Jump to content

Космическая опера

(Перенаправлено из «Космической оперы» )

Обложка научно-фантастического журнала Imagination , июнь 1956 года.

Космическая опера поджанр научной фантастики. [ 1 ] в нем особое внимание уделяется космической войне с использованием мелодраматических , рискованных космических приключений, отношений и рыцарской романтики . Действие фильма происходит в основном или полностью в космическом пространстве . В нем представлены технологические и социальные достижения (или их отсутствие) в области путешествий со скоростью, превышающей скорость света , футуристическое оружие и сложные технологии на фоне галактических империй и межзвездных войн с вымышленными инопланетянами , часто в вымышленных мирах. галактики. Этот термин не относится к оперной музыке , а вместо этого первоначально относился к мелодраме, масштабу и шаблонным историям опер, во многом так же, как используется в « конной опере », фразе 1930-х годов, обозначающей шаблонный и шаблонный вестерн-фильм . [ 2 ] и « мыльная опера », мелодраматическая отечественная драма. Космические оперы появились в 1930-х годах и продолжают создаваться в литературе, кино, комиксах, телевидении, видеоиграх и настольных играх.

Ранним фильмом, основанным на комиксах о космических операх, был «Флэш Гордон» (1936) , созданный Алексом Рэймондом . [ 3 ] Перри Родан (1961–) — самая успешная серия книг о космической опере из когда-либо написанных. [ 4 ] [ 5 ] Сериал «Звездный путь» (1966–) Джина Родденберри и фильмы «Звездные войны» (1977–) Джорджа Лукаса привлекли большое внимание к этому поджанру. [ 6 ] После ломающей традиции «новой волны», за которой последовал огромный успех франшиз, космическая опера снова стала критически приемлемым поджанром. На протяжении 1982–2002 годов премия Хьюго за лучший роман часто вручалась номинантам в области космической оперы. [ 7 ]

Определения

[ редактировать ]
Задняя обложка первого номера журнала Galaxy Magazine. [ 8 ]

Космическая опера определяется как «телевизионная или радиодрама или фильм, представляющий собой научно-фантастический приключенческий рассказ». [ 9 ] Некоторые критики различают космическую оперу и планетарный роман . [ 10 ] В обоих рассказывается о приключениях в экзотических местах, но космическая опера делает упор на космические путешествия, а планетарные романы сосредоточены на инопланетных мирах. С этой точки зрения марсианские, венерианские и лунные истории Эдгара Райса Берроуза будут планетарными романами (и одними из самых ранних), как и Ли Брэкетта , написанные под влиянием Берроуза об Эрике Джоне Старке рассказы .

Термин «космическая опера» был придуман в 1941 году писателем-фанатом и писателем Уилсоном Такером как уничижительный термин в статье в Le Zombie научной фантастики ( журнал для фанатов ). [ 11 ] В то время сериальные радиопостановки в Соединенных Штатах стали широко известны как мыльные оперы, поскольку многие из них спонсировались производителями мыла. [ 12 ] Термин « конная опера » также стал использоваться для описания шаблонных западных фильмов . Такер определил космическую оперу как эквивалент научной фантастики: «хакерская, скрежетающая, вонючая, изношенная пряжа космического корабля». [ 13 ] [ 11 ] Поклонники и критики отмечают, что сюжеты космических опер иногда были взяты из конных опер и просто перенесены в космическую среду, как это классно пародируется на задней обложке первого выпуска Galaxy Science Fiction . [ 8 ] В конце 1920-х — начале 1930-х годов, когда рассказы печатались в научно-фантастических журналах, их часто называли «сверхнаучными эпопеями». [ 2 ]

Начиная с 1960-х годов и получив широкое признание к 1970-м годам, космическая опера была переопределена в соответствии с Брайана Олдисса определением в « Космической опере» (1974) как - перефразированное Хартвеллом и Крамером - «старое доброе вещество». [ 7 ] : 10–18  Однако вскоре после его нового определения ему начали бросать вызов, например, в редакционной практике и маркетинге Джуди-Линн дель Рей , а также в обзорах ее мужа и коллеги Лестера дель Рей . [ 7 ] : 10–18  В частности, они оспаривали утверждения о том, что космические оперы устарели, а издательство Del Rey Books назвало переиздания более ранних работ Ли Брэкетта космической оперой. [ 7 ] : 10–18  К началу 1980-х годов определение космических опер снова было пересмотрено, и этот ярлык был прикреплен к крупным произведениям популярной культуры, таким как «Звездные войны» . [ 7 ] : 10–18  Лишь в начале 1990-х годов термин «космическая опера» стал признаваться законным жанром научной фантастики. [ 7 ] : 10–18 

Хартвелл и Крамер определяют космическую оперу как:

... красочное, драматическое, масштабное научно-фантастическое приключение, грамотно, а иногда и красиво написанное, обычно сосредоточенное на симпатичном, героическом центральном персонаже и сюжетном действии, действие которого обычно происходит в относительно отдаленном будущем, в космосе или в других мирах, характерно оптимистичный тон. Часто речь идет о войне, пиратстве, военных достоинствах и очень масштабных действиях, больших ставках. [ 7 ] : 10–18 

Автор А. К. Дюбофф определяет космическую оперу как:

Настоящая космическая опера эпична по своим масштабам и личным персонажам. Речь идет о людях, которые берутся за что-то большее, чем они сами, и о их борьбе за победу. Хотя место действия за пределами Земли является центральным, пребывание на космическом корабле или посещение другой планеты — не единственный критерий. Также должна быть драматургия и достаточно большой размах, чтобы превратить историю из просто космической оперы в настоящую космическую оперу. [ 14 ]

Космическую оперу можно в общих чертах противопоставить « жесткой научной фантастике », в которой упор делается на последствия технического прогресса и изобретений, а обстановка тщательно проработана, чтобы подчиняться законам физики, космологии, математики и биологии. Примеры можно увидеть в произведениях Аластера Рейнольдса или фильме «Последний звездный истребитель» . В других случаях космическая опера может соперничать с научной фантастикой и отличаться от мягкой научной фантастики , вместо этого сосредотачиваясь на научной точности, как, например, «Возрожденная империя» Скотта Вестерфельда . Другие произведения космической оперы можно определить как баланс между жесткой и мягкой научной фантастикой или одновременно, например, «Дюна сериал-приквел » Кевина Дж. Андерсона и Брайана Герберта или сериал «Звездные войны» , созданный Джорджем Лукасом . [ 15 ]

Ранние произведения, предшествовавшие этому поджанру, содержали множество элементов того, что впоследствии стало космической оперой. Сегодня их называют протокосмической оперой. [ 16 ] Ранняя протокосмическая опера была написана несколькими французскими авторами XIX века, например, « Les Posthumes » (1802) Николя-Эдме Ретифа , [ 17 ] Звезда или Пси Кассиопеи: чудесная история одного из миров космоса (1854 г.) К.И. Дефонтенэ и Люмен (1872 г.) Камиля Фламмариона .

Не получившие широкой популярности протокосмические оперы, тем не менее, время от времени писались в эпоху поздней викторианской и эдвардианской научной фантастики. Примеры можно найти в работах Перси Грега , Гаррета П. Сервисса , Джорджа Гриффита и Роберта Кроми . [ 18 ] Ученый-фантаст Э. Ф. Блейлер » цитирует Роберта Уильяма Коула как «Борьбу за империю: историю 2236 года» первую космическую оперу в своем справочном труде 1990 года «Научная фантастика: ранние годы . [ 18 ] В романе изображен межзвездный конфликт между солнечными людьми Земли и жестокой гуманоидной расой, штаб-квартира которой находится на Сириусе . Однако идея романа возникла в националистическом жанре художественной литературы, популярном с 1880 по 1914 год, который назывался «беллетристика о войне будущего». [ 19 ]

Несмотря на такое, казалось бы, раннее начало, только в конце 1920-х годов сама космическая опера стала регулярно появляться в таких журналах, как Amazing Stories . [ 7 ] : 10–18  [ 16 ] В кино этот жанр, вероятно, начался с датского фильма 1918 года «Химмельскибет» . [ 20 ] В отличие от более ранних историй о космических приключениях, которые либо рассказывали о вторжении на Землю инопланетян, либо концентрировались на изобретении космического корабля гениальным изобретателем, чистая космическая опера просто воспринимала космические путешествия как нечто само собой разумеющееся (обычно действие происходит в далеком будущем). ), пропустил предварительные этапы и сразу же перешел к рассказам о безрассудных действиях среди звезд. К ранним рассказам этого типа относятся Дж. Шлосселя «Захватчики извне» ( «Weird Tales» , январь 1925 г.), [ 18 ] «Второй рой» ( «Удивительные истории ежеквартально» , весна 1928 г.) и «Звездные похитители» ( «Weird Tales» , февраль 1929 г.), Рэя Каммингса » «Таррано Завоеватель » Эдмонда Гамильтона (1925 г.), а также «Через космос (1926 г.) и «Сокрушающие солнца» ( «Weird Tales» , август– сентябрь 1928 г.). [ 16 ] Подобные рассказы других писателей повторялись в 1929 и 1930 годах. К 1931 году космическая опера прочно утвердилась как основной поджанр научной фантастики. [ нужна ссылка ]

Однако в качестве истинного отца жанра чаще всего называют Э. Э. «Док» Смита . Его первую опубликованную работу «Космический жаворонок» ( «Удивительные истории» , август–октябрь 1928), написанную в сотрудничестве с Ли Хокинсом Гарби , часто называют первой великой космической оперой. [ 16 ] В нем традиционная история об ученом, изобретающем космический двигатель, сочетается с планетарной романтикой в ​​стиле Эдгара Райса Берроуза . [ 7 ] : 10–18  Более поздняя серия Смита о Ленсмане и работы Эдмонда Гамильтона , Джона В. Кэмпбелла и Джека Уильямсона в 1930-х и 1940-х годах пользовались популярностью среди читателей и многим подражали другим писателям. К началу 1940-х годов повторяемость и экстравагантность некоторых из этих историй привели к возражениям со стороны некоторых фанатов и возвращению этого термина в его первоначальном и уничижительном смысле. [ нужна ссылка ]

Однако со временем любовь к лучшим образцам жанра привела к переоценке этого термина и возрождению традиций поджанра. Такие писатели, как Пол Андерсон и Гордон Р. Диксон, поддерживали форму крупномасштабных космических приключений на протяжении 1950-х годов, за ними следовали такие писатели, как М. Джон Харрисон и Си Джей Черри в 1970-х годах. К этому времени «космическая опера» стала для многих читателей уже не оскорблением, а простым описанием особого рода научно-фантастического приключенческого рассказа. [ 7 ] : 10–18 

По словам автора Пола Дж. Маколи , ряд писателей, в основном британских, начали заново изобретать космическую оперу в 1970-х годах. [ 21 ] (хотя большинство небританских критиков склонны оспаривать претензии Великобритании на доминирование на новой арене космической оперы). [ 7 ] : 10–18  Важные события в этом процессе включают публикацию книги М. Джона Харрисона « Центаврианское устройство» в 1975 году и редакционную статью «призыва к оружию» Дэвида Прингла и Колина Гринланда в летнем выпуске журнала Interzone за 1984 год ; [ 21 ] и финансовый успех «Звездных войн» , который следует некоторым традиционным традициям космической оперы. [ 7 ] : 10–18  Эта «новая космическая опера», которая возникла примерно в то же время, когда появился киберпанк и находилась под его влиянием, более мрачна, отходит от шаблона «триумфа человечества» старой космической оперы, включает в себя новые технологии и имеет более сильные характеристики, чем космическая опера. опера старины. [ 21 ] Хотя он сохраняет межзвездный масштаб и размах традиционной космической оперы, он также может быть строгим с научной точки зрения. [ 21 ]

Новая космическая опера была реакцией на старую. [ 22 ] Сторонники «новой космической оперы» утверждают, что этот жанр сосредоточен на развитии персонажей, прекрасном письме, высоких литературных стандартах, правдоподобии и моральном исследовании современных социальных проблем. [ 22 ] Маколи и Майкл Леви опознают Иэна М. Бэнкса , Стивена Бакстера , М. Джона Харрисона , Аластера Рейнольдса , самого МакОли , [ 21 ] Кен МакЛауд , Питер Ф. Гамильтон , Энн Леки и Джастина Робсон как наиболее известные исполнители новой космической оперы. [ 22 ] [ 21 ] Одно из самых известных издательств Baen Books специализируется на космической опере и военной научной фантастике. [ 23 ] публикация многих из вышеупомянутых авторов, получивших премию Хьюго.

Определения в отличие от

[ редактировать ]

Некоторые части космической оперы пересекаются с военной научной фантастикой, концентрируясь на крупномасштабных космических сражениях с использованием футуристического оружия в межзвездной войне . Многие серии можно считать принадлежащими к двум жанрам или даже частично перекрывающими их, как, например, серия «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда или « Вселенная Хонор» Дэвида Вебера . С одной стороны, этот жанр используется для размышлений о будущих войнах, связанных с космическими путешествиями, или о влиянии такой войны на людей; с другой стороны, он состоит из использования сюжетов военной фантастики с некоторыми поверхностными научно-фантастическими атрибутами на вымышленных планетах с вымышленными цивилизациями и вымышленными инопланетянами . Термин «военная космическая опера» иногда используется для обозначения этого поджанра, как это использовал, например, критик Сильвия Келсо при описании « Лоис Макмастер Буджолд » Саги о Форкосиганах . [ 7 ] : 251  Другие примеры военно-космической оперы включают франшизу «Звездный крейсер «Галактика»» и роман Роберта А. Хайнлайна 1959 года «Звездный десант» . Ключевое отличие военной научной фантастики от космической оперы как части космической войны в научной фантастике заключается в том, что главными героями космической оперы являются не военные, а гражданские лица или военизированные формирования . Их объединяет то, что военная научная фантастика, как и космическая опера, часто касается межзвездной войны . Однако военная научная фантастика не всегда включает в себя космическое пространство или многопланетную обстановку, такую ​​​​как космическая опера и космический вестерн. [ 24 ]

Space Western также может сделать акцент на освоении космоса как на «последнем рубеже». Эти западные темы могут быть явными, например, ковбои в космосе, или иметь более тонкое влияние в космической опере. [ 25 ] Джин Родденберри описал «Звездный путь: Оригинальный сериал» как космический вестерн (или, более поэтично, как « Вагон к звездам»). [ 26 ] «Светлячок» и его кинематографическое продолжение «Серенити» буквально воплотили западные аспекты жанра, популяризированного «Звездным путем» : в нем использовались приграничные города, лошади и стиль классических Джона Форда . вестернов [ 27 ] [ 28 ] Миры, которые были терраформированы, могут быть изображены как представляющие собой те же проблемы, что и пограничные поселения в классическом вестерне. [ 29 ] Шестизарядники и лошади могут быть заменены лучевыми пушками и ракетами. [ 30 ]

Гарри Харрисона , «Билл, Галактический герой» и «Разрушители звезд из «Галактических рейнджеров»» « Мела Брукса » Космические шары , «В поисках галактики» и , Гриффины » « Смейтесь , трилогия «Фаззбол» пародируют условности классической космической оперы. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Агафонова, Карина и др. «Как люди читают научную фантастику и почему она популярна: общие тенденции и сравнительный анализ». Материалы семинара CEUR, 2021.
  2. ^ Jump up to: а б Прингл, Дэвид (2000). «Что это за штука, называемая космической оперой?» . В Вестфале, Гэри (ред.). Космос и за его пределами: пограничная тема научной фантастики (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 36. ISBN  978-0313308468 . Проверено 24 марта 2017 г.
  3. ^ Нельсон, Мерри Р. (2013). Американский спорт: история икон, кумиров и идей . Гринвуд. п. 310. ИСБН  978-0313397523 .
  4. ^ Раштатт (июль 1996 г.). «Пресс-релиз к 35-летию Перри Родана» . Домашняя страница Перри Родана на английском языке . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
  5. ^ Фрайстеттер, Флориан (15 апреля 2021 г.). История Вселенной в 100 звездах . Кверкус . ISBN  9781529410136 . Проверено 6 ноября 2021 г.
  6. ^ Чайлд, Бен (20 февраля 2017 г.). «Современная космическая опера: избежали ли «Звездные войны» мировоззрения Джорджа Лукаса?» . Хранитель . Проверено 24 марта 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хартвелл, Дэвид Г. и Крамер, Кэтрин (2006). Возрождение космической оперы (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Tor Books. ISBN  0765306174 .
  8. ^ Jump up to: а б Черутти, Вера; Голд, HL, ред. (октябрь 1950 г.). «Вы никогда не увидите этого в Галактике » . Журнал «Галактика» . Том. 1, нет. 1. п. 163 (задняя обложка) . Проверено 12 марта 2019 г. - из Интернет-архива.
  9. ^ «Космическая опера» . Словарь.com . Проверено 20 января 2016 г.
  10. ^ Шейдлоуэр, Джесси, изд. (6 июля 2008 г.). «Планетарный романс» . Джесси Шейдлоуэр . Цитаты из научной фантастики в Оксфордском словаре английского языка . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года . Проверено 24 марта 2017 г.
  11. ^ Jump up to: а б Стоукс, Кейт (январь 1941 г.). «Отдел предложений» . Отд. интерьера. Ле Зомби . № 36. с. 9 . Проверено 24 марта 2017 г. - через Mid American Conventions.
  12. ^ Тернер, Грэм; Каннингем, Стюарт (2000). Книга австралийского телевидения . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. п. 200. ИСБН  1741153727 .
  13. ^ Лэнгфорд, Дэвид (2005). Колонка «Секс» и другие опечатки . Уайлдсайд Пресс. стр. 167–168. ISBN  9781930997783 . Проверено 24 марта 2017 г.
  14. ^ «АК ДюБофф {Автор книги «Архитекторы судьбы»)» . Гудриддс . Проверено 27 ноября 2021 г.
  15. ^ Бритт, Райан (28 февраля 2013 г.). «Как наследник империи Тимоти Зана превратил «Звездные войны» в научную фантастику» . Тор.com . Архивировано из оригинала 16 июня 2015 года . Проверено 24 марта 2017 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д Дозуа, Гарднер и Страхан, Джонатан (2007). Новая космическая опера (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Эос. п. 2 . ISBN  9780060846756 .
  17. ^ Лэтэм, Роб (23 февраля 2017 г.). Критика научной фантастики: антология основных произведений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Bloomsbury. п. 133. ИСБН  9781474248624 . Проверено 30 июня 2017 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Блейлер, Эверетт Ф. и Блейлер, Ричард Дж. (1990). Научная фантастика, Ранние годы . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. стр. 147–148. ISBN  0873384164 . Полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов от древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году с указателями авторов, названий и мотивов.
  19. ^ Кларк, IF (ноябрь 1997 г.). «Художественная литература о войне будущего: первая основная фаза, 1871–1900» . Научно-фантастические исследования . 24 (74) . Проверено 28 ноября 2017 г.
  20. ^ Харди, Фил (1995). Энциклопедия фильмов «Оверлук» (3-е изд.). Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press. п. 56. ИСБН  0879516267 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Маколи, Пол. «Вселенные свалки» . Пол Маколи . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 28 ноября 2017 г. - через Wayback Machine.
  22. ^ Jump up to: а б с Леви, Майкл (июнь 2008 г.). «Киберпанк против новой космической оперы». Голос молодых защитников . 31 (2): 132–133.
  23. ^ Уолтер, Дэмиен (29 августа 2014 г.). «Космическая опера снова открывает новую эру» . Хранитель . Проверено 13 января 2020 г. .
  24. ^ Ливингстон, Дэн (14 марта 2015 г.). «23 лучшие книги военной фантастики» . Лучшие научно-фантастические книги . Проверено 27 июня 2021 г.
  25. ^ Грин, Пол (14 октября 2009 г.). Энциклопедия странных вестернов: элементы сверхъестественного и научной фантастики в романах, фильмах, комиксах, фильмах, телевидении и играх . МакФарланд . стр. 3–4. ISBN  9780786458004 . Проверено 4 января 2021 г.
  26. ^ «Первый показ пилотной серии «Звездного пути»» . Нью-Йорк Таймс . 22 июля 1986 г. с. 18 . Проверено 4 января 2021 г.
  27. ^ Мюррей, Ноэль; Боуман, Донна (1 июня 2012 г.). «Светлячок: «Безмятежность» » . АВ-клуб . Проверено 4 января 2021 г.
  28. ^ Френч, Даррен. «12 признаков того, что это проект Джосса Уидона» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
  29. ^ Боулд, Марк; Батлер, Эндрю; Робертс, Адам; Винт, Шерил (2009). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж . п. 508. ИСБН  9781135228361 . Проверено 4 января 2021 г.
  30. ^ Лилли, Натан Э. (30 декабря 2009 г.). «Освобождение Бэта Дёрстона, или: «Я из Айовы, работаю только в космосе» » . Странные горизонты . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
  31. ^ Хартвелл, Дэвид Г.; Крамер, Кэтрин (август 2003 г.). «Переосмысление космической оперы» . С. Ф. Реву (рецензия) . Проверено 8 февраля 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0071b8c1e23404feff36cb8af6b1afd__1722353340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/fd/d0071b8c1e23404feff36cb8af6b1afd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space opera - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)