Эдесса

Эдесса ( / ə ˈ d ɛ s ə / ; древнегреческий : Ἔδεσσα , латинизированный : Эдесса ) — древний город ( полис ) в Верхней Месопотамии , на территории нынешней Урфы или Шанлыурфы, Турция . Он был основан в эллинистический период македонским Селевком полководцем и самопровозглашенным царем I Никатором ( годы правления 305–281 до н. э. ), основателем империи Селевкидов . Он назвал его в честь древней македонской столицы . Греческое Ἔδεσσα имя ) означает « ( Эдесса башня в воде». Позже он стал столицей Королевства Осроен и продолжал оставаться столицей римской провинции Осроен . В поздней античности он стал выдающимся центром христианского образования и резиденцией катехизической школы Эдессы . Во время крестовых походов он был столицей графства Эдесса .
Город был расположен на берегах реки Дайсан ( древнегреческий : Σκίρτος ; латынь : Скиртус ; турецкий : Кара Коюн ), притока Хабура , и был защищен замком Шанлыурфа , высокой центральной цитаделью.
Древняя Эдесса является предшественницей современной Урфы ( турецкий : Şanlıurfa ; курдский : Riha ; арабский : الرُّهَا , латинизированный : ar-Ruhā ; армянский : Ուռհա , латинизированный : Urha ), в провинции Шанлыурфа , Турция . Современные названия города, вероятно, происходят от латинизированный : ʾŪrhāy / ʾŌrhāy ) , Урхай или Орхай (классический сирийский: ��������������, сирийского названия места этого до повторного основания поселения Селевком I Никатором . После поражения Селевкидов в селевкидо-парфянских войнах Эдесса стала столицей Осроенского королевства со смешанной сирийской и эллинистической культурой. Происхождение названия самого Осроена , вероятно, связано с Орхаем. [ 1 ] [ 2 ]
Римская республика начала оказывать политическое влияние на Осроенское королевство и его столицу Эдессу с 69 г. до н.э. Она стала римской колонией в 212 или 213 году, хотя местные короли Осроены продолжали существовать до 243 или 248 года. В поздней античности Эдесса была важным городом на римско - персидской границе с Сасанидской империей . Он сопротивлялся нападению Шапура I ( годы правления 240–270 ) во время его третьего вторжения на римскую территорию. 260 г. В битве при Эдессе Шапур победил римского императора Валериана ( годы правления 253–260 ) и захватил его живым, что стало беспрецедентной катастрофой для римского государства. Позднеантичный Laterculus Veronensis столицей римской провинции Осроен называет Эдессу . Римский солдат и латинский историк Аммиан Марцеллин описал грозные укрепления города и то, как в 359 году он успешно отразил нападение Шапура II ( годы правления 309–379 ). [ 3 ]
Город был центром греческой и сирийской богословской и философской мысли, где располагалась знаменитая Эдессская школа . Эдесса оставалась в руках римлян до ее захвата персами во время византийско-сасанидской войны 602–628 годов , события, записанного в греческом «Хрониконе Пасхале» как произошедшее в 609 году. Римский контроль был восстановлен победами Ираклия в 627 и 628 годах ( ок. 610–641 ) в Византийско-Сасанидской войне, но город снова был потерян римлянами в 638 г., в халифате Рашидун во время мусульманского завоевания Леванта . Он не вернулся под контроль римлян до тех пор, пока Византийская империя временно не вернула город в середине 10 века после ряда неудачных попыток. [ 3 ]
Византийская империя восстановила контроль в 1031 году, но оставалась под ее властью недолго и до конца века несколько раз переходила из рук в руки. Графство Эдесса, одно из государств крестоносцев , созданное после успеха Первого крестового похода , было сосредоточено в городе, крестоносцы захватили город у сельджуков . Графство просуществовало до осады Эдессы в 1144 году , во время которой Имад ад-Дин Зенги , основатель династии Зенгидов , захватил город и, по словам Матфея Эдесского , убил многих эдессенцев. Земли тюркской династии Зенгидов были в конечном итоге поглощены Османской империей в 1517 году после битвы при Чалдыране 1514 года .
Имена
[ редактировать ]
Самым ранним названием города было Адма (красный) (также пишется Адме , Адми , Адмум ; имперский арамейский : אדמא ), записанное ассирийской клинописью во втором тысячелетии до нашей эры. [ 4 ] На сирийском языке оно записано как ������������ Адме.
Древний город был преобразован в эллинистическое военное поселение Селевком I Никатором в ок. 303 г. до н. э. и назван Эдессой в честь древней столицы Македонии , возможно , из-за обилия воды, как и ее македонский тезка. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Позже он был переименован в Каллирою или Антиохию на Каллирое ( древнегреческий : Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Καλλιρρόης ; латынь : Antiochia ad Callirhoem ) во 2 веке до нашей эры (найден на эдессанских монетах). поражен Антиохом IV Епифаном , р. [ 9 ] [ 6 ] [ 7 ]
После правления Антиоха IV название города вернулось к Эдессе по-гречески. [ 6 ] а также появляется на армянском языке как Urha или Ourha ( Ուռհա ), на арамейском ( сирийском ) как Urhay или Orhay ( классический сирийский : roughy , латинизированный : ʾŪrhāy / ʾŌrhāy ), на местном неоарамейском ( Turoyo ) как Urhoy , на арабском языке как ar -Руха ( الرُّهَا ), на курдских языках как Riha , латинизировано как Rohais и, наконец, принято в турецком языке как Urfa или Şanlıurfa («Славная Урфа»), его нынешнее название. [ 10 ] Это первоначально арамейское и сирийское название города, возможно, произошло от персидского имени Хосров . [ 6 ]
он был переименован в Юстинополис В византийский период в начале VI века . Согласно некоторым еврейским и мусульманским традициям, здесь находится Ур Халдейский , место рождения Авраама .
География
[ редактировать ]Эдесса располагалась на хребте посреди кольца холмов, окруженном плодородной равниной, и поэтому считалась удачно расположенной. [ 6 ] [ 7 ] Хребет, в свою очередь, был продолжением горы Масиус , части Таврских гор на юге Малой Азии . [ 6 ] Город находился на перекрестке; шоссе с востока на запад от Зевгмы на Евфрате до Тигра и маршрут с севера на юг от Самосаты (современный Самсат ) до Евфрата через Карры (современный Харран) встречались на хребте, где располагалась Эдесса. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Во второй половине второго века до нашей эры, когда империя Селевкидов распалась в ходе войн с Парфией (145–129 до н.э.), Эдесса стала столицей династии Абгаридов царство , основавшей Осроенское (также известное как Эдесса). Это королевство было основано арабами с севера Аравийского полуострова и просуществовало почти четыре столетия (ок. 132 г. до н.э. - 214 г. н.э.) под управлением двадцати восьми правителей, которые иногда называли себя «королями» на своих монетах. Эдесса сначала более или менее находилась под протекторатом парфян , затем Тиграна Армянского , Эдесса была Армянского Месопотамии столицей , затем со времен Помпея под Римской империей . После его захвата и разграбления Траяном римляне даже оккупировали Эдессу с 116 по 118 годы, хотя их симпатии к парфянам привели к тому, что Луций Вер разграбил город позже, во 2 веке.
Христианство засвидетельствовано в Эдессе во 2 веке; гностик Бардайсан был уроженцем города и философом при его дворе. [ 3 ] С 212 по 214 год королевство было римской провинцией .

Римский император Каракалла был убит по дороге из Эдессы в Карры (ныне Харран ) одним из своих гвардейцев в 217 году. Эдесса стала одним из приграничных городов провинции Осроена и лежала недалеко от границы Сасанидской империи . Битва при Эдессе произошла между римскими армиями под командованием императора Валериана и сасанидскими войсками под командованием императора Шапура I в 260 году. [ 6 ] Римская армия была разбита и полностью захвачена персидскими войсками, включая самого Валериана, чего ранее никогда не происходило.
Литературным языком племен, основавших это царство, был арамейский , из которого сирийский . развился [ 11 ] Следы эллинистической культуры вскоре были затерты в Эдессе, где при чеканке монет использовались сирийские легенды, за исключением царя-клиента Авгара IX (179–214), и, соответственно, наблюдается отсутствие греческих публичных надписей. [ 12 ]
Поздняя античность
[ редактировать ]Согласно « Эдесской хронике» , сирийской хронике, написанной после 540 года, соборная церковь Эдессы была основана сразу после окончания гонений Диоклетиана и Послания Лициния 313 года , положившего конец всеобщим гонениям на христиан в Римской империи. Соборный храм был посвящен Святой Премудрости . Известно, что в городе существовало около 23 различных монастырей и церквей, и по крайней мере столько же недалеко от города; они привлекли множество паломников. Евсевий Кесарийский даже утверждал в своей «Церковной истории» , что «весь город» был «посвящен имени Христа» в начале IV века; на самом деле в начале V века в городе было по крайней мере несколько жителей-язычников, а также евреев. [ 3 ]
Евсевий также утверждал, что цитировал « Письмо Авгаря к Иисусу» и « Письмо Иисуса к Авгару» из государственных архивов Эдессы, основополагающие тексты легенды об Авгаре . [ 13 ] [ 3 ]
Эгерия , высокостатусная римская дама и писательница, посетила Эдессу в 384 году по пути в Иерусалим ; она увидела мартириум апостола Фомы и текст Послания Иисуса, начертанного на городских стенах, призванного защитить город. [ 3 ] Она увидела более длинную версию « Письм», чем была знакома ей ранее, и была уверена, что священные слова отразили нападение персов на город. [ 13 ] Согласно Эдесской хронике , в 394 году мощи святого Фомы были перенесены в великую церковь святого Фомы, а в 442 году заключены в серебряный ларец. По мнению франкского агиографа конца VI века и епископа Григория Турского , мощи сами были привезены из Индии, а в Эдессе в июле в церкви в честь святого проводилась ежегодная ярмарка (и облегчение таможенных пошлин) ( праздник Святого Фомы отмечался 3 июля), во время которого, как утверждал Григорий, в неглубоких колодцах появлялась вода и исчезали мухи . По словам Иисуса Навина Столпника , храм некоторым святым-мученикам был построен за городскими стенами в 346 или 347 году. [ 3 ]
Более подробная версия легенды об Абгаре записана в сирийском Учении Адая государственных архивах Эдессы и включающем как псевдоэпиграфическое письмо Абгара V Тиберию начала V века, предположительно основанном на ( годы правления 14–37 ), так и предполагаемый ответ императора. [ 13 ] В этом тексте впервые утверждается, что к ответу Авгару была приложена картина (или икона ) Иисуса и что городу Эдессе было предсказано, что он никогда не падет. [ 13 ] Согласно этому тексту, едессены были ранними последователями христианства; жители соседнего города Карры ( Харран ), напротив, были язычниками. Согласно « Эдесской хронике» , богослов и епископ начала V века Раббула построил церковь, посвященную святому Стефану, в здании, которое раньше было синагогой . [ 3 ] В 449 году город стал местом крупных волнений из-за попытки свергнуть епископа Ибаса . [ 14 ]
Когда в 363 году Нисибис ( Нусайбин ) отошёл к Сасанидской империи вместе с Арзаненом , Моксоеном , Забдикеной , Рехименой и Кордуеной , [ 15 ] Ефрем Сирин уехал из родного города в Эдессу, где основал знаменитую Эдессскую школу . Эта школа, которую в основном посещала христианская молодежь Персии и за которой внимательно следил Раббула , друг Кирилла Александрийского , из-за своих несторианских тенденций достигла наивысшего развития при епископе Ибасе , известном благодаря « Трехглавному спору» , и была временно закрыта. закрыта в 457 г. и, наконец, в 489 г. по приказу императора Зенона и епископа Кира, когда преподаватели и ученики Эдессской школы отправились в Нисибис и стали главные писатели Церкви Востока . [ 16 ] Миафизитство процветало в Эдессе после арабского завоевания.
При сасанидском императоре Каваде I ( годы правления 488–531 ) Сасаниды напали на Эдессу. По словам Иисуса Навина Столпника, святилище за стенами, возведенное в 340-х годах, было сожжено его войсками. [ 3 ]
Эдесса была перестроена Юстином I ( годы правления 518–527 ) и переименована в его честь в Юстинополь. [ 17 ] Греческий историк Прокопий в своей книге «Персидские войны » описывает надпись текста «Письма Иисуса » на городских воротах Эдессы, которая, по его словам, делала оборону неприступной. [ 13 ]
Неудачная сасанидская осада произошла в 544 году. Город был взят в 609 году Сасанидской империей и отбит Ираклием , но проиграл мусульманской армии под руководством халифата Рашидун во время мусульманского завоевания Леванта в 638 году.
Раннехристианский центр
[ редактировать ]
Точная дата введения христианства в Эдессе не известна. Однако нет сомнений в том, что еще до 190 г. христианство активно распространялось в Эдессе и ее окрестностях и что вскоре после этого к церкви присоединился царский дом. [ 18 ] [ нужен лучший источник ]
Согласно легенде, впервые сообщенной Евсевием в четвертом веке, царь Абгар V был обращен Фаддеем Эдесским ( Аддаем ), [ 19 ] [ нужен лучший источник ] который был одним из семидесяти двух учеников , посланных к нему «Иудой, которого также зовут Фомой» . [ 20 ] Однако различные источники [ который? ] подтвердить, что Абгарем, принявшим христианскую веру, был Авгарь IX . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] При нем христианство стало официальной религией королевства. [ 24 ]
Аддая сменил Аггей , затем святой Марий , рукоположенный около 200 г. Серапионом Антиохийским . Отсюда во втором веке к нам пришла знаменитая Пешитта , или сирийский перевод Ветхого Завета ; также Татиана » « Диатессарон , который был составлен около 172 г. и находился в широком употреблении до тех пор, пока Раббула , епископ Эдесский (412–435), не запретил его использование. Среди прославленных учеников Эдессской школы особого упоминания заслуживает Бардаисан (154–222), одноклассник Абгара IX, за его роль в создании христианской религиозной поэзии, учение которой продолжили его сын Гармоний и его ученики. [ нужна ссылка ]
Христианский собор состоялся в Эдессе еще в 197 году. [ 25 ] [ нужен лучший источник ] В 201 году город был опустошен сильным наводнением, и христианская церковь была разрушена. [ 26 ] В 232 году мощи апостола Фомы были привезены из Майлапура , Индия , по этому поводу были написаны его сирийские Деяния. Под римским владычеством пострадали в Эдессе многие мученики: Шарбель и Барсамья , при Деции ; Св. Гурджа, Шамона, Хабиб и другие при Диоклетиане . Тем временем христианские священники из Эдессы евангелизировали Восточную Месопотамию и Персию и основали первые церкви в Сасанидской империи. Атиллатия, епископ Эдессы, участвовал в Первом Никейском соборе (325 г.). Peregrinatio Silviae (или Etheriae) [ 27 ] дает отчет о многих святилищах в Эдессе около 388 г.
Как столица Осроена, Эдесса имела одиннадцать суфражистских кафедр . [ 28 ] Мишель Ле Куен упоминает тридцать пять епископов Эдессы, но его список неполон. [ 29 ]
Восточно -православный епископат, похоже, исчез после 11 века. Из его якобитских епископов двадцать девять упоминаются Ле Куеном (II, 1429 кв.), многие другие - в Revue de l'Orient chrétien (VI, 195), некоторые - в Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft (1899), 261 кв. . Более того, говорят, что несторианские епископы проживали в Эдессе еще в VI веке.
Исламское правление
[ редактировать ]Армянский летописец Себеос , епископ Багратидской Армении , писавший в 660-х годах, дает самые ранние повествовательные описания ислама на любом современном языке. [ нужна ссылка ] Себеос пишет о еврейской делегации, направлявшейся в арабский город (возможно, Медину ) после того, как византийцы завоевали Эдессу:
Двенадцать народов, [представлявших] все колена иудейские, собрались в городе Эдессе. Когда они увидели, что иранские войска отошли... Таким образом Ираклий, император византийцев, отдал приказ осадить его. (625) ...И отправились они, взяв дорогу через пустыню в Тачкастан к сыновьям Измаила. [Евреи] призвали [арабов] на помощь и ознакомили их с их отношениями через книги [Ветхого] Завета. Хотя [арабы] были убеждены в своей тесной связи, они не смогли добиться консенсуса среди своего множества, поскольку были разделены друг от друга религией. В тот период стал известен один из них, человек из сыновей Измаила по имени Махмет, купец. Им была открыта проповедь о Пути Истины, якобы по повелению Бога... он приказал им всем собраться вместе и объединиться в вере... Он сказал: «Бог обещал эту страну Аврааму и сыну его после ему, на вечность. И то, что было обещано, исполнилось в то время, когда [Бог] любил Израиля. Теперь, однако, вы — сыны Авраама, и Бог исполнит обещание, данное Аврааму и его сыну, только любовью. Бог Авраама, и пойди и возьми страну, которую Бог дал твоему отцу Аврааму. Никто не сможет успешно противостоять тебе в войне, поскольку Бог с тобой.
Мусульманская традиция рассказывает о подобном рассказе, известном как второй залог в Аль-Акабе . Отчет Себеоса предполагает, что Мухаммед на самом деле руководил совместным предприятием в направлении Палестины , а не еврейско-арабским союзом против мекканских язычников на юге.
Средний возраст
[ редактировать ]Византийская империя часто пыталась вернуть себе Эдессу, особенно при Романе I Лакапине , который получил от жителей « Образ Эдессы », древний портрет Христа, и торжественно перенес его в Константинополь , 16 августа 944 года. Это было последнее великое достижение правления Романа. Это почтенное и знаменитое изображение, которое наверняка находилось в Эдессе в 544 году и древняя копия которого имеется в Ватиканской библиотеке , было разграблено и перевезено на Запад Венецианской республикой в 1207 году после Четвертого крестового похода . Вскоре после этого городом правили Марваниды .

В 1031 году Эдесса была передана византийцам под предводительством Георгия Маниака ее арабским губернатором. Он был отвоеван арабами, а затем последовательно удерживался римлянами, армянами, династией Сельджуков (1087 г.), армянином по имени Торос , получившим независимость от турок (1094 г.), и крестоносцами (1098 г.), которые основали здесь графство Эдесса и удерживало город до 1144 года, когда он снова был захвачен Имад ад-Дином Зенги , и большая часть его жителей якобы была зарезан вместе с латинским архиепископом. [ 30 ] Эти события известны нам главным образом через армянского историка Матфея , родившегося в Эдессе. В 1144 году в городе проживало 47 000 армян. В 1146 году город был ненадолго отбит крестоносцами и потерян через несколько дней. По словам Стивена Рансимана , «все христианское население было изгнано, [и] великий город, который претендовал на звание старейшего христианского государства в мире, остался пустым и заброшенным и так и не восстановился до сих пор. " [ 31 ]
Саладин Айюбидов Лидер султаната приобрел город у Зенгидов в 1182 году. Во время правления Айюбидов население Эдессы составляло около 24 000 человек. [ 32 ] Султанат Рум захватил Эдессу в июне 1234 года, но где-то в конце 1234 или 1235 года султан Айюбидов Аль-Камиль вновь приобрел ее. После того, как Эдесса была отбита, Аль-Камиль приказал разрушить ее Цитадель. [ 33 ] Вскоре после этого монголы заявили о своем присутствии в Эдессе в 1244 году. Позже Ильханство отправило войска в Эдессу в 1260 году, после чего город добровольно подчинился им. Таким образом, население Эдессы было спасено от резни монголами. Эдесса также принадлежала Мамлюкскому султанату и Ак-Коюнлу .
Последующая история
[ редактировать ]Впоследствии Эдесса находилась под контролем династии Сефевидов , а с 1517 по 1918 годы — Османской империи . [ 34 ]
При османах в 1518 году население Эдессы оценивалось всего в 5500 человек; вероятно, из-за Османско-персидских войн . Однако к 1566 году население выросло примерно до 14 000 человек. В 1890 году население Эдессы насчитывало 55 000 человек, из них мусульманское население составляло 40 835 человек. [ 34 ]
Сирийская литература
[ редактировать ]Самые старые из известных датированных сирийских рукописей (411 и 462 гг. н.э.), содержащие греческие святоотеческие тексты, происходят из Эдессы.
Ниже приведены некоторые известные личности, связанные с Эдессой:
- Иаков Варадей , ярый миафизит, сохранивший (Восточную) Православную церковь после гонений, последовавших за халкидонскими спорами, якобитами.
- Иаков , епископ Эдессский, плодовитый писатель (ум. 708);
- Теофил , астроном, переведший на сирийский стихи Гомера и «Илиаду» « Одиссею» ;
- Стефан Бар Судайли , монах и пантеист, которому был обязан в Палестине последний кризис оригенизма в VI веке.
- Анонимный автор Chronicon Edessenum ( «Хроники Эдессы »), составленного в 540 г.
- Анонимный автор рассказа о «Человеке Божием» в V веке, породившего легенду о святом Алексии, также известном как Алексий Римский (поскольку изгнанные восточные монахи привезли в Рим его культ и кости в 10 век).
- Василий бар Шумна (ок. 1170 г.), епископ, написавший летопись истории города (ныне утерянная)
- Кир Эдесский , сирийский христианский писатель VI века.
- Иоанн бар Афтония , ключевая фигура в передаче греческой мысли и литературной культуры в сирийскую среду.
- Фаддей Эдесский , христианский святой и один из семидесяти учеников Иисуса.
- Маврилий Вогензский , сирийский священник.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Черви 1992 , с. 209-214.
- ^ Кесер-Каяалп и Дриджверс 2018 , стр. 516–518.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кесер-Каяалп и Дрейверс 2018 , с. 517.
- ^ Черви 1992 , с. 212-214.
- ^ Черви 1992 , с. 209
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лиу 1997 , стр. 174–175.
- ^ Перейти обратно: а б с Грей и Курт 2012 .
- ^ Эверетт-Хит 2018 .
- ^ Черви 1992 , с. 211
- ^ Черви 1992 , с. 209–214.
- ^ Хили 2007 , с. 115–127.
- ^ Бауэр, Уолтер (1991) [1934]. «1. Эдесса». Православие и ересь в раннем христианстве . У Пенн.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дерёмо, Ален Дж. (2018), Николсон, Оливер (редактор), «Легенда об Абгаре» , Оксфордский словарь поздней античности (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 , ISBN 978-0-19-866277-8 , получено 28 ноября 2020 г.
- ^ Фафински, Матеуш (04 апреля 2024 г.). «Беспокойный город: Эдесса и городские действующие лица в сирийских актах Второго Эфесского собора» . Аль-Масак : 1–25. дои : 10.1080/09503110.2024.2331915 . ISSN 0950-3110 .
- ^ Карран 1998 , с. 79.
- ^ Лабур, Христианство в Персидской империи , Париж, 1904, 130–41.
- ^ Евагрий , Хист. Эккл. , IV, VIII
- ^ фон Гарнак, Адольф (1905). Распространение христианства в первые три столетия . Уильямс и Норгейт. п. 293.
Нет сомнения, что еще до 190 г. н. э. христианство активно распространялось в Эдессе и ее окрестностях и что (вскоре после 201 г. или даже раньше?) царский дом присоединился к церкви.
- ^ Герберманн, Чарльз Джордж (1913). Католическая энциклопедия . Энциклопедия Пресс. п. 282.
- ^ {Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина, Книга 1, Глава 13 http://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf201.iii.vi.xiii.html} [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Читам, Сэмюэл (1905). История христианской церкви в течение первых шести веков . Макмиллан и компания . п. 58 .
- ^ фон Гучмид, А. (июль 1887 г.). «Untersuchungen über die Geschichte des Königliches Osroën» [Исследования по истории Королевского Осроена]. Мемуары Императорской Петербургской Академии наук (на немецком языке). 35 . Санкт-Петербург .
- ^ Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы . Думбартон-Оукс. стр. 109–12.
- ^ Локьер, Герберт (1988). Все апостолы Библии . Зондерван . п. 260. ИСБН 0-310-28011-7 .
- ^ Евсевий Кесарийский , Historia ecclesiastica , V, 23.
- ^ Chronicon Edessenum , объявление. ли 201.
- ^ Эд Джан Франческо Гамуррини , Рим, 1887 г., 62 кв.
- ^ Эхо Востока , 1907, 145.
- ^ Христианский Восток II, 953 кв.
- ^ Эль-Ажари 2016 , с. 91.
- ^ Стивен Рансиман (1951), История крестовых походов, Том II: Иерусалимское королевство и Франкский Восток, 1100–1187 , Cambridge University Press , стр. 240.
- ^ Шацмиллер, Майя (31 декабря 1993 г.). Труд в средневековом исламском мире . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09896-1 .
- ^ От Саладина до монголов: женщины как радикалы и консерваторы . СУНИ Пресс. 30 июня 1977 г. ISBN. 978-1-4384-0727-2 .
- ^ Перейти обратно: а б ар-Руха , Сурайя Фарохи, Энциклопедия ислама , Том. VIII, изд. CEBosworth, E. van Donzel, WP Heinrichs, G. Lecomte (Brill, 1995), 591-593.
Источники
[ редактировать ]- Адай, Джейкоб (2005). «Эдесса и сирийский язык» . Арфа . 18 : 331–336. дои : 10.31826/9781463233068-030 . ISBN 9781463233068 .
- Адлер, Уильям (2013). «Эдесское королевство и создание христианской аристократии» . Евреи, христиане и Римская империя: Поэтика власти в поздней античности . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 43–62, 277–282. ISBN 9780812208573 .
- Барнард, Лесли В. (1968). «Происхождение и возникновение церкви в Эдессе в первых двух веках нашей эры» (PDF) . Вигилии Христиане . 22 (3): 161–175. дои : 10.1163/157007267X00438 . S2CID 161640016 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2020 г.
- Уолтер Бауэр 1971. Православие и ересь в раннем христианстве , 1934 г. (на английском языке, 1971 г.): Глава 1 «Эдесса» ( текст в Интернете )
- Брок, Себастьян П. (2005). «Богословские школы Антиохии, Эдессы и Нисибиса» . Христианство: история на Ближнем Востоке . Бейрут: Совет церквей Ближнего Востока. стр. 143–160. ISBN 9789953003436 .
- Брок, Себастьян П. (2009). «Эдессейские сирийские надписи в позднеантичной Сирии» . От эллинизма к исламу: культурные и языковые изменения на римском Ближнем Востоке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 289–302. ISBN 9780521875813 .
- Брок, Себастьян П. (2013). «Рукописи, переписанные в Эдессе» . Orientalia Christiana: Фестиваль Хуберта Кауфхольда к его 70-летию . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 109–128. ISBN 9783447068857 .
- Карран, Джон (1998). «От Иовиана до Феодосия». В Кэмероне, Аверил; Гарнси, Питер (ред.). Кембриджская древняя история: Поздняя империя, 337-425 гг. н.э. Том. XIII (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 78–110. ISBN 0-521-30200-5 .
- Дрейверс, Хендрик Дж.В. (1980). Культы и верования в Эдессе . Лейден: Брилл. ISBN 9004060502 .
- Эль-Ажари, Таиф (2016). Зенги и ответ мусульман на крестовые походы: политика джихада . Рутледж.
- Эверетт-Хит, Джон (2018). «Шанлыурфа» . Краткий словарь топонимов мира (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0191866326 .
- Фафинский, Матеуш (2024). «Беспокойный город: Эдесса и городские действующие лица в сирийских актах Второго Эфесского собора» . Аль-Масак : 1–25. дои : 10.1080/09503110.2024.2331915 .
- Фарина, Маргарита (2018). «Сирийское языкознание по Иакову Эдесскому» . Сирийские прыгуны и язык . Париж: Гетнер. стр. 167–187.
- Гриффит, Сидни Х. (1986). «Ефрем, диакон Эдессы, и царская церковь» . Диакония: Исследования в честь Роберта Т. Мейера . Вашингтон: CUA Press. стр. 25–52. ISBN 9780813205960 .
- Гриффит, Сидни Х. (2002). «Христианство в Эдессе и сирийскоязычном мире: Мани, Бар Дайсан и Ефрем, борьба за верность на арамейской границе» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 2 :5–20. doi : 10.31826/jcsss-2009-020104 . S2CID 166480216 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г. Проверено 16 декабря 2020 г.
- Гриффит, Сидни Х. (2003). «Доктрина Аддай как парадигма христианской мысли в Эдессе в пятом веке» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 6 (2): 269–292. дои : 10.31826/hug-2010-060111 . S2CID 212688514 .
- А. фон Гучмид, Исследования по истории Королевского Осроена , в серии Mémoires de l'Académie Impériale des Sciences de Saint-Pétersbourg , серия 7, том. 35,1 (Санкт-Петербург, 1887 г.)
- Грей, Эрик Уильям; Курт, Амели (2012). «Эдесса» . Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954556-8 .
- Харрак, Амир (1992). «Древнее название Эдессы» (PDF) . Журнал ближневосточных исследований . 51 (3): 209–214. дои : 10.1086/373553 . S2CID 162190342 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г.
- Хили, Джон Ф. (2007). «Эдесская среда и рождение сирийского языка» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 10 (2): 115–127.
- Кесер-Каяалп, Элиф; Дрейверс, Хендрик Дж.В. (2018). «Эдесса» . Оксфордский словарь поздней античности . Том. 1. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 516–518. ISBN 9780192562463 .
- Лью, Сэмюэл (1997). «Эдесса» . Энциклопедия Ираника . Том. 8. стр. 174–175.
- Миллар, Фергюс (1967). Римская империя и ее соседи . Нью-Йорк: Делакорте Пресс. ISBN 9780440017691 .
- Миллар, Фергюс (1993). Римский Ближний Восток, 31 г. до н. э. — 337 г. н. э . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674778863 .
- Миллар, Фергюс (2004). Рим, греческий мир и Восток: правительство, общество и культура в Римской империи . Том. 2. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807855201 .
- Миллар, Фергюс (2006). Рим, греческий мир и Восток: Греческий мир, евреи и Восток . Том. 3. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807876657 .
- Миллар, Фергюс (2006). Греческая Римская империя: власть и вера при Феодосии II (408–450) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520253919 .
- Миллар, Фергюс (2011). «Греческий и сирийский язык в Эдессе: от Ефрема до Равбулы (363–435 гг. Н. Э.)» . Семитика и классика . 4 : 99–114. дои : 10.1484/J.SEC.1.102508 .
- Миллар, Фергюс (2012). «Греческий и сирийский язык в Эдессе пятого века: дело епископа Хибаса» . Семитика и классика . 5 : 151–165. дои : 10.1484/J.SEC.1.103053 .
- Рейнинк, Геррит Дж. (1995). «Эдесса померкла, а Нисибис засиял: Школа Нисибиса на рубеже шестого-седьмого веков» . Центры обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке . Лейден: Брилл. стр. 77–89. ISBN 9004101934 .
- Росс, Стивен К. (2001). Римская Эдесса: политика и культура на восточных окраинах Римской империи, 114–242 гг . н.э. Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134660636 .
- Сигал, Джуда Б. (1970). Эдесса: Благословенный город . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198215455 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Старые и новые снимки из Эдессы
- Ричард Стиллвелл, изд. Принстонская энциклопедия классических памятников , 1976: «Антиохия у Каллирои, позже Юстинополис (Эдесса; Урфа), Турция»
- Андре Палмер, в электронном журнале Golden Horn: Journal of Byzantium. Очерк о визите Эгерии в сопровождении (апрель 384 г.) и небылиц епископа.
- Хроника Эдессы
- Древние монеты Эдессы на wildwinds.com
- Livius.org: Эдесса. Архивировано 24 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
37 ° 09' с.ш. 38 ° 48' в.д. / 37,150 ° с.ш. 38,800 ° в.д.
- Эдесса
- заведения 300-х годов до нашей эры
- Населенные пункты, основанные в IV веке до нашей эры.
- Древнегреческие археологические памятники в Турции
- Археологические памятники Юго-Восточной Анатолии
- Места крестового похода
- История провинции Шанлыурфа
- Священные города
- Населенные пункты Осроена
- Населенные пункты провинции Шанлыурфа
- Римские города Турции.
- Римская Сирия
- Селевкидские колонии в Анатолии
- Верхняя Месопотамия
- Ур Халдейский