Иудео-Исфахани
Иудео-Исфахани | |
---|---|
Иудео-Исфахани, Джиди | |
Родной для | Иран |
Носители языка | 2,000-7,000 (2023) [ 1 ] |
Индоевропейский
| |
иврит , персидский | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | – |
глоттолог | jude1276 |
Иудео-исфахани , также пишется иудео-исфахани, является разговорной разновидностью иудео-иранских языков. Он возник в Исфахане ( Иран ) и сегодня используется в Израиле и США . По оценкам, в 2023 году на иудео-исфаханском языке говорили 2000–7000 человек по сравнению со 100 000 в 1900 году. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Иудео-исфахани является частью провинциальной (велаятской) подгруппы иудео-мидийских языков или диалектов северо-западной ветви иранского языка. Эти языки отличаются от современного персидского. [ 2 ] Как и другие еврейские диалекты иранского языка, Исфахани был назван в честь своего города Исфахан . Таким образом, эсфахани является языком евреев Исфахана, на нем говорят в основном в районе Джубаре, где жило много евреев. [ 3 ]
Многие аспекты иудео-иранских языков уникальны для своих регионов, что способствует отсутствию взаимопонимания между этими языками. Различия возникают даже между версиями иудео-исфаханского языка в соседних городах; язык, на котором говорят в Джубаре, отличался от языка Дардашта, района с меньшей еврейской общиной. Это изменение, вероятно, было вызвано языковым контактом с неиудео-мидийским языком. [ нужна ссылка ]
Сегодня в Нью-Йорке проживает больше евреев-исфаханцев , чем в Иране или Израиле. Население концентрируется вокруг Лонг-Айленда , куда иммигрировали другие персидские евреи. Однако персидский язык является доминирующим языком, используемым в прессе и в синагогах. Иудо-исфаханский язык в основном используется в быту, особенно если оба родителя — исфаханцы, хотя дети в целом чаще используют персидский язык для общения. [ нужна ссылка ]
Словарный запас
[ редактировать ]Словарный состав исфахани часто отличается от других диалектов.
Английский | Исфахани | Иудео-Ширази | Он написал |
---|---|---|---|
Большой | в это | Гунда | больше , красиво |
Кот | корабль | горба | горбо |
Система письма
[ редактировать ]Ни один из иудео-мидийских языков не имеет стандартизированной письменной формы. Однако современные носители языка пишут тексты на иудео-исфаханском языке, используя системы письма на иврите или персидском языке. [ 4 ]
Единственная литература в иудео-исфаханском языке — фольклор. Шира, или общинные песни, составляют значительную часть этого. [ 5 ]
Фонология
[ редактировать ]Слоговая структура иудео-исфаханского языка — (C)V(C). Группы согласных могут не появляться в начале, и хотя они разрешены в коде, их избегают. В языке допускается наличие кластеров из пяти согласных и как минимум из них, например: baynš.tâ [ˈbæɲʃ.tɑ] 'пять (единиц)'. [ 5 ]
Согласные
[ редактировать ]Иудео-исфахани не является взаимопонятным с другими еврейскими диалектами иранского языка. Одной из причин этого является произношение. Евреи Исфахани произносят стандартные /s/ и /z/ как /θ/ и /δ/. Некоторые носители иудео-ширази и кашани также следуют этим правилам произношения. Это изменение произношения является отличительной чертой иудео-исфаханского языка; это представляло собой языковой контакт с неевреями-исфаханцами, которые говорили только по-персидски, и последующее заимствование из их языка.
В отношении согласных следует отметить несколько моментов:
- Глоточные согласные существуют в иудео-исфаханском языке, но не у всех говорящих. Например, глоточная остановка необязательно встречается в словах семитского происхождения.
- Глоточный ḥ [ħ] является аллофоном /h/ и чаще всего встречается в заимствованиях из арабского и иврита. Оно также может существовать в словах, родных для иудео-исфаханского языка, хотя и реже, в таких случаях, как перхан «рубашка».
- Как и в персидском языке, q и ġ состоят из одной увулярной фонемы с тремя аллофонами ([q], [ɢ], [ʁ]).
- Интервокальный звук /v/ находится в диапазоне от [v], [β] до [ʋ].
- Из-за того, что š звучит рядом с d, /ž/ [ʒ] может появляться только в последовательности [ʒd]. [ 5 ]
гласные
[ редактировать ]Удлинение гласных в иудео-исфаханском языке является обычным явлением и является продуктом различных факторов, таких как диахроническое выпадение, синхронное выпадение и слияние созданных родственных гласных на границах морфем. Удлинение гласных также часто встречается в глагольном прошедшем времени: /â/ и /a/ или /e/ становится /aa/ или /aː/. Также наблюдается выразительное удлинение, но никакие семантические или этимологические причины не выдвигают на первый план это. Распространение этого типа удлинения требует дальнейших исследований. [ 5 ]
Дифтонги
[ редактировать ]Все дифтонги в иудео-исфаханском языке являются продуктом лениции. Также применяются несколько конкретных правил. Дифтонг [ou] разлагается поствокально, что видно в ov-e lop [o.ve.lop] 'слюна'. Кроме того, дифтонг [eu] разрывается, если за ним следует гласная, как в šav-e dišabbât , «воскресный вечер». [ 5 ]
Стресс
[ редактировать ]Существительные в иудео-исфаханском языке по умолчанию несут ударение на последнем слоге. Есть, однако, исключение: скрытый набор слов не соответствует правилу. В этот набор входят ágar («если»), ámmâ («но») и xéyli («много»). У глаголов картина более сложная. Ниже приведен список от Борджиана, [ 5 ] из которых морфема(ы) или слог(ы) подвергаются ударению:
- морфемы отрицания: ná=šun=di 'они не видели', ve-mé-roθ 'не вставай!'
- человек оканчивается на настоящее-будущее: owθ-ún-e 'Я (буду) спать'
- приставка сослагательного наклонения: bi-́ gir-ind 'что они хватают', bé-tarθ 'страх!'
- предлоги: vé-roθ 'вставай!', i=́ šun=подарок 'они схватили'
- первый слог претерита: b-úmâ-wn 'я пришёл', bi=́ š=di 'он увидел'
- либо приставка совершенного вида, либо причастный элемент: búnde/bundé 'он пришел', bé=šun=baθθé bo 'они ударили', ió fde/yofdé Bown 'мы спали'
- часто по основе в непереходном имперфекте: nišdé-ym-e 'мы сидели', xandấ-ym-e 'мы смеялись'
- первый слог переходного имперфекта: vấte=mun=e 'мы бы сказали'; в «обычных» основах ударение незаметно: tarθenaa=m=e 'я пугал'.
Грамматика
[ редактировать ]Существительные в иудео-исфаханском языке не имеют падежа, рода и класса. Однако у них есть суффиксы и клитики, которые служат схожим целям:
- маркер множественного числа -ấ , как в barấ 'двери'
- определенный маркер -é , как в baré 'дверь'
- неопределенный маркер =i , например, bári 'дверь'
- винительный падеж (r)â , как в barâ 'дверь' (прямой объект)
- местоименные клитики, например, в bárod «твоя дверь».
Происходящий от мидийского, а не древнеперсидского языка, иудо-исфаханский язык является частью центральных диалектов Северо-Западного Ирана. Исфахани демонстрирует северо-западный иранский рефлекс /z/, а не протоиранский рефлекс *dz. [ 6 ]
Определенность существительных обычно обозначается ударным суффиксом -e , а неопределенность обозначается цифрой ye(y) «один». Определенный маркер может быть нанесен на предмет или совмещен с объектным маркером на определенном прямом объекте. В целом иудео-исфаханский язык демонстрирует маркировку определенности, аналогичную стандартной персидской , за исключением эргативных конструкций в прошедшем переходном времени:
- ye moʾallém=om bidi , я видел учителя.
- moʾallemé=m bidi , я видел учителя.
Морфология прошедшего времени различается в разных диалектах. [ 5 ]
Местоимения
[ редактировать ]В иудео-исфаханском языке есть два набора местоимений: независимые (подлежащие) и энклитические (косые). Их также можно использовать в качестве объектов, если к набору субъектов добавляется -(r)â.
Энклитические местоимения используются в родительных фразах в качестве местоименных клитик, а также функционируют как маркеры личности в эргативных конструкциях переходных глаголов прошедшего времени в качестве клитик агента. Местоименные клитики также используются в конструкциях опыта в качестве подлежащего. Кроме того, в иудео-исфаханском языке есть только предлоги, многие из которых возникли под влиянием языкового контакта с персидским. [ 5 ]
Прилагательные и наречия
[ редактировать ]Прилагательные обычно следуют за существительным. Иногда атрибутивная и превосходная степени создаются с использованием суффиксов -tar и -tarin соответственно, но чаще они образуются с помощью предлога aδ/eδ. Наречия имеют трехсторонний дейксис, в котором отмечается проксимальное «здесь» и дистальное «там». и неопределенное дистальное «там». [ 5 ]
Цифры
[ редактировать ]Безударный суффикс -tâ, встречающийся во многих цифрах, является необязательным счетным существительным, которое можно применять ко всем числам, кроме «единицы». Добавление этого суффикса делает именное словосочетание неопределенным. Когда число субстантивировано, суффикс становится ударным. [ 5 ]
Глаголы
[ редактировать ]Глаголы могут содержать следующие части:
- троичные основы: основы настоящего и прошедшего времени, а также причастие прошедшего времени, которое употребляется в несовершенном и настоящем совершенном формах.
- лексические предглаголы в некоторых глаголах
- суффикс несовершенного/длительного времени -e , используемый в изъявительном наклонении настоящего и несовершенного вида.
- Совершенное время be , используется в претерите и настоящем совершенном виде
- сослагательное наклонение be , употребляется в настоящем сослагательном, повелительном и оптативном наклонениях.
- отрицание на- и запретительное ма
- личные окончания: сг. 1 -ун/-он/-ом , 2 -е/-и , 3 -у (настоящее), -∅ (прошлое); пл. 1 -im , 2 -id/-it , 3 -end , используются в настоящем времени и непереходных формах прошедшего времени.
- агент-клитика (AC): 21 sg. 1 = м , 2 = d , 3 = š ; пл. 1 =mun , 2 =dun , 3 =šun , используются в переходных формах прошедшего времени, с возможностью перехода к предыдущему слову.
В иудео-исфаханском языке 10 глагольных форм. В языке также имеется троичная система глагольных основ, типичная для других иранских языков. Однако, когда причастие прошедшего времени предшествует окончаниям глагола, возникают некоторые различия в плане ударения и удлинения. Если разрешена нормальная основа прошедшего времени, то напряжение указывает на ударение. Удлинение, по-видимому, применяется бессистемно.
Кроме того, обратите внимание, что пожелательное наклонение возможно только в третьем лице единственного числа. Инфинитивы также возможны и образуются путем добавления -(â)mún или -án к основе прошедшего времени. Выбор того, что добавить, похоже, зависит от говорящего. Глаголы отрицаются с использованием ударных маркеров na-/ne- для отрицания и ma-/me для запрета. Эти маркеры сосуществуют вместе с другими преглаголами.
Иудео-исфахани демонстрирует расщепленную эргативность прошедшего времени переходных глаголов. Кроме того, непереходные легкие глаголы, имеющие именной компонент, рассматриваются как эргативные, если их вспомогательный глагол является переходным.
В вопросительных предложениях используются сослагательные формы связки, но только тогда, когда присутствует время и субъект одушевлен. Правило не распространяется на другие случаи, когда вместо них будут использоваться вопросительные слова или изменение интонации. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Проект еврейских языков. [1]
- ^ Альянс исчезающих языков, иудео-исфахани. [2]
- ↑ Лингвисты торопятся спасти умирающие еврейские языки Ирана. [3]
- ^ Проект «Вымирающие языки», иудео-исфахани. [4]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Борджян, Хабиб (2019). «Иудо-исфахани: иранский язык евреев Исфахана». Журнал еврейских языков . 7 (2): 121–189. дои : 10.1163/22134638-07021151 . S2CID 214430375 .
- ^ Миллер, Кори; Ливингстон, Джейс; Винсон, Марк; Трибвассер Прадо, Томас (2014). Персидские диалекты: как говорят в Иране (PDF) . Центр перспективного изучения языка Университета Мэриленда - через факультет ближневосточных исследований Карлова университета.