Иконография

Иконография как раздел истории искусств изучает выявление, описание и интерпретацию содержания изображений: изображенных предметов, конкретных композиций и используемых для этого деталей, а также других элементов, отличных от художественного стиля . Слово иконография происходит от греческого εἰκών («изображение») и γράφειν («писать» или рисовать ).
Вторичное значение (основанное на нестандартном переводе греческих и русских эквивалентных терминов) – это изготовление или изучение религиозных изображений, называемых « иконами », в византийской и православной христианской традиции. Такое использование чаще всего встречается в произведениях, переведенных с таких языков, как греческий или русский, причем правильный термин - «иконопись».
В истории искусства «иконография» может также означать конкретное изображение предмета с точки зрения содержания изображения, например количества используемых фигур, их размещения и жестов. Этот термин также используется во многих академических областях, помимо истории искусства, например, в семиотике , медиаисследованиях и археологии. [ 1 ] и в общем использовании для содержания изображений, типичного изображения в изображениях предмета и связанных с ним смыслов.
Иногда проводятся различия между иконологией и иконографией . [ 2 ] [ 3 ] хотя определения и, следовательно, проводимые различия различаются. Говоря о фильмах, жанры сразу узнаются по их иконографии, мотивам, которые благодаря повторению ассоциируются с конкретным жанром. [ 4 ]
Стипендия
[ редактировать ]Фонды
[ редактировать ]К числу ранних западных писателей, которые уделяли особое внимание содержанию изображений, относится Джорджио Вазари , чей Раджонаменти интерпретировал картины в Палаццо Веккьо во Флоренции . Рагионаменти убедительно демонстрирует, что такие произведения было трудно понять даже хорошо информированным современникам. хотя она и информировала поэтов, художников и скульпторов на протяжении более двух столетий после ее публикации в 1593 году. Чезаре Рипа « Менее известной была книга-эмблема Иконология» , [ 5 ] Джан Пьетро Беллори , биограф художников своего времени, живший в XVII веке, описывает и анализирует, не всегда правильно, многие произведения. Исследование Лессинга (1796 г.) классической фигуры Амора с перевернутым факелом было ранней попыткой использовать исследование типа изображения для объяснения культуры, в которой оно возникло, а не наоборот. [ 6 ]

Иконография как академическая дисциплина истории искусства развивалась в девятнадцатом веке в работах таких ученых, как Адольф Наполеон Дидрон (1806–1867), Антон Генрих Шпрингер (1825–1891) и Эмиль Мале (1862–1954). [ 8 ] все специалисты по христианскому религиозному искусству, которое было основным направлением исследований в этот период, в котором особенно видны были французские ученые. [ 6 ] Они обратились к более ранним попыткам энциклопедически классифицировать и организовать предметы, таким как «Recueil d'antiquités égyptiennes, etrusques, grècques, romaines et gauloises» Чезаре Рипы и Филиппа де Кайлюса, Анны Клода как руководства к пониманию произведений искусства, как религиозного, так и светского, в более научный подход, чем популярный эстетический подход того времени. [ 8 ] Эти ранние вклады проложили путь к энциклопедиям , руководствам и другим публикациям, полезным для определения содержания искусства. Книга Маля «L'Art religieux du XIIIe siècle en France» (первоначально 1899 г., с исправленными изданиями), переведенная на английский язык как «Готический образ, религиозное искусство во Франции тринадцатого века», постоянно издается.
Двадцатый век
[ редактировать ]начала двадцатого века В Германии ( Аби Варбург 1866–1929) и его последователи Фриц Саксль (1890–1948) и Эрвин Панофски (1892–1968) разработали практику идентификации и классификации мотивов в изображениях для использования иконографии как средства понимание смысла. [ 8 ] Панофски систематизировал влиятельный подход к иконографии в своих «Исследованиях по иконологии» 1939 года , где он определил ее как «отрасль истории искусства, которая занимается предметом или значением произведений искусства, а не формой». [ 8 ] хотя различие, которое он и другие ученые проводили между конкретными определениями «иконографии» (проще говоря, идентификации визуального содержания) и «иконологии» (анализа значения этого содержания), не получило общепринятого признания, хотя и до сих пор используется некоторыми авторами. [ 9 ]
В Соединенных Штатах , куда Панофски иммигрировал в 1931 году, такие студенты, как Фредерик Хартт и Мейер Шапиро, продолжали заниматься этой дисциплиной под его влиянием. [ 8 ] Во влиятельной статье 1942 года « Введение в «Иконографию средневековой архитектуры» » [ 10 ] Рихард Краутхаймер , специалист по раннесредневековым церквям и еще один немецкий эмигрант, распространил иконографический анализ на архитектурные формы .
Период с 1940 года можно рассматривать как период, когда иконография занимала особенное место в истории искусства. [ 11 ] Хотя большая часть иконографических исследований остается очень плотной и специализированной, некоторые анализы начали привлекать гораздо более широкую аудиторию, например, теория Панофского (теперь вообще не пользующаяся популярностью у специалистов по этой картине) о том, что надпись на задней стене « Портрета Арнольфини» работы Ян ван Эйк превратил картину в запись брачного контракта. Книга Гольбейна « » Послы стала предметом книг для широкого рынка с новыми теориями относительно ее иконографии. [ 12 ] а бестселлеры включают Дэна Брауна теории, от которых отказывается большинство историков искусства, об иконографии произведений Леонардо да Винчи .
Метод иконологии , получивший развитие после публикаций Эрвина Панофски, с середины 1950-х годов критически обсуждается, отчасти также резко ( Отто Пахт , Светлана Альперс ). Однако среди критиков никто не нашел модели интерпретации, которая могла бы полностью заменить модель Панофского. [ 13 ]
Что касается интерпретации христианского искусства , которую Панофский исследовал на протяжении всей своей жизни, то иконографический интерес к текстам как к возможным источникам остается важным, поскольку значение христианских образов и архитектуры тесно связано с содержанием библейских , литургических и богословских текстов, которые были обычно считается авторитетным большинством покровителей, художников и зрителей. [ 14 ]
Технологические достижения позволили собрать огромные коллекции фотографий с иконографическим расположением или индексом, в том числе фотографии Института Варбурга и Индекса средневекового искусства. [ 15 ] (ранее «Индекс христианского искусства») в Принстоне (который с первых дней своего существования в Америке специализируется на иконографии). [ 16 ] Сейчас они переводятся в цифровую форму и становятся доступными в Интернете, обычно на ограниченной основе.
С появлением компьютеров в Нидерландах была разработана система Iconclass , очень сложная система классификации содержания изображений с более чем 40 000 типами классификации и 84 000 (14 000 уникальных) ключевых слов в качестве стандартной классификации для записи коллекций. с идеей создания огромных баз данных, которые позволят находить изображения, содержащие определенные детали, предметы или другие общие факторы. Например, код Iconclass «71H7131» относится к теме « Вирсавия (одна) с письмом Давида», тогда как «71» — это весь « Ветхий Завет », а «71H» — «история Давида ». Ряд коллекций различных типов был классифицирован с использованием Iconclass, особенно многие типы старых мастер-принтов , коллекции Gemäldegalerie, Берлина и немецкого индекса Марбургера . Они доступны, как правило, в Интернете или на DVD . [ 17 ] [ 18 ] Систему можно использовать и за пределами чисто истории искусства, например, на таких сайтах, как Flickr . [ 19 ]
Краткий обзор иконографии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2014 г. ) |

Религиозные изображения в той или иной степени используются всеми основными религиями, включая как индийскую , так и авраамическую конфессии, и часто содержат очень сложную иконографию, отражающую многовековую накопленную традицию. Светская западная иконография позже опиралась на эти темы.
Индийская религиозная иконография
[ редактировать ]Центральное место в иконографии и агиографии индийских религий занимают мудры или жесты, имеющие определенное значение. Другие особенности включают ореолу и нимб , также встречающиеся в христианском и исламском искусстве, а также божественные качества и атрибуты, представленные асанами и ритуальными инструментами, такими как дхармачакра , ваджра , чхатра , саувастика , пхурба и данда . Другими особенностями являются символическое использование цвета для обозначения классических элементов или Махабхуты , а также букв и слогов биджа из священных алфавитов. Под влиянием тантры искусство приобрело эзотерические смыслы, доступные лишь посвященным; это особенно сильная черта тибетского искусства . Искусство индийских религий, особенно. Индусы в своих многочисленных секторальных подразделениях руководствуются священными текстами, называемыми Агама , которые описывают соотношение и пропорции иконы, называемой таалмаана , а также настроение центральной фигуры в контексте. Например, Нарасимха, воплощение Вишну , хотя и считается гневным божеством, но в некоторых контекстах изображается в умиротворенном настроении.
Хотя культовые изображения или концентрация на одной фигуре являются доминирующим типом буддийских изображений, большие каменные рельефы или фрески, повествовательные циклы жизни Будды или рассказы о его предыдущих жизнях, можно найти в таких крупных местах, как Сарнатх , Аджанта. и Боробудор , особенно в более ранние периоды. И наоборот, в индуистском искусстве в последние столетия повествовательные сцены стали гораздо более распространены, особенно в миниатюрных картинах из жизни Кришны и Рамы .
Христианская иконография
[ редактировать ]Христианское искусство представляет собой христианскую иконографию, получившую широкое развитие в эпоху средневековья и эпохи Возрождения , и является важным аспектом христианских средств массовой информации . [ 20 ] [ 21 ] Аниконизм был отвергнут христианским богословием с самого начала, а развитие раннехристианского искусства и архитектуры произошло в течение первых семи веков после Иисуса . [ 22 ] [ 23 ] На небольших изображениях в катакомбах Рима изображены фигуры Оранов , портреты Христа и некоторых святых, а также ограниченное количество «сокращенных изображений» библейских эпизодов, подчеркивающих избавление. Из константиновского периода монументальное искусство заимствовало мотивы из образов римской империи, классической греческой и римской религии и народного искусства - мотив Христа в величии чем-то обязан как императорским портретам, так и изображениям Зевса . В позднеантичный период иконография стала стандартизироваться и более тесно соотноситься с библейскими текстами, хотя многие пробелы в канонических евангельских повествованиях были заполнены материалами из апокрифических евангелий . В конце концов, Церкви удастся отсеять большую часть из них, но некоторые останутся, как вол и осел в Рождестве Христовом .

После периода византийского иконоборчества иконографическое нововведение считалось в Восточной Церкви нездоровым, если не еретическим, хотя оно все еще продолжалось ледниковыми темпами. В большей степени, чем на Западе, традиционные изображения часто считались подлинными или чудесными , и задача художника заключалась в том, чтобы скопировать их с как можно меньшими отклонениями. Восточная церковь также никогда не допускала использования монументальных горельефов или отдельно стоящих скульптур, которые, по ее мнению, слишком напоминали язычество. Большинство современных восточно-православных икон очень близки к своим предшественникам, созданным тысячу лет назад, хотя развитие и некоторые сдвиги в смыслах произошли – например, старик в руне, разговаривающий со Святым Иосифом, которого обычно можно увидеть в православных рождественских праздниках, похоже, начинал как один из пастырей или пророк Исаия , но теперь обычно понимается как «Искуситель» ( Сатана ). [ 24 ]
И на Востоке, и на Западе были разработаны многочисленные иконические типы Христа , Марии , святых и других сюжетов; число названных типов икон Марии с младенцем Христом или без него было особенно велико на Востоке, тогда как Христос Пантократор был наиболее распространенным изображением Христа. К особенно важным изображениям Марии относятся типы Одигитрии и Панагии . Традиционные модели развивались для повествовательных картин, включая большие циклы, охватывающие события Жизни Христа , Жития Богородицы , части Ветхого Завета и, всё чаще, жития популярных святых . Особенно на Западе была разработана система атрибутов для идентификации отдельных фигур святых по стандартному внешнему виду и символическим предметам, которые они держали; на Востоке их чаще идентифицировали по текстовым меткам.
Начиная с романского периода, скульптура на церквях становилась все более важной в западном искусстве и, вероятно, отчасти из-за отсутствия византийских моделей, стала местом многих иконографических инноваций, наряду с иллюминированной рукописью , которая уже приняла решительно иное направление по сравнению с византийскими эквивалентами. , под влиянием островного искусства и других факторов. Развитие богословия и религиозной практики привело к появлению таких нововведений, как темы Коронации Богородицы и Успения Богородицы , оба связанные с францисканцами , как и многие другие события. Большинство художников довольствовались копированием и небольшими изменениями работ других, и ясно, что духовенство, которому или для чьих церквей было заказано большинство произведений искусства, часто очень подробно описывало то, что они хотели показать.
Теория типологии , согласно которой значение большинства событий Ветхого Завета понималось как «прообраз» или предизображение события в жизни или аспекте Христа или Марии, часто отражалась в искусстве, а также в Позднее средневековье стало доминировать в выборе сцен Ветхого Завета в западном христианском искусстве.

В то время как в романский и готический периоды подавляющее большинство религиозного искусства предназначалось для максимально четкой передачи зачастую сложных религиозных посланий, с появлением ранней нидерландской живописи иконография стала очень сложной и во многих случаях кажется намеренно загадочной, даже для образованный современник. Тонкие смысловые слои, обнаруженные современными иконографическими исследованиями в произведениях Роберта Кампена, таких как « Алтарь Мерод» , и Яна ван Эйка, таких как « Мадонна канцлера Ролена» и « Вашингтонское Благовещение», заключаются в мелких деталях того, что при первом просмотре представляет собой очень традиционные изображения. . Когда значительно позже итальянская живопись развила вкус к загадке, это чаще всего проявлялось в светских композициях под влиянием неоплатонизма эпохи Возрождения .
С XV века религиозная живопись постепенно освободилась от привычки следовать более ранним композиционным моделям, и к XVI веку амбициозные художники должны были найти новые композиции для каждого сюжета, а прямые заимствования у более ранних художников чаще всего касаются поз отдельных фигур. чем целые композиции. Реформация религиозной вскоре ограничила большую часть протестантской живописи библейскими сценами, задуманными по образцу исторической живописи , а через несколько десятилетий Католический собор Трента в некоторой степени ограничил свободу католических художников.

Светская западная иконография
[ редактировать ]Светская живопись стала гораздо более распространенной на Западе в эпоху Возрождения и развила свои собственные традиции и условности иконографии в исторической живописи , которая включает в себя мифологию , портреты , жанровые сцены и даже пейзажи , не говоря уже о современных средствах массовой информации и жанрах, таких как фотография , кино , политические карикатуры , комиксы .
Мифологическая живопись эпохи Возрождения теоретически возрождала иконографию классической античности , но на практике такие темы, как Леда и Лебедь, развивались в основном по оригинальным линиям и для разных целей. Личные иконографии, где произведения имеют важное значение, индивидуальное для художника и, возможно, доступное только ему, восходят, по крайней мере, к Иерониму Босху , но становятся все более значимыми у таких художников, как Гойя , Уильям Блейк , Гоген , Пикассо , Фрида. Кало и Йозеф Бойс .
По дисциплинам, кроме истории искусств
[ редактировать ]Иконография, часто отражающая аспекты популярной культуры , является предметом внимания других академических дисциплин, включая семиотику , антропологию , социологию , медиа-исследования , коммуникативные исследования и культурологические исследования . Этот анализ, в свою очередь, повлиял на традиционную историю искусства, особенно на такие понятия, как знаки в семиотике . Обсуждение образов как иконографии таким образом подразумевает критическое «чтение» образов, которое часто пытается исследовать социальные и культурные ценности. Иконография также используется в киноведении для описания визуального языка кино, особенно в области жанровой критики . [ 25 ] В эпоху Интернета новая глобальная история визуального производства Человечества (Histiconologia [ 26 ] ) включает в себя историю искусства и историю всех видов изображений и средств массовой информации.
Современные исследования иконографии часто опираются на теории визуального оформления для решения таких разнообразных проблем, как иконография изменения климата, созданная различными заинтересованными сторонами, [ 27 ] иконография, которую международные организации создают о стихийных бедствиях, [ 28 ] иконография эпидемий, распространяемая в прессе, [ 29 ] и иконография страданий, найденная в социальных сетях. [ 30 ]
В ходе иконографического исследования в области коммуникативистики были проанализированы стоковые фотографии, используемые в репортажах прессы для изображения социальной проблемы сексуального насилия над детьми. [ 31 ] На основе выборки из N = 1437 статей онлайн-прессы о сексуальном насилии над детьми (CSA), включающих 419 стоковых фотографий, была выявлена иконография CSA (т.е. набор типичных изображений по определенной теме), которые относятся к криминальным репортажам: Иконография CSA визуализирует 1. контекст преступления, 2. ход преступления и причастные к нему люди, 3. последствия преступления для причастных к нему людей (например, мотив изображения: преступник в наручниках).
Статьи с иконографическим анализом отдельных произведений
[ редактировать ]- Кастельсеприо Фрески
- Бичевание Пьеро делла Франческа
- Уилтона Диптих
- Алтарь Мерод работы Робера Кампена
- Мадонна канцлера Ролена , Портрет Арнольфини , Благовещение , все работы Ян ван Эйк
- Мадонна с Младенцем на троне, Рогир ван дер Вейден
- Магдалиновское чтение автора Рогир ван дер Вейден
- Святой Иероним в своем кабинете — Антонелло да Мессина
- Две венецианские дамы и святой Августин в своем кабинете — Витторе Карпаччо
- Меланхолия I автора Альбрехт Дюрер
- Цикл Марии Рубенса Медичи
- Иван Руткович
Примеры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эйланд, Мюррей (30 апреля 2023 г.). Изображение римских систем верований: иконография монет в республике и Империи . British Archaeological Reports (Oxford) Ltd. doi : 10.30861/9781407360713 . ISBN 978-1-4073-6071-3 .
- ^ Оксфордские библиографии: Пол Тейлор, «Иконология и иконография».
- ^ Эрвин Панофски, Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения . Оксфорд, 1939 год.
- ^ Джаннетти, Луи (2008). Понимание фильмов . Торонто: Персон Прентис Холл. п. 52.
- ^ Полное название Рипы, которое использовалось редко, было Iconologia overo Descrittione Dell'imagini Universali cavate dall'Anticità et da altri luoghi ; Чезаре Рипы Английские переводы и адаптации «Иконологии» : с 17 по 19 века Ганса-Иоахима Циммермана
- ^ Jump up to: а б Белосток:535
- ^ Старая Пинакотека, Мюнхен; (Сводный каталог – разные авторы), стр. 348–51, 1986 г., издание Lipp, ISBN 3-87490-701-5
- ^ Jump up to: а б с д и В. Юджин Кляйнбауэр и Томас П. Славенс, Исследовательское руководство по истории западного искусства , Источники информации по гуманитарным наукам, вып. 2. Чикаго: Американская библиотечная ассоциация (1982): 60–72.
- ^ Например, Анн Д'Аллева в ее «Методах и теориях истории искусств» , стр. 20–28, 2005 г., издательство Laurence King Publishing, ISBN 1-85669-417-8
- ^ Ричард Краутхаймер, Введение в «Иконографию средневековой архитектуры», Журнал Институтов Варбурга и Курто, Том. 5. (1942), стр. 1–33. Текст в Интернете. Архивировано 8 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Белосток: 537
- ^ Совсем недавно: Норт, Джон (сентябрь 2004 г.). Тайна посла: Гольбейн и мир Возрождения. Книги Ориона
- ^ Дитер Вуттке (2017), «Эрвин Панофски (1892-1968)», в: The Routledge Companion to Medieval Iconography, изд. Колум Хурихан, Лондон и Нью-Йорк, стр. 105–122, здесь стр. 119).
- ^ Ральф ван Бюрен и Мацей Ян Ясинский (2024), Невидимое божество в истории искусства. Является ли Эрвин Панофски (1892–1968) все еще актуальным для расшифровки христианской иконографии? , в Церкви, Коммуникация и Культура 9, стр. 1–36, здесь стр. 1–4, 9, 23, 28.
- ^ «Указатель средневекового искусства» . Веб-сайт
- ^ Белосток: 538-39
- ^ «Сайт Iconclass» . Iconclass.nl . Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ Иллюминированные рукописи из Голландской королевской библиотеки, доступные для просмотра по классификации ICONCLASS. Архивировано 20 февраля 2008 г. в Wayback Machine и Ross Publishing - примеры баз данных, выставленных на продажу.
- ^ веб-сайт Iconclass для Flickr
- ^ Фриман, Эван. «Жизнь Христа в искусстве Средневековья и Возрождения – Смартистория» . Smarthistory – история искусства . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Тейлор, Джастин (18 июля 2013 г.). «Все известные аудиозаписи выступлений К.С. Льюиса» . Евангельская коалиция . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Китцингер, Эрнст , «Культ изображений в эпоху до иконоборчества», Dumbarton Oaks Papers , Vol. 8, (1954), стр. 83–150, Думбартон-Оукс, Попечители Гарвардского университета, JSTOR
- ^ «Ранняя церковь аниконического спектра» . Вестминстерский богословский журнал . 83 (1): 35–47. ISSN 0043-4388 . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Шиллер:66
- ^ Кук и Бернинк (1999, 138-140).
- ^ Первый Всемирный словарь изображений: Лоран Жерверо (редактор), «Всемирный словарь изображений», Париж, Nouveau monde, 2006, 1120p, ISBN 978-2-84736-185-8 . (275 специалистов со всех континентов, всех специальностей, всех периодов от доисторических времен до наших дней); Лоран Жерверо, «Образы мировой истории», Париж, «Новый мир», 2008, 272 стр., ISBN 978-2-84736-362-3
- ^ Возняк, Антал (2020). «Визуальное представление заинтересованных сторон об изменении климата». В Холмсе, Дэвид К.; Ричардсон, Люси М. (ред.). Справочник по исследованиям по информированию об изменении климата . Челтнем, Глостершир: Издательство Эдварда Элгара . стр. 131–143. ISBN 978-1-78990-040-8 . OCLC 1226584969 .
- ^ Ревет, Сандрин (2020). «Иконография катастроф: жертвы, спасатели и опасности». Страна катастроф . Чам: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 53–80. дои : 10.1007/978-3-030-41582-2_3 . ISBN 978-3-030-41581-5 . OCLC 1153066230 . S2CID 219010604 .
- ^ Кинг, Николас Б. (2015). «Посредничество в панике: иконография новых инфекционных угроз, 1936–2009». В Пекхэме, Роберт (ред.). Империи паники: эпидемии и колониальные тревоги . Гонконг: Издательство Гонконгского университета . стр. 181–203. ISBN 978-988-8208-44-9 . OCLC 904372902 .
- ^ Йоханссон, Анна; Стернудд, Ханс Т. (2015). «Иконография страданий в социальных сетях: изображения сидящих девушек». В Андерсоне, Р. (ред.). Мировые страдания и качество жизни . Серия исследований социальных показателей. Том. 56. Дордрехт: Спрингер . стр. 341–355. дои : 10.1007/978-94-017-9670-5_26 . ISBN 978-94-017-9670-5 . OCLC 902846595 .
- ^ Деринг, Никола; Уолтер, Роберто (2021). «Иконографии сексуального насилия над детьми: символические изображения в статьях прессы и профилактических материалах» . Исследования в области коммуникации и средств массовой информации . 10 (3): 362–405. дои : 10.5771/2192-4007-2021-3-362 . ISSN 2192-4007 . S2CID 242216019 .
Источники
[ редактировать ]- Алунно, Марко. Иконография и Gesamtkunstwerk в двух кинематографических декорациях Парсифаля в ESM Mediamusic. № 2 (2013)
- Бялостоцкий, Ян, Иконография , Словарь истории идей , Интернет-версия, Библиотека Университета Вирджинии, Gale Group, 2003 г.
- Бюрен, Ральф ван и Мацей Ян Ясинский, Невидимое божество в истории искусства. Является ли Эрвин Панофски (1892–1968) все еще актуальным для расшифровки христианской иконографии? , в «Церковь, коммуникация и культура», 9 (2024), стр. 1–36. DOI: 10.1080/23753234.2024.2322546
- Кук, Пэм и Мик Бернинк, ред. 1999. Книга о кино . 2-е изд. Лондон: Издательство BFI. ISBN 0-85170-726-2 .
- Шиллер, Гертруда . Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-270-2
- Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae ( LIMC ), Артемида Верлаг, 1981-2009 [иконография древней мифологии]
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Иконографическая база данных Института Варбурга
- Иконография божеств и демонов на Древнем Ближнем Востоке (проект Швейцарского национального научного фонда при университетах Цюриха и Фрибура)
- Веб-сайт европейских Священных гор, Голгоф и религиозных комплексов
- Священные иконы в Новое время о культе Великой Матери
- LIMC-Франция — иконография древней мифологии.
- Христианская иконография
- Чем занимаются иконографы - тематическое исследование. Архивировано 27 августа 2005 г. в Wayback Machine.
- «Семиотика и иконография» из Справочника визуального анализа.