Jump to content

Габриэль Вагнер

Габриэль Вагнер
Первая страница «Рассуждения и сомнения» Вагнера, опубликованная в 1691 году.
Рожденный в. 1660 г.
Умер в. 1717 г.
Национальность немецкий
Эра 17-18 веков Философия
Область Западная философия
Школа Спинозизм
Материализм
картезианство
Рационализм
Основные интересы
Метафизика , Рационализм , Образование

Габриэль Вагнер (ок. 1660 – ок. 1717) был радикальным немецким философом и материалистом , писавшим под псевдонимом Realis de Vienna. Последователь Спинозы и знакомый Лейбница , Вагнер не верил, что Вселенная или Библия были божественными творениями, и стремился высвободить философию и науку из-под влияния теологии . Вагнер также придерживался радикальных политических взглядов, критикуя дворянство и монархию . Не сумев сделать прочную карьеру в городах по всей немецкоязычной Европе, Вагнер умер в 1717 году или вскоре после него.

Кристиан Томасиус , один из первых наставников, а затем противник Вагнера.

Вагнер учился у ученого Кристиана Томасиуса в Лейпциге и в 1691 году опубликовал философский трактат с критикой Томасиуса «Рассуждения и сомнения во Христе: томазианское введение в куртуазную философию». [ 1 ] [ 2 ] Трактат сатирически называл Томасиуса «немецким Сократом » и привлек внимание философских кругов, в том числе Лейбница, который стремился связаться с Вагнером. [ 1 ] В том же году после спора по поводу квартплаты Вагнер был исключен из университета и заключен в тюрьму. После освобождения Вагнер в 1693 году отправился в Галле , где из-за своих все более распутных взглядов он полностью порвал с Томазиусом, который, напротив, становился более консервативным. [ 1 ] [ 2 ] Переехав в Берлин позже в 1693 году , а затем в Вену , Вагнер в 1696 году получил временную должность в Гамбурге . [ 2 ] которую он потерял из-за своих новых, а иногда и полемических философских позиций. [ 1 ]

Получив поддержку Лейбница, Вагнер какое-то время работал в библиотеке Герцога Августа в Вольфенбюттеле ; [ 2 ] и поддерживал контакты с Лейбницем. [ 3 ] Лейбниц написал Вагнеру в 1696 году, описывая свое восхищение Аристотелем и противодействие современным нападкам на него, несмотря на его мнение, что Аристотель открыл лишь небольшую часть этой дисциплины. [ 4 ]

Выступая против веры своего бывшего наставника Томасиуса в душу , Вагнер опубликовал в 1707 году еще один текст: «Критика томазианских взглядов на природу души». Богослов Иоганн Иоахим Ланге обвинил Вагнера в симпатиях к спинозистам в 1710 году, и Вагнер ответил на эту критику в том же году. [ 2 ]

Последняя запись о Вагнере найдена в Геттингене в 1717 году, где он вступил в конфликт с историком философии Кристофом Августом Хойманом. Предположительно, вскоре после этого Вагнер умер. [ 2 ]

Философия

[ редактировать ]
Переписка Лейбница , который поддерживал связь с Вагнером большую часть своей жизни.

Вагнер считал, что и образование, и философия должны быть модернизированы и сосредоточены на математике, физике и медицине, а не на теологии. [ 2 ] В этом отношении он считал, что Германия добилась большего прогресса, в то время как французские, итальянские и испанские мыслители находились под чрезмерным влиянием последователей Аристотеля , Галена и Птолемея . [ 2 ] Веря в интеллектуальную свободу, Вагнер был поклонником немецкого философа и профессора Николая Иеронима Гундлинга , который поддерживал «атеистическую» классическую греческую философию. [ 2 ]

Как было сформулировано в его критике Томасиуса в 1707 году, Вагнер не верил в душу, в божественное провидение, в божественность Библии или в божественное творение. Вместо этого он выступал за разум, самый «благочестивый» аспект человечества, как средство искоренения суеверий. Поэтому Вагнер прославлял достижения науки, которым способствовал Декарт убеждениями последнего , и даже считал себя картезианцем, хотя и не соглашался с христианскими метафизическими и даже стремился подорвать их. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Находясь под глубоким влиянием Спинозы, Вагнер еще больше подчеркивал важность экспериментирования и эмпиризма в развитии знаний.

Вагнер придерживался радикальных политических убеждений, выступая за перестройку общества в соответствии с более эгалитарными принципами и уделяя больше внимания управлению, образованию и культуре. [ 7 ] Реформа учебных заведений была предметом особой заботы его сочинений. [ 8 ] Вагнер оспаривал, что аристократия по рождению уступает интеллектуальным достижениям. Он также считал, что фрагментарная политическая система Германии привела к созданию слабого и плохо управляемого правительства. [ 2 ] В этих убеждениях Вагнер находился под влиянием таких политических мыслителей, как Гуго Гроций , Томас Гоббс и Никколо Макиавелли , но не соглашался с ними . Большая часть политической и философской системы Вагнера была в конечном итоге ориентирована на обеспечение религиозной, интеллектуальной и личной свободы, что было проектом Просвещения в целом. [ 7 ]

Наследие

[ редактировать ]
Ранняя гравюра философа Спинозы , оказавшая большое влияние на мировоззрение Вагнера.

По словам историка Корнелио Фабро, Вагнер известен своей давней перепиской с Лейбницем, а также своей эрудицией и новаторским пониманием философии и естественных наук того времени. [ 9 ]

Историк Джонатан Израэль пишет, что Вагнер - важный философ-материалист конца 17 - начала 18 веков и пример радикальной философии и атеизма, порожденный растущей университетской системой того периода. [ 10 ] [ 11 ] Историк Фредерик Бейзер пишет, что Вагнер и его коллеги-материалисты в Германии, хотя их было меньше, чем во Франции и Англии, разработали механистические объяснения человеческого поведения и вызвали опасения по поводу распространения религиозного скептицизма. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Даскаль, 2008, стр. 490-1.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Израиль, 2006, стр. 173-5.
  3. ^ Позер, 2004, стр. 290-291.
  4. ^ Кассирер, 1943, стр. 383-4.
  5. ^ Израиль, 2007, стр.15.
  6. ^ Эрдманн, 1890, стр.38.
  7. ^ Jump up to: а б Израиль, 2006, стр.335-7.
  8. ^ Израиль, 2007, стр.6-7.
  9. ^ Фабро, 1968, стр.598.
  10. ^ Израиль, 2006, стр.43.
  11. ^ Израиль, 2006, стр. 167-8.
  12. ^ Бейзер, 2000, стр.21.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ddacd75db9770410ba0e3af7e25bc15f__1712893740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/5f/ddacd75db9770410ba0e3af7e25bc15f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gabriel Wagner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)