Чемпионат мира Формулы E 2022–23 гг.
Чемпионат мира ABB FIA Formula E 2022–2023 годов — девятый сезон чемпионата FIA Formula E , чемпионата по автогонкам для электромобилей, признанного руководящим органом автоспорта, Международной автомобильной федерацией (FIA), как высший класс. соревнований по гоночным электромобилям с открытыми колесами . Здесь дебютировало третье поколение регламента чемпионата.
Действующие чемпионы команды Mercedes-EQ Formula E Team не вернулись, чтобы защитить титул. Envision Racing заменила их в качестве новых командных чемпионов, завоевав титул в финальной гонке, опередив своего поставщика двигателей Jaguar TCS Racing .
Джейк Деннис , выступающий за команду Avalanche Andretti Formula E , выиграл свой первый чемпионат мира, оставив всего одну гонку в Лондоне.
Команды и водители
[ редактировать ]Все команды использовали болиды Формулы E Gen3 на шинах Hankook .
Изменения в команде
[ редактировать ]- Mercedes-EQ покинул чемпионат после трех сезонов и завоевания титулов пилотов и конструкторов в сезонах 2020–21 и 2021–22. [ 40 ] Их вход и активы были куплены McLaren . [ 12 ] В этой новинке использовались силовые агрегаты Nissan. [ 13 ]
- 10 января 2022 года Maserati объявила, что присоединится к Формуле E в сезоне 2022–23, став первым итальянским производителем в этой серии. [ 16 ] Позже, в апреле 2022 года, было объявлено, что Maserati договорилась о многолетнем партнерстве с ROKiT Venturi Racing . Это был первый раз, когда Maserati выступал в роли конструктора в Формуле-1 с момента ухода из Формулы-1 в 1950-х годах. [ 41 ]
- В апреле 2022 года Nissan объявила, что полностью перейдет в собственность команды e.dams , проведя ребрендинг команды в Nissan Formula E Team. [ 42 ]
- В мае 2022 года ABT Sportsline , один из ключевых партнеров старой команды Audi , объявил, что они вернутся в серию вместе с партнером Extreme E Cupra под названием ABT CUPRA Formula E Team. [ 43 ] [ 44 ] с использованием силовых агрегатов Mahindra. [ 45 ]
- DS и Techeetah объявили о прекращении своих отношений после четырех сезонов. [ 46 ] Вместо этого DS будет сотрудничать с Penske (одним из партнеров бывшей команды Dragon). [ 3 ] Течита пропустил сезон 2022–23, чтобы вернуться в стартовую решетку в сезоне 2023–24. [ 47 ]
Изменения драйверов
[ редактировать ]- 25 июня 2022 года TAG Heuer Porsche пилот Андре Лоттерер объявил, что не вернется в чемпионат Формулы E в 2023 году, поскольку он выбирает место в чемпионате мира по гонкам на выносливость вместе с Porsche в категории LMDh Hypercar. [ 48 ] 6 сентября 2022 года было объявлено, что он заменит уходящего Оливера Аскью в Avalanche Andretti. [ 38 ]
- 7 июля 2022 года Александр Симс объявил, что не вернется в чемпионат Формулы Е в 2023 году. [ 49 ] 12 августа 2022 года было объявлено, что его заменой станет Лукас ди Грасси , перешедший с ROKiT Venturi Racing на партнера Оливера Роуленда . [ 22 ]
- 15 августа 2022 года Антониу Феликс да Кошта объявил о своем переходе из DS Techeetah в команду TAG Heuer Porsche Formula E Team , заменив Андре Лоттерера. [ 29 ]
- 23 августа 2022 года компания Nissan объявила о совершенно новом составе пилотов, в который вошли Саша Фенестраз , который дебютировал в финале сезона 2022 года за команду Dragon , и Норман Нато , победитель гонок Формулы E, который последний раз выступал за Jaguar . [ 34 ]
- 23 августа 2022 года McLaren объявила о возвращении Рене Раста в Формулу E. [ 15 ] Последний раз он выступал за Audi Sport ABT Schaeffler в сезоне 2020–2021 годов .
- 24 августа 2022 года ABT CUPRA объявила о своей паре пилотов: Нико Мюллер , выступавший за Dragon в 6-м и 7-м сезонах Формулы E, и Робин Фрайнс , покинувший команду Envision . [ 10 ]
- 6 сентября 2022 года Avalanche Andretti объявила о подписании контракта с Андре Лоттерером, который изначально собирался покинуть Формулу E, чтобы участвовать исключительно в чемпионате мира по гонкам на выносливость. [ 50 ]
- 14 сентября 2022 года NIO 333 объявил об Серджио Сетте Камары уходе из Dragon Racing вместо Оливера Терви , который стал спортивным советником и резервным гонщиком DS Penske . [ 6 ]
- 4 октября 2022 года Envision Racing объявила о Себастьяна Буэми из Nissan после восьми сезонов. переходе [ 31 ]
- 8 октября 2022 года Ник де Врис объявил, что подписал контракт со Scuderia AlphaTauri на чемпионат мира Формулы-1 2023 года , исключив его из состава Формулы E. [ 51 ]
- 12 октября 2022 года Стоффель Вандорн и Жан-Эрик Вернь были объявлены парой гонщиков недавно сформированного партнерства DS Penske. [ 3 ] Антонио Джовинацци , выступавший за «Пенске» в предыдущем сезоне, покинул чемпионат после одного сезона.
- 3 ноября 2022 года команда Maserati MSG объявила, что Максимилиан Гюнтер присоединится к команде после ухода из Nissan. [ 19 ]
- 29 ноября 2022 года McLaren объявила, что к команде присоединится Джейк Хьюз, ранее работавший постоянным резервным пилотом и гонщиком по развитию Mercedes-EQ. [ 52 ]
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]Пилот ABT CUPRA Робин Фрайнс получил перелом запястья на первом круге ePrix в Мехико , из-за чего он не смог участвовать в ePrix в Дирии , Хайдарабаде и Кейптауне . Его заменил туристический гонщик GT Кельвин ван дер Линде , который дебютировал в Формуле E после тестов за Audi в 2020 году. [ 11 ] Фрайнс вернулся в команду на ePrix Сан-Паулу .
Андре Лоттерер пропустил двойной удар головой в Джакарте, когда присутствовал на тестовых днях «24 часа Ле-Мана», проходивших в те же выходные. Его заменил резервный пилот Формулы 2 и Porsche Дэвид Бекманн . [ 39 ]
После Монако ePrix в Оливер Роуленд расстался с командой Mahindra по обоюдному согласию. На оставшуюся часть сезона его заменил Роберто Мери , дебютировавший в Формуле E в Джакарте . [ 23 ] [ 53 ]
Список проведенных гонок
[ редактировать ]Следующие ePrix были заключены в рамках чемпионата мира Формулы E 2022–2023 годов:
Круглый | ePrix | Страна | Схема | Дата |
---|---|---|---|---|
1 | Hankook Мехико ePrix | ![]() |
Автодром Херманос Родригес | 14 января 2023 г. |
2 | CORE Дирия ePrix | ![]() |
Трасса Эр-Рияд-Стрит | 27 января 2023 г. |
3 | 28 января 2023 г. | |||
4 | Гринко Хайдарабад ePrix | ![]() |
Хайдарабад-Стрит Автодром [ 54 ] | 11 февраля 2023 г. |
5 | Кейптаун ePrix | ![]() |
Кейптаун-Стрит Трасса | 25 февраля 2023 г. |
6 | Юлиус Баер Сан-Паулу ePrix | ![]() |
Уличная трасса Сан-Паулу [ 55 ] | 25 марта 2023 г. |
7 | SABIC Берлин ePrix | ![]() |
Уличная трасса аэропорта Темпельхоф | 22 апреля 2023 г. |
8 | 23 апреля 2023 г. | |||
9 | ЭПри Монако | ![]() |
трасса Монако | 6 мая 2023 г. |
10 | Гулавит Джакарта ePrix | ![]() |
Международный электронный приз Джакарты | 3 июня 2023 г. |
11 | 4 июня 2023 г. | |||
12 | ePrix Southwire Портленда | ![]() |
Портлендская международная гоночная трасса | 24 июня 2023 г. |
13 | Hankook Рим ePrix | ![]() |
Городская трасса EUR | 15 июля 2023 г. |
14 | 16 июля 2023 г. | |||
15 | Hankook Лондон ePrix | ![]() |
Excel Лондон | 29 июля 2023 г. |
16 | 30 июля 2023 г. |
Хотя изначально планировалось вернуться к формату начала сезона в конце года и продолжения до европейского лета, чемпионат остался со стартом в начале года третий сезон подряд. [ 56 ] [ 57 ]
Изменения локации
[ редактировать ]- ePrix Мехико впервые стал открытием сезона, заменив ePrix Дирии .
- Хайдарабадский ePrix появился в календаре после подписания письма о намерениях в январе 2022 года. Это был первый этап чемпионата мира FIA в Индии после Гран-при Индии 2013 года . [ 54 ]
- ePrix Сан-Паулу был введен после того, как уже была подана неудачная заявка на сезон 2017–18 . [ 55 ] [ 58 ]
- Первоначально планировалось, что Seoul ePrix будет проводиться на измененной схеме Сеульской уличной трассы из-за реконструкции территории стадиона Джамсил , но тогда это не было частью обновленного календаря. [ 59 ]
- Jakarta ePrix , дебютировавший в 2022 году, стал событием с двойным заголовком.
- не ePrix Марракеша вернулся в этом сезоне, поскольку его появление в календаре 2021–22 было только заменой отмененного раунда в Ванкувере. [ 60 ]
- Кейптаунский ePrix был представлен после того, как изначально планировалось, что он дебютирует в сезоне 2021–22. [ 59 ]
- Парижское ePrix должно было вернуться в календарь после того, как его исключили из календаря на 2021–2022 годы из-за пандемии COVID-19 , но не было включено в расписание. [ 61 ]
- Раунд, проводимый в Соединенных Штатах, переместился с трассы Бруклин-стрит в Нью-Йорке на международную гоночную трассу Портленда в Орегоне. Схема трассы протяженностью 3,166 км была немного изменена. [ 62 ] [ 63 ]
локации ePrix
[ редактировать ]Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические изменения
[ редактировать ]Чемпионат начал свое третье поколение технического регламента. [ 64 ] Это привело к появлению совершенно нового автомобиля с новым шасси, снова построенным компанией Spark Racing Technology . Автомобили теперь оснащались двумя силовыми агрегатами, причем второй был добавлен к передней оси, что увеличило максимальную выходную мощность с 250 кВт до 600 кВт. Эта новая машина стала самой маленькой и легкой машиной, когда-либо использовавшейся на чемпионате: ее вес уменьшился на 60 кг. Увеличение мощности и снижение веса привели к тому, что максимальная скорость выросла до более чем 320 км/ч. Добавление второй трансмиссии увеличило регенеративную способность с 25% до 40%, чего было достаточно для того, чтобы у новых автомобилей не было гидравлических задних тормозов. [ 65 ] Поставщик шин сменился с Michelin на Hankook . [ 66 ]
Спортивные изменения
[ редактировать ]Помимо новой машины, также был внесен ряд изменений формата гонки. Формат вернулся к гонкам с установленным количеством кругов вместо фиксированного времени, с машинами безопасности и предупреждениями о полной трассе, увеличивающими количество кругов, необходимых для финиша гонки. Fanboost также был прекращен. [ 67 ]
Быструю перезарядку планировалось протестировать в избранных гонках в формате так называемого «атакующего заряда». Во время гонки с атакой каждый гонщик должен был бы сделать пит-стоп для подзарядки во время гонки, но, чтобы компенсировать это, гонщики, выехавшие на пит-стоп, получили бы два дополнительных периода активации режима атаки. [ 68 ] Однако эти планы не осуществились.
Первоначально каждая команда должна была управлять гонщиком-новичком как минимум в двух тренировочных сессиях в течение сезона. [ 68 ] Несколько команд раскритиковали это правило: они опасались, что плотный график гоночных выходных оставит гонщиков неподготовленными после всего лишь одной тренировки, и раскритиковали потенциально серьезные последствия, которые может иметь авария новичка. В конечном итоге это правило было отменено. Вместо этого были добавлены две дополнительные сессии только для пилотов-новичков: в пятницу перед ePrix в Риме и в понедельник после ePrix в Берлине. [ 69 ]
Отчет за сезон
[ редактировать ]Открытие раундов
[ редактировать ]Третье поколение Формулы E началось в январе в Мехико, где Лукас ди Грасси занял поул-позицию в своем дебютном матче за Mahindra Racing, опередив Андретти из Джейка Денниса . Ди Грасси лидировал на старте, прежде чем гонка была дважды прервана: ABT CUPRA из Робин Фрайнс врезался в заднюю часть Нормана Нато , Nissan выбив их обоих из гонки и сломав Фрайнсу запястье, прежде чем Сэм Берд Jaguar остановился, чтобы вызвать еще одну машину безопасности. Деннис вырвался вперед у ди Грасси на 12-м круге, создав отрыв, прежде чем была вызвана третья машина безопасности, когда Эдоардо Мортара потерял контроль над своим Maserati и врезался в стену. Ди Грасси не смог представлять угрозу Деннису при рестарте, вместо этого отставая от Porsche из Паскаля Верляйна . Немцу также не удалось приблизиться к Деннису, выигравшему гонку с преимуществом в 7,8 секунды. Ди Грасси жестко защищался от McLaren из Джейка Хьюза , чтобы удержаться на третьем месте. [ 70 ]
На в Дирии трассе с двойным ударом Кельвин ван дер Линде дебютировал в Формуле Е, заменив травмированного Фрайнса. Envision из Себастьян Буэми занял поул-позицию в первой гонке, опередив Хьюза и Бёрда. Бёрд вскоре обогнал Хьюза, а затем на 7-м круге опередил Буэми. Однако лучшим стартовавшим был Верляйн: стартовав девятым, он занял три места на первом круге, а затем продолжил подъем и в итоге оказался позади второго. -поместил Буэми к 23-му кругу. Вскоре немец оставил швейцарца позади и начал работать над лидером гонки Бёрдом. Спустя одну неудачную попытку и четыре круга хорошей защиты Берда Верляйн смог выйти вперед. Лидер чемпионата Деннис тоже провел отличную гонку, стартовав одиннадцатым и сумев подняться вверх по порядку. Он также обогнал Берда и занял второе место, но затем не смог обойти Верляйна. Только лучшее время Денниса на круге в Мехико отделило его от Верляйна, который был вторым в турнирной таблице. [ 71 ]
Хьюз занял свою первую поул-позицию во второй гонке в Дирии, опередив Митча Эванса из Jaguar и своего товарища по команде McLaren Рене Раста . Каждый из тройки лидеров некоторое время лидировал в первой части гонки, прежде чем Верляйн снова смог максимально эффективно использовать превосходную эффективность трансмиссии своего Porsche. Он обогнал Хьюза и Эванса на 12 и 13 круге, прежде чем Раст уступил ему лидерство, когда он перешел в режим атаки. Деннис, стартовавший после Верляйна шестым, последовал за ним и снова оказался на втором месте. Затем разрывы были сведены к нулю, поскольку была вызвана машина безопасности, когда Нико Мюллер из ABT Cupra врезался в стену на 27-м круге. Верляйн удержал Денниса на рестарте, а затем оставался неоспоримым до финиша, одержав обе победы в гонках и вырвавшись вперед в чемпионате с преимуществом в шесть очков. , в то время как Раст, занявший третье место, блестяще защитился от Бёрда и впервые поднялся на подиум в Формуле E для своей команды. [ 72 ]
В следующем раунде, первом Hyderabad ePrix , Эванс занял поул-позицию, опередив из DS Penske Жан-Эрика Верня . Эванс с самого начала опустился на третье место после Верни и Буэми из-за несвоевременной активации режима атаки. Затем он оказался не в том месте и не в то время, когда его товарищ по команде Бёрд попытался переехать на Nissan Саши Фенестраза на 13-м круге, обогнал себя и ударил Эванса, вынудив оба Jaguar сойти с дистанции. Среди этого хаоса Ник Кэссиди из Envision смог подняться на третье место. Вернь опередил Буэми на 15-м круге, а Кэссиди последовал за ним. Другая машина безопасности, вызванная Хьюзом, у которого зеркало оторвалось и застряло в руле, в результате чего он врезался в стену, задержала борьбу за победу. Несмотря на то, что в финальной части гонки у него было больше энергии, чем у Верня, Кэссиди пришлось довольствоваться вторым. Буэми финишировал третьим, прежде чем получил пенальти, благодаря которому Антониу Феликс да Коста из Porsche поднялся на подиум. Верляйн, занявший четвертое место, увеличил свое чемпионское преимущество над не финишировавшим Деннисом до 18 очков. [ 73 ]
Формула E дебютировала в Кейптауне на пятом этапе. Фенестраз занял свою первую поул-позицию в Формуле E, опередив Maserati из Максимилиана Гюнтера . Все четыре автомобиля с двигателем Mahindra пришлось снять с гонки, поскольку производитель увидел проблемы с безопасностью их задней подвески. Ранняя машина безопасности из-за столкновения Верляйна с Буэми позволила Гюнтеру выйти вперед, прежде чем Кэссиди занял первое место. Гюнтер врезался в стену на 21-м круге, вынудив его сойти с дистанции и вызвав споры между Да Костой и Вернью. На 24-м круге Да Коста замечательно обогнал Кэссиди и вырвался вперед. Затем он пропустил активацию режима атаки, отстал от Верня и смог провести тот же блестящий ход против Верня, чтобы вернуть лидерство и удержаться до победы. Кэссиди занял последнее место на подиуме после того, как Фенестраз вылетел из строя на последнем круге. С уходом Верляйна и выходом Денниса на 13-м месте после пенальти, лидерство Верляйна в чемпионате осталось прежним. [ 74 ]
Межсезонные раунды
[ редактировать ]Шестой этап ePrix Сан -Паулу стал третьим подряд новым ePrix. Когда Фрайнс вернулся в ABT CUPRA после травмы, действующий чемпион Стоффель Вандорн занял свою первую поул-позицию за DS Penske . В гонке с очень ограниченным потреблением энергии в первой половине гонки произошло несколько смен лидерства: гонщики переходили в режимы атаки только для того, чтобы не лидировать в гонке и не пропустить слипстрим. Вандурн проиграл, так как слишком сильно вел и в конечном итоге у него возник большой дефицит энергии, а Кэссиди и Эванс воспользовались этим. Эванс опередил Кэссиди на 32-м круге, отразив вызовы Кэссиди и Берда на последнем круге и одержав первую победу в сезоне для себя и Jaguar. Лидер чемпионата Верляйн стартовал 18-м и смог вернуться домой седьмым, несмотря на столкновение с соперником чемпионата Деннисом после того, как последний был сбит NIO 333 из Дэном Тиктумом . Это вынудило Денниса уйти на пенсию. Поскольку Деннис не забил в третьей гонке подряд, Верляйн увеличил свое преимущество в чемпионате до 24 очков. [ 75 ]
В седьмом и восьмом раундах все вернулось к знакомой обстановке, а двойной удар головой в Берлине следующим был . Буэми занял свою 16-ю поул-позицию, что стало новым рекордом Формулы E, но на старте его побил Тиктум, вырвавшийся с четвертого места в стартовой решетке и вырвавшись вперед. В то время как Тиктум медленно отступал на своем худшем NIO, гонщики снова не стремились лидировать в гонке, предпочитая снова скатиться в поток. Гонка несколько раз прерывалась из-за аварий с участием машин безопасности. В одном из них снова участвовал Деннис, на этот раз он врезался в стену, пытаясь обогнать Гюнтера и занять пятое место. Это позволило четвёрке лучших во главе с Буэми создать небольшой отрыв. Эванс смог обогнать Буэми и выйти вперед на 40-м круге, а Бёрд и Гюнтер также вышли вперед на последнем круге, завершив Jaguar 1-2 и поднявшись на подиум. Верляйн занял шестое место, а поскольку Деннис не набрал ни одного гола в четвертый раз подряд, его обогнал в турнирной таблице Кэссиди, который занял пятое место и сократил отставание от Верляйна до 23 очков. [ 76 ]
Во второй гонке в Берлине прошла мокрая квалификация, которая завершилась неожиданным локаутом ABT CUPRA в первом ряду, при этом Фрайнс опередил Мюллера. Гонка была отложена из-за протестующих, штурмовавших стартовую решетку, но когда она началась, ABT CUPRA не смогли угнаться за другими ведущими автомобилями и вскоре отступили. Хотя поначалу казалось, что это снова гонка, в которой лидерство было не лучшей стратегией, Кэссиди справился именно с этой задачей. Он стартовал восьмым и вскоре оказался в лидирующей группе, занял первое место на 25-м круге и лидировал до конца. За ним шел Деннис, который набрал свои первые очки после Дирии в январе. Вернь поднялся на подиум, но ему пришлось бороться за него, опередив Эванса и Да Косту на заключительном этапе гонки. Мюллеру удалось вернуть два очка на девятом месте, а поляк Фрайнс вернулся на семнадцатое. Когда Верляйн вернулся домой седьмым, разрыв между ним и Кэссиди в турнирной таблице сократился всего до четырех очков. [ 77 ]
ePrix Монако началось с того, что Фенестраз занял поул-позицию, но из-за удаления времени круга это преимущество досталось Хьюзу. Первоначально он уходил от Фенестраза, прежде чем Эванс вырвался вперед из пары после первого раунда активации режима атаки, в результате которого Хьюз опустился на пятое место. Тем временем Кэссиди продвигался вверх по порядку, стартовав с девятого места. Он обогнал три машины Денниса, Верляйна и Гюнтера на шпильке на четвертом круге, а затем вырвался вперед у Эванса во втором раунде режимов атаки. Опоздавшая машина безопасности, которая забрала остановившуюся машину Гюнтера, привела к решительному спринту на пять кругов до конца, но Эванс не смог обойти Кэссиди, прежде чем другая машина безопасности, возникшая из-за столкновения Берда и Мюллера, увидела финиш гонки под предупреждением. Вторая подряд победа Кэссиди позволила ему обогнать Верляйна, который смог занять лишь десятое место в турнирной таблице. Третьим был Деннис, который также приблизился к Верляйну в турнирной таблице, а Кэссиди теперь опережал на 20 очков. [ 78 ]
Два гонщика дебютировали в Джакарте : Дэвид Бекманн в качестве дублера Андре Лоттерера из Андретти и Роберто Мери , заменивший Оливера Роуленда в Махиндре. Гюнтер занял первую поул-позицию Maserati в Формуле E, опередив Денниса. Верляйн, идущий третьим, обогнал Денниса прямо на старте, а затем держался рядом с Гюнтером и лидировал на четвертом круге. После непродолжительного падения на четвертое место после Вандорна, Деннис быстро поднялся на второе место и остался там главной угрозой для Верляйна. Эти три верхние позиции сохранялись до конца гонки, в то время как в нижних точках два Jaguar снова столкнулись, вынудив Эванса сойти с дистанции. Верляйн одержал свою первую победу после Саудовской Аравии, а Деннис поднялся на седьмой подиум в сезоне. Лидер чемпионата Кэссиди смог занять только седьмое место на автомобиле Envision, которому не хватало скорости, поэтому Верляйн сократил свое чемпионское преимущество всего до двух очков. [ 79 ]
Гюнтер снова завоевал поул во второй гонке в Джакарте. Хотя он отставал и от Эванса, и от Денниса во время первого раунда активации режима атаки, он смог обойти Денниса во второй раз после того, как британец застрял позади Эванса во втором режиме атаки. Затем Деннис оказал давление на Гюнтера, но не смог найти выход. Эванс позже перешел в атакующий режим, но его скорость после этого не могла сравниться с двумя лучшими игроками. Главные герои чемпионата Кэссиди и Верляйн столкнулись дальше по порядку, в результате чего первый получил повреждение переднего крыла, что вынудило его отправиться на ремонт и потерять очки. Гюнтер одержал первую победу Maserati на одноместном автомобиле после победы Хуана Мануэля Фанхио на Нюрбургринге в 1957 году . Деннис завоевал свой четвертый подиум подряд, заняв второе место, а Верляйн финишировал шестым, чего было достаточно, чтобы вернуть лидерство в чемпионате с преимуществом в одно очко над Деннисом. Кэссиди опустился на третье место в турнирной таблице, хотя и отставал от Верляйна всего на шесть очков. [ 80 ]
Закрытие раундов
[ редактировать ]Деннис занял поул-позицию, когда Формула E дебютировала на гоночной трассе Portland International Raceway . Высокоскоростной характер трассы означал, что экономия энергии снова стала главным приоритетом, поскольку в первой части гонки гонщики часто отставали от скорости более чем на 10 секунд. Деннис лидировал до тех пор, пока его первая активация режима атаки не оставила его позади НАТО. Кэссиди, стартовавший десятым, уверенно продвигался вперед, чтобы завоевать лидерство незадолго до того, как гонка была прервана из-за тяжелой аварии из-за отказа тормозов у Мюллера. Затем да Коста вышел вперед и начал показывать больший темп в финальной части гонки, и только Кэссиди и Деннис смогли его удержать. Эти двое в конце концов смогли обойти Да Косту, а Деннис не нашел пути мимо Кэссиди. Новозеландец одержал свою третью победу в сезоне, а также вернул себе лидерство в чемпионате над Верляйном, которому удалось занять лишь восьмое место, с преимуществом в 18 очков. [ 81 ]
Эванс завоевал поул-позицию в первой из двух гонок в Риме . После того, как машина безопасности увезла разбившуюся машину Лоттерера, Фенестраз вырвался вперед незадолго до того, как гонка была отмечена красным флажком на девятом круге из-за маневрирования нескольких автомобилей. Бёрд потерял контроль над своей машиной на шестом повороте и врезался в стену. Его машину сбили Буэми и Мортара, Вандурн врезался в стену, пытаясь избежать обломков, а Да Коста, Ди Грасси и Фрайнс также получили повреждения, вызванные обломками на трассе. Все гонщики остались без травм, а четырнадцать машин под руководством Фенестраза вышли на рестарт. Деннис вышел вперед на двенадцатом круге, когда Фенестраз начал терять порядок. Эванс вернул лидерство во втором раунде активации режима атаки. Поскольку гонка после красного флага оказалась на один круг дольше, чем первоначально ожидал Андретти, Деннис был вынужден экономить энергию, оставив его позади Кэссиди и Гюнтера, занявших четвертое место. Кэссиди увеличил свое чемпионское преимущество до 15 очков, а Деннис и Эванс обогнали Верляйна в турнирной таблице. [ 82 ]
Запасные части пришлось распределить по всему паддоку, чтобы все машины могли принять участие во второй гонке. Деннис занял поул-позицию и на старте опередил Кэссиди и Эванса. На втором круге Кэссиди попытался атаковать Денниса. Эванс позади него заперся, ударил Кэссиди, и его «Ягуар» швырнул на Envision Кэссиди. Оба гонщика продолжили гонку, но получили серьезные повреждения, из-за которых Эванс в конечном итоге сошёл с дистанции. Нато был вторым после Денниса, но подрезал Андретти заднюю часть и получил повреждение переднего крыла. При этом Бёрд прошел мимо него и начал оказывать давление на лидера гонки. Бёрд не смог найти путь к Деннису и вернулся на третье место, когда активировал свой второй режим атаки. Несмотря на то, что у него было больше энергии, ему тогда не удалось обойти НАТО, державшегося на втором месте. В результате Деннис вернул лидерство в чемпионате, опередив Кэссиди на 24 очка перед последними выходными. Эванс, отставший еще на пять очков, также все еще вел математическую борьбу за титул. [ 83 ]
Последний уик-энд в Лондоне начался с того, что Эванс занял поул-позицию, но штраф на 5 мест на стартовой решетке из-за его аварии в Риме означал, что Кэссиди стартовал первым. Буэми занял второе место на старте, и изначально Кэссиди выглядел готовым провести чемпионский бой в воскресенье, поскольку Буэми прикрывал его сзади, в то время как он рано успел активировать оба режима атаки. Но Кэссиди пропустил Буэми, чтобы помочь своей команде в командном первенстве, а недопонимание между командой и гонщиками привело к тому, что товарищи по команде ударили друг друга. Кэссиди получил повреждение и потерял все шансы сохранить чемпионский бой. Гонка завершилась двумя красными флажками подряд: сначала Фенестраз сильно разбился в 16-м повороте, а затем вскоре после первого рестарта, когда столкновение между Нато, Буэми и Бёрдом заблокировало трассу в 19-м повороте. После второго рестарта Эванс лидировал. Да Коста и Деннис дома, прежде чем Да Коста был оштрафован на 3 минуты после гонки за техническое нарушение. Деннис стал победителем первого чемпионата мира среди пилотов Формулы E для себя, своей команды и Великобритании. [ 84 ]
В финальном раунде чемпионата Кэссиди завоевал свою первую поул-позицию в сезоне. Гонка была сильно отложена из-за сильного дождя, но как только все началось, Кэссиди опередил Эванса и Нато. Лидирующая пара тут же оторвалась от группы, и никто не смог поспеть за ней. Деннис обогнал Нато и занял третье место, но все равно был почти на секунду медленнее Кэссиди и Эванса. На заключительном этапе гонки Эванс перестал давить на Кэссиди за лидерство и тоже отступил. Кэссиди доминировал до конца гонки. Его победа обеспечила ему второе место в чемпионате пилотов. Его товарищ по команде Буэми финишировал шестым, и Envision Racing завоевала свой первый командный титул, опередив Jaguar TCS Racing. Новоиспеченный чемпион Деннис вернулся домой и занял третье место в гонке, где, несмотря на очень сложные условия, все 22 машины добрались до финиша. [ 85 ]
В начале сезона автомобили с двигателями Porsche казались самыми сильными, но по ходу сезона Jaguar и их клиент Envision смогли догнать их. Картина в зачете пилотов была схожей: Деннис и Верляйн прочно лидировали в первой половине сезона, но Кэссиди и Эванс догнали пару, а Верляйн начал отступать. Хотя Эванс никогда не лидировал в чемпионате, Кэссиди смог дважды обойти Денниса, прежде чем произошла решающая авария во второй гонке в Риме, которая вернула инициативу за титул в пользу Денниса. В Лондоне Кэссиди и Envision затем упустили свои скромные шансы, пытаясь выиграть оба чемпионата одновременно, в то время как Деннису просто нужно было сохранять стабильность, чтобы завоевать корону.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]ePrix
[ редактировать ]Чемпионат водителей
[ редактировать ]Баллы начислялись по следующей структуре:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место | 9-е место | 10-е место | Нет | Флорида |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 |
|
Жирный – поляк Курсив – Самый быстрый круг |
Командный чемпионат
[ редактировать ]Поз. | Команда | Нет. | МЕКСИКА ![]() |
HR ![]() |
ДЛИНА ![]() |
КПП ![]() |
СПЛ ![]() |
БЕР ![]() |
МКО ![]() |
КАК ![]() |
ПРТ ![]() |
РМЭ ![]() |
ЛДН ![]() |
оч | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() |
16 | 6 | 4 | 6 | 15 | 5 | 10 | 4 | 20 | 8 | 20 | 10 | 5 | Верно | 5 | 3 | 6 | 304 |
37 | 9 | 6 | 13 | 2 | 3 | 2 | 5 | 1 | 1 | 7 | 18 | 1 | 2 | 14 | Верно | 1 | |||
2 | ![]() |
9 | 8 | 10 | 7 | Верно | 11 | 1 | 1 | 4 | 2 | Верно | 3 | 4 | 1 | Верно | 1 | 2 | 292 |
10 | Верно | 3 | 4 | Верно | DNS | 3 | 2 | 19 | 16 | 21 | DNS | 17 | Верно | 3 | 4 | 7 | |||
3 | ![]() |
27 | 1 | 2 | 2 | 16 | 13 | Верно | 18 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 252 |
36 | 4 | 9 | 12 | 9 | 9 | 12 | 8 | 21 | Верно | 16 | Верно | 19 | Верно | Верно | 13 | 21 | |||
4 | ![]() |
13 | 7 | 18 | 11 | 3 | 1 | 4 | Верно | 5 | 15 | 8 | 7 | 3 | Верно | 12 | 16 | 16 | 242 |
94 | 2 | 1 | 1 | 4 | Верно | 7 | 6 | 7 | 10 | 1 | 6 | 8 | 9 | 7 | 9 | 10 | |||
5 | ![]() |
1 | 10 | 11 | 20 | 8 | 7 | 6 | Верно | 8 | 9 | 4 | 9 | 12 | 11 | 8 | 11 | 5 | 163 |
25 | 12 | 7 | 16 | 1 | 2 | 5 | 7 | 3 | 7 | 5 | 16 | 11 | 5 | 15 | Верно | 22 | |||
6 | ![]() |
7 | 11 | ВД | 19 | 13 | Верно | 11 | 3 | 6 | Верно | 3 | 1 | 6 | 3 | 6 | 12 | 14 | 140 |
48 | Верно | Верно | 9 | 10 | Верно | Верно | 9 | Верно | 11 | 6 | 8 | Верно | Верно | 4 | 5 | 11 | |||
7 | ![]() |
17 | Верно | 12 | 14 | 7 | 8 | Верно | 13 | 16 | 18 | 12 | 5 | 9 | 7 | 2 | 8 | 4 | 95 |
23 | 15 | 17 | 8 | 12 | Северная Каролина | Верно | 12 | 11 | 4 | 19 | 4 | 15 | 10 | 16 | Верно | 15 | |||
8 | ![]() |
5 | 5 | 8 | 5 | Верно | 10 | 8 | Верно | 18 | 5 | 10 | Верно | 18 | DNS | 11 | 10 | 19 | 88 |
58 | Верно | 5 | 3 | Верно | 4 | 9 | 17 | 13 | 17 | 15 | 15 | 14 | Верно | 13 | 14 | 12 | |||
9 | ![]() |
3 | 16 | 15 | 17 | 5 | 12 | 16 | 16 | 15 | 14 | 17 | DNS | 16 | 8 | Верно | ДСК | 13 | 42 |
33 | 17 | 14 | 10 | Верно | 6 | 17 | Верно | 10 | 6 | 13 | 11 | 13 | 13 | 9 | 7 | 9 | |||
10 | ![]() |
8 | 13 | 19 | Верно | 6 | ВД | 15 | 10 | 14 | Верно | 18 | 17 | Верно | 12 | Верно | 15 | 20 | 41 |
11 | 3 | 13 | 15 | 14 | ВД | 13 | 11 | 12 | 12 | 14 | 14 | 7 | Верно | Верно | 6 | 18 | |||
11 | ![]() |
4 | Верно | 16 | 18 | Верно | ВД | 14 | 14 | 17 | 13 | 9 | 13 | 10 | Верно | Верно | Верно | 17 | 21 |
51 | 14 | Верно | Верно | 11 | ВД | Верно | 15 | 9 | Верно | 11 | 12 | Верно | 6 | 10 | Верно | 8 | |||
Поз. | Команда | Нет. | МЕКСИКА ![]() |
HR ![]() |
ДЛИНА ![]() |
КПП ![]() |
СПЛ ![]() |
БЕР ![]() |
МКО ![]() |
КАК ![]() |
ПРТ ![]() |
РМЭ ![]() |
ЛДН ![]() |
оч |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Силовая установка представляет собой переименованную в DS E-Tense FE23. [ 18 ]
- ^ Jump up to: а б Марка 99X Electric использовалась для каждой трансмиссии Формулы E, разработанной Porsche, начиная с их дебютного сезона . Это четвертый силовой агрегат.
- ↑ Нико Мюллер установил самый быстрый круг, но не финишировал в первой десятке, поэтому не имел права набирать очки на самом быстром круге. Вместо этого Норман Нато стал бомбардиром, установив самый быстрый круг из тех, кто финишировал в первой десятке.
- ↑ Джейк Деннис установил самый быстрый круг, но не финишировал в первой десятке, поэтому не имел права набирать очки на самом быстром круге. Вместо этого Андре Лоттерер стал бомбардиром, установив самый быстрый круг среди тех, кто финишировал в первой десятке.
- ↑ Себастьян Буэми установил самый быстрый круг, но не финишировал в первой десятке, поэтому не имел права набирать очки на самом быстром круге. Вместо этого Максимилиан Гюнтер стал бомбардиром, установив самый быстрый круг из тех, кто финишировал в первой десятке.
- ↑ Себастьян Буэми установил самый быстрый круг, но не финишировал в первой десятке, поэтому не имел права набирать очки на самом быстром круге. Вместо этого Ник Кэссиди стал бомбардиром, установив самый быстрый круг из тех, кто финишировал в первой десятке.
- ↑ Жан-Эрик Вернь установил самый быстрый круг, но не финишировал в первой десятке, поэтому не имел права набирать очки на самом быстром круге. Вместо этого Джейк Деннис стал бомбардиром, установив самый быстрый круг из тех, кто финишировал в первой десятке.
- ↑ Митч Эванс занял поул-позицию и набрал три связанных с ней очка после того, как установил лучшее время в квалификации. Ник Кэссиди начал гонку с первого места, а Эванс отбыл 5-местный штраф за столкновение на предыдущей гонке в Риме.
- ^ Андре Лоттерер установил самый быстрый круг, но не финишировал в первой десятке, поэтому не имел права набирать очки на самом быстром круге. Вместо этого Джейк Хьюз стал бомбардиром, установив самый быстрый круг среди тех, кто финишировал в первой десятке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Dragon станет партнером DS с самого начала эры Gen3 Formula E» . Гонка. 4 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «ЧЕМПИОНАТ МИРА FIA FORMULA E 2022–2023 гг., E-Pri Мехико — официальный список заявок» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «DS PENSKE объявляет о Вандорне и Верни» . FIA Formula E. Архивировано из оригинала 12 октября 2022 года . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ «NIO 333 — последняя команда, присоединившаяся к эпохе Gen3 Формулы E» . Autosport.com . 22 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Команда NIO 333 Formula E [@NIO333FormulaE] (4 октября 2022 г.). «Не могу дождаться, чтобы увидеть автомобиль #NIO333FE ER9 Gen3 в действии? Думаю, вам стоит следить за нашими аккаунтами завтра. Официальный Instagram, FB и Twitter — они все: @nio333formulae 🎥 🎞️ #Gen3IsComing #FormulaE @FIAFormulaE #AlwaysForward» ( твит ). Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 15 декабря 2022 г. - через Twitter .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Серджио Сетте Камара присоединяется к NIO 333 в 9 сезоне» . АББ Формула Е. Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ «Ticktum готовится к возвращению в 9 сезоне с NIO 333» . АББ Формула Е. 11 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ «Команда давнего партнера Audi ABT возвращается в Формулу E» . Гонка . 5 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2022 года . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «ABT обеспечивает поддержку Mahindra для возвращения в Формулу E» . АББ Формула Е. 29 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Добро пожаловать домой! Робин Фрайнс и Нико Мюллер выступят за Abt в Формуле E» . abt-sportsline.com . Архивировано из оригинала 24 августа 2022 года . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Кельвин ван дер Линде заменит травмированного Фрайнса на E-Prix Дирии» . Motorsport.com . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «McLaren присоединится к Формуле E в сезоне 2022–2023 годов, купив команду Mercedes» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «McLaren подписывает соглашение о силовых агрегатах Формулы E с Nissan для эпохи Gen3» . au.motorsport.com . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ «McLaren подтверждает наличие Джейка Хьюза вместе с Рене Растом в девятом сезоне» . Официальный дом Формулы E. Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «McLaren подписывает контракт с Рене Растом для участия в своей первой кампании Формулы E» . АББ Формула Е. Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Вентури официально переходит в спортивную группу Монако в честь прибытия Gen3» . Гонка . 10 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ «Новая эра, знаковые цвета Maserati и ее гоночного автомобиля Gen3» . Официальный дом Формулы E. Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Смит, Сэм (28 января 2023 г.). «Maserati представляет ливрею для своего первого сезона Формулы E» . Гонка . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Maserati MSG Racing подтверждает участие Мортары и Гюнтера в 9 сезоне» . ФИА Формула Е. 3 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Mahindra становится первой командой, присоединившейся к Формуле E GEN3» . Гонка. 30 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Формула E раскрывает список производителей эпохи Gen3» . Гонка . 31 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Mahindra Racing подписывает контракт с Лукасом ди Грасси для эры Gen3» . АББ Формула Е. 12 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Роуленд освобождает место в Mahindra Formula E, дебютируя за Мери» . the-race.com . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ «Последний производитель Jaguar, присоединившийся к эпохе Gen3 Формулы E» . Autosport.com . 9 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Jaguar примет участие в Power Envision для Формулы E 2023 года» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Митч Эванс подписывает новый многолетний контракт с Jaguar Racing» . ABB Formula E. 3 августа 2021 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Сэм Бёрд и Jaguar TCS Racing заключили новый многолетний контракт» . АББ Формула Е. 19 января 2022 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Porsche берет на себя долгосрочные обязательства в Формуле E» . Гонка. 26 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Антонио Феликс да Коста переходит в Porsche» . АББ Формула Е. 15 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Virgin Name уходит из Формулы E, поскольку команда Envision представляет новый облик» . Гонка . Ноябрь 2021 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 г. Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Боксалл-Легг, Джейк (4 октября 2022 г.). «Буэми покидает Nissan и переходит в Envision в Формуле E в сезоне 2022–2023 годов» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2022 года . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ «Бывший партнер Audi Abt готовится к возвращению в Формулу E» . Гонка. 13 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ «Nissan готов взять на себя долгосрочные обязательства по Формуле E» . Гонка. 27 января 2021 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2021 г. Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Nissan анонсирует НАТО и Фенестраз на 9-й сезон» . АББ Формула Е. Архивировано из оригинала 23 августа 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ «БЛОКЧЕЙН ЛАВИНЫ СОТРУДНИЧАЕТ С ANDRETTI FORMULA E ДЛЯ УСКОРЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» . Андретти Автоспорт . 20 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «С 2023 года Avalanche Andretti Formula E будет оснащаться двигателями Porsche» . АББ Формула Е. Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Avalanche Andretti Formula E и Джейк Деннис расширяют отношения, заключив многолетнее соглашение» . Андретти Автоспорт . 31 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Andretti Autosport | АНДРЕ ЛОТТЕРЕР ПРИГОТОВИТСЯ В ЛАВИНЕ АНДРЕТТИ ФОРМУЛЫ E В 2023 ГОДУ» . Андретти Автоспорт . 6 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2022 года . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Дебют пилота Формулы E: Лоттерер освобождает место в Джакарте» . Гонка . 1 марта 2023 г. Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Mercedes покинет Формулу E после 2022 года» . ESPN.com . 18 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Maserati и ROKiT Venturi Racing станут партнерами чемпионата мира ABB FIA Formula E 2022/23» . ФИА Формула Е. Архивировано из оригинала 3 мая 2022 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ «Nissan берет на себя полный контроль над своей командой Формулы E» . Автокар . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «ABT Sportsline возвращается в Формулу Е» . ФИА Формула Е. Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «CUPRA сотрудничает с ABT в Формуле E 2023 | CUPRA» . cupraofficial.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ «ABT обеспечивает поддержку Mahindra для возвращения в Формулу E» . Официальный дом Формулы E. 29 июля 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Techeetah приближается к выживанию в Формуле E, несмотря на раскол DS» . Гонка . 25 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 года . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ «Самая успешная команда Формулы E пропустит сезон 2023 года» . Гонка . 18 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ «Андре Лоттерер покинет команду Porsche Formula E и займет место LMDh» . Motorsport.com . 25 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ « «Не для меня» — почему победитель гонки Формулы Е решил уйти» . Гонка . 7 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ «Андре Лоттерер присоединяется к Avalanche Andretti в 9 сезоне» . Официальный дом Формулы E. Проверено 15 января 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «АльфаТаури объявляет о назначении Ника де Фриза на 2023 год вместе с Цунодой » Формула 1 . 8 октября 2022 г. из оригинала 8 октября. Архивировано Получено 8 октября.
- ^ NEOM McLaren FE [@McLarenFE] (29 ноября 2022 г.). «УРОВЕНЬ ВОЛНЕНИЯ 💯 @JakeHughesRace — гонщик NEOM McLaren Formula E! #NMFE https://t.co/lBKj319rRr» ( твит ) . Проверено 15 декабря 2022 г. — через Twitter .
- ^ Голдинг, Ник. «Роберто Мери завершит сезон в Mahindra Racing» . Клетчатый флаг . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Хайдарабад подписывает письмо о намерении провести чемпионат мира ABB FIA Formula E» . Официальный дом Формулы E. 17 января 2022 года. Архивировано из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Формула E впервые примет участие в гонках в Бразилии в 2023 году» . Гонка . 2 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ «Традицию Формулы Е мы намерены возродить в следующем сезоне» . Гонка . 28 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2022 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «Обнародован календарь первого сезона Gen3 Формулы E» . Гонка . 29 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ «Сан-Паулу собирается принять первый электронный приз в Бразилии» . Формула Е. 2 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «ОБНОВЛЕНИЕ: Календарь чемпионата мира ABB FIA Formula E на 2022/23 год» . ФИА Формула Е. Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «Марракеш заменит Ванкувер в календаре Формулы E на 2022 год» . Гонка . 11 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ «КАЛЕНДАРЬ 8-ГО СЕЗОНА: Кейптаун, Ванкувер и Сеул участвуют в самом обширном расписании Формулы E» . ФИА Формула Е. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Формула E направляется в Портленд, штат Орегон, в девятом сезоне» . Официальный дом Формулы E. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Формула E обеспечивает место проведения IndyCar в качестве замены в Нью-Йорке в девятом сезоне» . Гонка . 7 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ «ФОРМУЛА E И FIA ПРЕДСТАВЛЯЮТ В МОНАКО ПОЛНОСТЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ GEN3» . FIAFormulaE.com . 8 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ «Формула E Gen3: Что это такое и что нового» . autosport.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ «ОБЪЯСНЕНИЕ GEN3: АЛЕССАНДРА ЧИЛИБЕРТИ, ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕР FIA FORMULA E + РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА GEN3» . FIAFormulaE.com . 29 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ «Объявлен спортивный регламент 9-го сезона» . ФИА Формула Е. Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Формула E в следующем сезоне опробует 30-секундную быструю остановку в некоторых гонках» . Engadget . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Команды Формулы E выигрывают битву с FIA: никаких бесплатных тренировок с новичками» . gpblog.com . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ «E-Prix Мехико: Деннис выигрывает первую гонку Gen3 FE для Андретти» . Motorsport.com . 14 января 2023 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «Е-при Дирии: Верляйн сдерживает Денниса и приближает победу» . Motorsport.com . 27 января 2023 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «Е-при Дирии: Верляйн побеждает Денниса и одерживает двойную победу» . Motorsport.com . 28 января 2023 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «Е-при Хайдарабада: Вернь удерживает Кэссиди и побеждает, пока Ягуары самоуничтожаются» . Motorsport.com . 11 февраля 2023 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «Е-при Кейптауна: Да Коста делает потрясающий поздний ход Верни для победы» . Motorsport.com . 25 февраля 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Е-при Сан-Паулу: Эванс из Jaguar побеждает Кэссиди в дуэли в конце гонки» . Motorsport.com . 25 марта 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Е-При Берлина: Эванс лидирует Jaguar со счетом 1–2 в безумной стартовой гонке» . Motorsport.com . 22 апреля 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Е-При Берлина: Кэссиди выигрывает вторую гонку, поскольку протестующие откладывают старт» . Motorsport.com . 23 апреля 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Е-При Монако: Кэссиди побеждает с девятого места и лидирует по очкам» . Motorsport.com . 6 мая 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Е-При Джакарты: Верляйн завершил засуху победой и приблизился к лидерству по очкам» . Motorsport.com . 3 июня 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Е-при Джакарты: Гюнтер побеждает за Maserati, Верляйн лидирует по очкам» . Motorsport.com . 4 июня 2023 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ «Портлендский E-Prix: Кэссиди выигрывает напряженную битву за энергосбережение» . Motorsport.com . 25 июня 2023 г. Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ «Е-при Рима: Эванс побеждает Кэссиди после скопления в начале гонки» . Motorsport.com . 15 июля 2023 г. Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Римский E-Prix: Деннис побеждает, когда Эванс врезается в Кэссиди» . Motorsport.com . 16 июля 2023 г. Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Е-При Лондона: Деннис стал чемпионом, Эванс выиграл прерванную гонку» . Motorsport.com . 29 июля 2023 г. Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ «Е-При Лондона: Кэссиди доминирует в мокром финале Формулы Е после двух остановок» . Motorsport.com . 30 июля 2023 г. Проверено 10 августа 2023 г.