Габриэль Вагнер
Габриэль Вагнер | |
---|---|
![]() Первая страница «Рассуждения и сомнения» Вагнера, опубликованная в 1691 году. | |
Рожденный | в. 1660 г. |
Умер | в. 1717 г. |
Национальность | немецкий |
Эра | 17-18 веков Философия |
Область | Западная философия |
Школа | Спинозизм Материализм картезианство Рационализм |
Основные интересы | Метафизика , Рационализм , Образование |
Габриэль Вагнер (ок. 1660 – ок. 1717) был радикальным немецким философом и материалистом , писавшим под псевдонимом Realis de Vienna. Последователь Спинозы и знакомый Лейбница , Вагнер не верил, что Вселенная или Библия были божественными творениями, и стремился высвободить философию и науку из-под влияния теологии . Вагнер также придерживался радикальных политических взглядов, критикуя дворянство и монархию . Не сумев сделать прочную карьеру в городах по всей немецкоязычной Европе, Вагнер умер в 1717 году или вскоре после него.
Жизнь
[ редактировать ]
Вагнер учился у ученого Кристиана Томасиуса в Лейпциге и в 1691 году опубликовал философский трактат с критикой Томасиуса «Рассуждения и сомнения во Христе: томазианское введение в куртуазную философию». [ 1 ] [ 2 ] Трактат сатирически называл Томасиуса «немецким Сократом » и привлек внимание философских кругов, в том числе Лейбница, который стремился связаться с Вагнером. [ 1 ] В том же году после спора по поводу квартплаты Вагнер был исключен из университета и заключен в тюрьму. После освобождения Вагнер в 1693 году отправился в Галле , где из-за своих все более распутных взглядов он полностью порвал с Томазиусом, который, напротив, становился более консервативным. [ 1 ] [ 2 ] Переехав в Берлин позже в 1693 году , а затем в Вену , Вагнер в 1696 году получил временную должность в Гамбурге . [ 2 ] которую он потерял из-за своих новых, а иногда и полемических философских позиций. [ 1 ]
Получив поддержку Лейбница, Вагнер какое-то время работал в библиотеке Герцога Августа в Вольфенбюттеле ; [ 2 ] и поддерживал контакты с Лейбницем. [ 3 ] Лейбниц написал Вагнеру в 1696 году, описывая свое восхищение Аристотелем и противодействие современным нападкам на него, несмотря на его мнение, что Аристотель открыл лишь небольшую часть этой дисциплины. [ 4 ]
Выступая против веры своего бывшего наставника Томасиуса в душу , Вагнер опубликовал в 1707 году еще один текст: «Критика томазианских взглядов на природу души». Богослов Иоганн Иоахим Ланге обвинил Вагнера в симпатиях к спинозистам в 1710 году, и Вагнер ответил на эту критику в том же году. [ 2 ]
Последняя запись о Вагнере найдена в Геттингене в 1717 году, где он вступил в конфликт с историком философии Кристофом Августом Хойманом. Предположительно, вскоре после этого Вагнер умер. [ 2 ]
Философия
[ редактировать ]
Вагнер считал, что и образование, и философия должны быть модернизированы и сосредоточены на математике, физике и медицине, а не на теологии. [ 2 ] В этом отношении он считал, что Германия добилась большего прогресса, в то время как французские, итальянские и испанские мыслители находились под чрезмерным влиянием последователей Аристотеля , Галена и Птолемея . [ 2 ] Веря в интеллектуальную свободу, Вагнер был поклонником немецкого философа и профессора Николая Иеронима Гундлинга , который поддерживал «атеистическую» классическую греческую философию. [ 2 ]
Как было сформулировано в его критике Томасиуса в 1707 году, Вагнер не верил в душу, в божественное провидение, в божественность Библии или в божественное творение. Вместо этого он выступал за разум, самый «благочестивый» аспект человечества, как средство искоренения суеверий. Поэтому Вагнер прославлял достижения науки, которым способствовал Декарт убеждениями последнего , и даже считал себя картезианцем, хотя и не соглашался с христианскими метафизическими и даже стремился подорвать их. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Находясь под глубоким влиянием Спинозы, Вагнер еще больше подчеркивал важность экспериментирования и эмпиризма в развитии знаний.
Вагнер придерживался радикальных политических убеждений, выступая за перестройку общества в соответствии с более эгалитарными принципами и уделяя больше внимания управлению, образованию и культуре. [ 7 ] Реформа учебных заведений была предметом особой заботы его сочинений. [ 8 ] Вагнер оспаривал, что аристократия по рождению уступает интеллектуальным достижениям. Он также считал, что фрагментарная политическая система Германии привела к созданию слабого и плохо управляемого правительства. [ 2 ] В этих убеждениях Вагнер находился под влиянием таких политических мыслителей, как Гуго Гроций , Томас Гоббс и Никколо Макиавелли , но не соглашался с ними . Большая часть политической и философской системы Вагнера была в конечном итоге ориентирована на обеспечение религиозной, интеллектуальной и личной свободы, что было проектом Просвещения в целом. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]
По словам историка Корнелио Фабро, Вагнер известен своей давней перепиской с Лейбницем, а также своей эрудицией и новаторским пониманием философии и естественных наук того времени. [ 9 ]
Историк Джонатан Израэль пишет, что Вагнер - важный философ-материалист конца 17 - начала 18 веков и пример радикальной философии и атеизма, порожденный растущей университетской системой того периода. [ 10 ] [ 11 ] Историк Фредерик Бейзер пишет, что Вагнер и его коллеги-материалисты в Германии, хотя их было меньше, чем во Франции и Англии, разработали механистические объяснения человеческого поведения и вызвали опасения по поводу распространения религиозного скептицизма. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Барух Спиноза
- Кристиан Томас
- Маттиас Кнутцен
- Николаус Иероним Гундлинг
- Рене Декарт
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Джонатан Исраэль
- Эклектизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Даскаль, 2008, стр. 490-1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Израиль, 2006, стр. 173-5.
- ^ Позер, 2004, стр. 290-291.
- ^ Кассирер, 1943, стр. 383-4.
- ^ Израиль, 2007, стр.15.
- ^ Эрдманн, 1890, стр.38.
- ^ Jump up to: а б Израиль, 2006, стр.335-7.
- ^ Израиль, 2007, стр.6-7.
- ^ Фабро, 1968, стр.598.
- ^ Израиль, 2006, стр.43.
- ^ Израиль, 2006, стр. 167-8.
- ^ Бейзер, 2000, стр.21.
Источники
[ редактировать ]- Бейзер, Фредерик (2000). «Глава 2: Просвещение и идеализм». В Америке, Карл (ред.). Кембриджский спутник немецкого идеализма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521656955 .
- Кассирер, Эрнст (июль 1943 г.). «Ньютон и Лейбниц». Философское обозрение . 52 (4): 366–391. дои : 10.2307/2180670 . JSTOR 2180670 .
- Даскаль, Марсело (2008). Г. В. Лейбниц: Искусство полемики . Спрингер. ISBN 9781402052286 .
- Эрдманн, Иоганн (1890). История философии: Современная философия . С. Саншайн.
- Фабро, Корнелио (1968). Бог в изгнании: современный атеизм: исследование внутренней динамики современного атеизма, от его корней в картезианском cogito до наших дней . Ньюман Пресс.
- Израиль, Джонатан (2007). «Глава 1: Просвещение, радикальное Просвещение и «медицинская революция» конца семнадцатого и восемнадцатого веков». В Грелле, Оле; Каннингем, Эндрю (ред.). Медицина и религия в Европе Просвещения . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9780754656388 .
- Израиль, Джонатан (2006). Просвещение оспаривается . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199279227 .
- Позер, Ганс (2004). Антонио Каррара; Энтони Мария Нунцианте; Габриэль Томас (ред.). Индивидуумы, разумы и тела: темы Лейбница . Издательство Франца Штайнера. ISBN 9783515083423 .
- Вагнер, Габриэль (1691). Рассуждения и сомнения во Христе. Введение Томаса в придворную философию .