Хиллер OH-23 Ворон
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2020 г. ) |
ОН-23 Ворон | |
---|---|
![]() Хиллер OH-23G Ворон | |
Общая информация | |
Тип | Многоцелевой легкий вертолет |
Производитель | Юнайтед Вертолеты Хиллер Самолет |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Армия США |
Количество построенных | 2000+ |
История | |
Изготовлено | 1948–1965 |
Дата введения | 1948 |
Первый полет | 1948 |
Hiller OH-23 Raven — это двух-, трех- или четырехместный военный легкий наблюдательный вертолет , созданный на базе Hiller Model 360. Модель 360 получила обозначение компании как UH-12 («UH» от United Helicopters ). [ 1 ] который впервые поднялся в воздух в 1948 году. Первоначально это был двухместный вертолет с поршневым двигателем, который поступил на вооружение в конце 1940-х годов, а в конце 20 века он стал популярным военным и гражданским легким вертолетом.
Hiller UH-12 был первым вертолетом, совершившим трансконтинентальный перелет через США в 1949 году. Он участвовал в Корейской войне вместе с силами ООН , а также во Вьетнаме . Это был важный ранний вертолет, который широко использовался на международном уровне. На вооружении Великобритании он назывался Hiller HT Mk 1 и Mk 2, а ВМС США также использовали его как HTE-1 для тренировок. Он продавался на коммерческой основе как UH-12 (это было обозначение компании, а не военное), хотя некоторые военные эксплуатанты использовали это обозначение компании. Некоторые более поздние модели были рассчитаны на турбину, также продавалась 4-местная версия. В Канаде UH-13E служил военным как CH-112 Nomad .
Hiller перешла во владение Fairchild в 1964 году. Новая компания Hiller Aviation взяла на себя поддержку некоторых вариантов UH-12 в 1970-х годах и позже стала Rogerson Hiller. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]В 1947 году компания United Helicopters (позже переименованная в Hiller Aircraft ) разработала прототип вертолета Model 360X. Год спустя, 14 октября 1948 года, Управление гражданской авиации (CAA) выдало сертификат производства модели 360. United Helicopters начала производство модели 360 как UH-12. В 1949 году UH-12 стал первым вертолетом, совершившим трансконтинентальный перелет из Калифорнии в Нью-Йорк. Когда Хиллер модернизировал двигатель и лопасти несущего винта, компания обозначила новую модель как UH-12A. UH-12A будет принят на вооружение вооруженных сил Франции и США, а также будет использоваться гражданскими коммерческими операторами в нескольких странах.
Вертолет начал производиться в конце 40-х годов и прошел огневые испытания во время Корейской войны; Результатом многих уроков, полученных с трудом, стала модель B, UH-13B, и за этот период производственные мощности значительно возросли. [ 3 ]
Он производился до 1965 года, всего было выпущено более 2000 экземпляров. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]
H-23 Raven выполнял функции служебного, наблюдательного и медицинского эвакуационного вертолета во время Корейской войны . Номера моделей варьировались от A до D, F и G. У H-23A было наклонное лобовое стекло. H -23B использовался в качестве основного учебно-тренировочного вертолета. Начиная с UH-23C , все более поздние модели имели фонарь «Чаша золотой рыбки», аналогичный Bell 47 .
На Raven использовалась циклическая система управления Hiller «Rotor-Matic» с двумя небольшими лопастями серводвигателя, смещенными на 90 градусов к лопастям несущего винта. Лопасти были прикреплены к колонке управления так, чтобы движение колонки вызывало изменение шага серволопастей, нагружая лопасть несущего винта так, чтобы происходили желаемые циклические изменения несущего винта. [ 5 ] OH-23 имел максимальную скорость 97 миль в час (156 км/ч; 84 узла). «Ворон» имел двухлопастный несущий винт, металлический двухлопастный рулевой винт. И OH-23B, и OH-23C оснащались одним двигателем Franklin O-335-5D .
OH -23D представлял собой чисто военную версию с двигателем Lycoming O-435-23C и более надежной трансмиссией. Большинство OH-23D были заменены на OH-23G , наиболее распространенную версию Raven, с более мощным Lycoming O- шестицилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем 540-9A с воздушным охлаждением мощностью 305 л.с. (227 кВт). OH-23G мог вместить троих. Версия MEDEVAC имела две внешние носилки или капсулы, установленные на салазках. «Ворон» служил разведчиком в начале войны во Вьетнаме , а затем в начале 1968 года его заменил Хьюз OH-6A Cayuse. «Ворон», пилотируемый Хью Томпсоном-младшим, сыграл решающую роль в прекращении резни в Май Лай . [ 6 ] Когда в августе 1969 года «Ворон» 59-й авиационной роты отклонился к северу от корейской демилитаризованной зоны , он был сбит, а экипаж находился в плену до освобождения 2 декабря. [ 7 ]
Raven мог быть вооружен спаренными пулеметами M37C калибра .30 в подсистеме вооружения XM1 или спаренными пулеметами M60C калибра 7,62 мм в подсистеме вооружения M2. Для наведения орудия использовался прицельный комплекс ХМ76.
Учебная эскадрилья № 705 Королевского флота использовала Hiller HTE-2 в течение нескольких лет, начиная с 1953 года, а затем в течение многих последующих лет эксплуатировала Hiller 12E в качестве основного учебно-тренировочного вертолета, базирующегося в RNAS Culdrose, расположенном в Корнуолле , Англия.
Варианты
[ редактировать ]

Военный
[ редактировать ]- ЯХ-23
- Одна модель UH-12A, модифицированная двухместной кабиной и двигателем Франклина мощностью 178 л.с. для оценки армии США. [ 8 ]
- Н-23А
- Первоначальная серийная версия с поршневым двигателем Franklin O-335-4 мощностью 178 л.с. (133 кВт) и двухместной кабиной, 100 штук построено для армии США. [ 9 ] и 5 для оценки ВВС США. [ 10 ]
- Н-23Б
- H-23A с рамно-колесной ходовой частью и двигателем О-335-6 мощностью 200 л.с. (149 кВт) (некоторые позже были модернизированы на двигатель VO-435-23B мощностью 250 л.с.), в 1962 году переименован в OH-23B, построено 273 экземпляра для армия США [ 9 ] и 81 для военного экспорта.
- Н-23С
- Модель UH-12C с трехместной кабиной, цельным фонарем и металлическими лопастями, построено 145 штук для армии США. В 1962 году переименован в OH-23C. [ 9 ]
- H-23D
- H-23C с новым несущим винтом, трансмиссией и двигателем Lycoming VO-435-23B мощностью 250 л.с. (187 кВт), 348 штук построено для армии США. В 1962 году переименован в OH-23D. [ 9 ]
- H-23E
- Модель UH-12E, не куплена
- H-23F
- Модель UH-12E-4, четырехместная модель с удлиненной кабиной на 25 дюймов и двигателем VO-540-A1B мощностью 305 л.с., в 1962 году переименованная в OH-23F, построено 22 экземпляра для армии США. [ 9 ]
- H-23G
- Трехместная версия H-23F с двойным управлением, переименованная в OH-23G в 1962 году, построено 793 экземпляра. [ 9 ]
- ХТЭ-1
- Версия модели UH-12A для ВМС США с двигателем Franklin O-335, двухместная с двойным управлением и трехколесной колесной ходовой частью, построено 17 экземпляров. [ 11 ]
- ХТЭ-2
- Версия H-23B ВМС США с двигателем Franklin O-335-6, построено 35 штук. [ 11 ] [ 12 ]
- Хиллер HT Мк 1
- Обозначение Королевского флота для 20 бывших HTE-2 ВМС США. [ 13 ]
- Хиллер ХТ Мк 2
- UH-12E для Королевского флота. 21 поставлено. [ 13 ]
- CH-112 Кочевник
- Канадское военное обозначение UH-12E.
Гражданский
[ редактировать ]

- UH-12А
- Оригинальная серийная модель для армии США, оснащенная шестицилиндровым двигателем Franklin 6V4-178-B33 с вентиляторным охлаждением и максимальной мощностью 178 л.с. при 3000 об/мин. Лопасти несущего винта (производства Parsons Industries Inc.) изготовлены из пластин из цельной древесины. Корпус клинка фактически состоит из многочисленных пластинок из полос и блоков, предназначенных для обеспечения прочного, но очень гибкого лезвия. Вся поверхность лопасти покрыта стеклотканью, а передняя кромка покрыта дополнительным листом нержавеющей стали. Хвостовой винт цельнометаллический.
- УХ-12Б (ХТЭ-2)
- Учебная версия для ВМС США. Обозначение ВМС США HTE-2 до 1962 года.
- UH-12C
- Трехместная версия, оснащенная деревянными лопастями несущего винта и цельным навесом в форме «чаши золотой рыбки». Обозначение армии США H-23C .
- UH-12D
- Улучшенная версия H-23C для армии США. Обозначение армии США H-23D .
- UH-12E
- Трехместная версия H-23D с двойным управлением.
- UH-12ET
- Турбинная версия UH-12E, оснащенная турбовальным двигателем Allison 250.
- UH-12E-3
- Новая трехместная серийная версия.
- УХ-12Э-3Т
- Новая серийная версия с турбинным двигателем.

- UH-12E-4
- Гражданская четырехместная версия (пилот спереди, заднее сиденье для трех пассажиров). Обозначение армии США H-23F . Питание ВО-540. Доступен комплект для переоборудования моделей E-12. [ 14 ]
- UH-12E-4T
- Серийная четырехместная версия с турбинным двигателем.
- УХ-12Л-4
- Удлиненная версия с более широкими окнами кабины.
Операторы
[ редактировать ]

- UH-12B [ 28 ]
Технические характеристики (H-23D)
[ редактировать ]
Данные военных самолетов США с 1909 года. [ 34 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Высота: 9 футов 9,5 дюйма (2,985 м)
- Пустой вес: 1816 фунтов (824 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2700 фунтов (1225 кг)
- Силовая установка: 1 × Lycoming VO-435-23B 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 250 л.с. (190 кВт) [ 35 ]
- Диаметр несущего винта: 35 футов 5 дюймов (10,80 м)
- Площадь несущего винта: 985 кв. футов (91,5 м ). 2 ) [ 35 ]
- Секция лезвия: NACA 0012 [ 36 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 95 миль в час (153 км/ч, 83 узла)
- Крейсерская скорость: 82 миль в час (132 км/ч, 71 узел)
- Диапазон: 197 миль (317 км, 171 миль)
- Практический потолок: 13 200 футов (4000 м)
- Скорость набора высоты: 1050 футов/мин (5,3 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дональд, Дэвид. Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1998. [ нужна страница ]
- ^ "Вертолет Hiller 360/UH-12/OH-23 - история разработки, фото, технические данные" . www.aviastar.org . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Баззани, Марио. «Хиллер UH-12B» . www.heli-archive.ch . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ "Вертолет Hiller 360/UH-12/OH-23 - история разработки, фото, технические данные" . www.aviastar.org . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Бриджмен 1953, стр. 240–241.
- ^ Анже, Трент (2014). Забытый герой Май Лай: История Хью Томпсона (Переизданная ред.). Акадский дом. стр. 69–66. ISBN 978-0925417909 .
- ^ Болджер, Дэниел (1991). Сцены из незаконченной войны: конфликт низкой интенсивности в Корее, 1966–1969 гг. (PDF) . Diane Publishing Co., стр. 107–9. ISBN 978-0788112089 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 сентября 2021 года.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Хардинг 1990, стр.141.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хардинг 1990, стр.142.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1963, стр.274.
- ^ " Хиллер ХТЭ-2 'Ворон' ". Aero-web.org . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ AC Bass (ноябрь 1960 г.). «Е-4 «Универсал» ». Летающий журнал .
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 40» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Полиция провинции Буэнос-Айрес UH-12E» . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «СН-112 Номад» . canadianwings.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 50» . bell47.net . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 51» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Вессер 2005, стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 52» . bell47.net . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 53» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Королевские ВВС UH-12E» . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 77» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 54» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «США → Южная Корея (1966-1967)» . www.armtrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Южнокорейская армия ОН-23» . Спрос на СМИ . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Баззани, Марио. «Хиллер UH-12B» . www.heli-archive.ch . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 55» . bell47.net . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Авиация Королевского флота UH-12B HTE-2» . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 59» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Вертолет Н-23 Ворон» . bell47.net . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 314» . Flightglobal.com . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1963, стр.276.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1990, стр.143.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард. Самолеты всего мира Джейн, 1953–54 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Co. Ltd, 1953.
- Эллиот, Брин (март – апрель 1997 г.). «Медведи в воздухе: перспектива воздушной полиции США». Любитель воздуха . № 68. С. 46–51. ISSN 0143-5450 .
- Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1990. ISBN 978-1-85310-102-1
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Спенсер, Джей. Вертикальный вызов: история самолетов Hiller . АвторДом. 2003. ISBN 978-0-7596-3398-8
- Суонборо, Ф.Г. и Бауэрс, Питер М. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
- Суонборо, Гордон и Бауэрс, Питер М. Самолеты ВМС США с 1911 года (второе издание). Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 978-0-370-10054-8 ]
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года (четвертое издание). Лондон: Патнэм, 1978. ISBN 978-0-370-30021-4
- Веттер, Франк (2005). «Подведение итогов: 50-летие пограничной полиции Германии». Международный обзор авиации . Том. 17. С. 20–21. ISSN 1473-9917 .
- Информационный бюллетень по OH-23
Внешние ссылки
[ редактировать ]