Саспенс
Саспенс – это состояние тревоги или волнения, вызванное загадочностью , неуверенностью , сомнением или нерешительностью . [1] В повествовательном произведении аудитории саспенс — это возбужденное ожидание по поводу сюжета или конфликта (которое может быть усилено жестоким моментом, стрессовой сценой, загадкой , тайнами и т. д.), [2] [3] [4] [5] особенно потому, что это затрагивает персонажа, к которому публика испытывает симпатию . [6] Однако саспенс свойственен не только повествованиям.
В повествованиях
[ редактировать ]В литературе, фильмах, телевидении и пьесах саспенс является основным средством обеспечения и поддержания интереса. Оно может быть нескольких основных типов: в одном случае результат неясен, и напряжение заключается в вопросе о том, кто, что или как ; в другом — исход неизбежен в силу предшествующих событий, а напряжение заключается в тревожном или испуганном ожидании аудитории вопроса о том, когда же она произойдет . [7] Читатели чувствуют напряжение, когда им очень интересно, что произойдет дальше, или когда они знают, что может произойти, но не знают, как это произойдет. Даже в исторических произведениях с персонажами, истории жизни которых хорошо известны, вопрос «почему» обычно вносит в роман напряжение. [8]
Дополнением к напряжению является предзнаменование , которое можно найти в намеках на национальный кризис или революцию в Исабель Альенде » «Доме духов (1982). [9]
Примеры
[ редактировать ]- В Софокла » « Царе Эдипе (429 г. до н.э.) напряжение достигается за счет сокрытия информации о том, что Эдип сам убил Лая, своего отца. Во время спектакля зрители, осознавая, что Эдип в конечном итоге сделает открытие, разделяют неуверенность и страхи героя, когда он ищет правду о своем прошлом. [10]
- В рассказе Джорджа Вашингтона Кейбла «Жан-а Поклен» (1875) читатель хочет узнать причину странного запаха и необъяснимого исчезновения брата. [11]
- В романе Марка Твена « Падд'нхед Уилсон» (1895) читатель предвидит результат обмена чернокожего младенца с белым младенцем. [12]
- В книге Эрнеста Дж. Гейнса « Собрание стариков» (1983) читатель ждет решения суда по делу об убийстве. [13]
Парадокс неизвестности
[ редактировать ]Некоторые авторы пытались объяснить «парадокс саспенса», а именно: напряжение повествования, которое остается эффективным, даже когда неопределенность нейтрализуется, потому что повторные зрители точно знают, как разворачивается история. [14] [15] [16] [17] [18] Некоторые теории предполагают, что настоящие повторные аудитории крайне редки, поскольку при повторении мы обычно забываем многие детали истории, и интерес возникает из-за этих дыр в памяти; [19] другие утверждают, что неопределенность сохраняется даже для часто рассказываемых историй, поскольку во время погружения в вымышленный мир мы вымышленно забываем то, что знаем на самом деле. [20] или потому, что мы ожидаем, что вымышленные миры будут похожи на реальный мир, где точное повторение события невозможно. [21]
Позиция Янала более радикальна и постулирует, что повествовательное напряжение, которое остается эффективным при истинном повторении, следует четко отличать от подлинного напряжения, поскольку неопределенность является частью определения ожидания. Барони предлагает назвать спуском такой вид саспенса, волнение которого зависит от способности аудитории точно предвидеть то, что должно произойти, - предвидение, которое особенно приятно для детей, имеющих дело с известными сказками. Барони добавляет, что другой вид саспенс без неопределенности может возникнуть из-за случайного противоречия между тем, что читатель знает о будущем (познание) и тем, чего он желает (воля), особенно в трагедии, когда главный герой в конце концов умирает или терпит неудачу ( саспенс от противоречия ). . [22]
См. также
[ редактировать ]- Адреналин
- Клиффхэнгер
- Конфликт (повествование)
- Страх
- Мистическая фантастика
- Мистический фильм
- Пейс (повествование)
- Поворот сюжета
- Отвлекающий маневр
- Триллер (жанр)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вебстер (1969)
- ^ Бексон и Ганц (1989)
- ^ Кэри и Снодграсс (1999)
- ^ Хармон (2012)
- ^ Генри (1995)
- ^ Хармон (2012)
- ^ Хармон (2012)
- ^ Генри (1995)
- ^ Кэри и Снодграсс (1999)
- ^ Бексон и Ганц (1989)
- ^ Кэри и Снодграсс (1999)
- ^ Кэри и Снодграсс (1999)
- ^ Кэри и Снодграсс (1999)
- ^ Бароны (2007)
- ^ Брюэр (1996)
- ^ Камни (1989)
- ^ Уолтон (1990)
- ^ Латеральный (1996)
- ^ Брюэр (1996)
- ^ Уолтон (1990)
- ^ Камни (1989)
- ^ Барони (2007 , стр. 279–295)
Ссылки
[ редактировать ]- Барони, Р. (2007), Повествовательное напряжение. Ожидание, любопытство, удивление , Париж: Éditions du Seuil
- Бексон, Карл; Ганц, Артур (1989), Литературные термины: словарь (3-е изд.), Нью-Йорк: Noonday Press , LCCN 88-34368
- Брюэр, В. (1996). «Природа повествовательного напряжения и проблема перечитывания». В Вордерере, П.; Х. Дж. Вульф; М. Фридрихсен (ред.). Саспенс: концептуализации, теоретический анализ и эмпирические исследования . Махва: Lawrence Erlbaum Associates .
- Кэри, Гэри; Снодграсс, Мэри Эллен (1999), Мультикультурный словарь литературных терминов , Джефферсон: McFarland & Company , ISBN 0-7864-0552-Х
- Герриг, Р. (1989). «Саспенс в отсутствие неопределенности» . Журнал памяти и языка . 28 (6): 633–648. дои : 10.1016/0749-596X(89)90001-6 .
- Хармон, Уильям (2012), Справочник по литературе (12-е изд.), Бостон: Лонгман , ISBN 978-0-205-02401-8
- Генри, Лори (1995), Словарь художественной литературы , Цинциннати: Story Press , ISBN 1-884910-05-Х
- Уолтон, К. (1990), Мимесис как притворство , Кембридж: Издательство Гарвардского университета
- Седьмой новый университетский словарь Вебстера , Спрингфилд: G. & C. Merriam Company , 1 969
- Янал, Р. (1996). «Парадокс саспенс». Британский журнал эстетики . 36 (2): 146–158. дои : 10.1093/bjaesthetics/36.2.146 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барони, Р. (2009). Работа времени. Поэтика повествовательного диссонанса , Париж: Seuil.
- Брукс, П. (1984). Чтение ради сюжета: замысел и намерение в повествовании , Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- Гривель, К. (1973). Продукция романтического интереса , Париж и Гаага: Мутон.
- Кибель, Э.М. (2009). Влияние направленного забывания на выполненные и прерванные задачи . Представлено на 2-м ежегодном научно-исследовательском празднике студентов и преподавателей в Университете штата Вайнона, Вайнона, Миннесота. См. онлайн [1] .
- МакКинни, Ф. (1935). «Исследования сохранения прерванной учебной деятельности», Журнал сравнительной психологии , том № 19 (2), стр. 265–296.
- Фелан, Дж. (1989). Чтение людей, чтение сюжетов: характер, развитие и интерпретация повествования , Чикаго, University of Chicago Press.
- Прието-Паблос, Дж. (1998). «Парадокс саспенса», Поэтика , № 26, с. 99–113.
- Райан, М.-Л. (1991), Возможные миры, искусственный интеллект и теория повествования , Блумингтон: Издательство Индианского университета.
- Шапер, Э. (1968), «Катарсис Аристотеля и эстетическое удовольствие», The Philosophical Quarterly , vol. 18, № 71, с. 131–143.
- Штернберг, М. (1978), Режимы экспозиции и временной порядок в художественной литературе , Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Штернберг, М. (1992), «Рассказ во времени (II): хронология, телеология, повествование», Poetics Today , № 11, с. 901–948.
- Штернберг, М. (2001), «Как повествование имеет значение», Повествование , № 9, (2), с. 115–122.
- Ван Берген, А. (1968) Прерывание задачи . Амстердам: Издательство Северной Голландии.
- Фордерер П., Х. Вульф и М. Фридрихсен (редакторы) (1996). Саспенс. Концептуализации, теоретический анализ и эмпирические исследования , Махва: Lawrence Erlbaum Associates.
- Зейгарник, Б. (1927). Отслеживание завершенных и незавершенных действий. Психологические исследования, 9, 1–85.
- Зейгарник, Б. (1967). О завершенных и незавершенных задачах. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии, Нью-Йорк: Humanities press.