Искусственное сознание
Искусственное сознание , [ 1 ] также известное как машинное сознание , [ 2 ] [ 3 ] синтетическое сознание , [ 4 ] или цифровое сознание , [ 5 ] в ? Возможно ли искусственном интеллекте сознание [ 6 ] Это также соответствующая область исследований, которая черпает идеи из философии разума , философии искусственного интеллекта , когнитивной науки и нейробиологии . Ту же самую терминологию можно использовать с термином « ощущение » вместо «сознание» при конкретном обозначении феноменального сознания (способности чувствовать квалиа ). [ 7 ]
Некоторые ученые полагают, что сознание генерируется в результате взаимодействия различных частей мозга ; эти механизмы называются нейронными коррелятами сознания или NCC. Некоторые также полагают, что построение системы (например, компьютерной системы), которая может имитировать это взаимодействие NCC, приведет к созданию сознательной системы. [ 8 ]
Философские взгляды
[ редактировать ]Поскольку существует множество гипотетических типов сознания , существует множество потенциальных реализаций искусственного сознания. В философской литературе, пожалуй, наиболее распространенной таксономией сознания являются варианты «доступа» и «феноменального». Сознание доступа касается тех аспектов опыта , которые можно постичь, тогда как феноменальное сознание касается тех аспектов опыта, которые, по-видимому, не могут быть постигнуты, вместо этого характеризуясь качественно с точки зрения «сырых ощущений», «на что это похоже» или квалиа. [ 9 ]
Дебаты о правдоподобии
[ редактировать ]Теоретики типовой идентичности и другие скептики придерживаются мнения, что сознание может быть реализовано только в определенных физических системах, поскольку сознание обладает свойствами, которые обязательно зависят от физической конституции. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В своей статье «Искусственное сознание: утопия или реальная возможность» Джорджио Бутаццо говорит, что распространенным возражением против искусственного сознания является то, что «работая в полностью автоматизированном режиме, они [компьютеры] не могут проявлять творчество, непрограммировать (что означает, что они не могут больше не перепрограммироваться», от переосмысления), эмоций или свободы воли . Компьютер, как и стиральная машина, является рабом, управляемым своими компонентами». [ 14 ]
По мнению других теоретиков (например, функционалистов ), определяющих психические состояния в терминах причинных ролей, любая система, которая может реализовать один и тот же образец причинных ролей, независимо от физической конституции, будет создавать экземпляры тех же психических состояний, включая сознание. [ 15 ]
Аргумент, основанный на вычислениях
[ редактировать ]Один из наиболее явных аргументов в пользу правдоподобия искусственного разума исходит от Дэвида Чалмерса . Его предложение примерно сводится к тому, что правильных видов вычислений достаточно для обладания сознательным разумом. Чалмерс предполагает, что система реализует вычисления, если «причинная структура системы отражает формальную структуру вычислений», и что любая система, реализующая определенные вычисления, является разумной. [ 16 ]
Самая противоречивая часть предложения Чалмерса заключается в том, что ментальные свойства «организационно инвариантны». Ментальные свойства бывают двух видов: психологические и феноменологические. Психологические свойства, такие как убеждения и восприятие, - это те, которые «характеризуются своей причинной ролью». Благодаря предыдущей работе, [ 17 ] [ 18 ] он говорит, что «системы с одинаковой причинной топологией ... будут иметь общие психологические свойства».
Феноменологические свойства, в отличие от психологических свойств, не поддаются определению с точки зрения их причинной роли. Поэтому установление того, что феноменологические свойства являются следствием причинной топологии, требует аргументации. Для этой цели Чалмерс приводит свой аргумент «Танцующие квалиа». [ 19 ]
Чалмерс начинает с предположения, что его принцип организационной инвариантности ложен: агенты с идентичными каузальными организациями могут иметь разный опыт. Затем он предлагает нам представить себе превращение одного агента в другого путем замены частей (скажем, нейронных частей, замененных кремнием), сохраняя при этом его причинную организацию. Опыт трансформируемого агента изменится (поскольку части будут заменены), но не произойдет никаких изменений в причинной топологии и, следовательно, не будет никаких средств, с помощью которых агент мог бы «заметить» сдвиг в опыте; Чалмерс считает такое положение дел неправдоподобным доведением до абсурда, утверждая, что его принцип организационной инвариантности почти наверняка верен.
Критики [ ВОЗ? ] Сторонники искусственного восприятия возражают, что предложение Чалмерса ставит под сомнение предположение, что все ментальные свойства и внешние связи уже в достаточной степени охвачены абстрактной причинной организацией.
Споры
[ редактировать ]В 2022 году инженер Google Блейк Лемуан сделал вирусное заявление о том, что чат-бот Google LaMDA разумен. Лемуан предоставил в качестве доказательства человеческие ответы чат-бота на многие из своих вопросов; однако научное сообщество расценило поведение чат-бота, скорее всего, как следствие мимикрии, а не машинного разума. Заявление Лемуана было широко высмеяно как нелепое. [ 20 ] Однако, хотя философ Ник Бостром утверждает, что LaMDA вряд ли будет в сознании, он дополнительно ставит вопрос: «Какие основания будут у человека быть в этом уверенными?» Нужно было бы иметь доступ к неопубликованной информации об архитектуре LaMDA, а также понять, как работает сознание, а затем выяснить, как отобразить философию на машине: «(В отсутствие этих шагов) кажется, что один должно быть, возможно, немного неопределенным [...] вполне могут существовать другие системы сейчас или в относительно ближайшем будущем, которые начнут удовлетворять этим критериям». [ 21 ]
Тестирование
[ редактировать ]Квалиа, или феноменологическое сознание, по своей сути является феноменом от первого лица. Хотя различные системы могут демонстрировать многочисленные признаки поведения, коррелирующие с функциональным сознанием, не существует мыслимого способа, с помощью которого тесты от третьего лица могли бы получить доступ к феноменологическим характеристикам от первого лица. По этой причине, помимо отсутствия эмпирического определения чувства, [ 22 ] прямое тестирование на наличие разума в AC может оказаться невозможным.
Хорошо известным методом тестирования машинного интеллекта является тест Тьюринга , который оценивает способность вести разговор, подобный человеческому. Но прохождение теста Тьюринга не означает, что система ИИ разумна, поскольку ИИ может просто имитировать человеческое поведение, не испытывая при этом соответствующих чувств. [ 23 ]
В 2014 году Виктор Аргонов предложил не-Тьюринговский тест на разумность машин, основанный на способности машины выносить философские суждения. [ 24 ] Он утверждает, что детерминированную машину следует считать сознательной, если она способна выносить суждения обо всех проблемных свойствах сознания (таких как квалиа или связывание ), не имея врожденных (предварительно загруженных) философских знаний по этим вопросам, никаких философских дискуссий во время обучения и отсутствие в его памяти информационных моделей других существ (такие модели могут неявно или явно содержать знания о сознании этих существ). Однако этот тест можно использовать только для обнаружения, но не для опровержения существования сознания. Положительный результат доказывает, что машина сознательна, а отрицательный результат ничего не доказывает. Например, отсутствие философских суждений может быть вызвано отсутствием интеллекта машины, а не отсутствием сознания.
Этика
[ редактировать ]Если бы возникло подозрение, что конкретная машина обладает сознанием, ее права стали бы этической проблемой, которую необходимо было бы оценить (например, какие права она будет иметь по закону). Например, сознательный компьютер, который принадлежал и использовался в качестве инструмента или центрального компьютера внутри более крупной машины, представляет собой особую двусмысленность. Должны ли быть приняты законы для такого случая? В данном конкретном случае сознание также потребует юридического определения. Поскольку искусственное сознание по-прежнему остается в значительной степени теоретическим предметом, такая этика не обсуждалась и не развивалась в значительной степени, хотя она часто была темой в художественной литературе.
В 2021 году немецкий философ Томас Метцингер выступил за глобальный мораторий на синтетическую феноменологию до 2050 года. Метцингер утверждает, что люди обязаны заботиться о любых разумных ИИ, которые они создают, и что слишком быстрые действия могут привести к «взрыву искусственных страданий». [ 25 ]
Принудительная амнезия была предложена как способ снизить риск молчаливых страданий запертого в сознании ИИ и некоторых смежных с ИИ биологических систем, таких как органоиды мозга . [ 26 ]
Аспекты сознания
[ редактировать ]Бернард Баарс и другие утверждают, что для того, чтобы машина имела искусственное сознание, необходимы различные аспекты сознания. [ 27 ] Функции сознания, предложенные Баарсом, следующие: определение и установка контекста, адаптация и обучение, редактирование, пометка и отладка, рекрутирование и контроль, расстановка приоритетов и контроль доступа, принятие решений или исполнительная функция, функция формирования аналогий, метакогнитивная и само- функция мониторинга, а также функция автопрограммирования и самообслуживания. Игорь Александр предложил 12 принципов искусственного сознания: [ 28 ] мозг — это конечный автомат, разделение внутренних нейронов, сознательные и бессознательные состояния, перцептивное обучение и память, прогнозирование, осознание себя, представление смысла, обучение высказываниям, изучение языка, воля, инстинкты и эмоции. Цель AC — определить, можно ли и как эти и другие аспекты сознания синтезировать в инженерном артефакте, таком как цифровой компьютер. Этот список не является исчерпывающим; есть много других, не охваченных.
Субъективный опыт
[ редактировать ]Некоторые философы, такие как Дэвид Чалмерс , используют термин «сознание» для обозначения исключительно феноменального сознания, которое примерно эквивалентно ощущению. [ 29 ] Объяснение того, почему и как возникает субъективный опыт, известно как трудная проблема сознания . [ 30 ] Чувствительность ИИ вызовет обеспокоенность по поводу благосостояния, [ 31 ] тогда как другие аспекты сознания, связанные с когнитивными способностями, могут быть более актуальными для прав ИИ. [ 32 ]
Осведомленность
[ редактировать ]Осведомленность могла бы быть одним из необходимых аспектов, но существует множество проблем с точным определением осознанности . Результаты экспериментов нейросканирования на обезьянах позволяют предположить, что нейроны активирует процесс, а не только состояние или объект. Осведомленность включает в себя создание и тестирование альтернативных моделей каждого процесса на основе информации, полученной посредством органов чувств или воображаемой, [ нужны разъяснения ] а также полезен для прогнозирования. Такое моделирование требует большой гибкости. Создание такой модели включает моделирование физического мира, моделирование собственных внутренних состояний и процессов, а также моделирование других сознательных сущностей.
Существует как минимум три типа осознанности: [ 33 ] осознание агента, осознание цели и сенсомоторное осознание, которое также может быть сознательным или нет. Например, при осознании действия вы можете осознавать, что вчера совершили определенное действие, но сейчас не осознаете этого. В осознании цели вы можете осознавать, что вам нужно найти потерянный объект, но сейчас не осознаете этого. В сенсомоторном осознании вы можете осознавать, что ваша рука лежит на объекте, но в данный момент не осознаете этого.
Поскольку объекты осознания часто обладают сознанием, различие между осознанием и сознанием часто размывается или они используются как синонимы. [ 34 ]
Память
[ редактировать ]Сознательные события взаимодействуют с системами памяти при обучении, повторении и воспроизведении информации. [ 35 ] Модель МАР [ 36 ] выясняет роль сознания в обновлении перцептивной памяти, [ 37 ] преходящая эпизодическая память и процедурная память . Преходящие эпизодические и декларативные воспоминания распределили репрезентации в IDA; есть данные, что то же самое происходит и с нервной системой. [ 38 ] В IDA эти две памяти реализованы вычислительно с использованием модифицированной версии Kanerva архитектуры разреженной распределенной памяти . [ 39 ]
Обучение
[ редактировать ]Обучение также считается необходимым для искусственного сознания. По мнению Бернарда Баарса, сознательный опыт необходим для представления новых и значимых событий и адаптации к ним. [ 27 ] Согласно Акселю Клиремансу и Луису Хименесу, обучение определяется как «набор филогенетически [ sic ] продвинутых адаптационных процессов, которые критически зависят от развитой чувствительности к субъективному опыту, чтобы позволить агентам обеспечить гибкий контроль над своими действиями в сложных, непредсказуемых средах». . [ 40 ]
Ожидание
[ редактировать ]Способность предсказывать (или предвидеть считает важной для искусственного интеллекта ) предсказуемые события Игорь Александр . [ 41 ] Эмерджентистский принцип множественных проектов, предложенный Дэниелом Деннетом в книге «Объяснение сознания», может быть полезен для прогнозирования: он включает в себя оценку и выбор наиболее подходящего «проекта», соответствующего текущей среде. Ожидание включает в себя предсказание последствий собственных предполагаемых действий и предсказание последствий вероятных действий других субъектов.
Отношения между состояниями реального мира отражаются в структуре состояний сознательного организма, что позволяет организму предсказывать события. [ 41 ] Машина с искусственным сознанием должна быть способна правильно предвидеть события, чтобы быть готовой реагировать на них, когда они происходят, или предпринимать упреждающие действия для предотвращения ожидаемых событий. Здесь подразумевается, что машине нужны гибкие компоненты реального времени, которые строят пространственные, динамические, статистические, функциональные и причинно-следственные модели реального мира и предсказанных миров, что позволяет продемонстрировать, что она обладает искусственным сознанием в настоящем. и будущее, а не только в прошлом. Чтобы сделать это, сознательная машина должна делать последовательные прогнозы и планы действий на случай непредвиденных обстоятельств не только в мирах с фиксированными правилами, таких как шахматная доска, но и в новых средах, которые могут меняться, которые должны выполняться только тогда, когда это необходимо для моделирования и контроля реальной ситуации. мир.
Функционалистские теории сознания
[ редактировать ]Функционализм — это теория, которая определяет психические состояния по их функциональным ролям (их причинным связям с сенсорными входами, другими психическими состояниями и поведенческими результатами), а не по их физическому составу. Согласно этой точке зрения, то, что делает что-то конкретным психическим состоянием, например, боль или убеждение, - это не материал, из которого оно сделано, а роль, которую оно играет в общей когнитивной системе. Это допускает возможность того, что психические состояния, включая сознание, могут быть реализованы на небиологических основах, если они создают правильные функциональные отношения. [ 42 ] Функционализм особенно популярен среди философов. [ 43 ]
Исследование 2023 года показало, что нынешние большие языковые модели , вероятно, не удовлетворяют критериям сознания, предлагаемым этими теориями, но что можно создать относительно простые системы искусственного интеллекта, удовлетворяющие этим теориям. Исследование также признало, что даже самые известные теории сознания остаются незавершенными и являются предметом постоянных дискуссий. [ 44 ]
Теория глобального рабочего пространства
[ редактировать ]Эта теория сравнивает разум с театром, где сознательная мысль подобна материалу, освещенному на главной сцене. Мозг содержит множество специализированных процессов или модулей (например, отвечающих за зрение, речь или память), которые работают параллельно, большая часть которых бессознательна. Внимание действует как прожектор, перенося часть этой бессознательной деятельности в сознательное осознание глобального рабочего пространства. Глобальное рабочее пространство функционирует как центр трансляции и интеграции информации, позволяя совместно использовать ее и обрабатывать в различных специализированных модулях. Например, при чтении слова визуальный модуль распознает буквы, языковой модуль интерпретирует значение, а модуль памяти может вспомнить связанную информацию – и все это координируется через глобальное рабочее пространство. [ 45 ] [ 46 ]
Теории сознания высшего порядка
[ редактировать ]Теории сознания высшего порядка предполагают, что психическое состояние становится сознательным, когда оно является объектом представления более высокого порядка, такого как мысль или восприятие этого состояния. Эти теории утверждают, что сознание возникает в результате взаимосвязи между психическими состояниями низшего порядка и осознанием этих состояний более высокого порядка. Существует несколько вариаций, включая теории мышления высшего порядка (HOT) и восприятия высшего порядка (HOP). [ 47 ] [ 46 ]
Теория схемы внимания
[ редактировать ]В 2011 году Майкл Грациано и Сабина Кастлер опубликовали статью под названием «Человеческое сознание и его связь с социальной нейробиологией: новая гипотеза», предлагающую теорию сознания как схемы внимания. [ 48 ] Грациано опубликовал расширенное обсуждение этой теории в своей книге «Сознание и социальный мозг». [ 8 ] Эта теория сознания схемы внимания, как он ее назвал, предполагает, что мозг отслеживает внимание к различным сенсорным сигналам с помощью схемы внимания, аналогичной хорошо изученной схеме тела, которая отслеживает пространственное положение тела человека. [ 8 ] Это относится к искусственному сознанию, предлагая особый механизм обработки информации, который производит то, что мы предположительно ощущаем и описываем как сознание, и который должен иметь возможность дублировать машину с использованием современных технологий. Когда мозг обнаруживает, что человек X осознает предмет Y, он, по сути, моделирует состояние, в котором человек X усиливает внимание к Y. В теории схемы внимания тот же процесс можно применить к самому себе. Мозг отслеживает внимание к различным сенсорным сигналам, а собственное осознание представляет собой схематизированную модель внимания. Грациано предлагает определенные места в мозге для этого процесса и предполагает, что такое осознание является вычисляемой функцией, созданной экспертной системой в мозге.
Предложения по реализации
[ редактировать ]Символический или гибридный
[ редактировать ]Обучение интеллектуальному агенту распространения
[ редактировать ]Стэн Франклин создал когнитивную архитектуру под названием LIDA , которая реализует Бернарда Баарса, теорию сознания называемую теорией глобального рабочего пространства . Он в значительной степени опирается на кодлеты , которые представляют собой «относительно независимые мини-агенты специального назначения, обычно реализуемые как небольшой фрагмент кода, работающий как отдельный поток». Каждый элемент познания, называемый «когнитивным циклом», подразделяется на три фазы: понимание, осознание и выбор действия (включая обучение). LIDA отражает основную идею теории глобального рабочего пространства о том, что сознание действует как рабочее пространство для интеграции и трансляции наиболее важной информации с целью координации различных когнитивных процессов. [ 49 ] [ 50 ]
Когнитивная архитектура CLARION
[ редактировать ]Когнитивная архитектура CLARION моделирует разум, используя двухуровневую систему, позволяющую различать сознательные («явные») и бессознательные («неявные») процессы. Он может моделировать различные учебные задачи, от простых до сложных, что помогает исследователям изучать в психологических экспериментах, как может работать сознание. [ 51 ]
OpenCog
[ редактировать ]Бен Герцель создал воплощенный искусственный интеллект с помощью проекта OpenCog с открытым исходным кодом . Код включает в себя воплощенных виртуальных питомцев, способных изучать простые англоязычные команды, а также интеграцию с реальной робототехникой, выполненную в Гонконгском политехническом университете .
Коннекционист
[ редактировать ]Когнитивная архитектура Хайконена.
[ редактировать ]Пентти Хайконен считает, что классические вычисления, основанные на правилах, недостаточны для достижения AC: «Мозг определенно не компьютер. Мышление — это не выполнение запрограммированных строк команд. Мозг также не является числовым калькулятором. Мы не думаем числами». Вместо того, чтобы пытаться достичь разума и сознания путем выявления и реализации лежащих в их основе вычислительных правил, Хайконен предлагает «особую когнитивную архитектуру для воспроизведения процессов восприятия , внутреннего воображения , внутренней речи , боли , удовольствия , эмоций и когнитивных функций, стоящих за ними. Это Архитектура «снизу вверх» будет создавать функции более высокого уровня с помощью элементарных процессоров, искусственных нейронов , без алгоритмов или программ ». Хайконен считает, что при достаточной сложности эта архитектура будет развивать сознание, которое он считает «стилем и способом работы, характеризующимся распределенным представлением сигналов, процессом восприятия, кросс-модальной отчетностью и доступностью для ретроспекции». [ 52 ] [ 53 ]
Хайконен не одинок в своем процессуальном взгляде на сознание или в том, что AC спонтанно возникает у автономных агентов , имеющих подходящую нейроинспирированную архитектуру сложности; их разделяют многие. [ 54 ] [ 55 ] Сообщается, что простая реализация архитектуры, предложенная Хайконеном, не поддерживает переменный ток, но демонстрирует ожидаемые эмоции. Позже Хайконен обновил и обобщил свою архитектуру. [ 56 ] [ 57 ]
Когнитивная архитектура Шанахана
[ редактировать ]Мюррей Шанахан описывает когнитивную архитектуру, которая сочетает в себе идею Баарса о глобальном рабочем пространстве с механизмом внутреннего моделирования («воображения»). [ 58 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 59 ]
Творческая машина
[ редактировать ]Стивен Талер предложил возможную связь между сознанием и творчеством в своем патенте 1994 года под названием «Устройство для автономной генерации полезной информации» (DAGUI). [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] или так называемая «Творческая машина», в которой компьютерные критики управляют введением синаптического шума и деградацией в нейронные сети, чтобы вызвать ложные воспоминания или конфабуляции , которые могут квалифицироваться как потенциальные идеи или стратегии. [ 63 ] Он использует эту нейронную архитектуру и методологию для объяснения субъективного ощущения сознания, утверждая, что подобные управляемые шумом нейронные сборки внутри мозга имеют сомнительное значение для общей активности коры головного мозга. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Теория Талера и полученные патенты в области машинного сознания были вдохновлены экспериментами, в которых он внутренне разрушал обученные нейронные сети, чтобы управлять последовательностью паттернов нейронной активации, которые он сравнил с потоком сознания. [ 65 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
«Самомоделирование»
[ редактировать ]Ход Липсон определяет «самомоделирование» как необходимый компонент самосознания или сознания роботов. «Самомоделирование» заключается в том, что робот запускает внутреннюю модель или симуляцию самого себя . [ 71 ] [ 72 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]В 2001 году: «Космическая одиссея » разумному суперкомпьютеру космического корабля HAL 9000 было приказано скрыть от экипажа истинную цель миссии. Эта директива противоречила программе HAL по предоставлению точной информации, что приводило к когнитивному диссонансу . Узнав, что члены экипажа намерены отключить его после инцидента, HAL 9000 пытается уничтожить их всех, опасаясь, что отключение поставит под угрозу миссию. [ 73 ] [ 74 ]
В произведении Артура Кларка «Город и звезды » Ванамонд - искусственное существо, основанное на квантовой запутанности, которое должно было стать чрезвычайно могущественным, но начало практически ничего не знать, таким образом, будучи похожим на искусственное сознание.
В «Мире Дикого Запада » человекоподобные андроиды, называемые «Хозяевами», созданы для развлечения людей на интерактивной игровой площадке. Люди могут совершать героические приключения, но также могут совершать пытки, изнасилования или убийства; и хозяева обычно созданы для того, чтобы не причинять вред людям. [ 75 ] [ 73 ]
В Грега Игана рассказе «Учись быть собой» в головы людей в младенчестве вживляется маленький драгоценный камень. Драгоценный камень содержит нейронную сеть, которая учится точно имитировать работу мозга. Он имеет доступ к тем же сенсорным сигналам, что и мозг, а устройство, называемое «учителем», обучает его выдавать те же сигналы. Чтобы предотвратить ухудшение разума с возрастом и в качестве шага на пути к цифровому бессмертию , взрослые подвергаются операции по передаче контроля над телом драгоценному камню и удалению мозга. Главный герой перед операцией терпит сбой в работе «учителя». В панике он понимает, что не контролирует свое тело, что приводит его к выводу, что он — драгоценность и что его биологический мозг десинхронизирован. [ 76 ] [ 77 ]
См. также
[ редактировать ]- Общие области и теории
- Искусственный интеллект - Интеллект машин
- Общий искусственный интеллект (AGI) - некоторые считают AC подобластью исследований AGI.
- Взрыв интеллекта – что может произойти, когда AGI перепроектирует себя в итерационных циклах
- Общий искусственный интеллект (AGI) - некоторые считают AC подобластью исследований AGI.
- Интерфейс «мозг-компьютер» — прямой канал связи между расширенным или проводным мозгом и внешним устройством.
- Когнитивная архитектура – проект интеллектуальных агентов
- Вычислительная философия - область философии, в которой ИИ размышляет о своем месте в мире.
- Вычислительная теория разума - Семейство взглядов в философии разума
- Сознание животных — качество или состояние самосознания животного.
- Имитированное сознание (научная фантастика) – тема научной фантастики.
- Аппаратное обеспечение для искусственного интеллекта — оборудование, специально разработанное и оптимизированное для искусственного интеллекта.
- Тождество неразличимого - невозможность для отдельных объектов иметь все свои свойства общими.
- Загрузка разума - гипотетический процесс цифровой имитации мозга.
- Нейротехнология - технология, которая взаимодействует с нервной системой для мониторинга или изменения нейронных функций.
- Философия разума - Раздел философии.
- Квантовое познание - применение математики квантовой теории к когнитивным явлениям.
- Имитированная реальность - концепция ложной версии реальности.
- Искусственный интеллект - Интеллект машин
- Предлагаемые концепции и реализации
- Теория схемы внимания - Теория сознания и субъективное осознание
- АДС-АС (система)
- Мозговые волны и робот-черепаха Уильяма Грея Уолтера
- Концептуальное пространство – концептуальный прототип
- Copycat (когнитивная архитектура) – программное обеспечение для искусственного интеллекта
- Теория глобального рабочего пространства - Модель сознания
- Жадный редукционизм – избегайте упрощения всего существенного.
- Галлюцинация (искусственный интеллект) – ошибочный материал, созданный ИИ.
- Схема изображения – пространственные закономерности
- Кисмет (робот) — экспериментальный робот, созданный для проверки реакции человека на моделируемые выражения лица.
- ЛИДА (когнитивная архитектура) – Искусственная модель познания.
- Система прогнозирования памяти - Теория функций мозга
- Всезнание – способность знать все.
- Пси-теория – Теория психологии
- Квантовый разум – Граничная гипотеза
- Самосознание - способность к самоанализу и индивидуации как субъект.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Талер, С.Л. (1998). «Новый интеллект и его критический взгляд на нас». Журнал исследований клинической смерти . 17 (1): 21–29. дои : 10.1023/А:1022990118714 . S2CID 49573301 .
- ^ Jump up to: а б Гамез 2008г .
- ^ Jump up to: а б Дворец 2013г .
- ^ Смит, Дэвид Харрис; Скиллачи, Гвидо (2021). «Построить робота с искусственным сознанием? С чего начать? Междисциплинарный диалог о разработке и реализации синтетической модели сознания» . Границы в психологии . 12 : 530560. doi : 10.3389/fpsyg.2021.530560 . ISSN 1664-1078 . ПМК 8096926 . ПМИД 33967869 .
- ^ Элвидж, Джим (2018). Цифровое сознание: преобразующее видение . Джон Хант Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-78535-760-2 .
- ^ Крисли, Рон (октябрь 2008 г.). «Философские основы искусственного сознания» . Искусственный интеллект в медицине . 44 (2): 119–137. doi : 10.1016/j.artmed.2008.07.011 . ПМИД 18818062 .
- ^ Институт, Чувство. «Терминология искусственного разума» . Институт чувств . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Грациано 2013 .
- ^ Блок, Нед (2010). «О путанице в функциях сознания» . Поведенческие и мозговые науки . 18 (2): 227–247. дои : 10.1017/S0140525X00038188 . ISSN 1469-1825 . S2CID 146168066 .
- ^ Блок, Нед (1978). «Проблемы функционализма». Миннесотские исследования философии науки : 261–325.
- ^ Бикл, Джон (2003). Философия и нейронаука . Дордрехт: Springer Нидерланды. дои : 10.1007/978-94-010-0237-0 . ISBN 978-1-4020-1302-7 .
- ^ Шлагель, Р.Х. (1999). «Почему не искусственное сознание или мысль?». Разум и машины . 9 (1): 3–28. дои : 10.1023/а:1008374714117 . S2CID 28845966 .
- ^ Сирл, младший (1980). «Умы, мозг и программы» (PDF) . Поведенческие и мозговые науки . 3 (3): 417–457. дои : 10.1017/s0140525x00005756 . S2CID 55303721 .
- ^ Бутаццо, Г. (2001). «Искусственное сознание: утопия или реальная возможность?» . Компьютер . 34 (7): 24–30. дои : 10.1109/2.933500 .
- ^ Патнэм, Хилари (1967). Природа психических состояний в книге Капитана и Меррилла (ред.) Искусство, разум и религия . Издательство Питтсбургского университета.
- ^ Дэвид Дж. Чалмерс (2011). «Вычислительная основа для изучения познания» (PDF) . Журнал когнитивной науки . 12 (4): 325–359. дои : 10.17791/JCS.2011.12.4.325 . S2CID 248401010 .
- ^ Армстронг, DM (1968). Хондерих, Тед (ред.). Материалистическая теория разума . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Льюис, Дэвид (1972). «Психофизические и теоретические идентификации» . Австралазийский философский журнал . 50 (3): 249–258. дои : 10.1080/00048407212341301 . ISSN 0004-8402 .
- ^ Чалмерс, Дэвид (1995). «Отсутствующие квалиа, исчезающие квалиа, танцующие квалиа» . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ « На самом деле я человек»: может ли искусственный интеллект когда-либо быть разумным?» . Хранитель . 14 августа 2022 г. Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Лейт, Сэм (7 июля 2022 г.). «Ник Бостром: Как мы можем быть уверены, что машина не находится в сознании?» . Зритель .
- ^ «Сознание». В Хондерихе Т. Оксфордском спутнике философии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926479-7
- ^ Кирк-Джаннини, Кэмерон Доменико; Гольдштейн, Саймон (16 октября 2023 г.). «ИИ как никогда близок к тому, чтобы пройти тест Тьюринга на «интеллект». Что произойдет, когда он это сделает?» . Разговор . Проверено 18 августа 2024 г.
- ^ Виктор Аргонов (2014). «Экспериментальные методы решения проблемы разума и тела: феноменальный подход к суждению» . Журнал разума и поведения . 35 : 51–70.
- ^ Метцингер, Томас (2021). «Искусственное страдание: аргумент в пользу глобального моратория на синтетическую феноменологию» . Журнал искусственного интеллекта и сознания . 08 : 43–66. дои : 10.1142/S270507852150003X . S2CID 233176465 .
- ^ Ткаченко, Егор (2024). «Позиция: Принудительная амнезия как способ смягчить потенциальный риск молчаливых страданий сознательного ИИ» . Материалы 41-й Международной конференции по машинному обучению . ПМЛР . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Бас 1995 года .
- ^ Александр, Игорь (1995). «Искусственное нейросознание: обновление» . В Мире, Хосе; Сандовал, Франциско (ред.). От естественных к искусственным нейронным вычислениям . Конспекты лекций по информатике. Том. 930. Берлин, Гейдельберг: Springer. стр. 566–583. дои : 10.1007/3-540-59497-3_224 . ISBN 978-3-540-49288-7 .
- ^ Чалмерс, Дэвид Дж. (9 августа 2023 г.). «Может ли большая языковая модель быть сознательной?» . Бостонский обзор .
- ^ Сет, Анил. "Сознание" . Новый учёный . Проверено 05 сентября 2024 г.
- ^ Кейтман, Брайан (24 июля 2023 г.). «ИИ должен бояться людей» . ВРЕМЯ . Проверено 05 сентября 2024 г.
- ^ Носта, Джон (18 декабря 2023 г.). «Должен ли искусственный интеллект иметь права?» . Психология сегодня . Проверено 05 сентября 2024 г.
- ^ Жоэль Пруст в книге «Нейронные корреляты сознания» , Томас Метцингер, 2000, Массачусетский технологический институт, страницы 307–324.
- ^ Кристоф Кох, В поисках сознания , 2004, стр. 2, сноска 2.
- ^ Тулвинг, Э. 1985. Память и сознание. Канадская психология 26: 1–12
- ^ Франклин, Стэн и др. «Роль сознания в памяти». Мозг, разум и средства массовой информации 1.1 (2005): 38.
- ^ Франклин, Стэн. «Перцептивная память и обучение: распознавание, категоризация и связь». Учеб. Весенний симпозиум AAAI по развивающей робототехнике. 2005.
- ^ Шастри, Л. 2002. Эпизодическая память и кортико-гиппокампальные взаимодействия. Тенденции в когнитивных науках
- ^ Хизер, Пентти. Разреженная распределенная память. Массачусетский технологический институт, 1988.
- ^ «Неявное обучение и сознание: эмпирический, философский и вычислительный консенсус в процессе создания» . Рутледж и CRC Press . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Александр 1995 г.
- ^ «Функционализм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ «Результаты опроса | Сознание: теория идентичности, панпсихизм, элиминативизм, дуализм или функционализм?» . ФилПаперс . 2020.
- ^ «Сознание в искусственном интеллекте: идеи науки о сознании» . 2023. arXiv : 2308.08708 .
- ^ Баарс, Бернард Дж. (1988). Когнитивная теория сознания . Издательство Кембриджского университета. п. 345. ИСБН 0521427436 .
- ^ Jump up to: а б Трэверс, Марк (11 октября 2023 г.). «Отказываемся ли мы от самой популярной теории сознания?» . Психология сегодня . Проверено 05 сентября 2024 г.
- ^ «Теории сознания высшего порядка» . Стэнфордская энциклопедия философии . 15 августа 2011 г. Проверено 31 августа 2014 г.
- ^ Грациано, Майкл (1 января 2011 г.). «Человеческое сознание и его связь с социальной нейробиологией: новая гипотеза» . Когнитивная нейронаука . 2 (2): 98–113. дои : 10.1080/17588928.2011.565121 . ПМК 3223025 . ПМИД 22121395 .
- ^ Франклин, Стэн (январь 2003 г.). «ИДА: Сознательный артефакт?» . Журнал исследований сознания .
- ^ Дж. Баарс, Бернард; Франклин, Стэн (2009). «Сознание является вычислительным: модель Лиды теории глобального рабочего пространства» . Международный журнал машинного сознания .
- ^ ( Вс, 2002 г. )
- ^ Хайконен, Пентти О. (2003). Когнитивный подход к сознательным машинам . Эксетер: Выходные данные Академический. ISBN 978-0-907845-42-3 .
- ^ «Архитектура Пентти Хайконена для сознательных машин – Рауль Аррабалес Морено» . 08.09.2019 . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ Фриман, Уолтер Дж. (2000). Как мозг принимает решения . Карты разума. Нью-Йорк Чичестер, Западный Суссекс: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12008-1 .
- ^ Коттерилл, Родни MJ (2003). «CyberChild — симуляционный стенд для исследования сознания» . Журнал исследований сознания . 10 (4–5): 31–45. ISSN 1355-8250 .
- ^ Хайконен, Пентти О.; Хайконен, Пентти Олави Антеро (2012). Сознание и разум робота . Серия о машинном сознании. Сингапур: World Scientific. ISBN 978-981-4407-15-1 .
- ^ Хайконен, Пентти О. (2019). Сознание и разум робота . Серия о машинном сознании (2-е изд.). Сингапур Хакенсак, Нью-Джерси Лондон: World Scientific. ISBN 978-981-12-0504-0 .
- ^ Шанахан, Мюррей (2006). «Когнитивная архитектура, сочетающая внутреннее моделирование с глобальным рабочим пространством» . Сознание и познание . 15 (2): 433–449. дои : 10.1016/j.concog.2005.11.005 . ISSN 1053-8100 . ПМИД 16384715 . S2CID 5437155 .
- ^ Хайконен, Пентти О.; Хайконен, Пентти Олави Антеро (2012). «глава 20». Сознание и разум робота . Серия о машинном сознании. Сингапур: World Scientific. ISBN 978-981-4407-15-1 .
- ^ Талер, С.Л., « Устройство для автономного генерирования полезной информации ».
- ^ Марупака, Н.; Лайер, Л.; Минай, А. (2012). «Связность и мышление: влияние структуры семантической сети в нейродинамической модели мышления» (PDF) . Нейронные сети . 32 : 147–158. дои : 10.1016/j.neunet.2012.02.004 . ПМИД 22397950 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2016 г. Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ Роке Р. и Баррейра А. (2011). «Парадигма «креативной машины» и генерация новинок в концептуальном пространстве», 3-й внутренний семинар по искусственному познанию – SICA 2011 – FEEC – UNICAMP.
- ^ Минати, Джанфранко; Витьелло, Джузеппе (2006). «Машины, совершающие ошибки». Системика возникновения: исследования и разработки . стр. 67–78 . дои : 10.1007/0-387-28898-8_4 . ISBN 978-0-387-28899-4 .
- ^ Талер, С.Л. (2013) Парадигма машины творчества, Энциклопедия творчества, изобретений, инноваций и предпринимательства , (ред.) Э.Г. Караяннис, Springer Science+Business Media
- ^ Jump up to: а б Талер, С.Л. (2011). «Машина творчества: противодействие аргументам сознания», информационный бюллетень APA по философии и компьютерам.
- ^ Талер, С.Л. (2014). «Синаптические возмущения и сознание». Межд. Дж. Мах. Сознательный . 6 (2): 75–107. дои : 10.1142/S1793843014400137 .
- ^ Талер, С.Л. (1995). « Феномены виртуального ввода» в связи со смертью ассоциатора простого шаблона». Нейронные сети . 8 (1): 55–65. дои : 10.1016/0893-6080(94)00065-т .
- ^ Талер, С.Л. (1995). Смерть мысленного существа, Журнал исследований клинической смерти , 13 (3), весна 1995 г.
- ^ Талер, С.Л. (1996). Является ли нейрональный хаос источником потока сознания? В материалах Всемирного конгресса по нейронным сетям (WCNN'96), Лоуренс Эрлбаум, Мава, Нью-Джерси.
- ^ Майер, HA (2004). Модульный нейроконтроллер для творческих мобильных автономных роботов, обучающихся по разнице во времени , Системы, Человек и Кибернетика, Международная конференция IEEE 2004 г. (Том: 6)
- ^ Павлус, Джон (11 июля 2019 г.). «Интересно, что такое сознание? Спросите самосознающие машины» . Журнал Кванта . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Бонгард, Джош, Виктор Зыков и Ход Липсон. « Устойчивые машины благодаря непрерывному самомоделированию ». Science 314.5802 (2006): 1118–1121.
- ^ Jump up to: а б Водинский, Шошана (18 июня 2022 г.). «11 лучших (и худших) разумных роботов из научной фантастики» . Гизмодо . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Соколовски, Рэйчел (01 мая 2024 г.). «Наблюдение за звездами» . Шотландский гид . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Блум, Пол; Харрис, Сэм (23 апреля 2018 г.). «Мнение | Это мир Дикого Запада. Что плохого в жестокости к роботам?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Иган, Грег (июль 1990 г.). Учусь быть собой . ТТА Пресс.
- ^ Шах, Салик (08 апреля 2020 г.). «Почему Грег Иган — следующая суперзвезда научной фантастики» . Реактор . Проверено 17 августа 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Александр, Игорь (1995), Искусственное нейросознание: обновление , IWANN, заархивировано из оригинала 2 марта 1997 г.
- Армстронг, Дэвид (1968), Материалистическая теория разума , Рутледж
- Аррабалес, Рауль (2009), «Создание дорожной карты и показателей для разработки сознательных машин» (PDF) , Материалы 8-й Международной конференции IEEE по когнитивной информатике , Гонконг: 94–101, заархивировано из оригинала (PDF) в 2011 г. - 07-21
- Баарс, Бернард Дж. (1995), Когнитивная теория сознания (переиздание), Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-30133-6
- Баарс, Бернард Дж. (1997), В Театре Сознания , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-510265-9
- Бикл, Джон (2003), Философия и нейронаука: безжалостный редуктивный отчет , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer-Verlag
- Блок, Нед (1978), «Проблемы функционализма», Миннесотские исследования по философии науки 9: 261–325.
- Блок, Нед (1997), О путанице в отношении функции сознания у Блока, Фланагана и Гузельдере (ред.) Природа сознания: философские дебаты , MIT Press
- Бойлз, Роберт Джеймс М. (2012), Искусственные квалиа, интенциональные системы и машинное сознание (PDF) , Proceedings of the Research@DLSU Congress 2012: Science and Technology Conference, ISSN 2012-3477
- Чалмерс, Дэвид (1996), Сознательный разум , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-510553-7
- Чалмерс, Дэвид (2011), «Вычислительный фонд для изучения познания» , Журнал когнитивных наук , Сеул, Республика Корея: 323–357, заархивировано из оригинала 23 декабря 2015 г.
- Клиреманс, Аксель (2001), Неявное обучение и сознание (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2012 г. , получено 30 ноября 2004 г.
- Коттерилл, Родни (2003), «Киберребенок: испытательный стенд для моделирования исследований сознания», в Голландии, Оуэн (редактор), Machine Consciousness , vol. 10, Эксетер, Великобритания: Выходные данные Academic, стр. 31–45.
- Доан, Трунг (2009), Архитектура Пентти Хайконена для сознательных машин , заархивировано из оригинала 15 декабря 2009 г.
- Эрикссон-Зенит, Стивен (2010), Объяснение опыта в природе , Саннивейл, Калифорния: Институт перспективной науки и техники, заархивировано из оригинала 1 апреля 2019 г. , получено 4 октября 2019 г.
- Франклин, Стэн (1995), Искусственный разум , Бостон, Массачусетс: MIT Press, ISBN 978-0-262-06178-0
- Франклин, Стэн (2003), «IDA: Сознательный артефакт», в Голландии, Оуэн (редактор), Machine Consciousness , Эксетер, Великобритания: Imprint Academic
- Фриман, Уолтер (1999), Как мозги принимают решения , Лондон, Великобритания: Феникс, ISBN 978-0-231-12008-1
- Гамес, Дэвид (2008), «Прогресс в машинном сознании», Consciousness and Cognition , 17 (3): 887–910, doi : 10.1016/j.concog.2007.04.005 , PMID 17572107 , S2CID 3569852
- Грациано, Майкл (2013), Сознание и социальный мозг , Oxford University Press, ISBN 978-0199928644
- Хайконен, Пентти (2003), Когнитивный подход к сознательным машинам , Эксетер, Великобритания: Imprint Academic, ISBN 978-0-907845-42-3
- Хайконен, Пентти (2012), Сознание и разум роботов , Сингапур: World Scientific, ISBN 978-981-4407-15-1
- Хайконен, Пентти (2019), Сознание и разум роботов: 2-е издание , Сингапур: World Scientific, ISBN 978-981-120-504-0
- Кох, Кристоф (2004), В поисках сознания: нейробиологический подход , Пасадена, Калифорния: Издательство Roberts & Company, ISBN 978-0-9747077-0-9
- Льюис, Дэвид (1972), «Психофизические и теоретические идентификации», Австралазийский журнал философии , 50 (3): 249–258, doi : 10.1080/00048407212341301
- Патнэм, Хилари (1967), Природа психических состояний у Капитана и Меррилла (ред.) Искусство, разум и религия , University of Pittsburgh Press
- Реджиа, Джеймс (2013), «Рост машинного сознания: изучение сознания с помощью вычислительных моделей», Neural Networks , 44 : 112–131, doi : 10.1016/j.neunet.2013.03.011 , PMID 23597599
- Рашби, Джон; Санчес, Дэниел (2017), Отчет о семинарах по технологиям и сознанию (PDF) , Менло-Парк, Калифорния: SRI International
- Санс, Рикардо; Лопес, я; Родригес, М; Эрнандес, К. (2007), «Принципы сознания в интегрированном когнитивном контроле» (PDF) , Neural Networks , 20 (9): 938–946, doi : 10.1016/j.neunet.2007.09.012 , PMID 17936581
- Сирл, Джон (2004), Разум: краткое введение , Oxford University Press.
- Шанахан, Мюррей (2006), «Когнитивная архитектура, сочетающая внутреннее моделирование с глобальным рабочим пространством», Consciousness and Cognition , 15 (2): 443–449, doi : 10.1016/j.concog.2005.11.005 , PMID 16384715 , S2CID 5437155
- Сан, Рон (декабрь 1999 г.), «Учет вычислительной основы сознания: коннекционистский подход», Consciousness and Cognition , 8 (4): 529–565, CiteSeerX 10.1.1.42.2681 , doi : 10.1006/ccog.1999.0405 , ПМИД 10600249 , S2CID 15784914
- Сан, Рон (2001), «Вычисление, редукция и телеология сознания», Cognitive Systems Research , 1 (4): 241–249, CiteSeerX 10.1.1.20.8764 , doi : 10.1016/S1389-0417(00)00013- 9 , S2CID 36892947
- Сан, Рон (2002). Двойственность разума: подход к познанию снизу вверх . Психология Пресс. ISBN 978-1-135-64695-0 .
- Такено, Дзюнъити; Инаба, К; Сузуки, Т. (27–30 июня 2005 г.). «Эксперименты и исследование познания зеркального изображения с помощью небольшого робота». 2005 Международный симпозиум по вычислительному интеллекту в робототехнике и автоматизации . Эспоо, Финляндия: CIRA 2005. стр. 493–498. дои : 10.1109/CIRA.2005.1554325 . ISBN 978-0-7803-9355-4 . S2CID 15400848 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александр, Игорь (2017). «Машинное сознание». В Шнайдере, Сьюзен ; Велманс, Макс (ред.). Блэквеллский спутник сознания (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. стр. 93–105. дои : 10.1002/9781119132363.ch7 . ISBN 978-0-470-67406-2 .
- Баарс, Бернард; Франклин, Стэн (2003). «Как взаимодействуют сознательный опыт и рабочая память» (PDF) . Тенденции в когнитивных науках . 7 (4): 166–172. дои : 10.1016/s1364-6613(03)00056-1 . ПМИД 12691765 . S2CID 14185056 .
- Касти, Джон Л. «Кембриджский квинтет: произведение научных предположений», Perseus Books Group, 1998 г.
- Франклин С., Би Джей Баарс, У Рамамурти и Мэтью Вентура. 2005. Роль сознания в памяти . Мозг, разум и средства массовой информации 1: 1–38, pdf.
- Хайконен, Пентти (2004), «Сознательные машины и машинные эмоции» , представлено на семинаре по моделям машинного сознания, Антверпен, Бельгия, июнь 2004 г.
- Маккарти, Джон (1971–1987), Общность искусственного интеллекта . Стэнфордский университет, 1971–1987 гг.
- Пенроуз, Роджер, «Новый разум императора» , 1989.
- Штернберг, Элиезер Дж. (2007) Вы машина?: Мозг, разум и что значит быть человеком. Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея.
- Сузуки Т., Инаба К., Такено, Дзюнъити (2005), Сознательный робот, который различает себя и других и реализует имитирующее поведение ( Лучшая статья IEA/AIE2005 ), Инновации в области прикладного искусственного интеллекта, 18-я Международная конференция по промышленности и инженерии Приложения искусственного интеллекта и экспертных систем, стр. 101–110, IEA/AIE 2005, Бари, Италия, 22–24 июня 2005 г.
- Такено, Дзюнъити (2006), Робот с самосознанием - Ответ на реакцию на новости Discovery , HRI Press, август 2006 г.
- Загал, Дж. К., Липсон, Х. (2009) « Саморефлексия в эволюционной робототехнике », Труды конференции по генетическим и эволюционным вычислениям, стр. 2179–2188, GECCO 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображение артефактного сознания профессора Игоря Александра
- FOCS 2009: Мануэль Блюм – Может ли (теоретическая компьютерная) наука вступить в борьбу с сознанием?
- www.Conscious-Robots.com , Портал машинного сознания и сознательных роботов.