АМХ Международный АМХ
АМХ | |
---|---|
![]() AMX ВВС Италии. | |
Общая информация | |
Тип | Штурмовик |
Национальное происхождение | Италия/Бразилия |
Производитель | АМХ Интернешнл |
Статус | Активный сервис |
Основной пользователь | Итальянские ВВС |
Количество построенных | ~200 [ нужна ссылка ] |
История | |
Изготовлено | 1986–1999 |
Дата введения | 1989 |
Первый полет | 15 мая 1984 г. |
Ушедший на пенсию | Итальянские ВВС 2024 г. |
AMX International AMX — штурмовик, разработанный совместно Бразилией и Италией. AMX имеет обозначение A-11 Ghibli в ВВС Италии и A-1 в ВВС Бразилии . Итальянское название «Гибли» взято от горячего сухого ветра Ливийской пустыни .
В начале 1970-х годов итальянский производитель Aermacchi провел проработку проекта перспективного легкого штурмовика, получившего обозначение MB-340 . В начале 1977 года ВВС Италии потребовали 187 ударных истребителей новой постройки, которые должны были заменить существующие Aeritalia G.91 в роли непосредственной авиационной поддержки . В 1980 году правительство Бразилии объявило, что намерено участвовать в программе, чтобы обеспечить замену Aermacchi MB-326, используемого ВВС Бразилии . В результате меморандума между Италией и Бразилией о совместной разработке самолета в 1981 году было создано совместное итало-бразильское предприятие AMX International для разработки, производства и сбыта самолета.
Разработка
[ редактировать ]
В начале 1977 года ВВС Италии потребовали 187 ударных истребителей новой постройки , которые должны были заменить существующие Aeritalia G.91 в задачах непосредственной воздушной поддержки и разведки , а также Lockheed RF-104G Starfighter. использовавшийся в разведывательной роли. [ 1 ] [ 2 ] Вместо того, чтобы конкурировать за контракт, Aeritalia (ныне Alenia Aeronautica ) и Aermacchi согласились подготовить совместное предложение по этому требованию, поскольку обе фирмы уже несколько лет рассматривали возможность разработки аналогичного класса самолетов. В начале 1970-х годов компания Aermacchi провела работу над исследованием конструкции такого легкого штурмовика под обозначением MB-340 . В апреле 1978 года официально начались разработки совместного предприятия. [ 3 ]
В 1980 году правительство Бразилии заявило, что намерено участвовать в программе, чтобы обеспечить замену Aermacchi MB-326 . В июле 1981 года правительства Италии и Бразилии согласовали совместные требования к самолету, и Embraer было предложено присоединиться к промышленному партнерству. [ 3 ] Также было заключено соглашение о разделе производства AMX между партнерами; для каждого серийного самолета компания Aeritalia изготовила 46,5% компонентов (центральный фюзеляж, стабилизаторы и рули направления), Aermacchi произвела 22,8% (передняя часть фюзеляжа и хвостовой обтекатель), а Embraer выполнила 29,7% работ (крыло, воздухозаборники, пилоны и подвесные баки). [ 1 ] Дублирования работ не было, каждый компонент самолета строился только в одних руках. Плановые потребности составляли 187 самолетов для Италии и 100 для Бразилии. [ 2 ]

На ранних стадиях разработки для этого типа изучались различные силовые установки и конфигурации двигателей; рассматривались как двухмоторные, так и одномоторные подходы. Использование двигателей американского производства было немедленно исключено, чтобы избежать каких-либо потенциальных ограничений на экспортные продажи всего самолета. [ 2 ] Среди исследованных двигателей были Turbo-Union RB199 (используемый более крупным Panavia Tornado ), Rolls-Royce Turbomeca Adour , Rolls-Royce Viper и двигатель Rolls-Royce Spey . [ 2 ] В 1978 году для нового самолета была выбрана модель Spey 807, имевшая ряд дополнительных усовершенствований. [ 2 ]
Сообщается, что ключевыми особенностями, на которые уделялось особое внимание в процессе проектирования нового самолета, были доступность и живучесть; AMX должен был быть в состоянии выдержать одиночный отказ любой бортовой системы без какого-либо снижения производительности. [ 2 ] Для этого дублируются ключевые системы и защищаются жизненно важные системы; использование брони кабины , но в конечном итоге оно было исключено из-за связанных с этим расходов. Рассматривалось [ 2 ] Фаза детального определения проекта была завершена в марте 1980 года. [ 1 ]
Всего для программы испытаний было изготовлено семь летных прототипов: три компанией Aeritalia, два Aermacchi и два Embraer, а также два статических планера. Первый прототип, собранный в Италии, совершил свой первый полет 15 мая 1984 года. Этот первый самолет погиб во время своего пятого полета в результате аварии, в результате которой погиб его пилот. [ 4 ] Если не считать этой ранней потери, испытания прошли без дальнейших происшествий. [ 5 ] Первый прототип бразильской сборки совершил свой первый полет 16 октября 1985 года. 11 мая 1988 года первый серийный самолет совершил свой первый полет. [ 6 ] Поставки серийных самолетов в Италию начались в 1988 году. [ 4 ] первые единицы были доставлены в ВВС Бразилии в следующем году. [ 7 ] 14 марта 1990 года прототип двухместного самолета AMX совершил свой первый полет. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]
AMX представляет собой обычный моноплан с плечевым крылом . Он состоит в основном из алюминия и изготовлен с использованием традиционных методов строительства, однако в таких элементах, как хвостовое оперение и рули высоты, используются из углеродного волокна . композитные материалы [ 1 ] Для его размеров большая часть внутреннего пространства AMX отведена под авионику и бортовые вычислительные системы, компьютеризированы как навигационная, так и атакующая системы. [ 8 ] Для доступности и простоты обслуживания вся авионика установлена непосредственно в отсеках под кабиной, что позволяет работать с ней на уровне земли без использования опорных платформ. [ 2 ]
Опираясь на опыт Panavia Tornado , AMX оснащен гибридной системой управления полетом ; , Для управления поверхностями управления полетом, с регулируемым углом наклона, используется электродистанционная система управления такими как спойлеры , руль направления и хвостовое оперение а элероны и рули высоты систему с двойным резервированием приводятся в действие через гидравлическую . Для элеронов, руля высоты и руля направления предусмотрен ручной реверс, что позволяет самолету управляться даже в случае полного отказа гидравлики; любая система управления может действовать независимо друг от друга. [ 9 ] [ 10 ] Крыло оснащено как предкрылками, на задней кромке так и закрылками , а также спойлерами перед закрылками. Спойлеры могут функционировать как воздушные тормоза и сводить на нет подъемную силу; улучшение взлетно-посадочных характеристик, а также маневренности в полете. [ 11 ]
один двигатель Rolls-Royce Spey турбовентиляторный Силовой установкой AMX служит . Во время разработки самолета Spey был тяжелее и менее современен, чем некоторые из доступных альтернатив, но считался надежным, относительно дешевым и свободным от экспортных ограничений, которые налагались бы при использовании американских двигателей. [ 2 ] [ 12 ] Двигатель Spey также позволил использовать упрощенную конструкцию впускного отверстия с закругленными кромками. Задняя часть фюзеляжа съемная, чтобы получить доступ к двигателю. Отдельные консорциумы в Бразилии и Италии производили Spey для AMX. [ 11 ] Что необычно для ударного самолета того времени, не было предпринято никаких попыток разработать самолет для полетов на сверхзвуковых скоростях. [ 1 ]
Бразильские и итальянские самолеты значительно различаются по авионике, причем итальянские самолеты оснащены различными системами НАТО , которые считались избыточными на южноамериканском театре военных действий. [ 8 ] AMX, находящиеся на вооружении Бразилии, часто оснащаются одним из трех установленных на поддонах самолета сенсорных блоков, которые содержат различные вертикальные, наклонные и направленные вперед камеры для выполнения второстепенной функции воздушной разведки . [ 6 ] [ 8 ] Для целей наведения оборудован простой радар дальности, однако конкретный радар также различается у обоих операторов. [ 11 ] В системе полета используется компьютер управления полетом GE Avionics . [ 13 ] Для защиты самолета установлены обширные средства электронного противодействия самолета (ECM), в том числе пассивная приемная антенна на хвостовом оперении и блок активных помех, который обычно устанавливается на одной из точек подвески . [ 11 ]
На одной центральной линии и четырех подкрыльевых узлах подвески могли устанавливаться различные боеприпасы, включая бомбы, ракеты и ракеты; Полезная нагрузка до 2000 фунтов может нестись на центральной линии и двух самых внутренних пилонах под крылом, а внешние пилоны могут нести до 1000 фунтов. [ 8 ] Все четыре точки подвески под крылом оснащены подвесными баками для увеличения дальности полета самолета. Итальянские самолеты также оснащены стационарной системой дозаправки в воздухе . [ 11 ] Блоки оптической разведки можно переносить снаружи на центральной точке подвески. [ 6 ] На законцовках крыла предусмотрены направляющие для ракет «воздух-воздух» с инфракрасным наведением, таких как AIM-9 Sidewinder и MAA-1 Piranha . Итальянские самолеты оснащены M61 Vulcan, 20-мм поворотной пушкой расположенной на левом борту нижней части фюзеляжа. [ 8 ] Соединенные Штаты опровергли продажу M61 Бразилии, поэтому их AMX вместо этого оснащены двумя 30-мм DEFA 554 револьверными пушками . [ 9 ] [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Первая оперативная эскадрилья итальянских ВВС, 103° Gruppo 51° Stormo, сформированная в ноябре 1989 года. [ 15 ] первое итальянское подразделение также было сформировано в 1989 году. [ 16 ] И итальянский, и бразильский парки AMX были остановлены в феврале 1992 года после крушения итальянского AMX из-за отказа двигателя. Операции разрешили возобновить в мае того же года после модификации двигателей. [ 17 ] [ 18 ]
Италия направила шесть AMX из 103 ° Gruppo для операций над Боснией в 1995 году в рамках операции «Запретить полет» , за которой последовало аналогичное развертывание для поддержки миротворцев IFOR в Боснии. Это развертывание было прервано еще одним приземлением, снова из-за отказа двигателя, в период с января по март 1996 года. [ 19 ] Итальянские самолеты AMX использовались в 1999 году в войне в Косово . Вместо использования неуправляемых или более традиционных бомб с лазерным наведением итальянские ВВС использовали десятки бомб Mk 82 , оснащенных израильскими комплектами наведения Opher , эффективно превращая «тупые» бомбы в бомбы с инфракрасным наведением. [ 20 ]
В конце 1990-х годов AMX International рассматривала возможность капитального ремонта двигателя; был предложен бесфорсажный Eurojet вариант EJ200 со значительно большей тягой, чем у существующей силовой установки. [ 21 ] В 2005 году ВВС Италии запустили программу модернизации (ACOL Aggionamento Capacità Operative e Logistiche – Обновление оперативных и логистических возможностей) для 55 своих самолетов AMX. [ 22 ] добавление новой лазерной ИНС , новых дисплеев в кабине и возможность сбрасывать управляемые бомбы Joint Direct Attack Munition . [ 23 ] В августе 2007 года Embraer начала масштабную программу модернизации среднего возраста и модернизации 53 самолетов AMX A-1 бразильских ВВС, уделяя особое внимание системам авионики и новым дополнениям к вооружению; По оценкам, программа продлит срок службы флота после 2027 года. [ 24 ]

Начиная с ноября 2009 года четыре итальянских AMX были переброшены за границу для операций в Афганистане, заменив такое же количество итальянских Tornado IDS в разведывательных целях. [ 25 ] Особо следует отметить способность самолета обмениваться информацией с цифровых электрооптических и инфракрасных датчиков с наземными войсками в режиме реального времени, предоставляя ценную разведывательную информацию и помогая минимизировать воздействие угроз. К концу 2010 года на афганском театре было совершено более 700 боевых вылетов. 28 мая 2014 года AMX совершил свой последний боевой вылет на афганском театре военных действий, а 20 июня 2014 года все оставшиеся AMX были выведены из Афганистана. [ 26 ]
В 2011 году итальянские самолеты AMX использовались во время военной интервенции в Ливии в 2011 году . Итальянские военные самолеты в ходе боевых вылетов сбросили 710 управляемых бомб и ракет: истребители Tornado и истребители-бомбардировщики AMX итальянских ВВС сбросили 550 бомб и ракет, а самолеты AV-8B ВМС — 160 управляемых бомб. В ходе конфликта самолеты AMX впервые применили блоки наведения Litening в паре с управляемыми бомбами Paveway и JDAM. [ 27 ] В начале 2016 года из-за снижения стабильности в Ливии Италия решила разместить дополнительные самолеты, в том числе четыре истребителя AMX, на авиабазе Басси в Трапани , Сицилия . [ нужна ссылка ]
Сообщается, что в марте 2012 года Филиппины вели переговоры с Италией о возможной закупке подержанных самолетов AMX; [ 28 ] однако 28 марта 2014 года Министерство национальной обороны Филиппин подписало контракт на поставку 12 FA-50 на сумму 18,9 миллиардов песо (421,12 миллиона долларов США). легких штурмовиков [ 29 ] [ 30 ]
Варианты
[ редактировать ]
Внешние изображения | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
- АМХ-Т
В 1986 году была начата разработка двухместного усовершенствованного учебно-тренировочного варианта. Это было предназначено для того, чтобы дать пилотам-стажерам опыт работы на быстрых самолетах, сохраняя при этом атакующие возможности одноместного самолета. Впервые полетев в 1990 году, AMX-T был оснащен ВВС Италии и Бразилии.
- АМХ-АТА
AMX Advanced Trainer Attack (AMX-ATA) — это новый двухместный многоцелевой штурмовик AMX, разработанный для боевых задач и повышения квалификации. AMX-ATA включает в себя новые датчики, перспективный инфракрасный нашлемный дисплей, новый многорежимный радар класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также новые системы вооружения, включая противокорабельные ракеты и ракеты средней и меньшей дальности. дальнобойные ракеты. В 1999 году ВВС Венесуэлы заказали восемь самолетов AMX-ATA для использования в качестве учебно-тренировочных и штурмовиков, но Конгресс США наложил вето на продажу, поскольку авиационные системы включают в себя американские технологии. [ 31 ] [ 32 ]
- АМХ-Р (РА-1)
Вариант AMX, предназначенный для разведывательных задач. Могут быть установлены различные разведывательные поддоны; используется ВВС Бразилии.
- А-1М
Продукт бразильской программы модернизации самолетов А-1; важные особенности включают радар Mectron SCP-01 Scipio, [ 33 ] Канал передачи данных Embraer BR2, навигационное оборудование FLIR Systems, [ 34 ] Elbit INS/GPS/databus, использование стеклянной кабины, [ 35 ] новая система OBOGS и HMD DASH IV .
- А-11А
Итальянское военное обозначение AMX с 2012 года. [ 36 ]
- ТА-11А
Итальянское военное обозначение AMX-T с 2012 года. [ 36 ]
- А-11Б
Итальянское военное обозначение AMX ACOL с 2012 года. [ 36 ]
- ТА-11Б
Итальянское военное обозначение AMX-T ACOL с 2012 года. [ 36 ]
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Бразилии имеют 51 учебно-тренировочный самолет AMX-A и 8 AMX-T. [ 37 ] 43 самолета модернизированы до А-1М, поставлены в период с 2013 по 2017 год и будут выведены из эксплуатации в 2032 году. [ 38 ] заменяется JAS 39E/F Gripen . [ 39 ] [ 40 ]
- 1-я/16-я эскадрилья авиационной группы Адельфи, авиабаза Санта-Крус - расформирована в декабре 2016 года в ожидании будущего возобновления работы с самолетами F-39 Gripen E. Самолеты переведены на авиабазу Санта-Мария. [ 41 ]
- Авиационная группа 1-й эскадрильи/10-й покерной эскадрильи, авиабаза Санта-Мария
- 3-я эскадрилья/10-я авиационная группа эскадрильи Centauro, авиабаза Санта-Мария
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Списанный AMX итальянских ВВС выставлен на постаменте перед космическим заводом Thales Alenia в Турине . [ 42 ]
- Списанный AMX итальянских ВВС (MM7125) выставлен в Музее ВВС Италии , Винья-ди-Валле. [ 43 ]
- Опытный образец № 5 (итальянские ВВС MMX599) выставлен в парке Воландия и Музее авиации, расположенном в Сомма-Ломбардо , рядом с аэропортом Милан-Мальпенса. [ 44 ]
- Первый прототип, построенный в Бразилии, выставлен в открытом музее под названием Memorial Aeroespacial Brasileiro в Сан-Жозе-дус-Кампус . [ 45 ]
- Списанный AMX бразильских ВВС выставлен на площади Praça do Avião, которая расположена недалеко от международного аэропорта Галеан на острове Говернадор в Рио-де-Жанейро. [ 46 ]
Технические характеристики (АМХ)
[ редактировать ]


Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг., [ 9 ] Реактивные бомбардировщики [ 47 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,23 м (43 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 8,87 м (29 футов 1 дюйм)
- Высота: 4,55 м (14 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 21 м 2 (230 кв. футов)
- Вес пустого: 6700 кг (14771 фунт)
- Полная масса: 10750 кг (23700 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Запас топлива: 3555 л (939 галлонов США; 782 имп галлона) / 2700 кг (5952 фунта) внутренний
- 2 подвесных бака по 1000 л (260 галлонов США; 220 имп галлонов) внутри и 2 подвесных бака по 500 л (130 галлонов США; 110 имп галлонов) снаружи [ 48 ]
- Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce Spey 807 турбовентиляторный , тяга 49,1 кН (11 000 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1053 км/ч (654 миль в час, 568 узлов) на высоте 10 975 м (36 007 футов). [ 49 ]
- Максимальная скорость: 0,85 Маха.
- Боевая дальность: 889 км (552 миль, 480 миль) по профилю «хай-лоу-хай», с 900 кг (1984 фунта) внешних магазинов.
- Перегоночная дальность: 3336 км (2073 миль, 1801 миль)
- Продолжительность: 4 часа 15 минут. [ 50 ]
- Практический потолок: 13 000 м (43 000 футов)
- Скорость набора высоты: 52,1 м/с (10 260 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 512 кг/м 2 (105 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,47
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,787 дюйма) M61A1 Vulcan 6-ствольная пушка Гатлинга (итальянский самолет)
- 2 × 30-мм (1,181 дюйма) Bernardini Mk-164 пушки (бразильский самолет)
- Ракеты: ракетные блоки
- Ракеты: 2 × AIM-9 Sidewinders или MAA-1 Piranha или A-Darter , [ 52 ] перевозится на направляющих законцовок крыла
- ракеты «воздух-земля»
- Бомбы: 3800 кг (8378 фунтов) на 5 внешних узлах подвески, включая MAR-1. [ 51 ] ракеты, бомбы общего назначения и бомбы с лазерным наведением
Инциденты
[ редактировать ]- Бразильский A1M проиграл в апреле 2019 года. [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Гилкрист 1993, с. 289.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уорвик 1981, с. 1544.
- ^ Jump up to: а б Брейбрук 1989, с. 267.
- ^ Jump up to: а б Брейбрук 1989, с. 275.
- ^ Мейтус 1992, стр. 223–224.
- ^ Jump up to: а б с д Ганстон и Гилкрист 1993, с. 291.
- ^ Ламберт 1993, с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и Уорвик 1981, с. 1545.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 1993, стр. 129–131.
- ^ Уорик 1981, стр. 1544–1545.
- ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Гилкрист 1993, с. 290.
- ^ Брейбрук 1989, с. 270.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 289–290.
- ^ Джексон 1991, с. 135.
- ^ Николли 1997, с. 351.
- ^ Джексон 1991, с. 138.
- ^ Николли 1997, стр. 351–352.
- ^ «Бразилия и Италия снимают запрет на AMX». Архивировано 20 декабря 2013 года в Wayback Machine . Flight International , 6–12 мая 1992 г., с. 14.
- ^ Николли 1997, с. 352.
- ^ «Бомба Офер размещена в Косово» . Полет Глобал.
- ^ Норрис, Гай. «Двигатель EJ200 предложен для AMX». Архивировано 3 октября 2013 года в Wayback Machine Flight International , 20 апреля 1999 года.
- ^ «Аления» заключила контракт на модернизацию AMX на сумму 390 миллионов долларов» . Рейс Интернешнл . Полет Глобал. 8 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2007 г. Проверено 7 ноября 2009 г.
- ^ Никколи 2009, стр.44.
- ^ Гетинг, Майкл Дж. «Embraer начинает модификацию AMX для ВВС Бразилии». Джейн , 9 июня 2007 г.
- ^ Перуцци, Лука. «Итальянские JATF в Афганистане расширяют возможности средств противовоздушной обороны и противодействия СВУ». Джейн , 9 ноября 2012 г.
- ^ «Итальянские ВВС: год миссий самолетов AMX в Афганистане». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine AvioNews , 3 декабря 2010 г.
- ^ Кингстон, Том (14 декабря 2011 г.). «Италия предоставила статистику бомбардировок в рамках кампании в Ливии» . Новости обороны. Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ «ДНР подписывает пятилетнее соглашение с Италией» . Филиппинская звезда . 8 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ «КАИ выиграла контракт на поставку Филу 12 FA-50» . Корея Аэроспейс Индастриз, ЛТД. (КАИ). 28 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ «Правительство Кореи продаст Филиппинам 12 истребителей FA-50» . Ариран Новости. 28 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Спинелли, Андреа. «Венесуэла выбирает комбинацию MB339FD и AMX ATA». Архивировано 24 июня 2016 года в Wayback Machine Flight International , 15 июля 1998 года.
- ^ «Справочник военных самолетов: AMX». Архивировано 24 июня 2016 года на сайте Wayback Machine Flight International , 29 июля 1998 года.
- ^ «Прибыль Embraer , от модернизации самолетов» Estadão ( на португальском языке), 16 сентября 2011 г., заархивировано из оригинала 17 сентября 2011 г. , получено 29 января 2012 г.
- ^ «FLIR Systems выигрывает контракт на 7 миллионов долларов от Embraer» , Military Aero Space , 9 июня 2009 г., заархивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. , получено 29 января 2012 г.
- ^ « Элбит получает контракт на 187 миллионов долларов США с Embraer», Reuters (на португальском языке), 11 ноября 2009 г., заархивировано из оригинала 20 декабря 2013 г. , получено 29 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Использование номенклатуры серии «Разработка миссий» (MDS) в технических публикациях (PPTT) компетенции Даа» ( PDF) (на итальянском языке). Министерство обороны. Июнь 2011 г. Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2013 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ "Всемирная перепись авиалайнеров 2011" . Архивировано 25 августа 2012 года на сайте Wayback Machine Flight Global , 13–19 декабря 2011 года. Дата обращения: 10 января 2012 года.
- ^ «FAB усиливает огневую мощь с помощью« нового »истребителя» (на португальском языке). Архивировано 29 января 2012 года в Wayback Machine Estadao, 16 января 2012 года. Дата обращения: 16 января 2012 года.
- ^ «ВВС Бразилии подтверждают цифры приобретения Gripen» , Flight Global , 18 ноября 2014 г., заархивировано из оригинала 27 апреля 2019 г. , получено 4 мая 2019 г.
- ^ «Бразильские военные могли бы закупить более 100 многоцелевых боевых самолетов Gripen компании Saab» . Распознавание воздуха . 19 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 года . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ «После дезактивации 1/16-й ФАБ концентрирует истребители А-1 в Санта-Марии» . 15 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ «STR. Antica di Collegno, 253 · STR. Antica di Collegno, 253, 10146 Турин, Италия» .
- ^ «АМХ Гибли» . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ «AMX GHIBLI на Volandia.it» . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «История бразильской авиационной промышленности в Бразильском аэрокосмическом мемориале» . 27 января 2013 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2017 года . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ «ВВС устанавливают AMX A-1 как памятник на площади Авиан (RJ)» . 14 апреля 2020 г. Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 292.
- ^ "Aeritalia-Embraer-Aermacchi AMX" . Архивировано 5 мая 2011 года на сайте Wayback Machine Fighter-planes.com. Проверено: 9 февраля 2012 г.,
- ^ Дональд и Лейк 1996, с. 31.
- ^ "Каталог: Военные самолеты" . Архивировано 7 марта 2016 года на сайте Wayback Machine Flight Global, 21–25 мая 2004 года. Дата обращения: 2 февраля 2012 года.
- ↑ «Защитник получает больше места в Одебрехте» (на португальском языке). Архивировано 6 июня 2013 года в Wayback Machine Estadão, 8 апреля 2011 года. Дата обращения: 29 января 2012 года.
- ^ «Южная Африка и Бразилия разработают A-Darter SRAAM» . Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine Defense Industry Daily, 26 апреля 2010 года. Дата обращения: 29 декабря 2012 года.
- ^ «Самолет FAB разбился в Виамао» . округ Колумбия Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года.
Библиография
[ редактировать ]- Эйр Интернешнл. «Черные кошки Италии». Февраль 2015 г., Key Publishing. стр. 64–69.
- Брейбрук, Рой. «Оценка AMX». Air International , июнь 1989 г., том 36, № 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634. стр. 267–278.
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN 1-85532-258-7 .
- Джексон, Пол. «AMX: «Карманный Торнадо»». Мировой журнал авиации . Том 5, весна 1991 г. ISSN 0959-7050. стр. 132–139.
- Ламберт, Марк. Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Сарри, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Метиус, Войтек. «AMX IOC: Использование сервиса для нового гибкого злоумышленника в Италии». Air International , октябрь 1992 г., том 43, № 4. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. стр. 222–225.
- Никколи, Рикардо. «AMX на службе в Италии». Air International , июнь 1997 г., том 52, № 6. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. стр. 349–353.
- Никколи, Рикардо. «AMX: модернизирован и готов к бою». Air International , ноябрь 2009 г., том 77, № 5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. стр. 42–45.
- Уорвик, Грэм. «Дизайн AMX отражает опыт Tornado» . Flight International , 21 ноября 1981 г., стр. 1544–1545.
Внешние ссылки
[ редактировать ]