Jump to content

Кардеа

(Перенаправлено с Лиментина )

Кардеа или Карда была древнеримской богиней петель (лат. cardo, cardinis ), римские двери подвешивались на шарнирных петлях . Поэт Августа Овидий отождествляет ее с другой архаичной богиней по имени Карна , праздник которой отмечался в июньские календы и которой он дает альтернативное имя Кране или Кранея , нимфа . Смешение богинь Овидием, вероятно, было его поэтическим изобретением. [ 1 ] [ 2 ] но также было высказано предположение, что Карна была сокращенной формой Кардина , [ 3 ] и, по крайней мере, Овидий заметил, что их традиции совпадают. [ 4 ]

Кардеа и дверные проемы

[ редактировать ]
Аллегорическое изображение четырех времен года ( Оры ) и меньших фигурок сопровождающих, которые обрамляют римский двойной дверной проем, обозначающий вход в загробную жизнь. [ 5 ] середины III века нашей эры на саркофаге

В христианской полемике Кардея отцов церкви ассоциируется с двумя неизвестными божествами, которые контролируют дверные проемы: Форкулус , от fores , «дверь», во множественном числе по форме, потому что двойные двери были обычным явлением в общественных зданиях и элитных домах ( domūs ); и Limentinus , от Limen, liminis , «порог» (сравните с английским « лиминальный »). [ 6 ] Св. Августин высмеивает кажущуюся тривиальность этих «маленьких богов» в одной из своих «нападок на множество богов». [ 7 ] отмечая, что, хотя для человеческого хозяйства достаточно одного привратника, римским богам требуется три: «очевидно, Форкулус не может одновременно следить за петлями и порогом». Современные ученые отмечают, что этот конкретный набор божеств принадлежит к ритуалам выделения священного пространства и установления границ, религиозному развитию, предположительно произошедшему во время перехода от скотоводства к аграрному обществу . Среди римских божеств этого типа Терминус был самым значительным. [ 8 ]

Стефан Вайншток предположил, что эти три дверных божества имели место в космологии как Ianitores terrestres , «привратники земли», охраняющие проход в земную сферу. В схеме, представленной Марсианом Капеллой , Ianitores terrestres помещены в область 16 среди божеств низших рангов, тогда как Янус , божественный привратник по преимуществу , [ 9 ] помещен в область 1. Это расположение может представлять ianuae coeli , две двери небес, отождествляемые с солнцестояниями . [ 10 ] Исидор Севильский говорит, что есть два ianuae coeli , один восходящий (то есть на Востоке) и один заходящий (на Западе): «Солнце выходит из одних ворот, через другие оно удаляется». [ 11 ]

За определением Исидора сразу же следует объяснение сторон света (множественное число от cardo ), поворотов оси с севера на юг, вокруг которой вращается сфера мира. Они аналогичны верхним и нижним шарнирным петлям римской двери. [ 12 ]

Помимо значения «дверная петля», кардо также было фундаментальным понятием в римской геодезии и городском планировании. Кардо процедуры , была главной улицей города с севера на юг, при обследовании которой проводились аугурационные выравнивающие земное и небесное пространство. Кардо cardo также использовалось в планировке походного лагеря римской армии , ворота которого были выровнены по сторонам света (слово, происходящее от латинского /cardinis ) в той степени, в которой это позволяла местность. [ 13 ]

Карна и бобовые календы

[ редактировать ]

Макробиус [ 14 ] (V век) говорит, что имя Карна произошло от caro, carnis , «плоть, мясо, пища» (сравните английское « плотское » и « плотоядное »), и что она была хранительницей сердца и жизненно важных частей тела. человеческое тело. Способность предотвращать вампирические приступы , которую Овидий приписывает объединенному Кардеа-Карна, вероятно, принадлежала Карне, в то время как амулеты, закрепленные на дверных косяках, по праву принадлежат Кардее. [ 15 ]

Праздник Карны был отмечен как нефаст в календаре ; то есть это был государственный праздник, когда ни собрание, ни суд не могли собраться. Пюре из фасоли и сала – блюдо, которое можно сравнить с пережаренными бобами или хоппинджоном. [ 16 ] – предлагались ей как res divinae , и поэтому этот день был известен как Kalendae fabariae , Бобовые календы, поскольку в это время созревал урожай бобов. Фасоль обладала многими магическими и религиозными свойствами в Древней Греции и Риме, помимо своей важности как продовольственной культуры. [ 17 ]

Уильям Уорд Фаулер считал Карну архаичной богиней, чей культ не был возрожден религиозными нововведениями или реформами и, таким образом, к концу республики канул в безвестность . [ 18 ] Огюст Буше-Леклерк считал Карну богиней здоровья. [ 19 ] На ее неуловимую природу указывают сильно расходящиеся научные предположения, которые она подсказала: « считала ее хтоническим божеством Виссова , богиней Петтаццони - лунной - богиней бобов , Латте - покровительницей пищеварения , а Дюмезиль ». [ 20 ]

Овидия В посте

[ редактировать ]

Похищение Кранаи

[ редактировать ]

В «Фасти » Овидия нимфа Кранайя изнасилована Янусом, богом, которого поэт иначе изображает добродушным и мудрым. [ 21 ] Как поэтическое произведение искусства, Фасти представляет собой уникальное произведение, сочетающее в себе подлинный фольклор, антикварные знания и художественную разработку. Это было истолковано как вызов Овидия преобладающей ортодоксии религиозных реформ Августа, которые часто были нововведениями имперской пропаганды под прикрытием архаического возрождения. [ 22 ]

Овидий начинает с того, что отмечает, что первый день месяца посвящен Карне. Затем он идентифицирует ее как богиню петель, которая в других местах известна как Кардея, имя, которое Овидий не использует: «Посредством своего божественного присутствия ( нумен ) она открывает вещи, которые были закрыты, и закрывает вещи, которые были открыты. ." Источник ее сил ( vires ) со временем помутился ( aevum ), но он обещает, что его стихотворение ( carmen ) прояснит дело (6.101–104).

Местом действия является священная роща ( lucus ) неизвестного бога Алерна (которого считали отцом Кардеи), для которого, как утверждает Овидий, государственные жрецы до сих пор проводят сакры , священные обряды. Там родилась нимфа, названная тогда Краной. Она была охотницей, которую часто принимали за «сестру Феба », то есть Диану , за исключением того, что она использовала охотничьи дротики и сети, а не лук и стрелы. Когда ее многочисленные потенциальные любовники пытались соблазнить ее, она возражала, заявляя об отсутствии приватности, и играла с каждым один и тот же трюк: «Проведите путь к уединенной пещере, а я последую за ней». Пока доверчивый юноша шел вперед, Краная сдерживалась, пока не скрылась в кустах (6.105–118).

Янус тоже был охвачен желанием нимфы. На его ласковые разговоры ( verbis mollibus ) она ответила той же уловкой; однако, как указывает Овидий в характерный момент столкновения комедии и жестокости, два лица Януса позволяют ему видеть, что происходит позади, и Краная не смогла ускользнуть от него. Она была бессильна ( nil agis , «ты ничего не можешь сделать», дважды повторяет поэт); бог «занимает ее своими объятиями» и, одолев ее для достижения своей цели, рассматривает встречу как договорную: «В обмен на наше общение ( pro concubitu ) право ( ius ) шарнира будет твоим; возьми это в качестве платы за девственность, которую ты отдал на хранение» (6.119–128).

В залог он дает ей терн , или боярышник, обладающий силой отталкивать вредоносное воздействие от входов в дома (6.129–130). Это «шарнир» или поворотный момент трансформации безымянной Кардеи из девы-нимфы дикой природы в богиню, которая охраняет порог или границы ( лимина ) семейной жизни. [ 23 ] История об изнасиловании Кранаи, хотя и рассказана скорее римскими, чем греческими персонажами , была бы не лишней в «Метаморфозах» Овидия : героиня не превращается в дерево, но ее трансформация заключена в символе тернового дерева. [ 24 ]

Карна и страйги

[ редактировать ]

Действие tristes терна объясняет, почему, по словам Овидия, его ветвь или веточка используются для отражения ... noxas , «губительного вреда», от дверных проемов ( fores ). Это необходимо, говорит он, потому что есть жадные крылатые существа, готовые прилететь и высосать кровь у спящих младенцев, настолько маленьких, что они все еще питаются только грудным молоком. [ 25 ] Овидий описывает этих существ (6.131–142) ​​как имеющих большую голову, выпуклые глаза и клювы, пригодные для того, чтобы хватать и уносить; крылья у них белые, а когти подобны крючкам. Им дано название striges , единственное число strix , слово, обозначающее сову как птицу злого предзнаменования и предположительно происходящее от глагола strideo, stridere , «визжать». При этом Овидий говорит, что это крылатые существа, которые мучили брошенного Финея , украв еду с его стола, – то есть Гарпии . Они представляют собой «сбивающую с толку композицию», напоминающую изображения на некоторых табличках с проклятиями , на одной из которых изображена «пирующая сердце Геката », что соответствует описанию Овидия. [ 26 ] [ 27 ] Сам поэт подчеркивает, что трудно сказать, каковы они на самом деле, родились ли они птицами или были преобразованы заклинанием ( кармен , слово Овидий только что использовал для описания своего рассказа). Затем он называет кармен « старухи марсианским » пением ( neniaque… Marsa…anūs ) .

Цитаты
  1. ^ Ньюлендс, Кэрол Э. (1995), Игра со временем: Овидий и Фасти , издательство Корнельского университета, стр. 14
  2. ^ Фаулер, Уильям Вард (1908), Римские фестивали периода республики , Лондон, стр. 131.
  3. ^ Томас Кейтли, Фасти Овидия (Лондон, 1848, 2-е издание), стр. 210.
  4. ^ Макдонаф (1997) , «Карна, Прока и Стрикс в июньских календах», Труды Американской филологической ассоциации 127, стр. 330.
  5. ^ Мелисса Барден Даулинг, «Время возрождения: трансформация римского времени», во « Времени и неопределенности» (Brill, 2004), стр. 184.
  6. ^ Августин Гиппопотамский , О городе Божием 4.8; Тертуллиан , «О военной короне» 13 и «О идолопоклонстве» 15; Киприан , О суете идолов 4.
  7. ^ Калос, Майджастина . Дебаты и диалог: христианская и языческая культуры c. 360–430 (Эшгейт, 2007), с. 139.
  8. ^ Роджер Д. Вудард, Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ (University of Illinois Press, 2006), стр. 246–247.
  9. ^ Макдонаф (1997) , с. 333.
  10. ^ Стефан Вайншток, «Марсиан Капелла и космическая система этрусков», Журнал римских исследований 36 (1946), стр. 106. См. также Рене Генон, «Фундаментальные символы» (Кембридж: Quinta Essentia, 1995), глава 37, «Врата солнцестояния».
  11. ^ Исидор Севильский , Etymologiae 13.1.7: Двери рая — две: восток и запад. Ибо солнце выходит через одни ворота и принимает себя через другие .
  12. ^ См. рисунки римских дверных петель в Словаре классической литературы и древностей Харпера , том. 1, с. 279
  13. ^ Алан Ричардсон, в серии статей в Оксфордском журнале археологии : «Численная основа римских лагерей», 19.4 (2000) 425–437; «Боевой порядок в римской армии: данные походных лагерей», 20.2 (2001) 171–185; «Ориентация римских лагерей и фортов», Оксфордский журнал археологии 24.4 (2005) 415–426.
  14. ^ Макробий , Сатурналии 1.12.
  15. ^ Фаулер, Фестивали , стр. 131–132.
  16. ^ Макдонаф (1997) , с. 315.
  17. ^ Макдонаф (1997), стр. 328–329, 339–341.
  18. ^ Фаулер, Фестивали , с. 130.
  19. ^ Огюст Буше-Леклерк , История гадания в древности (Жером Миллон, 2003, первоначально опубликовано в 1879–1882 гг.), Стр. 741.
  20. ^ Макдонаф (1997) , с. 316.
  21. ^ Овидий, Фасти 6.110ff. Райли, Томас Х. (1851) тр., Фасти , с. 214ff
  22. ^ Ньюлендс, Игра со временем , стр. 126, 144 и др .
  23. ^ Макдонаф (1997) , с. 310.
  24. ^ Томас Хабинек, Мир римской песни: от ритуальной речи к социальному порядку (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2005), стр. 17–19.
  25. О других демонах и существах, ворующих детей и охотящихся на младенцев, в фольклоре Средиземноморья или Ближнего Востока см. Lilith , Lamashtu , Gello и Abyzou . См. также Кристофер А. Фараоне , «Подрезчик, Дровосек и греческие имена демонов, оканчивающиеся на -томос (Hom. Hymn to Dem. 228–9)», American Journal of Philology 122.1 (2001) 1–10, на « «Демон дровосека», который может вызвать боль в деснах у младенцев, у которых режутся зубы.
  26. ^ Макдонаф (1997) , стр. 324–326.
  27. ^ Рисунок см. Джон Г. Гейгер, Таблички с проклятиями и связывающие заклинания из древнего мира (Oxford University Press, 1992), стр. 181 онлайн (также на обложке).
Библиография
  • Макдонаф, Кристофер Майкл (1997). «Карна, Прока и Стрикс в июньских календах». Труды Американской филологической ассоциации . 127 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 315–344. дои : 10.2307/284396 . JSTOR   284396 . JSTOR   284396
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe9f335160d4d47d308606883d32ad97__1713411000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/97/fe9f335160d4d47d308606883d32ad97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cardea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)