Казахский голод 1930–1933 гг.
Ашаршилык Голод | |
---|---|
Страна | Советский Союз |
Расположение | Казахстан , РСФСР. |
Период | 1930–1933 [2] [3] |
Всего смертей | 1,5–2,3 миллиона [4] [5] |
Беженцы | От 665 000 до 1,1 миллиона |
Причины | Принудительная коллективизация при Филиппе Голощекине |
Влияние на демографию | Умерло 38-42% всего казахского населения. |
Последствия | Казахи сократились с 60% до 38% населения республики; [6] [7] [8] оседлость кочевого казахского народа [9] [2] |
Предшественник | Казахский голод 1919–1922 гг. |
Массовые репрессии в Советском Союзе |
---|
Экономические репрессии |
Политические репрессии |
Идеологические репрессии |
Этнические репрессии |
История Казахстана |
---|
Казахский голод 1930–1933 годов , также известный как Ашаршылык , [а] Был голод , во время которого в Казахской Автономной Социалистической Советской Республике , входившей тогда в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Советском Союзе , погибло около 1,5 миллиона человек, из которых 1,3 миллиона были этническими казахами . [4] Примерно 38 [4] [9] до 42 [10] Процент всех казахов погиб, это самый высокий процент среди всех этнических групп, погибших в результате советского голода 1930–1933 годов . По оценкам других исследований, погибло около 2,3 миллиона человек. [5] Комитет создан парламентом Казахстана [11] под председательством историка Манаша Козыбаева пришли к выводу, что голод был «проявлением политики геноцида», жертвами которого стали 1,75 миллиона человек. [12] [13]
Голод начался зимой 1930 года, за целый год до голода в Украине, названного Голодомором , который был самым тяжелым в 1931–1933 годах. Голод сделал казахов меньшинством в Казахской АССР ; это вызвало гибель или миграцию большого количества людей, и только в 1990-х годах, после распада Советского Союза , казахи снова стали крупнейшей этнической группой в Казахстане. До голода около 60% жителей республики составляли этнические казахи, а после голода эта доля значительно сократилась до примерно 38% населения. Некоторые ученые считают, что этот голод принадлежит к более широкой истории принудительной коллективизации в Советском Союзе и является частью советского голода 1932–1933 годов. Советские власти во время голода проводили репрессивную политику, например, вносили в черный список целые районы, запрещающие торговлю с другими территориями, и расстреливали тысячи казахов при попытках бежать через границу в Китай. [14] [15] [2] [9]
Некоторые историки описывают голод как юридически признанный геноцид , совершенный Советским государством, согласно определению, данному Организацией Объединенных Наций ; однако некоторые утверждают обратное. В Казахстане это иногда называют геноцидом Голощекина ( казахский : Голощёкин геноциді , латинизированное : Голощёкин геноциды , Kazakh pronunciation: [ɡɐləˌʂʲokʲin ɡʲinɐˈt͡sɪdɪ̞̃] ) after Filipp Goloshchyokin , [16] который был первым секретарем ЦК КПСС Казахской АССР, чтобы подчеркнуть ее рукотворный характер.
Этимология
[ редактировать ]Голод широко известен как Ашаршилык. [17] [18] [17] [18] [16] Оно происходит от казахского языка : Ашарчлись, [ɑʃɑrʃɯˈɫɯq] , что означает «голод» или «голод».
Фон
[ редактировать ]В годы, предшествовавшие голоду, несколько взаимосвязанных факторов сыграли решающую роль в усугублении тяжелой ситуации. Исторический контекст был сформирован сложным взаимодействием демографических изменений и традиционных кочевого скотоводства практик в Центральной Азии , особенно сосредоточенных на диете, основанной на мясе и молочных продуктах. Кочевой образ жизни казахов включал сезонное перемещение стад по обширным степным пространствам в ответ на непредсказуемую доступность пастбищных ресурсов, обусловленную суровым климатом и разнообразным рельефом региона. В результате зависимость от мяса домашнего скота, особенно во время долгих и суровых зим, стала фундаментальным аспектом выживания в казахской степи. [19]
Демографический ландшафт также играл решающую роль, поскольку среди населения региона было значительное количество кочевых казахских скотоводов, что способствовало использованию домашнего скота в качестве средства к существованию. Традиционные практики выращивания животных и употребления их мяса были неразрывно связаны с культурными нормами и историческими традициями Казахстана. [20]
Однако разрушение кочевого скотоводства ушло корнями в XIX век, когда русские завоевали Среднюю Азию , что стало важным поворотным моментом. Российские власти ввели изменения, которые включали продажу плодородных земель с аукциона, чтобы заманить русских крестьян в регион, сосредоточив их на сельском хозяйстве и стремясь изменить традиционный кочевой образ жизни. [21] Это изменение в землепользовании и экономической деятельности нарушило хрупкое равновесие, которое поддерживалось казахскими скотоводами на протяжении тысячелетий, что привело к снижению мобильности кочевников и увеличению потребления зерна. [20] Эти изменения подготовили почву для дальнейших потрясений в начале 20-го века, когда регион боролся с последствиями русской революции и последующей Гражданской войны в России . Ситуация усугублялась политикой Продразверстки, принятой большевистским правительством, в сочетании с и без того тяжелыми последствиями сильной периодической засухи, которая включала реквизицию зерна в сельской местности для поддержки городского населения и экспорта, что привело к казахскому голоду 1919–1922 годов . По оценкам, в результате этого события погибло от 400 000 до 2 миллионов человек. [22] [23]
С образованием Советского Союза в 1922 году Казахстан оказался втянутым в сферу советской власти. Этот переход поставил регион под влияние политики, проводимой советским правительством, особенно первого пятилетнего плана, реализованного под руководством Иосифа Сталина . В основе этой политики лежало стремление к коллективизации сельского хозяйства, практика, которая включала интеграцию частных землевладений и рабочей силы в коллективное сельское хозяйство . [24]
Обзор
[ редактировать ]Часть серии о |
Геноцид |
---|
Проблемы |
Связанные темы |
Категория |
Признаки казахского голода начали проявляться в конце 1920-х годов, причем фактором стал ют с 1927 по 1928 год, период сильных холодов, когда скот голодал и не мог пастись. [25] [26]
В 1928 году советские власти начали кампанию коллективизации по конфискации скота у более богатых казахов, которых называли бай, или «Маленький Октябрь». Кампания по конфискации проводилась казахами против других казахов, и именно эти казахи должны были решить, кто такой бай и сколько у них конфисковать. [27] В то время как кочевые казахи, занимавшиеся выпасом скота, были насильно помещены в колхозы, что привело к снижению адекватных выпасов. [28] Целью данного мероприятия было сделать казахов активными участниками трансформации казахстанского общества. [29] В результате кампании против них могло быть депортировано более 10 тысяч баев. [30] Кампания соответствовала арестам бывших членов движения «Алаш» и репрессиям в отношении религиозных авторитетов и практик. [31] Скот и зерно Казахстана были в основном приобретены в период с 1929 по 1932 год, при этом одна треть зерновых в республике была реквизирована, а более 1 миллиона тонн конфисковано в 1930 году для обеспечения продовольствием городов.
Треть казахского скота была конфискована в период с 1930 по 1931 год. [31] Скот был перевезен в Москву и Ленинград, что, по мнению Никколо Пьянчолы, показывает, что казахи были сознательно принесены в жертву имперской иерархии потребления. [32] Некоторые казахи были изгнаны со своей земли, чтобы освободить место для 200 тысяч «спецпоселенцев» и узников ГУЛАГа. [33] и часть нехватки продовольствия в Казахстане также досталась таким заключенным и поселенцам. [34] Продовольственная помощь казахам распределялась выборочно для ликвидации классовых врагов. Многим казахам было отказано в продовольственной помощи, поскольку местные власти считали их непроизводительными, и вместо этого продовольственная помощь была оказана европейским рабочим в стране. [35] Несмотря на это, казахи получили от государства некоторую чрезвычайную продовольственную помощь. [36] хотя большая часть из них не прибыла или была сильно задержана. [37] Советские власти направили в Казахстан медицинский персонал для прививки 200 000 казахов от оспы. [38]
Однако казахские жертвы голода подвергались широкой дискриминации и были изгнаны практически из всех слоев казахстанского общества. [39] Советские власти в частных записках называли казахов «двуногими волками». [40] Во время голода советские власти продолжали закупать зерно у казахов, при этом Сталин открыто выступал за «репрессивный подход» к процессу сбора зерна, поскольку закупки «претерпели резкое сокращение». [37] Таким образом, в 1932 году 32 из менее чем 200 районов Казахстана, не выполнивших нормы по производству зерна, были занесены в черный список , то есть им было запрещено торговать с другими селами. [15] Как описывает это историк Сара Кэмерон в интервью Гарвардского университета , Центру Дэвиса «[в] стратегии, явно смоделированной на методе, который использовался против голодающих украинцев, несколько регионов Казахстана были внесены в черный список. Это, по сути, заманивает голодающих казахов в зоны смерть там, где нельзя было найти еды». [41] В 1933 году Филиппа Голощекина сменил Левон Мирзоян из Армении. [42] который применял репрессии, особенно по отношению к голодающим беженцам, и отказывал в продовольственной помощи районам, управляемым кадрами, которые просили больше еды для своих регионов, используя, по словам Кэмерона, «слёзные телеграммы»; в одном случае, при правлении Мирзояна, полномочный представитель сунул ему в карман документы о продовольственной помощи и устроил свадебное торжество вместо того, чтобы передать их целый месяц, в то время как сотни казахов умирали от голода. [43] Вскоре после своего прибытия Мирзоян объявил, что те, кто бежал или украл зерно, были «врагами» Советского Союза и что республика примет против них «жесткие меры». Однако, как отмечает Кэмерон, это определение можно распространить на каждого голодающего беженца в стране. [44] В этой кампании Мирзоян настаивал на применении жестоких наказаний, таких как расстрелы. [44]
Тысячи казахов яростно сопротивлялись кампании коллективизации, используя оружие, оставшееся от белой армии: только в 1930 году произошло 8 восстаний. [45] на полуострове Мангышлак оказывали сопротивление 15 000 повстанцев. В период с 1929 по 1931 год [45] В ходе одного из восстаний казахи захватили город Сузак в Иргизе, вернув конфискованное имущество и разрушив склады зерна. [45] Повстанцы также обезглавили и отрезали уши членов партии после захвата указанного города. [46] Другие казахи, участвовавшие в восстаниях, боролись за открытие ранее закрытых мечетей и освобождение религиозных лидеров. [45] Сообщается, что сотрудники ОГПУ пили кровь казахов, расстрелянных во время подавления восстаний. [46] Кадры низшего звена часто выражали недовольство и присоединялись к восстаниям, чтобы помочь в борьбе с силами Красной Армии. [46]
Известный казахский писатель Габит Мусырепов сообщил об обнаружении трупов, «сложенных, как дрова», на обочине дороги в Тургайском районе Казахстана. В другом первом сообщении говорилось, что «нередко можно встретить казахскую семью, бегущую неизвестно куда и тащащую за собой сани, на которых лежит труп умершего по дороге ребенка». [11]
В книге ученого Джеймса Рихтера « Голод, память и политика на постсоветском пространстве: контрастирующие отголоски коллективизации в Украине и Казахстане» , опубликованной издательством Cambridge University Press , задокументировано множество свидетельств выживших:
«Мое первое воспоминание — луна. Была осень, холодно, и мы куда-то бродили. Закутанная, телега покачивалась подо мной. Внезапная остановка, и я увидел на черном небе эту огромную луну. Она была полная, круглый и ярко светился. Я лежал на спине и долго не мог оторваться от взгляда. Перевернувшись, я ясно увидел на земле какие-то заросли с вытянутыми, кривыми ветвями, которых было много. их по обе стороны дороги: это были люди, окоченевшие и молчаливые, они лежали на земле… Это был 31-й год, и мы тогда переезжали из ветхого аула в Тургай». [47]
Потери
[ редактировать ]В процентном отношении в Казахстан вошли некоторые регионы, сильно пострадавшие от голода, хотя больше людей умерло от голода в Советской Украине , который начался годом позже. [5] Помимо казахского голода 1919–1922 годов , Казахстан за 10–15 лет потерял более половины своего населения из-за действий советского государства . [48] [49] Две советские переписи показали, что число казахов в Казахстане сократилось с 3 637 612 в 1926 году до 2 181 520 в 1937 году . [50] Этнические меньшинства в Казахстане также серьезно пострадали. Украинское население в Казахстане сократилось с 859 396 до 549 859 человек. [2] (сокращение почти на 36% их населения), в то время как другие этнические меньшинства в Казахстане потеряли 12% и 30% своего населения. [2] Украинцев, погибших в Казахстане, иногда считают жертвами Голодомора . [ нужна ссылка ]
Беженцы
[ редактировать ]«Старый аул теперь распадается, он движется к оседлости, к использованию сенокосов, к земледелию, он движется от худшей земли к лучшей земле, к совхозам, к промышленности, к колхозному строительству». [51]
— Филипп Голощекин , первый секретарь Казахского обкома Коммунистической партии
Из-за голода от 665 000 до 1,1 миллиона человек [16] Казахи бежали от голода со своим скотом за пределы Казахстана в Китай, Монголию, Афганистан, Иран, Турцию и советские республики Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Россию в поисках еды и работы в новых местах индустриализации Западной Сибири. Эти беженцы взяли с собой около 900 000 голов крупного рогатого скота. [2]
Казахов, пытавшихся бежать, классифицировали как классовых врагов и расстреливали. [52] Советское правительство также работало над их репатриацией обратно на советскую территорию. [53] Этот процесс репатриации мог быть жестоким, поскольку в дома казахов вторгались, а казахов-беженцев и небеженцев насильно выгоняли в вагоны без еды, отопления и воды. [54] 30% беженцев умерли из-за эпидемий и голода. [2] Репатриированных беженцев интегрировали в колхозы, многие из которых были слишком слабы, чтобы работать, а на заводе в Семипалатинске половину беженцев уволили в течение нескольких дней, а другой половине отказали в продовольственных пайках. [55]
Профессор К.М. Абжанов, директор Института истории и этнологии [56] Академии наук Казахстана заявили, что «одна шестая часть коренного населения навсегда покинула свою историческую родину». [56]
Когда беженцы бежали от голода, советское правительство предприняло жестокие попытки остановить их. [57] В одном случае торговцы гуманитарной помощью положили еду в кузов грузовика, чтобы привлечь беженцев, а затем заперли беженцев внутри грузовика и бросили их посреди гор; судьба этих беженцев неизвестна. [58] Начиная с 1930 года тысячи казахов были застрелены при попытке бежать в Китай. [14] например, в одном печально известном убийстве от 18 до 19 казахов со стороны государственных пограничников под названием «Дело Каратала», в ходе которого были не только убийства, но и изнасилование нескольких женщин и детей, как отметил врач, анализировавший это событие. [14] [59] Бегство беженцев рассматривалось властями как постепенное отход кочевников от своего «примитивного» образа жизни. [51] подозревали голодающих беженцев Чиновники ОГПУ в поддержании контрреволюционных, баевских и кулацких «наклонностей» из-за того, что некоторые беженцы занимались преступностью в республиках, в которые они прибыли. [60]
Швейцарский репортер Элла Майяр , путешествовавшая по советской Средней Азии и Китаю в начале 1930-х годов, была свидетельницей и писала о том, как своими глазами наблюдала последствия кампании по репатриации: [2]
«В каждом вагоне с товарами находились казахские семьи в лохмотьях. Они убили время, собирая вшей друг у друга. […] Поезд останавливается посреди засушливого региона. Вдоль железной дороги набиты верблюды, выгруженный и взвешенный хлопок, кучи пшеницы под открытым небом. Из казахских вагонов доносится приглушенный стук, повторяющийся по всей длине поезда. Заинтригованный, я обнаружил, что женщины толкут зерно в ступках и готовят муку. Дети просят, чтобы их спустили на землю; на плечах у них четверть рубашки, а на голове струпья. Женщина надевает на место свой белый тюрбан, свой единственный предмет одежды, не испорченный, и я вижу ее засаленные волосы и серебряные серьги. Ее младенец, сжимающий ее платье и с тощими ножками, из которых торчат костлявые колени; его маленькая задница лишена мускулов и представляет собой небольшую массу эластичной, морщинистой кожи. Откуда они берутся? Куда они идут?» [61]
В одном из отчетов офицера из Сибири говорится: «Когда думаешь о крайне бедственном положении, в котором живут казахи здесь с нами, легко представить, что в Казахстане дела обстоят гораздо хуже». [62]
Каннибализм
[ редактировать ]Некоторые из голодающих впали в такое отчаяние, что прибегли к каннибализму . Это варьировалось от поедания трупов до убийств ради еды. [57] [63] Подобные действия происходили во время параллельного голода в Украине , когда украинцы и казахи морили голодом по одной и той же тактике. [41] [64] Как писал Тимоти Снайдер о голоде, навязанном Советским Союзом:
Выживание было как моральной, так и физической борьбой. В июне 1933 года женщина-врач написала подруге, что она еще не стала каннибалом, но «не уверена, что не стану ею к тому времени, когда мое письмо дойдет до тебя». Хорошие люди умирали первыми. Те, кто отказывался воровать или заниматься проституцией, умирали. Те, кто давал еду другим, умерли. Те, кто отказался есть трупы, умерли. Те, кто отказался убить своего ближнего, умерли. Родители, сопротивлявшиеся каннибализму, умерли раньше, чем их дети. [65]
Последствия и наследие
[ редактировать ]Две трети казахов, переживших голод, были успешно переведены на оседлый образ жизни из-за сокращения их стад на 80%, невозможности возобновления скотоводческой деятельности сразу после голода, а также программы репатриации и переселения, предпринятой советскими властями. [53] Несмотря на это, Никколо Пьянчола говорит, что советская кампания по уничтожению кочевничества была быстро отвергнута после голода и что кочевничество даже возродилось во время Второй мировой войны после перемещения скота с оккупированных нацистами территорий. [15]
Ибрагим Хисамутдинов, переживший голод в детстве, видел, как голодающие казахи умирали на улицах по дороге в школу. Более 50 лет спустя он отметил: «По сей день я слышу отчаянные крики умирающих и их призывы о помощи». [66]
Памятник жертвам голодомора был установлен в 2017 году. [1] Тюркский совет назвал голод «преступной сталинской этнической политикой». [67] 31 мая начинается день памяти жертв геноцида. [68]
- Советский голод 1932–1933 годов, свидетельствующий о миграции из Казахстана и высокой оценке в 2,3 миллиона смертей. Другие ученые оценивают количество смертей в 1,5 миллиона человек.
- Основные этнические группы Казахстана , 1897–1970 гг. Численность казахов и украинцев уменьшилась в 1930-е годы из-за голода.
Оценка, законность и цензура
[ редактировать ]Как Голодомор , [5] [2] [16] ведутся жаркие споры о том, соответствует ли голод юридическому определению геноцида , данному ООН. [69] [41] [70] [71] [72] В ноябре 1991 года парламент Казахстана создал комитет, [47] под председательством историка Манаша Козыбаева, [13] расследовать голод и его причины. Год спустя комиссия сообщила, что «масштабы трагедии были настолько чудовищны, что мы можем с полным моральным авторитетом обозначить ее как проявление политики геноцида». [12] [47]
Европейцы в Казахстане имели непропорциональную власть в партии, что считалось причиной того, что коренные кочевники пострадали от процесса коллективизации больше всего, чем европейские части страны. [73] Примечательно, что многие ученые сравнивают внутреннюю колонизацию казахов с американской политикой в отношении коренных американцев. [74] [75] такие как сиу , [76] которые были такими же кочевниками . Никколо Пьянчола утверждает, что советские власти предприняли кампанию преследования кочевников среди казахов, полагая, что уничтожение «класса» было достойной жертвой во имя коллективизации Казахстана. [77] [78] и что с точки зрения Лемкина на геноцид, жертвами преступления стали все кочевники Советского Союза, а не только казахи. [15] Однако другие кочевники на советской территории также были коренными тюркскими или монгольскими народами Центральной и Северной Азии, к которым Советский Союз относился аналогично. [74] и дискриминация, которая продолжается и по сей день. [79] [80] [81] Казахов и других выходцев из Средней Азии по-русски до сих пор иногда называют азиатами . [82] или как Чурка или Чурки ( по-русски : Чурка), расовое оскорбление, означающее «смуглый» или «деревянный брусок». [83] [84] [85]
Историк революции и писатель Владимир Бурцев , знавший Филиппа Голощекина , так охарактеризовал его в своем сочинении:
Это типичный ленинец . Это человек, который не останавливает кровь. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами вырождения. В партийной жизни был высокомерным, был демагогом , циником. Он вообще не считал казахов людьми . Голощекин не успел появиться в Казахстане, как заявил, что Советской власти нет и «нужно» организовать « Малый Октябрь ». [86]
Историк Стивен Г. Уиткрофт считает, что больших ожиданий центральных планировщиков было достаточно, чтобы продемонстрировать их незнание конечных последствий своих действий. Уиткрофт рассматривает политику государства во время голода как «преступные акты халатности», но не как преднамеренное убийство или геноцид. [26] Однако историк Сара Кэмерон, автор книги «Голодная степь: голод, насилие и становление советского Казахстана », заявила в интервью Гарвардского университета , Центру Дэвиса что «масштабная программа государственных преобразований, проводимая Москвой, явно предвосхищает культурную деградацию казахского населения». общество, и есть свидетельства того, что казахский голод соответствует расширенному определению геноцида». Она также говорит:
«Я думаю, если мы посмотрим на историю, мы обнаружим, что мы часто быстро отвергали насилие, совершаемое против мобильных народов. Мы рационализируем его как часть процесса, необходимого для цивилизации так называемых отсталых народов.
Когда в научной литературе упоминается казахский голод, его часто называют просчетом Сталина, трагедией, непониманием культур. Но я бы сказал, что такие изображения преуменьшают жестокий характер катастрофы и, кажется, подчеркивают или подразумевают, что казахский голод возник по естественным причинам, чего, конечно, не было.
В своей книге я показываю, что в этом голоде нет ничего неизбежного. Пастушеское кочевничество — это не отсталый образ жизни, а, скорее, весьма сложная и адаптивная система. И сам голод нельзя объяснить простым просчетом Сталина, как можно предположить из таких изображений». [41]
Что касается юридического определения геноцида, определенного ООН , Майкл Эллман заявляет, что оно «кажется примером «геноцида по халатности», который выходит за рамки Конвенции ООН». [87] Историк Изабель Охайон заявила, что она не нашла «никаких доказательств или мотивов для преднамеренного голодания» казахского населения, и приходит к выводу, что голод не представляет собой геноцид по международным юридическим стандартам, и поэтому называет его «пустым занятием». [2] [70] Майя Мехра заключает, что голод был вызван умышленным актом насилия со стороны Сталина и советского государства, но в юридическом смысле он не был геноцидом . [88] в книге «Красный голод: война Сталина на Украине» Лауреат Пулитцеровской премии Энн Эпплбаум говорит, что определение геноцида, данное ООН , слишком узкое из-за советского влияния. [89] [90] [91] о Конвенции о геноциде , что подробно описано такими учеными, как Антон Вайс-Вендт в его книге «Советский Союз и уничтожение Конвенции ООН о геноциде» . [92] [91] [89] Вместо широкого определения, которое включало бы советские преступления, Эпплбаум пишет, что геноцид «стал означать физическое уничтожение целой этнической группы, аналогично Холокосту. Голодомор не соответствует этому критерию… Это вряд ли удивительно, учитывая, что сам Советский Союз помог сформировать этот язык именно для того, чтобы не допустить, чтобы советские преступления, включая Голодомор, были классифицированы как «геноцид». [64]
Историк Роберт Киндлер не согласен называть голод геноцидом, отмечая, что это маскирует вину кадров более низкого уровня, которые были местными корнями среди самих казахов. [57] Киндлер заходит так далеко, что говорит, что разговоры о геноциде, Голодоморе и голоде затмевают то, «как сами народы несут ответственность за катастрофы». [93] а не Советский Союз. Однако Сара Кэмерон заявила, что советское решение о том, чтобы казахи служили кадрами низшего звена, было «стратегией, целенаправленно разработанной для того, чтобы разрушить старые связи и посеять жестокий конфликт в казахском ауле». [66]
Работая научным сотрудником Клюге в Библиотеке Конгресса США за исследование проблемы голода , Сара Кэмерон назвала отсутствие сильной казахской диаспоры одной из причин отсутствия международного признания геноцида: [94]
На Западе изучение украинского голодомора поддерживается очень активной украинской диаспорой. Они финансировали институты по всей Северной Америке, а в 1980-х годах украинский голод стал предметом расследования Конгресса США. Среди казахской диаспоры подобного движения не было – мне не известна ни одна казаховедческая кафедра или казаховедческий институт на Западе. Казахский голод не стал частью американского нарратива о Советском Союзе во время Холодной войны. [94]
В книге «Голод, память и политика на постсоветском пространстве: контрастирующие отголоски коллективизации в Украине и Казахстане» Джеймс Рихтер подчеркивает:
Связь между аргументом о геноциде и использованием казахского языка была четко продемонстрирована историком Кайдаром Алдажумановым в интервью Радио Азаттык в 2014 году. В этом интервью Алдажуманов предполагает, что иностранные ученые и даже русскоязычные люди в своей стране не считают голод геноцида, потому что «они не могут читать свидетелей или доказательства на казахском языке и в основном полагаются на исследования на русском языке…». Они ничего не хотят знать об исследованиях на казахском языке, равно как и российские исследователи или русскоязычные люди, живущие в Казахстане». [47]
Историк Изабель Охайон, среди других ученых, отметила важность устных историй в казахской культуре. [71] и писал об исчезновении сообщений о голоде и отсутствии публичной информации и осведомленности:
Во-первых, носители памяти об этой истории — свидетели, актеры, жертвы голодомора — прошли советский век в безвестности в силу идеологического запрета на обсуждение этой трагической главы коллективизационной кампании, но и в силу перерыв, порожденный мощным феноменом аккультурации или даже декультурации после смерти трети кочевого населения.Поскольку во время коллективизации смертность среди пожилых людей была выше, традиционные носители коллективной памяти не могли рассказать свои истории. Внезапно оказавшись в советской современности с ее новыми формами власти и одержимостью письменными записями и бюрократией, выжившие старейшины больше не находили условий, в которых они могли бы рассказать о своем опыте. [2]
Также важно отметить, что правительство Казахстана сегодня поддерживает тесные отношения с Россией. [95] который способствует его официальной документации и заявлениям о голоде как геноциде. [96] [97] [98] Эта связь основана на прочных советских связях, запугивании, [95] и зависимость экономики Казахстана от российского импорта, особенно основных товаров, таких как продукты питания и одежда, и 40% потребностей рынка Казахстана покрываются Россией. [99] [100] Как объясняет Энн Эпплбаум нынешнее отрицание: « Путинизм — это олигархическая автократия, у которой были бы проблемы, если бы существовала полная свобода слова, свобода прессы и верховенство закона». [90] Лишь недавно, после вторжения на Украину в 2022 году, между союзниками возник заметный разрыв. [101] [102]
Бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был отмечен как осторожный в высказываниях о голоде. [103] [47] Однако в официальной надписи на памятнике жертвам голода цитируется его высказывание: «Голод, поставивший на грань исчезновения целый народ, никогда не будет забыт». [104] что подтверждает распространенное предположение о том, что он пытался умиротворить Москву, опасаясь возмездия. [105] за признание голода геноцидом.
Изображения в СМИ
[ редактировать ]- «Плачущая степь» (2020) , режиссёр Марина Кунарова, выбран казахстанским фильмом в номинации « Лучший международный художественный фильм» на 93-й церемонии вручения премии «Оскар» . В фильме рассказывается об охотнике на орлов, пытающемся спасти свою семью.
- Каш (2023) , режиссёр Айсултан Сеитов. В фильме рассказывается о могильщике, который сталкивается с трудным выбором во время голода. [106]
См. также
[ редактировать ]- Этническая демография Казахстана
- История Казахстана
- Казахский голод 1919-1922 гг.
- Засухи и голод в России и Советском Союзе.
- Русское завоевание Средней Азии
- Российская Империя
- Советский голод 1930–1933 гг.
- Повышенная смертность в Советском Союзе при Иосифе Сталине
- Коренные народы
- Геноцид коренных народов
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «В Казахстане открыт памятник жертвам голодомора советских времен» . РФЕРЛ . Радио Свободная Европа/Радио Свобода. 31 мая 2017 года . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Охайон, Изабель (28 сентября 2013 г.). «Казахский голод: начало оседлости» . наук По . Парижский институт политических исследований . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Штайнхауэр, Джейсон (24 августа 2016 г.). «Казахский голод 1930-х годов» . Выводы: научная работа в Центре Джона В. Клюге . Библиотека Конгресса . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Волкава, Елена (26 марта 2012 г.). «Казахский голод 1930–33 годов и историческая политика на постсоветском пространстве» . Центр Вильсона . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Паннье, Брюс (28 декабря 2007 г.). «Казахстан: Забытый голод» . РФЕРЛ . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Tatimov, M. B. (1989). Sotsial'naya obuslovlennost' demograficheskikh protsessov [ Social Conditions of Demographic Processes ]. Alma-Ata. p. 124. ISBN 5-628-00145-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Leon, Koval (31 December 2010). "Alma-Ata. Druzhby narodov nadezhnyy oplot" Алма-Ата. Дружбы народов надежный оплот [Alma-Ata. Friendship of Peoples is a Reliable Stronghold]. Lib.Ru (in Russian).
Запомнил и долю казахов в пределах своей республики – 28%. А за тридцать лет до того они составляли у себя дома уверенное большинство. [Recalled and the share of Kazakhs in the borders of their republics – 28%. And for thirty-three years before that they made themselves at home a confident majority].
- ^ Касымбаев Ж; Койгельдиев М.; Толеубаев, А. (2007). Тариксы в Казахстане: Asa mañızdı kezeñderi men ğılımï mäseleleri. Jalpı bilim beretin mekteptiñ qoğamdık- gwmanïtarlıq bağıtındıdağı 11-sınıbına arnalğan oqwlıq [ История Казахстана: важнейшие этапы и научные проблемы. Учебник для 11 класса средней школы социально-гуманитарного направления ] (иллюстрированное изд.). Алматы: Издательство Мектеп. п. 304. ИСБН 978-9965-36-106-7 .
- ^ Jump up to: а б с Пьянчола, Никколо (осень 2001 г.). «Коллективизационный голод в Казахстане, 1931–1933». Гарвардские украинские исследования . 25 (3/4): 237–251. JSTOR 41036834 . ПМИД 20034146 .
- ^ Гетти, Дж. Арч; Мэннинг, Роберта Томпсон, ред. (1993). Сталинский террор: новые перспективы . Издательство Кембриджского университета. п. 265 . ISBN 978-0-5214-4670-9 .
- ^ Jump up to: а б Рихтер, Джеймс, Голод, память и политика на постсоветском пространстве: контрастирующие отголоски коллективизации в Украине и Казахстане , Национальные записки, 2019, С. 1 дои : 10.1017/nps.2019.17
- ^ Jump up to: а б Abylkhozhin, B. Zh. et al. Iz istorii poli︠a︡kov v Kazakhstane : 1936-1956 gg. : sbornik dokumentov. Almaty: “Qazaqstan,” 2000. Print.UC Berkeley, Doe Library
- ^ Jump up to: а б Булаткулова, Сания (16 ноября 2021 г.). «Казахстан отмечает 90-летие со дня рождения выдающегося историка Манаша Козыбаева» . «Астана Таймс» . Проверено 8 марта 2023 г. «Козыбаев был назван соотечественниками «титаном отечественной истории», потому что он заполнил многие белые пятна в истории страны. Он проводил исследования по таким чувствительным вопросам, как массовый голод в Казахстане в 1930-е годы из-за насильственной коллективизации... Благодаря его исследованию, опубликованному в московском журнале «Вопросы истории» в 1989 году, мировое сообщество узнало правду о трагедии казахского народа 1930-х годов, которую ученый назвал «великой катастрофой». Из-за насильственной коллективизации, которая была осуществлена в ходе советской первой пятилетки, казахский народ начал голодать и умирать – погибло около 1,75 миллиона человек».
- ^ Jump up to: а б с Кэмерон (2018) , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с д Пьянчола, Никколо (август 2020 г.). «Окружающая среда, империя и Великий голод в сталинском Казахстане». Журнал исследований геноцида . 23 (4): 588–592. дои : 10.1080/14623528.2020.1807140 . S2CID 225294912 .
- ^ Jump up to: а б с д Кэмерон, Сара (10 сентября 2016 г.). «Казахский голод 1930–33 годов: современные исследования и новые направления» . Восток/Запад: Журнал украинских исследований . 3 (2): 117–132. дои : 10.21226/T2T59X . ISSN 2292-7956 . S2CID 132830478 . Проверено 19 ноября 2021 г. - через ResearchGate.
- ^ Jump up to: а б Эрц, Саймон (2005). «Казахстанская катастрофа и сталинский порядок приоритетов, 1929–1933: данные из советских секретных архивов». Жэ: Стэнфордский студенческий журнал исследований России, Восточной Европы и Евразии (1): 1–14.
- ^ Jump up to: а б Левен, Марк (2018). Опустошение, том I: Европейские Римленды, 1912–1938 (электронная книга). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1925-0941-3 .
- ^ Коуп, Тим (2013). По следам Чингисхана: эпическое путешествие по земле кочевников . Блумсбери. п. 33. ISBN 9781408825051 .
- ^ Jump up to: а б Брейфогл, Николас Б. (6 ноября 2018 г.). Евразийская среда: природа и экология в имперской российской и советской истории . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-6563-3 .
- ^ Давиша, Карен; Барротт, Брюс, ред. (1997). Конфликт, раскол и перемены в Центральной Азии и на Кавказе . Издательство Кембриджского университета. стр. 203–204. ISBN 0-521-59246-1 .
- ^ Krasnobaeva, Nelli Leonidovna (2004). "Население Казахстана в конце XIX-первой четверти XX века" [Population of Kazakhstan from late 19th to early 20th centuries] (in Russian) . Retrieved 26 September 2016 .
- ^ Эверетт-Хит, Том (8 декабря 2003 г.). Центральная Азия: аспекты переходного периода . Рутледж. п. 7. ISBN 9781135798239 .
- ^ Дейли, Джонатан (2017). Написано в Стэнфордском университете Леланда. Серп, молот и почва: Советский путь к коллективизации сельского хозяйства . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Hoover Institution Press. ISBN 9780817920661 .
- ^ Берд, Джошуа (13 апреля 2019 г.). « Голодная степь: голод, насилие и создание советского Казахстана», Сара Кэмерон» . Азиатский обзор книг . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Уиткрофт, Стивен Г. (август 2020 г.). «Сложность казахского голода: продовольственные проблемы и ошибочные представления». Журнал исследований геноцида . 23 (4): 593–597. дои : 10.1080/14623528.2020.1807143 . S2CID 225333205 .
- ^ Кэмерон (2018) , с. 71.
- ^ Кэмерон, Сара (26 марта 2012 г.). «Казахский голод 1930-33 годов и историческая политика на постсоветском пространстве» . www.wilsoncenter.org . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Кэмерон (2018) , с. 72.
- ^ Кэмерон (2018) , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Пьянчола, Никколо (23 июля 2018 г.). «Украина и Казахстан: сравнивая голод» . Современная европейская история . 27 (3): 440–444. дои : 10.1017/S0960777318000309 . S2CID 165354361 .
- ^ Пьянчола, Никколо (28 сентября 2022 г.). «Принесение в жертву казахов: сталинская иерархия потребления и Великий голод 1931–33 годов в Казахстане» . Журнал истории Центральной Азии . 1 (2): 225–272. doi : 10.1163/27728668-12340008 (неактивен 27 мая 2024 г.) . Проверено 17 октября 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) - ^ Кэмерон (2018) , с. 175.
- ^ Кэмерон (2018) , с. 99.
- ^ Киндлер (2018) , стр. 176–177.
- ^ Ньютон, Скотт (2014). Закон и создание советского мира: Красный Демиург . Рутледж. п. 100 . ISBN 978-1-317-92977-2 .
- ^ Jump up to: а б Кэмерон (2018) , с. 159.
- ^ Кэмерон (2018), с. 175.
- ^ Киндлер (2018) , с. 180.
- ^ Киндлер, Роберт, 2018, стр. 197
- ^ Jump up to: а б с д Кэмерон, Сара (20 мая 2020 г.). «Вспоминая казахский голод» . Центр Дэвиса по изучению России и Евразии . Гарвардский университет . Проверено 29 декабря 2021 г.
Масштабная программа государственных преобразований, проводимая Москвой, явно предвосхищает культурный раскол казахского общества. И есть свидетельства того, что казахский голод соответствует расширенному определению геноцида.
- ^ Киндлер, Роберт, 2018, с. 193
- ^ Кэмерон (2018) , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Кэмерон, Сара (2018). Голодная степь: голод, насилие и создание советского Казахстана . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-3044-3 . п. 162.
- ^ Jump up to: а б с д Кэмерон (2018) , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Кэмерон (2018) , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д и Рихтер, Дж. (2020). Голод, память и политика на постсоветском пространстве: контрастирующие отголоски коллективизации в Украине и Казахстане. Документы о национальностях, 48 (3), 476–491. дои : 10.1017/nps.2019.17
- ^ Рыскожа, Болат (25 January 2012). "Во время голода в Казахстане погибло 40 процентов населения" . Радио Азаттык – via rus.azattyq.org.
- ^ Снайдер, Тимоти (2012). Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным . Хачетт Великобритания. п. 90 . ISBN 978-0-4650-3297-6 .
- ^ Европейское общество исследований Центральной Азии (2004). Качниг, Юлия; Расули-Палечек, Габриэле (ред.). Центральная Азия на виду: Материалы VII конференции Европейского общества исследований Центральной Азии . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 236. ИСБН 978-3-8258-8309-6 .
- ^ Jump up to: а б Кэмерон (2018) , с. 144.
- ^ «Голод в Казахстане 1930-х годов получил драматическое, но несовершенное изображение | Центр Вильсона» . www.wilsoncenter.org . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Охайон (2006) .
- ^ Кэмерон (2018) , с. 150.
- ^ Кэмерон (2018) , с. 153.
- ^ Jump up to: а б «В Институте истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова прошла научно-практическая конференция» . электронная история.kz . 17 апреля 2014 года . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Киндлер (2018) , с. 11.
- ^ Киндлер (2018) , с. 177.
- ^ ЦГАРК ф. 44, оп. 12, д. 492, л. 54, 58.
- ^ Кэмерон (2018) , с. 149.
- ^ Майяр, Эме . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.17474 .
- ^ Киндлер, Роберт, 2018, стр. 199
- ^ Кэмерон (2018) , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Эпплбаум, Энн. Красный голод: сталинская война с Украиной. Великобритания, Издательская группа Knopf Doubleday, 2017.
- ^ Снайдер, Тимоти (2010). Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 21–58. ISBN 978-0-465-00239-9 . OCLC 449858698 .
- ^ Jump up to: а б «Вспоминая казахский голод» . Центр Дэвиса . 20 мая 2020 г. Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «Послание генерального секретаря Тюркского совета по случаю Дня памяти жертв политических репрессий и голода» . Тюркский совет. 31 мая 2021 г.
- ^ Рихтер, Джеймс (май 2020 г.). «Голод, память и политика на постсоветском пространстве: контрастирующие отголоски коллективизации в Украине и Казахстане». Национальные документы . 48 (3): 476–491. дои : 10.1017/nps.2019.17 . ISSN 0090-5992 . S2CID 212964880 .
- ^ Лиллис, Джоанна (2018). Мрачные тени: Внутри тайного мира Казахстана . Издательство Блумсбери. п. 135 . ISBN 978-1-78673-451-8 .
... не нашел в архивах свидетельств того, что Сталин выдумывал целенаправленную политику по истреблению казахов; Вместо этого он описывает Аршаршилык как трагический результат советской «неумелости и незнания казахского образа жизни».
- ^ Jump up to: а б Дюдуаньон, Стефан А. (2021). Центрально-евразийский читатель . Центрально-евразийский читатель: двухгодичный журнал критической библиографии и эпистемологии исследований Центральной Евразии. Том. 2. Клаус Шварц Верлаг. п. 295. дои : 10.1515/9783112400395 . ISBN 978-3-11-240039-5 . S2CID 242907417 – через Де Грюйтера .
Охайон утверждает, что смерть от четверти до трети казахского населения не была преднамеренной. Она не находит ни доказательств, ни мотивов для преднамеренного голодания казахского населения, делая вывод, что казахский голод не представлял собой геноцид по международным юридическим стандартам (365). ... В целом исследование впечатляет своим всесторонним и оригинальным анализом.
- ^ Jump up to: а б Охайон, Изабель (28 сентября 2013 г.). «Казахский голод: начало оседлости» . наук По . Парижский институт политических исследований . Проверено 19 декабря 2021 г.
В начале 1990-х годов некоторые казахстанские историки (Абылхожин, Татимов) характеризовали голод как «Голощекин геноцид», возлагая полную ответственность за эту трагедию на первого секретаря Компартии Казахстана и подчеркивая его презрение к народу, который воспринимался как отсталый. . Хотя аргумент о геноциде, который в настоящее время встречается в некоторых учебниках, не упоминается в величайшем труде по истории Казахстана («История Казахстана с древних времен до наших дней», 2010: 284 и др.), он был в некоторой степени пустым занятием, поскольку он не основывался на международных юридическое определение геноцида и не зашло особенно далеко с точки зрения доказательств. Вместо этого эти аргументы соответствовали официальному советскому утверждению, согласно которому принудительная отставка Голощекина и его замена Мирзояном показывают, что весь этот эпизод был делом рук одного человека. Хотя было продемонстрировано и признано, что как политический лидер Голощекин сыграл ключевую роль в сокрытии полного роста смертности в период с 1930 по 1933 год, остается мало свидетельств желания со стороны правительства или отдельных лиц истребить казахов как группу или даже выявить убедительные мотивы для такой преднамеренной стратегии. Действительно, казахское население никогда не представляло политической опасности для советского правительства, а протестное движение или сепаратистские настроения среди населения никогда не ставили под угрозу территориальную целостность СССР. Охайон (2006) , с. 365
- ^ Сабол, Стивен (2017). «Прикосновение цивилизации»: сравнение американской и российской внутренней колонизации . Университетское издательство Колорадо. п. 47. дои : 10.2307/j.ctt1mtz7g6 . ISBN 978-1-60732-550-5 . JSTOR j.ctt1mtz7g6 .
Большинство казахских ученых считают, что во время голода, который они часто называют геноцидом, погибло от 1,3 до 1,5 миллиона казахов; но многие западные ученые с этим не согласны. Тщательное исследование историка Сары Изабель Кэмерон привело ее к выводу: «нет никаких доказательств того, что эти планы насильственной модернизации [коллективизации] когда-либо трансформировались в желание уничтожить казахов как группу».
- ^ Пейн, Мэтью Дж. (2011). «Видеть как советское государство: расселение кочевых казахов, 1928–1934». В Алексопулосе, Голго; Хесслер, Джули (ред.). Написание сталинской эпохи . стр. 59–86.
- ^ Jump up to: а б Сабол, Стивен (2017), «Внутренняя колонизация» , «Прикосновение цивилизации» , Сравнение американской и российской внутренней колонизации, University Press of Colorado, стр. 171–204, doi : 10.2307/j.ctt1mtz7g6.9 , ISBN 978-1-60732-549-9 , JSTOR j.ctt1mtz7g6.9 , получено 7 марта 2023 г. «В этой работе сравниваются процесс и практика американской и российской внутренней колонизации девятнадцатого века — формы непрерывной континентальной экспансии, империализма и колониализма, включавшей в себя коренные земли и народы. Оба республиканские Соединенные Штаты и царская Россия осуществляли внутреннюю колонизацию, однако они по-прежнему игнорируются во многих исследованиях, посвященных империализму и колониализму девятнадцатого века».
- ^ Сабол, Стивен. «Внутренняя колонизация». «Прикосновение цивилизации»: сравнение американской и российской внутренней колонизации , University Press of Colorado, 2017, стр. 171–204. ДЖСТОР , дои : 10.2307/j.ctt1mtz7g6.9 . По состоянию на 7 марта 2023 г.
- ^ Сабол, Стивен (2017), «Сиу и казахи» , «Прикосновение цивилизации » , сравнение американской и российской внутренней колонизации, University Press of Colorado, стр. 33–68, doi : 10.2307/j.ctt1mtz7g6.5 , ISBN 978-1-60732-549-9 , JSTOR j.ctt1mtz7g6.5 , получено 7 марта 2023 г.
- ^ Пианчола, Никколо (2004). «Голод в степи. Коллективизация сельского хозяйства и казахи-скотоводы, 1928–1934». Cahiers du monde russe . 45 (1–2): 137–192.
- ^ Пианчола, Никколо (2009). Пограничный сталинизм. Земледельческая колонизация, истребление кочевников и государственное строительство в Средней Азии (1905–1936) . Рим: Виелла.
- ^ Крамер, Эндрю Э. (26 сентября 2022 г.). «По мнению активистов, российский проект направлен против крымских татар и других маргинализированных групп» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «Россия – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Мировалёв, Мансур. «В России защитники земель коренных народов сталкиваются с запугиванием и изгнанием» . www.aljazeera.com . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Фаллер, Хелен М. (1 января 2011 г.). Нация, язык, ислам: движение за суверенитет Татарстана . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9776-84-5 . п. 219
- ^ Мировалёв, Мансур. «Среднеазиатские мигранты преуспевают в России, несмотря на ксенофобию» . www.aljazeera.com . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Померанцев, Петр (5 ноября 2013 г.). «Петр Померанцев | «Россия для русских» · LRB 5 ноября 2013» . Блог ЛРБ . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Фаллер, Хелен М. (2011). Нация, язык, ислам: движение за суверенитет Татарстана . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-1-4416-9462-1 . OCLC 727737503 .
- ^ «Записки Бурцева (Владимира Львовича)» . oac.cdlib.org . Проверено 7 марта 2023 г. 1906–1935, Стэнфордский университет. Приобретено библиотекой и архивами Гуверовского института в 1966 году.
- ^ Эллман, Майкл (июнь 2007 г.). «Сталин и советский голод 1932–33 годов» (PDF) . Европа-Азиатские исследования . 59 (4): 663–693. дои : 10.1080/09668130701291899 . S2CID 53655536 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2009 года.
- ^ Мехра, Майя (15 мая 2022 г.). «Расследование намерений и геноцида во время казахского голодомора 1930-х годов» . Миннесотский студенческий исследовательский и академический журнал . 5 (4).
- ^ Jump up to: а б Рэндалл, Эми Э. (1 апреля 2019 г.). «Антон Вейсс-Вендт. Советский Союз и уничтожение Конвенции ООН о геноциде» . Американский исторический обзор . 124 (2): 632–634. дои : 10.1093/ahr/rhz092 . ISSN 0002-8762 .
- ^ Jump up to: а б Голицина, Наталья (19 ноября 2018 г.). «Историк Энн Эпплбаум подробно описывает сталинскую войну против Украины: «Я считаю, что это был геноцид » . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Херст, Марк (2018). «Советский Союз и уничтожение Конвенции ООН о геноциде. Антон Вайс-Вендт. Серия критических прав человека. Мэдисон, Висконсин: The University of Wisconsin Press, 2017. xil, 400 стр. Приложение. Примечания. Библиография. Указатель. 74,95 доллара в твердом переплете» . Славянское обозрение . 77 (4): 1134–1135. дои : 10.1017/slr.2018.360 . ISSN 0037-6779 . S2CID 166685462 .
- ^ Вайс-Вендт, Антон. Советский Союз и отмена Конвенции ООН о геноциде. Великобритания, Университет Висконсина, 2017.
- ^ «Драчевич о Киндлере, «Сталинские кочевники: власть и голод в Казахстане» | H-Социализм | H-Net» . network.h-net.org . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Штайнхауэр, Джейсон (24 августа 2016 г.). «Казахский голод 1930-х годов | Аналитика» . Библиотека Конгресса . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Казахстан ходит по дипломатическому канату между Россией и Европой» . thediplomat.com . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Эпплбаум, Энн (13 октября 2017 г.). «Как Сталин скрыл от мира голод в Украине» . Атлантика . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «Голодомор – отрицание и молчание» . HREC Образование . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Трояновский, Антон; Сафронова Валерия (4 марта 2022 г.). «Россия доводит цензуру до новых крайностей, подавляя освещение войны» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «stat.gov.kz» . stat.gov.kz. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Умаров, Темур (16 сентября 2022 г.). «Казахстан вырывается из хватки России» . Внешняя политика . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «Риски медленного отхода Казахстана от России | RANE» . Стратфор . Проверено 8 марта 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гильермо. «Как вторжение России в Украину повлияло на политику Казахстана - Институт исследований внешней политики» . www.fpri.org . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ ИНФОРМ.KZ (31 мая 2012 г.). "Президент Казахстана возложил цветы к памятнику жертвам голодомора" . Казинформ . Проверено 8 марта 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бигожин, Улан и др. Казахстан в процессе становления: легитимность, символы и социальные изменения . Лексингтонские книги, 2016.
- ^ Kozybaev, M. K. "Nasilʹstvennaia kollektivizatsiia i golod v Kazakhstane 1931-33 gg.: Sbornik dokumentov i materialov." (1998).
- ^ Каш — IMDb , дата обращения 7 апреля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмерон, Сара (2018). Голодная степь: голод, насилие и создание советского Казахстана . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-3044-3 .
- Конквест, Роберт , Жатва скорби: советская коллективизация и террор-голод , Эдмонтон: Издательство Университета Альберты совместно с Канадским институтом украинских исследований, 1986.
- Киндлер, Роберт (2018). Сталинские кочевники: власть и голод в Казахстане . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-8614-0 .
- Охайон, Изабель (2006). Седентаризация казахов в сталинском СССР. Коллективизация и социальные перемены (1928–1945) (на французском языке). Париж: Мезоннёв и Лароз.
- Сахни, Калпана. Распятие Востока: русский ориентализм и колонизация Кавказа и Средней Азии . Бангкок: White Orchid Press, 1997.
- 1932 год в Советском Союзе.
- 1933 год в Советском Союзе.
- Катастрофы 1932 года в Советском Союзе.
- Катастрофы 1933 года в Советском Союзе
- 1930-е годы в Казахской АССР.
- Голод 20-го века
- Катастрофы ХХ века в Казахстане
- Голод в Советском Союзе
- Геноцид коренных народов в Азии
- Нарушения прав человека в Советском Союзе
- Нарушения прав человека в Казахстане
- Иосиф Сталин
- Преследование казахов