Полууменьшенный септаккорд
Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
малая седьмая | |
уменьшенная пятая часть (тритон) | |
малая треть | |
корень | |
Тюнинг | |
5:6:7:9 [ 1 ] или 25:30:36:45 [ 2 ] | |
Сильно нет. / | |
4-27 / |
В теории музыки полууменьшенный септаккорд (также известный как полууменьшенный септаккорд или минорный септаккорд-бемоль пять ) — это септаккорд, состоящий из основной ноты вместе с минорной терцией , уменьшенной квинтой и минорной нотой. седьмой (1, ♭ 3, ♭ 5, ♭ 7). Например, наполовину уменьшенный септаккорд, построенный на B, обычно записываемый как Bm7 (♭5) или B. ø 7 , имеет смолы BDFA:
Его можно представить в виде целого числа {0, 3, 6, 10}.
Полууменьшенный септаккорд существует в основной позиции и в трех обращениях. Первая инверсия энгармонична минорному шестому аккорду :

В диатонической гармонии полууменьшенный септаккорд естественным образом возникает на ступени септаккорда любой мажорной гаммы (например, B ø 7 до мажор) и, таким образом, является септаккордом ведущего тона в мажорном ладе . [ 3 ] Точно так же аккорд встречается и во второй степени любой натуральной минорной гаммы (например, D ø 7 до минор). Это было описано как «значительная нестабильность». [ 4 ]
Выразительный потенциал
[ редактировать ]Полууменьшенный септаккорд часто используется в отрывках, передающих повышенные эмоции. Например, «скорбный аффект ». [ 5 ] В мрачном вступительном хоре « И. С. Баха » Страстей по Матфею (1727) аккорд находится на седьмой доле первого такта и на первой доле третьего такта:

Аналогично в разделе Et carnatus est из » Михаэля Гайдна ( «Missa Sancti Nicolai Tolentini 1768):
Et incarnatus est на YouTube из оперы Михаэля Гайдна Missa Sancti Nicolai Tolentini, MH 109 в исполнении Le Choir de Filles de la Maîtrise de Bordeaux

Напротив, однако, один из самых ярких и самых известных примеров уменьшенной наполовину септимы можно найти в пьесе, выражающей радостное празднование, а именно в аккорде, который следует за фанфарами в начале Свадебного марша из . музыкальных произведений Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» (1842).

Пример силы, скрытой в этом «типично драматическом аккорде». [ 6 ] можно найти в «вопле отчаяния», запускающем «поток ярости», которым является Шопена Скерцо № 1 (1835): [ 7 ]

Вагнер часто использовал этот аккорд для достижения драматического и выразительного эффекта. ( Аккорд , открывающий «Тристан и Изольда» (1859), является самым известным и наиболее обсуждаемым примером.) [ 8 ] Однако в своей последней опере «Парсифаль» (1882) композитор использовал наполовину уменьшенную седьмую часть, чтобы придать лейтмотиву окраску , передающую развитие героя по ходу повествования. В первом акте музыка изображает Парсифаля энергичным, молодым и наивным. Его лейтмотив почти полностью состоит из диатонических аккордов:

«По мере того как герой мудреет, развивается и его музыка». [ 9 ] Когда «Парсифаль» вновь появляется в заключительном акте, действие которого происходит много лет спустя, лейтмотив пронизывают полууменьшенные аккорды. Хроматическая . гармония здесь передает «глубоко печальное и смиренное впечатление» [ 10 ]

Во вступительной части своей увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» (1880) Чайковский следует минорному аккорду с полууменьшенным аккордом, создавая поразительный эффект:

Густав Малер рассматривал вступительную часть своей Симфонии № 7 «(1905) как трагическую ночь без звезд и лунного света». [ 11 ] Низкий регистр полузаглушенного аккорда в начале удачно передает мрачный, задумчивый характер. Яркая фраза на тенор-валторне раскрывает аккорд как арпеджио во втором такте.

В своей книге, посвященной популярным песням первой половины двадцатого века, музыковед Аллен Форте пишет: «Наполовину уменьшенный септаккорд во многих отношениях является звездой гармонического состава седьмого аккорда. Многие песни в репертуаре классических американских популярных песен резервируются. это для их самых выразительных моментов». [ 12 ] В качестве конкретного примера Форте приводит Джорджем Гершвином использование этого аккорда в его песне « Emracaceable You ». [ 13 ] Другие примеры из репертуара популярных песен, в которых используется наполовину уменьшенный септаккорд, включают « From This Moment On » Коула Портера , где вступительная фраза мелодии разворачивает аккорд как арпеджио. [ 14 ] и « Потому что » группы «Битлз» . [ 15 ]
Символы аккордов и терминология
[ редактировать ]Полууменьшенные септаккорды часто изображаются в виде круга с диагональной линией, проходящей через него, как в B. ø 7 или просто Б ø . Его также можно представить как минорный септаккорд с надстрочным индексом « ♭ 5 " (иногда в скобках).
Термины и символы этого аккорда разрушают ожидания, вытекающие из обычной системы номенклатуры аккордов. Обычно такой символ, как «Бдим», обозначает уменьшенную триаду, а «Б». 7 " указывает на мажорное трезвучие плюс второстепенную седьмую. Таким образом, можно было бы ожидать, что термин "Бдим" 7 уменьшенное трезвучие Вместо этого это означает плюс уменьшенную септиму . Чтобы прояснить это различие, термин «полууменьшенный» и ø был изобретен символ (ø). Поскольку термин тусклый 7 (как в Бдим 7 ) означало что-то другое, точный, но громоздкий термин «минорная седьмая-бемоль пятерка» (как в B ø 7 ) стали использовать. [ 16 ]
Несмотря на появление слова «уменьшенный» в названии этого типа септаккорда, его звучание значительно отличается от звука уменьшенного септаккорда. Фактически, единственная звуковая связь между двумя аккордами — это единственное уменьшенное трезвучие, встречающееся в полууменьшенном септаккорде. композитор-теоретик Милтон Бэббит , «наполовину уменьшенный» септаккорд следует называть «уменьшенным на одну треть» септаккордом. Как проницательно заметил [ 17 ]
Джазовые музыканты обычно считают полууменьшенный аккорд (более известный как минорный септаккорд пятерки-бемоль, m7 ♭ 5) построенным на основе одной из следующих гамм:
- седьмой лад ( локрийский лад ) мажорной гаммы;
- шестой лад мелодического минора — этот звукоряд почти идентичен локрийскому ладу, за исключением того, что в нем есть ♮ 2 , а не ♭ 2, что придает ей несколько более согласный характер; или
- второй лад гармонической минорной гаммы .
Джазовый пианист Барри Харрис объяснил, что музыканты-бибопы будут играть нисходящую доминирующую седьмую ( миксолидийскую ) гамму с добавлением полутона, чтобы сохранить все аккордовые тона в такте. Например, для аккордов «Dm7 ♭ 5 G7 ♭ 9» сыграйте вниз по гамме B♭7 от седьмой до B (B — это добавленная полутоновая нота «бибоп» и терция аккорда G7 ♭ 9). Это работает, потому что ноты аккорда Dm7 ♭ 5 { DFA ♭ C } также являются тонами аккорда B ♭ 9 { B ♭ DFA ♭ C }. Эту гамму иногда называют фригийской доминантной гаммой , и она является единственной гаммой, в которой все тона аккордов сохраняются в долях ii – V. последовательности
« Тристан-аккорд » иногда называют полууменьшенным септаккордом; однако термин «тристан-аккорд» обычно используется для очень специфической гармонической функции , особенно определяемой звучанием аккорда , а иногда даже тем, как он пишется .
Функция
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Наиболее распространенные функции
[ редактировать ]Полууменьшенный септаккорд имеет в современной гармонии три функции : преобладающую (также называемую «субдоминантой»), уменьшенную , [ нужны дальнейшие объяснения ] и доминирующая функция.
Подавляющее большинство его вхождений приходится на II аккорд в минорном ладу . [ нужна ссылка ] где он берет на себя преобладающую функцию, естественным образом приводящую к доминирующему аккорду V. Не считая основной части, разница между наполовину уменьшенным септаккордом и V составляет всего одну ноту. 7 аккорд с бемольной девятой. Поскольку он построен на диатоническом аккорде II минорной гаммы, большую часть времени паттерн II-V превращается в минорную тонику (например, в прогрессии D ø 7 – Г 7 ♭ 9 – Cm), но встречаются и случаи, когда имеется мажорное тоническое разрешение.

Например, в первых трех тактах части Партиты Чаккона И. С. Баха тоника для скрипки № 2 ре минор в первом такте переходит в II такт. ø 7 аккорд (в третьем обращении ) на первую долю второго такта, затем до доминанты (V 7 в первой инверсии ), а затем снова к тонике в третьем такте.
Уменьшенная функция аккорда встречается реже, но все же существует. Полууменьшенные аккорды могут функционировать так же, как и полностью уменьшенные аккорды, например, в последовательности аккордов CM. 7 – C ♯ dim 7 – Дм 7 , или Эм 7 – E ♭ dim 7 – Дм 7 , где уменьшенный аккорд служит хроматическим проходным аккордом, предшествующим аккорду с диатонической основой. Типичным примером этого является ситуация, когда ♯ IV ø 7 прогрессирует до IVm 7 , например, в песне Коула Портера « Night and Day », где есть прогрессия F ♯ ø 7 – Фм 7 - В 7 – E ♭ dim 7 – Дм 7 – Г 7 - СМ 7 . Если проанализировать его преобладающую функцию, это не сможет в достаточной степени объяснить, как оно функционирует до Fm. 7 аккорд.
В доминантной функции полууменьшенный аккорд VII, как и его полностью уменьшенный аналог, может занять место доминантного аккорда V в точке каденциального движения. Этот аккорд, иногда называемый уменьшенным септаккордом ведущего тона , обозначается римскими цифрами vii. ø 7 , корень которого является ведущим тоном тоники. [ 3 ] В тональности C это аккорд B. ø 7 , как показано ниже.
Обычно это происходит в мажорной тональности , поскольку сглаживание шестой ступени в натуральной минорной гамме приводит к тому, что доминантный уменьшенный септаккорд полностью уменьшается, если играть в пределах гаммы. Действительно, VII полууменьшенный аккорд в мажорной тональности идентичен доминантному девятому аккорду ( доминантной септаккорду с мажорной девятой ) с опущенным его корнем.

Доминантная функция наполовину уменьшенного септаккорда может также возникать во вторичном доминантном контексте, то есть как часть прогрессии, где аккорд выполняет доминантную функцию по отношению к доминантному аккорду общей тональности. В этом сценарии наполовину уменьшенный септаккорд построен на тритоне общей тональности и эквивалентен вторичному доминантному септаккорду с добавленной девятой и опущенным основным тоном. Если этот аккорд написан относительно общей тональности, он имеет стиль « ♯ iv ø 7 ,», но с точки зрения своей функции в прогрессии стиль «vii Ø7 /V» более описателен.
Другие функции
[ редактировать ]Вариант супертонического септаккорда (ii ø 7 ) - супертоническая полупониженная септакта с повышенным супертоником ( ♯ ii ø 7 ), что энгармонически эквивалентно пониженной терции (в C: D ♯ = E ♭ ).
- D ♯ –F ♯ –A–C ♯ = F ♯ –A–C ♯ –E ♭
- D ♯ ø 7 = F ♯ m добавить dim7
Обостренная субдоминанта уменьшенного трезвучия с минорным септаккордом обозначается римскими цифрами ♯ iv ø 7 ; корень этого аккорда — повышенная субдоминанта (острая кварта). Этот корень также служит ведущим тоном к доминанте при использовании в vii. ø 7 /V функция, описанная выше; такая функция является уменьшенным, вторично-доминантным эквивалентом бэкдор-прогрессии . Например, в тональности до мажор аккорд, играющий эту роль, — F ♯ ø 7 .
Полууменьшенный септаккорд также можно энгармонически интерпретировать как увеличенный шестой аккорд . Малый септимный интервал (между корнем и седьмой степенью, т.е.: {CB ♭ } в {CE ♭ G ♭ B ♭ }) энгармонически эквивалентен увеличенной шестой { CE ♭ G ♭ A ♯ }. [ 19 ] Транспонирование дает { A ♭ C ♭ DF ♯ }, виртуальную минорную версию французского дополненного шестого аккорда. [ 20 ] Как и типичный увеличенный шестой аккорд, эта энгармоническая интерпретация дает разрешение неравномерное для полууменьшенного септаккорда, но регулярное для увеличенного шестого аккорда , где два голоса на энгармонической мажорной секунде сходятся в унисон или расходятся в октаву . [ 21 ]
Таблица полууменьшенных септаккордов
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фетис, Франсуа-Жозеф и Арлин, Мэри И. (1994). Очерк истории гармонии , с. 139н9. ISBN 9780945193517 .
- ^ Ширлоу, Мэтью (2012). Теория гармонии , с. 86. ISBN 9781451015348 .
- ^ Jump up to: а б Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. я , с. 217. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Генри, Эрл и Роджерс, Майкл (2004). Тональность и дизайн в теории музыки, Том. я , с. 295. ISBN 0130811289 .
- ^ Тарускин, Р. (2010, стр. 378), Оксфордская история западной музыки: музыка семнадцатого и восемнадцатого веков. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Скратон, Р. (2018, стр. 138) Музыка как искусство Лондон, Блумсбери.
- ^ Уокер, А. (2018, стр. 187–188), Шопен, жизнь и времена . Лондон, Фабер.
- ^ Тарускин, Р. (2020, стр. 540–541) Оксфордская история западной музыки: музыка в издательстве Oxford University Press девятнадцатого века.
- ^ Эверетт, Д. (1996) «Путеводитель по тематическому материалу Парсифаля». Доступ 8 июня 2020 г.
- ^ Бауэр, HJ (1978, стр. 45-49), «Парсифаль» Вагнера : музыкальный издатель Эмиль Кацбихлер.
- ^ Шварц, Э. (2018) «Седьмая симфония Малера». Программные ноты для симфонического оркестра Орегона. По состоянию на 20 июля 2020 г.
- ^ Форте, Аллен ; Лалли, Ричард; и Чепмен, Гэри (2001). Прослушивание классических американских популярных песен , с. 11. ISBN 0300083386 .
- ^ Форте, Аллен ; Лалли, Ричард; и Чепмен, Гэри (2001). Прослушивание классических американских популярных песен , с. 13. ISBN 0300083386 .
- ^ «С этого момента» (1977, стр. 123) в книге « Лучшее из Коула Портера» . Лондон, Чаппелл.
- ^ «Потому что» (1989, стр. 106, такт 3) Полная партитура The Beatles . Хэл Леонард.
- ^ Матье, Вашингтон. Гармонический опыт: тональная гармония от ее естественного происхождения до современного выражения (1997), стр. 371-372, Inner Traditions International, ISBN 0-89281-560-4
- ^ Форте, Аллен ; Лалли, Ричард; и Чепмен, Гэри (2001). Прослушивание классических американских популярных песен , с. 11. ISBN 0300083386 .
- ^ Бенвард и Сакер (2003), с. 276.
- ^ Оузли, Фредерик. А. Гор (1868). «Трактат о гармонии» , стр. 137, Оксфорд, Кларендон Пресс.
- ^ Чедвик, GW (1922). Гармония: курс обучения , стр. 138ff, Бостон, Б.Ф. Вуд.
- ^ Христос, Уильям (1966). Материалы и структура музыки , вып. 2, с. 154. Энглвудские скалы: Прентис-Холл. ЛОК 66-14354.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Импровизация под полууменьшенные аккорды , Jazzguitar.be