Tupolev Tu-134
TU-134 | |
---|---|
![]() Air Transport Tretyakovo TU-134 в международном аэропорту Домодедово | |
Общая информация | |
Тип | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнер | Туполев |
Построен | Государственная компания по производству самолетов Харкив |
Статус | В ограниченном использовании |
Основные пользователи | Aeroflot (исторический) |
Номер построен | 854 (852 + 2 прототипы) [ 1 ] |
История | |
Производится | 1966–1989 [ 1 ] |
Дата введения | 9 сентября 1970 года [ 2 ] |
Первый полет | 29 июля 1963 года |
Разработан из | Tupolev Tu-124 |
Tupolev TU-134 ( NATO Reporting Name : Crusty ) представляет собой двухпространственный , с узким телом авиалайнер построенный в Советском Союзе для коротки Как и некоторые другие российские авиалайнеры (включая его родственную модель TU-154 ), он может работать с грунтовых аэродромов.
Один из наиболее широко используемых самолетов в бывших странах Comecon , число в активном обслуживании уменьшается из -за проблем безопасности и ограничений по шуму . В модели долгосрочное обслуживание с 42 странами, причем некоторые европейские авиакомпании запланировали до 12 ежедневных взлетов и посадков на самолет. В дополнение к регулярной службе пассажиров, он также использовался в различных ролях ВВС, армии и военно -морского флота; для обучения пилотов и навигатора; и для авиационных исследований и тестовых проектов. В последние годы ряд TU-134 были преобразованы для использования в качестве VIP-транспорта и деловых самолетов. В общей сложности 854 TU-134 были построены из всех версий (включая примеры испытательного бедствия) с Aeroflot в качестве крупнейшего пользователя к 1995 году, TU-134 понес 360 миллионов пассажиров для этой авиакомпании.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Январь 2021 г. ) |

После введения двигателей, установленных на пилонах на заднем фюзеляже французской авиации Sud Caravelle , производители авиалайнеров по всему миру бросились принять новый макет. Его преимущества включали чистый воздушный поток крыла без сбоев гончиками или пилонами и снижение шума кабины. В то же время, размещение тяжелых двигателей, которые далеко назад создавали проблемы с расположением центра тяжести по отношению к центру лифта, который был у крыльев. Чтобы освободить место для двигателей, планы хвостов должны были быть перемещены в хвостовой плавник, который должен был быть сильнее и, следовательно, более тяжелой, что еще больше усугубляет расположение тяжелого хвоста. [ 3 ]

Во время визита во Францию 1960 года советский лидер Никита Хрущев был настолько впечатлен тихой каютой Каравелле, что 1 августа 1960 года Туполев ОКБ получил официальную директиву для разработки нового самолета с аналогичным механизмом двигателя. Требование также было обусловлено необходимостью замены медленного стареющего поршневого двигателя IL-14 на внутренних маршрутах. В 1961 году авиакомпания советского государства, Aeroflot , обновила свои требования, включающие большую полезную нагрузку и мощность пассажиров, и, поскольку требования Aeroflot продиктовали большие самолеты, чем первоначально планировалось, Бюро дизайна Soloviev D-30 Bypass Turbof разработало более мощные D-30 с низким бассором D-30 двигателями Antrybess Полем
Прототип TU-134, CCCP-45075, впервые пролетел 29 июля 1963 года, первоначально сохранив обозначение TU-124A, несмотря на радикальные различия в дизайне от предыдущей модели (новые двигатели, новые крылья, полностью переработанный хвост и т. Д.). 20 ноября 1963 года новый авиалайнер был официально назначен TU-134. Тем временем в октябре 1963 года прототип British BAC One-Eleven , который имел аналогичную компоновку T-Tail, разбился с потерей всей экипажа при тестировании его свойств. Результаты исчерпывающего расследования британского совета по расследованию аварий побудили Туполева увеличить хвостовую плату на ТУ-134 на 30% для большего контрольного органа.
Дизайн курьезов TU-134 включала резкую обложку крыла 35 градусов по сравнению с 25–28 градусами в своих аналогах. Двигателям на раннем производстве TU-134 не хватало отмены тяги, что сделало самолет одним из нескольких типов той эпохи, в которых использовался тормозный парашют для посадки в неблагоприятных условиях. Большая часть бортовой электроники работала на постоянном токе . Линия ранних советских авиалайнеров можно проследить непосредственно до стратегического бомбардировщика Tupolev TU-16 , а TU-134 несет над стеклянным носом для навигатора и шасси, оснащенной шинами низкого давления, чтобы разрешить эксплуатацию из непроницаемых аэродромов.
Серийное производство началось в 1966 году в Харкова авиационной ассоциации , и производство TU-124 было прекращено. TU-134 был разработан для линий с коротким пассажиром с низким пассажирским движением. Первоначально самолет имел 56 мест в одной конфигурации класса или 50 мест в конфигурации двух классов.
В 1968 году Туполев начал работать над улучшенным вариантом TU-134 с 76-местной емкостью. Фузеляж получил 2,1-метровую (6-футовую 11-дюймовую) пробку для большей пропускной способности пассажира и вспомогательную силовую единицу в хвосте. В результате максимальный диапазон был уменьшен с 3100 километров до 2770 километров. Обновленные двигатели D-30 теперь представляют собой реверсировки тяги, заменяя парашют. Первый TU-134a, преобразованный из производства TU-134, вылетел 22 апреля 1969 года. Первый рейс авиакомпании был 9 ноября 1970 года. Обновленная версия TU-134B начала производство в 1980 году, а позиция навигатора была заброшена, и и Сидения увеличились до 96 мест. Впоследствии усилия начали разрабатывать TU-134D с увеличением тяги двигателя, но проект был отменен.
Оперативная история
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Январь 2021 г. ) |
В сентябре 1967 года TU-134 совершил свой первый запланированный рейс из Москвы в Адлер . TU-134 был первым советским авиалайнером, получившим международную сертификацию от Международной организации гражданской авиации , которая позволила его использовать на международных маршрутах. В связи с этим сертификацией Aeroflot использовала большую часть своих TU-134 на международных маршрутах. В 1968 году первые экспортные клиенты, Interflug of East Germany , Lot Plock Airlines и Malév Wangarary Airlines приобрели TU-134. В 1969 году TU-134 был выставлен на авиасалоне в Париже .
С 1972 года Aeroflot начал размещать TU-134 на внутреннюю службу в Баку , Ереван , Кив , Кишинев , Краснодар , Ленинград , Омск , Рига и Сочи из международного аэропорта Шеремеево в Москве.
В первые годы TU-134 развил репутацию надежности и эффективности, особенно по сравнению с предыдущими советскими дизайнами. После установления более жестких стандартов шума в правилах ИКАО в 2002 году TU-134 был запрещен в большинстве аэропортов Западной Европы за высокий уровень шума. В начале 2006 года 245 TU-134 все еще работали, 162 из которых были в России. После несчастного случая со смертельным исходом в марте 2007 года, а при подстрекательстве российского министра транспорта Игоря Левитина Aeroflot объявила, что он уйдет в отставку, а последний TU-134 был удален с службы 1 января 2008 года. Некоторые все еще находились в операциях. с дочерними компаниями Aeroflot на местных маршрутах в России. TU-134 также нашла новую жизнь в качестве бизнес-реактивного самолета, причем многие из них установили дорогой бизнес-интерьер. Высокие затраты на топливо и техническое обслуживание все чаще ограничивают количество, используемое сегодня.
В июне 2011 года, в ответ на рейс Rusair 9605 , который привел к 47 погибших, президент России Дмитрий Медведев приказал подготовиться к выводу TU-134 к 2012 году.
22 мая 2019 года состоялся последний пассажирский рейс TU-134 в России. [ 4 ]
Многие TU-134 были сохранены как мемориалы в аэропортах по всему бывшему Советскому Союзу. Бывший Малев Ту-134a (регистрация HA-LBE) демонстрируется в Aeropark в международном аэропорту Будапешта Ференка Листа. [ 5 ] в Венгрии.
Варианты
[ редактировать ]- TU-124A
- Прототип TU-134 (CCCP-45075) сохранил это немного запутанное обозначение. Все последующие самолеты идентифицируются как TU-134.
- TU-134
- Стеклянная версия. Первая серия могла разместить до 64 пассажиров, и позже это было увеличено до 72 пассажиров.


- TU-134A
- Вторая серия с модернизированными двигателями, улучшенная авионика, размещение до 84 пассажиров. Все варианты TU-134A были построены с отличительным стеклянным носом и радарным куполом подбородка, но некоторые из них были модифицированы до стандарта B с радаром, перемещенным в рад носа.
- TU-134A-2
- Стеклянный нос был заменен.
- TU-134A-3
- Вторая серия, оснащенная двумя обновленными турбовантованными двигателями Soloviev D-30.
- TU-134A-5
- Самая последняя версия.
- TU-134B
- Вторая серия, 80 сидений, радар переместился в носовой рад, устраняя глазированный нос. Некоторые модели TU-134B имеют дальние топливные баки, установленные под фюзеляжем; Они видны как значительная выпуклость.
- TU-134BV
- Модель рабочего шаттла космического челнока.
- Tu-134LK
- Cosmonaut . Учебная версия

- TU-134M
- Проектируемая модернизированная версия TU-134B, основанная на прогрессе D-436T1-134 двигателей.
- TU-134S
- Прогнозируемая грузовая версия на основе TU-134A.
- TU-134ubl
- TU-160 Экипаж Тренировочная версия, с носовым конусом TU-160.
- TU-134UBK
- Военно-морская версия TU-134ubl. Только один был построен.
- TU-134BSH
- TU-22M Crew Trainer, оснащенный радаром TU-22M в носу.
- Tu-134Sh-1
- Тренер экипажа с бомбардировками для тяжелых экипажей бомбардировщиков
- Tu-134Sh-2
- Тренер навигатора для экипажей тактических бомбардировщиков
- Tu-134SKh
- Версия обследования урожая.
Текущие операторы
[ редактировать ]Нынешние гражданские операторы
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год только два туполева TU-134 остаются в службе гражданской пассажирской авиалинии по всему миру: [ 6 ]
- Украинские ВВС - 15 -я транспортная авиационная бригада "Дизайнер самолетов Олег Антонов", расположенный в международном аэропорту Бориспил
Бывшие операторы
[ редактировать ]Следующие авиакомпании, штаты и другие организации в одной точке управляли по крайней мере один самолет TU-134:
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]- Air Company Kyrgyzstan - 1 потерпела крушение 28 декабря 2011 года
- Кыргизстан авиакомпании
- Аэро аренда
- Aeroflot-Plus
- Алрос-Хед
- Bal Bashkirian Airlines
- Центр-юг
- Ижавия
- Rossiya Airlines (government fleet)
- Самара Авиакомпании
- Airlines Kosmos (3)
- Meridian Airlines (1) [ 9 ]
- Сириус-Аро
- Авиакомпании Турхан
- Utair Express
- Никто никогда не приобрел
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Ангола
- Народные силы авиации и противовоздушной обороны Анголы [ 11 ]
Армения
- Армянские ВВС - 1 сохранены
Беларусь
- Беларусь ВВС
Болгария
- Болгарские ВВС
Чешская Республика
- Чешские воздушные силы
Чехословакия
- Чехословацкие ВВС - переданные государствам -преемникам
Германия
- Немецкие ВВС - бывший оператор, взятый из Восточно -немецких ВВС после воссоединения Германии
Грузия
- Грузинские ВВС
Восточная Германия
- Восточно -немецкая ВВС
Молдавия
- Молдовановые ВВС
Северная Корея
- ВВС Северной Кореи
Польша
- Польские ВВС . Управляется 2 с 1972 по 1977 год (более поздний участок) и 2 с 1977 по 1992 год. Вышел на пенсию, заменен на 2 Туполев TU-154 M.
Советский Союз
- Советские ВВС
- Советская военно -морская авиация . Передано на государства -преемники.
- Советское космическое агентство
- Советские внутренние войска - транспортная служба заключенных
- Syrianair (1)
Несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]Спецификации (TU-134a)
[ редактировать ]
Данные из OKB Tupolev, [ 12 ] OAO Tupolev [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3–5 летной бригады + 3–4 стюардессы
- Емкость: 72–84 пассажира / 8200 кг (18 078 фунтов)
- Длина: 37,1 м (121 фут 9 дюймов)
- Размах крыльев: 29,01 м (95 футов 2 дюйма)
- Диаметр: 2,9 м (9 футов 6 дюймов) диаметр фюзеляжа
- Высота: 9,02 м (29 футов 7 дюймов)
- Область крыла: 127,3 м 2 (1370 кв. Футов)
- Аэродинамическая профиль : корень: PR-1-10S-9 (15,7%); Совет: PR-1-10S-9 (12%) [ 14 ]
- Пустой вес: 27 960 кг (61 641 фунт)
- Валовой вес: 47 000 кг (103 617 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 47 600 кг (104 940 фунтов)
- Пропускная способность топлива: 13 200 л (3500 галстур США; 2900 им. Гал)
- Силовая установка: 2 × Soloviev D-30-II Турбовентивные двигатели, 66,68 кН (14 990 фунтов) тяну каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 950 км/ч (590 миль в час, 510 кН)
- Скорость круиза: 850 км/ч (530 миль в час, 460 кН)
- Диапазон: 1 900–3000 км (1200–1900 миль, 1000-1600 нм)
- Диапазон паром: 3,200 км (2000 миль, 1,700 нми)
- Потолок обслуживания: 12 100 м (39 700 футов)
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Ту-134 Полем Russianplanes.net (на русском языке). Архивировано с оригинала 4 сентября 2015 года . Получено 2 ноября 2015 года .
- ^ http://aeroflotarchives.com/tupolev-tu-134.html Архивировано 27 июля 2020 года на машине Wayback цитирует первый рейс дохода, доступ к 15 апреля 2019
- ^ "T134" . Skybrarary Aviation Безопасность . 8 марта 2021 года. Архивировано с оригинала 6 мая 2022 года . Получено 6 мая 2022 года .
- ^ Ту-134 отправился в заключительный пассажирский рейс в России [TU-134 отправился на последний пассажирский рейс в России] (по-русски). 22 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 26 мая 2019 года . Получено 26 мая 2019 года .
- ^ "Aeropark Budapest Repülőmúzeum" . aeropark.hu . Архивировано с оригинала 27 марта 2019 года . Получено 21 апреля 2019 года .
- ^ "✈ Russianplanes.net ✈ naraшa auviaцia-yane" [реестр TU-134]. Russianplanes.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 года . Получено 28 декабря 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Кингсли-Джонс 2002 , с. 54
- ^ «Авиационная сеть безопасности - Imperial Air Peru» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Получено 3 января 2011 года .
- ^ «Веб -сайт Meridian Airline» . Meridian-avia.com (на русском и британском английском) . Получено 22 апреля 2019 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Aviogenex Archived 8 августа 2020 года на машине Wayback на rzjets.com, полученном 13-12-2014
- ^ Fontanellaz, Cooper & Matos 2020 , с. 23
- ^ Гордон, Ефим; Жесткий, Владимир; Бойд, Александр (2005). OKB Tupolev: История дизайнерского бюро и его самолета . Хинкли: Мидленд. С. 248–246. ISBN 1857802144 .
- ^ «Туполев Ту-134» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года . Получено 10 мая 2006 года .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Получено 16 апреля 2019 года .
Источники
[ редактировать ]- Фонтанеллаз, Адриен; Купер, Том; Матос, Хосе Августо (2020). Война вмешательства в Анголе, том 3: Анголанские и кубинские воздушные силы, 1975-1985 . Уорик, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-913118-61-7 .
- Хили, Джон К. (январь -февраль 2004 г.). «Воины в отставке:« Бомбардировщик холодной войны ». Энтузиаст воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
- Кингсли-Джонс, Макс (27 августа-2 сентября 2002 г.). «Перепись мировой авиалайнеры: бегать, чтобы стоять на месте» . Flight International . Тол. 162, нет. 4846. С. 30–55. ISSN 0015-3710 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Соберите Tusoplev T-134 и Wikimedia Commons