Ильюшин Ил-14
Ил-14 | |
---|---|
![]() Ил-14Г Аэрофлота в аэропорту Арланда в 1970 году. | |
Общая информация | |
Тип | Авиалайнер , транспортный самолет |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнер | Ильюшин |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Советские ВВС |
Количество построенных | 1,348 |
История | |
Дата введения | 1954 (Аэрофлот) |
Первый полет | 1 октября 1950 г. |
Ушедший на пенсию | 1998 (ВВС Вьетнама) 1998 (ВВС Сирии) 2005 г. (САА России) |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-12 |
Ил -14 ( название по классификации НАТО : Crate ) — советский двухмоторный коммерческий, военный и грузовой транспортный самолет , который впервые поднялся в воздух в 1950 году и поступил на вооружение в 1954 году. Ил-14 также производился в Восточной Германии компанией ВЭБ. Flugzeugwerke как VEB 14 , а в Чехословакии как Avia 14 . Ил-14 обычно заменялся Ан-24 и Яковлевом Як-40 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ил-14 был разработан как замена широко распространенному Дугласу DC-3 и его советской версии Лисунову Ли-2 . Развитие более раннего Ил-12 (первый полет которого состоялся в 1945 году). [ 1 ] ), Ил-14 предназначался для использования как в военном, так и в гражданском применении. У Ил-12 были серьезные проблемы с плохим поведением при выключенном двигателе . Кроме того, он имел меньшую грузоподъемность, чем планировалось изначально (хотя Ил-12 был рассчитан на перевозку 32 пассажиров, в эксплуатации он перевозил только 18, что было неэкономично). [ 1 ]

Разработка Ил-14 представляла собой значительное усовершенствование по сравнению с Ил-12, с новым крылом и более широким хвостовым оперением. Он был оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Швецова АШ-82 Т-7 мощностью 1400 кВт (1900 л.с.). Эти изменения значительно улучшили аэродинамические характеристики в условиях неработающего двигателя. [ 1 ]
Общий объем производства Ил-14 составил 1345 самолетов: 1065 в Москве (Московский машиностроительный завод № 30) с 1956 по 1958 год и в Ташкенте (завод № 84) с 1954 по 1958 год. Лицензионное производство 80 самолетов в Восточной Германии компанией VEB Flugzeugwerke Dresden. (FWD) с 1956 по 1959 год и 203 в Чехословакии компанией Avia в Праге, с 1956 по 1960 год. Он был прочным и надежным, поэтому широко использовался в сельской местности с аэродромами низкого качества.
Этот тип также использовался авиастроительной промышленностью Восточной Германии в качестве испытательного самолета для горизонтального стабилизатора Baade 152 .
Варианты
[ редактировать ]- Ил-14 : Двухмоторный пассажирский грузовой транспортный самолет.
- Ил-14ФК / 14ФКМ : Версия для аэрофотосъемки.
- Ил-14Г : Грузовой или грузовой самолет.
- Ил-14ГГО : Версия геофизических исследований.
- Ил-14ЛИК-1 / ЛИК-2 : калибровочная версия навигационного оборудования на базе Ил-14М.
- Ил-14ЛР : вариант ледовой разведки.
- Ил-14М : удлиненный Ил-14П, с удлиненным фюзеляжем, 14–36 мест.
- Ил-14П : версия авиалайнера, 18–32 места.
- Ил-14ПС/С : VIP-версии, на базе Ил-14П.
- Ил-14СИ : VIP-версия увеличенной дальности полета.
- Ил-14СО : 18-местная VIP-версия.
- Ил-14РР : версия для рыбной разведки.
- Ил-14Т : Военно-транспортная версия.
- Ил-14ТБ : Планерный буксир.
- Ил-14ТД : Десантно-десантный транспорт.
- Ил-14ТС : версия для медицинской эвакуации.
- Ил-14ТГ : Грузовой самолет.
- Crate-C : версия для радиоэлектронной борьбы.
Лицензионные варианты
[ редактировать ]- Авиа 14 : Ил-14М, построенные компанией «Авиа» по лицензии в Чехословакии .
- Авиа 14-24 : 24-местная версия.
- Авиа 14-32 : 32-местная версия.
- Авиа 14-40 : 40-местная версия.
- Авиа 14ФГ : Самолет аэрофотосъемки.
- Авиа 14Т : Ил-14Т авиационной постройки.
- Avia 14S : VIP-транспортный самолет с шестью отдельными сиденьями и шестиместным диваном, может быть оснащен топливными баками большой дальности действия на законцовках крыла.
- Avia 14 Super : модель 1960 года с гермокабиной на 32, 36 или 42 пассажира, оснащенной дальнобойными топливными баками на законцовках крыла.
- ВЭБ 14П : Ил-14П, построенные на заводе VVB Flugzeugbau по лицензии в Восточной Германии .
- ВЭБ 14Т : ВЭБ 14П, переоборудованные в военные транспорты.
- Y-6 : предполагаемая версия китайского производства. Прервано после начала разработки Y-7. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]
Ил-14 эксплуатировался в Советском Союзе до 1980-х и начале 90-х годов, а также в других странах, таких как Куба и Вьетнам . Однако построенный в Китае нелицензированный самолет Y-6 оставался в составе ВВС Народно-освободительной армии в качестве учебно-тренировочного до конца 1980-х годов.
Военные операторы
[ редактировать ]В настоящее время военных эксплуатантов Ил-14 нет.
Афганистан
- Афганские ВВС . 26 были поставлены в ВВС Афганистана с 1955 года. [ 2 ] К 1979 году численность была сокращена до 10 человек и укомплектована одной эскадрильей. [ 3 ]
Албания
- Албанские ВВС . Албанские ВВС. В 1957 году сдали один Ил-14М, салон стал великолепным, и он стал президентским самолетом. До 1979 года самолет эксплуатировался в Тиране, после чего был переведен в Линас. Кроме того, были представлены один Ил-14М, один Авиа 14Т и один ВФБ Ил-14П. Использовался на транспорте в составе 7594-го авиационного полка. В конечном итоге в 2002 году он был снят с производства из-за отсутствия запчастей. Албанский авиационный полк 4020 Хотя действовал. [ 4 ] [ 2 ]
Алжир
- Алжирские ВВС . 12 из них были поставлены им с 1962 года, последний из которых был списан в 1997 году. [ 2 ] К 1979 году только четыре из них работали. [ 3 ]
Болгария
- Болгарские ВВС . С 1960 года было поставлено 20 самолетов, в том числе Ил-14М и образцы Ил-14П, построенные в Восточной Германии. [ 2 ] К 1974 году Ил-14П сняли с вооружения, а к 1979 году осталось всего четыре Ил-14М. [ 3 ]
Камбоджа
- В 1968 году ВВС Камбоджи эксплуатировали 2 Ил-14. [ 5 ]
Китай
- эксплуатировалось более 50 самолетов С 1955 года в ВВС Народно-освободительной армии , в основном Ил-14М (Y-6 местного производства так и не был реализован). Сообщается, что некоторые из них используются ВМС Народно-освободительной армии также . Последние образцы были сняты с производства к концу 1990-х годов. [ 2 ]
Республика Конго
- Конголезские ВВС . 5 были поставлены с 1960 года и оставались в строю до 1997 года. [ 2 ] Все они были зарегистрированы в 1979 году. [ 3 ]
Куба
- Кубинские ВВС калибра .20 Ил-14Т были приняты на вооружение в 1961 году и использовались до 1992 года. [ 2 ]

Чехословакия
- Чехословацкие ВВС . 50 из них эксплуатировались с 1958 года, хотя большинство из них были экземплярами местного производства, поставленными с 1968 года. Большинство из них были выведены из эксплуатации до раскола Чехословакии, хотя небольшое количество, возможно, некоторое время служило в государствах-преемниках. [ 2 ]
Восточная Германия
- Восточногерманские ВВС . Было поставлено 30 самолетов, начиная с 11 самолетов, построенных Ильюшиным в 1956 году, и поставок самолетов, построенных в Восточной Германии, начиная со следующего года и в общей сложности 19 экземпляров. 20 осталось к 1979 году, [ 3 ] и все они были выведены к 1990 году, ни один не был передан объединенному немецкому Люфтваффе . [ 2 ]
Египет
- Египетские ВВС . эксплуатировалось 70 самолетов. С 1955 года в ВВС Египта Большинство из них были моделями советской постройки, но по крайней мере один Ил-14П, построенный Восточной Германией, был доставлен в 1957 году. Несколько самолетов были уничтожены во время боевых действий с Израилем , но 26 дожили до мира. 1979. [ 3 ] С тех пор приобретение западных самолетов привело к снятию с вооружения Ил-14 к 1994 году. [ 2 ]
Эфиопия
- Эфиопские ВВС . 2 были приобретены в 1965 году, один остался в эксплуатации к 1979 году. [ 3 ] и наконец вышел на пенсию к 1994 году. [ 2 ]
Гвинея-Бисау
- В 1979 году действовало 4. [ 3 ]
Венгрия
- Венгерские ВВС . Два Ил-14П эксплуатировались с 1959 по 1976 год.
Индия
- Индийские ВВС . 26 поставлено с 1955 г. [ 2 ] но были сняты к 1979 году. [ 3 ]

Индонезия
- Индонезийские ВВС . 22 были поставлены в 1957 году и сняты к 1975 году. [ 2 ] [ 3 ]
Ирак
- Иракские ВВС . В 1958 году было поставлено 13 Ил-14М, к 1979 году осталось еще 3. [ 3 ] Последние самолеты были выведены после первой войны в Персидском заливе . [ 2 ]
Кхмерская Республика
- Кхмерские ВВС
У них было
- 2
Монголия
- Монгольские народные ВВС . 7 были поставлены с 1956 года, 6 оставались в эксплуатации до 1974 года. [ 6 ]
Северная Корея
- Северокорейские ВВС . Около 15 из них эксплуатировались с 1958 года, а к 1979 году в эксплуатации находилось менее 10. [ 3 ] и последний отозван к 1998 году. [ 2 ]
Северный Йемен
- ВВС Северного Йемена. С 1958 года было поставлено 6 или более самолетов, один экземпляр совершил полет в 1979 году. [ 3 ] Это было передано объединенному Йемену.

Польша
- Польские ВВС . 12 или более служили с 1955 года, включая Ил-14П, Ил-14С и Ил-14Т советской постройки, а также модели Ил-14П и Ил-14Т, построенные в Восточной Германии. Они служили до 1980-х годов. [ 2 ]
Румыния
- Румынские ВВС . С 1955 года было поставлено 33 самолета, в том числе 30 моделей Ил-14П, построенных в Восточной Германии, а также 3 самолета Ил-14М, поставленных в 1961 году. К 1979 году в эксплуатации осталось только 4, [ 3 ] последний Ил-14М был выведен из эксплуатации в 1983 году. К 1993 году ни один из них не остался в эксплуатации. [ 2 ]
Южный Йемен
- ВВС Южного Йемена. 4 были поставлены с 1966 года и служили до 1988 года. [ 2 ]
Советский Союз
- Советские ВВС и советская морская авиация . Служил с 1954 года, в 1979 году на вооружении находилось 235 человек. [ 3 ]
Сирия
- Сирийские ВВС . 16 были поставлены с 1957 года, а к 1979 году в эксплуатации осталось 8. [ 3 ] Последние образцы находились на вооружении еще в 1998 году. [ 2 ]

Вьетнам
- Народные ВВС Вьетнама . С 1958 года было поставлено 45 самолетов, к 1979 году в строю осталось 12. [ 3 ] К 1998 году ни один из них не остался в эксплуатации. [ 2 ]
Йемен
- ВВС Йемена . 1 был унаследован от Северного Йемена в 1990 году, прослужил недолго, прежде чем выйти на пенсию. [ 2 ]
Югославия
- СФР Югославских ВВС . Один Ил-14П был подарен советским премьер-министром Никитой Хрущевым премьер-министру Иосипу Броз Тито в 1956 году. Шесть других были переданы ВВС компанией "Югославские авиалинии" в 1963 году и использовались до 1974 года. Тот, который был подарен Тито, сохранился в Музей югославской авиации в Белграде.

Гражданские операторы
[ редактировать ]Очень немногие экземпляры остаются годными к полетам, некоторые все еще используются для грузовых перевозок, а несколько обслуживаются авиационными клубами и энтузиастами. годными к полетам остаются только три самолета Сегодня в России : один, под названием «Советский Союз», на аэродроме Горелово под Санкт-Петербургом , другой, под названием «Пингвин», совершил свой первый полет после восстановления 1.10.2012 и сейчас базируется на подмосковном аэродроме Ступино . . Третий самолет, получивший название «Голубая мечта», совершил свой первый полет с аэродрома Тушино на аэродром Ступино в мае 2014 года после более чем 10-летнего ремонта, выполненного бригадой авиалюбителей. [ 7 ] [ 8 ] Был также один Ил-14, который, возможно, был годен к полетам в США , но его регистрация была отменена в июле 2014 года. В настоящее время он находится на статической экспозиции в Тихоокеанском музее авиации в Санта-Розе, Калифорния. [ 9 ]
- Аэрокарибский бассейн
- Кубинский - один экземпляр выставлен в Музее дель Айре (Куба). [ 10 ]
- CSA Чехословацкие авиалинии
- Правительство Чехословакии

- Malev -10 эксплуатировались в Венгрии с 1956 года, два из них принадлежали венгерскому правительству, восемь - авиакомпании Malév Венгерские авиалинии . Первые три самолета Малева были построены в Советском Союзе, а остальные пять Ил-14П были произведены Восточной Германией. Самолеты Малева оставались в эксплуатации до 1970 года, два правительственных самолета были сняты с вооружения в 1978 году. Все венгерские Ил-14 были проданы Советскому Союзу для использования арктической авиацией , где последний из них был выведен из эксплуатации в декабре 1990 года. [ 11 ]
- Иран Эйр [ нужна ссылка ]
- МИАТ Монгольские авиалинии – УВС-МНР Air Mongol
- Polskie Linie Lotnicze LOT - в период с 1955 по 1974 год эксплуатировало 20 самолетов. Один самолет использовался для калибровки аэродромных навигационных средств в 1980-е годы.
Вьетнам
- Департамент гражданской авиации Вьетнама - позже как Вьетнамская гражданская авиация (ныне Vietnam Airlines ) [ 13 ]
Йемен
- JAT - Югославские авиалинии приобрели шесть самолетов Ил-14М в 1957 году. Они были сняты с производства в 1963 году, поскольку были не такими прибыльными, как Convair CV-440 , использовавшийся JAT в этот период. Они были переданы ВВС Югославии после покупки самолетов Sud Aviation Caravelle и использовались до 1974 года.
Технические характеристики (Ил-14М)
[ редактировать ]
Данные из Энциклопедии мировой авиации. [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Вместимость: 24-32 пассажира с бортпроводником.
- Длина: 22,3 м (73 фута 2 дюйма)
- Размах крыльев: 31,7 м (104 футов 0 дюймов)
- Высота: 7,9 м (25 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 99,7 м 2 (1073 кв. футов)
- Профиль крыла : ЦАГИ СР-5. [ 15 ]
- Вес пустого: 12 600 кг (27 778 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 18 000 кг (39 683 фунта)
- Силовая установка: 2 × Швецов АШ-82Т 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения мощностью 1417 кВт (1900 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 417 км/ч (259 миль в час, 225 узлов)
- Дальность: 1305 км (811 миль, 705 миль)
- Практический потолок: 7400 м (24300 футов)
- Скорость набора высоты: 5 м/с (980 футов/мин)
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ганстон, Билл (1995). «Оспри» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов . Лондон: Osprey Aerospace. ISBN 1-85532-405-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Мировые военно-воздушные силы - страны. Архивировано 16 июля 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Крис Чант, ВВС мира , 1979 г., ISBN 0-89009-269-9 .
- ^ «Албанские ВВС» .
- ^ Форсгрен, январь. « Королевская авиация Камбоджи Кхмере: Боевой порядок за 1968 год ». Аэрофлайт . 7 декабря 2004 г. Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ СИПРИ [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Сайт группы восстановления Ил-14» . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «Страница Facebook группы восстановления Ил-14» . Фейсбук . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «Реестр ФАУ, номер N163RR» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 сентября 2012 г.
- ^ Огден (2008)
- ^ Документальный фильм Авиационного культурного центра (ЛКК).
- ^ Обзор полета 8/2012. Летим в Северную Корею
- ^ Наше прошлое
- ^ Дональд, Дэвид, изд. (1997). Энциклопедия мировых самолетов . Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-85605-375-Х .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
Ссылки
[ редактировать ]- Огден, Боб (2008). Авиационные музеи и коллекции остального мира. Великобритания: Эйр-Британия. ISBN 978-0-85130-394-9
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]