Jump to content

Персидские сады

(Перенаправлено с Персидских садов )
Сад Эрам — знаменитый исторический персидский сад в Ширазе , Иран.

Традиция и стиль садового дизайна, представленный персидскими садами или иранскими садами ( персидский : باغ ایرانی ), представляет собой стиль « пейзажного » сада , возникший в империи Ахеменидов . Райский сад , образец персидского сада, повлиял на дизайн садов от Андалусии до Индии и за ее пределами. [1] [2] Сады Альгамбры демонстрируют влияние персидской садовой философии и стиля в мавританском дворцовом масштабе эпохи Аль-Андалуса в Испании . Гробница Хумаюна и Тадж-Махал имеют одни из крупнейших в мире персидских садов времен Империи Великих Моголов в Индии.

Понятие и этимология

[ редактировать ]
Схематическое изображение персидского сада. Обратите внимание на четырехстороннюю структуру с центральным водным элементом, соединяющими акведуки и окружающие деревья, а также на расположение дворца.

Со времен Империи Ахеменидов идея земного рая распространилась через персидскую литературу и пример других культур, как эллинистических садов Империи Селевкидов , так и Птолемеев в Александрии . Авестийское слово paridaēza- , древнеперсидское * paridaida- , [примечание 1] Срединный * paridaiza- (обнесенный стеной, т. е. обнесенный стеной сад ), был заимствован в аккадский , а затем в греческий древнегреческий : παράδεισος , романизированный : paradeisos , затем переведен в латинский paradīsus , и оттуда вошёл в европейские языки, напр. , французский рай , немецкий рай и английский рай [3]

Как следует из слова, такие сады были бы огороженными. Целью сада было и остается предоставление места для защищенного отдыха различными способами: духовного и неторопливого (например, встречи с друзьями), по сути, рай на земле . Общеиранским словом , обозначающим «замкнутое пространство», было * pari-daiza- (авестийское pari-daēza- ), термин, который был принят христианской мифологией для описания Эдемского сада или рая на земле. [4]

Конструкция сада может быть формальной (с акцентом на структуру) или повседневной (с акцентом на природе), с соблюдением нескольких простых правил дизайна. Это позволяет максимизировать с точки зрения функций и эмоций то, что можно сделать в саду.

Сады возле дворца Дария I Персидского в Персеполе .

Персидские сады, возможно, возникли еще в 4000 году до нашей эры, но очевидно, что эта традиция началась с династии Ахеменидов примерно в 6 веке до нашей эры. [5] [ сомнительно обсудить ] [ нужна проверка ] Украшенная керамика того времени представляет собой типичный крестовый план персидского сада. Очертания Пасаргад , построенных около 500 г. до н. э., можно увидеть и сегодня. Классические иранцы считались греками «великими садовниками» древности; Кир II (известный также как Кир Младший), как утверждается, сказал спартанскому полководцу Лисандру , что он ежедневно работал в саду, когда не участвует в кампании, и сам разбил парк в Сардисе, который он назвал своим «раем» (греческое искажение слова Древнеперсидское слово, обозначающее сад ). [6]

Во время сюзеренитета Сасанидской империи , под влиянием зороастризма , вода в искусстве приобретала все большее значение. Эта тенденция проявилась в садовом дизайне с большим акцентом на фонтанах и прудах в садах.

В периоды Омейядов и Аббасидов важность эстетического аспекта сада возросла, превысив полезность. За это время возросло значение эстетических правил, регулирующих сад. Примером этого является чахар-баг ( چهارباغ ), форма сада, которая пытается подражать авраамическому понятию Эдемского сада , с четырьмя реками и четырьмя квадрантами, которые представляют мир. Конструкция иногда простирается на одну ось длиннее поперечной оси и может включать водные каналы, которые проходят через каждый из четырех садов и соединяются с центральным бассейном.

При династии Аббасидов (8 век нашей эры) этот тип сада стал неотъемлемой частью репрезентативной архитектуры.

Персидский сад — это ландшафтный сад, спроектированный индивидуально и намеренно созданный как пространство, встроенное в эстетический и духовный контекст прошлого и современной культурной, политической и социальной среды. Отличительными чертами этих формальных садов являются геометрическая планировка, следующая геометрическим и визуальным принципам, воплощенная в природе с помощью водных каналов и бассейнов, которые делят закрытое пространство на четко определенные части, принцип, который стал известен как Чахар Баг (четыре сада), гидротехнические сооружения с каналами. , бассейны, фонтаны и каскады, павильоны, выступающие центральные оси с панорамой и плантация с множеством тщательно выбранных деревьев и трав. и цветы. Старое иранское слово, обозначающее такие сады, «пари-дайзи», выражает присущее им представление о земном рае. Как таковые, они являются метафорой божественного порядка, а также объединения и защиты тех, кто творит добро. Их аналоги на земле выполняют аналогичную функцию. Эти принципы доводятся до совершенства в садах императора как «хорошего садовника».

Несмотря на формальную стандартизацию, ландшафтные сады также отражают разнообразие и развитие, связанные с функциональными, региональными и хронологическими характеристиками, а также технологическими, а также личными предпочтениями, амбициями и требованиями. Персидские сады многофункциональны: они служат не только созерцанию и отдыху, но также являются олицетворением и проявлением силы. Проектирование и создание сада демонстрирует оккупацию земли, проведение аудиторий и празднование побед или бракосочетания в этих садах сигнализируют о превосходстве или социальных и политических связях. Начиная с 12-го по 13-й век в таких формальных садах размещались гробницы членов королевской семьи или важных личностей, что давало верующим возможность извлечь выгоду из духовности почитаемого человека и особой ауры сада. [7]

Вторжение монголов в Персию в тринадцатом веке привело к новому акценту на богато украшенных структурах сада. Примеры этого включают древовидные пионы и хризантемы . [ нужны разъяснения ] Затем монголы перенесли персидскую садовую традицию в другие части своей империи (особенно в Индию ).

Баг-э Бабур в Кабуле, Афганистан

Император Великих Моголов Бабур персидский сад представил Индии , пытаясь воспроизвести прохладную, освежающую ауру своей родины в Ферганской долине посредством строительства садов в персидском стиле, подобных садам в других городах Тимуридов, таких как Самарканд и Герат. Бабур был ревностным садовником и лично спроектировал и курировал не менее десяти садов в своей столице Кабуле в современном Афганистане, таких как Баг-э-Бабур , где он записал очарование посаженных им гранатовых, вишневых и апельсиновых деревьев. [8] Хотя его империя вскоре расширилась до северо-центральной Индии, он ненавидел застоявшуюся жару и унылую среду жарких, пыльных равнин Индии; Таким образом, он был похоронен в Баг-е Бабуре в Кабуле своей вдовой в 1544 году. [7]

Арам Баг в Агре был первым из многих персидских садов, которые он создал в самой Индии. Сады Великих Моголов предъявляют четыре основных требования, символизирующих четыре аллегорических основы загробной жизни: тень, фрукты, аромат и проточная вода. Этот образец использовался для создания многих персидских садов по всему Индийскому субконтиненту, таких как сады Шалимар в Лахоре, Шалимар-Баг и Нишат-Баг в Кашмире, а также сады Тадж-Махала . Сады Тадж-Махала воплощают персидскую концепцию идеального райского сада и были построены с использованием оросительных каналов и каналов реки Ямуна . Эти сады недавно были восстановлены в своей прежней красоте после десятилетий загрязнения индийскими властями, которые вырубили фруктовую и теневую растительность сада. [9] [10] [11]

Династия Сефевидов (семнадцатый-восемнадцатый века) построила и разработала величественные и эпические планировки, которые выходили за рамки простой пристройки к дворцу и стали его неотъемлемой эстетической и функциональной частью. В последующие столетия европейский садовый дизайн начал влиять на Персию, особенно на дизайн Франции и, во вторую очередь, на дизайн России и Соединенного Королевства . Западное влияние привело к изменениям в использовании воды и видах, используемых в подстилке.

Традиционные формы и стиль до сих пор применяются в современных иранских садах. Они также появляются в исторических местах, музеях и прикрепляются к домам богатых.

Элементы персидского сада

[ редактировать ]
Чехель Сотун Павильон и сад в Исфахане

Солнечный свет и его воздействие были важным фактором структурного дизайна персидских садов. Текстуры и формы были специально выбраны архитекторами для использования света. [12]

. Сухая жара Ирана делает тень важной в садах, которые без нее были бы практически непригодны Деревья и решетки в основном представляют собой биотическую тень; павильоны и стены также структурно защищают от солнца.

Из-за жары вода также важна как при проектировании, так и при уходе за садом. Может потребоваться ирригация, которая может осуществляться через туннель, называемый канатом , который транспортирует воду из местного водоносного горизонта . Колодцеобразные конструкции затем соединяются с каналом, позволяя забирать воду. , приводимый в движение животными, Альтернативно, персидский колодец будет поднимать воду на поверхность. Такие колесные системы также перемещали воду по поверхностным водным системам, например, в стиле чахар-баг . Деревья часто сажали в канаве, называемой жуй , которая предотвращала испарение воды и позволяла воде быстро достигать корней деревьев .

Персидский стиль часто пытается объединить внутреннее пространство с внешним миром посредством соединения окружающего сада с внутренним двором . Дизайнеры часто размещают архитектурные элементы, такие как сводчатые арки, между внешней и внутренней зонами, чтобы открыть границу между ними.

Описания

[ редактировать ]
Сад Шазде — один из крупнейших садов провинции Керман .

Раннее описание (первой половины четвертого века до нашей эры) персидского сада можно найти в Ксенофонта » «Оэкономике , в котором Сократ рассказывает историю спартанского полководца Лисандра визита к персидскому царевичу Киру Младшему , который показывает греку его «рай в Сардах». В этой истории Лисандр «поражен красотой деревьев внутри, посаженных через равные промежутки, длинными прямыми рядами развевающихся ветвей, идеальной правильностью, прямоугольной симметрией всего и множеством сладких ароматов, висевших вокруг них, как будто они ходили по парку" [13]

Пин Гарден в Кашане

Древнейшие репрезентативные описания и иллюстрации персидских садов принадлежат путешественникам, пришедшим в Иран с запада. В число этих рассказов входят Ибн Баттута в четырнадцатом веке, Руй Гонсалес де Клавихо в пятнадцатом веке и Энгельберт Кемпфер в семнадцатом веке. Баттута и Клавихо лишь вскользь упомянули о садах и не описали их дизайн, но Кемпфер тщательно зарисовал и после своего возвращения в Европу превратил их в подробные гравюры. На них изображены сады типа чарбага с ограждающей стеной, прямоугольными бассейнами, внутренней сетью каналов, садовыми павильонами и пышной растительностью. Сохранившиеся примеры садов этого типа имеются в Йезде (Довлатабад) и Кашане ( Сад Фин ). расположение садов Кемпфера, изображенных в Исфахане Можно определить .

Шесть основных стилей персидского сада можно увидеть в следующей таблице, которая рассматривает их в контексте их функций и стилей. Сады не ограничиваются определенным стилем, они часто объединяют разные стили или имеют зоны с разными функциями и стилями.

Классический Формальный Повседневный
Общественный Хаят Майдан Парк
Частный Хаят Чахар Баг Баг
Площадь Нагш-и Джахан , Королевская площадь Чарбага (Майдан) в Исфахане , построенная между 1598 и 1629 годами.
Закат в Нишат Баг садах
Парк Лалех , Тегеран

Публично это классическая персидская планировка, в которой упор делается на эстетику, а не на функциональность. Особенно важны в саду искусственные конструкции с арками и бассейнами (которые можно использовать для купания). Земля часто покрыта гравием и камнем. Посадки обычно очень простые – например, ряд деревьев, которые также создают тень.

В частном порядке эти сады часто ориентированы на бассейны и, опять же, являются структурными. Бассейн служит фокусом и источником влажности окружающей атмосферы. Растений мало, часто из-за ограниченности воды в городских районах .

Это общественный, формальный сад, в котором больше внимания уделяется биотическим элементам, чем хаяту , и минимизирована структура. Растения варьируются от деревьев до кустарников , клумб и трав . Опять же, есть такие элементы, как бассейн и гравийные дорожки, разделяющие лужайку . Когда используются конструкции, их часто строят, как в случае с павильонами, чтобы обеспечить тень.

Чахар Баг

[ редактировать ]

Эти сады являются частными и формальными. Базовая структура состоит из четырех квадрантов, разделенных водными путями или тропами. Традиционно богатые люди использовали такие сады в рабочих целях (например, в качестве развлечения для послов ). Эти сады уравновешивают структуру и зелень: растения часто располагаются по периферии бассейна и дорожек.

Как и многие другие парки , Персидский парк выполняет обычные общественные функции с упором на растительную жизнь. Они обеспечивают проходы и места для сидения, но в остальном обычно ограничены с точки зрения структурных элементов. Цель таких мест – отдых и общение.

Как и другой непринужденный сад, парк, баг подчеркивает естественный и зеленый аспект сада. В отличие от парка, это частная территория, часто пристроенная к домам и часто состоящая из лужаек , деревьев и наземных растений. Водные пути и тропы выделяются меньше, чем в более формальных аналогах, и в основном функциональны. Основная функция таких зон – семейный отдых.

Объекты всемирного наследия

[ редактировать ]
Персидский сад
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Расположение Иран
Включает
Критерии Культурные: (i), (ii), (iii), (iv), (vi)
Ссылка 1372
Надпись 2011 г. (35-я сессия )
Область 716,35 га (2,7658 квадратных миль)
Буферная зона 9740,02 га (37,6064 квадратных миль)
  1. Сад Пасаргад в Пасаргадах , Иран (WHS 1372-001) [14]
  2. Сад Эрам , Шираз , Иран (WHS 1372-002) [14]
  3. Чехель Сотун , Исфахан , Иран (WHS 1372-003) [14]
  4. Fin Garden , Кашан , Иран (WHS 1372-004) [14]
  5. Сад Аббасабад , Аббасабад, Мазандаран , Иран (WHS 1372-005) [14]
  6. Сад Шазде , Махан , провинция Керман , Иран (WHS 1372-006) [14]
  7. Долатабадский сад , Йезд , Иран (WHS 1372-007) [14]
  8. Сад Пахлеванпур , Иран (WHS 1372-008) [14]
  9. Сад Акбарие , провинция Южный Хорасан , Иран (WHS 1372-009) [14]
  10. Тадж-Махал , Агра , Индия (WHS 252)
  11. Могила Хумаюна , Нью-Дели , Индия (WHS 232bis)
  12. Сады Шалимар, Лахор , Пакистан (WHS 171-002)
  13. Хенералифе , Гранада , Испания (WHS 314-001)
Расположение объектов Всемирного наследия Персидского сада

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя подлинная древнеперсидская форма, должно быть, была * paridaida- , современное персидское palīz «сад» от среднеперсидского palēz предполагает вариант * pardaiza- -i- обмороком ) , который, по-видимому, является родственным * paridaida- от иной иранский язык (авестийский, мидийский или парфянский), заимствованный в персидский еще в ранний период. См. протоиранский *paridaiźa- .
  1. ^ «Был ли Персидский сад в Пасаргадах образцом Эдемского сада?» . О сайте Образование . Проверено 9 февраля 2016 г.
  2. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Персидский сад – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . whc.unesco.org . Проверено 9 февраля 2016 г.
  3. ^ Факур М., Сады Ахеменидов [1] ; CAIS-Online - по состоянию на 15 января 2007 г.
  4. ^ Персы: Мастера Империи, стр. 62, ISBN   0-8094-9104-4
  5. ^ Хансари, Мехди; Мохтадер, MR; Явари, Минуш (31 декабря 2003 г.). Персидский сад: отголоски рая . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. ISBN  9780934211758 .
  6. ^ Ксенофонт (26 июня 1975 г.). Персидская экспедиция . Пингвин Великобритания. ISBN  9780141909387 .
  7. ^ Jump up to: а б «Баг-е Бабур» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 января 2019 г.
  8. ^ «ВОСПОМИНАНИЯ БАБУРА» . depts.washington.edu . Проверено 16 января 2019 г.
  9. ^ Дэйли, Джейсон. «Восстановленные сады Великих Моголов снова расцветают вдоль набережной Агры» . Смитсоновский институт . Проверено 16 января 2019 г.
  10. ^ «Из журнала: Агра снова в цвету» . Всемирный фонд памятников . Проверено 16 января 2019 г.
  11. ^ «Как спасти Тадж-Махал?» . Смитсоновский институт . Проверено 16 января 2019 г.
  12. ^ «Пасаргады: Персидские сады | Каве Фаррох» . kavehfarrokh.com . Проверено 9 февраля 2016 г.
  13. ^ Ксенефон. «Оэкономик» . Гутенберг Пресс . Проверено 11 июня 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Персидский сад (1372 г.) на объекта всемирного наследия . веб-сайте

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дариуш Борбор, «Влияние персидских садов на исламский декор», в книге « Функции архитектурных форм / Architektur Form Funktion / Функции архитектурных форм / Arquitectura Formas Functiones vol. 14, Editions Anthony Krafft, Лозанна, 1968, стр. 84–91.
  • 33-50 Дариуш Борбур, «Влияние иранских садов на украшения исламских зданий», Мост Фирузе (Специальный для духовного культурного наследия), 6 класс, номер 18, Тегеран, лето 2008 г., стр.
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2014). «Роль исторических персидских садов в состоянии здоровья современных городских жителей». Журнал EcoHealth, 11 (3), 308–321.
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2015). Устойчивые города и вклад исторических городских зеленых насаждений: пример исторических персидских садов, Журнал устойчивого развития, 7, 13290 -13316.
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2015). Успешные общественные места, Исследование исторических персидских садов, Журнал городского лесного хозяйства и городского озеленения, в печати, doi:10.1016/j.ufug.2015.08.011
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2011). «Вклад исторических персидских садов в устойчивое развитие городов и окружающей среды: уроки жаркого засушливого региона ИРАНа». Американский труд по инженерным и прикладным наукам 1 (3), 281–294.
  • Хонсари, Мехди; Мохтадер, М. Реза; Явари, Минуш (1998). Персидский сад: отголоски рая . Издательство Маг. ISBN   0-934211-46-9 .
  • Несколько авторов (2010). "Сад" . Энциклопедия Ираника .
  • Ньютон Уилбер, D (1979). Персидские сады и садовые павильоны . Вашингтон.
  • Мишель Конан, Думбартон-Оукс (2007). Ближневосточные садовые традиции: единство и разнообразие .
[ редактировать ]
  • Аудио слайд-шоу: [2] (5 мин 58 сек).
  • Аудио слайд-шоу: [3] (6 мин 16 сек).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f91bcbf444d481823f07c2f95eb367dc__1715234820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/dc/f91bcbf444d481823f07c2f95eb367dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Persian gardens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)