Персидские сады
Традиция и стиль садового дизайна, представленный персидскими садами или иранскими садами ( персидский : باغ ایرانی ), представляет собой стиль « пейзажного » сада , возникший в империи Ахеменидов . Райский сад , образец персидского сада, повлиял на дизайн садов от Андалусии до Индии и за ее пределами. [1] [2] Сады Альгамбры демонстрируют влияние персидской садовой философии и стиля в мавританском дворцовом масштабе эпохи Аль-Андалуса в Испании . Гробница Хумаюна и Тадж-Махал имеют одни из крупнейших в мире персидских садов времен Империи Великих Моголов в Индии.
Понятие и этимология
[ редактировать ]Со времен Империи Ахеменидов идея земного рая распространилась через персидскую литературу и пример других культур, как эллинистических садов Империи Селевкидов , так и Птолемеев в Александрии . Авестийское слово paridaēza- , древнеперсидское * paridaida- , [примечание 1] Срединный * paridaiza- (обнесенный стеной, т. е. обнесенный стеной сад ), был заимствован в аккадский , а затем в греческий древнегреческий : παράδεισος , романизированный : paradeisos , затем переведен в латинский paradīsus , и оттуда вошёл в европейские языки, напр. , французский рай , немецкий рай и английский рай [3]
Как следует из слова, такие сады были бы огороженными. Целью сада было и остается предоставление места для защищенного отдыха различными способами: духовного и неторопливого (например, встречи с друзьями), по сути, рай на земле . Общеиранским словом , обозначающим «замкнутое пространство», было * pari-daiza- (авестийское pari-daēza- ), термин, который был принят христианской мифологией для описания Эдемского сада или рая на земле. [4]
Конструкция сада может быть формальной (с акцентом на структуру) или повседневной (с акцентом на природе), с соблюдением нескольких простых правил дизайна. Это позволяет максимизировать с точки зрения функций и эмоций то, что можно сделать в саду.
История
[ редактировать ]Персидские сады, возможно, возникли еще в 4000 году до нашей эры, но очевидно, что эта традиция началась с династии Ахеменидов примерно в 6 веке до нашей эры. [5] [ сомнительно – обсудить ] [ нужна проверка ] Украшенная керамика того времени представляет собой типичный крестовый план персидского сада. Очертания Пасаргад , построенных около 500 г. до н. э., можно увидеть и сегодня. Классические иранцы считались греками «великими садовниками» древности; Кир II (известный также как Кир Младший), как утверждается, сказал спартанскому полководцу Лисандру , что он ежедневно работал в саду, когда не участвует в кампании, и сам разбил парк в Сардисе, который он назвал своим «раем» (греческое искажение слова Древнеперсидское слово, обозначающее сад ). [6]
Во время сюзеренитета Сасанидской империи , под влиянием зороастризма , вода в искусстве приобретала все большее значение. Эта тенденция проявилась в садовом дизайне с большим акцентом на фонтанах и прудах в садах.
В периоды Омейядов и Аббасидов важность эстетического аспекта сада возросла, превысив полезность. За это время возросло значение эстетических правил, регулирующих сад. Примером этого является чахар-баг ( چهارباغ ), форма сада, которая пытается подражать авраамическому понятию Эдемского сада , с четырьмя реками и четырьмя квадрантами, которые представляют мир. Конструкция иногда простирается на одну ось длиннее поперечной оси и может включать водные каналы, которые проходят через каждый из четырех садов и соединяются с центральным бассейном.
При династии Аббасидов (8 век нашей эры) этот тип сада стал неотъемлемой частью репрезентативной архитектуры.
Персидский сад — это ландшафтный сад, спроектированный индивидуально и намеренно созданный как пространство, встроенное в эстетический и духовный контекст прошлого и современной культурной, политической и социальной среды. Отличительными чертами этих формальных садов являются геометрическая планировка, следующая геометрическим и визуальным принципам, воплощенная в природе с помощью водных каналов и бассейнов, которые делят закрытое пространство на четко определенные части, принцип, который стал известен как Чахар Баг (четыре сада), гидротехнические сооружения с каналами. , бассейны, фонтаны и каскады, павильоны, выступающие центральные оси с панорамой и плантация с множеством тщательно выбранных деревьев и трав. и цветы. Старое иранское слово, обозначающее такие сады, «пари-дайзи», выражает присущее им представление о земном рае. Как таковые, они являются метафорой божественного порядка, а также объединения и защиты тех, кто творит добро. Их аналоги на земле выполняют аналогичную функцию. Эти принципы доводятся до совершенства в садах императора как «хорошего садовника».
Несмотря на формальную стандартизацию, ландшафтные сады также отражают разнообразие и развитие, связанные с функциональными, региональными и хронологическими характеристиками, а также технологическими, а также личными предпочтениями, амбициями и требованиями. Персидские сады многофункциональны: они служат не только созерцанию и отдыху, но также являются олицетворением и проявлением силы. Проектирование и создание сада демонстрирует оккупацию земли, проведение аудиторий и празднование побед или бракосочетания в этих садах сигнализируют о превосходстве или социальных и политических связях. Начиная с 12-го по 13-й век в таких формальных садах размещались гробницы членов королевской семьи или важных личностей, что давало верующим возможность извлечь выгоду из духовности почитаемого человека и особой ауры сада. [7]
Вторжение монголов в Персию в тринадцатом веке привело к новому акценту на богато украшенных структурах сада. Примеры этого включают древовидные пионы и хризантемы . [ нужны разъяснения ] Затем монголы перенесли персидскую садовую традицию в другие части своей империи (особенно в Индию ).
Император Великих Моголов Бабур персидский сад представил Индии , пытаясь воспроизвести прохладную, освежающую ауру своей родины в Ферганской долине посредством строительства садов в персидском стиле, подобных садам в других городах Тимуридов, таких как Самарканд и Герат. Бабур был ревностным садовником и лично спроектировал и курировал не менее десяти садов в своей столице Кабуле в современном Афганистане, таких как Баг-э-Бабур , где он записал очарование посаженных им гранатовых, вишневых и апельсиновых деревьев. [8] Хотя его империя вскоре расширилась до северо-центральной Индии, он ненавидел застоявшуюся жару и унылую среду жарких, пыльных равнин Индии; Таким образом, он был похоронен в Баг-е Бабуре в Кабуле своей вдовой в 1544 году. [7]
Арам Баг в Агре был первым из многих персидских садов, которые он создал в самой Индии. Сады Великих Моголов предъявляют четыре основных требования, символизирующих четыре аллегорических основы загробной жизни: тень, фрукты, аромат и проточная вода. Этот образец использовался для создания многих персидских садов по всему Индийскому субконтиненту, таких как сады Шалимар в Лахоре, Шалимар-Баг и Нишат-Баг в Кашмире, а также сады Тадж-Махала . Сады Тадж-Махала воплощают персидскую концепцию идеального райского сада и были построены с использованием оросительных каналов и каналов реки Ямуна . Эти сады недавно были восстановлены в своей прежней красоте после десятилетий загрязнения индийскими властями, которые вырубили фруктовую и теневую растительность сада. [9] [10] [11]
Династия Сефевидов (семнадцатый-восемнадцатый века) построила и разработала величественные и эпические планировки, которые выходили за рамки простой пристройки к дворцу и стали его неотъемлемой эстетической и функциональной частью. В последующие столетия европейский садовый дизайн начал влиять на Персию, особенно на дизайн Франции и, во вторую очередь, на дизайн России и Соединенного Королевства . Западное влияние привело к изменениям в использовании воды и видах, используемых в подстилке.
Традиционные формы и стиль до сих пор применяются в современных иранских садах. Они также появляются в исторических местах, музеях и прикрепляются к домам богатых.
Элементы персидского сада
[ редактировать ]Солнечный свет и его воздействие были важным фактором структурного дизайна персидских садов. Текстуры и формы были специально выбраны архитекторами для использования света. [12]
. Сухая жара Ирана делает тень важной в садах, которые без нее были бы практически непригодны Деревья и решетки в основном представляют собой биотическую тень; павильоны и стены также структурно защищают от солнца.
Из-за жары вода также важна как при проектировании, так и при уходе за садом. Может потребоваться ирригация, которая может осуществляться через туннель, называемый канатом , который транспортирует воду из местного водоносного горизонта . Колодцеобразные конструкции затем соединяются с каналом, позволяя забирать воду. , приводимый в движение животными, Альтернативно, персидский колодец будет поднимать воду на поверхность. Такие колесные системы также перемещали воду по поверхностным водным системам, например, в стиле чахар-баг . Деревья часто сажали в канаве, называемой жуй , которая предотвращала испарение воды и позволяла воде быстро достигать корней деревьев .
Персидский стиль часто пытается объединить внутреннее пространство с внешним миром посредством соединения окружающего сада с внутренним двором . Дизайнеры часто размещают архитектурные элементы, такие как сводчатые арки, между внешней и внутренней зонами, чтобы открыть границу между ними.
Описания
[ редактировать ]Раннее описание (первой половины четвертого века до нашей эры) персидского сада можно найти в Ксенофонта » «Оэкономике , в котором Сократ рассказывает историю спартанского полководца Лисандра визита к персидскому царевичу Киру Младшему , который показывает греку его «рай в Сардах». В этой истории Лисандр «поражен красотой деревьев внутри, посаженных через равные промежутки, длинными прямыми рядами развевающихся ветвей, идеальной правильностью, прямоугольной симметрией всего и множеством сладких ароматов, висевших вокруг них, как будто они ходили по парку" [13]
Древнейшие репрезентативные описания и иллюстрации персидских садов принадлежат путешественникам, пришедшим в Иран с запада. В число этих рассказов входят Ибн Баттута в четырнадцатом веке, Руй Гонсалес де Клавихо в пятнадцатом веке и Энгельберт Кемпфер в семнадцатом веке. Баттута и Клавихо лишь вскользь упомянули о садах и не описали их дизайн, но Кемпфер тщательно зарисовал и после своего возвращения в Европу превратил их в подробные гравюры. На них изображены сады типа чарбага с ограждающей стеной, прямоугольными бассейнами, внутренней сетью каналов, садовыми павильонами и пышной растительностью. Сохранившиеся примеры садов этого типа имеются в Йезде (Довлатабад) и Кашане ( Сад Фин ). расположение садов Кемпфера, изображенных в Исфахане Можно определить .
Стили
[ редактировать ]Шесть основных стилей персидского сада можно увидеть в следующей таблице, которая рассматривает их в контексте их функций и стилей. Сады не ограничиваются определенным стилем, они часто объединяют разные стили или имеют зоны с разными функциями и стилями.
Классический | Формальный | Повседневный | |
Общественный | Хаят | Майдан | Парк |
Частный | Хаят | Чахар Баг | Баг |
Хаят
[ редактировать ]Публично это классическая персидская планировка, в которой упор делается на эстетику, а не на функциональность. Особенно важны в саду искусственные конструкции с арками и бассейнами (которые можно использовать для купания). Земля часто покрыта гравием и камнем. Посадки обычно очень простые – например, ряд деревьев, которые также создают тень.
В частном порядке эти сады часто ориентированы на бассейны и, опять же, являются структурными. Бассейн служит фокусом и источником влажности окружающей атмосферы. Растений мало, часто из-за ограниченности воды в городских районах .
Майдан
[ редактировать ]Это общественный, формальный сад, в котором больше внимания уделяется биотическим элементам, чем хаяту , и минимизирована структура. Растения варьируются от деревьев до кустарников , клумб и трав . Опять же, есть такие элементы, как бассейн и гравийные дорожки, разделяющие лужайку . Когда используются конструкции, их часто строят, как в случае с павильонами, чтобы обеспечить тень.
Чахар Баг
[ редактировать ]Эти сады являются частными и формальными. Базовая структура состоит из четырех квадрантов, разделенных водными путями или тропами. Традиционно богатые люди использовали такие сады в рабочих целях (например, в качестве развлечения для послов ). Эти сады уравновешивают структуру и зелень: растения часто располагаются по периферии бассейна и дорожек.
Бустан
[ редактировать ]Как и многие другие парки , Персидский парк выполняет обычные общественные функции с упором на растительную жизнь. Они обеспечивают проходы и места для сидения, но в остальном обычно ограничены с точки зрения структурных элементов. Цель таких мест – отдых и общение.
Баг
[ редактировать ]Как и другой непринужденный сад, парк, баг подчеркивает естественный и зеленый аспект сада. В отличие от парка, это частная территория, часто пристроенная к домам и часто состоящая из лужаек , деревьев и наземных растений. Водные пути и тропы выделяются меньше, чем в более формальных аналогах, и в основном функциональны. Основная функция таких зон – семейный отдых.
Объекты всемирного наследия
[ редактировать ]Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Иран |
Включает | |
Критерии | Культурные: (i), (ii), (iii), (iv), (vi) |
Ссылка | 1372 |
Надпись | 2011 г. (35-я сессия ) |
Область | 716,35 га (2,7658 квадратных миль) |
Буферная зона | 9740,02 га (37,6064 квадратных миль) |
- Сад Пасаргад в Пасаргадах , Иран (WHS 1372-001) [14]
- Сад Эрам , Шираз , Иран (WHS 1372-002) [14]
- Чехель Сотун , Исфахан , Иран (WHS 1372-003) [14]
- Fin Garden , Кашан , Иран (WHS 1372-004) [14]
- Сад Аббасабад , Аббасабад, Мазандаран , Иран (WHS 1372-005) [14]
- Сад Шазде , Махан , провинция Керман , Иран (WHS 1372-006) [14]
- Долатабадский сад , Йезд , Иран (WHS 1372-007) [14]
- Сад Пахлеванпур , Иран (WHS 1372-008) [14]
- Сад Акбарие , провинция Южный Хорасан , Иран (WHS 1372-009) [14]
- Тадж-Махал , Агра , Индия (WHS 252)
- Могила Хумаюна , Нью-Дели , Индия (WHS 232bis)
- Сады Шалимар, Лахор , Пакистан (WHS 171-002)
- Хенералифе , Гранада , Испания (WHS 314-001)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя подлинная древнеперсидская форма, должно быть, была * paridaida- , современное персидское palīz «сад» от среднеперсидского palēz предполагает вариант * pardaiza- (с -i- обмороком ) , который, по-видимому, является родственным * paridaida- от иной иранский язык (авестийский, мидийский или парфянский), заимствованный в персидский еще в ранний период. См. протоиранский *paridaiźa- .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Был ли Персидский сад в Пасаргадах образцом Эдемского сада?» . О сайте Образование . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Персидский сад – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . whc.unesco.org . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Факур М., Сады Ахеменидов [1] ; CAIS-Online - по состоянию на 15 января 2007 г.
- ^ Персы: Мастера Империи, стр. 62, ISBN 0-8094-9104-4
- ^ Хансари, Мехди; Мохтадер, MR; Явари, Минуш (31 декабря 2003 г.). Персидский сад: отголоски рая . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN 9780934211758 .
- ^ Ксенофонт (26 июня 1975 г.). Персидская экспедиция . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141909387 .
- ^ Jump up to: а б «Баг-е Бабур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «ВОСПОМИНАНИЯ БАБУРА» . depts.washington.edu . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Дэйли, Джейсон. «Восстановленные сады Великих Моголов снова расцветают вдоль набережной Агры» . Смитсоновский институт . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Из журнала: Агра снова в цвету» . Всемирный фонд памятников . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Как спасти Тадж-Махал?» . Смитсоновский институт . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Пасаргады: Персидские сады | Каве Фаррох» . kavehfarrokh.com . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Ксенефон. «Оэкономик» . Гутенберг Пресс . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Персидский сад (1372 г.) на объекта всемирного наследия . веб-сайте
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дариуш Борбор, «Влияние персидских садов на исламский декор», в книге « Функции архитектурных форм / Architektur Form Funktion / Функции архитектурных форм / Arquitectura Formas Functiones vol. 14, Editions Anthony Krafft, Лозанна, 1968, стр. 84–91.
- 33-50 Дариуш Борбур, «Влияние иранских садов на украшения исламских зданий», Мост Фирузе (Специальный для духовного культурного наследия), 6 класс, номер 18, Тегеран, лето 2008 г., стр.
- Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2014). «Роль исторических персидских садов в состоянии здоровья современных городских жителей». Журнал EcoHealth, 11 (3), 308–321.
- Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2015). Устойчивые города и вклад исторических городских зеленых насаждений: пример исторических персидских садов, Журнал устойчивого развития, 7, 13290 -13316.
- Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2015). Успешные общественные места, Исследование исторических персидских садов, Журнал городского лесного хозяйства и городского озеленения, в печати, doi:10.1016/j.ufug.2015.08.011
- Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2011). «Вклад исторических персидских садов в устойчивое развитие городов и окружающей среды: уроки жаркого засушливого региона ИРАНа». Американский труд по инженерным и прикладным наукам 1 (3), 281–294.
- Хонсари, Мехди; Мохтадер, М. Реза; Явари, Минуш (1998). Персидский сад: отголоски рая . Издательство Маг. ISBN 0-934211-46-9 .
- Несколько авторов (2010). "Сад" . Энциклопедия Ираника .
- Ньютон Уилбер, D (1979). Персидские сады и садовые павильоны . Вашингтон.
- Мишель Конан, Думбартон-Оукс (2007). Ближневосточные садовые традиции: единство и разнообразие .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Райские сады Монти Дона (документальный фильм BBC)
- Сайт «Персидский садовый дизайн» в Исфахане . Проверено 3 января 2012 г.
- Сад Бабура - видео от Азиатского общества, США
- Анимационный фильм, вдохновленный персидской архитектурой.
- Фарнуш Тегерани, Значение персидского сада , на персидском языке, Jadid Online, 12 ноября 2009 г.
- Аудио слайд-шоу: [2] (5 мин 58 сек).
- Фарнуш Тегерани, Лицо персидского сада , на персидском языке, 13 ноября 2009 г.
- Аудио слайд-шоу: [3] (6 мин 16 сек).