Темная сторона луны (фильм, 2002 г.)
Темная сторона Луны | |
---|---|
![]() Фотография Базза Олдрина на Луне, использованная для обложки DVD. | |
Французский | Операция Луна |
Жанр | псевдодокументальный фильм |
Режиссер | Уильям Карел |
Рассказал | Филипп Фор (французский) / Эндрю Соломон (английский) |
Страна происхождения | Франция |
Язык оригинала | французский/английский |
Производство | |
Исполнительный продюсер | Люк Мартен-Гуссе |
Продюсеры | Винсент Десис, Эммануэль Фаж, Жан-Поль Льямазарес |
Кинематография | Стефан Сапорито, ASC |
Редактор | Тал Зана |
Время работы | 52 минуты |
Производственная компания | Арт Франс / Пуэнт-дю-Жур |
Оригинальный выпуск | |
Выпускать | 16 октября 2002 г. |
«Тёмная сторона Луны» — французский псевдодокументальный фильм режиссёра Уильяма Карела . Первоначально он транслировался на франко-немецком телеканале Arte в 2002 году под названием Opération Lune .
Основная предпосылка псевдодокументального фильма заключается в том, что телевизионные кадры приземления Аполлона-11 Луну были сфальсифицированы и записаны в студии ЦРУ на с помощью режиссера Стэнли Кубрика .
Сюжет
[ редактировать ]Псевдодокументальный фильм начинается с предпосылки, что НАСА одолжило Кубрику уникальный и секретный объектив с целью создания в студии имитации высадки на Луну. [ 1 ] [ 2 ] На самом деле объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0,7 был разработан компанией Zeiss в 1966 году по специальному заказу НАСА для программы «Аполлон», и было изготовлено десять штук. [ 3 ] Кубрик купил три оставшихся объектива из этой партии для съемок Барри Линдона и тщательно модифицировал их, чтобы их можно было использовать на своей 35-мм камере. [ 4 ]
В первой части рассказывается о зарождении лунной программы НАСА , подчеркиваются вопросы, связанные с ее финансированием и необходимой общественной поддержкой программы. года» Стэнли Кубрика НАСА считает «Космическую одиссею 2001 прототипом шоу, которым должна быть космическая программа, чтобы получить такую поддержку, что побудило их спроектировать скафандры и корабли в «голливудском» стиле и даже нанять 700 голливудских технических специалистов. , заставив весь Голливуд прекратить работу над другими проектами. Но итог «Аполлона-11» разочаровывает: хотя приземление прошло успешно, Нил Армстронг выставляет себя дураком, и ни один кадр лунной походки не годится.
Невозможность съемки изображений на Луне была предвидена Ричардом Никсоном и его сотрудниками, которые решили подделать снимки на Луне, используя съемочную площадку 2001 года , которая все еще была доступна в Лондоне . Кубрик отказался, затем принял и, наконец, сам снял фейковые кадры, потрясенный нехваткой навыков у команды ЦРУ. В КГБ вскоре поняли, что «все это было обманом», что «Аполлон-11» действительно приземлился, но делать снимки лунной среды было физически невозможно. Кроме того, в студии нашли фотографию, на которой изображен портрет Кубрика, лежащий на искусственном лунном грунте.
После успеха фейковых кадров Никсон пугается, что правда может быть раскрыта, и в пьяном виде просит полковника ЦРУ Джорджа Каплана избавиться от всей съёмочной группы. Наутро он пытается отменить приказ, но уже поздно: тем временем Каплан сошел с ума, подослал своих убийц и скрылся. Отряд смерти отправляется во Вьетнам, где съемочная группа нашла убежище, но тут же его ловят жители деревни: несмотря на идеальный акцент и маскировку, их командир был чернокожим . Никсон в ответ отправляет 150 000 с половиной человек 6-го флота, чтобы найти и убить четырех членов экипажа. Они терпят неудачу, и ЦРУ берет на себя управление и убивает всех, кроме одного, который укрывается в ешиве в Бруклине , где умирает десять лет спустя. Спасен только Кубрик.
Через пять лет после Аполлона-11 Кубрик звонит в НАСА, чтобы одолжить сверхсекретный широкоапертурный объектив Zeiss, который ему нужен для создания Барри Линдона . В результате преемник Никсона решает избавиться от него как от последнего свидетеля заговора. Узнав об угрозе своей жизни, Кубрик запирается в своем доме и никогда не покидает его до самой смерти.
В заключение генерал Вернон Уолтерс соглашается раскрыть тайну гибели Кубрика, но неожиданно умирает на следующий вечер: он согласился нарушить правило ЦРУ о молчании и анонимности.
Наконец выясняется, что это псевдодокументальный фильм, поскольку финальные титры накладываются на монтаж роликов с ляпами , а главные участники смеются над своими репликами или над своей неспособностью их запомнить.
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Уильям Карел только что завершил работу над фильмом «Голливуд» , основанным на лжи, когда ему и документальному подразделению «Арте» пришла в голову идея сделать псевдодокументальный фильм, чтобы поиграть с серьезной тональностью «Арте», но также и для удовольствия, и снять забавный фильм, основанный на идея о том, что нельзя верить всему, что говорят, что свидетели могут лгать, архивы можно обмануть и что любую тему можно исказить, вводя в заблуждение субтитры или дубляж. Они искали тему, которая была бы универсальной и исторической, но не такой деликатной, как война. Отсюда и выбор высадки на Луну, которая на протяжении более 30 лет была предметом споров относительно реальности этих изображений. Они обнаружили, что это довольно забавная тема. [ 5 ]
Карел постарался избежать какой-либо конспирологической тональности. В частности, нигде не говорится, что Армстронг не ходил по Луне. Сценарий просто предполагает, что США, возможно, хотели иметь план действий на случай, если первые шаги не удастся снять на видео. [ 5 ] Аргументы о невозможности работы камеры на Луне были найдены на сайтах. [ 6 ]
Поскольку невозможно было предугадать, в какой момент фильма у зрителей начнутся сомнения, в финальных титрах были добавлены пародийные ляпы, чтобы сделать мистификацию очевидной, на случай, если кто-то поверит ей до конца. [ 5 ]
Элементы
[ редактировать ]В фильме используются четыре основных типа элементов: [ 5 ] [ 6 ]
- Карел взял интервью у вдовы Кубрика Кристианы Кубрик и его зятя Яна Харлана , притворяясь, что снимает документальный фильм о Кубрике, его фильме « 2001: Космическая одиссея» , Луне или НАСА, и задавая намеренно расплывчатые вопросы. Карел также взял интервью у Вернона Уолтерса , Базза Олдрина , его жены и некоторых сотрудников НАСА под тем же предлогом создания добросовестного документального фильма.
- Он использовал кадры сотрудников президента Ричарда Никсона, в том числе Дональда Рамсфелда , Генри Киссинджера , Александра Хейга , Лоуренса Иглбургера и директора ЦРУ Ричарда Хелмса , переработанные из его более раннего документального фильма Les hommes de la Maison Blanche. [ 7 ] и отредактировано с целью исказить их слова.
- Других «свидетелей» актеры играют, чтобы установить связь между приговорами, произнесенными «настоящими свидетелями», и создать правдоподобную историю. Среди многих намеков (в основном во второй половине) на то, что весь фильм является шуточной мистификацией, эти «постановочные» свидетели названы в честь персонажей фильмов Кубрика и Хичкока, например, астронавта по имени «Дэвид Боумен» ( 2001: Космическая одиссея). (фильм) ), кинопродюсер по имени «Джек Торранс» ( «Сияние ») или секретарша Никсона по имени «Ева Кендалл» ( «Север» Северо-Запад ).
- Остальные элементы, появляющиеся во второй половине, «заимствованы» из различных документальных фильмов, упомянутых в финальных титрах. Это единственные части фильма, в которых используются обманчивые субтитры: Австралия, дорога в Танами (Арно Мансир, Эрве Ребийон, 1999), «Архипелаг ученых» (Лоуренс Граффин, 1997), Филиппины: долина вечных рисовые поля (Патрик Бойте, Жак Массар, 1994), Камбоджа: Пайлин, убежище преступников (Юбер Дюбуа, 1999), Китай: тайный союз (Фан Вуй Ван, 2000) и Лаос: опиумные горцы (Эрик Пьеро, 1997).
Спецэффекты
[ редактировать ]Фотография, на которой изображен портрет Кубрика на лунном грунте, — единственное изображение, в котором был использован спецэффект . [ 6 ]
Подарки
[ редактировать ]В дополнение к все более невероятным утверждениям, которые делаются по ходу фильма, рассказчик вводит несколько примечательных фактических ошибок:
- Речь Джона Ф. Кеннеди « Мы выбираем полет на Луну » была произнесена в 1962 году. [ 8 ] а не 1961 год, как утверждалось.
- «Луна-9» приземлилась на Луну в феврале 1966 года. [ 9 ] но рассказчик утверждает, что это было в январе.
- Рассказчик утверждает, что «Аполлон-11» был запущен 17 июля 1969 года, хотя на самом деле он был запущен накануне, 16 июля. [ 10 ]
- Королев умер после операции по удалению полипа из кишечника. [ 11 ] не от тонзиллэктомии, как утверждается.
- Говорят, что Линдон Джонсон был губернатором Техаса , но эту должность он никогда не занимал. [ 12 ]
- Точно так же Ричард Никсон ошибочно утверждается как когда-то бывший губернатором Калифорнии . [ 13 ]
- Рассказчик подразумевает, что база ВВС на мысе Канаверал была выбрана отчасти из-за влияния семьи Джорджа Буша-старшего во Флориде , однако ни один Буш не имел никакой связи с Флоридой до 1980 года, когда Джеб Буш перевез туда свою семью. [ 14 ] Однако к 1950 году мыс стал новым испытательным полигоном для ракет. [ 15 ]
- Премьера фильма «2001: Космическая одиссея» состоялась в апреле 1968 года. [ 16 ] а Ричард Никсон вступил в должность президента в январе 1969 года, так что последний никак не мог воспользоваться съемками 2001 года , как говорит рассказчик.
- Фарук Эль-Баз представлен как технический директор НАСА, но эту должность он никогда не занимал. [ 17 ]
Большинство вымышленных свидетелей названы в честь персонажей фильмов Стэнли Кубрика или Альфреда Хичкока . «WA Koenigsberg» назван в честь Вуди Аллена , который родился «Аллан Кенигсберг». Они указаны в титрах вместе с именами актеров, их изображающих.
Члена съемочной группы, укрывшегося в ешиве в Бруклине, называют «едким» евреем. В оригинальной французской версии подмена более очевидна: сказано, что «он больше не работал, он зарегистрировался у хасидов », («Il ne travaillait plus, il pointait aux Hassidiques», что не имеет смысла в Французский, но это очевидный каламбур между ветвью иудаизма и ASSEDIC , который на момент создания фильма был французской службой занятости).
В саундтрек также включена песня «Американская мечта» из Wag the Dog» фильма Барри Левинсона « , художественного фильма о секретной голливудской постановке фальшивой войны, созданной по заказу правительства. В какой-то момент кадры, на которых военные садятся в самолет, подчеркнуты «правым, левым, правым, левым» артиллерийским сержантом Хартманом ( Р. Ли Эрми ) из собственного фильма Кубрика « Цельнометаллическая оболочка» .
Раздача также появляется в заключительных титрах с роликами с ляпами , показывающими персонажей, как реальных, так и вымышленных, смеющихся над своими репликами или над своей неспособностью их запомнить. Но здесь есть последний трюк, «мистификация внутри мистификации»: настоящие персонажи показаны шутящими, создавая ложное впечатление, что они добровольно участвуют в мистификации. [ 5 ] На самом деле, по крайней мере, одна из этих «шуток» — Киссинджер говорит, что он сделает это снова и снова — появляется в «Les hommes de la Maison Blanche» . [ 7 ] где он, оказывается, на самом деле совершенно серьезно говорит о войне во Вьетнаме.
Бросать
[ редактировать ]Как сами
[ редактировать ]- Кристиана Кубрик — вдова Стэнли Кубрика.
- Ян Харлан является исполнительным продюсером всех фильмов Кубрика, начиная с Барри Линдона . Он также является братом Кристианы Кубрик: они оба обсуждают «сюжет» фильма на одном диване.
- Генри Киссинджер , Дональд Рамсфелд , Александр Хейг и Лоуренс Иглбургер были членами кабинета Ричарда Никсона, пока последний был президентом.
- Эдвин «Базз» Олдрин был вторым человеком, ступившим на Луну в качестве пилота лунного модуля Аполлона Аполлона-11. Проблемы алкоголизма и депрессии, упомянутые в фильме, не вымышлены: он обсуждал их в своей автобиографической книге « Великолепное запустение: долгое путешествие домой». с Луны . [ 18 ]
- Лоис Олдрин была женой Олдрина на момент съемок фильма. Они развелись в 2012 году.
- Дэвид Скотт и Джеффри А. Хоффман — астронавты НАСА в отставке. Скотт побывал на Луне в качестве командира корабля «Аполлон-15» .
- Фарук Эль-Баз — египетско-американский учёный, который работал с НАСА над программой «Аполлон» , над обучением астронавтов наблюдениям и фотографии, анализом данных, полученных с Луны, и надзором за работой геологов и инженеров на местах. связанные с исследованием Луны. С 1986 года — профессор и директор Центра дистанционного зондирования Бостонского университета . [ 17 ] Он никогда не был техническим директором НАСА, как сказано в фильме.
- Ричард Хелмс был директором ЦРУ во время президентства Никсона, с июня 1966 года по февраль 1973 года.
- Вернон Уолтерс имеет особое значение в фильме из-за его участия в лунной гонке и конкуренции с Советским Союзом. Он дал интервью из-за его глубоких знаний этих аспектов. Он умер через неделю после первого интервью, которое он дал Уильяму Карелу, что помешало провести запланированное второе интервью. [ 6 ] Предложение в New York Herald Tribune о том, что он появился в документальном фильме французского телевидения, является фальшивкой: настоящий некролог доступен на веб-сайте New York Times. [ 19 ] говорит:
"Он был великолепен в роли нашего Джеймса Бонда, тайно вводя нас в страну и выводя ее, даже давая нам кодовые имена", - сказал Уинстон Лорд , бывший президент Совета по международным отношениям , который сопровождал г-на Киссинджера на секретных переговорах с вьетнамцами.
В то время как в документе, показанном в фильме, говорится:
Последнее известное публичное выступление генерала Уолтерса состоялось в документальном фильме французского телевидения, в котором он рассказывал об участии Белого дома [ sic ] в программе «Аполлон» в конце 1960-х годов. И продюсер, и режиссер отметили, что Уолтерс находится в идеальной форме.
Вымышленные персонажи
[ редактировать ]Имена вымышленных свидетелей и актеров, их изображающих, появляются в финальных титрах. Кроме того, Арте (сопродюсер и ведущий трансляции фильма) сопровождал показ во Франции веб-сайтом с викториной. [ 20 ] в котором игроку предлагалось угадать, в каких фильмах изначально появлялись персонажи с такими именами. В следующем списке воспроизводятся правильные ответы викторины.
- Джек Торренс — вымышленный персонаж фильма Кубрика «Сияние» , не голливудский продюсер, его играет Дэвид Уингер.
- Дэвид Боуман - вымышленный персонаж в фильме Кубрика « 2001: Космическая одиссея» (фильм) , а не настоящий космонавт, его играет Тэд Браун.
- Марию Варгас (главную героиню «Босоногой графини ») играет Жаклин Томан, и она не является сестрой Базза Олдрина.
- Ева Кендалл - вымышленный персонаж в фильме Альфреда Хичкока « Север через северо-запад» , не была секретарем Никсона (ее звали Роуз Мэри Вудс ), ее играет Барбара Роджерс.
- Дмитрий Маффли — это игра имен из фильма Кубрика «Доктор Стрейнджлав» (советский премьер-министр Дмитрий Кисов и американский президент Меркин Маффли), и он не является «бывшим агентом КГБ». Его играет Бернард Киршофф.
- Часовня Эмброуза - это название места в фильме Хичкока « Человек, который слишком много знал» , а не «бывшего агента ЦРУ», и его играет Джон Роджерс.
- Джордж Каплан (упомянутый рассказчиком) — вымышленный персонаж в фильме Хичкока « Север через северо-запад» .
- WA Koenigsberg («WA» означает « Вуди Аллен », поскольку Кенигсберг — настоящее имя Вуди Аллена) играет Бинем Орег.
Прием
[ редактировать ]Арте впервые показал фильм в эфир 16 октября 2002 г., а второй раз - 1 апреля 2004 г., после чего последовали дебаты и появился веб-сайт. [ 21 ] включая интервью Уильяма Карела [ 5 ] и викторина, демонстрирующая некоторые подсказки, включая фальшивых свидетелей и вырванные из контекста цитаты из интервью. [ 20 ] На пресс-показе перед первым выходом в эфир некоторые люди, пропустившие начало, в ярости покинули кинозал. [ 6 ]
Продюсер предложил фильм BBC , которой он понравился, но он был отклонен, поскольку они восприняли его как часть «антиамериканской кампании» во французских документальных фильмах. [ 5 ]
Теории заговора о высадке на Луну
[ редактировать ]Когда фильм показали группе студентов-социологов, изучающих теории заговора, многие ошибочно полагали, что это искренний и серьезный фильм. [ 1 ] Более того, защитник мистификации о высадке на Луну Уэйн Грин привел фильм в качестве доказательства своих взглядов, очевидно, полагая, что вырванные из контекста кадры сотрудников Никсона на самом деле были о мистификации о высадке на Луну, как обсуждалось на сайте Джея Уиндли «clavius.org», защищая реальность. о высадках на Луну. [ 22 ] Выдержки продолжительностью от нескольких минут [ 23 ] весь фильм лишен титров и ключевых сцен [ 24 ] были размещены на YouTube сторонниками теории заговора как «доказательство» того, что либо изображения на Луне являются поддельными, либо самой высадки на Луну никогда не было. Сам Карел получил электронные письма с поздравлениями за «разоблачение мистификации о высадке на Луну», что его позабавило. [ 6 ]
Награды
[ редактировать ]- Адольф-Гримме-Прейс (Германия, 2002) за лучший сценарий и режиссуру. [ 25 ]
Влияния
[ редактировать ]Уильям Карел отметил, что он нашел вдохновение в Орсона Уэллса радиопередачах «Война миров» , «Козерог-1 » и документальных драмах Питера Уоткинса . [ 6 ] Он называет « Темную сторону Луны » «документалистом», французским словом-портмоне, означающим «документальный лжец» (от documentaire «документальный фильм» + menteur «лжец»), по названию фильма, снятого Аньес Варда в 1980–1981 годах. . [ 5 ]
Другими влияниями являются постановка для камеры известных исторических событий, таких как поднятие флагов на Иводзиме и Рейхстаге, высадка американцев в Сомали, которая пару раз передевалась для камер, иллюстрируя влияние кино в новостях. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Теории заговора о высадке на Луну в популярной культуре
- «Козерог-1» — триллер о фальшивой посадке на Марс, но неудачном входе в атмосферу, что привело к заговору с целью убийства.
- Wag the Dog — комедийно-драматический фильм о войне, инсценированной в студии.
Литература
[ редактировать ]- Тейлор, Генри М. (2007): Больше, чем обман. Критический псевдодокументальный фильм Уильяма Карела «Темная сторона Луны» . В: Постскриптум, 26:3, с. 88–101.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тейлор, Генри М. «Больше, чем обман: критический псевдодокументальный фильм Уильяма Карела о темной стороне Луны» . Постскриптум . 26 (3): 90–104 . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ Корнелл, Джош (24 августа 2013 г.). «10 лживых фильмов, в которых лгали о кинопроизводстве» . WhatCulture.com .
- ^ Кеммерер, Дж. «Когда целесообразно улучшать качество объективов фотоаппаратов?» (PDF) . Цейсс. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ «Страница Джона Олкотта о великих кинематографистах из статьи в журнале American Cinematographer , декабрь 1975 года» . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Интервью: Entretien avec William Karel» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Дебаты с Уильямом Карелом вокруг его фильма Opération Lune (видео на французском языке)» . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Страница «Людей Белого дома» в каталоге Point du Jour» . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ «Речь Джона Ф. Кеннеди на Луне — стадион Райс» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Миссия Луны-9» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Обзор миссии Аполлона-11» . 17 апреля 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Королев, вдохновитель советской космической программы» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Губернаторы Техаса с 1846 года по настоящее время» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Список губернаторов Калифорнии» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Биография Джеба Буша» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «История мыса Канаверал» . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ «До- и послепремьерные редакции 2001 года» . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Резюме Фарук Эль-Баз» . Архивировано из оригинала 25 августа 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
- ^ «Великолепное запустение: долгое путешествие с Луны домой» (презентация книги на сайте издательства)» . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Келли, Тина (15 февраля 2002 г.), «Вернон А. Уолтерс, 85 лет, бывший посланник в ООН» , New York Times
- ^ Jump up to: а б «Игра-викторина на сайте Arte (на французском языке)» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ «Операция Луна – АРТЭ» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2007 г.
- ^ «Clavius.org/Bibliography/Response to Wayne Green» . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ «Разъяснение фальшивой посадки на Луну — фильм Кубрика, Никсона, Рамсфелда, Киссинджера, ЦРУ Ричарда Хелмса» . Ютуб . Проверено 23 мая 2013 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «МЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ НА ЛУНЕ - 1 из 3» . Ютуб . Проверено 22 мая 2013 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «(Гримме Прейс) Прейстрегер 2003» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фильмы об Аполлоне-11
- Французские документальные телефильмы
- Теории заговора о высадке на Луну
- Работы о холодной войне
- Псевдодокументальные фильмы 2000-х годов
- фильмы 2002 года
- Телевизионные фильмы 2002 года
- Мистификации во Франции
- Фильмы о мистификациях
- Журналистские мистификации
- мистификации 2002 года
- Культурные изображения Ричарда Никсона
- Культурные изображения Стэнли Кубрика
- Фильмы Уильяма Карела