Jump to content

Североамериканский А-36

(Перенаправлено из North American A-36 Mustang )
А-36 Мустанг/Апач/Инвейдер
Североамериканский А-36А
Роль Штурмовик/пикирующий бомбардировщик
Производитель Североамериканская авиация
Дизайнер Эдгар Шмуед
Первый полет Октябрь 1942 г.
Введение 1942
Ушедший на пенсию 1945
Основной пользователь Военно-воздушные силы армии США
Количество построенных 500
Разработано на основе Североамериканский P-51 Мустанг

North American A-36 (фирменное обозначение NA-97 , указанный в некоторых источниках как «Apache» или «Invader» , но обычно называемый «Мустанг ») — штурмовика / пикирующего бомбардировщика версия североамериканского P-51 Mustang , от Его можно было отличить по наличию прямоугольных решетчатых тормозов пикирования над и под крыльями. В общей сложности 500 пикирующих бомбардировщиков А-36 служили на военных действий в Средиземноморье и Юго-Восточной Азии театрах во время Второй мировой войны , а затем были выведены из эксплуатации в 1944 году.

Проект А-36 был временной мерой, призванной обеспечить работу сборочных линий North American Aviation (NAA) в первой половине 1942 года, несмотря на то, что США исчерпали свои средства, предназначенные для истребителей. Когда в июне 1942 года поступил заказ на поставку большего количества P-51, сотрудники НАА были очень опытными.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

С появлением в феврале 1942 года North American Mustang Mk I в составе Королевских ВВС эскадрильи армейского сотрудничества новый истребитель начал боевые задачи в качестве маловысотного самолета-разведчика и самолета наземной поддержки. Дополняя уже находящиеся на вооружении Curtiss P-40 Tomahawk , Mustang Mk Is сначала поставлялся в 26-ю эскадрилью RAF , а затем к июню 1942 года быстро был развернут в 10 дополнительных эскадрилиях. Впервые использованный в бою над рейдом на Дьепп 19 августа 1942 года, Mustang 414-й эскадрильи (RCAF) сбил один Focke-Wulf Fw. 190-е годы , первая победа Мустанга. [ 1 ] Несмотря на ограниченные высотные характеристики двигателя Allison V-1710 , в ВВС Великобритании с энтузиазмом отнеслись к его новой установке, которая «показала себя великолепно». [ 2 ]

Подошва РАФ А-36А, EW998 , с выдвинутыми решетчатыми тормозами пикирования.

Во время успешного вступления в боевые действия Мустанга Mk I North American Aviation президент Говард «Датч» Киндельбергер настоял на том, чтобы недавно переименованные ВВС США (USAAF) заключили контракт на истребитель, по существу аналогичный P-51, 93 из которых были переданы в эксплуатацию. USAAF, когда по контракту по ленд-лизу с Великобританией закончились средства. На Mustang Mk IA/P-51 использовались четыре 20-мм крыльевые пушки Hispano вместо исходного вооружения, комбинация четырех крыльевых пулеметов калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) Browning M1919 и четырех калибра 0,50 дюйма (12,7 мм). M2 Пулеметы Браунинг . Два из них были установлены в крыльях, а вторая пара была установлена ​​в «подбородке» или нижнем капоте двигателя и синхронизирована для стрельбы через воздушный винт. В 1942 финансовом году средств на контракты на новые истребители не было, но генерал Оливер П. Эколс и руководитель проекта истребителей Бенджамин С. Келси [ 3 ] хотели добиться того, чтобы Р-51 остался в производстве. [ 4 ]

Поскольку ассигнования были доступны на штурмовик, Эколс предложил модифицировать P-51, чтобы превратить его в пикирующий бомбардировщик. Контракт на поставку 500 самолетов А-36А, оснащенных бомбодержателями, тормозами пикирования и усиленным крылом, был подписан Келси 16 апреля 1942 года. [ 5 ] еще до первого полета первого серийного Р-51 в мае 1942 года. [ 6 ] Получив заказы, компания North American Aviation (NAA) начала модификацию P-51 для установки на нее подвесок для бомб, которые уже прошли испытания в рамках программы «переправки дальнего действия», предусмотренной Королевскими ВВС. [ 7 ] Инженерные исследования общей продолжительностью 40 000 часов и испытания в аэродинамической трубе с моделью масштаба ⅛ были завершены в июне 1942 года. Используя базовый планер P-51 и двигатель Allison, усиление конструкции «усилило» несколько зон с высокими нагрузками и «набор пикирующих устройств с гидравлическим приводом». тормоза были установлены в каждом основном самолете крыла». [ 8 ] Из-за немного внутреннего размещения бомбодержателей и уникальной установки четырех литых алюминиевых тормозов пикирования потребовалась полная переработка крыла Р-51. [ 5 ]

Производственная линия А-36А на заводе НАА в Инглвуде, октябрь 1942 года.

Первый А-36А ( 42-83663 ) был выпущен на заводе NAA в Инглвуде в сентябре 1942 года, быстро прошёл летные испытания, первый полет состоялся в октябре, а поставки начались вскоре после первых серийных машин. На А-36А продолжали использоваться носовые пулеметы калибра 0,50 дюйма (12,7 мм), а также крыльевое вооружение из четырех пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм). ВВС США предполагали, что пикирующий бомбардировщик будет действовать в основном на высотах ниже 12 000 футов (3700 м), и предписывали использовать самолет Allison V-1710-87, рассчитанный на уровень моря, с трехлопастным двигателем диаметром 10 футов 9 дюймов (3,28 м). Пропеллер Curtiss-Electric мощностью 1325 л.с. (988 кВт) на высоте 3000 футов (910 м). [ 9 ] Главный воздухозаборник был перепроектирован и стал фиксированным блоком с большим отверстием, заменив более ранний воздухозаборник, который можно было опускать в поток воздуха. Кроме того, воздухозаборник карбюратора А-36 позже был оснащен тропическим воздушным фильтром, предотвращающим попадание песка и песка в двигатель. [ 5 ] [ 10 ]

Позже ВВС США заказали 310 P-51A, которые по сути представляли собой A-36 без тормозов пикирования и носового вооружения, оставив на вооружении четыре крыльевых пулемета Browning калибра 0,50 дюйма (12,7 мм). [ 11 ] Был установлен двигатель Allison V-1710-81 мощностью 1200 л.с. (890 кВт), в котором использовался тот же радиатор и воздухозаборник, что и на А-36А. P-51A по-прежнему оснащался бомбодержателями, которые в основном использовались для перевозки сбрасываемых баков. [ 11 ] [ 12 ]

Операционная история

[ редактировать ]
А-36А 86-й истребительно-бомбардировочной группы (Пикирование) в Италии, 1944 год.

А-36А-1-НА «Апач» (хотя официальное название А-36А было «Апач», оно использовалось редко) [ 13 ] вошел в состав 27-й истребительно-бомбардировочной группы (27-й FBG) в составе четырёх эскадрилий, базировавшихся на аэродроме Рас-эль-Ма во Французском Марокко в апреле 1943 года во время кампании в Северной Африке . [ 13 ] 27-я дивизия имела смешанный состав из легких бомбардировщиков Douglas A-20 Havoc и A-36A, в то время как второе оперативное подразделение, 86-я истребительно-бомбардировочная группа (пикирующая), прибыла в марте 1943 года с первыми пилотами, обученными и получившими квалификацию на A-36A. [ 14 ] [ 15 ] 6 июня 1943 года оба этих подразделения А-36А выполнили боевые вылеты против острова Пантеллерия в рамках операции «Штопор» в июне 1943 года, чтобы захватить остров перед атакой на Сицилию. После капитуляции итальянских войск на Пантеллерии он стал базой для двух групп А-36А во время вторжения союзников на Сицилию . А-36А оказался мощным оружием: его можно было перевести в вертикальное пикирование на высоту 12 000 футов (3700 м) с задействованными тормозами пикирования, что ограничивало скорость пикирования до 390 миль в час (630 км/ч). [ а ] . Пилоты вскоре осознали, что выдвижение тормозов пикирования после «отрыва» приводило к некоторому неравномерному выдвижению тормозов из-за изменения гидравлического давления, создавая неизменный небольшой крен, что затрудняло прицеливание. Правильная техника вскоре устранила эту аномалию, и впоследствии пилоты добились чрезвычайно стабильных результатов. [ 5 ] В зависимости от цели и средств защиты сброс бомбы происходил на высоте от 2000 до 4000 футов (от 610 до 1220 м), после чего последовал немедленный резкий «подъём». [ 8 ]

Тормоза пикирования в крыльях придавали А-36А большую устойчивость при пикировании; однако возник миф о том, что они бесполезны из-за неисправностей или из-за опасности их срабатывания и что их следует замыкать. [ 16 ] Капитан Чарльз Э. Диллс, 522-я истребительная эскадрилья 27-й FBG XII воздушной армии, решительно заявил в послевоенном интервью: «Я летал на А-36 в 39 из 94 вылетов, с 11.43 по 3.44. Замкнутая проводка в Италии во время боя Эта история о «замкнутой проводке», очевидно, пришла из тренировочной группы в Хардинг-Филд , Батон-Руж. Лос-Анджелес».

А-36 86-й бомбардировочной группы (пикирование), номер 284067, погиб от зенитной артиллерии 14 января 1944 года. [ 17 ]

Однако тренировки по тактической разведке с использованием самолетов P-51 и A-36 привели к тревожному количеству аварий. В свое время в результате тренировок на А-36 этот тип имел «самый высокий уровень аварийности на час налета». [ 18 ] любого самолета USAAF. Самый серьезный инцидент произошел с самолетом А-36А, потерявшим оба крыла, когда его пилот пытался выйти из пикирования на скорости 450 миль в час (720 км/ч). [ 14 ] Боевым частям, летавшим на А-36А, было приказано ограничить подход к атаке «планированием» под углом 70 ° и воздерживаться от использования тормозов пикирования. [ 19 ] Опытные пилоты обычно игнорировали этот приказ, но некоторые агрегаты отключали тормоза пикирования до тех пор, пока не были внесены изменения в гидравлические приводы. [ 19 ] Тем не менее, А-36 с большим успехом использовался в качестве пикирующего бомбардировщика, завоевав репутацию точного, прочного и бесшумного самолета. [ 20 ]

К концу мая 1943 года 300 А-36А были переброшены на Средиземноморский театр военных действий, причем большая часть первой партии была отправлена ​​​​в 27-ю ВБР для восстановления группы после потерь, а также для завершения окончательного перехода на полностью А-36А. единица. [ 14 ] Обе группы активно участвовали в поддержке с воздуха во время сицилийской кампании, становясь особенно искусными в «зачистке» артиллерийских позиций и других опорных пунктов противника по мере продвижения союзников. В ходе этой операции 27-я FBG распространила петицию о присвоении своему маленькому прочному бомбардировщику названия «Инвейдер», получив неофициальное признание более подходящего имени. [ 14 ] Несмотря на изменение названия, в большинстве боевых отчетов для всех вариантов отдавалось предпочтение названию «Мустанг». [ 21 ] Автор Уильям Хесс утверждает, что немцы дали ему лестную, хотя и устрашающую похвалу, назвав А-36А «кричащими адскими дайверами». [ 20 ]

Помимо бомбардировок с пикирования, А-36А одержал воздушные победы, сбив в общей сложности 84 самолета противника и создав «аса» - лейтенанта Майкла Т. Руссо из 27-го FBG (в конечном итоге единственного аса, использующего «Мустанг» с двигателем Allison). [ 13 ] По мере того, как боевые действия обострялись на всех театрах военных действий, где действовал А-36А, пикирующий бомбардировщик начал нести тревожный уровень потерь: 177 человек упали в результате действий противника. [ 13 ] Основной причиной истощения были опасные миссии, в результате которых А-36А оказался «на палубе» перед смертоносным огнем с земли. Немецкая оборона на юге Италии включала прокладку кабелей через вершины холмов, чтобы заманить в ловушку атакующие А-36А. [ 22 ] Несмотря на репутацию надежного и производительного самолета, «ахиллесовой пятой» А-36А (и всей серии «Мустанг») оставалось расположение радиатора/системы охлаждения в нижней части фюзеляжа, что привело ко многим потерям. [ 23 ] К июню 1944 года А-36А в Европе были заменены на Curtiss P-40 и Republic P-47 Thunderbolts . [ 5 ] В Средиземном море А-36А также некоторое время использовался 1437-м стратегическим разведывательным полетом Королевских ВВС в Фодже, Италия. 1437-й рейс взял самолет в аренду у USAAF, чтобы заменить свои Martin Baltimores . Эти самолеты были окрашены медалями Королевских ВВС и отдельными буквами самолетов, а также им были присвоены серийные номера Королевских ВВС. [ б ] У этих Королевских ВВС были сняты подбородочные пистолеты Браунинг .50. [ 25 ]

А-36А также служил в составе 311-й истребительно-бомбардировочной группы на театре военных действий Китай-Бирма-Индия . 311-й прибыл в Динджан , Индия, в конце лета 1943 года после отправки через Тихий океан через Австралию. [ 26 ] Две эскадрильи были оснащены А-36А, а третья - Р-51А. Выполняя разведку, бомбардировку с пикирования, атакующие и истребительные задачи, А-36А превосходил своего главного противника, Накадзима Ки-43 «Оскар». Легкий и очень маневренный японский истребитель мог превосходить А-36А на всех высотах, но имел некоторые слабые места: он был легко вооружен и плохо защищал пилота и топливные баки. Однако А-36А воевал в значительно невыгодном положении: ему приходилось выполнять задачи на большие расстояния, часто на высотах выше Горба , что означало, что его двигатель Allison работал ниже максимальной производительности. В ходе истребительного сопровождения над Бирмой три А-36А были потеряны, не одержав ни одной победы. Вылеты А-36А CBI продолжались на протяжении 1943–1944 годов с безразличными результатами. Небольшое количество А-36А оставалось на вооружении в течение оставшегося года войны, некоторые из них оставались в США в качестве учебных самолетов.

«Относительно короткий срок службы этого типа не должен скрывать тот факт, что он внес большой вклад в военные усилия союзников». [ 13 ] особенно в Средиземноморье, и это было первое боевое применение ВВС США варианта Мустанга. Эффективность А-36 в качестве штурмовика была продемонстрирована 5 июня 1944 года. Во время хорошо спланированной атаки на большой, хорошо защищенный железнодорожный склад и склад боеприпасов в Орте , Италия, лейтенант Росс К. Уотсон возглавил звено четыре А-36 сквозь сильную облачность на подходе к цели. А-36 Уотсона несколько раз попадали под интенсивным зенитным огнем, хотя его самолет был поврежден огнем с земли. Под продолжающимся сильным наземным огнем Уотсон продолжил атаку и уничтожил склад боеприпасов, прежде чем совершить вынужденную посадку на передовом аэродроме союзников. [ 22 ]

Операторы

[ редактировать ]
ВВС Великобритании Вид спереди на самолет A-36A EW998 , показывающий, что на этом самолете не было носовых Браунингов калибра .50.
 Великобритания
Один А-36А был поставлен ВВС Великобритании в марте 1943 года для экспериментальных целей. Его серийный номер RAF был EW998 . Еще шесть были взяты в аренду.
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]
А-36А «Марджи Н» в Национальном музее ВВС США , на схеме А-36А, которым пилотировал капитан Лоуренс Дай из 16-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи в Тунисе, Сицилии и Италии. [ 27 ]

Относительно немногие А-36А пережили войну и последующий послевоенный вывод из эксплуатации и списание устаревших типов. Один А-36А с гоночным номером № 44, принадлежащий Кендаллу Эверсону и пилотируемый им, участвовал в гонках Кендалла Трофи 1947 года. Он смог достичь скорости 377,926 миль в час (608,213 км/ч), заняв второе место после победившего P-51D, которым пилотировал Стив Бевилл. [ 28 ]

Годен к полетам
А-36А
На дисплее
А-36А

Технические характеристики (А-36А)

[ редактировать ]
Чертеж североамериканского А-36А Мустанг в трех проекциях
3-view line drawing of the North American A-36A Mustang

Данные Национального музея ВВС США. [ 27 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
  • Размах крыльев: 37 футов 0,25 дюйма (11,28 м)
  • Высота: 12 футов 2 дюйма (3,71 м)
  • Полная масса: 10 000 фунтов (4535 кг)
  • Силовая установка: 1 Allison V-1710-87 жидкостного охлаждения поршневой двигатель V12 , мощностью 1325 л.с. (988 кВт)

Производительность

  • Максимальная скорость: 365 миль в час (590 км/ч, 315 узлов)
  • Крейсерская скорость: 250 миль в час (400 км/ч, 215 узлов)
  • Диапазон: 550 миль (885 км, 478 миль)
  • Практический потолок: 25 100 футов (7 650 м)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Руководство по летной эксплуатации A36A-1 требует развертывания перед началом погружения» [ нужна ссылка ]
  2. ^ Серийный номер А-36 42-14807 стал HK947/A, 42-83898 стал HK4945/B, 42-84018 стал HK944/C, 42-83906 стал HK955/D, 42-83829 стал HK955/D, 42-83829 стал HK956. /Е и 42-84117 стал HK946/F [ 24 ]
  3. В 1971 году Чарльз П. Дойл из Роузмаунта, штат Миннесота , получил номер 42-83665 , впоследствии восстановленный 148-й группой истребителей-перехватчиков Национальной воздушной гвардии Миннесоты под командованием полковника Уэйна К. Гатлина. [ 27 ]
  1. ^ Гесс 1970, с. 5.
  2. ^ Гесс 1970, с. 12.
  3. ^ «История P-51: Мустанг Mk I». Сбор мустангов и легенд . 26 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 г. Проверено 13 июня 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) .
  4. ^ Мизрахи 1995, стр. 49–50.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Грюнхаген 1969, с. 61.
  6. ^ Мизрахи 1995, с. 49.
  7. ^ Грюнехаген 1969, стр. 60.
  8. ^ Jump up to: а б Гринселл 1984, с. 60.
  9. ^ Кинзи 1996, с. 22.
  10. ^ Грюнхаган 1969, стр. 42, 62, 66, 178.
  11. ^ Jump up to: а б Кинзи 1996, с. 41.
  12. ^ Тейлор 1969, с. 537.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Дорр 1995, с. 68.
  14. ^ Jump up to: а б с д Фримен 1974 , с. 45.
  15. ^ "История 86 FG во Второй мировой войне". Архивировано 8 марта 2012 г. на сайте Wayback Machine 86fighterbombergroup.com . Проверено: 24 июня 2008 г.
  16. ^ Гесс 1970, с. 13.
  17. ^ «86-я истребительно-бомбардировочная группа» . geocities.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2009 г. Проверено 24 июня 2008 г.
  18. ^ Фриман 1974, стр. 44–45.
  19. ^ Jump up to: а б Гринселл 1984, с. 69.
  20. ^ Jump up to: а б Гесс 1970, с. 14.
  21. ^ Грюнхаген 1969, с. 62.
  22. ^ Jump up to: а б Грюнхаген 1969, с. 63.
  23. ^ Гесс 1970, с. 18.
  24. ^ Шорс и др., 2018, стр. 19.
  25. ^ Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид; Томас, Энди (2018). История воздушной войны в Средиземноморье, 1940–1945 гг . Том. 4: Сицилия и Италия до падения Рима 14 мая 1943 г. – 5 июня 1944 г. Груб-стрит. п. 19.
  26. ^ Спик 1997, с. 225.
  27. ^ Jump up to: а б с д «Североамериканский А-36А Апач». Национальный музей ВВС США. Проверено: 16 июля 2017 г.
  28. ^ Кинерт 1969, с. 100.
  29. ^ «Реестр ФАУ: N251A». FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  30. ^ "А-36А Апач/42-83738." Архивировано 19 августа 2018 г. в Фонде Wayback Machine Collings Foundation. Проверено: 11 мая 2017 г.
  31. ^ «Реестр ФАУ: N4607V». FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дельве, Кен. История Мустанга . Лондон: Касселл и компания, 1999. ISBN   1-85409-259-6 .
  • Фриман, Роджер А. (1975). Мустанг на войне . Нью-Йорк: Doubleday and Company, Inc., 1974. ISBN.  0-385-06644-9 .
  • Гринселл, Роберт. «П-51 Мустанг». Большая книга самолетов Второй мировой войны . Нью-Йорк: Wing & Anchor Press, 1984. ISBN   0-517-45993-0 .
  • Ганстон, Билл и Роберт Ф. Дорр. «Североамериканский P-51 Mustang: истребитель, выигравший войну». Крылья славы Том. 1 . Лондон: Aerospace Publishing Ltd., 1995. ISBN   1-874023-68-9 .
  • Грюнхаген, Роберт В. Мустанг: История Мустанга P-51 . Нью-Йорк: Arco Publishing Company, Inc., 1969. ISBN   0-668-03912-4 .
  • Хесс, Уильям Н. Боевой Мустанг: Хроники P-51 . Нью-Йорк: Даблдей и компания, 1970. ISBN   0-912173-04-1 .
  • Кинерт, Рид. Гоночные самолеты и воздушные гонки: полная история, том IV: 1946–1967 . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1969 (исправленная редакция). ISBN   0-8168-7853-6 .
  • Кинзи, Берт. P-51 Mustang Mk в деталях и масштабе: Часть 1; Прототип через P-51C . Кэрроллтон, Техас: Detail & Scale Inc., 1996. ISBN   1-888974-02-8
  • Мизрахи, Джо. «Самолет преследования 51». Воздушная мощь , Том. 25, нет. 5, сентябрь 1995 г., стр. 5–53.
  • Смит, Питер С. Прямо вниз! Североамериканский пикирующий бомбардировщик А-36 в действии . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2000. ISBN   0-947554-73-4
  • Спик, Майк. «Североамериканский P-51 Мустанг». Великий самолет Второй мировой войны . Лестер, Великобритания: Abbeydale Press, 1997. ISBN   1-86147-001-0 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Североамериканский P-51 Mustang». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Путеводитель по музею ВВС США . Дейтон, Огайо: Фонд музея ВВС, авиабаза Райт-Паттерсон, 1975.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82a98ed5dd96e135cca40b81f71a045e__1721911080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/5e/82a98ed5dd96e135cca40b81f71a045e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American A-36 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)