М.Н. Шринивас
М.Н. Шринивас | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 30 ноября 1999 г. | (83 года)
Национальность | Индийский |
Супруг | Рукмини Шринивас |
Награды | Падма Бхушан (1977) |
Академическое образование | |
Альма-матер | Оксфордский университет , Университет Мумбаи |
Влияния | Альфред Рэдклифф-Браун |
Академическая работа | |
Дисциплина | Социология , Социальная антропология |
Основные интересы | Индийское общество , кастовая система в Индии |
Известные работы | Запомнившаяся деревня , индийское общество через личные сочинения, деревня, каста, пол и метод: очерки индийской социальной антропологии |
Известные идеи | Санскритизация , Меж- и внутрикастовая солидарность |
Часть серии о |
Социология |
---|
Майсур Нарасимхачар Шринивас (16 ноября 1916 г. - 30 ноября 1999 г.) [ 1 ] был индийским социологом и социальным антропологом. [ 2 ] Он наиболее известен своими работами по кастам и кастовым системам, социальному расслоению , санскритизации и вестернизации на юге Индии , а также концепции « доминирующей касты ». Он считается одним из новаторов в области социологии и социальной антропологии в Индии, поскольку его работа в Рампуре (позже опубликованная как «Вспомнинная деревня ») остается одним из ранних примеров этнографии в Индии. Это отличало его от большинства его современников Бомбейской школы, которые сосредоточивали свое внимание в первую очередь на исторической методологии проведения исследований, главным образом в индологии . Он также основал факультет социологии Делийской экономики школы Делийского университета в 1959 году. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Шринивас родился в брамина . семье [ 4 ] 16 ноября 1916 г. [ 5 ]
Шринивас получил докторскую степень по социологии в Бомбейском университете (позже переименованном в Университет Мумбаи) и поступил в колледж Олл Соулс для Оксфордского университета получения стипендии. Хотя он уже написал книгу о семье и браке в Майсуре , его обучение там сыграло значительную роль в развитии его идей. Сринивас преподавал в различных авторитетных учебных заведениях, таких как Университет Дели , Университет Махараджи Саяджирао в Бароде , Институт социальных и экономических изменений и в Бангалоре в Национальный институт перспективных исследований Бангалоре. [ 6 ]
Он умер 30 ноября 1999 года в Бангалоре, через две недели после своего 83-летия. [ 5 ]
Вклад в индийскую социологию и социальную антропологию.
[ редактировать ]В некрологе Frontline Парвати Менон описала его как самого выдающегося социолога и социального антрополога Индии. [ 6 ] Его вклад в социологию и социальную антропологию , а также в общественную жизнь Индии был уникален. Это была его способность вырваться из жесткой формы, в которой (в основном ориентированной на североамериканские университеты) были сформированы региональные исследования после окончания Второй мировой войны , с одной стороны, и поэкспериментировать с дисциплинарным обоснованием социальной антропологии и социология, с другой, что отметило его оригинальность как ученого-социолога. [ нужна ссылка ]
Именно конъюнктура между санскритской наукой и стратегическими интересами Западного блока после Второй мировой войны во многом сформировала региональные исследования Южной Азии в Соединенных Штатах. В колониальную эпоху брамины или пандиты были признаны важными проводниками индуистских законов и обычаев британской колониальной администрации. Колониальные представления о неизменном индийском обществе привели к любопытному сочетанию исследований санскрита с современными проблемами в большинстве южноазиатских департаментов США и других стран. Считалось, что индийская социология должна находиться на стыке индологии и социологии. [ нужна ссылка ]
Наука Шриниваса должна была бросить вызов этой доминирующей парадигме понимания индийского общества и в процессе открыть новые интеллектуальные рамки для понимания индуистского общества. Его взгляды на важность каст в избирательных процессах в Индии хорошо известны. Хотя некоторые интерпретировали это как свидетельство устойчивых структурных принципов социальной стратификации индийского общества, для Шриниваса это символизировало динамические изменения, которые происходили по мере распространения демократии и электоральной политики, которая стала ресурсом в местном мире деревенского общества. [ нужна ссылка ]
По склонности он не был склонен к утопическим построениям: его идеи о справедливости, равенстве и искоренении нищеты были укоренены в его опыте на местах. Его честность перед лицом требований, чтобы его социология принимала во внимание новые и радикальные устремления, была одним из наиболее волнующих аспектов его произведений. Используя такие термины, как санскритизация , «доминирующая каста», «вертикальная (межкастовая) и горизонтальная (внутрикастовая) солидарность», Шринивас стремился уловить изменчивую и динамичную сущность касты как социального института. [ 7 ]
Методология
[ редактировать ]В рамках своей методологической практики Шринивас решительно пропагандировал этнографические исследования, основанные на наблюдениях участников . [ 8 ] но его концепция полевых исследований была связана с понятием локальных участков. Таким образом, некоторые из его лучших статей, такие как статья о доминирующей касте и статья о совместном семейном споре, были во многом вдохновлены его непосредственным участием (и в качестве наблюдателя ) в сельской жизни на юге Индии . Он написал несколько статей на темы национальной интеграции, гендерных вопросов, новых технологий и т. д. Удивительно, почему он не высказал теорию о методологических последствиях написания этих вопросов, выходящих за рамки деревни и ее институтов. Его методология и выводы использовались и подражались последующим исследователям, изучавшим касты в Индии.
Его «Вспомнинная деревня» (1976) считается классикой в этой области. Это исследование основано на 11 месяцах, которые он провел в деревне в 1948 году, и на последующих посещениях до 1964 года. [ 8 ]
Признание
[ редактировать ]Он получил множество наград от Бомбейского университета , Королевского антропологического института и правительства Франции ; в 1977 году он получил Падма Бхушан. [ 9 ] от президента Индии ; и он был почетным иностранным членом трех академий: Британской академии , Американской академии искусств и наук , [ 10 ] и Американское философское общество . [ 11 ] Национальная миссия переводчиков Министерства развития человеческих ресурсов правительства Индии выбрала его работы « Социальные изменения в современной Индии» и «Касты в современной Индии» для перевода на индийские языки. Последний уже опубликован на языке майтхили .
Атрибутивные подходы к касте
[ редактировать ]Ученые, использующие атрибутивный подход, подчеркивают атрибуты касты . Однако каждый из них делает акцент на том или ином из этих атрибутов и на том, как они влияют на взаимодействие. В случае сочинений Шриниваса 1950-х годов мы обнаруживаем, что он предпочитает изучать структуру отношений, возникающих между кастами, на основе этих атрибутов. Таким образом, он очень убедительно вводит динамический аспект кастовой идентичности. До концепции санскритизации Шринивас выдвинул концепцию брахминизации , согласно которой низшая каста перенимала практики брахманов для улучшения своего социального статуса. Во время своего исследования северной Индии Шринивас заметил, что низшие касты переняли практики высших каст, а не только брахманов, и поэтому он назвал эту концепцию санскритизацией.
Этот аспект становится более ясным в работе Шриниваса о позиционной мобильности, известной как «санскритизация». Санскритизация — это процесс, при котором каста пытается повысить свой ранг в кастовой иерархии, перенимая практику, атрибуты касты или каст, стоящих над ними, в иерархическом порядке. Это значит, что «низкие» атрибуты постепенно отбрасываются и имитируются «высокие» атрибуты каст, находящихся выше них. Это предполагает принятие вегетарианства, экологически чистых занятий и так далее. С этим тесно связана концепция доминирующей касты. Господствующая каста в деревне примечательна следующими признаками:
- Значительное численное присутствие
- Право собственности на землю
- Политическая власть
- Доступ к западному образованию
- Вакансии в администрации
- Место в местной кастовой иерархии
Книги
[ редактировать ]- Брак и семья в Майсуре (1942)
- Религия и общество среди кургов (1952)
- Каста в современной Индии и другие очерки (1962), Издательство «Азия».
- Вспомнинная деревня (1976, переиздан ОУП в 2013 году)
- Индийское общество через личные сочинения (1998)
- Деревня, каста, пол и метод (1998)
- Социальные изменения в современной Индии (1966)
- Доминирующая каста и другие очерки (редактор) (1986)
- Размеры социальных перемен в Индии (1977)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барри Беарак, Миннесота Шринивас мертв в 83 года; Изучал кастовую систему Индии , The New York Times , 3 декабря 1999 г.
- ^ М. Н. Шринивас: Некролог на линии индуистского фронта [узурпировал] .
- ^ «История – Кафедра социологии» . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ Басу, Напур (23 декабря 1999 г.). «М.Н. Шринивас» . Хранитель . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джоши, ПК (март 2000 г.). «Вспоминая М. Н. Шриниваса (16.11.1916 — 30.11.1999)». Социологический вестник . 49 (1). Индийское социологическое общество: 117–135. JSTOR 23619893 .
- ^ Перейти обратно: а б Менон, Парвати. «Ученый вспомнил» . Линия фронта . Индуист. Архивировано из оригинала 17 августа 2012 года . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Социальные изменения в современной Индии , Orient Longman, Нью-Дели, 2000.
- ^ Перейти обратно: а б Джейми Кросс «Рецензия на книгу: Запомнившаяся деревня» , блог Лондонской школы экономики, 5 сентября 2013 г.
- ^ «Национальный портал Индии» . www.india.gov.in .
- ^ «Майсур Нарасимхачар Шринивас» . Американская академия искусств и наук . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 9 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В память о Вине Дас
- Интервью с Криса Фуллера М.Н. Шринивасом , Лондонская школа экономики , 1999 г.
- Дискуссия под руководством Джека Гуди и Стивена Левинсона, 24 мая 1982 г., Кембридж (видео)
- Басу, Напур (23 декабря 1999 г.). «Некролог: М. Н. Шринивас — исследователь индийской деревенской жизни и кастовой системы» . Хранитель . Проверено 30 января 2019 г.
- 1916 рождений
- 1999 смертей
- Выпускники Оксфордского университета
- Индийские антропологи XX века
- Индийские социологи
- Академический состав Университета Махараджи Саяджирао в Бароде
- Писатели из Майсура
- Социологи религии
- Академический состав Делийского университета
- Выпускники Университета Мумбаи
- Семейные социологи
- Лауреаты Падма Бхушана в области науки и техники
- Индийские писатели-социологи
- Индийские теоретики образования XX века
- Ученые из Майсура
- Индийские писатели-публицисты XX века.
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Члены Американского философского общества