Космическая опера

Космическая опера — поджанр научной фантастики. [ 1 ] в нем особое внимание уделяется космической войне с использованием мелодраматических , рискованных космических приключений, отношений и рыцарской романтики . Действие фильма происходит в основном или полностью в космическом пространстве . В нем представлены технологические и социальные достижения (или их отсутствие) в области путешествий со скоростью, превышающей скорость света , футуристическое оружие и сложные технологии на фоне галактических империй и межзвездных войн с вымышленными инопланетянами , часто в вымышленных мирах. галактики. Этот термин не относится к оперной музыке , а вместо этого первоначально относился к мелодраме, масштабу и шаблонным историям опер, во многом так же, как используется в « конной опере », фразе 1930-х годов, обозначающей шаблонный и шаблонный вестерн-фильм . [ 2 ] и « мыльная опера », мелодраматическая отечественная драма. Космические оперы появились в 1930-х годах и продолжают создаваться в литературе, кино, комиксах, телевидении, видеоиграх и настольных играх.
Ранним фильмом, основанным на комиксах о космических операх, был «Флэш Гордон» (1936) , созданный Алексом Рэймондом . [ 3 ] Перри Родан (1961–) — самая успешная серия книг о космической опере из когда-либо написанных. [ 4 ] [ 5 ] Сериал «Звездный путь» (1966–) Джина Родденберри и фильмы «Звездные войны» (1977–) Джорджа Лукаса привлекли большое внимание к этому поджанру. [ 6 ] После ломающей традиции «новой волны», за которой последовал огромный успех франшиз, космическая опера снова стала критически приемлемым поджанром. На протяжении 1982–2002 годов премия Хьюго за лучший роман часто вручалась номинантам в области космической оперы. [ 7 ]
Определения
[ редактировать ]
Космическая опера определяется как «телевизионная или радиодрама или фильм, представляющий собой научно-фантастический приключенческий рассказ». [ 9 ] Некоторые критики различают космическую оперу и планетарный роман . [ 10 ] В обоих рассказывается о приключениях в экзотических местах, но космическая опера делает упор на космические путешествия, а планетарные романы сосредоточены на инопланетных мирах. С этой точки зрения марсианские, венерианские и лунные истории Эдгара Райса Берроуза будут планетарными романами (и одними из самых ранних), как и Ли Брэкетта , написанные под влиянием Берроуза об Эрике Джоне Старке рассказы .
Термин «космическая опера» был придуман в 1941 году писателем-фанатом и писателем Уилсоном Такером как уничижительный термин в статье в Le Zombie научной фантастики ( журнал для фанатов ). [ 11 ] В то время сериальные радиопостановки в Соединенных Штатах стали широко известны как мыльные оперы, поскольку многие из них спонсировались производителями мыла. [ 12 ] Термин « конная опера » также стал использоваться для описания шаблонных западных фильмов . Такер определил космическую оперу как эквивалент научной фантастики: «хакерская, скрежетающая, вонючая, изношенная пряжа космического корабля». [ 13 ] [ 11 ] Поклонники и критики отмечают, что сюжеты космических опер иногда были взяты из конных опер и просто перенесены в космическую среду, как это классно пародируется на задней обложке первого выпуска Galaxy Science Fiction . [ 8 ] В конце 1920-х — начале 1930-х годов, когда рассказы печатались в научно-фантастических журналах, их часто называли «сверхнаучными эпопеями». [ 2 ]
Начиная с 1960-х годов и получив широкое признание к 1970-м годам, космическая опера была переопределена в соответствии с Брайана Олдисса определением в « Космической опере» (1974) как - перефразированное Хартвеллом и Крамером - «старое доброе вещество». [ 7 ] : 10–18 Однако вскоре после его нового определения ему начали бросать вызов, например, в редакционной практике и маркетинге Джуди-Линн дель Рей , а также в обзорах ее мужа и коллеги Лестера дель Рей . [ 7 ] : 10–18 В частности, они оспаривали утверждения о том, что космические оперы устарели, а издательство Del Rey Books назвало переиздания более ранних работ Ли Брэкетта космической оперой. [ 7 ] : 10–18 К началу 1980-х годов определение космических опер снова было пересмотрено, и этот ярлык был прикреплен к крупным произведениям популярной культуры, таким как «Звездные войны» . [ 7 ] : 10–18 Лишь в начале 1990-х годов термин «космическая опера» стал признаваться законным жанром научной фантастики. [ 7 ] : 10–18
Хартвелл и Крамер определяют космическую оперу как:
... красочное, драматическое, масштабное научно-фантастическое приключение, грамотно, а иногда и красиво написанное, обычно сосредоточенное на симпатичном, героическом центральном персонаже и сюжетном действии, действие которого обычно происходит в относительно отдаленном будущем, в космосе или в других мирах, характерно оптимистичный тон. Часто речь идет о войне, пиратстве, военных достоинствах и очень масштабных действиях, больших ставках. [ 7 ] : 10–18
Автор А. К. Дюбофф определяет космическую оперу как:
Настоящая космическая опера эпична по своим масштабам и личным персонажам. Речь идет о людях, которые берутся за что-то большее, чем они сами, и о их борьбе за победу. Хотя место действия за пределами Земли является центральным, пребывание на космическом корабле или посещение другой планеты — не единственный критерий. Также должна быть драматургия и достаточно большой размах, чтобы превратить историю из просто космической оперы в настоящую космическую оперу. [ 14 ]
Космическую оперу можно в общих чертах противопоставить « жесткой научной фантастике », в которой упор делается на последствия технического прогресса и изобретений, а обстановка тщательно проработана, чтобы подчиняться законам физики, космологии, математики и биологии. Примеры можно увидеть в произведениях Аластера Рейнольдса или фильме «Последний звездный истребитель» . В других случаях космическая опера может соперничать с научной фантастикой и отличаться от мягкой научной фантастики , вместо этого сосредотачиваясь на научной точности, как, например, «Возрожденная империя» Скотта Вестерфельда . Другие произведения космической оперы можно определить как баланс между жесткой и мягкой научной фантастикой или одновременно, например, «Дюна сериал-приквел » Кевина Дж. Андерсона и Брайана Герберта или сериал «Звездные войны» , созданный Джорджем Лукасом . [ 15 ]
История
[ редактировать ]Ранние произведения, предшествовавшие этому поджанру, содержали множество элементов того, что впоследствии стало космической оперой. Сегодня их называют протокосмической оперой. [ 16 ] Ранняя протокосмическая опера была написана несколькими французскими авторами XIX века, например, « Les Posthumes » (1802) Николя-Эдме Ретифа , [ 17 ] Звезда или Пси Кассиопеи: чудесная история одного из миров космоса (1854 г.) К.И. Дефонтенэ и Люмен (1872 г.) Камиля Фламмариона .
Не получившие широкой популярности протокосмические оперы, тем не менее, время от времени писались в эпоху поздней викторианской и эдвардианской научной фантастики. Примеры можно найти в работах Перси Грега , Гаррета П. Сервисса , Джорджа Гриффита и Роберта Кроми . [ 18 ] Ученый-фантаст Э. Ф. Блейлер » цитирует Роберта Уильяма Коула как «Борьбу за империю: историю 2236 года» первую космическую оперу в своем справочном труде 1990 года «Научная фантастика: ранние годы . [ 18 ] В романе изображен межзвездный конфликт между солнечными людьми Земли и жестокой гуманоидной расой, штаб-квартира которой находится на Сириусе . Однако идея романа возникла в националистическом жанре художественной литературы, популярном с 1880 по 1914 год, который назывался «беллетристика о войне будущего». [ 19 ]
Несмотря на такое, казалось бы, раннее начало, только в конце 1920-х годов сама космическая опера стала регулярно появляться в таких журналах, как Amazing Stories . [ 7 ] : 10–18 [ 16 ] В кино этот жанр, вероятно, начался с датского фильма 1918 года «Химмельскибет» . [ 20 ] В отличие от более ранних историй о космических приключениях, которые либо рассказывали о вторжении на Землю инопланетян, либо концентрировались на изобретении космического корабля гениальным изобретателем, чистая космическая опера просто воспринимала космические путешествия как нечто само собой разумеющееся (обычно действие происходит в далеком будущем). ), пропустил предварительные этапы и сразу же перешел к рассказам о безрассудных действиях среди звезд. К ранним рассказам этого типа относятся Дж. Шлосселя «Захватчики извне» ( «Weird Tales» , январь 1925 г.), [ 18 ] «Второй рой» ( «Удивительные истории ежеквартально» , весна 1928 г.) и «Звездные похитители» ( «Weird Tales» , февраль 1929 г.), Рэя Каммингса » «Таррано Завоеватель » Эдмонда Гамильтона (1925 г.), а также «Через космос (1926 г.) и «Сокрушающие солнца» ( «Weird Tales» , август– сентябрь 1928 г.). [ 16 ] Подобные рассказы других писателей повторялись в 1929 и 1930 годах. К 1931 году космическая опера прочно утвердилась как основной поджанр научной фантастики. [ нужна ссылка ]
Однако в качестве истинного отца жанра чаще всего называют Э. Э. «Док» Смита . Его первую опубликованную работу «Космический жаворонок» ( «Удивительные истории» , август–октябрь 1928), написанную в сотрудничестве с Ли Хокинсом Гарби , часто называют первой великой космической оперой. [ 16 ] В нем традиционная история об ученом, изобретающем космический двигатель, сочетается с планетарной романтикой в стиле Эдгара Райса Берроуза . [ 7 ] : 10–18 Более поздняя серия Смита о Ленсмане и работы Эдмонда Гамильтона , Джона В. Кэмпбелла и Джека Уильямсона в 1930-х и 1940-х годах пользовались популярностью среди читателей и многим подражали другим писателям. К началу 1940-х годов повторяемость и экстравагантность некоторых из этих историй привели к возражениям со стороны некоторых фанатов и возвращению этого термина в его первоначальном и уничижительном смысле. [ нужна ссылка ]
Однако со временем любовь к лучшим образцам жанра привела к переоценке этого термина и возрождению традиций поджанра. Такие писатели, как Пол Андерсон и Гордон Р. Диксон, поддерживали форму крупномасштабных космических приключений на протяжении 1950-х годов, за ними следовали такие писатели, как М. Джон Харрисон и Си Джей Черри в 1970-х годах. К этому времени «космическая опера» стала для многих читателей уже не оскорблением, а простым описанием особого рода научно-фантастического приключенческого рассказа. [ 7 ] : 10–18
По словам автора Пола Дж. Маколи , ряд писателей, в основном британских, начали заново изобретать космическую оперу в 1970-х годах. [ 21 ] (хотя большинство небританских критиков склонны оспаривать претензии Великобритании на доминирование на новой арене космической оперы). [ 7 ] : 10–18 Важные события в этом процессе включают публикацию книги М. Джона Харрисона « Центаврианское устройство» в 1975 году и редакционную статью «призыва к оружию» Дэвида Прингла и Колина Гринланда в летнем выпуске журнала Interzone за 1984 год ; [ 21 ] и финансовый успех «Звездных войн» , который следует некоторым традиционным традициям космической оперы. [ 7 ] : 10–18 Эта «новая космическая опера», которая возникла примерно в то же время, когда появился киберпанк и находилась под его влиянием, более мрачна, отходит от шаблона «триумфа человечества» старой космической оперы, включает в себя новые технологии и имеет более сильные характеристики, чем космическая опера. опера старины. [ 21 ] Хотя он сохраняет межзвездный масштаб и размах традиционной космической оперы, он также может быть строгим с научной точки зрения. [ 21 ]
Новая космическая опера была реакцией на старую. [ 22 ] Сторонники «новой космической оперы» утверждают, что этот жанр сосредоточен на развитии персонажей, прекрасном письме, высоких литературных стандартах, правдоподобии и моральном исследовании современных социальных проблем. [ 22 ] Маколи и Майкл Леви опознают Иэна М. Бэнкса , Стивена Бакстера , М. Джона Харрисона , Аластера Рейнольдса , самого МакОли , [ 21 ] Кен МакЛауд , Питер Ф. Гамильтон , Энн Леки и Джастина Робсон как наиболее известные исполнители новой космической оперы. [ 22 ] [ 21 ] Одно из самых известных издательств Baen Books специализируется на космической опере и военной научной фантастике. [ 23 ] публикация многих из вышеупомянутых авторов, получивших премию Хьюго.
Определения в отличие от
[ редактировать ]Некоторые части космической оперы пересекаются с военной научной фантастикой, концентрируясь на крупномасштабных космических сражениях с использованием футуристического оружия в межзвездной войне . Многие серии можно считать принадлежащими к двум жанрам или даже частично перекрывающими их, как, например, серия «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда или « Вселенная Хонор» Дэвида Вебера . С одной стороны, этот жанр используется для размышлений о будущих войнах, связанных с космическими путешествиями, или о влиянии такой войны на людей; с другой стороны, он состоит из использования сюжетов военной фантастики с некоторыми поверхностными научно-фантастическими атрибутами на вымышленных планетах с вымышленными цивилизациями и вымышленными инопланетянами . Термин «военная космическая опера» иногда используется для обозначения этого поджанра, как это использовал, например, критик Сильвия Келсо при описании « Лоис Макмастер Буджолд » Саги о Форкосиганах . [ 7 ] : 251 Другие примеры военно-космической оперы включают франшизу «Звездный крейсер «Галактика»» и роман Роберта А. Хайнлайна 1959 года «Звездный десант» . Ключевое отличие военной научной фантастики от космической оперы как части космической войны в научной фантастике заключается в том, что главными героями космической оперы являются не военные, а гражданские лица или военизированные формирования . Их объединяет то, что военная научная фантастика, как и космическая опера, часто касается межзвездной войны . Однако военная научная фантастика не всегда включает в себя космическое пространство или многопланетную обстановку, такую как космическая опера и космический вестерн. [ 24 ]
Space Western также может сделать акцент на освоении космоса как на «последнем рубеже». Эти западные темы могут быть явными, например, ковбои в космосе, или иметь более тонкое влияние в космической опере. [ 25 ] Джин Родденберри описал «Звездный путь: Оригинальный сериал» как космический вестерн (или, более поэтично, как « Вагон к звездам»). [ 26 ] «Светлячок» и его кинематографическое продолжение «Серенити» буквально воплотили западные аспекты жанра, популяризированного «Звездным путем» : в нем использовались приграничные города, лошади и стиль классических Джона Форда . вестернов [ 27 ] [ 28 ] Миры, которые были терраформированы, могут быть изображены как представляющие собой те же проблемы, что и пограничные поселения в классическом вестерне. [ 29 ] Шестизарядники и лошади могут быть заменены лучевыми пушками и ракетами. [ 30 ]
Пародии
[ редактировать ]Гарри Харрисона , «Билл, Галактический герой» и «Разрушители звезд из «Галактических рейнджеров»» « Мела Брукса » Космические шары , «В поисках галактики» и , Гриффины » « Смейтесь , трилогия «Фаззбол» пародируют условности классической космической оперы. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агафонова, Карина и др. «Как люди читают научную фантастику и почему она популярна: общие тенденции и сравнительный анализ». Материалы семинара CEUR, 2021.
- ^ Jump up to: а б Прингл, Дэвид (2000). «Что это за штука, называемая космической оперой?» . В Вестфале, Гэри (ред.). Космос и за его пределами: пограничная тема научной фантастики (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 36. ISBN 978-0313308468 . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Нельсон, Мерри Р. (2013). Американский спорт: история икон, кумиров и идей . Гринвуд. п. 310. ИСБН 978-0313397523 .
- ^ Раштатт (июль 1996 г.). «Пресс-релиз к 35-летию Перри Родана» . Домашняя страница Перри Родана на английском языке . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Фрайстеттер, Флориан (15 апреля 2021 г.). История Вселенной в 100 звездах . Кверкус . ISBN 9781529410136 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Чайлд, Бен (20 февраля 2017 г.). «Современная космическая опера: избежали ли «Звездные войны» мировоззрения Джорджа Лукаса?» . Хранитель . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хартвелл, Дэвид Г. и Крамер, Кэтрин (2006). Возрождение космической оперы (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Tor Books. ISBN 0765306174 .
- ^ Jump up to: а б Черутти, Вера; Голд, HL, ред. (октябрь 1950 г.). «Вы никогда не увидите этого в Галактике » . Журнал «Галактика» . Том. 1, нет. 1. п. 163 (задняя обложка) . Проверено 12 марта 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Космическая опера» . Словарь.com . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Шейдлоуэр, Джесси, изд. (6 июля 2008 г.). «Планетарный романс» . Джесси Шейдлоуэр . Цитаты из научной фантастики в Оксфордском словаре английского языка . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Стоукс, Кейт (январь 1941 г.). «Отдел предложений» . Отд. интерьера. Ле Зомби . № 36. с. 9 . Проверено 24 марта 2017 г. - через Mid American Conventions.
- ^ Тернер, Грэм; Каннингем, Стюарт (2000). Книга австралийского телевидения . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. п. 200. ИСБН 1741153727 .
- ^ Лэнгфорд, Дэвид (2005). Колонка «Секс» и другие опечатки . Уайлдсайд Пресс. стр. 167–168. ISBN 9781930997783 . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «АК ДюБофф {Автор книги «Архитекторы судьбы»)» . Гудриддс . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Бритт, Райан (28 февраля 2013 г.). «Как наследник империи Тимоти Зана превратил «Звездные войны» в научную фантастику» . Тор.com . Архивировано из оригинала 16 июня 2015 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дозуа, Гарднер и Страхан, Джонатан (2007). Новая космическая опера (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Эос. п. 2 . ISBN 9780060846756 .
- ^ Лэтэм, Роб (23 февраля 2017 г.). Критика научной фантастики: антология основных произведений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Bloomsbury. п. 133. ИСБН 9781474248624 . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Блейлер, Эверетт Ф. и Блейлер, Ричард Дж. (1990). Научная фантастика, Ранние годы . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. стр. 147–148. ISBN 0873384164 .
Полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов от древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году с указателями авторов, названий и мотивов.
- ^ Кларк, IF (ноябрь 1997 г.). «Художественная литература о войне будущего: первая основная фаза, 1871–1900» . Научно-фантастические исследования . 24 (74) . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Харди, Фил (1995). Энциклопедия фильмов «Оверлук» (3-е изд.). Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press. п. 56. ИСБН 0879516267 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маколи, Пол. «Вселенные свалки» . Пол Маколи . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 28 ноября 2017 г. - через Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Леви, Майкл (июнь 2008 г.). «Киберпанк против новой космической оперы». Голос молодых защитников . 31 (2): 132–133.
- ^ Уолтер, Дэмиен (29 августа 2014 г.). «Космическая опера снова открывает новую эру» . Хранитель . Проверено 13 января 2020 г. .
- ^ Ливингстон, Дэн (14 марта 2015 г.). «23 лучшие книги военной фантастики» . Лучшие научно-фантастические книги . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Грин, Пол (14 октября 2009 г.). Энциклопедия странных вестернов: элементы сверхъестественного и научной фантастики в романах, фильмах, комиксах, фильмах, телевидении и играх . МакФарланд . стр. 3–4. ISBN 9780786458004 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Первый показ пилотной серии «Звездного пути»» . Нью-Йорк Таймс . 22 июля 1986 г. с. 18 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Мюррей, Ноэль; Боуман, Донна (1 июня 2012 г.). «Светлячок: «Безмятежность» » . АВ-клуб . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Френч, Даррен. «12 признаков того, что это проект Джосса Уидона» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Боулд, Марк; Батлер, Эндрю; Робертс, Адам; Винт, Шерил (2009). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж . п. 508. ИСБН 9781135228361 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Лилли, Натан Э. (30 декабря 2009 г.). «Освобождение Бэта Дёрстона, или: «Я из Айовы, работаю только в космосе» » . Странные горизонты . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Хартвелл, Дэвид Г.; Крамер, Кэтрин (август 2003 г.). «Переосмысление космической оперы» . С. Ф. Реву (рецензия) . Проверено 8 февраля 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лэнгфорд, Дэйв (1996). «Веселье с бессмысленным насилием». Молчание Лэнгфорда . НЕСФА Пресс. ISBN 0-915368-62-5 .
- Сойер, Энди (2009). «Космическая опера». Routledge Companion к научной фантастике . Тейлор и Фрэнсис. стр. 505–509. ISBN 978-0-415-45378-3 .

- «Интервью с М. Джоном Харрисоном» . Локус . № 12. Декабрь 2003 г. Харрисон подробно обсуждает свой взгляд на природу космической оперы.
- Летсон, Рассел; Вулф, Гэри К.; Маклауд, Кен; Маколи, Пол Дж.; Джонс, Гвинет; Харрисон, М. Джон; Бакстер, Стивен (август 2003 г.). «Специальный раздел «Новая космическая опера» » . Локус . № 8.
- «Интервью с Аластером Рейнольдсом» . Локус . № 8. Август 2003 г.
- «Интервью с Чарльзом Строссом» . локус . нет. 8 августа 2003 г.
- Вестфаль, Гэри (2003). «Космическая опера» . В Мендлсоне, Фара ; Джеймс, Эдвард (ред.). Кембриджский спутник научной фантастики . Издательство Кембриджского университета . п. 197. ИСБН 9780521016575 .