Jump to content

Бомбардировка Берлина во время Второй мировой войны

Бомбардировка Берлина во время Второй мировой войны
Часть стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны.

Руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине, сильно поврежденной во время бомбардировки британских ВВС 22–23 ноября 1943 года и сохранившейся как памятник.
Дата 7 июня 1940 г. - 21 апреля 1945 г.
Расположение
Берлин , Германия
Результат Тяжелый ущерб городу
Победа СССР в битве за Берлин
Воюющие стороны
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Советский Союз
 Франция
 Германия
Задействованные подразделения

 Королевские ВВС

ВВС армии США

 Советские ВВС

Французские ВВС

Железный Крест ВВС

Берлин , столица нацистской Германии , подвергся 363 воздушным налетам во время Второй мировой войны . [1] Он подвергался бомбардировкам бомбардировочного командования британских ВВС в период с 1940 по 1945 год, США ВВС Восьмых воздушных сил в период с 1943 по 1945 год и ВВС Франции в 1940 году и между 1944 и 1945 годами в рамках кампании союзников по стратегическим бомбардировкам Германия . Он также подвергался атакам самолетов Красных ВВС в 1941 году и особенно в 1945 году, когда советские войска приблизились к городу. Британские бомбардировщики сбросили 45 517 тонн бомб. [2] тогда как американские самолеты сбросили 22 090,3 тонны. По мере продолжения бомбардировок все больше и больше людей покидали город. К маю 1945 года бежало 1,7 миллиона человек (40% населения). [3]

Прелюдия

[ редактировать ]

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война , президент США Франклин Д. Рузвельт обратился к основным воюющим сторонам с просьбой ограничить свои воздушные налеты военными целями. [4] Французы и британцы согласились выполнить просьбу «при том понимании, что эти же правила ведения войны будут неукоснительно соблюдаться всеми их противниками». [5]

Британцы придерживались политики использования воздушных бомбардировок только против военных целей и/или инфраструктуры, такой как порты и железные дороги, имеющие прямое военное значение. Было признано, что воздушные бомбардировки Германии приведут к жертвам среди гражданского населения, но британское правительство изначально не хотело преднамеренно бомбить гражданское имущество за пределами зон боевых действий в качестве военной тактики. [6] От этой политики отказались 15 мая 1940 года, через два дня после воздушного нападения Германии на Роттердам , когда Королевские ВВС получили разрешение атаковать цели в Руре , включая нефтяные заводы и другие гражданские промышленные объекты, которые помогали немецким военным усилиям, такие как как доменные печи, которые ночью самосветились. Первый рейд Королевских ВВС во внутренние районы Германии состоялся 19 марта 1940 года в Хёрнуме . [7] В ночь с 10 на 11 мая 1940 года британские ВВС бомбили Дортмунд . [8] « Жюль Верн» , вариант « Фармана F.220» французской морской авиации , был первым бомбардировщиком союзников, совершившим налет на Берлин. В ночь на 7 июня 1940 года он сбросил на столицу Германии восемь бомб по 250 кг и восемьдесят по 10 кг. [9]

В период с 1939 по 1942 год от политики бомбардировок только целей, имеющих прямое военное значение, постепенно отказывались в пользу « бомбардировки территорий » — крупномасштабных бомбардировок немецких городов с целью разрушения жилых домов и гражданской инфраструктуры. Хотя убийство немецких мирных жителей никогда не было явной политикой, было очевидно, что бомбардировки территорий приведут к крупномасштабным жертвам среди гражданского населения. [10] Благодаря доступным в то время технологиям высокоточная бомбардировка военных целей была возможна только при дневном свете. Даже тогда это было сложно: дневные бомбардировочные налеты бомбардировочного командования привели к неприемлемо высоким жертвам и потерям авиации. Ночные бомбардировки привели к гораздо меньшим потерям, но по необходимости были неизбирательными, поскольку ночью навигация и наведение бомб были затруднены. [11]

1940-1943 гг.

[ редактировать ]
Люди в Лондоне смотрят на карту, на которой показано, как Королевские ВВС наносят ответный удар по Германии в 1940 году.
Рабочая группа разбирает завалы после воздушного налета на Берлин, 13 октября 1940 года.

До 1941 года Берлин, расположенный в 950 километрах (590 милях) от Лондона, находился на предельной дальности полета, доступной британским бомбардировщикам, которые тогда были доступны союзным войскам. Летом его можно было бомбить только ночью, когда дни были длиннее и небо ясное, что увеличивало риск для бомбардировщиков союзников. Первый налет Королевских ВВС на Берлин состоялся в ночь на 25 августа 1940 года; 95 самолетов было отправлено для бомбардировки аэропорта Темпельхоф недалеко от центра Берлина и Сименсштадта , из которых 81 сбросил бомбы на Берлин и его окрестности. [12] [13] и хотя ущерб был незначительным, психологическое воздействие на Гитлера было сильнее. Бомбардировки Берлина побудили Гитлера отдать приказ о переносе цели Люфтваффе с британских аэродромов и средств ПВО на британские города.В последующие две недели было проведено еще пять рейдов такого же размера, все номинально были точечными рейдами по конкретным целям. [13] но из-за трудностей навигации в ночное время сброшенные бомбы были широко рассеяны. [14] В 1940 году на Берлин было совершено еще несколько налетов, но все они причинили небольшой ущерб. В 1941 году рейды участились, но оказались неэффективными для поражения важных целей. Глава штаба ВВС Королевских ВВС сэр Чарльз Портал оправдал эти рейды, заявив, что «вытащить четыре миллиона человек из постели и укрыться в убежищах» стоит связанных с этим потерь. [15] [16]

Советский Союз начал Берлина бомбардировку сентября . 8 августа 1941 года, которая продлилась до начала Бомбардировщики среднего флота в сопровождении с 12 августа армейских бомбардировщиков совершили десять налетов с острова Сааремаа на Берлин, в каждом налете участвовало 3–12 самолетов, всего пятьдесят достигли Берлина. [17] Бомбардировщики тяжелой армии, действовавшие из-под Ленинграда, совершили 11 августа один налет на Берлин, при этом лишь несколько машин достигли цели. [18] Всего в 1941 году советская авиация сбросила на Берлин 36 000 килограммов (79 000 фунтов) бомб. Боевые и оперативные потери Советов составили 17 уничтоженных самолетов и 70 членов экипажа убитыми. [19]

7 ноября 1941 года сэр Ричард Пирс , глава бомбардировочного командования Королевских ВВС , совершил крупный налет на Берлин, отправив в столицу более 160 бомбардировщиков. 21 самолет был сбит или разбился, и снова из-за плохой погоды ущерб был нанесен небольшой. [20] Эта неудача привела к увольнению Пирса и его замене (в феврале 1942 года) сэром Артуром Трэверсом Харрисом , который верил как в эффективность, так и в необходимость бомбардировок территории. Харрис сказал: «Нацисты вступили в эту войну с довольно детским заблуждением, что они собираются бомбить всех остальных, а их никто не собирается бомбить. Теория в действии. Они посеяли ветер, и теперь пожнут бурю». [21]

В то же время на вооружение поступали новые бомбардировщики с большей дальностью полета, в частности « » , которые стали доступны в больших количествах в 1942 году. Ланкастер Авро попытка выиграть битву за Атлантику . За весь 1942 год в Берлине было всего девять воздушных тревог, ни одна из которых не была серьезной. [22] Только в 1943 году у Харриса появились средства и возможность воплотить свою веру в бомбардировки территорий на практике.

Битва за Берлин

[ редактировать ]

Битва за Берлин была начата Харрисом в ноябре 1943 года и представляла собой согласованную воздушную кампанию против столицы Германии, хотя другие города продолжали подвергаться атакам, чтобы помешать немцам сосредоточить свою оборону в Берлине. Харрис считал, что это может стать тем ударом, который сломит сопротивление Германии. "Это будет стоить нам от 400 до 500 самолетов", - сказал он. «Это будет стоить Германии войны». [23] К этому времени он мог в любую ночь развернуть более 800 бомбардировщиков дальнего действия, оснащенных новыми и более сложными навигационными устройствами, такими как радар H2S . С ноября 1943 по март 1944 года бомбардировочное командование совершило 16 массированных атак на Берлин.

Прелюдией к рейдам 1943 года стал самолет De Havilland Mosquito , который обрушился на столицу 30 января 1943 года, в десятую годовщину нацистского Machtergreifung . Известно , что в тот же день и Геринг , и Геббельс произнесли громкие речи, которые должны были транслироваться в прямом эфире по радио. Ровно в 11.00 «Москиты» 105-й эскадрильи прибыли над Берлином точно вовремя, чтобы сорвать выступление Геринга. Позже в тот же день 139-я эскадрилья повторила этот трюк для Геббельса. Это были крупные пропагандистские рейды, которые – так же, как рейд Дулитла на японские острова для поднятия морального духа американцев в апреле 1942 года – стали серьезным позором для немецкого руководства. 20 апреля 1943 года Гитлеру исполнилось 54 года. Бомбардировочное командование решило отметить это событие налетом на Берлин, и было решено, что «Москито» подойдет для этой задачи. Соответственно, 105-я эскадрилья была отправлена ​​в столицу Германии, успешно достигнув города, потеряв всего один самолет. [24]

Церковь Реформации в Моавите , поврежденная в ночь с 22 на 23 ноября 1943 года.

Первый рейд битвы произошел 18–19 ноября 1943 года. Берлин был главной целью, и его атаковали 440 «Авро Ланкастеров» при поддержке четырех «Москитов». Город находился под облаками, и ущерб был несерьезным. Второй крупный рейд состоялся в ночь с 22 на 23 ноября 1943 года. Это был самый эффективный рейд Королевских ВВС на Берлин. В результате рейда был нанесен значительный ущерб жилым районам к западу от центра, Тиргартену и Шарлоттенбургу , Шенебергу и Шпандау . Из-за засушливых погодных условий возникло несколько огненных бурь. Мемориальная церковь кайзера Вильгельма была разрушена. Несколько других примечательных зданий были либо повреждены, либо разрушены, в том числе посольства Великобритании, Франции, Италии и Японии, дворец Шарлоттенбург и Берлинский зоопарк , а также Министерство боеприпасов, Административный колледж Ваффен СС , казармы Имперской гвардии в Шпандау и несколько оружейных заводов. [25]

17 декабря был нанесен значительный ущерб железнодорожной системе Берлина. К этому времени совокупный эффект бомбардировок сделал непригодным для использования более четверти жилых помещений Берлина. [26] Еще один крупный рейд произошел 28–29 января 1944 года, когда западный и южный районы Берлина подверглись самой концентрированной атаке за этот период. 15–16 февраля пострадали важные военные предприятия, в том числе большой район Сименсштадта , при этом основной ущерб был нанесен центральному и юго-западным районам. Это был крупнейший рейд британских ВВС на Берлин. Рейды продолжались до марта 1944 года. [26] [27] [28]

B-17 USAAF в Берлине в мае 1944 года . «Мисс Донна Мэй II» поврежден в результате несвоевременного сброса бомбы над Музейным островом Все 11 летчиков погибли.

Эти рейды вызвали огромные разрушения и человеческие жертвы в Берлине. В результате рейда 22 ноября 1943 года погибло 2000 берлинцев и осталось без крова 175 000 человек. На следующую ночь 1000 человек были убиты и 100 000 остались без крова. В течение декабря и января в результате регулярных рейдов каждую ночь погибали сотни людей, каждый раз от 20 000 до 80 000 человек оставались без крова. [29] Всего около 4000 человек были убиты, 10 000 ранены и 450 000 остались без крова. [30]

16 налетов на Берлин стоили бомбардировочному командованию более 500 самолетов, экипажи которых были убиты или взяты в плен. Это был уровень потерь в 5,8%, что превышало порог в 5%, который ВВС Великобритании считали максимальным устойчивым уровнем эксплуатационных потерь. [31] В декабре 1943 года, например, только 11 экипажей 460-й эскадрильи RAAF погибли в боях против Берлина; а в январе и феврале погибли еще 14 экипажей. Уничтожение 25 самолетов означало, что боевой состав эскадрильи необходимо было пополнить через три месяца. При таких темпах «бомбардировочное командование было бы уничтожено раньше Берлина». [32] Широко признано, что битва за Берлин закончилась неудачей; для РАФ, [32] Официальные британские историки заявили, что «в оперативном смысле битва за Берлин была больше, чем провалом, это было поражение». [33]

Март 1944 г. - апрель 1945 г.

[ редактировать ]

В 1943 году армия США и компания «Стандард ойл» набор точных копий построили в западной Юте типичных немецких жилых комплексов рабочего класса, « Немецкую деревню », что имело ключевое значение для приобретения ноу-хау и опыта, необходимых для осуществления потушить взрывы в Берлине. Это было сделано при содействии Эриха Мендельсона , еврейского архитектора зданий в Берлине, бежавшего от нацистов в 1933 году. [34]

Наступление тяжелых бомбардировщиков « Большой недели» (воскресенье, 20 февраля – пятница, 25 февраля 1944 г.) началось вскоре после того, как командующий Восьмыми воздушными силами генерал-майор Джимми Дулиттл внес серьезные изменения в истребительную оборону стратегических бомбардировочных формирований ВВС США , которые укрепили доверие экипажей стратегических бомбардировщиков США. До этого времени бомбардировщики союзников избегали контакта с Люфтваффе; теперь американцы использовали любой метод, который мог бы заставить Люфтваффе вступить в бой. Реализуя эту политику, США смотрели в сторону Берлина. полагали, что рейд на столицу Германии В ВВС США вынудит Люфтваффе вступить в бой. Следовательно, 3 марта ВВС США предприняли первую из нескольких атак на Берлин. [35] Шли ожесточенные бои, закончившиеся тяжелыми потерями с обеих сторон; 6 марта было потеряно 69 самолетов Boeing B-17 Flying Fortress, а Люфтваффе потеряло 160 самолетов. Союзники возместили свои потери; Люфтваффе не смогли. [36]

В конце битвы за Берлин в ночь с 24 на 25 марта Королевские ВВС совершили последний крупный налет на город, потеряв 8,9% атакующих сил. [37] но из-за провала битвы за Берлин и перехода к тактическим бомбардировкам Франции в летние месяцы в поддержку вторжения союзников во Францию ​​бомбардировочное командование Королевских ВВС оставило Берлин в покое на большую часть 1944 года. и RAF, и USAAF продолжили свою деятельность. В 1945 году 8-я воздушная армия предприняла ряд очень крупных дневных налетов на Берлин, последний из них состоялся 18 марта (28 марта были бомбардировки Фалькензее и Шпандау, недалеко от Берлина). [38] 15-я воздушная армия начала свою единственную бомбардировку Берлина 24 марта. [38] и в течение 36 ночей подряд десятки британских ВВС «Москитос» бомбили немецкую столицу, закончившись в ночь с 20 на 21 апреля 1945 года, незадолго до того, как Советы вошли в город. [39]

Крупнейший американский рейд на Берлин

[ редактировать ]

1500 бомбардировщиков 8-й воздушной армии под защитой примерно 1000 истребителей атаковали берлинскую железнодорожную систему утром 3 февраля 1945 года, полагая, что немецкая 6-я танковая армия двигалась через Берлин на поезде по пути в Берлин. Восточный фронт , [40] думая, что 6-я танковая армия будет использовать для наступления железнодорожные станции Темпельхоф. [41] Это был один из немногих случаев, когда ВВС США предприняли массовую атаку на центр города. Генерал-лейтенант Джеймс Дулитл , командующий Восьмой воздушной армией ВВС США, возражал против этой тактики, но его мнение было отвергнуто командующим ВВС США генералом Карлом Спаатцем , которого поддержал командующий союзниками генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр . Эйзенхауэр и Спаатц ясно дали понять, что нападение на Берлин имело большое политическое значение, поскольку оно было призвано помочь советскому наступлению на Одере к востоку от Берлина и было необходимо для единства союзников. [42] [43]

Бомбардировка Берлина в июле 1944 г.

В рейде под руководством подполковника Роберта Розенталя из 100-й бомбардировочной группы, летевшего на истребителе-следопыте B-17G Fortress, оснащенном H2X , серийный номер 44-8379, который командовал всей Первой авиационной дивизии в этом рейде. бомбардировочной группой [44] - Фридрихштадт (газетный район), Луизенштадт (оба разделены между районами Кройцберг и Митте , центральный район) и некоторые другие районы, такие как Фридрихсхайн , были серьезно повреждены. Бомбы, использованные в этом рейде, состояли в основном из фугасных, а не зажигательных боеприпасов. В район, понесший наибольший ущерб, не вошли железнодорожные магистрали , которые были более северными ( Stadtbahn ) и южными ( Ringbahn ).

Бомбардировка была настолько плотной, что вызвала распространение городского пожара, подгоняемого ветром, на юг Фридрихштадта и северо-запад соседнего Луизенштадта. Пожар длился четыре дня, пока не сжег до пепла все горючее в радиусе действия, а также достиг водоемов, больших магистралей и парков, через которые огонь не мог перепрыгнуть. Из-за истощения немецких запасов немецкая противовоздушная оборона была недостаточно оснащена и слаба, так что из 1600 задействованных американских самолетов только 36 были сбиты, а их экипажи взяты в плен. [45] Командир первой авиадивизии подполковник Розенталь был среди сбитых и выживших, но был спасен советскими вооруженными силами и в конце концов вернулся в Англию. [46]

Ряд памятников, таких как французская церковь Луизенштадта, церковь Св. Иакова, Иерусалимская церковь , церковь Луизенштадта , церковь Св. Михаила Марчера , церковь Св. Симеона и протестантская консистория (сегодняшний вход в Еврейский музей в Берлине ), а также правительственные и Пострадали также здания нацистской партии, в том числе Рейхсканцелярия , партийная канцелярия , штаб-квартира гестапо и Народный суд . [43] Районы Унтер-ден-Линден , Вильгельмштрассе и Фридрихштрассе превратились в море руин. Среди погибших был Роланд Фрейслер , печально известный председатель Народного суда. Число погибших составило 2894 человека, что меньше, чем можно было ожидать, поскольку налет произошел днем ​​и с относительно небольшим количеством зажигательных бомб. Число раненых составило 20 000, а 120 000 остались без крова или « лишены крова ». [45]

Продолжительность: 1 минута 7 секунд.
Фильм, снятый ВВС США в июле 1945 года, показывающий разрушения в центре Берлина.

Еще один рейд 26 февраля 1945 г. [47] оставил без крова еще 80 000 человек. Рейды продолжались до апреля, когда Красная Армия оказалась за городом. В последние дни войны Красные ВВС также бомбили Берлин, а с 28 марта использовали Ил-2 и аналогичные самолеты для атак на малых высотах. К этому времени гражданская оборона и инфраструктура Берлина были близки к разрушению, но моральный дух гражданского населения сохранялся. После взятия Берлина советский генерал Николай Берсарин сказал, имея в виду артиллерийские и ракетные обстрелы Красной Армии, что:

«Западные союзники сбросили на город 65 000 тонн взрывчатки в течение более двух лет, тогда как Красная Армия израсходовала 40 000 тонн всего за две недели». Позже статистики подсчитали, что на каждого жителя Берлина приходилось почти 30 кубических метров (39 кубических ярдов) щебня. [48]

До конца марта 1945 года на Берлин было совершено 314 воздушных налетов, из них 85 — за последние двенадцать месяцев. [49] Половина всех домов повреждена, а около трети непригодна для проживания, а это целых 16 км. 2 города превратились в руины. Около трети территории Берлина сильно пострадало в результате войны. От центра города здания были полностью разрушены или выпотрошены примерно на 20 кварталов во всех направлениях. [50] Среди обстрелянных построек некоторые жители и после войны в городе быстро возобновили нормальную деятельность. По оценкам, общее число погибших в Берлине в результате воздушных налетов колеблется от 20 000 до 50 000 человек; текущие немецкие исследования показывают, что более вероятна цифра в нижней части этого диапазона. [51] Это сопоставимо с числом погибших от 25 000 до 35 000 человек в результате единственного нападения на Дрезден 14 февраля 1945 года и 42 000 человек, убитых в Гамбурге в результате одного рейда в 1943 году . Оба рейда на Гамбург и Дрезден в совокупности привели к меньшему количеству потерь, чем с зажигательными бомбами в рамках операции «Дом собраний» одиночный налет 9/10 марта 1945 года , разрушивший Токио. квадратных километров ( 15 + 13/16 квадратных миль) , 40,9 в результате чего в японской столице погибло не менее 100 000 человек. [52]

Оборона Берлина

[ редактировать ]
, Зенитная башня Зоопарка апрель 1942 года.

Нацистский режим хорошо осознавал политическую необходимость защиты столицы рейха от разрушений с воздуха. Еще до войны начались работы над разветвленной системой общественных бомбоубежищ, но к 1939 году было построено только 15% из запланированных 2000 убежищ. Однако к 1941 году пять огромных общественных приютов (зоопарк, станция Ангальт, Гумбольдтайн, Фридрихсхайн и Кляйстпарк) были построены и в них могли разместиться 65 000 человек. Другие убежища были построены под правительственными зданиями или рядом с ними, самым известным из которых был так называемый подземный бункер фюрера на заднем дворе здания рейхсканцелярии . Кроме того, многие станции метро были переоборудованы в убежища. Остальному населению приходилось довольствоваться собственными подвалами. [53]

В 1943 году немцы решили эвакуировать второстепенных людей из Берлина. К 1944 году в сельскую местность было эвакуировано 1,2 миллиона человек, из них 790 тысяч женщин и детей, около четверти населения города. Была предпринята попытка эвакуировать всех детей из Берлина, но родители воспротивились этому, и многие эвакуированные вскоре вернулись в город (как это было и в Лондоне в 1940–41). Растущая нехватка рабочей силы по мере затягивания войны означала, что женский труд был необходим для поддержания работы военной промышленности Берлина, поэтому эвакуация всех женщин с детьми была невозможна. В конце 1944 года население города снова начало расти, поскольку в Берлин начали хлынуть беженцы, спасавшиеся от наступления Красной Армии на востоке. Ostvertriebenen ; («беженцам с Востока») было официально отказано в разрешении оставаться в Берлине более двух дней, и их разместили в лагерях недалеко от города, а затем двинули на запад по оценкам, в Берлине удалось остаться менее 50 000 человек. К январю 1945 года население составляло около 2,9 миллиона человек, хотя потребности немецких военных были таковы, что только 100 000 из них составляли мужчины в возрасте 18–30 лет. Еще 100 000 или около того были привлечены к принудительному труду, в основном французы. Фремдарбайтеры — «иностранные рабочие» и русские остарбайтеры («восточные рабочие»). Ключом к зоне зенитной артиллерии были три огромные зенитные башни ( Flaktürme ), которые представляли собой чрезвычайно прочные платформы для прожекторов и 128-мм зенитных орудий FlaK 40, а также укрытия ( Hochbunker ) для гражданских лиц. Такие башни находились в Берлинском зоопарке в Тиргартене , Гумбольдтайне и Фридрихсхайне. Зенитные орудия все чаще комплектовались подростками из Гитлерюгенда, поскольку мужчин старшего возраста призывали на фронт. К 1945 году девушки из Союза немецких девушек (BDM) также использовали зенитные орудия. была слабой После 1944 года истребительная защита от Люфтваффе , а зенитная оборона все больше подавлялась масштабами атак.

Хронология

[ редактировать ]
Бомбардировка Берлина во время Второй мировой войны
Дата Бомбардировочное командование Примечания
1940-6-7 7–8 июня 1940 г. Французский флот Один Farman NC223.4 Жюль Верн переоборудовали транспортный самолет дальнего действия. Вылетел из Бордо через Балтийское море , приближаясь к Берлину с севера (первая бомбардировка Берлина). [54]
1940-8-25 25–26 августа 1940 г. РАФ 95 самолетов. [12] [13]
1940-9-07 7 сентября 1940 г. РАФ Разбомбленная церковь Кристкирхе в Нойкёльне . [8]
1940-9-10 10 сентября 1940 г. РАФ Поврежденные Бранденбургские ворота . [8]
12/13 марта 1941 г. РАФ Производство подводных лодок в Гамбурге, Бремене и Берлине атаковано 257 самолетами. [55]
1941-3-24 24 марта 1941 г. РАФ 130 бомбардировщиков. [8] Впервые ВВС Польши приняли участие ( 300-я эскадрилья ). [20]
1941-4-17 17–18 апреля 1941 г. РАФ [20]
1941-8-8 7–8 августа 1941 г. Советский ВМФ 10 ДБ-3 бомбардировщиков Балтийского флота , действовавших с аэродрома Курессааре (Кагул) на острове Сааремаа (5 долетели до Берлина, сбросив 3 тонны бомб). [17]
1941-8-9 8–9 августа 1941 г. Советский ВМФ 9 бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота, действовавших с аэродрома Курессааре на острове Сааремаа (9 долетели до Берлина, сбросив 5,4 тонны бомб). [17]
1941-8-11 10–11 августа 1941 г. Советские ВВС 8 тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и 3 Ер-2 из Пушкина , из них 3 ТБ-7 и 2 Ер-2 дошли до Берлина. [18]
1941-8-12 11–12 августа 1941 г. Советский ВМФ , Советские ВВС 3 бомбардировщика ДБ-3 Балтийского флота, действовавшие из Курессааре, и 9 ДБ-3Ф (Ил-4) Дальней авиации, действовавшие из Асте на острове Сааремаа (8 долетели до Берлина). [17]
1941-8-13 13 августа 1941 г. РАФ 82 тонны бомб [8]
1941-8-16 15-16 августа 1941 г. Советский ВМФ , Советские ВВС 13 бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота и 9 ДБ-3Ф (Ил-4) Дальней авиации, действовавших с острова Сааремаа (17 долетели до Берлина, сбросив 10,5 тонны бомб). [17]
1941-8-19 18–19 августа 1941 г. Советские ВВС 5 бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4) дальней авиации, действовавших с острова Сааремаа (2 долетели до Берлина). [17]
1941-8-21 20–21 августа 1941 г. Советский ВМФ , Советские ВВС 8 бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота и 4 ДБ-3Ф (Ил-4) Дальней авиации, действовавших с острова Сааремаа (3 дошли до Берлина, 4 потеряно). [17]
1941-9-01 31 августа – 1 сентября 1941 г. Советский ВМФ 6 бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота, действовавших с острова Сааремаа (2-3 долетели до Берлина). [17]
1941-9-03 2–3 сентября 1941 г. Советский ВМФ 2 бомбардировщика ДБ-3 Балтийского флота, действовавшие с острова Сааремаа (1 долетел до Берлина). [17]
1941-9-03 3 сентября 1941 г. РАФ [8]
1941-9-04 4 сентября 1941 г. РАФ [8]
1941-9-05 4–5 сентября 1941 г. Советский ВМФ 6 бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота (3 дошли до Берлина). Всего с 7 августа по 5 сентября 57 морских и 27 армейских самолетов ДБ-3/ДБ-3Ф совершили десять налетов, из них 50 достигли Берлина. [17] сбросив около 30 тонн бомб. [56]
7/8 сентября 1941 г. РАФ 197 бомбардировщиков (смесь Vickers Wellingtons , Handley Page Hampdens , Armstrong Whitworth Whitleys , Short Stirlings , Handley Page Halifaxes и Avro Manchesters ) [57]
1941-9-08 8 сентября 1941 г. РАФ Сожженный Потсдамский вокзал , более 100 мирных жителей убиты в доме на Парижской площади [8]
1941-11-7 7–8 ноября 1941 г. РАФ Одновременно с другими налетами в Берлин было отправлено 169 самолетов. Потеряно 20 самолетов (12,5%) [21] [8] Лишь около 30% самолетов достигли главной цели, а облачность привела к слепой бомбардировке. [20] Высокие потери привели к приостановке основной бомбардировочной кампании бомбардировочного командования. [58]
1942-8-26 26 августа 1942 г. Советские ВВС Ил-4 . Бомбардировщики [59]
1943-3-02 2 марта 1943 г. РАФ 251 бомбардировщик, 17 потеряно, сбросили 610 тонн бомб, 711 убито на земле. [8] [ нужна страница ]
1943-8-23 23–24 августа 1943 г. РАФ 727 «Ланкастеров» , «Галифаксов» , «Стирлингов» и «Москитов» отправились в путь, 70 из них повернули назад, не достигнув цели. Потеряно 57 самолетов (7,8%). [60]
1943-8-31 31 августа – 1 сентября 1943 г. РАФ 613 тяжелых бомбардировщиков (331 «Ланкастер», 176 «Галифакс», 106 «Стирлинг») и 9 «Москитов». Потеряно 47 самолетов (7,6%). [61] Власти Берлина приказали эвакуировать «всех детей и всех взрослых, не занятых на военной работе». [62]
1943-9-3 3–4 сентября 1943 г. РАФ 316 «Ланкастеров» отправились с четырьмя «Москитами», выполняющими отвлекающую установку сигнальных ракет, чтобы отвлечь оборону. [63] Потеряно 22 самолета (6,9%). [64]
1943-11-18 18–19 ноября 1943 г. РАФ Первая операция кампании RAF «Битва за Берлин». Берлин, главную цель, атаковали 440 «Авро Ланкастеров» и 4 «Де Хэвилленд Москитос» . Они бомбили город, находившийся под облаками, с потерей самолетов 2%. Диверсионные налеты на Мангейм и Людвигсхафен со стороны 395 других самолетов. Комары атаковали еще несколько городов. Всего 884 боевых вылета. Потеряно 32 самолета (3,6%). [25]
1943-11-22 22–23 ноября 1943 г. РАФ Берлин — главная цель. 469 «Ланкастерс», 234 «Хэндли Пейдж Галифакс» , 50 «Шорт Стирлингс» , 11 «Москитос». Всего 764 самолета. Это был самый эффективный рейд на Берлин за всю войну. Наибольший ущерб был нанесен жилым районам к западу от центра, Тиргартену и Шарлоттенбургу , Шенебергу и Шпандау . Из-за засушливых погодных условий возникло несколько «огненных бурь». 175 000 человек остались без крова, а руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche) теперь являются памятником в Берлине. Несколько других примечательных зданий были повреждены или разрушены, в том числе посольства Великобритании, Франции, Италии и Японии, замок Шарлоттенбург и Берлинский зоопарк , а также Министерство вооружения и боеприпасов, Административный колледж Ваффен СС , казармы Императорской гвардии. в Шпандау. Также были потеряны несколько заводов, производивших материалы для вооруженных сил, и 26 самолетов (3,4%). [25]
1943-11-23 23–24 ноября 1943 г. РАФ Берлин, главную цель, атаковали 365 «Ланкастеров», 10 «Галифаксов», 8 «Москитов» (383 самолета). [25]
1943-11-24 24–25 ноября 1943 г. РАФ Берлин в ходе небольшого рейда атаковали 6 «Москитов», 1 «Москит» потерян.
1943-11-25 25–26 ноября 1943 г. РАФ 3 Комара в Берлин. [25]
1943-11-26 26–27 ноября 1943 г. РАФ Берлин, главную цель, атаковали 443 «Ланкастера» и 7 «Москитов». Большая часть ущерба в Берлине пришлась на полупромышленный пригород Райникендорф . Штутгарт был диверсией, атакованной 84 самолетами. Всего за ночь было совершено 666 боевых вылетов. Потеряно 34 самолета (5,1%). [25]
1943-12-02 2–3 декабря 1943 г. РАФ Берлин, главную цель, атаковали 425 «Ланкастеров», 18 «Москитов», 15 «Галифаксов». Немцы правильно определили, что целью был Берлин. Неожиданный боковой ветер рассеял порядки бомбардировщиков, и немецкие истребители сочли бомбардировщики более легкой целью. 37 Ланкастеров, 2 Галифакса, 1 Москито (8,7% силы). Из-за бокового ветра бомбардировка была неточной и южнее города, но были повреждены еще два завода Сименс , шарикоподшипниковый завод и несколько железнодорожных сооружений. [26]
1943-12-16 16–17 декабря 1943 г. РАФ Берлин был главной целью. На него напали 483 Ланкастера и 15 Москитов. Немецкие ночные истребители были успешно направлены на перехват бомбардировщиков. Железнодорожной системе Берлина был нанесен значительный ущерб. 1000 вагонов военной техники, предназначенных для Восточного фронта, были задержаны на 6 дней. Были разрушены Национальный театр и здание, в котором располагались военные и политические архивы Германии. Совокупный эффект бомбардировок привел к тому, что более четверти жилых помещений Берлина стали непригодными для использования. два истребителя Bristol Beaufighter и два Mosquitos группы № 100, оснащенные радар-детектором Serrate Маршрут немецких ночных истребителей патрулировали . Был поврежден Bf 110. Эти охотники-убийцы впервые участвовали в успешном патрулировании Серратов. 25 «Ланкастеров», 5,2% сил Ланкастера, были потеряны над оккупированной противником территорией, а еще 29 самолетов были потеряны при приземлении в Англии из-за очень низкой облачности. [26]
1943-12-23 23–24 декабря 1943 г. РАФ Берлин атаковали 364 «Ланкастера», 8 «Москитов» и 7 «Галифаксов». Немецкие истребители столкнулись с трудностями из-за погодных условий и смогли сбить только 16 «Ланкастеров», что составляет 4,2% от общего состава. Ущерб Берлину был относительно небольшим. [26]
1943-12-28 29–30 декабря 1943 г. РАФ Берлин был главной целью. 457 «Ланкастеров», 252 «Галифакса» и 3 «Москито» (712 самолетов), потери Королевских ВВС были небольшими - 2,8% от общей численности. Тяжелая облачность расстроила ВВС Великобритании, и ущерб был незначительным. [26]
1944-01-10 1–2 января 1944 г. РАФ Берлин был главной целью. 421 Ланкастер отправлен в Берлин. Немецкие ночные истребители действовали эффективно: 6,7% бомбардировщиков было сбито. Небольшой налет 15 «Москитов» на Гамбург и более мелкие налеты на другие города не отвлекли ночных истребителей. [27]
1944-01-02 2–3 января 1944 г. РАФ Берлин был главной целью. 362 «Ланкастера», 12 «Москитов», 9 «Галифаксов» (383 самолета). Ночные истребители не догнали бомбардировщики, пока они не пролетели над Берлином и сумели сбить 27 Ланкастеров, 10% от общего состава.
1944-01-05 , 5–6 января 1944 г. РАФ Диверсионный рейд 13 «Москитов» на Берлин. [27]
1944-01-10 10–11 января 1944 г. РАФ Небольшие рейды 20 «Москитов» на Берлин, Золинген, Кобленц и Крефельд. Ни один самолет не был потерян. [27]
1944-01-14 14–15 января 1944 г. РАФ 17 «Москитов» совершили небольшие рейды на Магдебург и Берлин. [27]
1944-01-20 20–21 января 1944 г. РАФ Берлин был главной целью. В Берлин отправлено 495 «Ланкастеров», 264 «Галифакса», 10 «Москитов» (769 самолетов). Атаки ночных истребителей были успешно отбиты; Было потеряно 22 Галифакса и 13 Ланкастеров, 4,6% сил. Ущерб оценить не удалось из-за низкой облачности на следующий день. [27]
1944-01-27 27–28 января 1944 г. РАФ Берлин был главной целью. 515 «Ланкастеров» и 15 «Москитов» (530 самолетов) отправлены в Берлин. В отчетах Королевских ВВС говорится, что бомбардировка, судя по всему, распространялась как по ветру, так и по ветру. Диверсионные рейды лишь частично увенчались успехом в отвлечении немецких ночных истребителей. Было потеряно 33 Ланкастера, что составило 6,4 процента тяжелых сил. Еще 167 самолето-вылетов было совершено по другим целям, при этом один самолет был потерян. [27]
1944-01-28 28–29 января 1944 г. РАФ Берлин был главной целью. 432 «Ланкастера», 241 «Галифакс», 4 «Москита» (677 самолетов) отправлены в Берлин. Западный и Южный районы, покрытые частичной облачностью, пострадали от самой концентрированной атаки за этот период, согласно данным Королевских ВВС. Немецкие записи не полностью подтверждают это упоминание о том, что ударам подверглись 77 мест за пределами города. Обманные рейды и разгромы Северной Дании не помешали немецкой ПВО отреагировать. 46 самолетов, 6,8% сил. Чуть более 100 других самолетов атаковали ряд других целей. [27]
1944-01-30 30–31 января 1944 г. РАФ Берлин был главной целью. 440 «Ланкастеров», 82 «Галифакса», 12 «Москитов» (534 самолета) отправлены в Берлин. Потери RAF составили 33 самолета, 6,2% от общего числа. [27]
1944-02-15 15–16 февраля 1944 г. РАФ Основная цель Берлин. 561 «Ланкастер», 314 «Галифаксов», 16 «Москитов» (891 самолет) отправлены в Берлин. Несмотря на облачность, пострадали наиболее важные военные предприятия, в том числе большой район Сименсштадта , при этом наибольший ущерб понесли центральный и юго-западный районы. Это был крупнейший рейд британских ВВС на Берлин. Диверсионный рейд 24 «Ланкастеров» группы № 8 на Франкфурт-на-Одере не смог сбить с толку немцев. Королевские ВВС потеряли 43 самолета – 26 «Ланкастеров» и 17 «Галифаксов», что составило 4,8% от общего состава. Еще 155 самолето-вылетов было совершено по другим целям. [28]
1944-03-04 4 марта 1944 г. USAAF Цель: Берлин. Попытки рейдов были остановлены плохой погодой 3 марта. Налет максимального усилия силами 730 (504 B-17 и 226 B-24) бомбардировщиков и 644 истребителей Восьмой воздушной армии . В результате 37 потерь. [65] [66]
1944-03-06 6 марта 1944 г. USAAF Было потеряно 69 американских бомбардировщиков. 11 североамериканских P-51 Mustang Также было потеряно . Уровень потерь бомбардировщиков составил 10,2 процента. Люфтваффе потеряло 64 истребителя, в том числе 16 Bf 110 и Me 410 . тяжелых истребителей [67]
1944-03-08 8 марта 1944 г. USAAF Налет на Берлин 623 бомбардировщиков. Было потеряно 37 американских бомбардировщиков и 18 истребителей. Люфтваффе потеряло 42 истребителя, из них 3 убитыми, 26 пропавшими без вести и 9 ранеными (включая многопилотные самолеты Me 410 и Bf 110). [68]
1944-03-24 24–25 марта 1944 г. РАФ Основная цель Берлин. Поток бомбардировщиков рассеялся, и те, кто достиг Берлина, бомбили далеко юго-западную часть города. ВВС потеряли 72 самолета, 8,9% атакующих сил. [37]
3 февраля 1945 г. USAAF Одна из самых тяжелых атак на Берлин за всю войну. Около 1000 B-17 нанесли удар по центру города.
26 февраля 1945 г. USAAF Более 1000 бомбардировщиков USAAF атаковали Берлин.
18 марта 1945 г. USAAF Для нанесения ударов по железнодорожным вокзалам и танковым заводам в районе Берлина направлено 1329 бомбардировщиков и 733 истребителя.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Тейлор, Глава «Удар грома и Ялта», стр. 216
  2. ^ «Целевой анализ» . Полет . 9 августа 1945 г. с. 154. Архивировано из оригинала 10 января 2015 года.
  3. ^ Ричард Овери, Бомбардировщики и бомбардировки: Воздушная война союзников над Европой 1940–1945 (2014), стр. 301, 304
  4. Обращение президента Франклина Д. Рузвельта против воздушных бомбардировок гражданского населения , 1 сентября 1939 года.
  5. ^ Тейлор, Глава «Зови меня Мейер», стр. 105
  6. ^ AC Grayling, Среди мертвых городов (Bloomsbury 2006), стр. 24.
  7. ^ https://www.tracesofwar.com/articles/4401/Bombardment-of-air-base-H%C3%B6rnum-19-20-March-1940.htm
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Марек Дж. Муравски (1999). ПВО Третьего Рейха. Часть 3. Ночные операции сентябрь 1939 г. — июнь 1943 г. [ПВО 3-го рейха. Ночные операции сентябрь 1939 г. - июнь 1943 г.] (на польском языке). ЭйДжей-Пресс. ISBN  83-7237-016-8 .
  9. ^ Дональд А. Бертке, Дон Кинделл, Гордон Смит, «Морская война Второй мировой войны: Франция падает, Британия остается одна: повседневные военно-морские действия с апреля 1940 по сентябрь 1940 года», стр. 205 [1]
  10. ^ Гастингс 1981, с. 114.
  11. ^ Гастингс 1981, стр. 111–15.
  12. ^ Перейти обратно: а б Мосс, с. 295
  13. ^ Перейти обратно: а б с Квестор п. 115
  14. ^ Квестор с. 116.
  15. ^ Хариус, 47 лет.
  16. ^ Тейлор, Глава «Зови меня Мейер», с. 114.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мирослав Морозов (2011). Торпедоносцы Великой отечественной. Их звали «смертниками » . Их называли «смертоносными» ] (по-русски). Яуза. стр. 63–65. ISBN  978-5-699-46226-1 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Mikhail Maslov (2009). "Letayushchiye kreposti" Stalina. Bombardirovshchik Pe-8 [ Stalin's "Flying fortresses". Pe-8 bomber ] (in Russian). Яуза. pp. 53–56. ISBN  978-5-699-36247-9 .
  19. ^ Каменир, Виктор, «Советский флот над Берлином», Журнал истории Второй мировой войны , август 2013 г., стр. 60–65, 74.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Ходыра, Петр (2016). 301-я бомбардировочная эскадрилья 1940–1943 (на польском языке). Варшава: Издательство «Алма-Пресс». стр. 28, 42–43. ISBN  978-83-7020-664-2 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Робин Кросс, Падший орел (Лондон, Джон Уайли и сыновья, 1995), с. 78.
  22. ^ Рейнхард Рюруп, Берлин, 1945: Документация (Verlag Willmuth Arenhövel 1995), стр. 11
  23. ^ Хариус, с. 62
  24. ^ «Военный дневник бомбардировочного командования, апрель 1943 года» , 60-летие бомбардировочного командования , заархивировано из оригинала 6 июля 2007 года , получено 30 октября 2015 года. {{citation}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дневник кампании Королевских ВВС, ноябрь 1943 г. Архивировано 11 июня 2007 г. в Wayback Machine . Королевские ВВС . 6 апреля 2005 г. Проверено 17 июня 2009 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дневник кампании, декабрь 1943 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дневник кампании, январь 1944 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Дневник кампании февраля 1944 года .
  29. ^ Хариус, стр. 309–10.
  30. ^ Рюруп, с. 11
  31. ^ Хариус, с. 332, сноска 58.
  32. ^ Перейти обратно: а б Дэниел Окман, журнал Wartime Magazine: «Битва за Берлин» , веб-сайт Австралийского военного мемориала . Проверено 8 декабря 2014 г.
  33. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , с. 193.
  34. ^ Цитируется Майком Дэвисом в главе 3 его работы «Мертвые города» , book.guardian.co.uk. Проверено 8 декабря 2014 г.; см. «Проектирование и строительство типичных немецких и японских испытательных конструкций на полигоне Дагуэй, штат Юта», 27 мая 1943 г. Архивировано 28 мая 2020 г. в Wayback Machine , компанией Standard Oil Development Company. Проверено 8 декабря 2014 г.
  35. ^ Видео: Взрыв Берлина при дневном свете, 1944/03/20 (1944) . Универсальная кинохроника . 1944 год . Проверено 20 февраля 2012 г.
  36. ^ Рассел, Эдвард Т. (1999), «Большая неделя» » , , «Прыжок через Атлантическую стену Кампании ВВС армии в Западной Европе, 1942–1945 , ВВС армии США во Второй мировой войне, программа истории ВВС и музеев, заархивировано из архива оригинал от 19 сентября 2017 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Дневник кампании, март 1944 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б «Армейская авиация во Второй мировой войне» . 31 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2012 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
  39. ^ Макиннис 1946 , с. 115.
  40. ^ Тейлор, с. 215
  41. ^ Персонал. «Боевая хронология ВВС США: февраль 1945 года» . USAAF.net . Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 28 августа 2013 г.
  42. ^ Аддисон с. 102, раскрывает политическую подоплеку рейда.
  43. ^ Перейти обратно: а б Бивор, с. 74. претензии 3000
  44. ^ «Фонд 100-й бомбардировочной группы - Персонал - подполковник Роберт РОЗЕНТАЛЬ» . 100thbg.com . Фонд 100-й бомбардировочной группы . Проверено 5 декабря 2016 г. Розенталь, командирский пилот миссии, внесен в список MACR Джона П. Эрнста (№ 12046) и отчет о потерях.
  45. ^ Перейти обратно: а б Смит, Эрик/Эвталия Стайкос/Дирк Торманн, 3 февраля 1945 г.: Разрушение Кройцберга с воздуха , Мартин Дюсполь (редактор) от имени Кунштамт Кройцберг/Кройцбергский музей городского развития и социальной истории в сотрудничестве с Исследование Verein zur и презентация истории Kreuzberg eV, Берлин: Kunstamt Kreuzberg, 1995, стр. 12seq; ISBN   3-9804686-0-7 .
  46. ^ «Фонд 100-й бомбардировочной группы - Персонал - подполковник Роберт РОЗЕНТАЛЬ» . 100thbg.com . Фонд 100-й бомбардировочной группы . Проверено 5 декабря 2016 г.
  47. ^ Дэвис, с. 511
  48. ^ Фест, Иоахим (2004). Внутри бункера Гитлера . Нью-Йорк: Пикадор. п. 88. ИСБН  0-312-42392-6 .
  49. ^ Бахм, Карл. Берлин 1945: Последний расплата , MBI Publishing/Amber Books (2001); ISBN   0-7603-1240-0 , с. 47.
  50. ^ «Берлин, Германия, 1940-е годы, после нацистской оккупации после Второй мировой войны. Документальный фильм о путешествиях во времени» . Высококлассная история .
  51. ^ Рюруп, с. 13
  52. ^ Селден, Марк (2 мая 2007 г.). «Забытый Холокост: стратегия бомбардировок США, разрушение японских городов и американский способ ведения войны от Второй мировой войны до Ирака» . Япония Фокус .
  53. ^ Этот раздел основан на Рюрупе, глава 1.
  54. ^ Грин 1968, с. 19.
  55. ^ «Дневник кампании в честь 60-летия бомбардировочного командования Королевских ВВС 1941 года» . webarchive.nationalarchives.gov.uk . Проверено 19 февраля 2024 г.
  56. ^ Роберт Бок (1996). Советская морская авиация 1941-45 (на польском языке). ЭйДжей-Пресс. стр. 15–17. ISBN  83-86208-44-9 .
  57. ^ «Дневник кампании 1941 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Проверено 19 февраля 2024 г.
  58. ^ «Дневник кампании 1941 года» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Проверено 19 февраля 2024 г.
  59. ^ Владимир Коельников (2009). Т-4. «Воздушный крейсер» Сталин [ Ил-4 Сталинские «Летающие крейсера» . Яуза. пп. 87, 102. ISBN  978-5-699-38276-7 .
  60. ^ Ричардс 1994, стр. 268–69.
  61. ^ Ричардс 1994, с. 269.
  62. ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, август 1943 г.
  63. ^ Ричардс 1994, с. 270.
  64. ^ Дневник кампании RAF, сентябрь 1943 г. Архивировано 29 сентября 2004 г. в Wayback Machine . Королевские ВВС . 6 апреля 2005 г. Проверено 17 июня 2009 г.
  65. ^ Гесс 1994, стр. 80–84. [ нужна проверка ]
  66. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007, с. 168.
  67. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007, стр. 172–73.
  68. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007, стр. 173–74.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6bbdf42f4519085b21ebc2825424707__1722198120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/07/b6bbdf42f4519085b21ebc2825424707.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bombing of Berlin in World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)