Jump to content

Boeing 747sp

(Перенаправлен с Boeing 747SP-09 )

Boeing 747sp
Общая информация
Тип Широко- реактивный авиалайнер
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Boeing Airplane Company
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Пан Ам (исторический)
United Airlines (исторические)
Южноафриканские воздушные пути (исторические)
Иран воздух (исторический)
Qantas (исторический)
Номер построен 45 [ 1 ]
История
Производится 1976–1982, 1987–1989
Дата введения 25 апреля 1976 года с Pan Am
Первый полет 4 июля 1975 года
Разработан из Boeing 747-100
Варианты СОФИЯ

Boeing 747SP (для специальной производительности )-это сокращенная версия Airliner Boeing 747 широкого тела, предназначенную для более длительного диапазона . Это самый высокий летающий дозвуковой пассажирский авиалайнер с потолком обслуживания 45 100 футов (13 700 метров). Boeing нуждался в меньшем самолете, чтобы конкурировать с McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed Listar широкими качествами Tri-Jet, представленными в 1971/1972 годах. Pan Am попросил производную 747-100 для летания между Нью-Йорком и Ближним Востоком , который также разделял , и Iran Air , и первый заказ пришел из Pan Am в 1973 году.

Вариант впервые пролетел 4 июля 1975 года, был одобрен Федеральной авиационной администрацией 4 февраля 1976 года и поступил на службу в этом году с Pan Am.

SP составляет 184 фута 9 дюймов (56,31 м) в длину, 47 футов (14 м) короче, чем оригинальные 747 вариантов. Его основные двери палубы уменьшаются до четырех с каждой стороны, чтобы соответствовать его более низкой емкости. Вертикальные и горизонтальные хвостовые пластины больше, а его крышки упрощены. С максимальным весом взлета 700 000 фунтов (320 т; 320 000 кг) он может летать 276 пассажиров в трех классах более 5830 морских миль [NMI] (10 800 км; 6710 миль). Один 747SP был изменен в стратосферной обсерватории для инфракрасной астрономии (София). Последний пример был доставлен в 1987 году; Некоторые были преобразованы в транспорт головных голов . Продажи не соответствовали ожидаемым 200 единицам, и в конечном итоге было произведено только 45 самолетов. [ 2 ]

Разработка

[ редактировать ]
Iran Air 747sp сверху, 47 футов (14 м) короче 747, с четырьмя выходящими дверями на сторону

Идея для 747SP была получена по запросу Pan Am для 747 варианта, способного нести полную полезную нагрузку на своем самом длинном маршруте между Нью-Йорком и Тегераном . [ 3 ] В соответствии с просьбой Пан Ам был Иран воздух ; Их совместный интерес был авиалайнер с высокой емкостью, способным покрывать нью-йоркские восточные маршруты Pan Am и запланированное в Нью-Йорк-Теран-маршруте Iran Air. [ 4 ] (Нью-Йорк в Тегеран был самым длинным непрерывным коммерческим рейсом в мире на короткое время). Самолет был запущен с первым заказом Pan Am в 1973 году, и первый пример был показан в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Более короткая производная 747-100, SP была разработана для нацеливания на двух рыночных требований. [ 5 ] Первым было необходимость конкурировать с DC-10 и L-1011, сохраняя при этом общность с 747, [ 5 ] который в его стандартной форме был слишком большим для многих маршрутов. До прибытия 767 года Боинг не имел среднего размера широкого тела, чтобы конкурировать в этом сегменте. Вторым рыночным требованием стал самолет, подходящий для маршрутов с сверх длинной дальности, появляющимися в середине 1970-х годов после совместного запроса. Эти маршруты нуждались не только в более длительном диапазоне, но и более высоких скоростях крейсерской . Boeing не мог позволить себе разработать совершенно новый дизайн, вместо этого решив сократить 747 и оптимизировать его для скорости и диапазона за счет мощности. [ 8 ]

Последний 747SP, построенный в 1987 году для полета Абу -Даби Амири

Первоначально обозначенный 747SB для «короткого кузова», он был позже назван «Шаллон Саттера» сотрудниками после 747 главного инженера Джо Саттера . [ 9 ] Боинг позже изменил производственное обозначение на 747sp для «специальной производительности», отражая больший диапазон самолета и более высокую скорость крейсерского. [ 10 ] Производство 747SP длилось с 1976 по 1983 год. Однако VIP -порядок [ 5 ] Для Boeing в Абу -Даби Амири привели Boeing в ОАЭ в прошлом SP в 1987 году. Pan Am был клиентом запуска 747SP, взяв первую доставку Freedom Freedom , 5 марта 1976 года. [ 10 ] Затем Pan Am совершил первый рейс 747SP 25 апреля 1976 года, совершив безостановочный рейс из Нью -Йорка в Токио.

747SP был самым длинным авиалайнером, доступным до 747-400 . [ 5 ] Увеличение цен на топливо в середине 1970-х до начала 1980-х годов, тяжелые крылья SP, высокая стоимость, [ 5 ] и уменьшенная мощность и увеличение диапазонов предстоящих авиалайнеров [ 5 ] были одни из многих факторов, которые способствовали его низким продажам. Только 45 были построены, и из оставшихся, большинство из них используются операторами на Ближнем Востоке. Тем не менее, некоторые инженерные работы по 747SP были повторно использованы с разработкой 747-300 . В 747SP верхняя палуба начинается над секцией фюзеляжа, которая содержит ящик для крыла, не впереди ящик крыла (как в случае с 747-100 и 747-200 ). Этот же дизайн использовался в 747-300 и более новой 747-400, что привело к растянутой верхней палубе.

Помимо значительно более короткого фюзеляжа и на одну меньше дверей кабины на сторону, 747SP отличается от других 747 вариантов, имеющих упрощенные закрылки и более высокий вертикальный хвост [ 5 ] противодействовать уменьшению моментного рычага от укороченного фюзеляжа. 747SP использует однорубные клапаны на задние края , а не меньшие лоскуты с тройным простоям стандартных 747.

SP может разместить 230 пассажиров в каюте из 3 класса или 331 (303 экономика, 28 бизнес) в каюте 2 класса и максимум 400 пассажиров в одном классе. [ Цитация необходима ]

Варианты

[ редактировать ]
747SP, используемый в качестве стратосферной обсерватории НАСА для инфракрасной астрономии

С 2007 по 2022 год был использован специально модифицированный 747SP в качестве стратосферной обсерватории для астрономической обсерватории инфракрасной астрономии (София) , [ 5 ] Работается совместно НАСА и Германией DLR . Бывший самолет Pan Am и United Airlines, приобретенные в 1997 году, его планер был модифицирован для перевозки 2,5-метрового диаметра, отражающего телескоп на большую высоту, выше 99,9% легкого поглощающего водяного пара в атмосфере. Телескоп и его детекторы покрывали широкий диапазон длины волны от ближнего инфракрасного до области субмиллиметра; Во всем этом диапазоне прозрачно не является прозрачным, поэтому наблюдения были сделаны через квадратное отверстие 13 футов (4,0 м) в верхней четверти порта задней фюзеляжа, а также новую переборку давления. Раздвижная дверь покрывала апертуру, когда телескоп не использовался. [ 11 ] Астрономы взяли данные и контролировали инструмент изнутри обычно под давлением кабины. Первоначально доставленная в Pan Am и назвал «Clipper Lindbergh», название было отображено в сценарии на стороне порта самолета.

В сентябре 2022 года София прекратила деятельность после завершения своей окончательной миссии. Выход на пенсию была сделана как на основе стоимости, так и на пригодность для требований десятилетия. [ 12 ] Позже самолет был доставлен в Музей Pima Air & Space в Тусоне , штат Аризона , будет выставлен на публичную экспозицию. [ 13 ]

Операторы

[ редактировать ]

Поставки

[ редактировать ]

Сорок пять самолетов 747SP были построены между 1974 и 1987 годами. [ 14 ] Производственная линия была закончена в 1982 году, но в 1987 году была вновь открыта, чтобы выполнить приказ для полета Абу -Даби Амири. [ 15 ]

Тип 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 Общий
747-SP 14 4 2 5 9 6 4 1 45

Текущие операторы

[ редактировать ]
Pratt & Whitney Engine Test Bands Testsing PW1000G Engine

По состоянию на июнь 2024 года В активном обслуживании осталось всего два Boeing 747SP, которые работают в качестве испытательного стенка для производителя двигателей Pratt & Whitney Canada . [ 16 ] [ 17 ] Еще восемнадцать самолетов хранятся или сохраняются иным образом. Оставшиеся самолеты были либо сбиты, иначе уничтожены, либо оставлены. [ 14 ] В 2016 году последний 747SP в коммерческой службе был отозван с службы после 40 лет от Iran Air . [ 18 ] [ 19 ] В 2020 году последний самолет в правительственном использовании был хранится королевским полетом Омана. [ 20 ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]

Этот список также включает организации, которые временно использовали самолет, кроме основных операторов.

Африка
Америка
Азия
Европа
Океания

Было три значительных коммерческих рекордных рейса в мире, выполненных 747SP: два, управляемые Pan AM , а другие, управляемые United Airlines, а самолеты были «одолжены» Фонду дружбы, чтобы собрать деньги для фонда. Эти рейсы:

Инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]

Спецификации

[ редактировать ]
747-100 вид на верхнюю часть, поперечный сечение, вид спереди, 747 видов: 747sp, -100, -400, -8i и LCF

Примечание

  1. ^ Jt9d, 233 пассажира

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ "747 Сводка модели" . Boeing. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Получено 29 декабря 2010 года .
  2. ^ Норрис, парень; Вагнер, Марк (1999). Современные придачи Boeing . Оцеола, Висконсин: Зенит. п. 20. ISBN  0-7603-0717-2 .
  3. ^ Иден, Пол. (Ред.). Гражданский самолет сегодня. 2008: Amber Books, с. 92–3.
  4. ^ Дженкинс, Деннис (2000). Boeing 747-100/200/300/SP (серия AirlinerTech, том 6) . Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса. п. 76. ISBN  1-58007-026-4 .
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Eden 2008, с. 96–7.
  6. ^ Pan Am заказы Baby Jumbo Freight & Container Transportation октябрь 1973 г. Стр. 9
  7. ^ Новый заказ Pan Am Австралийский транспорт ноябрь 1973 г. Стр. 41
  8. ^ «Классика Boeing 747» . Коммерческие самолеты Boeing . Boeing . Получено 23 января 2009 года . Boeing также построил 747-100SP (Special Performance), который имел сокращенную фюзеляж и была разработана, чтобы летать выше, быстрее и дальше без перерыва, чем любая 747 модели своего времени.
  9. ^ Саттер, Джо (2006). 747: Создание первого в мире Jumbo Jet и других приключений из жизни в авиации . HarperCollins. п. 218 ISBN  0-06-088241-7 .
  10. ^ Jump up to: а беременный Норрис, Гай (1997). Boeing 747: дизайн и разработка с 1969 года . Motorbooks International. п. 74 ISBN  0-7603-0280-4 .
  11. ^ «Новая воздушная обсерватория Nas». Небо и телескоп . 120 (4): 22–28. Октябрь 2010.
  12. ^ Клесман, Элисон (29 сентября 2022 г.). «София летающая обсерватория занимает окончательный полет» . Astronomy.com . Получено 30 сентября 2022 года .
  13. ^ Уолдек, Стефани (13 декабря 2022 г.). «Пенсионный летающий телескоп НАСА направляется в музей» . Space.com . Получено 15 декабря 2022 года .
  14. ^ Jump up to: а беременный 747sp.com - Список производства получен 6 апреля 2024 г.
  15. ^ «История B747SP». 747sp.com . Получено: 14 июля 2017 года.
  16. ^ MRJ Geared Turbofan начинает летные испытания на 747SP Archived 6 июля 2012 года на The Wayback Machine Aviation Week & The Space Technology
  17. ^ Доннер, Рональд (10 мая 2012 г.). «Летающий тестовый стенд Пратта и Уитни: пять двигателей 747» . Получено 20 октября 2020 года .
  18. ^ Чини, Амин (21 июня 2016 г.). «Iran Air Grounds Boeing 747sp, приостанавливает службу Куала -Лумпура (21 июня 2016 г.)» . Aviationiran.com . Получено 1 января 2017 года .
  19. ^ «Список производства - планер 21093» . 747sp.com . Получено 1 января 2017 года .
  20. ^ "21785 /405 - Список производства" . Boeing 747SP Веб -сайт . Получено 30 апреля 2022 года .
  21. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час "Операторы" . Boeing 747SP Веб -сайт . Архивировано с оригинала 13 апреля 2013 года . Получено 10 апреля 2013 года .
  22. ^ Kinshasa Airways 747sp . Airliners.net (3 ноября 2003 г.).
  23. ^ Бен Р. Гаттери (1998). Энциклопедия африканских авиакомпаний . McFarland & Company. п. 125. ISBN  978-0-7864-0495-7 .
  24. ^ Jump up to: а беременный "Boeing 747sp" . Zap16.com . Получено 30 декабря 2010 года .
  25. ^ Air Namibia 747sp . Airliners.net.
  26. ^ Альянс 747sp . Airliners.net.
  27. ^ Avia 747sp . Airliners.net (3 января 2006 г.).
  28. ^ "Boeing 747sp maluti ZS-Spc" . Музей SAA . 2012 ​Получено 4 января 2012 года .
  29. ^ Boeing 747sp of Trek Airways . Trekairways.co.za (4 сентября 1993 г.).
  30. ^ Аргентинас 747sp . Airliners.net (5 января 2012 г.).
  31. ^ «Airfleets Aviation - парк авиакомпании, самолет, аэропорт: Boeing Airbus Embraer Atr Fokker Dash Beechcraft» . Airfleets.net .
  32. ^ «Винтажная карта сидений авиакомпании: American Airlines Boeing 747sp» . Часто летает . 11 февраля 2011 г. Получено 11 сентября 2015 года .
  33. ^ "747sp" . www.braniffinternational.org . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
  34. ^ Mercury Star News: Поворотный ход балета, займы Fry's Owner's Cemorted 747 для тура SJ Dancers . Nl.newsbank.com (21 ноября 2007 г.).
  35. ^ Морган, Томми (22 июня 2021 г.). «VQ-BMS разбился» . 747sp.com . 747sp . Получено 8 февраля 2024 года .
  36. ^ 1977/78: Панамские маршруты . Маршрут авиакомпании (19 декабря 2008 г.).
  37. ^ 1992/93: Объединенная международная сеть . Авиакомпания.
  38. ^ «Объединенные авиакомпании детали и историю флота» . www.planespotters.net . Получено 13 ноября 2021 года .
  39. ^ CH-AVIAIAN.COM-Иран Air выходит на пенсию B747SP от службы 26 ноября 2014 г.
  40. ^ Ирак 747sp . Airliners.net (7 сентября 2011 г.).
  41. ^ Kazakhstan Airlines 747sp . Airliners.net (4 сентября 1994 г.).
  42. ^ «Детали и историю флота Qatar Airways» . Planespotters.net . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Получено 12 сентября 2017 года .
  43. ^ «N7477S (ex vp-bat) переворачивается в MZJ» . 29 октября 2019 г.
  44. ^ Mandarin Airlines совершат детский рейс в Австралию, архивенный 1 июня 2012 года на машине Wayback . Никто.
  45. ^ Саудовские арабские авиакомпании - история 80 -х годов . Saudiairlines.com.
  46. ^ Статус Syrian Air 747S в январе 2012 года . CH-AVIAIA.CH.
  47. ^ Tajik Air 747sp . Airliners.net.
  48. ^ «Солдаты верны бывшему президенту Йемену аэропорту Шторма Аден» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс в Аден. 19 марта 2015 г.
  49. ^ Томми Могрен (6 апреля 2015 г.). «Йемения 747sp повреждена во время атак» . B747SP Веб -сайт.
  50. ^ Gulf News (17 июля 2015 г.). «Аден может наклонять шкалы в конфликте» (PDF) . Gulf News .
  51. ^ «21263 /301 - Список производства - веб -сайт Boeing 747SP» . www.747sp.com . 21 июля 2022 года.
  52. ^ «Красный, белый и Q Прощание с самолетами Qantas» . Qantas. 4 марта 2002 г. Получено 4 июня 2008 года .
  53. ^ «QFOM-QANTAS 747 VH-EBQ» . Музей основателей Qantas . Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Получено 4 января 2012 года .
  54. ^ Отчет о сети авиационной безопасности - 19 февраля 1985 г. Авария . Aviation-sfeepety.net.
  55. ^ Описание несчастного случая для Boeing 747SP-86 EP-IAC в сети авиационной безопасности . Получено 30 июня 2023 года.
  56. ^ Описание несчастного случая VQ-BMS . Aviation-sfeepety.net
  57. ^ Фишер, Ализ (8 декабря 2022 г.). «Вышедший на пенсию в Софии самолеты НАСА находит новый дом в музее Аризоны» . НАСА . Получено 12 декабря 2022 года .
  58. ^ Jump up to: а беременный «747 Характеристики самолета для планирования аэропорта» (PDF) . Коммерческие самолеты Boeing. Май 2011.
  59. ^ Jump up to: а беременный "Тип сертификата листа данных" (PDF) . FAA. 27 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 года . Получено 1 июля 2015 года .
  60. ^ Jump up to: а беременный в "747-100/-200/-300/-SP" (PDF) . Boeing. 2007.
  61. ^ "Boeing 747sp" . Airliners.net.
  62. ^ Jump up to: а беременный в Грегори Максвелл (13 января 2014 г.). «Жизнь и времена Boeing 747sp» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дэвис, Рег (2000). TWA: авиакомпания и ее самолет . Маклин, Вирджиния: Paladwr Press. ISBN  1-888962-16-х .
  • Баум, Брайан (1997). Boeing 747sp . Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN  0-9626730-7-2 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Boeing 747SP в Wikimedia Commons

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f2fcdedcfa1990fe35b9f2a4cb55dab__1726012020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/ab/9f2fcdedcfa1990fe35b9f2a4cb55dab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing 747SP - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)