Boeing 747sp
Boeing 747sp | |
---|---|
![]() Boeing 747sp сирийского воздуха в аэропорту Москвы Sheremetyevo в 2007 году. | |
Общая информация | |
Тип | Широко- реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Boeing Airplane Company |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Пан Ам (исторический) United Airlines (исторические) Южноафриканские воздушные пути (исторические) Иран воздух (исторический) Qantas (исторический) |
Номер построен | 45 [ 1 ] |
История | |
Производится | 1976–1982, 1987–1989 |
Дата введения | 25 апреля 1976 года с Pan Am |
Первый полет | 4 июля 1975 года |
Разработан из | Boeing 747-100 |
Варианты | СОФИЯ |
Boeing 747SP (для специальной производительности )-это сокращенная версия Airliner Boeing 747 широкого тела, предназначенную для более длительного диапазона . Это самый высокий летающий дозвуковой пассажирский авиалайнер с потолком обслуживания 45 100 футов (13 700 метров). Boeing нуждался в меньшем самолете, чтобы конкурировать с McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed Listar широкими качествами Tri-Jet, представленными в 1971/1972 годах. Pan Am попросил производную 747-100 для летания между Нью-Йорком и Ближним Востоком , который также разделял , и Iran Air , и первый заказ пришел из Pan Am в 1973 году.
Вариант впервые пролетел 4 июля 1975 года, был одобрен Федеральной авиационной администрацией 4 февраля 1976 года и поступил на службу в этом году с Pan Am.
SP составляет 184 фута 9 дюймов (56,31 м) в длину, 47 футов (14 м) короче, чем оригинальные 747 вариантов. Его основные двери палубы уменьшаются до четырех с каждой стороны, чтобы соответствовать его более низкой емкости. Вертикальные и горизонтальные хвостовые пластины больше, а его крышки упрощены. С максимальным весом взлета 700 000 фунтов (320 т; 320 000 кг) он может летать 276 пассажиров в трех классах более 5830 морских миль [NMI] (10 800 км; 6710 миль). Один 747SP был изменен в стратосферной обсерватории для инфракрасной астрономии (София). Последний пример был доставлен в 1987 году; Некоторые были преобразованы в транспорт головных голов . Продажи не соответствовали ожидаемым 200 единицам, и в конечном итоге было произведено только 45 самолетов. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]
Идея для 747SP была получена по запросу Pan Am для 747 варианта, способного нести полную полезную нагрузку на своем самом длинном маршруте между Нью-Йорком и Тегераном . [ 3 ] В соответствии с просьбой Пан Ам был Иран воздух ; Их совместный интерес был авиалайнер с высокой емкостью, способным покрывать нью-йоркские восточные маршруты Pan Am и запланированное в Нью-Йорк-Теран-маршруте Iran Air. [ 4 ] (Нью-Йорк в Тегеран был самым длинным непрерывным коммерческим рейсом в мире на короткое время). Самолет был запущен с первым заказом Pan Am в 1973 году, и первый пример был показан в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Более короткая производная 747-100, SP была разработана для нацеливания на двух рыночных требований. [ 5 ] Первым было необходимость конкурировать с DC-10 и L-1011, сохраняя при этом общность с 747, [ 5 ] который в его стандартной форме был слишком большим для многих маршрутов. До прибытия 767 года Боинг не имел среднего размера широкого тела, чтобы конкурировать в этом сегменте. Вторым рыночным требованием стал самолет, подходящий для маршрутов с сверх длинной дальности, появляющимися в середине 1970-х годов после совместного запроса. Эти маршруты нуждались не только в более длительном диапазоне, но и более высоких скоростях крейсерской . Boeing не мог позволить себе разработать совершенно новый дизайн, вместо этого решив сократить 747 и оптимизировать его для скорости и диапазона за счет мощности. [ 8 ]

Первоначально обозначенный 747SB для «короткого кузова», он был позже назван «Шаллон Саттера» сотрудниками после 747 главного инженера Джо Саттера . [ 9 ] Боинг позже изменил производственное обозначение на 747sp для «специальной производительности», отражая больший диапазон самолета и более высокую скорость крейсерского. [ 10 ] Производство 747SP длилось с 1976 по 1983 год. Однако VIP -порядок [ 5 ] Для Boeing в Абу -Даби Амири привели Boeing в ОАЭ в прошлом SP в 1987 году. Pan Am был клиентом запуска 747SP, взяв первую доставку Freedom Freedom , 5 марта 1976 года. [ 10 ] Затем Pan Am совершил первый рейс 747SP 25 апреля 1976 года, совершив безостановочный рейс из Нью -Йорка в Токио.
747SP был самым длинным авиалайнером, доступным до 747-400 . [ 5 ] Увеличение цен на топливо в середине 1970-х до начала 1980-х годов, тяжелые крылья SP, высокая стоимость, [ 5 ] и уменьшенная мощность и увеличение диапазонов предстоящих авиалайнеров [ 5 ] были одни из многих факторов, которые способствовали его низким продажам. Только 45 были построены, и из оставшихся, большинство из них используются операторами на Ближнем Востоке. Тем не менее, некоторые инженерные работы по 747SP были повторно использованы с разработкой 747-300 . В 747SP верхняя палуба начинается над секцией фюзеляжа, которая содержит ящик для крыла, не впереди ящик крыла (как в случае с 747-100 и 747-200 ). Этот же дизайн использовался в 747-300 и более новой 747-400, что привело к растянутой верхней палубе.
Дизайн
[ редактировать ]Помимо значительно более короткого фюзеляжа и на одну меньше дверей кабины на сторону, 747SP отличается от других 747 вариантов, имеющих упрощенные закрылки и более высокий вертикальный хвост [ 5 ] противодействовать уменьшению моментного рычага от укороченного фюзеляжа. 747SP использует однорубные клапаны на задние края , а не меньшие лоскуты с тройным простоям стандартных 747.
SP может разместить 230 пассажиров в каюте из 3 класса или 331 (303 экономика, 28 бизнес) в каюте 2 класса и максимум 400 пассажиров в одном классе. [ Цитация необходима ]
Варианты
[ редактировать ]
С 2007 по 2022 год был использован специально модифицированный 747SP в качестве стратосферной обсерватории для астрономической обсерватории инфракрасной астрономии (София) , [ 5 ] Работается совместно НАСА и Германией DLR . Бывший самолет Pan Am и United Airlines, приобретенные в 1997 году, его планер был модифицирован для перевозки 2,5-метрового диаметра, отражающего телескоп на большую высоту, выше 99,9% легкого поглощающего водяного пара в атмосфере. Телескоп и его детекторы покрывали широкий диапазон длины волны от ближнего инфракрасного до области субмиллиметра; Во всем этом диапазоне прозрачно не является прозрачным, поэтому наблюдения были сделаны через квадратное отверстие 13 футов (4,0 м) в верхней четверти порта задней фюзеляжа, а также новую переборку давления. Раздвижная дверь покрывала апертуру, когда телескоп не использовался. [ 11 ] Астрономы взяли данные и контролировали инструмент изнутри обычно под давлением кабины. Первоначально доставленная в Pan Am и назвал «Clipper Lindbergh», название было отображено в сценарии на стороне порта самолета.
В сентябре 2022 года София прекратила деятельность после завершения своей окончательной миссии. Выход на пенсию была сделана как на основе стоимости, так и на пригодность для требований десятилетия. [ 12 ] Позже самолет был доставлен в Музей Pima Air & Space в Тусоне , штат Аризона , будет выставлен на публичную экспозицию. [ 13 ]
Операторы
[ редактировать ]Поставки
[ редактировать ]Сорок пять самолетов 747SP были построены между 1974 и 1987 годами. [ 14 ] Производственная линия была закончена в 1982 году, но в 1987 году была вновь открыта, чтобы выполнить приказ для полета Абу -Даби Амири. [ 15 ]
Тип | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
747-SP | 14 | 4 | 2 | 5 | 9 | 6 | 4 | — | — | — | — | — | — | 1 | 45 |
Текущие операторы
[ редактировать ]
По состоянию на июнь 2024 года [update]В активном обслуживании осталось всего два Boeing 747SP, которые работают в качестве испытательного стенка для производителя двигателей Pratt & Whitney Canada . [ 16 ] [ 17 ] Еще восемнадцать самолетов хранятся или сохраняются иным образом. Оставшиеся самолеты были либо сбиты, иначе уничтожены, либо оставлены. [ 14 ] В 2016 году последний 747SP в коммерческой службе был отозван с службы после 40 лет от Iran Air . [ 18 ] [ 19 ] В 2020 году последний самолет в правительственном использовании был хранится королевским полетом Омана. [ 20 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Этот список также включает организации, которые временно использовали самолет, кроме основных операторов.
- Африка
- Америка
- Азия
Бахрейн
Бруней
Иран
Ирак
Казахстан
Ливан
Собственный
Китайская Народная Республика
Катар
Китайская Республика
Республика Корея
Саудовская Аравия
Сирия
Таджикистан
Объединенные Арабские Эмираты
Йемен
- Европа
- Океания
Записи
[ редактировать ]Было три значительных коммерческих рекордных рейса в мире, выполненных 747SP: два, управляемые Pan AM , а другие, управляемые United Airlines, а самолеты были «одолжены» Фонду дружбы, чтобы собрать деньги для фонда. Эти рейсы:
- Liberty Bell Express [ 5 ] —Полжен из Нью-Йорка/JFK 1–3 мая 1976 года. 2 остановки в аэропорту Палам , Нью-Дели и Токи- Ханеда . Полез в круглосуточном мире занял 46 часов и 26 минут на 23 137 миль. [ 5 ]
- Пан Ам Полет 50 - чтобы отпраздновать 50 -летие Пан Ам. Лето 28–30 октября 1977 года из Сан -Франциско со временем 54 часа, 7 минут, 12 секунд. 3 остановки в аэропорту Хитроу , Кейптаун и Окленд . Полет 50 пролетел над Северным полюсом и Южным полюсом.
- Дружба один [ 5 ] —Полран 29–31 января 1988 года от Сиэтла , чтобы собрать средства для Фонда дружбы. Были сделаны две остановки, в Афинах и Тайбэе . Рекорд длился менее месяца, так как он был избит Gulfstream IV . Полет круглосуточного мира занял 35 часов и 54 минуты более 23 125 миль. [ 5 ]
- В 1976 году Boeing 747SP (ZS-SPA) из Южноафриканских Airways был доставлен без перерыва с фабрики Boeing Company в Сиэтле в Кейптаун во время его полет. Это был мировой рекорд для незабываемых коммерческих самолетов, этот рекорд проводился более десяти лет.
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]- 19 февраля 1985 года рейс China Airlines 006 , 747SP-09 ( регистрация самолетов N4522V) с 274 пассажирами и экипажем на полете из аэропорта Чианг-Кай-Шек в Лос-Анджелесу потерпели неудачу на четырех двигателях . В то время как летный экипаж попытался восстановить питание, самолет катился вправо, и начал крутой спуск с круизной высоты 41 000 футов, натягивая 4,8 г и 5,1 г два раза. Капитан сумел стабилизировать самолет на высоте 9500 футов, а самолет отвезли в Сан -Франциско , который находился в 550 км (297,0 нми; 341,8 миль). Два пассажира получили ранения, а самолет получил серьезный структурный ущерб. [ 54 ]
- 5 октября 1998 года южноафриканский Airways Boeing 747SP-44 (ZS-SPF), управляемый авиакомпаниями Lam Mozambique Airlines, потерпел неудачу двигателя вскоре после взлета из международного аэропорта Мапуту , Мозамбик. Нет. 3 Двигатель потерпел неопределенный сбой - летающий обломки нанес ущерб нет. 4 двигателя и крыло. Пожар разразился, который не мог быть сразу же погасить, заставив аварийную посадку. Все 66 человек на борту выжили. В результате самолет был снят с обслуживания и отменен. [ 24 ]
- 15 января 2004 года IRAN Air Flight 800 , 747SP-86 ( регистрация самолетов EP-IAC), столкнувшись с гидравлическим неисправностью вскоре после взлета из международного аэропорта Пекинской столицы , самолет совершил аварийную посадку, но фронтальное оборудование рухнуло. Все люди на борту выжили без травм. [ 55 ]
- Во время Гражданской войны в Йемени , 747SP, принадлежащем президенту Йемена , 7-MIMN, была поражена стрельбой 19 марта 2015 года. Последующие фотографии показывают, что самолет был затем полностью уничтожен огнем.
- 27 августа 2020 года Лас-Вегас Сэндс Боинг 747SP-21 (VQ-BMS) был поврежден до ремонта во время урагана Laura [ 56 ] при прохождении технического обслуживания. Правое крыло сломалось и крыло другого самолета, которое, как полагают, было BBJ N836BA, прорезали передний фюзеляж.
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудить эти вопросы на странице разговоров . ( Узнайте, как и когда удалить эти сообщения )
|
- Экс- южноафриканский Airways 747sp, названный «Малути», выступает на статическом выставке в аэропорту Рэнд в Южной Африке, где он поддерживается Южноафриканским обществом музея воздушных путей .
- NASA 747SP N747NA, Sofia (Ex-Pan AM Clipper Lindbergh ) сохраняется в Музее Pima Air & Space в Тусоне, штат Аризона . [ 57 ]
Спецификации
[ редактировать ]
Модель | 747sp [ 58 ] |
---|---|
Команда кабины | Три [ 59 ] |
2-классные места | 331 (28f + 303y) [ 58 ] или 343 (30f + 313y) [ 60 ] |
3-классные места | 276 (25F + 57J + 194y) [ 60 ] |
Предел выхода | 400 [ 59 ] |
Общая длина | 184 фута 9 в (56,31 м) |
Размах крыльев | 195 футов 8 в (59,64 м) |
Область крыла | 5500 кв. Футов (511 м 2 ) [ 61 ] |
Общая высота | 65 футов 10 в (20,07 м) |
Работа с пустым весом | 325,260–336 870 фунтов (147,54–152,80 т) |
Максимальный вес взлета | 700 000 фунтов (317 500 кг) |
Максимальный вес приземления | 450 000 фунтов (204 100 кг) |
Модели двигателя (x4) | Pratt & Whitney JT9D -7 (A/AH/F/FW/J) Rolls -Royce RB211 -524 (B2/C2/D4) |
Тяга двигателя (x4) | JT9D: 46 950–50 000 фунтов (209–222 кН) RB211: 49 150-51 980 фунтов (219-231 кН) |
Максимальная скорость | Маха 0,92 (542 кН; 1 004 км/ч; 624 миль в час) [ 62 ] |
Крейсерская скорость | Маха 0,86 (493 кН; 914 км/ч; 568 миль в час) [ 62 ] |
Потолок обслуживания | 45 100 футов (13 700 м) [ 62 ] |
Максимальный диапазон | 6,650 нми (12 320 км; 7650 миль) [ А ] [ 60 ] |
Максимальная мощность топлива | 50 360 США Гал (190 630 л) |
Примечание
- ^ Jt9d, 233 пассажира
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "747 Сводка модели" . Boeing. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Получено 29 декабря 2010 года .
- ^ Норрис, парень; Вагнер, Марк (1999). Современные придачи Boeing . Оцеола, Висконсин: Зенит. п. 20. ISBN 0-7603-0717-2 .
- ^ Иден, Пол. (Ред.). Гражданский самолет сегодня. 2008: Amber Books, с. 92–3.
- ^ Дженкинс, Деннис (2000). Boeing 747-100/200/300/SP (серия AirlinerTech, том 6) . Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса. п. 76. ISBN 1-58007-026-4 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Eden 2008, с. 96–7.
- ^ Pan Am заказы Baby Jumbo Freight & Container Transportation октябрь 1973 г. Стр. 9
- ^ Новый заказ Pan Am Австралийский транспорт ноябрь 1973 г. Стр. 41
- ^ «Классика Boeing 747» . Коммерческие самолеты Boeing . Boeing . Получено 23 января 2009 года .
Boeing также построил 747-100SP (Special Performance), который имел сокращенную фюзеляж и была разработана, чтобы летать выше, быстрее и дальше без перерыва, чем любая 747 модели своего времени.
- ^ Саттер, Джо (2006). 747: Создание первого в мире Jumbo Jet и других приключений из жизни в авиации . HarperCollins. п. 218 ISBN 0-06-088241-7 .
- ^ Jump up to: а беременный Норрис, Гай (1997). Boeing 747: дизайн и разработка с 1969 года . Motorbooks International. п. 74 ISBN 0-7603-0280-4 .
- ^ «Новая воздушная обсерватория Nas». Небо и телескоп . 120 (4): 22–28. Октябрь 2010.
- ^ Клесман, Элисон (29 сентября 2022 г.). «София летающая обсерватория занимает окончательный полет» . Astronomy.com . Получено 30 сентября 2022 года .
- ^ Уолдек, Стефани (13 декабря 2022 г.). «Пенсионный летающий телескоп НАСА направляется в музей» . Space.com . Получено 15 декабря 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный 747sp.com - Список производства получен 6 апреля 2024 г.
- ^ «История B747SP». 747sp.com . Получено: 14 июля 2017 года.
- ^ MRJ Geared Turbofan начинает летные испытания на 747SP Archived 6 июля 2012 года на The Wayback Machine Aviation Week & The Space Technology
- ^ Доннер, Рональд (10 мая 2012 г.). «Летающий тестовый стенд Пратта и Уитни: пять двигателей 747» . Получено 20 октября 2020 года .
- ^ Чини, Амин (21 июня 2016 г.). «Iran Air Grounds Boeing 747sp, приостанавливает службу Куала -Лумпура (21 июня 2016 г.)» . Aviationiran.com . Получено 1 января 2017 года .
- ^ «Список производства - планер 21093» . 747sp.com . Получено 1 января 2017 года .
- ^ "21785 /405 - Список производства" . Boeing 747SP Веб -сайт . Получено 30 апреля 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час "Операторы" . Boeing 747SP Веб -сайт . Архивировано с оригинала 13 апреля 2013 года . Получено 10 апреля 2013 года .
- ^ Kinshasa Airways 747sp . Airliners.net (3 ноября 2003 г.).
- ^ Бен Р. Гаттери (1998). Энциклопедия африканских авиакомпаний . McFarland & Company. п. 125. ISBN 978-0-7864-0495-7 .
- ^ Jump up to: а беременный "Boeing 747sp" . Zap16.com . Получено 30 декабря 2010 года .
- ^ Air Namibia 747sp . Airliners.net.
- ^ Альянс 747sp . Airliners.net.
- ^ Avia 747sp . Airliners.net (3 января 2006 г.).
- ^ "Boeing 747sp maluti ZS-Spc" . Музей SAA . 2012 Получено 4 января 2012 года .
- ^ Boeing 747sp of Trek Airways . Trekairways.co.za (4 сентября 1993 г.).
- ^ Аргентинас 747sp . Airliners.net (5 января 2012 г.).
- ^ «Airfleets Aviation - парк авиакомпании, самолет, аэропорт: Boeing Airbus Embraer Atr Fokker Dash Beechcraft» . Airfleets.net .
- ^ «Винтажная карта сидений авиакомпании: American Airlines Boeing 747sp» . Часто летает . 11 февраля 2011 г. Получено 11 сентября 2015 года .
- ^ "747sp" . www.braniffinternational.org . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года.
- ^ Mercury Star News: Поворотный ход балета, займы Fry's Owner's Cemorted 747 для тура SJ Dancers . Nl.newsbank.com (21 ноября 2007 г.).
- ^ Морган, Томми (22 июня 2021 г.). «VQ-BMS разбился» . 747sp.com . 747sp . Получено 8 февраля 2024 года .
- ^ 1977/78: Панамские маршруты . Маршрут авиакомпании (19 декабря 2008 г.).
- ^ 1992/93: Объединенная международная сеть . Авиакомпания.
- ^ «Объединенные авиакомпании детали и историю флота» . www.planespotters.net . Получено 13 ноября 2021 года .
- ^ CH-AVIAIAN.COM-Иран Air выходит на пенсию B747SP от службы 26 ноября 2014 г.
- ^ Ирак 747sp . Airliners.net (7 сентября 2011 г.).
- ^ Kazakhstan Airlines 747sp . Airliners.net (4 сентября 1994 г.).
- ^ «Детали и историю флота Qatar Airways» . Planespotters.net . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Получено 12 сентября 2017 года .
- ^ «N7477S (ex vp-bat) переворачивается в MZJ» . 29 октября 2019 г.
- ^ Mandarin Airlines совершат детский рейс в Австралию, архивенный 1 июня 2012 года на машине Wayback . Никто.
- ^ Саудовские арабские авиакомпании - история 80 -х годов . Saudiairlines.com.
- ^ Статус Syrian Air 747S в январе 2012 года . CH-AVIAIA.CH.
- ^ Tajik Air 747sp . Airliners.net.
- ^ «Солдаты верны бывшему президенту Йемену аэропорту Шторма Аден» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс в Аден. 19 марта 2015 г.
- ^ Томми Могрен (6 апреля 2015 г.). «Йемения 747sp повреждена во время атак» . B747SP Веб -сайт.
- ^ Gulf News (17 июля 2015 г.). «Аден может наклонять шкалы в конфликте» (PDF) . Gulf News .
- ^ «21263 /301 - Список производства - веб -сайт Boeing 747SP» . www.747sp.com . 21 июля 2022 года.
- ^ «Красный, белый и Q Прощание с самолетами Qantas» . Qantas. 4 марта 2002 г. Получено 4 июня 2008 года .
- ^ «QFOM-QANTAS 747 VH-EBQ» . Музей основателей Qantas . Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Получено 4 января 2012 года .
- ^ Отчет о сети авиационной безопасности - 19 февраля 1985 г. Авария . Aviation-sfeepety.net.
- ^ Описание несчастного случая для Boeing 747SP-86 EP-IAC в сети авиационной безопасности . Получено 30 июня 2023 года.
- ^ Описание несчастного случая VQ-BMS . Aviation-sfeepety.net
- ^ Фишер, Ализ (8 декабря 2022 г.). «Вышедший на пенсию в Софии самолеты НАСА находит новый дом в музее Аризоны» . НАСА . Получено 12 декабря 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный «747 Характеристики самолета для планирования аэропорта» (PDF) . Коммерческие самолеты Boeing. Май 2011.
- ^ Jump up to: а беременный "Тип сертификата листа данных" (PDF) . FAA. 27 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 года . Получено 1 июля 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "747-100/-200/-300/-SP" (PDF) . Boeing. 2007.
- ^ "Boeing 747sp" . Airliners.net.
- ^ Jump up to: а беременный в Грегори Максвелл (13 января 2014 г.). «Жизнь и времена Boeing 747sp» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвис, Рег (2000). TWA: авиакомпания и ее самолет . Маклин, Вирджиния: Paladwr Press. ISBN 1-888962-16-х .
- Баум, Брайан (1997). Boeing 747sp . Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN 0-9626730-7-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Boeing 747SP в Wikimedia Commons