Гностицизм в наше время
![]() |
Гностицизм в наше время (или неогностицизм ) включает в себя множество современных религиозных движений, происходящих из гностических идей и систем древнеримского общества . Гностицизм — древнее название множества религиозных идей и систем, зародившихся в иудейско-христианской среде в первом и втором веках нашей эры.
Мандеи — древняя гностическая этнорелигиозная группа , которая сохранилась и встречается сегодня в Иране, Ираке и общинах диаспоры в Северной Америке, Западной Европе и Австралии.
В конце 19 века были опубликованы популярные симпатические исследования, в которых использовались недавно вновь открытые исходные материалы. В этот период во Франции также произошло возрождение гностического религиозного движения. Появление библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году значительно увеличило количество доступных исходных материалов. Его перевод на английский и другие современные языки в 1977 году привел к широкому распространению и, как следствие, оказал заметное влияние на некоторых современных деятелей и на современную западную культуру в целом. В этой статье делается попытка обобщить тех современных деятелей и движений, на которые повлиял гностицизм как до, так и после открытия Наг-Хаммади.
Ряд церковных организаций, которые идентифицируют себя как гностические, также были созданы или повторно основаны после Второй мировой войны, в том числе Ecclesia Gnostica , Иоаннитская церковь , Ecclesia Gnostica Catholica , Ecclesia Gnostica Mysterioum , Томасинская церковь (не путать с Христиане Св. Фомы в Индии), Александрийская гностическая церковь, Ecclesia Gnostica Apostolica , Гностико-католический союз , Ecclesia Valentinaris Antiqua и Северо-Американский колледж гностических епископов. [ 1 ]
Конец 19 века
[ редактировать ]Исходные материалы были обнаружены в 18 веке. В 1769 году Кодекс Брюса был привезен в Англию из Верхнего Египта шотландским путешественником Джеймсом Брюсом и впоследствии передан на попечение Бодлианской библиотеки в Оксфорде. Где-то до 1785 года Кодекс Аскью (он же Пистис София ) был куплен Британским музеем у наследников доктора Аскью. Текст Пистис Софии и латинский перевод Аскью Кодекса М.Г. Шварце были опубликованы в 1851 году. Коптский Берлинский кодекс (он же Кодекс Ахмима) был обнаружен в 1896 году, но не был «открыт заново» до 20 века.
Чарльз Уильям Кинг
[ редактировать ]Чарльз Уильям Кинг — британский писатель и коллекционер древних драгоценных камней с магическими надписями. Его коллекция была продана из-за его слабого зрения и была подарена в 1881 году Метрополитен -музею в Нью-Йорке . Кинг был признан одним из величайших знатоков драгоценных камней того времени. [ 2 ]
В книге «Гностики и их остатки» (1864, 1887, 2-е изд.) Кинг намеревается показать, что истоки гностицизма не являются западной ересью, а находятся на Востоке, особенно в буддизме . Эта теория была поддержана Блаватской, которая утверждала, что она правдоподобна , но отвергнута GRS Mead . По мнению Мида, в работе Кинга «не хватает тщательности специалиста». [ 3 ]
Мадам Блаватская
[ редактировать ]Елена Петровна Блаватская , соосновательница Теософского общества , много писала о гностических идеях. Сборник ее сочинений о гностицизме занимает более 270 страниц. [ 4 ] Первое издание книги Кинга «Гностики и их останки» неоднократно цитировалось в качестве источника и цитировалось в «Разоблаченной Изиде» .
ГРС Медовуха
[ редактировать ]Г. Р. С. Мид стал членом Теософского общества Блаватской в 1884 году. Он оставил педагогическую профессию в 1889 году, чтобы стать личным секретарем Блаватской, которым он был до ее смерти в 1891 году. Интерес Мида к гностицизму, вероятно, был пробужден Блаватской, которая подробно обсуждала его в «Изиде». Раскрыто . [ 5 ]
серийную статью о Пистис Софии «Люцифер» В 1890–1891 годах Мид опубликовал в журнале , ставшую первым английским переводом этой работы. В статье 1891 года Мид выступает за восстановление литературы и мысли Запада в то время, когда теософия была в основном ориентирована на Восток, говоря, что это восстановление западных античных традиций является работой по интерпретации и «переосмыслению запоздалых идей». справедливость по отношению к язычникам и еретикам, поруганным и отвергнутым пионерам прогресса...» [ 6 ] Именно в этом направлении должна была развиваться его собственная работа.
Первое издание его перевода «Пистис Софии» появилось в 1896 году. С 1896 по 1898 год Мид опубликовал в том же периодическом издании еще одну серийную статью «Среди гностиков первых двух веков», которая положила начало его монументальному сборнику « Фрагменты веры». Забыт в 1900 году. Мид периодически публиковал переводы Corpus Hermeticum с 1900 по 1905. В следующем году он опубликовал «Трижды Величайший Гермес» , массивный, всеобъемлющий трехтомный трактат. Его серия «Отголоски гнозиса» была опубликована в 12 буклетах в 1908 году. К тому времени, когда он покинул Теософское общество в 1909 году, он опубликовал множество влиятельных переводов, комментариев и исследований древних гностических текстов. «Мид сделал гностицизм доступным для интеллигентной публики за пределами академических кругов». [ 7 ] Работы Мида имели и продолжают иметь широкое влияние. [ 8 ]
Возрождение гностической церкви во Франции
[ редактировать ]После серии видений и архивных находок документов, связанных с катарами , библиотекарь по имени Жюль-Бенуа Станислас Дуанель дю Валь-Мишель (он же Жюль Дуанель ) основал Гностическую церковь (по-французски: Гностическая церковь ). Основанная на дошедших до нас катарских документах с Евангелием от Иоанна и сильным влиянием симонианской и валентинианской космологии, церковь была официально основана осенью 1890 года в Париже. Дуанель объявил это «возвращённой эрой Гнозиса». Литургические службы основывались на катарских ритуалах. Духовенство было как мужским, так и женским, имело епископов-мужчин и «софий»-женщин. [ 9 ] [ 10 ]
Дуанель подал в отставку и обратился в католицизм в 1895 году, став одним из многих, кто был обманут Лео Таксиля антимасонской мистификацией . Таксиль раскрыл мистификацию в 1897 году. Дуанель был вновь принят в гностическую церковь в качестве епископа в 1900 году.
Начало-середина 20 века
[ редактировать ]Карл Юнг
[ редактировать ]Карл Густав Юнг проявлял особый интерес к гностицизму, по крайней мере, с 1912 года, когда он с энтузиазмом писал об этой теме в письме Фрейду. После того, что он назвал своей «встречей с бессознательным», Юнг искал внешние доказательства такого рода опыта. Он нашел такие доказательства в гностицизме, а также в алхимии , которую он видел как продолжение гностической мысли и о которой было доступно больше исходных материалов. [ 11 ] В своем исследовании гностиков Юнг широко использовал работы Г. Р. С. Мида. Юнг посетил Мида в Лондоне, чтобы поблагодарить его за « Пистис Софию» , они переписывались, и Мид посетил Юнга в Цюрихе. [ 12 ]
Юнг видел в гностиках не синкретические школы смешанных богословских доктрин, а как подлинных провидцев, и видел в их образах не мифы, а записи внутреннего опыта. [ 13 ] Он писал, что «объяснение гностических идей «с точки зрения самих себя», т. е. с точки зрения их исторических оснований, бесполезно, ибо таким образом они сводятся лишь к своим менее развитым предварительным стадиям, но не понимаются в их действительном значении». [ 14 ] Вместо этого он работал над пониманием и объяснением гностицизма с психологической точки зрения. Предоставляя что-то вроде древнего зеркала своей работы, Юнг видел «свою психологию не как современную версию гностицизма, а как современный аналог ». его [ 15 ]
Юнг сообщил о серии событий, произошедших зимой 1916–1917 годов, которые вдохновили его на написание Septem Sermones ad Mortuos (лат. «Семь проповедей мертвым»). [ 16 ] [ 17 ]
Кодекс Юнга
[ редактировать ]Благодаря усилиям Жиля Киспеля , Кодекс Юнга стал первым кодексом, обнаруженным в библиотеке Наг-Хаммади. Он был куплен Институтом Юнга и торжественно подарен Юнгу в 1953 году из-за его большого интереса к древним гностикам. [ 18 ] Первая публикация переводов текстов Наг-Хаммади произошла в 1955 году с «Кодексом Юнга» Х. Пуэха, Жиля Киспеля и В. Ван Унника.
Раскол Французской гностической церкви, реинтеграция и продолжение
[ редактировать ]Жан Брико был связан с Элиатской церковью Кармель Эжена Винтраса , остатками Фабре-Палапра Église Johnite des Chrétiens Primitifs (Иоаннитской церкви первобытных христиан) и Мартинистским орденом , прежде чем был посвящен в епископы Église Gnostique. в 1901 году. В 1907 году Брико основал церковь орган, который объединил все это, став патриархом под именем Тау Жан II. Стимулом к этому послужило использование Западного обряда . Кратко названная Église Catholique Gnostique (Гностическая католическая церковь), в 1908 году она была переименована в Église Gnostique Universelle (Всемирная гностическая церковь, EGU). Тесные связи между церковью и мартинизмом были официально оформлены в 1911 году. Брико получил посвящение в Виллатов линию . Апостольское преемство в 1919 году. [ 9 ] [ 10 ]
Первоначальный церковный орган, основанный Дуанелем, продолжал существовать под названием Église Gnostique de France (Гностическая церковь Франции), пока не был расформирован в пользу EGU в 1926 году. EGU существовал до 1960 года, когда он был распущен Робертом Амберленом (Тау Жан III). в пользу Апостольской Гностической церкви , которую он основал в 1958 году. [ 19 ] Он активен во Франции (включая Мартинику ), Кот-д’Ивуаре и Среднем Западе США .
Современная сексуальная магия, связанная с гностицизмом
[ редактировать ]Использование термина «гностик» группами сексуальной магии — современное явление. Хью Урбан заключает, что «несмотря на очень распространенное использование сексуальной символики в гностических текстах, существует мало свидетельств (кроме обвинений ранней церкви) того, что гностики действительно участвовали в каких-либо сексуальных ритуалах, и, конечно же, нет ничего похожего на современные сексуальные ритуалы. сексуальная магия». [ 20 ] Современная сексуальная магия началась с Паскаля Беверли Рэндольфа . [ 21 ] Связь с гностицизмом произошла через Французскую гностическую церковь, которая имела тесные связи с сильным эзотерическим течением во Франции, будучи частью той же самой взаимосвязанной среды эзотерических обществ и орденов, из которой возник самый влиятельный из орденов сексуальной магии, Ordo Templi. Ориентис (Орден Восточных Тамплиеров, OTO).
Теодор Ройсс основал OTO как зонтичную оккультную организацию, в основе которой лежит сексуальная магия. [ 22 ] После того, как Ройсс вступил в контакт с лидерами французской гностической церкви на конференции масонов и спиритуалистов в 1908 году, он основал Die Gnostische Katholische Kirche (Гностическая католическая церковь) под эгидой OTO. [ 9 ] Впоследствии Ройсс посвятил OTO распространению философии Телемы Кроули . Именно для этой церковной организации, называемой на латыни Ecclesia Gnostica Catholica (EGC), Алистер Кроули написал Ecclesiæ Gnosticæ Catholicæ Canon Missæ («Канон Мессы Гностической Католической Церкви»), [ 23 ] центральный ритуал О.Т.О., который сейчас обычно называют Гностической Мессой .
Гностическое общество
[ редактировать ]Гностическое общество было основано для изучения гностицизма в 1928 году и зарегистрировано в 1939 году теософами Джеймсом Морганом Прайсом и его братом Джоном Прайсом в Лос-Анджелесе. [ 24 ] [ 25 ] С 1963 года она находится под руководством Стефана Хёллера и действует в сотрудничестве с Ecclesia Gnostica . Первоначально созданный как архив для Usenet группы новостей в 1993 году, Архив Гнозиса стал первым веб-сайтом, предлагающим исторические и исходные материалы по гностицизму.
Середина 20 века
[ редактировать ]Евангелие от Фомы , которое считается наиболее полным из текстов Наг-Хаммади, является предметом книги «Горчичное зерно» индийского мистика Бхагвана Шри Раджниша , также известного как Ошо. [ 26 ]
Гностическая Экклесия
[ редактировать ]Основанная в 1953 году Ричардом Дюком Палатином в Англии под названием «Доникейская гностическая католическая церковь», Ecclesia Gnostica (лат. «Церковь гнозиса» или «Гностическая церковь») считается представителем «английской гностической традиции». , хотя оно связано с французской гностической церковной традицией и находится под ее влиянием. Он связан с Гностическим обществом, организацией, занимающейся изучением гностицизма. Председательствующий епископ - Rt. Преподобный Стефан А. Хеллер , который много писал о гностицизме. [ 16 ] [ 24 ]
Со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе Ecclesia Gnostica имеет приходы и образовательные программы Гностического общества, охватывающие западную часть США, а также в Королевстве Норвегия. [ 24 ] [ 25 ] Лекционарий и литургический календарь Ecclesia Gnostica были широко приняты последующими гностическими церквями, как и литургические службы, используемые церковью, хотя и в несколько измененных формах.
Гностическая Церковь Мистерий
[ редактировать ]Ecclesia Gnostica Mysteriorum (EGM), широко известная как «Церковь Гнозиса» или «Гностическое святилище», первоначально была основана в Пало-Альто епископом Розамондой Миллер как приход Ecclesia Gnostica, но вскоре стала независимой организацией с упором на на опыте гнозиса и балансе божественного мужского и женского начал. Гностическое святилище сейчас находится в Редвуд-Сити, Калифорния. [ 24 ] [ 25 ] ВОС также заявляет об отличном происхождении Марии Магдалины от сохранившейся традиции во Франции. [ 27 ]
Самаэль Аун Веор в Южной Америке
[ редактировать ]Самаэль Аун Веор был членом оккультного ордена под названием Fraternitas Rosicruciana Antiqua , но покинул его после смерти Арнольда Крумм-Хеллера . Он рассказал о том, как его призвала на свою новую миссию почтенная Белая Ложа (связанная с теософией). Самаэль Аун Веор учил «Новому Гнозису», состоящему из сексуального союза между мужчиной и женщиной без эякуляции сексуальной жидкости. Он назвал это Арканум AZF . Для него это «синтез всех религий, школ и сект». [ нужна ссылка ]
Перемещаясь по Латинской Америке, он, наконец, поселился в Мексике, где основал Movimiento Gnostico Cristiano Universal (MGCU) (Универсальное гностическое христианское движение), а затем впоследствии основал Iglesia Gnostica Cristiana Universal (Универсальную гностическую христианскую церковь) и Ассоциацию гностических исследований антропологических культур. y Cientificos (AGEAC) (Гностическая ассоциация научных, культурных и антропологических Исследования) для распространения своего учения. [ 28 ]
MGCU прекратил свое существование к моменту смерти Самаэля Аун Веора в декабре 1977 года. Однако его ученики впоследствии сформировали новые организации для распространения его учения под общим термином «Международное гностическое движение». Эти организации в настоящее время очень активны через Интернет и имеют центры, открытые в Латинской Америке, США, Австралии, Канаде и Европе. [ 29 ]
Ганс Йонас
[ редактировать ]Философ Ганс Йонас много писал о гностицизме, интерпретируя его с экзистенциалистской точки зрения. [ 30 ] В течение некоторого времени его исследование «Гностическая религия : послание инопланетного Бога и начало христианства», опубликованное в 1958 году, широко считалось ключевой работой, и именно в результате его усилий сирийско -египетско-персидская разделение гностицизма стало широко использоваться в этой области. Второе издание, опубликованное в 1963 году, включало эссе «Гностицизм, экзистенциализм и нигилизм», в котором Йонас утверждал, что позиция, ранее проявлявшаяся как древний гностицизм, трансформировалась в нигилизм (в основном идентифицируемый как нацизм ) в результате секулярно-атеистического подхода, типичного для Сартра и Хайдеггер . [ 30 ]
Антимодернистский «гностический тезис» Эрика Фогелина
[ редактировать ]В 1950-е годы Эрик Фогелин немецким академическим дебатам по поводу классификации современности привлек внимание англоязычных читателей к . Он ответил на книгу Карла Лёвита « Значение истории: теологические последствия философии истории» 1949 года и на Якоба Таубса 1947 года книгу «Западная эсхатология» . Фогелин выдвинул свою версию «тезиса гностицизма»: критиковать современность путем определения «имманентистской эсхатологии» как «гностической природы» современности. В отличие от Лёвита, он критиковал не эсхатологию как таковую, а скорее имманентизацию, которую он описывал как «пневмопатологическую» деформацию. Тезис Фогелина о гностицизме стал популярным в американской неоконсервативной политической мысли времен холодной войны. [ 31 ] Категория гностицизма была принята другими учеными для обозначения нескольких революционных явлений (таких как большевизм и нацизм, пуританство, радикальный анабаптизм, якобинство, [ 32 ] и, наконец, салафитско-джихадизм [ 33 ] ).
Каббала Гершома Шолема как еврейский гностицизм
[ редактировать ]Гершом Шолем (5 декабря 1897 г. - 21 февраля 1982 г.) был израильским философом и историком немецкого происхождения. Широко известный как основатель современного академического исследования Каббалы , Шолем выдвинул гипотезу, что источником Каббалы 13-го века (например, Зоар ) был еврейский гностицизм, который предшествовал христианскому гностицизму . Например, в названии его книги 1960-х годов « Еврейский гностицизм, мистицизм Меркавы и талмудическая традиция».
Гностицизм в популярной культуре
[ редактировать ]Гностицизм пережил своего рода возрождение в популярной культуре в конце 20-го и начале 21-го веков. Это, конечно, может быть связано с внезапной доступностью гностических текстов для читающей публики после появления библиотеки Наг-Хаммади.
- Филип К. Дик исследовал гностицизм во многих своих более поздних работах, особенно в ВАЛИС трилогии .
- Роман Гарольда Блума явно был направлен на то, чтобы познакомить читателей с «Гностицизмом: бегством к Люциферу: гностическая фантазия» . Нью-Йорк: Винтажные книги, 1980. ISBN 0-394-74323-7.
- Польский нобелевский лауреат Ольга Токарчук изображает миры, сильно напоминающие миры, известные из гностической космогонии. Яркими примерами являются «Первобытные и другие времена» и «Дом дня, Дом ночи» . [ 34 ]
- «Меридиан крови» американского автора Кормака Маккарти содержит несколько гностических элементов. [ 35 ] [ 36 ]
- Маленький мир, хитроумно сделанный в мягкой обложке - 1 сентября 2013 г., Скотт Дэвид Финч (автор, иллюстратор)
- «Наследие Каина: Похититель душ» сказала, что Режиссер Эми Хенниг было вдохновлено гностицизмом. [ 37 ]
- В Atlus серии видеоигр Persona широко используются гностические термины и концепции.
- В маргинальных теориях, представленных Дэвидом Айком, называется раса рептилий Архонтами гуманоидная . [ 38 ]
- Католический священник Альфонсо Агилар описал « Звездные войны» , «Гарри Поттера » и «Матрицу» как воплощение гностических взглядов, как «два признака силы настоящего врага: гностицизма» и подчеркнул необходимость «изучить их философскую основу и отвергнуть то, что несовместимо с наша христианская вера». [ 39 ]
- В «Матрице» Морфеус предлагает Нео правду и просит его выбрать между синей или красной таблеткой, символизирующей материалистический релятивизм и тайное знание соответственно, что в научной критике сравнивают с гностицизмом. [ 40 ]
- В Cruelty Squad есть много тем и отсылок к гностицизму, например, в конце игры, где вам нужно убить Абраксаса в качестве финального босса.
- Серия JRPG Xeno широко использует гностицизм в качестве основной темы в большинстве своих статей.
См. также
[ редактировать ]- Гностические церкви:
- Юнгианская интерпретация религии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тауссиг 2013 , с. 532.
- ^ Британская энциклопедия 1911 года.
- ^ Гудрик-Кларк (2005), с. 8-9
- ^ Холлер (2002) с. 167
- ^ Гудрик-Кларк (2005), с. 8
- ^ Гудрик-Кларк (2005), стр. 56–57.
- ^ Холлер (2002) с. 170
- ^ Гудрик-Кларк (2005), стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б с Пирсон, Дж. (2007), с. 47
- ^ Перейти обратно: а б Хеллер (2002) с. 176-8
- ^ Сигал (1995) с. 26
- ^ Гудрик-Кларк (2005), с. 1, 30-1
- ^ Гудрик-Кларк (2005), с. 30
- ^ Юнг (1977) стр. 652.
- ^ Сигал (1995) с. 30
- ^ Перейти обратно: а б Гудрик-Кларк (2005), с. 31
- ^ Хеллер (1989) с. 7
- ^ Юнг (1977) стр. 671.
- ^ Пирсон, Дж. (2007) с. 131
- ^ Урбан (2006) с. 36 примечание 68
- ^ Урбан (2006) с. 36
- ^ Грир (2003) с. 221-2
- ^ Равноденствие III: 1 (1929) с. 247
- ^ Перейти обратно: а б с д Пирсон, Б. (2007), с. 240
- ^ Перейти обратно: а б с Смит (1995), с. 206
- ^ Ошо (1974). Горчичное зерно – Комментарии к пятому Евангелию от святого Фомы . Швейцария: Международный фонд ОШО.
- ^ Кейзер 2000 , с. 48.
- ^ Доусон (2007), с. 54-60
- ^ Доусон (2007), с. 60-65
- ^ Перейти обратно: а б Сариэль 2023 , стр. 91–122.
- ^ Вайс (2000)
- ^ Пеликаны (2003)
- ^ Арриго (2021)
- ^ «Граница, отделяющая свет. Образы времени в творчестве Ольги Токарчук - Кшиштофа Бренскотта | Nowy Napis» . nowynapis.eu (на польском языке). 10.10.2019 . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Догерти, Лео. «Грейверс ложь и правда: Кровавый меридиан как гностическая трагедия», Southern Quarterly , 30, № 4, лето 1992 г., стр. 122–133.
- ^ Оуэнс, Баркли. Вестерн-романы Кормака Маккарти . Издательство Университета Аризоны, 2000. ISBN 0-8165-1928-5 .
- ^ «За классикой: Эми Хенниг рассказывает секреты похитителя душ» . блог.playstation.com . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ Лински, Дориан (6 ноября 2014 г.). «Психоящерицы с Сатурна: богоподобный гений Дэвида Айка!» . Новый Государственный деятель . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Агилар, отец Альфонсо (6–12 апреля 2003 г.). «Гностицизм и борьба за мировую душу» . Ресурсный центр католического образования . Архивировано из оригинала 6 ноября 2016 года . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Фланнери-Дейли, Фрэнсис и Рэйчел Вагнер. «Проснитесь! Гностицизм и буддизм в Матрице». Журнал религии и кино 5.2 (2001).
Ссылки
[ редактировать ]- Арриго, Джакомо Мария (2021). Гностический джихадизм. Философское исследование радикальной политики . Милан: Mimesis International. ISBN 978-8-86977-304-4 .
- Кроули, Алистер (2007). Равноденствие об. III нет. 1 . Сан-Франциско: Вайзер. ISBN 978-1-57863-353-1 .
- Доусон, Эндрю (2007). Новая эра, новые религии: религиозные трансформации в современной Бразилии . Берлингтон, Вирджиния: Издательство Ashgate. ISBN 978-0-7546-5433-9 .
- Гудрик-Кларк, Клэр (2005). GRS Мид и гностический поиск . Беркли: Книги Северной Атлантики. ISBN 1-55643-572-Х .
- Грир, Джон Майкл (2003). Новая энциклопедия оккультизма . Сент-Пол: Ллевеллин. ISBN 1-56718-336-0 .
- Хеллер, Стефан (1989). Гностический Юнг и семь проповедей мертвым . Книги квестов. ISBN 0-8356-0568-Х .
- Хеллер, Стефан . Гностицизм: новый взгляд на древнюю традицию внутреннего познания . Книги квестов.
- Йонас, Ганс (1966). «Гностицизм, экзистенциализм и нигилизм». В книге «Феномен жизни: к философской биологии», издательство Чикагского университета.
- Юнг, Карл Густав (1977). Собрание сочинений К.Г. Юнга . Принстон, Нью-Джерси: Боллинген (Принстонский университет). ISBN 0-7100-8291-6 .
- Кейзер, Льюис (2000). Странствующие епископы: апостолы новой духовности (PDF) . Сент-Томас Пресс.
- Лэш, Кристофер. «Гностицизм, древний и современный: религия будущего?», Салмагунди, № 96, осень 1992 г.
- Мид, GRS (1906). Фрагменты забытой веры (2-е изд.). Теософское общество.
- О'Рейган, Сирил (2001). Гностическое возвращение в современность, SUNY Press.
- Пирсон, Биргер (2007). Древний гностицизм: традиции и литература . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-3258-8 .
- Пирсон, Джоан (2007). Викка и христианское наследие . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-25414-4 .
- Пелликани, Лучано (2003). Революционный апокалипсис. Идеологические корни терроризма . Вестпорт: Прегер. ISBN 0-275-98145-2 .
- Россбах, Стефан (2000). Гностические войны, Издательство Эдинбургского университета.
- Сариэль, Авирам (2023). «Ионасианский гностицизм». Гарвардское богословское обозрение . 116 (1): 91–122.
- Сигал, Роберт (1995). «Увлечение Юнга гностицизмом». В Сигале, Роберт (ред.). Очарование гностицизма: гностический опыт в юнгианской психологии и современной культуре . Открытый суд. стр. 26–38. ISBN 0-8126-9278-0 .
- Смит, Ричард (1995). «Возрождение древнего Гнозиса». В Сигале, Роберт (ред.). Очарование гностицизма: гностический опыт в юнгианской психологии и современной культуре . Открытый суд. п. 206. ИСБН 0-8126-9278-0 .
- Урбан, Хью Б. (2006). Magia Sexualis: Секс, Магия и Освобождение в современном западном эзотерике . Калифорнийский университет. ISBN 0-520-24776-0 .
- Тауссиг, Хэл (2013). Новый Новый Завет: обновленная Библия для XXI века, объединяющая традиционные и недавно открытые тексты . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9780547792101 .
- Верслуис, Артур (2006). «Эрик Фогелин, антигностицизм и тоталитарный акцент на порядке». В книге «Новые инквизиции: охота на еретиков и интеллектуальные истоки современного тоталитаризма», Oxford University Press.
- Фогелин, Эрик (1956). Порядок и история, Издательство Университета штата Луизиана.
- Фогелин, Эрик (1968). Наука, политика и гностицизм: два эссе, Regnery Gateway.
- Фогелин, Эрик (1987). Новая наука о политике , Издательство Чикагского университета.
- Вайс, Гилберт (2000). «Между гнозисом и анамнезом - европейские взгляды на Эрика Фогелина». Обзор политики . 62 (4): 753–776. дои : 10.1017/S003467050004273X . S2CID 144643743 . 65964268.
- Вассерстром, Стивен М. (1999). Религия за религией: Гершом Шолем, Мирча Элиаде и Генри Корбин в Эраносе . Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет. ISBN 0-691-00540-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стифхалс, Виллем (2019). Никаких духовных инвестиций в мире: гностицизм и послевоенная немецкая философия . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-3099-3 .