AMX International AMX
Амкс | |
---|---|
![]() AMX Итальянских ВВС | |
Общая информация | |
Тип | Наземная атака самолетов |
Национальное происхождение | Италия / Бразилия |
Производитель | AMX International |
Статус | Активная служба |
Основной пользователь | Итальянские ВВС |
Номер построен | ~200 [ Цитация необходима ] |
История | |
Производится | 1986–1999 |
Дата введения | 1989 |
Первый полет | 15 мая 1984 года |
Ушедший на пенсию | Итальянские ВВС 2024 |
AMX International AMX является самолетом наземной атаки, совместно разработанным Бразилией и Италией. AMX обозначен A-11 Ghibli итальянскими ВВС и A-1 ВВС Бразилии . Итальянское имя «Ghibli» взято с горячего сухого ветра ливийской пустыни .
В начале 1970-х годов итальянский производитель Aermacchi провел проектное исследование проспективного светового атакового самолета, который был назначен обозначение MB-340 . В начале 1977 года итальянские ВВС издали требование для 187 новых боевиков, которые должны были заменить его существующую Aeritalia G.91 в роли тесной авиации . В течение 1980 года правительство Бразилии объявило, что они намеревались принять участие в программе, чтобы обеспечить замену для Aermacchi MB-326, используемого бразильскими ВВС . В результате меморандума между Италией и Бразилией для совместного развития самолета в 1981 году, AMX International , итальянского бразильского совместного предприятия, было сформировано для разработки, производства и продажи самолетов.
Разработка
[ редактировать ]
В начале 1977 года итальянские ВВС издали требование для 187 новых ударов , которые должны были заменить свои существующие Aeritalia G.91 в близких воздушных и разведывательных миссиях, а также Starfighter Lockheed RF-104G. используется В разведывательной роли. [ 1 ] [ 2 ] Вместо того, чтобы конкурировать за контракт, Aeritalia (в настоящее время Alenia Aeronautica ) и Aermacchi согласились создать совместное предложение для требования, поскольку обе фирмы рассматривали разработку аналогичного класса самолетов в течение нескольких лет. В начале 1970-х годов Aermacchi провел работу над дизайнерским исследованием для такого легкого самолета атаки под названием MB-340 . В апреле 1978 года началась разработка над совместным предприятием. [ 3 ]
В течение 1980 года правительство Бразилии объявило, что они намеревались принять участие в программе, чтобы обеспечить замену для Aermacchi MB-326 . В июле 1981 года правительства Италии и Бразилии согласились с совместными требованиями для самолета, и Embraer был приглашен присоединиться к промышленному партнерству. [ 3 ] Было также заключено соглашение о разделении производства AMX между партнерами; Для каждого производственного самолета Aeritalia производила 46,5 % компонентов (центральный фюзеляж, стабилизаторы и руля), Aermacchi производил 22,8 % (передний фюзеляж и хвостовой конус), а Emm Пилоны и капельные баки). [ 1 ] Не было дублирования работы, каждый компонент самолета был построен только на одном источнике. Запланированные требования были 187 самолетов для Италии и 100 для Бразилии. [ 2 ]

На ранних стадиях разработки различные силовые установки и конфигурации двигателя были изучены для питания типа; Были рассмотрены как двойные, так и одномоторные подходы. Использование двигателей, связанных с США, было быстро сброшено, чтобы избежать каких-либо потенциальных ограничений на продажи экспорта общего самолета. [ 2 ] Среди изучаемых двигателей были турбонарушительный RB199 (как используется более крупным торнадо Panavia ), Rolls-Royce Turbomeca Adour , Rolls-Royce Viper и двигатель Rolls-Royce Spey . [ 2 ] В 1978 году была выбрана модель SPEY 807, в которой была выбрана несколько дополнительных улучшений, была выбрана для питания нового самолета. [ 2 ]
Основными функциями, которые были подчеркнуты в процессе проектирования нового самолета, были доступность и выживаемость; AMX должен был иметь возможность выдержать одну неудачу в любой бортовой системе без какого -либо ухудшения производительности. [ 2 ] Для достижения этого ключевые системы дублируются, а жизненно важные системы защищены; Использование доспехи кабины было рассмотрено, но в конечном итоге дисконтировано из -за затрат. [ 2 ] Подробный этап определения проекта был завершен в марте 1980 года. [ 1 ]
В общей сложности семь прототипов, способных к полету, были произведены для программы испытаний, три от Aeritalia, два от Aermacchi и два от Embraer, а также два статических планера. Первый прототип, собранный в Италии, совершил свой первый полет 15 мая 1984 года. Этот первый самолет был потерян на пятом полете в результате аварии, что привело к смерти его пилота. [ 4 ] Помимо этой ранней потери, тестирование прогрессировало без дальнейших инцидентов. [ 5 ] Первый бразильский сборник прототипа совершил свой первый рейс 16 октября 1985 года. 11 мая 1988 года первый производственный самолет выполнил свой первый рейс. [ 6 ] Поставки производственных самолетов в Италию начались в 1988 году, [ 4 ] Первые подразделения были доставлены в бразильские ВВС в течение следующего года. [ 7 ] 14 марта 1990 года прототип двухместного AMX совершил свой первый полет. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]
с крыльями AMX-это обычный моноплан . Он состоит в основном из алюминия и производится с использованием традиционных методов строительства, однако такие элементы, как хвостовой плавник и лифты, используют из углеродного волокна . композитные материалы [ 1 ] Для своего размера большая часть внутреннего пространства AMX выделяется на авионику и встроенные компьютерные системы, как системы навигации, так и системы атаки компьютеризируются. [ 8 ] Для доступности и простоты технического обслуживания вся авионика установлена непосредственно в бухтах под кабиной таким образом, в котором они могут быть обработаны на уровне земли без использования платформ поддержки. [ 2 ]
Опираясь на опыт из Tornado Panavia , AMX оснащен гибридной системой управления полетом ; Система управления проводкой используется для работы с поверхностями управления полетом, такими как , руля и вариант спойлеры , алероны и лифты приводятся в действие с помощью двойной восстановительной гидравлической системы. Ручной возврат предусмотрена элероны, лифту и руль, чтобы позволить летанию самолета даже в случае полного гидравлического сбоя; Любая система управления может действовать независимо друг от друга. [ 9 ] [ 10 ] Крыло оснащено как в передовых планках , так и с зацепленными крышками края и перевернутыми спойлерами перед закрылками. Спойлеры могут функционировать как аэродинамики и отрицать подъем; Улучшение взлета и посадки, а также маневренность во время полета. [ 11 ]
Один двигатель Rolls-Royce Spey турбовентивный служит силовой установкой AMX. Во время развития самолета SPEY был тяжелее и менее современным, чем некоторые из доступных альтернатив, но он считался надежным, относительно дешевым и свободным от экспортных ограничений, которые будут наложены с использованием американских двигателей. [ 2 ] [ 12 ] Двигатель SPEY также включен для использования упрощенной конструкции впускного отверстия с круглым отключением. Задний фюзеляж съемный, чтобы получить доступ к двигателю. Отдельные консорциумы как в Бразилии, так и в Италии производили SPEY для AMX. [ 11 ] Необычный для удара самолета той эпохи, не было предпринято никаких попыток разработки самолета, чтобы летать на сверхзвуковых скоростях. [ 1 ]
Бразильские и итальянские самолеты значительно различаются в своей авионике, итальянские самолеты оснащены различными системами НАТО , которые считались избыточными в южноамериканском театре. [ 8 ] AMX в бразильском обслуживании часто оснащены одним из трех пакетов, связанных с поддоном , которые содержат различные вертикальные, наклонные и перспективные камеры, для выполнения вторичной воздушной реконнационной роли самолета. [ 6 ] [ 8 ] Простой радиолокатор оснащен для целей нацеливания, однако специфический радар также отличается между обоими операторами. [ 11 ] В системе полета используется компьютер управления полетом GE Avionics . [ 13 ] Обширная электронная контрмера самолета (ECM) установлена для защиты самолета, включая пассивную антенну приемника на хвостовой части, и активный стручок Jammer, который обычно устанавливается на одной из жестких точек . [ 11 ]
Различные боеприпасы могут быть установлены на одной центральной линии и четыре жестких точках, включая бомбы, ракеты и ракет; Полезные нагрузки до 2000 фунтов могут быть перенесены на центральную линию и два внутренних пилона, находящихся в нижней части покрытия, в то время как внешние пилоны могут нести до 1000 фунтов. [ 8 ] Все четыре жестких точках нижней части пластины спрыгнуты для выбросов резервуаров , чтобы расширить диапазон самолета, итальянские самолеты также оснащены фиксированным зондом заправки воздуха . [ 11 ] Оптические разведывательные стручки могут переноситься извне на центральной линии жесткой точки. [ 6 ] Рельсы WingTip предоставляются для инфракрасных ракет с воздухом-воздухом, таких как AIM-9 Sidewinder и MAA-1 Piranha . Итальянские самолеты оснащены M61 Vulcan 20 мм роторной пушкой на стороне порта нижнего фюзеляжа. [ 8 ] Соединенные Штаты отрицали продажу M61 в Бразилию, поэтому его AMX вместо этого оснащены двумя 30 -мм DEFA 554 револьверными пушками . [ 9 ] [ 14 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
Первая оперативная эскадрилья итальянских ВВС, 103 ° Группо из 51 ° Штормо , образованного в ноябре 1989 года, [ 15 ] с первым итальянским подразделением, также формирующимся в 1989 году. [ 16 ] Как итальянский, так и бразильский флот AMX были основаны в феврале 1992 года после аварии итальянского AMX из -за сбоя двигателя. Операциям было разрешено перезапустить в мае того же года после модификации двигателей. [ 17 ] [ 18 ]
Италия назначила шесть AMX от 103 ° Gruppo до операций над Боснии в 1995 году в рамках операции DENY Flight , за которым последовало аналогичное развертывание в поддержку миротворцев IFOR в Боснии. Это развертывание было прервано еще одним заземлением, опять же из -за отказа двигателя, в период с января по март 1996 года. [ 19 ] Итальянские самолеты AMX использовались в 1999 году в Косово войне . Вместо того, чтобы использовать неоплачиваемые или более традиционные бомбы с лазерным управлением , итальянские воздушные силы использовали десятки MK 82, бомб оснащенные наборами из израильских наборов Opher Израиля, эффективно превращая «тупые» бомбы в инфракрасную бомбу. [ 20 ]
В конце 1990 -х годов AMX International рассматривал крупный ремонт двигателя; Был предложен не послеобеденный вариант Eurojet EJ200 , с значительно большей тягой, чем существующая силовая установка. [ 21 ] В 2005 году итальянские ВВС запустили программу обновления (ACOL Aggionamento Capacità Operative E Logistiche - обновление операционных и логистических возможностей) для 55 своих AMX, [ 22 ] Добавление новых лазерных внедорожников , новых дисплеев кабины и позволяет самолету сбросить суставные боевые бобы с прямыми атаками. [ 23 ] В августе 2007 года Embraer начал крупную программу обновления среднего возраста и модернизацию 53 бразильских ВВС AMX A-1, сосредоточившись на системах авионики и дополнениях Нового вооружения; По оценкам, программа продлила срок службы флота после 2027 года. [ 24 ]

Начиная с ноября 2009 года, четыре итальянских AMX были развернуты за рубежом для операций в Афганистане, заменив то же количество идентификаторов идентификаторов идентификаторов итальянских торнадо в роли разведки. [ 25 ] Особо следует отметить, что способность самолета обмениваться цифровой электрооптической и инфракрасной информацией датчиков с наземными войсками в режиме реального времени, предоставляя ценную информацию о разведке и помогая минимизировать воздействие угроз. К концу 2010 года в афганском театре были выполнены более 700 боевых миссий. 28 мая 2014 года AMX исполнил свой последний боевой вылет в афганском театре, и 20 июня 2014 года все оставшиеся AMX были отозваны из Афганистана. [ 26 ]
В 2011 году итальянские самолеты AMX были использованы во время военного вмешательства 2011 года в Ливии . Итальянские военные самолеты развернули 710 бомб с гидом и ракеты во время вылетов: итальянские торнадо и истребители AMX развернули 550 бомб и ракеты, в то время как военно-морской флот AV-8BS развернул 160 бомб с гидом. В конфликте было первое использование самолетов AMX Litening Targeting Pods в сочетании с бомбами с управляемыми Paveway и JDAM. [ 27 ] В начале 2016 года из -за снижения стабильности Ливии Италия решила установить дополнительные самолеты, в том числе четыре боевика AMX, на авиабазе Басси , Трапани , Сицилия . [ Цитация необходима ]
В марте 2012 года Филиппины, как сообщается, проводили переговоры с Италией с возможной закупкой использованных самолетов AMX; [ 28 ] Тем не менее, 28 марта 2014 года Министерство национальной обороны Филиппин подписало контракт на 12 легких атаковых самолетов FA-50 стоимостью 18,9 млрд. Фунтов стерлингов (421,12 млн. Долл. США). [ 29 ] [ 30 ]
Итальянские ВВС провели церемонию выхода на пенсию 5 апреля 2024 года на авиабазе Истрана в северной Италии.
Варианты
[ редактировать ]
Внешние изображения | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
- Amx-t
В 1986 году была проведена разработка двухместного варианта продвинутого тренера. Это было предназначено для того, чтобы предоставить пилотам-стажерам опыт на быстрых самолетах, в то же время сохраняя возможности атаки в одноместном виде. Впервые полет в 1990 году, AMX-T оснал как итальянские, так и бразильские воздушные силы.
- AMX-ATA
Amx Advanced Trainer Attack (AMX-ATA)-это новый двухместный многоселенный истребитель AMX, разработанный для боевых ролей и передового обучения. AMX-ATA включает в себя новые датчики, инфракрасной инфракрасный дисплей, новый многомодовый радар для возможностей воздуха-воздух и воздуха и воздуха, и новые системы вооружения, включая противокорабельные ракеты и средние ракеты. Ракета диапазона. Военно -воздушные силы Венесуэлы заказали восемь AMX-ATA в 1999 году для роли Advanced Trainer и Attack Aircraft, но Конгресс США наложил вето на продажу, потому что авиационные системы включают американские технологии. [ 31 ] [ 32 ]
- AMX-R (RA-1)
Вариант AMX, разработанный для разведывательных миссий. Могут быть установлены различные разведывательные поддоны; используется бразильскими ВВС.
- А-1м
Продукт бразильской программы обновления их A-1; Значительные особенности включают радар Mectron SCP-01 Scipio, [ 33 ] Embraer BR2 Data Link, FLIR Systems Navigation Equigation Equigation, [ 34 ] Elbit ins/gps/databus, принятие стеклянной кабины, [ 35 ] Новая система Obogs и HMD Dash IV .
- A-11A
Итальянское военное обозначение для AMX с 2012 года. [ 36 ]
- 11а
Итальянское военное обозначение AMX-T с 2012 года. [ 36 ]
- A-11B
Итальянское военное обозначение для AMX ACOL с 2012 года. [ 36 ]
- TA-11B
Итальянское военное обозначение для AMX-T ACOL с 2012 года. [ 36 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Бразильские ВВС управляют 51 тренерами AMX-AS и 8 AMX-T. [ 37 ] 43 самолета модернизированы до A-1, доставлены в период с 2013 по 2017 год, и выйдет на пенсию в 2032 году, [ 38 ] заменен JAS 39E/F GRIPEN . [ 39 ] [ 40 ]
- 1 Squad/16 Aviation Group Adelphi Squad, Air Base Santa Cruz -расформирована в декабре 2016 года в результате анти -культуры будущей реактивации с F -39 Gripen E. самолетом, переданным на авиабазу Санта -Мария. [ 41 ]
- 1 команда/10 авиационная группа покерной отряд, авиабаза Санта -Мария
- 3 Squad/10 Aviation Group Centauro Squad, Air Base Санта -Мария
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]
- Отставной итальянский ВВС AMX отображается на постаменте перед космическим заводом Фалес Алении в Турине . [ 42 ]
- Отставной итальянский ВВС AMX (MM7125) выставлен в Итальянском музее ВВС , Vigna Di Valle [ 43 ]
- Прототип развития № 5, (итальянские ВВС MMX599) демонстрируется в парке Volandia Park и Flight, расположенном в Сомма Ломбардо и прилегающем к аэропорту Милан-Малпенса [ 44 ]
- Первый прототип, построенный в Бразилии, выставлен в открытом музее под названием «Аэрокосмический бразилец» в Сан -Хосе Дос Кампос . [ 45 ]
- Выводящие из эксплуатации бразильские ВВС AMX выставлены на «Square Srane Square, которая расположена недалеко от международного аэропорта Галеан на острове губернатора в Рио -де -Жанейро. [ 46 ]
Спецификации (AMX)
[ редактировать ]


Данные из All The World's All All Aircraft 1993–94, [ 9 ] Реактивные бомбардировщики [ 47 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,23 м (43 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 8,87 м (29 футов 1 дюйма)
- Высота: 4,55 м (14 футов 11 дюймов)
- Область крыла: 21 м 2 (230 кв. Футов)
- Пустой вес: 6700 кг (14 771 фунт)
- Валовой вес: 10 750 кг (23 700 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Топливная емкость: 3555 л (939 США Гал; 782 IMP GAL) / 2700 кг (5952 фунта) Внутреннее
- 2x 1000 л (260 галлудо из США; 220 IMP) капля в борту и 2х 500 л (130 гал; 110 Imp gal) выпадающие резервуары на подвесках [ 48 ]
- Силовая установка: 1 × Rolls-Royce Spey 807 Турбовентивный двигатель, 49,1 кН (11 000 фунтов)
Производительность
- Максимальная скорость: 1053 км/ч (654 миль в час, 568 кН) на уровне 10 975 м (36 007 футов) [ 49 ]
- Максимальная скорость: Маха 0,85
- Боевой диапазон: 889 км (552 миль, 480 нм) профиль Hi-Lo-Hi, с 900 кг (1 984 фунта) внешних магазинов
- Диапазон паром: 3,336 км (2,073 миль, 1,801 нми)
- Выносливость: 4 часа, 15 минут [ 50 ]
- Потолок обслуживания: 13 000 м (43 000 футов)
- Скорость подъема: 52,1 м/с (10 260 футов/мин)
- Загрузка крыла: 512 кг/м 2 (105 фунтов/кв. Фут)
- Тяга/вес : 0,47
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20 мм (0,787 дюйма) M61A1 Vulcan 6-бил Cannon Cannon (итальянский самолет)
- 2 × 30 мм (1,181 дюйма) Бернардини MK-164 Cannon (бразильские самолеты)
- Ракеты: ракетные стручки
- Ракеты: 2 × 9 боковых ветров или маа-1 Пиранья или А-Дартер , [ 52 ] переносится на рельсах крыла
- ракеты с воздухом-земли
- Бомбы: 3800 кг (8 378 фунтов) на 5 внешних жестких точках, включая март-1 [ 51 ] ракеты, общие бомбы с лазером
Инциденты
[ редактировать ]- Бразильский A1M проиграл в апреле 2019 года. [ 53 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 289
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Warwick 1981, p. 1544.
- ^ Jump up to: а беременный Брейбрук 1989, с. 267.
- ^ Jump up to: а беременный Брейбрук 1989, с. 275
- ^ Meitus 1992, стр. 223-224.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Gunston and Gilchrist 1993, p. 291.
- ^ Ламберт 1993, с. 126
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Warwick 1981, p. 1545.
- ^ Jump up to: а беременный в Ламберт 1993, с. 129–131.
- ^ Warwick 1981, с. 1544–1545.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 290.
- ^ Брейбрук 1989, с. 270
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 289–290.
- ^ Джексон 1991, с. 135.
- ^ Николли 1997, с. 351.
- ^ Джексон 1991, с. 138.
- ^ Николли 1997, стр. 351-352.
- ^ «Бразилия и Италия поднимают AMX Ban», архивировали 20 декабря 2013 года на машине Wayback . Flight International , 6–12 мая 1992 г., с. 14
- ^ Николли 1997, с. 352.
- ^ «Опер -бомба развернута в Косово» . Полет Global.
- ^ Норрис, парень. «Двигатель EJ200, предложенный для AMX». Архивировано 3 октября 2013 года в The Wayback Machine Flight International , 20 апреля 1999 года.
- ^ «Алении приносит контракт на обновление AMX на 390 миллионов долларов» . Flight International . Полет Global. 8 февраля 2005 года. Архивировано с оригинала 8 сентября 2007 года . Получено 7 ноября 2009 года .
- ^ Никколи 2009, с.44.
- ^ Ghuthing, Майкл Дж. «Эмбрейер начинает модификации AMX для бразильских ВВС». Джейн , 9 июня 2007 года.
- ^ Перуцци, Лука. «JATF в Афганистане в Афганистане повышает возможности воздуха-земля и C-Ied». Джейн , 9 ноября 2012 года.
- ^ «Итальянские ВВС: Год миссий для самолетов AMX в Афганистане». Архивировано 14 июля 2014 года на машине Wayback Avionews , 3 декабря 2010 года.
- ^ Кингстон, Том (14 декабря 2011 г.). «Италия дает статистику бомбардировки для кампании Ливии» . Защитные новости. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Получено 1 января 2012 года .
- ^ «DND подписывает пятилетнее соглашение с Италией» . Филиппинская звезда . 8 февраля 2012 года. Архивировано с оригинала 6 сентября 2012 года . Получено 20 февраля 2012 года .
- ^ «Кай выиграл контракт на экспорт 12 FA-50S на Фил» . Korea Aerospace Industries, Ltd. (Кай). 28 марта 2014 года. Архивировано с оригинала 8 декабря 2015 года . Получено 29 ноября 2015 года .
- ^ «Корейское правительство продает 12 истребителей FA-50 на Филиппинах» . Arirang News. 28 марта 2014 года. Архивировано с оригинала 8 декабря 2015 года . Получено 29 ноября 2015 года .
- ^ Спинелли, Андреа. «Венесуэла выбирает комбинацию MB339FD и AMX ATA». Архивировано 24 июня 2016 года в The Wayback Machine Flight International , 15 июля 1998 года.
- ^ «Справочник военных самолетов: AMX». Архивировано 24 июня 2016 года в The Wayback Machine Flight International , 29 июля 1998 года.
- ^ «Прибыль Embraer с модернизацией самолетов » [прибыль Embraer от модернизации самолетов], Estadão (на португальском), 16 сентября 2011 года, архивирована из оригинала 17 сентября 2011 года , извлеченной 29 января 2012 года .
- ^ «FLIR Systems выигрывает контракт на 7 миллионов долларов от Embraer» , военное аэрозольное пространство , 9 июня 2009 года, архивировано с оригинала 19 декабря 2013 года , получив 29 января 2012 года .
- ^ «Elbit получает Embraer $ 187 MI Contract» [Эльбит получает контракт на 187 долл. США с Embraer], Reuters (на португальском языке), 11 ноября 2009 года, архивируя из оригинала 20 декабря 2013 года , извлеченного 29 января 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Uilicizzo из технических публичных инъекций« Миссия серии »(MDS) (PPTT) компетентности DAA» [Использование обозначений «обозначение дизайна Shross» (MDS) (MDS) Publishing (PTT) (PTT) (PTT)) ( PTT) повышен) (FF) . Министерство Делла дефор. Июнь 2011 года. Архив (PDF) Первоначальный 20 декабря 2013 года . Получено 22 OPL 2013 .
- ^ «Перепись мировой авиалайнер 2011». Архивировано 25 августа 2012 года в The Wayback Machine Flight Global , 13–19 декабря 2011 года. Получено: 10 января 2012 г.
- ^ «Полоба получает огневую мощь с« новой »охотой» (на португальском языке). Архивировано 29 января 2012 года на машине Wayback Estadao, 16 января 2012 года. Получено: 16 января 2012 года.
- ^ «Бразильские ВВС подтверждают номера приобретения Gripen» , Flight Global , 18 ноября 2014 года, архивировав с оригинала 27 апреля 2019 года , полученная 4 мая 2019 года .
- ^ «Бразильские военные могут купить более 100 боевых самолетов Saab's Gripen Multirole» . Признание воздуха . 19 ноября 2014 года. Архивировано с оригинала 27 апреля 2019 года . Получено 4 мая 2019 года .
- ^ «После дезактивации 1-го/16-го, FAB концентрируются истребители A-1 в Санта-Мария» . 15 декабря 2016 года. Архивировано с оригинала 8 августа 2017 года . Получено 8 августа 2017 года .
- ^ «Древний стр. Collegno, 253 · Antica di Collegno str., 253, 10146 Турин, Италия» .
- ^ "Amx Ghibli" . Получено 22 ноября 2019 года .
- ^ "Amx Ghibli на Volandia.it" . Получено 17 марта 2021 года .
- ^ «История бразильской авиационной промышленности в бразильском аэрокосмическом мемориале» . 27 января 2013 года. Архивировано с оригинала 9 октября 2017 года . Получено 1 марта 2017 года .
- ^ «Военно-воздушные силы ставят AMX A-1 в качестве памятника на плоскости (RJ)» . 14 апреля 2020 года . Получено 23 февраля 2023 года .
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, p. 292
- ^ "Aeritalia-Embraer-Aermacchi AMX". Архивировано 5 мая 2011 года на Wayback Machine Fighter Planes.com. Получено: 9 февраля 2012 г.,
- ^ Дональд и озеро 1996, с. 31
- ^ «Справочник: военный самолет». Архивировано 7 марта 2016 года в The Wayback Machine Flight Global, 21–25 мая 2004 года. Получено: 2 февраля 2012 года.
- ^ «Защита получает больше места в Одебрехте» (на португальском языке). Архивировано 6 июня 2013 года на машине Wayback Estadão, 8 апреля 2011 года. Получено: 29 января 2012 года.
- ^ «Южная Африка, Бразилия для развития A-Darter Sraam». Архивировано 4 февраля 2012 года в индустрии обороны Wayback Machine Daily, 26 апреля 2010 года. Получено: 29 декабря 2012 года.
- ^ «Половный самолет падает в Виам» . Ток Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года.
Библиография
[ редактировать ]- Air International. «Черные кошки Италии». Февраль 2015, Key Publishing. С. 64–69.
- Брейбрук, Рой. «Оценка AMX». Air International , июнь 1989 г., том 36 № 6. Бромли, Великобритания: прекрасная свиток. ISSN 0306-5634. С. 267–278.
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Aerospace Publishing, Single Volume Edition, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Самолетные бомбардировщики: от Мессершмитта меня 262 до стелса B-2 . Osprey, 1993. ISBN 1-85532-258-7 .
- Джексон, Пол. «AMX:« Pocket Tornado ». World Air Power Journal . Том 5, весна 1991. ISSN 0959-7050. С. 132–139.
- Ламберт, Марк. Jane's All мировой самолет 1993–94 . Coulsdon, Surry, UK: Jane's Data Division, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Метюс, Войтек. «AMX IOC: использование обслуживания для нового Agile Attacter» Италии ». Air International , октябрь 1992, том 43 № 4. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. С. 222–225.
- Никколи, Рикардо. «AMX в итальянском обслуживании». Air International , июнь 1997 г., том 52 № 6. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. С. 349–353.
- Никколи, Рикардо. «AMX: модернизирован и готов к бою». Air International , ноябрь 2009 г., том 77 № 5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. С. 42–45.
- Уорик, Грэм. «AMX Design отражает опыт торнадо» . Flight International , 21 ноября 1981 года. С. 1544–1545.
Внешние ссылки
[ редактировать ]