Одо из Клюни
Одо из Клюни | |
---|---|
![]() Одо из Клюни, миниатюра XI века. | |
Аббат | |
Рожденный | в. 878 [ 1 ] Ле-Ман, Франция |
Умер | 18 ноября 942 г. Тур, Франция |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Праздник | 18 ноября 11 мая |
Покровительство | Музыканты, за дождь, против засухи |
Одо Клюни (фр. Odon ) ( ок. 878 — 18 ноября 942) был вторым настоятелем Клюни .
Родившийся в знатной семье, он служил пажом при дворе Аквитании. Он стал каноником церкви Св. Мартина в Туре и продолжил образование в Париже под руководством Ремигия Осерского. По возвращении в Тур Одо разочаровался в жизни каноника и впоследствии поступил в бенедиктинское аббатство в Бауме , где стал настоятелем монастырской школы.
Одо присоединился к аббату Берно в Клюни и, когда Берно умер в 927 году, был избран его преемником. Будучи аббатом, он также управлял монастырем в Роменмотье . Далее он предпринял реформу аббатства Флёри . Он призвал монахов более строго придерживаться первоначального Правила святого Бенедикта . В 931 году Папа разрешил Одо продолжить свою работу в монастырях Аквитании. Он провел различные реформы Клюниака во Франции и Италии. В 937 году он отправился в Рим и получил святого Павла за стенами . Он также отправил своих помощников в Монте-Кассино и Субиако .
Одо ввел в монастырях вслед за Клюни практику ежегодного поминовения всех ушедших верующих на следующий день после Дня всех святых . [ 5 ]
Он почитается как святой католической и восточно-православной церквями. Его праздник - 18 ноября.
Существует только одна его современная биография, Vita Odonis, написанная Иоанном Салернским.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Одо родился около 878 г. [ 1 ] сын Аббо, феодала Деола , близ Ле-Мана , и его жены Аренберга. Согласно « Виту», написанному позднее учеником Одо Иоанном, пара долгое время была бездетной, и однажды в канун Рождества Аббо молился Богоматери, чтобы она подарила ему сына. Когда ребенок родился, благодарный отец доверил мальчика церкви Святого Мартина в Туре. Оба его родителя позже ушли в монастыри. Его брат Бернар также стал монахом. [ 6 ]
Будучи еще ребенком, Одо был отправлен сначала ко двору Фулька Доброго , графа Анжуйского; позже он стал пажом при дворе Вильгельма Благочестивого , герцога Аквитанского, где провёл несколько лет. [ 7 ] Одо развил особую преданность Марии под титулом «Мать милосердия», призывом, с которым он обращался к ней на протяжении всей своей жизни. [ 8 ]
Церковь Святого Мартина, Тур
[ редактировать ]В IX и X веках гробница святого Мартина Турского считалась одним из самых святых мест западного христианского мира. В 19 лет Одо был пострижен в каноники церкви Св. Мартина в Туре , где провел шесть лет, изучая авторов-классиков, отцов церкви, поэзию и музыку. Позже Одо скажет, что монахи монастыря святого Мартина Турского были избалованы всеми богатствами и подарками, принесенными паломниками, и отказались от Правила, которому они были обязаны следовать. Позже он рассказал своим монахам, что монашествующие в Туре больше не посещают ночные торжества, опасаясь испачкать свою прекрасную обувь. [ 6 ] Опыт Одо в Туре позже привел его к движению за реформу монастырей.
В 901 году он отправился в Париж, где провел четыре года, завершив курс богословских исследований, включая изучение философии под руководством Ремигия Осерского . [ 9 ] По возвращении в Тур Одо вел дисциплинированный и аскетический образ жизни. Однажды, читая правило святого Бенедикта , он был смущен, увидев, насколько его жизнь не соответствовала изложенным там принципам, и решил принять монашеское состояние. Граф Анжуйский, его покровитель, отказался дать согласие, и Одо провел почти три года в камере с одним товарищем, практикуя покаяние и созерцание. Наконец он решил, что никакие препятствия больше не будут препятствовать ему посвятить себя Богу в монашестве. Он отказался от своего канонического звания и тайно отправился в монастырь Бом в Безансонской епархии, где аббат Берно принял его в сан. С собой он привез только свои книги, насчитывавшие около ста томов. [ 5 ]
Монастырь в Бауме
[ редактировать ]Около 909 года Одо вошел в Бауме. [ 7 ] которым руководил аббат Берно. Берно присоединился к бенедиктинскому ордену в аббатстве Сен-Мартен в Отене, где Гуго Анзи-ле-Дюк ввел более строгое соблюдение правила святого Бенедикта . Позже Берно был отправлен в Безансонскую епархию для восстановления монастыря в Бом-ле-Месье, пришедшего в запустение. [ 10 ]
Епископ Лиможский Турпио рукоположил Одо в сан священника, который Одо обязан был принять под послушание. Однако Одо был настолько подавлен этим, что Берно отправил Одо обратно к епископу, чтобы тот навестил его. Одо и епископ говорили о плохом состоянии церкви и всех происходящих злоупотреблениях, Одо говорил о книге Иеремии, и епископ был настолько впечатлен его словами, что попросил Одо записать ее. Одо сказал, что не может сделать это, не получив сначала разрешения от Берно, а затем епископ получил разрешение от Берно, и затем Одо записал свою вторую книгу « Сопоставления» . [ 6 ]
Одо стал настоятелем школы аббатства в Бауме.
Клюни
[ редактировать ]В 910 году аббат Берно покинул Бауме, чтобы основать аббатство Клюни , взяв с собой некоторых монахов. Неясно, в какой именно момент Одо покинул Бауме и перешел в Клюни. Когда Бернон умер в 927 году, он контролировал шесть монастырей, три из которых он передал Видо, а остальные три - Одо. Монахи Клюни избрали Одо аббатом, но он отказался, сославшись на свою недостойность. Епископ пригрозил Одо отлучением от церкви, если он продолжит отказываться, и таким образом Одо принял эту должность. [ 6 ]
После смерти Берно в 927 году (Одо было бы почти 50 лет) Одо стал настоятелем трех монастырей: Деолса, Массе и Клюни. Бауме стал владением Видо, который был лидером монахов, преследовавших Одо, когда он был с ними в Бауме. Сразу после смерти Берно Видо попытался силой получить контроль над Клюни, но Папа Иоанн X отправил письмо Рудольфу, королю франков, с просьбой вмешаться. [ 6 ] Клюни еще не закончил строительство, когда Одо стал аббатом, и он продолжил строительство, но столкнулся с финансовыми трудностями. Одо большую часть своей жизни был сильно предан святому Мартину Турскому. Он продолжал молиться святому Мартину за все свои проблемы и проблемы монастыря. Одна история рассказывает о том, как однажды, в день праздника Мартина Турского, Одо увидел старика, осматривающего недостроенное здание. Затем старик пошел к Одо и сказал, что он Святой Мартин и что, если монахи продолжат упорствовать, он устроит это за деньги, которые им нужны, чтобы прийти к ним. Через несколько дней Клюни в подарок привезли 3000 солидов золота. [ 6 ]
Одо продолжал поддерживать бенедиктинское правило в Клюни, как и Берно. На протяжении всего правления Одо в Клюни монастырь постоянно пользовался защитой как пап, так и светских правителей, которые гарантировали независимость монастыря. Много раз во время правления Одо собственность Клюни расширялась за счет добавления к ней даров земли. За время его пребывания на посту настоятеля монашеской церкви Св. Петра и Павла было завершено.
Одо учил монахов, что слепые и хромые являются привратниками врат рая. Если монах когда-либо был груб или резок с нищим, пришедшим к воротам монастыря, Одо перезванивал нищему и говорил ему: «Когда тот, кто служил тебе таким образом, сам придет, ища входа от тебя к вратам рая, отплати ему». его таким же образом. [ 11 ] Благотворительность Клюни была хорошо известна. За год продовольствие было роздано более чем семи тысячам нуждающихся. [ 12 ]
Реформы других монастырей
[ редактировать ]После смерти Берно первыми монастырями, которые реформировал Одо, были Роменмутье, аббатство Святого Михаила в Тюле и аббатство Сен-Жеро в Орийаке. Он призвал их вернуться к первоначальному образцу бенедиктинского правила молитвы, ручного труда и общественной жизни под руководством духовника. Он обычно говорил, что никто не может называться монахом, если он не является истинным любителем и строгим соблюдением молчания, условия, абсолютно необходимого для внутреннего уединения и общения души с Богом. [ 5 ]
Позже Одо рассказал своим монахам историю о двух монахах из Тура, которые решили не носить свои одежды. Однажды их отправили по делам. Один носил свою одежду, другой был одет как мирянин. Монах, одетый как мирянин, смертельно заболел, а другому монаху было видение, в котором он увидел святого Бенедикта, сидящего на небесном престоле в окружении армии монахов. Умирающий монах лежал ничком и просил о помощи. Бенедикт сказал, что он не узнал одеяния этого монаха и что он, должно быть, принадлежит к другому ордену. Затем Бенедикт сказал, что ничего не может сделать, поскольку не имеет юрисдикции над представителями другого ордена. Умирающий монах отчаялся, но его спутник сорвал с себя одежду и обернул ею умирающего монаха, а Бенедикт тогда исцелил умирающего монаха от его болезни. [ 6 ]
В 930 году он реформировал аббатство Флёри . В то время во Флери хранились кости святого Бенедикта, привезенные сюда из Монте-Кассино. Однако ко времени Одо оно утратило свою репутацию святости и было наполнено многими из тех же злоупотреблений, которые происходили в других местах. Набеги викингов заставили монахов во Флери, как и во многих других местах, вернуться в свои деревни в поисках безопасности, но когда они снова вернулись в монастырь, они не вернулись к своей старой дисциплине и нарушили Правило. Одо отправился во Флёри по просьбе короля франков Рудольфа. По прибытии он обнаружил монахов, вооруженных копьями и мечами и угрожающих убить его. После трехдневного противостояния Одо поехал к монастырю на своем осле, и монахи сложили оружие. [ 6 ]
Затем Одо временно взял на себя руководство им и реформировал его. Он столкнулся с сопротивлением, пытаясь заставить монахов соблюдать правило, запрещающее употребление мяса. Монахи терпеливо ждали, пока закончатся запасы рыбы, в надежде, что он будет вынужден накормить их мясом. Однако Одо всегда удавалось найти источник рыбы. История того времени гласит, что однажды, когда Одо присутствовал во Флери на празднике Бенедикта, Бенедикт явился уснувшему брату. Бенедикт сказал монаху, что с момента основания Флери ни один монах Флери не унаследовал вечную жизнь. Затем Бенедикт спросил монаха, достаточно ли у них рыбы, и монах ответил, что нет, и Бенедикт сказал ему, что им следует ловить рыбу на болоте, а не в реке. Затем монахи пошли на болото ловить рыбу и поймали огромный улов рыбы. [ 6 ]
Получив привилегию Папы Иоанна XI в 931 году, Одо реформировал монастыри в Аквитании, северной Франции и Италии. Эта привилегия давала ему право объединить под своим руководством несколько аббатств и принимать в Клюни монахов из еще не реформированных аббатств; однако большее число реформированных монастырей осталось независимыми, а некоторые стали центрами реформ. Клюни стал образцом монашества на протяжении более века и изменил роль благочестия в повседневной жизни Европы. Монастырь утверждал, что его наследие восходит к Берно и Хью Анзи-ле-Дюк вплоть до святого Бенедикта Нурсийского.
В последующие годы он также реформировал многие другие монастыри, в том числе монастыри Св. Марсьяля и Св. Августина в Лиможе, Св. Жан-д'Анжели в Аквитании, аббатство Жюмьеж в Нормандии, Св. Петра Ле Виф в Сансе и Св. Юлиана в Туре. Однако эти монастыри также реформировались и основали другие монастыри. Соблюдение Клюния, установленное Одо, стало образцом монашества более чем на столетие. [ 9 ]
В Италии
[ редактировать ]Многие монастыри в Италии были заброшены из-за постоянных нападений гуннов и мусульман, которые часто намеренно искали монастыри для грабежа. Земли монастырей часто захватывались местными дворянами. Между 936 и 942 годами он несколько раз посетил Италию.
Одо впервые приехал в Рим в 936 году и воспользовался возможностью использовать Альберика II Сполето поддержку для реформирования и возрождения монашеской жизни в центральной Италии. Несколько римских монастырей были перестроены. Одо восстановил собор Святого Павла за стенами , который стал штаб-квартирой Одо в Риме. Дворец на Авентине, где родился Альберик, был преобразован в Богоматерь на Авентине . Монастыри Святого Лаврентия и Святой Агнессы были восстановлены и реформированы. Монахи собора Святого Андрея на Кливус-Скавре сопротивлялись возвращению к бенедиктинскому правлению, поэтому их изгнали, а на их место поставили новых монахов. Монастырь в Фарле, где монахи полностью отказались от Устава и убили собственного настоятеля, также был взят под контроль. [ 6 ]
Одо послал своего ученика Болдуина в Монте-Кассино , чтобы восстановить его, потому что он тоже остался заброшенным; близлежащее аббатство Субиако также получило его влияние. Одо участвовал в реформах вплоть до Неаполя, Салерно и Беневенто. На севере собор Святого Петра и Сиэль д'Оро в Павии также оказался под контролем одного из учеников Одо. Монастырь Святого Илии в Непи был передан под контроль одного из учеников Одо. Эти монахи сопротивлялись запрету на мясо, и ученик Одо изо всех сил старался обеспечить им постоянный запас рыбы. Когда Одо посетил монастырь, с близлежащей горы чудесным образом потек ручей, и в нем водилась рыба.
Альберик вел войну со своим отчимом Гуго Ломбардским, и Одо дважды вызывали в качестве посредника между ними.
История гласит, что однажды Одо пересекал Альпы по глубокому снегу, и его лошадь потеряла равновесие, в результате чего он и его лошадь упали со скалы, но он поймал дерево и держался за его ветви, пока не подоспела помощь. [ 6 ]
Другая история гласит, что однажды на дороге на него попытались напасть сорок разбойников, но он, как обычно, продолжал идти вперед и петь псалмы. Тогда один из грабителей сказал: «Давайте оставим их в покое, потому что я никогда раньше не видел таких людей». Мы могли бы одолеть роту, но никогда — их оруженосца, этого энергичного человека. Если мы нападем на них, нам будет хуже». Остальные грабители настаивали на том, что им это удастся, и тогда первый грабитель сказал: «Тогда обратитесь против меня, потому что, пока я жив, им не причинится никакого вреда». Затем грабители обсудили между собой, что делать, и Одо продолжил путь без помех. Первый заговоривший впоследствии разбойник стал учеником Одо. [ 6 ]
Смерть Одо
[ редактировать ]В 942 году в Риме снова воцарился мир между Альберихом и его отчимом. Он заболел и, предчувствуя приближающуюся смерть, решил вернуться в Галлию. Он остановился в монастыре святого Юлиана в Туре на празднование дня святого Мартина. У него поднялась температура, и после продолжительной болезни он умер 18 ноября. Во время своей последней болезни он сочинил гимн в честь Мартина. [ 9 ] Он был похоронен в церкви Святого Юлиана; но гугеноты сожгли большую часть его останков. [ 5 ] Его праздник - 18 ноября; Бенедиктинцы отмечают 11 мая.
Папа Бенедикт XVI отмечает, что строгость Одо как строгого реформатора имеет тенденцию скрывать менее очевидную черту: глубокую, искреннюю доброту. «Он был строг, но прежде всего хорош…» [ 8 ] Его биограф, Иоанн Салернский, сообщает, что Одо имел обыкновение просить детей, которых он встречал по пути, спеть, а затем дарил им какой-нибудь небольшой подарок. [ 13 ] «[T] он энергичный, но в то же время симпатичный средневековый аббат, с энтузиазмом относящийся к реформам, с резкими действиями, питаемыми как среди его монахов, так и среди верующих-мирян своего времени...» [ 8 ]
Сочинения
[ редактировать ]Среди его сочинений: комментарий к Морали Папы Григория I, биография святого Джеральда Орийакского , три книги Collationes (моральные эссе, суровые и убедительные), несколько проповедей , эпическая поэма об искуплении ( Occupatio ) в несколько книг, три гимна ( Rex Christe Martini decus , Martine par apostolis и Martine iam consul poliand ), [ 14 ] и двенадцать хоровых антифонов в честь святого Мартина Турского . Некоторые ученые приписывают Musica enchiriadis ему .
История гласит, что однажды Одо писал глоссарий к жизни святого Мартина, написанный Постумианом и Галлом. Книга, однако, осталась в подвале, который был залит водой во время ночного ливня. Место, где лежала книга, было залито потоком воды, но на следующий день, когда монахи спустились в подвал, они обнаружили, что только поля книги промокли насквозь, но все надписи остались нетронутыми. Тогда Одо сказал монахам: «Чему вы удивляетесь, о братья?» Разве вы не знаете, что вода боялась коснуться жизни святого? Тогда монах ответил: «Но посмотрите, книга старая и изъеденная молью, и ее так часто намокали, что она стала грязной и тусклой!» Может ли тогда наш отец убедить нас, что дождь боялся коснуться книги, которая в прошлом промокла насквозь? Нет, есть и другая причина. Затем Одо понял, что они предлагали сохранить его, потому что он написал в нем глоссарий, но затем быстро воздал славу Богу и Святому Мартину. [ 6 ]
Почитание
[ редактировать ]Одо поминается в католической церкви и восточно-православной церкви:
- 18 ноября – главные поминки, [ 15 ]
- 29 апреля или 11 мая — память четырех аббатов Клюни (Одо, Майола , Одило(н) , Хью ). [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Хью Анзи ле Дюк, аббат ранней реформы
- Список католических святых
- Клюниейские реформы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брокетт, Клайд; Угло, Мишель (2001). «Одо из Клюни» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20255 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 9 июля 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ 1 декабря / 18 ноября. https://www.holytrinityorthodox.com/htc/orthodox-calendar/
- ^ «18 ноября праздник святого Одо Клюнийского» . 18 ноября 2023 г.
- ^ Православный мартиролог западного обряда, с. 212. https://www.stgregoryoc.org/publications/
- ^ Jump up to: а б с д Батлер, Албан. «Святой Одо, игумен Клуни, исповедник». Жития отцов, мучеников и главных святых , 1866 г.. CatholicSaints.Info. 18 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Смит, Люси Маргарет Смит, Ранняя история монастыря Клюни , Oxford University Press, 1920 г.
- ^ Jump up to: а б Леффлер, Клеменс. «Святой Одо». Католическая энциклопедия Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 6 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Папа Бенедикт XVI. «Святой Одо Клюнийский», общая аудиенция, 2 сентября 2009 г., Библиотека Эдитрис Ватикана.
- ^ Jump up to: а б с Стивенс, Клиффорд. Годовая книга святых , Издательский отдел Our Sunday Visitor, Our Sunday Visitor, Inc., Хантингтон, Индиана
- ^ "Святой Берно Клюни", епархия Осло
- ^ Гецци, Берт. Голоса Святых , Лойола Пресс, ISBN 978-0-8294-2806-3
- ^ Герен, Поль. «Святой Одон или Эд из Клюни», Les Petits Bollandistes: Vies des Saints , (Bloud et Barral: Париж, 1882), Vol. 13
- ^ Иоанн Салернский, Жизнь святого Одо , II, 5: PL 133, 63
- ^ Угло, Мишель (2001). «Одо из Клюни». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ «Одо Клюнийский — Вселенский лексикон святых» . www.heilenlexikon.de (на немецком языке) . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Святые аббаты Клюни, Память, 11 мая» . Фейсбук . Проверено 23 января 2023 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Св. Одо ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Одо из Клюни в Индексе святых покровителей
- Учителя десятого века. Кора Э.Лутц. Книги Архонта 1977.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Жизнь святого Джеральда Орийакского Одо Клюни, пер. Джеральд Ситуэлл, OSB (Google Книги)
- «У источника радости: Святой Одо Клюни», монастырь Сильверстрим
- 880-е рождения
- 942 смерти
- Французское христианское духовенство X века
- Французские аббаты
- Христианские святые X века
- Писатели X века на латыни
- Французские бенедиктинцы
- клюняки
- Святые Западной Франции
- Люди X века из Западной Франции
- Христианские монахи X века
- Французские писатели X века.
- Поэты X века
- Композиторы X века
- Бенедиктинские святые
- Французские святые