 апреля 2022 г. Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Гарольд Маркус, Хайле Селласси I: Годы становления (Лоуренсвилл: Red Sea Press, 1996), стр. 50
- ^ (Журнал Insignia, выпуск 7, 1998 г.)
- ^ «Абиссиния 1935 – 1936» . Невингтонский военный музей. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 20 июня 2021 г.
- ^ "Абиссиния02_FR" . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейф Хеллстрем, «Имперские светлячки», The Historic Aviation Journal , No. 122 (март/апрель 2006 г.), с. 2
- ^ Хеллстрем, «Имперские светлячки», стр. 4f.
- ^ Меконнен Бери, Авиация в Эфиопии (Аддис-Абеба: Nigid Printing Press, 2002), стр. 100
- ^ Хеллстрем, «Имперские светлячки», с. 9
- ^ Бахру Зевде, История современной Эфиопии , второе издание (Лондон: Джеймс Карри, 2001), стр. 186
- ^ «Политика продаж ракет класса «воздух-воздух» в Африку (Меморандум о действиях)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ Купер, Том; Вайнерт, Питер (2010). Африканские МиГи: Том I: от Анголы до Берега Слоновой Кости . ООО «Гарпия Паблишинг». стр. 162–3. ISBN 978-0-9825539-5-4 .
- ^ «Африка: Почему Эфиопия находится в состоянии войны». Архивировано 24 декабря 2007 г. на Wayback Machine (BBC).
- ^ Меконнен Бери, Авиация в Эфиопии , стр. 136–137
- ^ Бахру Зевде, История , стр. 237f
- ^ «Информационная записка исполняющего обязанности помощника государственного секретаря по делам Африки (Мулкахи) государственному секретарю Киссинджеру, Вашингтон, 27 июня 1975 года» . Архивировано из оригинала 12 июня 2019 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ « Картер в Эфиопии: возвращение к одному из упущенных шансов нобелевского лауреата » . Архивировано из оригинала 29 марта 2009 г. Проверено 2 января 2008 г.
- ^ Купер, Том (8 августа 2016 г.). «Что лучше, F-5E Tiger II или МиГ-21?» . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Эфиопия: скончался герой-генерал ВВС» . 5 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 г. . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Герой ВВС генерал Тефера Легезе умирает в Вашингтоне, округ Колумбия» . www.geeskaafrika.com . Архивировано из оригинала 07 октября 2021 г. Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ «Ян Дж. Сафарик: Домашняя страница Air Aces» . aces.safarikovi.org . Архивировано из оригинала 06 июля 2020 г. Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ "Интервью с Легессе Теферрой". 1988 год
- ^ Меконнен Бери, Авиация в Эфиопии , стр. 148
- ^ «Местная история в Эфиопии». Архивировано 27 февраля 2008 г., на Wayback Machine (pdf). Веб-сайт Института Северной Африки (по состоянию на 13 января 2008 г.).
- ^ ["ye itiopia ayer hayl - tnant ena zare"] Ассоциация выпускников ВВС Эфиопии (издание тысячелетия)
- ^ «Кризис Тыграя в Эфиопии: как солдат выжил в 11-часовой перестрелке» . Би-би-си. 2 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Премьер-министр Эфиопии: авиаудары направлены по военным складам НФОТ в Тыграе» . Аль-Джазира. 2 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Берк, Джейсон (24 июня 2021 г.). «Многие убиты в результате авиаудара Эфиопии по рынку Тыграй» . Хранитель . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 г. Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ «Инцидент МиГ-23, 29 ноября 2020 г.» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Авария Ми-35, 20 апреля 2021 г.» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Авария самолета ASN Lockheed L-100-30 Hercules, регистрация неизвестна, Gijet» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Мартин, Гай (17 января 2024 г.). «Эфиопия приобретает БПЛА «Акинчи», истребители Су-30» . защитаWeb . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Покупатели флота» . Гроб Самолет. Архивировано из оригинала 22 октября 2018 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Эфиопия демонстрирует БПЛА» . Джейнс.com . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Мартин, Гай (17 января 2024 г.). «Эфиопия приобретает БПЛА «Акинчи», истребители Су-30» . защитаWeb . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гатопулос, Алекс. «Как вооруженные дроны могли помочь переломить ход войны в Эфиопии» . Аль Джазира . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 52» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ Арегей, Дэниел (30 августа 2018 г.). «Эфиопия: 18 погибших в результате крушения военного вертолета (государственные СМИ)» . Новости Африки . Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ «Эфиопия: 18 погибших в результате крушения военного самолета, эксперт говорит, что виной всему может быть погода» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 г. Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ «Локхид Л-100-30 Геркулес» . безопасность.нет. Архивировано из оригинала 29 июня 2021 года . Проверено 29 июня 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим и Алан Доус. Су-25 Frogfoot: самолет непосредственной авиационной поддержки . Лондон: Эйрлайф, 2004. ISBN 1-84037-353-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скотт А. Шефер, ВВС Эфиопии от зарождения до победы в войне в Огадене, диссертация, представленная в аспирантуре Университета Флориды при частичном выполнении требований для получения степени магистра гуманитарных наук, Университет Флориды, 2012 г.
- Том Купер, Африканские МиГи: МиГи и Сухие на вооружении в странах Африки к югу от Сахары, Добро пожаловать в Информационную группу по воздушному бою , Публикации SHI, 2004 г., ISBN 3-200-00088-0 , мягкий переплет, 158 страниц.