Jump to content

Эдесса

Координаты : 37 ° 09' с.ш. 38 ° 48' в.д.  /  37,150 ° с.ш. 38,800 ° в.д.  / 37,150; 38 800
(Перенаправлено с Ар-Руха )
Верхняя Месопотамия и прилегающие регионы в раннехристианский период, с Эдессой в верхнем левом квадранте.

Эдесса ( / ə ˈ d ɛ s ə / ; древнегреческий : Ἔδεσσα , латинизированный : Эдесса ) — древний город ( полис ) в Верхней Месопотамии , на территории нынешней Урфы или Шанлыурфы, Турция . Он был основан в эллинистический период македонским Селевком полководцем и самопровозглашенным царем I Никатором ( годы правления 305–281 до н. э. ), основателем империи Селевкидов . Он назвал его в честь древней македонской столицы . Греческое Ἔδεσσα имя ) означает « ( Эдесса башня в воде». Позже он стал столицей Королевства Осроен и продолжал оставаться столицей римской провинции Осроен . В поздней античности он стал выдающимся центром христианского образования и резиденцией катехизической школы Эдессы . Во время крестовых походов он был столицей графства Эдесса .

Город был расположен на берегах реки Дайсан ( древнегреческий : Σκίρτος ; латынь : Скиртус ; турецкий : Кара Коюн ), притока Хабура , и был защищен замком Шанлыурфа , высокой центральной цитаделью.

Древняя Эдесса является предшественницей современной Урфы ( турецкий : Şanlıurfa ; курдский : Riha ; арабский : الرُّهَا , латинизированный : ar-Ruhā ; армянский : Ուռհա , латинизированный : Urha ), в провинции Шанлыурфа , Турция . Современные названия города, вероятно, происходят от латинизированный : ʾŪrhāy / ʾŌrhāy ) , Урхай или Орхай (классический сирийский: ��������������, сирийского названия места этого до повторного основания поселения Селевком I Никатором . После поражения Селевкидов в селевкидо-парфянских войнах Эдесса стала столицей Осроенского королевства со смешанной сирийской и эллинистической культурой. Происхождение названия самого Осроена , вероятно, связано с Орхаем. [ 1 ] [ 2 ]

Римская республика начала оказывать политическое влияние на Осроенское королевство и его столицу Эдессу с 69 г. до н.э. Она стала римской колонией в 212 или 213 году, хотя местные короли Осроены продолжали существовать до 243 или 248 года. В поздней античности Эдесса была важным городом на римско - персидской границе с Сасанидской империей . Он сопротивлялся нападению Шапура I ( годы правления 240–270 ) во время его третьего вторжения на римскую территорию. 260 г. В битве при Эдессе Шапур победил римского императора Валериана ( годы правления 253–260 ) и захватил его живым, что стало беспрецедентной катастрофой для римского государства. Позднеантичный Laterculus Veronensis столицей римской провинции Осроен называет Эдессу . Римский солдат и латинский историк Аммиан Марцеллин описал грозные укрепления города и то, как в 359 году он успешно отразил нападение Шапура II ( годы правления 309–379 ). [ 3 ]

Город был центром греческой и сирийской богословской и философской мысли, где располагалась знаменитая Эдессская школа . Эдесса оставалась в руках римлян до ее захвата персами во время византийско-сасанидской войны 602–628 годов , события, записанного в греческом «Хрониконе Пасхале» как произошедшее в 609 году. Римский контроль был восстановлен победами Ираклия в 627 и 628 годах ( ок. 610–641 ) в Византийско-Сасанидской войне, но город снова был потерян римлянами в 638 г., в халифате Рашидун во время мусульманского завоевания Леванта . Он не вернулся под контроль римлян до тех пор, пока Византийская империя временно не вернула город в середине 10 века после ряда неудачных попыток. [ 3 ]

Византийская империя восстановила контроль в 1031 году, но оставалась под ее властью недолго и до конца века несколько раз переходила из рук в руки. Графство Эдесса, одно из государств крестоносцев , созданное после успеха Первого крестового похода , было сосредоточено в городе, крестоносцы захватили город у сельджуков . Графство просуществовало до осады Эдессы в 1144 году , во время которой Имад ад-Дин Зенги , основатель династии Зенгидов , захватил город и, по словам Матфея Эдесского , убил многих эдессенцев. Земли тюркской династии Зенгидов были в конечном итоге поглощены Османской империей в 1517 году после битвы при Чалдыране 1514 года .

Наследие римской Эдессы сохранилось и сегодня в этих колоннах на месте замка Урфа, возвышающихся над горизонтом современного города Урфа .

Самым ранним названием города было Адма (красный) (также пишется Адме , Адми , Адмум ; имперский арамейский : אדמא ), записанное ассирийской клинописью во втором тысячелетии до нашей эры. [ 4 ] На сирийском языке оно записано как ������������ Адме.

Древний город был преобразован в эллинистическое военное поселение Селевком I Никатором в ок. 303 г. до н. э. и назван Эдессой в честь древней столицы Македонии , возможно , из-за обилия воды, как и ее македонский тезка. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Позже он был переименован в Каллирою или Антиохию на Каллирое ( древнегреческий : Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Καλλιρρόης ; латынь : Antiochia ad Callirhoem ) во 2 веке до нашей эры (найден на эдессанских монетах). поражен Антиохом IV Епифаном , р. [ 9 ] [ 6 ] [ 7 ]

После правления Антиоха IV название города вернулось к Эдессе по-гречески. [ 6 ] а также появляется на армянском языке как Urha или Ourha ( Ուռհա ), на арамейском ( сирийском ) как Urhay или Orhay ( классический сирийский : roughy , латинизированный : ʾŪrhāy / ʾŌrhāy ), на местном неоарамейском ( Turoyo ) как Urhoy , на арабском языке как ar -Руха ( الرُّهَا ), на курдских языках как Riha , латинизировано как Rohais и, наконец, принято в турецком языке как Urfa или Şanlıurfa («Славная Урфа»), его нынешнее название. [ 10 ] Это первоначально арамейское и сирийское название города, возможно, произошло от персидского имени Хосров . [ 6 ]

он был переименован в Юстинополис В византийский период в начале VI века . Согласно некоторым еврейским и мусульманским традициям, здесь находится Ур Халдейский , место рождения Авраама .

География

[ редактировать ]

Эдесса располагалась на хребте посреди кольца холмов, окруженном плодородной равниной, и поэтому считалась удачно расположенной. [ 6 ] [ 7 ] Хребет, в свою очередь, был продолжением горы Масиус , части Таврских гор на юге Малой Азии . [ 6 ] Город находился на перекрестке; шоссе с востока на запад от Зевгмы на Евфрате до Тигра и маршрут с севера на юг от Самосаты (современный Самсат ) до Евфрата через Карры (современный Харран) встречались на хребте, где располагалась Эдесса. [ 6 ]

Античность

[ редактировать ]

Во второй половине второго века до нашей эры, когда империя Селевкидов распалась в ходе войн с Парфией (145–129 до н.э.), Эдесса стала столицей династии Абгаридов царство , основавшей Осроенское (также известное как Эдесса). Это королевство было основано арабами с севера Аравийского полуострова и просуществовало почти четыре столетия (ок. 132 г. до н.э. - 214 г. н.э.) под управлением двадцати восьми правителей, которые иногда называли себя «королями» на своих монетах. Эдесса сначала более или менее находилась под протекторатом парфян , затем Тиграна Армянского , Эдесса была Армянского Месопотамии столицей , затем со времен Помпея под Римской империей . После его захвата и разграбления Траяном римляне даже оккупировали Эдессу с 116 по 118 годы, хотя их симпатии к парфянам привели к тому, что Луций Вер разграбил город позже, во 2 веке.

Христианство засвидетельствовано в Эдессе во 2 веке; гностик Бардайсан был уроженцем города и философом при его дворе. [ 3 ] С 212 по 214 год королевство было римской провинцией .

Серебряная тетрадрахма , отчеканенная в Эдессе Макрином в 217-218 гг. н.э.

Римский император Каракалла был убит по дороге из Эдессы в Карры (ныне Харран ) одним из своих гвардейцев в 217 году. Эдесса стала одним из приграничных городов провинции Осроена и лежала недалеко от границы Сасанидской империи . Битва при Эдессе произошла между римскими армиями под командованием императора Валериана и сасанидскими войсками под командованием императора Шапура I в 260 году. [ 6 ] Римская армия была разбита и полностью захвачена персидскими войсками, включая самого Валериана, чего ранее никогда не происходило.

Литературным языком племен, основавших это царство, был арамейский , из которого сирийский . развился [ 11 ] Следы эллинистической культуры вскоре были затерты в Эдессе, где при чеканке монет использовались сирийские легенды, за исключением царя-клиента Авгара IX (179–214), и, соответственно, наблюдается отсутствие греческих публичных надписей. [ 12 ]

Поздняя античность

[ редактировать ]

Согласно « Эдесской хронике» , сирийской хронике, написанной после 540 года, соборная церковь Эдессы была основана сразу после окончания гонений Диоклетиана и Послания Лициния 313 года , положившего конец всеобщим гонениям на христиан в Римской империи. Соборный храм был посвящен Святой Премудрости . Известно, что в городе существовало около 23 различных монастырей и церквей, и по крайней мере столько же недалеко от города; они привлекли множество паломников. Евсевий Кесарийский даже утверждал в своей «Церковной истории» , что «весь город» был «посвящен имени Христа» в начале IV века; на самом деле в начале V века в городе было по крайней мере несколько жителей-язычников, а также евреев. [ 3 ]

Евсевий также утверждал, что цитировал « Письмо Авгаря к Иисусу» и « Письмо Иисуса к Авгару» из государственных архивов Эдессы, основополагающие тексты легенды об Авгаре . [ 13 ] [ 3 ]

Эгерия , высокостатусная римская дама и писательница, посетила Эдессу в 384 году по пути в Иерусалим ; она увидела мартириум апостола Фомы и текст Послания Иисуса, начертанного на городских стенах, призванного защитить город. [ 3 ] Она увидела более длинную версию « Письм», чем была знакома ей ранее, и была уверена, что священные слова отразили нападение персов на город. [ 13 ] Согласно Эдесской хронике , в 394 году мощи святого Фомы были перенесены в великую церковь святого Фомы, а в 442 году заключены в серебряный ларец. По мнению франкского агиографа конца VI века и епископа Григория Турского , мощи сами были привезены из Индии, а в Эдессе в июле в церкви в честь святого проводилась ежегодная ярмарка (и облегчение таможенных пошлин) ( праздник Святого Фомы отмечался 3 июля), во время которого, как утверждал Григорий, в неглубоких колодцах появлялась вода и исчезали мухи . По словам Иисуса Навина Столпника , храм некоторым святым-мученикам был построен за городскими стенами в 346 или 347 году. [ 3 ]

Более подробная версия легенды об Абгаре записана в сирийском Учении Адая государственных архивах Эдессы и включающем как псевдоэпиграфическое письмо Абгара V Тиберию начала V века, предположительно основанном на ( годы правления 14–37 ), так и предполагаемый ответ императора. [ 13 ] В этом тексте впервые утверждается, что к ответу Авгару была приложена картина (или икона ) Иисуса и что городу Эдессе было предсказано, что он никогда не падет. [ 13 ] Согласно этому тексту, едессены были ранними последователями христианства; жители соседнего города Карры ( Харран ), напротив, были язычниками. Согласно « Эдесской хронике» , богослов и епископ начала V века Раббула построил церковь, посвященную святому Стефану, в здании, которое раньше было синагогой . [ 3 ] В 449 году город стал местом крупных волнений из-за попытки свергнуть епископа Ибаса . [ 14 ]

Когда в 363 году Нисибис ( Нусайбин ) отошёл к Сасанидской империи вместе с Арзаненом , Моксоеном , Забдикеной , Рехименой и Кордуеной , [ 15 ] Ефрем Сирин уехал из родного города в Эдессу, где основал знаменитую Эдессскую школу . Эта школа, которую в основном посещала христианская молодежь Персии и за которой внимательно следил Раббула , друг Кирилла Александрийского , из-за своих несторианских тенденций достигла наивысшего развития при епископе Ибасе , известном благодаря « Трехглавному спору» , и была временно закрыта. закрыта в 457 г. и, наконец, в 489 г. по приказу императора Зенона и епископа Кира, когда преподаватели и ученики Эдессской школы отправились в Нисибис и стали главные писатели Церкви Востока . [ 16 ] Миафизитство процветало в Эдессе после арабского завоевания.

При сасанидском императоре Каваде I ( годы правления 488–531 ) Сасаниды напали на Эдессу. По словам Иисуса Навина Столпника, святилище за стенами, возведенное в 340-х годах, было сожжено его войсками. [ 3 ]

Эдесса была перестроена Юстином I ( годы правления 518–527 ) и переименована в его честь в Юстинополь. [ 17 ] Греческий историк Прокопий в своей книге «Персидские войны » описывает надпись текста «Письма Иисуса » на городских воротах Эдессы, которая, по его словам, делала оборону неприступной. [ 13 ]

Неудачная сасанидская осада произошла в 544 году. Город был взят в 609 году Сасанидской империей и отбит Ираклием , но проиграл мусульманской армии под руководством халифата Рашидун во время мусульманского завоевания Леванта в 638 году.

Раннехристианский центр

[ редактировать ]
Царь Авгарь держит Образ Эдессы .

Точная дата введения христианства в Эдессе не известна. Однако нет сомнений в том, что еще до 190 г. христианство активно распространялось в Эдессе и ее окрестностях и что вскоре после этого к церкви присоединился царский дом. [ 18 ] [ нужен лучший источник ]

Согласно легенде, впервые сообщенной Евсевием в четвертом веке, царь Абгар V был обращен Фаддеем Эдесским ( Аддаем ), [ 19 ] [ нужен лучший источник ] который был одним из семидесяти двух учеников , посланных к нему «Иудой, которого также зовут Фомой» . [ 20 ] Однако различные источники [ который? ] подтвердить, что Абгарем, принявшим христианскую веру, был Авгарь IX . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] При нем христианство стало официальной религией королевства. [ 24 ]

Аддая сменил Аггей , затем святой Марий , рукоположенный около 200 г. Серапионом Антиохийским . Отсюда во втором веке к нам пришла знаменитая Пешитта , или сирийский перевод Ветхого Завета ; также Татиана » « Диатессарон , который был составлен около 172 г. и находился в широком употреблении до тех пор, пока Раббула , епископ Эдесский (412–435), не запретил его использование. Среди прославленных учеников Эдессской школы особого упоминания заслуживает Бардаисан (154–222), одноклассник Абгара IX, за его роль в создании христианской религиозной поэзии, учение которой продолжили его сын Гармоний и его ученики. [ нужна ссылка ]

Христианский собор состоялся в Эдессе еще в 197 году. [ 25 ] [ нужен лучший источник ] В 201 году город был опустошен сильным наводнением, и христианская церковь была разрушена. [ 26 ] В 232 году мощи апостола Фомы были привезены из Майлапура , Индия , по этому поводу были написаны его сирийские Деяния. Под римским владычеством пострадали в Эдессе многие мученики: Шарбель и Барсамья , при Деции ; Св. Гурджа, Шамона, Хабиб и другие при Диоклетиане . Тем временем христианские священники из Эдессы евангелизировали Восточную Месопотамию и Персию и основали первые церкви в Сасанидской империи. Атиллатия, епископ Эдессы, участвовал в Первом Никейском соборе (325 г.). Peregrinatio Silviae (или Etheriae) [ 27 ] дает отчет о многих святилищах в Эдессе около 388 г.

Как столица Осроена, Эдесса имела одиннадцать суфражистских кафедр . [ 28 ] Мишель Ле Куен упоминает тридцать пять епископов Эдессы, но его список неполон. [ 29 ]

Восточно -православный епископат, похоже, исчез после 11 века. Из его якобитских епископов двадцать девять упоминаются Ле Куеном (II, 1429 кв.), многие другие - в Revue de l'Orient chrétien (VI, 195), некоторые - в Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft (1899), 261 кв. . Более того, говорят, что несторианские епископы проживали в Эдессе еще в VI веке.

Исламское правление

[ редактировать ]

Армянский летописец Себеос , епископ Багратидской Армении , писавший в 660-х годах, дает самые ранние повествовательные описания ислама на любом современном языке. [ нужна ссылка ] Себеос пишет о еврейской делегации, направлявшейся в арабский город (возможно, Медину ) после того, как византийцы завоевали Эдессу:

Двенадцать народов, [представлявших] все колена иудейские, собрались в городе Эдессе. Когда они увидели, что иранские войска отошли... Таким образом Ираклий, император византийцев, отдал приказ осадить его. (625) ...И отправились они, взяв дорогу через пустыню в Тачкастан к сыновьям Измаила. [Евреи] призвали [арабов] на помощь и ознакомили их с их отношениями через книги [Ветхого] Завета. Хотя [арабы] были убеждены в своей тесной связи, они не смогли добиться консенсуса среди своего множества, поскольку были разделены друг от друга религией. В тот период стал известен один из них, человек из сыновей Измаила по имени Махмет, купец. Им была открыта проповедь о Пути Истины, якобы по повелению Бога... он приказал им всем собраться вместе и объединиться в вере... Он сказал: «Бог обещал эту страну Аврааму и сыну его после ему, на вечность. И то, что было обещано, исполнилось в то время, когда [Бог] любил Израиля. Теперь, однако, вы — сыны Авраама, и Бог исполнит обещание, данное Аврааму и его сыну, только любовью. Бог Авраама, и пойди и возьми страну, которую Бог дал твоему отцу Аврааму. Никто не сможет успешно противостоять тебе в войне, поскольку Бог с тобой.

Мусульманская традиция рассказывает о подобном рассказе, известном как второй залог в Аль-Акабе . Отчет Себеоса предполагает, что Мухаммед на самом деле руководил совместным предприятием в направлении Палестины , а не еврейско-арабским союзом против мекканских язычников на юге.

Средний возраст

[ редактировать ]

Византийская империя часто пыталась вернуть себе Эдессу, особенно при Романе I Лакапине , который получил от жителей « Образ Эдессы », древний портрет Христа, и торжественно перенес его в Константинополь , 16 августа 944 года. Это было последнее великое достижение правления Романа. Это почтенное и знаменитое изображение, которое наверняка находилось в Эдессе в 544 году и древняя копия которого имеется в Ватиканской библиотеке , было разграблено и перевезено на Запад Венецианской республикой в ​​1207 году после Четвертого крестового похода . Вскоре после этого городом правили Марваниды .

Захват Эдессы в Сирии византийской армией и арабская контратака (Маниака) из Хроники Иоанна Скилица.jpg

В 1031 году Эдесса была передана византийцам под предводительством Георгия Маниака ее арабским губернатором. Он был отвоеван арабами, а затем последовательно удерживался римлянами, армянами, династией Сельджуков (1087 г.), армянином по имени Торос , получившим независимость от турок (1094 г.), и крестоносцами (1098 г.), которые основали здесь графство Эдесса и удерживало город до 1144 года, когда он снова был захвачен Имад ад-Дином Зенги , и большая часть его жителей якобы была зарезан вместе с латинским архиепископом. [ 30 ] Эти события известны нам главным образом через армянского историка Матфея , родившегося в Эдессе. В 1144 году в городе проживало 47 000 армян. В 1146 году город был ненадолго отбит крестоносцами и потерян через несколько дней. По словам Стивена Рансимана , «все христианское население было изгнано, [и] великий город, который претендовал на звание старейшего христианского государства в мире, остался пустым и заброшенным и так и не восстановился до сих пор. " [ 31 ]

Саладин Айюбидов Лидер султаната приобрел город у Зенгидов в 1182 году. Во время правления Айюбидов население Эдессы составляло около 24 000 человек. [ 32 ] Султанат Рум захватил Эдессу в июне 1234 года, но где-то в конце 1234 или 1235 года султан Айюбидов Аль-Камиль вновь приобрел ее. После того, как Эдесса была отбита, Аль-Камиль приказал разрушить ее Цитадель. [ 33 ] Вскоре после этого монголы заявили о своем присутствии в Эдессе в 1244 году. Позже Ильханство отправило войска в Эдессу в 1260 году, после чего город добровольно подчинился им. Таким образом, население Эдессы было спасено от резни монголами. Эдесса также принадлежала Мамлюкскому султанату и Ак-Коюнлу .

Последующая история

[ редактировать ]

Впоследствии Эдесса находилась под контролем династии Сефевидов , а с 1517 по 1918 годы — Османской империи . [ 34 ]

При османах в 1518 году население Эдессы оценивалось всего в 5500 человек; вероятно, из-за Османско-персидских войн . Однако к 1566 году население выросло примерно до 14 000 человек. В 1890 году население Эдессы насчитывало 55 000 человек, из них мусульманское население составляло 40 835 человек. [ 34 ]

Сирийская литература

[ редактировать ]

Самые старые из известных датированных сирийских рукописей (411 и 462 гг. н.э.), содержащие греческие святоотеческие тексты, происходят из Эдессы.

Ниже приведены некоторые известные личности, связанные с Эдессой:

  1. Иаков Варадей , ярый миафизит, сохранивший (Восточную) Православную церковь после гонений, последовавших за халкидонскими спорами, якобитами.
  2. Иаков , епископ Эдессский, плодовитый писатель (ум. 708);
  3. Теофил , астроном, переведший на сирийский стихи Гомера и «Илиаду» « Одиссею» ;
  4. Стефан Бар Судайли , монах и пантеист, которому был обязан в Палестине последний кризис оригенизма в VI веке.
  5. Анонимный автор Chronicon Edessenum ( «Хроники Эдессы »), составленного в 540 г.
  6. Анонимный автор рассказа о «Человеке Божием» в V веке, породившего легенду о святом Алексии, также известном как Алексий Римский (поскольку изгнанные восточные монахи привезли в Рим его культ и кости в 10 век).
  7. Василий бар Шумна (ок. 1170 г.), епископ, написавший летопись истории города (ныне утерянная)
  8. Кир Эдесский , сирийский христианский писатель VI века.
  9. Иоанн бар Афтония , ключевая фигура в передаче греческой мысли и литературной культуры в сирийскую среду.
  10. Фаддей Эдесский , христианский святой и один из семидесяти учеников Иисуса.
  11. Маврилий Вогензский , сирийский священник.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Черви 1992 , с. 209-214.
  2. ^ Кесер-Каяалп и Дриджверс 2018 , стр. 516–518.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кесер-Каяалп и Дрейверс 2018 , с. 517.
  4. ^ Черви 1992 , с. 212-214.
  5. ^ Черви 1992 , с. 209
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лиу 1997 , стр. 174–175.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Грей и Курт 2012 .
  8. ^ Эверетт-Хит 2018 .
  9. ^ Черви 1992 , с. 211
  10. ^ Черви 1992 , с. 209–214.
  11. ^ Хили 2007 , с. 115–127.
  12. ^ Бауэр, Уолтер (1991) [1934]. «1. Эдесса». Православие и ересь в раннем христианстве . У Пенн.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Дерёмо, Ален Дж. (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Легенда об Абгаре» , Оксфордский словарь поздней античности (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN  978-0-19-866277-8 , получено 28 ноября 2020 г.
  14. ^ Фафински, Матеуш (04 апреля 2024 г.). «Беспокойный город: Эдесса и городские действующие лица в сирийских актах Второго Эфесского собора» . Аль-Масак : 1–25. дои : 10.1080/09503110.2024.2331915 . ISSN   0950-3110 .
  15. ^ Карран 1998 , с. 79.
  16. ^ Лабур, Христианство в Персидской империи , Париж, 1904, 130–41.
  17. ^ Евагрий , Хист. Эккл. , IV, VIII
  18. ^ фон Гарнак, Адольф (1905). Распространение христианства в первые три столетия . Уильямс и Норгейт. п. 293. Нет сомнения, что еще до 190 г. н. э. христианство активно распространялось в Эдессе и ее окрестностях и что (вскоре после 201 г. или даже раньше?) царский дом присоединился к церкви.
  19. ^ Герберманн, Чарльз Джордж (1913). Католическая энциклопедия . Энциклопедия Пресс. п. 282.
  20. ^ {Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина, Книга 1, Глава 13 http://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf201.iii.vi.xiii.html} [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Читам, Сэмюэл (1905). История христианской церкви в течение первых шести веков . Макмиллан и компания . п. 58 .
  22. ^ фон Гучмид, А. (июль 1887 г.). «Untersuchungen über die Geschichte des Königliches Osroën» [Исследования по истории Королевского Осроена]. Мемуары Императорской Петербургской Академии наук (на немецком языке). 35 . Санкт-Петербург .
  23. ^ Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы . Думбартон-Оукс. стр. 109–12.
  24. ^ Локьер, Герберт (1988). Все апостолы Библии . Зондерван . п. 260. ИСБН  0-310-28011-7 .
  25. ^ Евсевий Кесарийский , Historia ecclesiastica , V, 23.
  26. ^ Chronicon Edessenum , объявление. ли 201.
  27. ^ Эд Джан Франческо Гамуррини , Рим, 1887 г., 62 кв.
  28. ^ Эхо Востока , 1907, 145.
  29. ^ Христианский Восток II, 953 кв.
  30. ^ Эль-Ажари 2016 , с. 91.
  31. ^ Стивен Рансиман (1951), История крестовых походов, Том II: Иерусалимское королевство и Франкский Восток, 1100–1187 , Cambridge University Press , стр. 240.
  32. ^ Шацмиллер, Майя (31 декабря 1993 г.). Труд в средневековом исламском мире . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-09896-1 .
  33. ^ От Саладина до монголов: женщины как радикалы и консерваторы . СУНИ Пресс. 30 июня 1977 г. ISBN.  978-1-4384-0727-2 .
  34. ^ Перейти обратно: а б ар-Руха , Сурайя Фарохи, Энциклопедия ислама , Том. VIII, изд. CEBosworth, E. van Donzel, WP Heinrichs, G. Lecomte (Brill, 1995), 591-593.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

37 ° 09' с.ш. 38 ° 48' в.д.  /  37,150 ° с.ш. 38,800 ° в.д.  / 37,150; 38 800

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fab8cae14eb4677628fdc1091106f4cd__1725702420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/cd/fab8cae14eb4677628fdc1091106f4cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edessa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)