Музыка Мьянмы
Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
Люди |
Музыка Мьянмы ဂီတ (или Бирмы) ( မြန်မာ့ бирманский: ) имеет много общего с другими музыкальными стилями региона. Традиционная музыка мелодична , имеет свою уникальную форму гармонии , часто сочиняется с 4
4 ( на-йи-се ), а 2
4 ( ва-пусть-это ) или 8
16 ( ва-лет-а-мьян ) тактовый размер . В бирманском языке музыкальные сегменты объединяются в узоры, а затем в куплеты, образуя многоуровневую иерархическую систему. Для создания песни используются различные уровни. Гармония в Махагите (бирманском музыкальном языке) известна как twe-lone, что похоже на аккорд в западной музыке. Например, C сочетается с F или G.
Музыкальные инструменты включают духовой сэ (похожий на треугольник ), хне (разновидность гобоя ), бамбуковую ва, а также всем известный саунг в форме лодки — арфу . [ 1 ] Традиционно инструменты делятся на пять групп, называемых пииссин турия ( ပဉ္စင်တူရိယာ ). На этих инструментах играют по музыкальной гамме, состоящей из семи тонов, каждый из которых связан с животным, которое, как говорят, является производителем звука. Каждый тон можно повысить, понизить или сыграть естественно (соответствует диезу, бемоль или естественности), в результате чего получается двадцать одна возможная комбинация. комбинации . Например, барабанный круг «пат-ваинг» состоит из двадцати одного барабана, по одному настроенному на каждый тон в каждой возможной Точно так же в Кий Вайн, инструменте с двадцатью одним гонгом, ударяют палочкой с шишечкой, расположенной рядом с пат Вайн. [ 1 ]
Западная музыка приобрела популярность в Бирме в 1930-е годы, несмотря на вмешательство правительства. В эпоху социализма музыканты и художники подвергались цензуре со стороны Совета по контролю за прессой и Центральной регистрационной комиссии, а также таких законов, как Закон о государственной защите. Классическая музыка также появилась во время британской оккупации. Поп-музыка возникла в 1970-х годах и была запрещена государственными радиостанциями. Однако многие артисты обходили эту цензуру, выпуская альбомы в частных студиях и выпуская их в музыкальных магазинах. Рок-музыка, называемая по-бирмански стерео , стала популярной формой музыки с 1980-х годов. Когда в 2000 году в стране были ослаблены правила цензуры, по всей Мьянме появилось множество поп-групп, таких как Electronic Machine, Playboy, ELF Myanmar и King. [ 2 ] В августе 2012 года государственная цензура на музыку была официально отменена.
Традиционная музыка
[ редактировать ]Классические традиции
[ редактировать ]Ортодоксальный буддизм Тхеравады отвергает музыку как декадентскую, но, несмотря на этот культурный фон, бирманская монархия, наряду с сочетанием различных региональных музыкальных стилей, создала несколько классических традиций бирманской музыки. Самое старое из таких влияний, возможно, исходит из Китая, который имеет ту же пентатоническую музыкальную гамму , что и классическая бирманская музыка. [ 3 ] Другие влияния включают Мон музыку (называемую Талаинг чем или «звуки Талаинга [Мон]»), особенно в Махагите ( မဟာဂီတ ), полном объеме классической бирманской музыки. [ 4 ] [ 5 ]
Преобладающий из них называется йодая ( ယိုးဒယား ), который, по сути, представляет собой класс бирманских адаптаций песен, сопровождаемых саунг гаук , происходящих из королевства Аюттхая (современный Таиланд) во время правления Байиннаунга (1551–1581) и Синбюшина ( 1753–1776), который возродил множество культурных традиций, включая Рамаяну . [ 3 ] Первичная местная тхачин называется . форма
Ансамбли бирманской классической музыки можно разделить на ансамбли на открытом воздухе и в помещении. Музыкальный ансамбль под открытым небом - сидо ( စည်တော် ); также называемый сидавги ( စည်တော်ကြီး ), который представлял собой открытый ансамбль при королевских дворах, используемый для обозначения важных церемониальных функций, таких как королевская церемония пахоты . [ 4 ] хнедьи пары церемониальных из си , большой двойной язычковой трубы и , сидо барабана также и ва гандамы , , двуглавого барабанов Он состоит колокольчика и колокольчика, и , а . Сегодня музыку сидо играют на фестивалях. Другие инструменты, используемые в классической музыке, включают саунг (арфу) и патталу (ксилофон). Внутренняя форма — это ансамбль камерной музыки , который в основном состоит из певицы в сопровождении традиционного ансамбля, состоящего из саунг ( арфа ), паттала ( паттала ), мигьяунг ( крокодил , цитра ), палве ( флейта , флейта) и в в прошлое также входили тайо ( скрипка , скрипка) и хьин (маленькая губная гармошка). [ 6 ]
Захватывающий
[ редактировать ]В переводе с пали « Махагита тхачин » означает «великая музыка». Это обширное собрание бирманских классических песен, называемых гьи . Коллекция разделена на несколько различных типов песен, включая следующие: kyo , bwe , thachin gan , самые старые репертуары; пат пё , музыка королевского двора; ван чин , песни тоски; лежал дальше, чем гат ; мьин джин — музыка, заставляющая лошадей танцевать; нат чин , песни, используемые для поклонения нат , бирманским духам; йодая , музыка, пришедшая из Аюттхая, тааинг чем , музыка, адаптированная у народа мон , и боле , песни печали. [ 5 ]
Народные традиции
[ редактировать ]Бирманская музыка включает в себя множество народных традиций. Особая форма этого песни называется бьяв ( ဗျော ), которую часто играют на религиозных праздниках и поют в такт длинному и тонкому барабану, время от времени прерываясь ударами большего барабана. [ 7 ]
Традиционный народный ансамбль, обычно используемый в нат пве (бирманский театр, искусство и фестивали), называется сасайн вайн ( ဆိုင်းဝိုင်း ). В основном он состоит из различных гонгов и барабанов, а также других инструментов, в зависимости от характера исполнения. [ 8 ] Ансамбль во многом похож на другие ансамбли Юго-Восточной Азии, хотя в нем есть барабанный круг, которого нет в подобных ансамблях. [ 4 ] Ансамбль состоит из серии барабанов и гонгов, включая центральные части: хне (двойная трость) и пат-ваинг , набор из 21 настроенного барабана, расположенного по кругу. [ 4 ]
Другие инструменты в этом ансамбле включают кьи ваинг ( ကြေးဝိုင်း , маленькие бронзовые гонги в круглой рамке) и маунг саинг ( မောင်းဆိုင်း , большие бронзовые гонги в прямоугольной рамке), а также си и ва (колокольчик и трещотка), а также недавнее добавление одинокой летучей мыши чаук (группа из шести барабанов, получившая распространение с начала 20 века). [ 4 ] Однако музыка Сайн Вайн нетипична для музыки Юго-Восточной Азии и характеризуется внезапными изменениями ритма и мелодии, а также изменением текстуры и тембра . [ 9 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]Раннее начало
[ редактировать ]Западная музыка приобрела популярность в Бирме с 1930-х годов. Несмотря на вмешательство правительства время от времени, особенно в эпоху социализма, популярная бирманская музыка испытала значительное влияние западной музыки, которая состоит из популярных западных песен, исполненных на бирманском языке, и поп-музыки, похожей на другие азиатские поп-мелодии. [ 9 ] Классическая музыка также появилась во время британской оккупации. Культовый фолк-музыкант Ник Дрейк родился в Бирме во время британского правления .
Рок-музыка, называемая по-бирмански стерео , является популярной формой музыки с 1980-х годов и появилась в 1960-х годах. [ 10 ] Поп-музыка возникла в 1970-х годах и была запрещена государственными радиостанциями. Однако многие артисты обходили эту цензуру, выпуская альбомы в частных студиях и выпуская их в музыкальных магазинах. [ 11 ] В эпоху социализма музыканты и художники подвергались цензуре со стороны Совета по контролю за прессой и Центральной регистрационной комиссии, а также таких законов, как Закон о государственной защите. [ 11 ] В этот период появление различных групп, в том числе влиятельной Thabawa Yinthwenge («Дикие»), в которую входил вокалист Сай Хти Саинг , этнический шанец , в 1973 году проложило путь музыкантам из этнических меньшинств к завоеванию известности в бирманской музыкальной индустрии. [ 11 ] Сай Кхам Лейк — известный композитор, связанный с The Wild Ones . Другими современными певцами были Кхин Маунг То , Кайзер , Хлван Мо , Хту Эйн Тхин , Со Лвин Лвин , Саунг Оо Хлаинг , Лэй Пью , Мэй Свит , Майкхала и Конни .
1980-е-1990-е годы
[ редактировать ]Во время восстания 8888 года ограничения были ослаблены, и многие артисты начали писать музыку на темы свободы и демократии . Однако после того, как Государственный совет по восстановлению правопорядка узурпировал власть в 1988 году, Совет по контролю за прессой был реформирован для цензуры конкретных политических и социальных вопросов, включая бедность , секс-торговлю, демократию и права человека. Myanmar Music Asiayon (MMA) была создана SLORC для дальнейшей цензуры бирманской музыки. Популярные музыканты, в том числе Зау Вин Хтут и Сай Хти Саинг, выпустили пропагандистские альбомы, написанные такими офицерами, как Мья Тан Сан. [ 11 ]
Хип-хоп и рэп возникли в конце 1990-х годов и сегодня являются преобладающим музыкальным жанром среди бирманской молодежи. [ 11 ] Такие группы, как Iron Cross, Emperor и BigBag, популярны среди пожилых бирманцев и определенных групп молодежи. По всей Бирме есть энтузиасты хип-хопа, среди которых есть такие бирманские исполнители хип-хопа, как Йе Лэй , Сай Сай Кхам Хлаинг и J-me. Есть также много андеграундных рок- и метал-групп, таких как All Else I Fail, Last Day of Beethoven, Temper Level VIII, Tha Ta Lin Chate, Idiots, Offkeys, We Are the Waste, The Last Secret и т. д., но в основном они производят музыку в стиле ню. метал и металкор . Что касается хэви-метала, то эта сцена неуклонно растет, но остается менее популярной по сравнению с основной музыкой. Несмотря на то, что в Бирме очень мало метал-групп, сообщество поклонников метал-групп едино и поддерживает сырой блэк-метал, трэш-метал и дэт-метал. Бирманские кавер-версии (особенно из Азии) представляли собой раннюю поп-музыку в стране, поскольку артисты записывали и исполняли «копии мелодий», которые представляли собой репродукции международных поп-песен, исполненных на бирманском языке. Такие певцы, как Мин Мин Латт, проложили путь другим артистам, таким как мьянманская версия Леди Гага , Пью Пью Кьяо Тейн , [ 12 ] Р. Зарни и я не боюсь
2000-е – настоящее время
[ редактировать ]Когда в 2000 году в стране были ослаблены правила цензуры, по всей Мьянме появились новые поп-группы, которые смогли сочинять, записывать и исполнять оригинальную бирманскую музыку. По всей Мьянме появилось множество поп-групп, таких как Electronic Machine, Playboy, ELF Myanmar и King. [ 2 ] В августе 2012 года государственная цензура на музыку была официально отменена. Единственная государственная цензура, которая сохраняется в отношении музыки, — это цензура видео. По сути, каждый может выпускать все, что хочет. Это привело к тому, что многие члены недавно перегруппированной Музыкальной ассоциации Мьянмы задумались над идеей создания рейтинговой системы для борьбы с некоторыми «грубыми словами» в музыке, которые могут не подходить для всех возрастов.
небольшая, но устойчивая музыкальная сцена панк-рока и хэви-метала . После десятилетий подполья в Бирме становится все более заметной [ 13 ] Моделирование многих классических западных панк-групп 1970-х и 80-х годов и современного металла. Бирманская панк-метал-группа демонстрирует музыкальное неповиновение, которого раньше не видели в Бирме. [ 13 ] В немецком документальном фильме 2012 года «Янгонский зов» в течение шести недель режиссеры Александр Длузак и Карстен Пифке тайно снимали, как они документировали жизнь бирманских панков, документируя все: от встреч с друзьями и семьей, посещения репетиций и съемок секретных концертов. . [ 14 ]
Веб-сайты, появившиеся в последние годы, такие как Myanmar Xbands, уделили внимание бирманской панк-сцене наряду с другой альтернативной бирманской музыкой. Сайт превратился в центр, где артисты могут демонстрировать свою музыку бирманской и международной аудитории для бесплатного скачивания. Большинство талантливых групп, таких как Last Day of Beethoven, Darkest Tears from My Heart, Fever 109, We Are the Waste, хорошо известны другим благодаря этому сайту. В то время как другие бирманские панк-группы, такие как поп-панк-группа Side Effect, обратились к сбору средств на IndieGoGo , чтобы выпустить свой первый альбом. Группе только что удалось собрать достаточно средств для выпуска своего альбома в мае 2012 года, незадолго до того, как их усилия не попали под международные санкции. [ 15 ] Однако другие популярные бирманские панк-группы, такие как No Uturn или Rebel Riot, перешли к самостоятельному выпуску, публикуя свои демо на популярных сайтах загрузки, таких как MySpace и Reverb Nation.
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]В бирманской музыке присутствует большое разнообразие музыкальных инструментов , в том числе медный сэ (похожий на треугольник ), хне (разновидность гобоя ) и бамбуковая ва, а также всем известная саунг в форме лодки — арфа . [ 1 ]
Начиная незадолго до Второй мировой войны, фортепиано было адаптировано для исполнения традиционной бирманской музыки, моделируя его технику по образцу патталы и саунга . Самой известной исполнительницей игры на бирманском фортепиано была Гита Лулин Маунг Ко Ко, известная как У Ко Ко (1928–2007). [ 16 ]
Бирманская арфа имеет особое значение. Он восходит к 9 веку, хотя с тех пор довольно сильно изменился, расширившись, например, с трех струн до шестнадцати. В период Конбаунг ) среди придворных музыкантов были королева Ма Мья Галай, принцесса Хлаинг Хтейхаунг Тин, министр Мьявадди Мингьи У Са и король Нат Шин Наунг Таунгу ( 1752–1885 .
Бирманские музыкальные инструменты традиционно делятся на пять классов, называемых пииссин турия ( пятый инструмент ):
- Кёи ( бронза ) — медные духовые инструменты.
- Тхайэй ( кожа ) — барабаны, обтянутые кожей.
- Кё ( струнные ) — струнные инструменты
- Лей ( လေ ) — духовые инструменты
- Летхок ( хлопок в ладоши ) – ударные инструменты.
Тюнинг
[ редактировать ]На этих инструментах играют в музыкальной гамме, состоящей из семи тонов, каждый из которых связан с животным, которое, как говорят, является производителем звука. Каждый тон можно играть повышенным, пониженным или естественным (соответствует диезу, бемольному или естественному), в результате чего возможна двадцать одна комбинация. ( маэстро Например, барабанный круг пат-ваинг состоит из двадцати одного барабана, по одному настроенному на каждый тон в каждой возможной комбинации, а сайнсая ) сидит посередине, используя различные части рук, чтобы ударять по барабанам, чтобы произвести мелодия. Кьи вайн — это натянутый таким же образом круг гонга, удары по гонгам которого наносятся палкой с шишечками под аккомпанемент пат вайн . [ 1 ]
Название тембра | бирманское имя | Животное | Прибл. тон |
---|---|---|---|
Не груби | Пидопян ( Возвращение домой ) | бык | Г |
Dhevata (ဓေဝတДевата | Chaukthwenyunt (ခြောက်သွယ်ညွန့်Чауктвенюнт | лошадь | Д |
Chajja (ဆဇ္စျЧаджа | Duraka (ဒုရကДурака | павлин | А |
Gandhāra (ဂန္ဓါရГандхара | Myinsaing (မြင်ဆိုင်းМойинсайн | козел | И |
Majjhima (မဇ္စျိမМаджхима | Бледный ( жемчужный ) | кран | Б |
Панзама ( Пятый ) | Аукпян ( нижняя квартира ) | кукушка | Ф |
Nisāda (နိသာဒНисада | Hnyinlon (ညွှင်းလုံးХньинлон | слон | С |
Кьяйские инструменты
[ редактировать ]Кьяй , или духовые инструменты, занимают видное место в бирманской музыке. Они включают в себя:
- Linkwin (тарелки) - медные тарелки [ 17 ]
- Кяй нин (духовая педаль) — медный гонг
- Кьяй наунг (латунь) – маленький латунный гонг.
- Маунг (привод) – латунный гонг
- Кьяй си (духовой барабан) – треугольный гонг
- Чу си (Чу си) — звонкий гонг
- Кьяук си (каменная бочка) — круглый латунный гонг.
- Маунг саинг - градуированная серия латунных гонгов.
- Хаунглаунг (колокольчик) – латунные колокольчики.
- Танлвин — маленькие медные тарелки.
- Пха си (лягушачий барабан) - бронзовые барабаны, используемые в музыке Мон, Карен и Кая. [ 17 ]
Кё инструменты
[ редактировать ]Кё или струнные инструменты в бирманском музыкальном репертуаре включают следующее:
- Саунг (арфа) — традиционная бирманская арфа.
- Ми гьяунг - щипковая цитра в музыке понедельника.
- Дон мин - щипковая цитра
Тайские инструменты
[ редактировать ]Тхайе ударного типа, или кожаные инструменты в основном состоят из барабанов используемых в народных ансамблях, в том числе:
- Ози (горшок-барабан) — открытый барабан с длинным корпусом.
- Добат (ဒိုးပတ်) - короткий барабан, свисающий с шеи во время игры.
- Бьяу – длинный барабан
- Бонги (ဗုံကြီး) - длинный барабан среднего размера, обычно используемый в народной музыке.
- Бонто – короткий барабан
- Боншай (ဗုံရှည်) - длинный барабан, который носят на веревке на шее.
- Си (песня) – большой барабан
- Сито (короткий барабан) – короткий барабан
- Сахун – двуглавый барабан на подставке.
- Патваинг (круг) – барабанный круг
- Чауклонпат (шесть кругов) — барабанный ансамбль, состоящий из шести градуированных барабанов.
Лей -инструменты
[ редактировать ]К леям или духовым инструментам относятся:
- Хне (гобой) – гобой
- Палве (флейта) – флейта
- Хаю тонкий (နှဲ) - раковина
- Бадо – труба из рога животного или раковины.
- Хая – духовой инструмент в форме трубы.
- Ньин (отказ)
- PhetleikПетлейк
Летхокские инструменты
[ редактировать ]Летхок : или ударные инструменты наименее многочисленны и включают
- Ва летхок (бамбуковые хлопушки) - бамбуковые хлопушки.
- Тон ва - деревянный гонг или бамбук для измерения времени и бамбуковые хлопушки. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Швей Йо (сэр Джеймс Джордж Скотт) 1882. Бирманец – его жизнь и представления . Нью-Йорк: Библиотека Нортона, 1963. стр. 317–319.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Зин, Мин (сентябрь 2002 г.). «Бирманская поп-музыка: идентичность в переходный период» . Иравади . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зау, Зау (1940). «Бирманская музыка (предварительное исследование)». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 10 (3): 717–754. дои : 10.1017/S0041977X0008873X . JSTOR 608839 . S2CID 246638963 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гарифас, Роберт (1985). «Развитие современного бирманского ансамбля Сайн». Азиатская музыка . 16 (1): 1–28. дои : 10.2307/834011 . JSTOR 834011 .
- ^ Перейти обратно: а б «Маха Гита» . Университет Мэриленда, округ Балтимор. 30 октября 1995 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ «Саунг Гаук» . Университет Мэриленда, округ Балтимор. 5 ноября 1995 года . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Таллантайр, Рене (декабрь 1939 г.). «Розовая яблоня». Фольклор . 50 (4). Folklore Enterprises, Ltd.: 384. doi : 10.1080/0015587X.1939.9718201 . JSTOR 1257406 .
Поэтому он сочинил музыку, называемую « байау» , которую обычно играют на религиозных праздниках. непрерывный В бьяу ритм одиночного удара маленького длинного барабана, который представляет собой звон воды, когда в нее падают плоды с дерева Забутаби. Ритм акцентируется внезапными ударами по огромному, толстому барабану, символизирующим судорожные глотки гигантской ананды.
- ^ "музыка" . 23 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, Терри Э.; Шон Уильямс (2008). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. п. 17. ISBN 978-0-415-96075-5 .
- ^ Локард, Крейг А. (1998). Танец жизни: популярная музыка и политика в Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1918-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Корпе, Мари (2004). Стреляй в певца!: музыкальная цензура сегодня . Книги Зеда. ISBN 1-84277-505-7 .
- ^ Келли Макнамара (28 марта 2012 г.). «Поп-звезды Бирмы готовятся к революции» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 19 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дукович, Париж (25 марта 2013 г.). «Бирманская волна» . Житель Нью-Йорка . стр. 70–71 . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Янгонский звонок» . ЦНИИ английского и немецкого языков. 2012 . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ «Мьянманская группа «Side Effect» выпускает дебютный альбом» . ЦНИИ английского языка. 2012 . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ «Бирманская фортепианная музыка У Ко Ко» . www.umbc.edu . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Минн Кий. «Традиционные музыкальные инструменты Мьянмы» . Янгонов . Архивировано из оригинала 26 июня 2006 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- WAING - исследовательская сеть по музыке и звуку Мьянмы, новости музыки Мьянмы, библиография, связанная с музыкой
- Hpeppoosin (Зеленый лист) от Со Санда Тун и Саинга Вайна, видео
- Видео Пэта Уэйнга
- Традиционная музыка и инструменты Мьянмы/Бирмы.
- Традиционные музыкальные инструменты Мьянмы - включает изображения и образцы песен.
- Бирманская музыка – классическая и современная
- Ансамбль Най Хтау Паинг - традиционная музыка Мон
- Традиционные музыкальные инструменты Мьянмы
- Хэви-метал группа Iron Cross ,
- Альтернативная музыка Мьянмы - бирманский панк, рок, металл и инди в формате MP3.