Рангтонг и Шентонг
Шентонг ( Wylie : gzhan stong , «пустота другого») — термин, обозначающий тип буддийского взгляда на пустоту ( шуньята ), мадхьямаку и две истины в индо-тибетском буддизме . Его часто противопоставляют термину рангтонг («самопустота»). Этот термин относится к ряду взглядов, которых придерживаются различные деятели тибетского буддизма. [ 1 ]
Классический взгляд на шентонг был развит и защищен школой тибетского буддизма Джонанг , особенно великим ученым Долпопа Шерапом Гьелценом (1292–1361). [ 2 ] Эта точка зрения также имеет предшественников в некоторых индийских буддийских произведениях, таких как Ратнаготравибхага и сочинениях индийских деятелей, таких как Ратнакарасанти и Саджана.
Классический Джонанг Шентонг утверждает, что хотя все относительные явления пусты от собственного существования ( свабхава ), высшая реальность ( парамартха-сатья ) не пуста от собственного внутреннего существования. [ 3 ] С этой точки зрения высшая реальность, мудрость будды ( buddha-jñana ) или природа будды ( buddhadhātu ), пуста лишь от относительных и оскверненных явлений, но она не пуста от своих бесчисленных пробужденных качеств. [ 4 ] Тибетские защитники шентонга, такие как Дёлпопа, описывают противоположные взгляды на пустоту и Мадхьямаку как рангтонг («пустой от себя», «самопустой»). Эти взгляды обычно утверждают, что все явления (относительные и первичные) в равной степени лишены внутреннего существования и, следовательно, имеют одинаковый онтологический статус. [ 5 ]
Позже Джонанг Шентонг повлиял на взгляды различных деятелей других школ тибетского буддизма, таких как Сакья Чокден и Ситу Панчен , став популярным в различных линиях передачи. Представление шентонг было официально запрещено властями гелуг в 17 веке из-за политических и доктринальных конфликтов со школой Джонанг, и в этот период тексты шентонг иногда уничтожались. [ 5 ] После этого периода подавления различные взгляды шентонга распространялись в основном Джонанга, Кагью и Ньингма ламами . В 19 веке произошло возрождение шентонга, особенно в рамках несектантского движения Риме . [ 6 ] В настоящее время классический шентонг остается основной философской теорией школы Джонанг, а различные другие формы шентонга также преподаются некоторыми ламами школ Кагью, Сакья и Ньингма. [ 7 ] [ 8 ]
Условия
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Шентонг ( тибетский : གཞན་སྟོང་ , Уайли : gzhan stong , лхасский диалект : [ɕɛ̃̀tṍŋ] , также транслитерируется zhäntong или zhentong ; буквально «другая-пустота») — философский взгляд тибетского буддизма. Он Махаяны особым образом применяет теорию пустоты . Хотя шентонг считает относительную реальность лишенной собственной природы, он утверждает, что абсолютная реальность ( парамартхасатья ) [ 3 ] [ примечание 1 ] это положительная «недвойственная буддхагьяна». [ 3 ] [ примечание 2 ] который является лишь «пустым» ( Wylie : stong ) от «других» ( Wylie : gzhan ) относительных явлений ( дхарм ). Эта положительная конечная реальность (природа будды, татхагатагарбха или Дхармадхату ) не пуста от своей собственной природы и, таким образом, «истинно существует». [ 10 ] [ 2 ]
Другой английский перевод шентонга — «внешняя пустота». [ 11 ] Шентонг также называли «Великим Мадхьямакой» ( dbu ma chen po ), термин, который также использовался другими деятелями для обозначения своих взглядов на Мадхьямаку, такими как Лонгченпа и Мипхам . [ 11 ]
Термин рангтонг ( тибетский : Да , Уайли : звонил сильно ; «пустой от собственной природы») был придуман теоретиком шентонга Долпопой Шерабом Гьялценом, который использовал термин «шентонг» для характеристики своего собственного учения и «рангтонг» для обозначения учений, которые он считал меньшими по сравнению с шентонгом. [ 5 ] Рангтонг обычно относится к воззрению Мадхьямаки, согласно которому все явления пусты от «я» ( атмана ) и внутренней природы (свабхавы) и что эта пустота не является абсолютной реальностью, а всего лишь номинальным обозначением. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Индийское происхождение и источники
[ редактировать ]Идея шентонга выросла из различных индийских и тибетских доктринальных дискуссий на темы Мадхьямаки, Йогачары и теории природы будды. [ 12 ] [ 1 ]
Приверженцы Шентонга обычно прослеживают точку зрения Шентонга до Индии, указывая на многочисленные индийские источники, начиная от ранних сутт, таких как Кула-сунньята Сутта. [ 13 ] к Татхагатагарбха-сутрам , группе трактатов, которые по-разному приписывают совместно Асанге и Майтрее (особенно Ратнаготравибхаге ), а также сборнику восхвалений, приписываемых Нагарджуне («Четыре гимна» и Дхармадхатустава ). [ 14 ] [ 15 ] Утверждение Ратнаготравибхаги о том, что «истинный конец лишен обусловленных явлений во всех аспектах», является ключевым источником рассуждений шентонг. [ 1 ] В том же тексте также есть ключевой отрывок, в котором говорится: «Основной элемент пуст от того, что является случайным, что имеет свойство быть отделимым. Он не лишен непревзойденных атрибутов, которые имеют свойство быть неотделимыми». [ 1 ]
Развивая точку зрения шентонга, Долпопа опирается на несколько сутр индийской Махаяны , которые он считал имеющими определенное значение (санскрит: нитартха), в том числе: Татхагатагарбха сутра , Авикалпаправеша дхарани (« Дхарани для входа в неконцептуальное »), Шрималадеви Симханада Сутра , сутра ( Сутра Великий Барабан ), Ангулималия Сутра , Татхагатамахакарунанирдешасутра (Сутра, представляющая Великое Сострадание Татхагаты, также известная как Дхаранишварараджа ), Махамегха Сутра (Сутра Великого Облака), Махаяна Махапаринирвана Сутра , «Глава Майтрейи» (встречается в двух вариантах «Большой тибетской Праджняпарамиты» ), « Панчашатикапраджняпарамита» ( «Совершенство мудрости в 500 строках »), « Самдхинирмочанасутра» , « Ланкаватара-сутра» и « Буддхаватамсакасутра» . [ 16 ] [ 17 ]
Карл Бруннхёльцль отмечает, что в нескольких индийских источниках содержится точка зрения, подобная шентонгу. Эта точка зрения представляет собой альтернативную интерпретацию модели трех природ йогачары , которая утверждает, что совершенная природа свободна как от воображаемой природы, так и от зависимой природы. [ 1 ] Эта точка зрения встречается в « Брихаттике» (комментарии к «Праджняпарамите», комментирующем «главу о Майтрее» в « Большой Праджняпарамитасутре» ), «Бхагаватьямнаянусарини» (комментарии к « Аштасахасрике» ) , а также в некоторых текстах Ратнакарашана . ti, которые также утверждают, что усовершенствованные природа — это природа будды. [ 1 ]
« Брхаттика» утверждает, что совершенная природа (здесь называемая формой дхарматы) свободна от зависимой природы (здесь называемой «то, что задумано») и воображаемой природы:
Здесь то, что является совершенной [природой] - формой дхарматы - [пусто от] характеристик, таких как существование воображаемой формы, и пусто от формы, которая проявляется как аспект объекта, который мыслится как форма. Именно поэтому его называют «пустым». [ 18 ]
Более того, «Брихаттика» утверждает, что «быть пустым означает быть лишенным всего иного» ( *pararahita; gzhan bral ). [ 19 ] Комментарии Праджняпарамиты, такие как « Брихаттика», также утверждают, что совершенная природа — это естественно сияющий ум , неизменный и свободный от случайных пятен. [ 20 ] Бруннхольцль также пишет, что » Джнянашримитры «Сакарасиддхишастра также продвигает аналогичные идеи. [ 1 ]
Другой индийский источник, «Махаяноттаратантрашастропадеша» Саджаны , комментарий к « Ратнаготравибхаге», утверждает:
[Существа наделены] сердцем Татхагаты, потому что предрасположенность к [татхагате] существует [в них]. Таковость дхату лишена того, что поражено – зависимого ( паратантра ). [ 1 ]
Согласно Джамгона Конгтрула «Сокровищнице знаний» , шентонг связан с «третьим колесом» Дхармы , высшим намерением Будды, которое можно найти в различных индийских источниках, таких как трактаты Майтрейи ( Дхармадхарматавибхага и Ратнаготравибхага ) и некоторых гимнах Нагарджуны. . Конгтрул прослеживает линию передачи третьего колеса Дхармы через таких индийских фигур, как Асанга, Васубандху, Дхармапала (530-561), Чандрагоми , Ратнакарашанти , Майтрипа и его ученик Ваджрапани, написавший комментарий к «Таттвадашаке» Майтрипы ( «Десять строф об истинной реальности »). Эта линия была передана в Тибет Анандакирти и Саджана через Нгога Лоцаву (1059–1109), Су Гаве Дордже, Дсена Кавоче и вошла в традицию Кагью через Гампопу и Падампу Сангье . [ 1 ]
Развитие в Тибете
[ редактировать ]Джонанг Калачакры В традиции Юмо Микьё Дордже считается ключевым основателем шентонга в Тибете. В истории Джонанга говорится, что он был кашмирским пандитом и учеником сиддха по имени Чандранатха. [ 1 ] Единственными сохранившимися текстами этого рисунка являются его «Четыре ясных светильника», в которых основное внимание уделяется шестиветвевой йоге Калачакры . [ 1 ] В своих «Лампах» Дордже обсуждает видимые формы пустоты (шуньята-бимба), наблюдаемые во время йог Калачакры. Для него эти формы открывают пустоту как «путь», который можно воспринимать, утверждать и которым можно заниматься, по сравнению с пустотой как «взглядом», который представляет собой чисто интеллектуальное отрицание, которое нельзя воспринимать и использовать, и поэтому оно имеет меньшее значение. ценить. [ 21 ]
Шентонг был систематизирован и распространен Долпопой Шерапом Гьелценом (1292–1361), ламой, получившим образование в стиле Сакья, который позже присоединился к школе Джонанг, учился у Кецуна Йонтена Гьяцо (1260–1327) и стал великим ученым-практиком Джонанг Калачакры . [ 22 ] посетил монастырь Цурпху В 1321 году Долпопа впервые и провел обширные беседы с третьим Кармапой Рангджунгом Дордже (1284–1339). Рангджунг Дордже, возможно, повлиял на развитие некоторых теорий Дёлпопы. [ 23 ] [ примечание 3 ]
Дёлпопа утверждал, что обладает необычайными прозрениями. [ примечание 4 ] и его опыт медитации, по-видимому, сыграл большую роль в развитии его взглядов на шентонг . [ 25 ] Дёлпопа разработал новый философский словарь, основанный на санскрите и тибетском языке, чтобы выразить свои идеи. [ 26 ] Он придумал новые термины, в том числе шентонг и кхунжи еше («изначальное осознание универсальной основы»), а также популяризировал другие термины, такие как «Великая Мадхьямака». Он также использовал термины из писаний Махаяны, которые в то время не использовались в Тибете, например, он называл высшую истину атман (самость), нитья (вечный) и дхрува (непоколебимый). [ 26 ] Согласно Таранатхе, Долпопа также объединил две линии шентонг: линию сутр Майтреи-Асанги (через Майтрипу, Ратнакарашанти, Су Гаве Дордже, Дсена Кавоче и т. д.) и линию передачи шентонг Калачакраты Кабады Боки, Риты Соманатхи и Юмова Микьё. я ). [ 1 ]
В 15 веке шентонг был принят некоторыми деятелями школ Сакья и Кагью. Ученый Сакья Шакья Чокден (1428–1507), учитель Шакья Ронгтон и Чодрак Гьяцо, Седьмой Кармапа-лама (1454–1506, который был учеником Шакья Чокдена), все были сторонниками взглядов шентонга, хотя у них были свои собственные уникальные интерпретации. Шентонг, которые не идентичны более сильной форме Шентонга Джонанг. [ 27 ] [ 1 ]
В традиции Джонанга Таранатха (1575–1635) по значимости уступает только самому Долпопе. Он был ответственен за недолговечное возрождение школы в целом в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков и за широкое возрождение теории шэнтонг в частности. [ 28 ] Таранатха написал комментарий к Сутре Сердца , в котором утверждается, что Сутра и Праджняпарамита учат воззрению шентонг. [ 29 ] Он также написал важные тексты, объясняющие и оправдывающие точку зрения шентонг на три природы, основанную на аргументах из Мадхьянтавибхаги и Ратнаготравибхаги . [ 30 ]
Критика и репрессии
[ редактировать ]Взгляды Шентонга подверглись критике, особенно со стороны некоторых последователей Сакья и Гелуг школ тибетского буддизма . Лама Сакья Рендава Шону Лодро (1348–1413) был одним из первых критиков этой точки зрения, как и его ученик Дже Цонкапа (1357–1419), основатель школы Гелуг. Цонкапа считает взгляд на «другую пустоту» абсолютистским и эссенциалистским. [ 31 ] Согласно Цонкапе, пустота сама по себе лишена внутреннего существования и, таким образом, существует лишь номинально и условно как зависимое возникновение . Таким образом, не существует никакой «трансцендентальной основы» и «высшей реальности», которая существовала бы сама по себе. [ 32 ] [ 33 ]
В начале своей жизни Рендава написал опровержение Джонанг Калачакры, что привело к дальнейшим дебатам и контропровержениям со стороны таких ученых Джонанга, как Джангчуп Сенге, хотя более поздние сочинения Рендава были умеренными и более сбалансированными в своей трактовке Джонанг Калачакры. [ 34 ]
Великий мастер Сакья четырнадцатого века Бутон Ринчен Друб (1290–1364) также очень критически относился к взглядам шентонга, хотя и не желал напрямую обсуждать Дёлпопу по этому вопросу. [ 35 ] Гьялцаб Дже и Кедруп Гелек Пелсанг, 1-й Панчен-лама , двое основных учеников основателя школы Гелуг Дже Цонкапы, также особенно критически относились к шентонгу в 15 веке. [ 36 ]
Шэнтонг подавлялся доминирующей школой Гелуг в течение нескольких сотен лет, как по политическим, так и по доктринальным причинам. В 1658 году власти гелуг запретили школу Джонанг и ее тексты по политическим причинам, насильственно обратив ее монахов и монастыри в школу гелуг, а также запретив философию и книги шентонг, что сделало позицию рантонга подавляющим большинством в тибетском буддизме. [ 37 ] Тексты Шакья Чокдена, пропагандирующие шентонг и критикующие Цонкапу, также были запрещены в 17 веке. [ 38 ]
После подавления школы Джонанг и ее текстов, а также текстов Шакья Чокдена тибетским правительством в семнадцатом веке, различные взгляды шентонга распространялись в основном ламами Карма Кагью и Ньингма. Ключевыми фигурами этого возрождения являются Каток Цеванг Норбу (1698–1755), глава монастыря Каток , и лама Кагью Ситу Панчен (1700–1774), старший придворный капеллан в Королевстве Дерге , ученик Каток Цеванг Норбу и 8-я Тай Ситупа . [ 6 ] Эти две фигуры сыграли важную роль в распространении взглядов шентонг за пределами Джонанга. Цеванг Норбу был учеником Джонанг-ламы Кюнсанга Вангпо и ввел шентонг и традицию тантры Калачакры в Кагью и Ньингма. Он также был учителем Тринадцатого Кармапы и Десятого Шамарпы. [ 1 ]
Современный период
[ редактировать ]В XIX веке произошло дальнейшее возрождение шентонга, особенно среди таких деятелей движения Риме, как Джамьянг Кьенце Вангпо (1820–1892) и Джамьянг Чокьи Лодро (1896–1958). [ 6 ] Ключевым защитником Шентонга, находящегося под сильным влиянием Дёлпопы, в Риме был Джамгон Конгтрул (1813–1899) , и его работы остаются влиятельными в кругах Кагью и сегодня. Влиятельный ученый Ньингма Джамгон Джу Мипхам (1846–1912) также защищал уникальный взгляд на шентонг в своей книге « Львиный рык Шентонга». Однако, несмотря на эту несектантскую деятельность, Мипхам ясно понимал, что его философия в конечном итоге является прасангика мадхьямакой. Несмотря на это, по крайней мере одним из учеников Мипхама был известный шентонгпа Шечен Гьялцаб Падма Намгьял (1871–1926). [ 1 ] который был коренным ламой Дилго Кьенце Ринпоче , а также ламой Дзонгсара Кхьенце Чокьи Лодро .
В современный период школа Джонанг также пережила возрождение. Ключевыми защитниками шентонга в эту эпоху являются Бамда Гелек Гьяцо (1844-1904), Цокни Гьяцо (1880-1940), г-н Лодро Дракпа (1920-75), г-н Кунгдже Фальсанг (1925-2000) и г-н Йонтен Сангпо ( 1928-1928). [ 39 ]
Сильная форма шентонга, защищаемая Долпопой и Таранатхой, остается основной философской теорией школы Джонанг. Другие формы шентонга (в основном под влиянием интерпретаций Конгтрула и Мипхама) также преподаются некоторыми ламами школ Кагью, Сакья и Ньингма. [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] По словам Сайруса Стернса, формы шентонга Кагью и Ньингма «значительно отличаются от первоначальных учений Дёлпопы» и «представляют собой синтез, который развивался с течением времени, прежде всего для того, чтобы позволить наиболее глубоким идеям Дёлпопы быть включенными в устоявшиеся доктрины». Великой Печати и Великого Совершенства ». [ 40 ] Однако другие Ньингмы, особенно те, которые связаны с монастырем Каток , придерживаются взглядов шентонга, более близких к взглядам Джонанга, причем Геце Махапандит утверждает, что «постоянный образ Великого Совершенства единственно соответствует Великому Срединному Пути иной-пустоты». [ 41 ]
Философия Шентонга
[ редактировать ]Формы шентонга
[ редактировать ]Как отмечает Карл Бруннхёльцль, не существует единого взгляда на шентонг, скорее существует «большое разнообразие способов, которыми разные тибетские мастера понимают этот термин и как они формулируют связанный с ним взгляд». [ 1 ] Брунхёльцль упоминает текст ученого кагью двадцатого века Сурманга Падмы Намгьяла, который включает семь основных форм шентонга: [ 1 ]
- Джонанг шентонг Дёлпопы, который рассматривает сознание как самопустое, а мудрость будды как инопустую (шентонг).
- Взгляд Шакья Чокдена (1428–1507), согласно которому феноменальное явление рассматривается как самопустое, а светимость — как пустота другого.
- Сабсанг Мати Панчен , ученик Долпопы, который учил, что дуализм субъект-объект самопусто, и что пространство ( dbyings ) и мудрость ино-пусты.
- Взгляд Дудула Дордже (1733–1797) , Тринадцатого Кармапы , который утверждает, что, хотя сансара самопуста, нирвана пуста в остальном.
- Взгляд Микьё Дордже (1507–1554), 8-го Кармапы, который утверждает, что чистые тела будды и мудрость будды самопусты с точки зрения своего образа существования, но инопусты в том, как они появляются.
- Взгляд Ситу Панчена (8-я Ситупа), который рассматривает отрицание как самопустое, а утверждение как пустотное для другого.
- Взгляд ламы Гедсе Панчена из монастыря Гахто Ньингма (1761–1829), который считает, что «фаза окончательного решения во время медитативного равновесия быть рангтонгом , а фаза четкого различения во время последующего достижения - шентонгом ». [ 1 ]
Бруннхёльцль добавляет, что различные взгляды, перечисленные здесь, основаны на трёх разных пониманиях терминов рантонг и шентонг . Как пишет Бруннхёльцль, «первая — и наиболее распространенная — категория использует рангтонг и шентонг для обозначения явлений как принадлежащих к двум различным уровням реальности (кажущемуся и предельному), что лежит в основе взглядов (1)–(5). Вторая категория относится к рантонг шентонг и шентонг концептуальному определению рассматриваемого предмета (6). Третья категория рассматривает рантонг и как два подхода к как отдельные (неконцептуальные) переживания или фазы в процессе достижения реализации (7)». [ 1 ] Таким образом, термин шентонг может относиться к метафизической теории, доктринальной концептуальной схеме и способу объяснения конкретного опыта.
Джонанг Шентонг
[ редактировать ]Доктрина шентонг школы Джонанг рассматривает доктрину двух истин как различие между абсолютной реальностью (природой будды, дхармадхату) и относительной реальностью (всеми другими явлениями). Согласно этой точке зрения, природа будды реальна (и не пуста от присущего существования), в то время как все другие явления пусты от присущего существования или собственной природы ( свабхава ). Высшая реальность также описывается как пустая, но она пуста по-другому. Абсолютная реальность «пуста» ( Wylie : stong ) только от «других» ( Wylie : gzhan ) относительных явлений, но она не пуста по своей собственной природе (как пространство, наделенное всеми качествами будды). [ 2 ]
Таким образом, Дёлпопа различает два разных вида пустоты: один относится к относительной истине, а другой — к предельной. Долпопа пишет:
Поскольку все, что присутствует, как два вида пустоты, одинаково является пустотой, существуют утверждения с единственной фразой: «Все есть пустота», но есть также утверждения, которые различают пустоту собственной природы и пустоту другого. Поэтому их намерения также должны быть четко изложены. Что касается того, что, поскольку относительные и случайные сущности совершенно не существуют в своем истинном способе существования, они пусты от собственной сущности. Это значит быть пустым от собственной природы. Потому что изначальный абсолют, свободный от этих относительных явлений, никогда не является несуществующим, он пуст от других. [ 42 ]
Эта «другая-пустая» (шентонг) абсолютная реальность есть «всеосновная мудрость» или «гносис основы всего» ( kun gzhi ye shes , санскр. ālaya-jñāna), которая «несозданна и неразрушима, необусловлена и находится за пределами цепь взаимозависимого возникновения » и является основой как сансары , так и нирваны. [ 42 ] По словам Стернса, Дёлпопа также рассматривает этот абсолют как «естественное сияние (что является синонимом дхармакаи) и изначальное, неразрушимое, вечное великое блаженство, присущее каждому живому существу». [ 43 ]
Относительная реальность ( пустая сама по себе, т.е. рантонг ) относится к непостоянным явлениям, которые возникают и прекращаются и зависят от причин и условий. [ 44 ] Это особенно используется для обозначения нечистых умственных загрязнений и мирских мыслей, которые скрывают высшую природу будды. [ 43 ] Оно также связано с алаявиджняной (тиб. kun gzhi rnam shes ). [ 45 ] Долпопа сравнивает чистую мудрость всех основ, или природу будды, с ясным небом, тогда как нечистые относительные явления сравниваются с облаками, которые лишь временно затмевают ее. [ 45 ]
Согласно Долпопе, татхагатагарбха (природа будды, синоним дхармадхату) относится к совершенствам Ратнаготравибхаги, состоящим из высшей чистоты, постоянства, самости и блаженства. [ 1 ] Бруннхёльцль пишет, что для Дёлпопы эта природа будды «освобождена от всех характеристик опорных точек, находится за пределами терминов и мыслей и является объектом безошибочной неконцептуальной мудрости. Поскольку она выдерживает анализ посредством рассуждения, ее можно только принять за нечто, что это не так, когда кто-то подвергает его такому анализу». [ 1 ] Долпопа утверждает, что эта высшая реальность аналогична «отражениям пустоты, наделенной всеми высшими аспектами» (sarvākāravaropetāśūnyatā), которым учит Калачакра , которая представляет собой пустоту, наделенную пробужденными качествами. [ 1 ]
Дёлпопа сослался на другую точку зрения, которую он назвал «рангтонг» (самопустота). Это была основная интерпретация пустоты и мадхьямаки в тибетском буддизме, согласно которой все явления (дхармы) лишены собственной природы (свабхава) как в относительном, так и в абсолютном смысле. [ 46 ] Термин «рангтонг» часто используется защитниками взглядов шентонга для обозначения взглядов тех, кто отвергает взгляды шентонга, таких как Цонкапа (1357–1419). Что делает «рангтонг» другим взглядом, так это то, что он отвергает идею о том, что существует что-либо (даже состояние будды ), что не лишено сущностной природы (свабхавы), и поэтому все явления существуют только зависимо (даже нирвана и мудрость будды). [ 47 ] Между тем Шентонг считает, что есть нечто, что действительно существует в абсолютном смысле, и это мудрость Будды ( буддхагьяна ) или поток сияющего ума ( прабхасвара ).
В Джонанг Шентонге сначала изучают анализ мадхьямаки в стиле Рангтонг с помощью классических индийских текстов Мадхьямаки (в основном «Сборника рассуждений» Нагарджуны), затем выходят за рамки этого учения, используя учения шентонга «Великой Мадхьямаки» третьего поворота. [ 1 ] [ 48 ] Таким образом, Долпопа не полностью отвергал воззрение рантонг, он просто видел в нем низшее и неполное воззрение второго поворота колеса Дхармы. [ 1 ] По мнению Дёлпопы, учения рантонг были учениями временного значения, тогда как учения шентонг были окончательными и окончательными. [ 49 ] Дёлпопа также считал, что конечной целью временных учений является та же самая природа будды, и поэтому писания второго и третьего поворотов, а также традиции йогачары и мадхьямаки в конечном итоге находятся в согласии. [ 50 ] Дёлпопа опирается на различные индийские источники для защиты этой позиции, включая главу о Майтрее Большой Праджняпарамита-сутры , комментарий Брихаттики (который он приписывал Васубандху) и Сборник гимнов Нагарджуны. [ 51 ]
Шентонг в Кагью
[ редактировать ]Многочисленные ламы Кагью обучали различным формам шентонга, в том числе Седьмой Кармапа , Восьмой Кармапа , Тринадцатый Кармапа , Пятый Шамарпа , Восьмой Ситупа Ситу Панчен и Джамгон Конгтрул. [ 1 ] Взгляды Шентонга также защищали недавние ламы Кагью, такие как Калу Ринпоче , Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче и Трангу Ринпоче . [ 1 ]
Кармапы
[ редактировать ]Взгляд на шентонг, которого придерживаются Кармапы, традиционные главы школы Карма Кагью , представляет собой взгляд, который синтезирует прасангика мадхьямаку с идеями шентонга. [ 1 ]
По словам Карла Брунхёльцла Рангджунга Дордже , Третий Кармапа «традиционно считается выдающимся авторитетом в взглядах на природу будды в школе Карма Кагью». [ 1 ] Бруннхольцль отмечает, что его точка зрения «не соответствует ни Шентонгу, как его понимают Долпопа, Таранатха и другие Джонангпа, ни представлениям Шакья Чогдена или Джамгона Конгтрула Лодро Тайе». [ 1 ] Точка зрения Третьего Кармапы состоит в том, что дхармакайя — это «необусловленный и спонтанно присутствующий ум», который превосходит все концепции и ориентиры и всепроникающ, как пространство. Говорят, что это «существует как высшая реальность», но не говорится, что оно «действительно установлено, постоянно, устойчиво и совершенно неизменно». [ 1 ]
Эту точку зрения также отстаивал Чодрак Гьяцо (1454–1506), Седьмой Кармапа, в своем « Океане текстов о рассуждениях», который также утверждает, что «рангтонг и шентонг не противоречат друг другу» . [ 1 ] Седьмой Кармапа считал, что природа будды, которой учат в истинном шентонге, - это «великая свобода от крайностей, нераздельность видимости и пустоты и союз двух реальностей». [ 1 ] Далее он описывает его как «ум как таковой, неограниченный, непредвзятый, естественно сияющий, пространство и осознание неразделимы, великая сфера, обычный ум». [ 1 ] Он отверг Джонанг Шентонг как этерналистский за постулирование вечной и неизменной окончательной реальности. [ 1 ] Он также утверждает, что эта точка зрения оскорбляет Будд, «подразумевая, что живые существа являются совершенно совершенными буддами». [ 1 ]
Аналогично, Тринадцатый Кармапа Дюдул Дордже (1733–1797) утверждает: [ 1 ]
и среднее, и последнее колесо [дхармы] имеют смысл сердца сугата, единства пустоты и сияния. Среднее [колесо] объясняет это главным образом, обучая пустоте, тогда как последнее [колесо] разъясняет это главным образом, обучая светоносности. Я понимаю, что на самом деле это не противоречит.
Джамгон Конгтрул
[ редактировать ]В настоящее время популярность шентонга в школе Кагью обусловлена главным образом влиянием великого ученого Джамгона Конгтрула. [ 1 ]
Конгтрул считал, что «Шентонг Мадхьямака» является высшим смыслом третьего поворота колеса Дхармы и гимнов Нагарджуны. Таким образом, он видел в этом высший взгляд, который представляет «изначальную мудрость пустоты, свободную от уточнений». [ 52 ] Согласно Конгтрулу, сама природа изначальной мудрости, свободной от всех крайностей, имманентна всем сознаниям. [ 52 ] Более того, для Конгтрула эта недвойственная изначальная мудрость действительно установлена, иначе высшая реальность была бы своего рода небытием. [ 52 ]
Кхенпо Цултрим Гьямцо
[ редактировать ]Одним из популярных ныне живущих представителей Кагью Шентонга является Кхенпо Цултрим Гьямцо, и его точка зрения изложена в книге «Прогрессивные стадии медитации на пустоту», переведенной его учеником Ламой Шенпеном Хукхамом . [ 53 ] В этой работе Кхенпо Цултрим представляет пять стадий медитации (относящихся к различным школам или подходам), кульминацией которых является воззрение шентонг. Эти пять: [ 54 ] [ 55 ]
- « Шравака- медитация на не-я » — медитация на пустоту пяти совокупностей и несуществование личного «я» (атмана);
- « Читтаматра -подход» — медитация на потоке ума, вечно продолжающемся процессе восприятия и недвойственности воспринимаемого и воспринимающего;
- « Подход Сватантрика-Мадхьямака » — медитация на всех дхармах, пустых от собственной природы, и отрицание любой «субстанции»;
- «Подход Прасангика-Мадхьямака» — медитация на «неконцептуальную (ниспрапанча) природу как появления явлений, так и их самопустоты». При таком подходе следует отказаться от всех концепций;
- Шентонг ( Йогачара-Мадхьямака ) — медитация на недвойственную высшую реальность (парамартхасатья ), которая представляет собой Будду-мудрость ( будда-гьяна ), находящуюся за пределами понятий и описываемую терминами типа «истинно существующий». [ 56 ] Эта мудрость будды представляет собой «недвойственную природу Ума, совершенно не затемненную и наделенную бесчисленными Качествами Будды» ( буддагунами ). [ 9 ]
По мнению ламы Шенпена Хукхэма, абсолютная реальность описывается в позитивных терминах с точки зрения шентонга, поскольку этот подход помогает «преодолеть некоторые остаточные тонкие концепции». [ 57 ] и привычка «отрицать любой возникающий опыт». [ 4 ] Хотя воззрение шентонг разрушает ложные концепции (как и все мадхьямаки), оно также предупреждает практикующего «о присутствии динамичной, позитивной Реальности, которую необходимо пережить, как только концептуальный ум побежден». [ 4 ]
В Ньингме
[ редактировать ]Каток Цеванг Норбу (1698–1755), глава монастыря Каток, является главной фигурой, которая ввела шентонг в традицию Ньингма. [ 1 ] Хотя шентонг не является широко распространенной точкой зрения в Ньингме, некоторые важные ученые Ньингма защищали шентонг, в том числе Лочен Дхармашри (1654–1717) и Гедсе Пандита Гюрме Цеванг Чогдруб (1761–1829). [ 1 ]
Известный лама Ньингма девятнадцатого века Джамгон Джу Мипхам Гьяцо писал работы, как поддерживающие, так и критикующие позиции шентонга. [ примечание 6 ]
По словам Стернса, все ламы школы Ньингма, такие как Дилго Кьенце Ринпоче (1910–91) и Дуджом Ринпоче (1904–87), принимали форму шентонга. [ 58 ]
Одним из недавних лам Ньингма, который учил воззрению шентонг (в сочетании с прасангика мадхьямакой), был Кхенчен Палден Шераб Ринпоче .
Шентонг на практике
[ редактировать ]Мировоззрение шентонг поддерживается различными видами буддийских практик в различных тибетских буддийских традициях.
В школе Джонанг основной духовной практикой, сопровождающей воззрение шентонг, является практика Калачакратантры . шестиветвевой йоги [ 1 ] Клаус Дитер Матес утверждал, что неконцептуальные йогические переживания, описанные в таких источниках, как Шрилагхукалачакратантра и комментарий Вималапрабхи, являются важными медитативными переживаниями в этой традиции. Особенно важен опыт «отражения пустоты» ( шуньятабимба : stong nyid gzugs brnyan ). [ 59 ] [ 60 ]
В традиции Кагью основным методом практики, используемым приверженцами шентонга, являются медитации в стиле Махамудры , на которые сильно влияет Ратнаготравибхага. [ 1 ] Некоторые из этих источников были переведены Карлом Бруннхольцлем в его книге « Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между сутрой и тантрой» (2015) . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По мнению Хукхэма, недвойственный опыт — это Высшая Реальность. [ 9 ]
- ^ По словам Хукхэма, «китайские школы Татхагарбы описывают Буддаджняну как совокупность всего сущего, которая пронизывает каждую часть всего сущего в его целостности». [ 9 ] По мнению Хукэма, для Шентонга Буддаджнана — это «недвойственная природа Ума, совершенно не затемненная и наделенная бесчисленными Качествами Будды ( Буддагунами ). [ 9 ]
- ^ См. также Карл Бруннхёльцль (2008), «Похвала Дхармадхату» , перевод комментария Рангджунга Дордже к Дхармадхатуставе .
- ^ Долпопа: «Я обнаружил много глубоких существенных моментов, которые не были открыты, не были осознаны и не были освоены эгоистичными учёными, большинством великих медитирующих, наделённых опытом и реализацией, и большинством тех, кто высокомерно считает великих сторонников тайная мантра, потому что тонкая реализация вырвалась изнутри, и потому что я обладаю исключительной уверенностью, незапятнанной сомнениями, не только большинство великих медитаторов, наделенных опытом и реализацией, и те, кто высокомерен как великие сторонники тайной мантры, но даже Будда. определенно не смог бы отвратить меня от этого». [ 24 ]
- ^ (тиб. rigs , санскр. gotta ), синоним природы Будды.
- ^ То есть, в его «Львином рыке внешней пустоты» (см. внешнюю ссылку, приведенную ниже) и в его « Большом экскурсе по ядру таким образом возникшей» , т. е. татхагатагарбха ( bde-gshegs snying-po stong-thun chen-mo seng-ge'i нга-ро ). В « Долгом экскурсе» Мипхам Ринпоче внимательно следует сути исторически гораздо более раннего обсуждения темы «линии передачи». [ примечание 5 ] это « ( Лонгченпы Сокровище философских систем» grub mtha'mdzod ). Там Мипам выделяет две общие крайности интерпретации: нигилистическое отождествление природы Будды с пустотой, исключающей форму, и отождествление природы Будды как существенно реальной сущности, «пустой от другого» ( gzhan-gyis stong ). -па ). Таким образом, оказывается, что Мипхам Ринпоче хотел дистанцироваться как от основного направления гелуг/сакья (например, рантонг или самопустота), так и от основного направления шентонг. Однако то, что Мипхам называет в « Долгом экскурсе» шентонгом, определяется как таковое лишь смутно и в этой степени больше похоже на распространённые неверные интерпретации шентонга, данные его идеологическими противниками, чем на какую-либо реальную позицию, которой придерживаются классические шентонгпа. сами . В конечном счете, интерпретации природы Будды как Лонгченпы , так и Джамгона Джу Мипама Гьяцо в вышеупомянутых текстах по существу идентичны большинству (хотя и не всем) наиболее важных философских различий, на которые ссылаются Долпопа и другие, отстаивая превосходство и определенность. подходов Шентонг. Где Лонгченпа и Мипхам наиболее явно отличаются от самоидентифицированных комментаторов Шентонгпа тем, что не применяют ярлык шентонг к своим позициям, например, Великая Мадхьямака Иной-Пустоты» ( gzhan-stong dbu-ma chen-po ).
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Бруннхольцль 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Стернс 1999 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Хукэм 1991 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Хукэм 1991 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д Стернс 2010 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Стернс 2002 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Это Ситупа 2005 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Хукэм 1991 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д Хукэм 1991 , с. 37.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Петтит 1999 , стр. 113.
- ^ Стернс 1999 , с. 1.
- ^ Шес-раб-ргьял-мтшан; Хопкинс, Джеффри; Восе, Кевин; Шес-раб-ргьял-мтшан (2006). Горное учение: фундаментальный тибетский трактат о пустоте иного и матрице Будды . Итака, Нью-Йорк: Snow Lion Publ. стр. 229–230. ISBN 978-1-55939-238-9 .
- ^ Хукэм 1991 .
- ^ Бруннхольцль 2008 .
- ^ Бруннхольцль 2015 , с. 4.
- ^ Стернс 2010 , с. 316, н. 28, 29.
- ^ Бруннхёльцль 2011 , стр. 29.
- ^ Бруннхёльцль 2011 , стр. 17.
- ^ Бруннхёльцль 2011 , стр. 16.
- ^ Хэтчелл, Кристофер (2014). Обнаженное видение: великое совершенство, колесо времени и дальновидный буддизм в Тибете эпохи Возрождения . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. стр. 42–43. ISBN 978-0-19-998291-2 .
- ^ Стернс 2010 , с. 2.
- ^ Стернс 1999 , с. 17, 47-48, 51-52, 61.
- ^ Стернс 1999 , с. 54.
- ^ Стернс 1999 , с. 46-47.
- ^ Jump up to: а б Стернс 2010 , с. 48-50.
- ^ Стернс 2010 , с. 60-63.
- ^ Стернс 2010 , с. 68.
- ^ Томлин 2017 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Матес, К.-Д. (2001). «Представление Таранатхой тришвабхавы в гун стоун снинпо». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 23 (2): 195–223.
- ^ Стернс 1999 , с. 55-58.
- ^ Цонгкапа 2002 , с. 191.
- ^ Ньюленд 2009, с. 58.
- ^ Стернс 1999 , с. 57-59.
- ^ Стернс, Сайрус; Шес-раб-ргьял-мтшан (2010). Будда из Дёлпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена . Итака, Нью-Йорк: Snow Lion Publ. стр. 35–36. ISBN 978-1-55939-343-0 .
- ^ Стернс 1999 , с. 60.
- ^ Стернс 2010 , с. 73-74.
- ^ Стернс 2010 , с. 64.
- ^ Стернс 2010 , с. 80-81.
- ^ Stearns 2010 , стр. 82–83.
- ^ Дакворт, Дуглас Сэмюэл (2008). Мипам о природе Будды: основа традиции Ньингма . Олбани (Нью-Йорк): Пресса Государственного университета Нью-Йорка. п. 50. ISBN 978-0-7914-7521-8 .
- ^ Jump up to: а б Стернс 2010 , с. 88-89.
- ^ Jump up to: а б Стернс 2010 , с. 89.
- ^ Стернс 2010 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Стернс 2010 , с. 91.
- ^ Стернс 2010 , с. 87-88.
- ^ Кан 2014 .
- ^ Стернс 2010 , с. 102.
- ^ Стернс 2010 , с. 91-92.
- ^ Стернс 2010 , с. 92-93.
- ^ Стернс 2010 , с. 97-101.
- ^ Jump up to: а б с Тулку 2007 , с. 219.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 19.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 19-26.
- ^ Гямцо 1994 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Хукхэм 1991 , с. 21-22, 37.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 22.
- ^ Стернс 1999 , с. 81-82.
- ^ «Клаус-Дитер Мэтес: «Оказывают ли неконцептуальные йогические опыты в Калачакре поддержку Джонангу Гжан Стонгу?» | Центр буддийских исследований Хо» . .buddhiststudies.stanford.edu . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Матес, К.-Д. (2022). «Интерпретация Гжан Стонга тантрических визионерских опытов: «Объяснение Орнамента Светоносности» Нья дбон кун дгадпал ». Бюллетень Международного института буддийских исследований (5): 21–52.
Цитируемые работы
[ редактировать ]В этой статье отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( октябрь 2022 г. ) |
- Бруннхёльцль, Карл (2008). Во славу Дхармадхату . Шамбала.
- Бруннхёльцль, Карл (2009). Светящееся Сердце: Третий Кармапа о Сознании, Мудрости и Природе Будды . Публикации Снежного Льва.
- Бруннхёльцль, Карл (2011). Праджняпарамита, индийский «гжан Стонг Па» и начало тибетского «Гжан Стонг» . Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям Венского университета.
- Бруннхёльцль, Карл (2014). «Медитативная традиция Уттаратантры и Шентонга» . Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой . Бостон: Публикации Snow Lion. стр. 123–50.
- Брунхольцль, Карл (2015). Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой . Публикации Шамбалы.
- Бурчарди, Энн (декабрь 2007 г.). «Взгляд на разнообразие гжан-стонгской традиции» . ДЖИАЦ (3). Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 г. Проверено 17 августа 2008 г.
- Гьямцо, Цултрим (1994). Прогрессивные стадии медитации на пустоту . ISBN 0-9511477-0-6 .
- Хукхэм, СК (1991). Будда внутри: учение Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791403587 .
- Кан, Сьюзен (11 сентября 2014 г.). «Две истины буддизма и Пустота пустоты» . Emptinessteachings.com .
- Петтит, Джон Уитни (1999). Светоч уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-157-2 .
- Стернс, Сайрус (1999). Будда из Долпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4191-1 .
- Стернс, Сайрус (2002). Будда из Долпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 81-208-1833-4 .
- Стернс, Сайрус (2010). Будда из Дёлпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559393430 .
- Тай Ситупа (2005). Основа, Путь и Плод . Благотворительный фонд Жисил Чокьи Гацал. ISBN 978-1877294358 .
- Томлин, Адель (2017). Комментарий Таранатхи к Сутре сердца . Библиотека тибетских произведений и архивов.
- Цонкапа (2002). Великий трактат об этапах пути к просветлению: Том 3 . Публикации Снежного Льва. ISBN 1-55939-166-9 .
- Тулку, Рингу (2007). Философия Ри-ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета . Шамбала.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берзин, Александр (апрель 2006 г.). «Самопустотность и другая пустотность» . Изучите буддизм в архиве Берзина . Морелия, Мексика.
- Бруннхёльцль, Карл (2004). Центр освещенного солнцем неба: Мадхьямака в традиции Кагью . Шамбала. ISBN 1-55939-218-5 .
- Кабесон, Хосе Игнасио; Даргьяй, геше (2007). Свобода от крайностей: «Различение взглядов» Гампопы и полемика пустоты . Публикации мудрости . ISBN 9780861715237 .
- Джексон, Роджер (лето 2007 г.). «Великие дебаты о пустоте: обзор сущности другой-пустоты Таранатхи и горной доктрины: Фундаментальный тибетский трактат о другой-пустоте и Матрице Будды Долпопы Шераба Гьялцена» (PDF) . Буддадхарма : 75–76.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Дженнингс, Патрик. «Цонкапа: Похвала относительности; Сущность красноречия» . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г.
- Рана Ринпоче, Ачарья Махайоги Шридхар (2011). «Веданта визави Шентонг» . Бёма Кусума Буддадхарма Сангха . Архивировано из оригинала 11 марта 2015 года.
- Шихи, Майкл Р. (29 мая 2008 г.). «Дзогчен и Жентонг» . Фонд Джонанг .
- Шихи, Майкл Р., изд. (2019). Другая пустота: переосмысление буддийского дискурса Жентонг в Тибете . Перевод Клауса-Дитера Матеса. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-43847-757-2 .
- Таранатха, Джецун (2007). Сущность Ино-Пустоты . Перевод Джеффри Хопкинса . Книги мудрости. ISBN 978-1-55939-273-0 .
- Таранатха, Джецун (2008). «Сущность Жентонга: перевод на основе издания Дзам Тханг «Гжан стонг снынг по» » (PDF) . Цифровая библиотека Фонда Джонанг . Инициатива по переводу Нгедона Тартука. Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2011 г. Проверено 17 августа 2008 г.
- Восе, Кевин, изд. (2006). Горное учение: Фундаментальный тибетский трактат об иной пустоте и Матрице Будды . Перевод Джеффри Хопкинса. Итака: Снежный лев.
- Веллингс, Найджел (2009). «Там что-нибудь есть? – Тибетские дебаты Рангтонг Шентонг» . Курсы осознанности в Бате и Бристоле . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 2 февраля 2018 г.