Сумманус
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Сумманус ( лат . Summānus ) был богом ночного грома в древнеримской религии , в отличие от Юпитера , бога дневного (дневного) грома. [ 1 ] Его точная природа была неясна даже Овидию . [ 2 ]
Плиний думал, что он был этрусского происхождения и был одним из девяти богов грома . [ 3 ] Варрон перечисляет Суммануса среди богов, которым сабинский царь Тит Татий посвятил алтари ( arae ) в соответствии с обетом . [ 4 ] Паулюс Диакон считает его богом молнии. [ 5 ]
имя Сумманус Считается, что происходит от Summus Manium, что означает «величайший из Грив ». [ 6 ] или суб- , «под» + manus , «рука».
По словам Марсиана Капеллы , [ 7 ] Сумманус — другое название Плутона как «высшего» (summus) из Манес . Эту идентификацию подхватили более поздние писатели, такие как Камоэнс («Если в мрачном царстве Суммануса / Самое суровое наказание ты теперь терпишь ...») [ 8 ] и Мильтон в сравнении с описанием сатаной посещения Рима : «Так же Сумман, окутанный дымящимся вихрем голубого пламени, обрушивается на людей и города». [ 9 ]
Жорж Дюмезиль [ 10 ] утверждал, что Сумманус будет представлять сверхъестественный, жестокий и внушающий трепет элемент богов первой функции , связанный с небесным владычеством. Двойной аспект небесной суверенной власти будет отражен в дихотомии Варуна - Митра в ведической религии и в Риме в дихотомии Сумманус -Дий Фидий . Первые боги из этих пар воплощали жестокий, ночной и таинственный аспект владычества, тогда как вторые отражали его обнадеживающий, дневной и законнический аспект.
Храм и культ
[ редактировать ]Храм Суммануса был освящен во время Пирровой войны ок. 278 г. до н. э., 20 июня. [ 11 ] [ 12 ] Он стоял к западу от Большого цирка , возможно, на склоне Авентина . Вероятно, храм был освящен потому, что в статую бога, стоявшую на крыше храма Юпитера Капитолийского, ударила молния. [ 13 ] Каждый год 20 июня, в день перед летним солнцестоянием , круглые лепешки, называемые сумманалия , сделанные из муки, молока и меда и имеющие форму колес, [ 14 ] были предложены ему в знак умилостивления: колесо могло быть солярным символом. Сумманус также получил в жертву двух черных быков или сырцов. Темных животных обычно приносили в жертву хтоническим божествам. [ 15 ]
Святой Августин пишет, что в прежние времена Сумман был более возвышен, чем Юпитер, но со строительством храма, который был более величественным, чем храм Суммана, Юпитер стал более почитаемым. [ 16 ]
Цицерон рассказывает, что в глиняную статую бога, стоявшую на крыше храма Юпитера Оптимуса Максимуса, ударила молния: ее головы нигде не было видно. Гаруспики . объявили, что оно было брошено в реку Тибр , где оно действительно было найдено на том самом месте, которое они указали [ 17 ]
В храм Суммануса в 197 г. до н.э. ударила молния. [ 18 ]
Сумманус и гора Суммано
[ редактировать ]Гора Суммано (высота 1291 м), расположенная в Альпах недалеко от Виченцы (Венето, Италия), традиционно считается местом культов Плутона, Юпитера Суммануса и Манеса .
Этот район был одним из последних оплотов древнеримской религии в Италии, о чем свидетельствует тот факт, что до 590 года нашей эры в Виченце не было епископа. [ 19 ]
Археологические раскопки обнаружили святилище, которое датируется первым железным веком (9 век до н.э.) и постоянно действовало до поздней античности (по крайней мере, 4 век нашей эры). Местная флора весьма своеобразна, ведь в древние времена паломникам было принято приносить в дар цветы из родных земель. [ 19 ]
На вершину горы часто ударяет молния. На самой горе есть глубокий грот Бокка Лоренца, в котором, по местной легенде, заблудилась и исчезла юная пастушка. Эта история может быть адаптацией мифа о Прозерпине, похищенной Плутоном. [ 19 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Пола Воплощение Феста 284L (= 229M)
- ^ «Говорят, что храм был посвящен Сумманусу, кем бы он ни был» ( quisquis is est, Summano templaferuntur ): Овидий, Fasti 6, 731. Перевод Джеймса Г. Фрейзера , Классическая библиотека Леба . Храм Плиния Менти в Естественной истории 29.57 (= 29.14).
- ^ Естественная история 2.53 (альтернативный номер 52 или 138): «Тосканские книги сообщают нам, что существует девять богов, вызывающих грозы, что существует одиннадцать различных их видов, и что трое из них изгнаны Юпитером. Из них римляне сохранили только два, приписывая дневной вид Юпитеру, а ночной — Сумману; последний вид встречается реже, поскольку небеса холоднее» (Tuscorum); литература предполагает девять богов, стреляющих молниями, и что их одиннадцать видов, поскольку римляне сохранили только двух из них, приписывая Сумману дневные, более редкие, конечно, по той же причине более холодной погоды . Английский перевод Джона Бостока , через цифровую библиотеку Персея .
- ^ Varro Lingua Latina V 74.
- ^ Запись о Диуме выше.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 77–78.
- ^ Марсианус Капелла , De nuptiis 2.164
- ^ Лузиады , IV, 33, в переводе как «Лузиада» (1826). Томаса Мура Масгрейва
- ^ В латинском стихотворении «Пятого ноября» (строки 23–24): Сумман наводняет такие народы и города / окружен синим дымящимся вихрем пламени.
- ^ Миф и эпос, том. III часть 2 глава. 3; Митра-Варуна: эссе о двух индоевропейских представлениях суверенитета. Париж, 1948 г., 2-й; Архаичная римская религия. Париж, 1974 г.; Это. тр. Милан, 1977 г., с. 184
- ^ Овидий постится VI 729-731; Fasti Esquil., Venus., Amit.: ad XII Cal. Юл.; CIL I 2-й стр. 211, 221, 243, 320
- ^ Плиний Нат. Хист. XXIX 14; Ливий Периохии XIV. Год посвящения см. Орлин, Эрик М., «Иностранные культы в республиканском Риме: переосмысление померского правления», Мемуары Американской академии в Риме , Том. 47 (2002), с. 5.
- ^ С. Болл Платнер, Т. Эшби Топографический словарь Древнего Рима, Балтимор, 1928 г., с. 408, со ссылкой на Цицерона Див. мне 10; Ливий Периохей XIV; Иордан I 2, 14–15; 98-100
- ^ Фестус стр.557 L
- ^ Джон Шейд , «Жертвы богам и предкам», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 264; Раффаэле Петтаццони, «Колесо в ритуальной символике некоторых индоевропейских народов», в « Очерках истории религий » (Brill, 1967), стр. 107.
- ^ Августин, Город Божий IV 23
- ^ Цицерон Де Дивинасьон I 10
- ^ Ливий AUC XXXII 29, 1
- ^ Jump up to: а б с Путтин, Лусио (1977). Монте Суммано: история, искусство и традиции . Скио.